Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Страдание

Шавердова Надежда, студентка факультетапсихологии 5 курса
Вданном эссе мне хотелось бы сначала раскрыть свое понимание феномена страдания,его происхождения, причин, а потом показать, что мой взгляд соотносится спозициями как экзистенциальной психологии вообще, так и некоторых еепредставителей в частности.
Жизненныйопыт любого здорового человека разносторонен и многообразен, он неизбежносодержит в себе как позитивные, так и негативные аспекты. Страдание, которое,как очевидно, относится к негативному полюсу, имеет свою специфику; было быневерно отождествлять этот феномен с другими «отрицательными» переживаниями:огорчение, расстройство, неудовольствие, досада, печаль сами по себе не являютсясинонимами страдания. Иначе говоря, страдание – более широкое понятие;достаточно сильные отрицательные переживания могут вызывать страдание, а могути не вызывать. Страдание, на мой взгляд – это реакция личности на негативныеобстоятельства и переживания. Ниже я рассмотрю, что, на мой взгляд,обуславливает реакцию страдания. Теперь же рассмотрим его характеристики,позволяющие отличить страдание от отрицательных эмоций и переживаний,сопровождающих определенные жизненные обстоятельства.
Начнемс того, что страдание переживается как сильное негативное состояние. Оно болееглобально и травматично, чем переживание, которое страданием не является. Вотличие от негативных эмоций, страдание проникает более глубоко и разрушаетпривычную картину мира. Страдание отличается также своей длительностью:негативные эмоции и состояния, не являющиеся страданием, как правило, не длятсяочень долго и проходят спонтанно, в случае изменения жизненной ситуации.Страдание же может продолжаться в течение весьма значительного временногоотрезка; для того, чтобы выйти из этого состояния, требуются определенныеусилия личности, само по себе оно пройти не может.
Какуже вскользь было замечено, одни и те же обстоятельства могут вызыватьстрадания у одних людей и не вызывать у других. Почему так происходит?
Всемы живем в окружающем мире, но не все его аспекты одинаково значимы для разныхлюдей. Каждый человек сам выбирает, как ему расставить приоритеты. Однако длякаждого из нас существует некая область, некий аспект бытия, наиболее важныйдля нас. Какие-то ценности имеют для человека решающее, первостепенноезначение, являются смыслом всей его жизни, центром его мировоззрения. У разныхлюдей эти ценности не совпадают. Назовем этот аспект бытия, являющийсяосновным, центральным, базовым для определенного человека, его точкой опоры .
Помимоточки опоры, вокруг которой строится и на которую опирается все мировоззрениечеловека, его система ценностей, существуют другие области бытия, которыесимволически можно расположить вокруг точки опоры. Они для человека важны иосмысленны, их значимость в системе мировоззрения наполняет его жизнь. Назовемтакие ценности значимыми аспектамибытия.
Какуже было замечено, каждый человек может выбирать разные ценности в качестветочки опоры. То, какие именно ценности лягут в основу его мировоззрения,определяет уровень развития этогочеловека.
Точкойопоры могут быть материальные ценности: в таком случае, удовлетворение телесныхпотребностей станет важнейшей целью в жизни человека, которой будут подчинятьсявсе его стремления. У других людей точка опоры может лежать в областисоциальных аспектов жизни: например, центральными в жизни человека могут статьпотребность в принятии другими людьми или стремление к власти. Есть люди,которые располагают точку опоры в морально-нравственных ценностях:справедливость, соответствие высоким моральным нормам – основной принцип ихжизни. Есть, наконец, люди, которые помещают свою точку опоры в областьдуховных и религиозных ценностей.
Теперьмы подобрались вплотную к выявлению происхождения страдания. На мой взгляд,страдание возникает, когда рушится точка опоры человека, разрушается тот аспектжизни, те области бытия, на которых построено все мировоззрение человека. Апоскольку точка опоры для всех разная, то и ситуации, вызывающие страдания, длякаждого неодинаковы: для кого-то будет страданием разрушение материальныхценностей: например, банкротство, пропажа имущества, потеря привлекательности,а у кого-то в связи с этим возникнут отрицательные переживания, но страдать онНЕ БУДЕТ, поскольку его точка опоры, лежащая в сфере нравственных ценностей,добра и справедливости, при этом не пострадала.
Еслиточка опоры индивида остается сохранной, но при этом рушатся значимые для негоаспекты бытия, то человек может найти смысл в этом разрушении. Если жеразрушается точка опоры, то для обретения смысла и прекращения страданиянеобходимо создать новую точку опоры на более высоком уровне развития, чтотребует определенной личностной работы.
Болеенизкие уровни развития человека имеют ограничения по сравнению с болеевысокими: чем выше уровень развития, тем больше аспектов бытия замечаютсячеловеком, становятся для него значимыми, тем богаче и насыщеннее его жизнь.Кроме того, точка опоры на высших уровнях более устойчива: разрушитьматериальные или социальные аспекты, а значит, и все мировоззрение человека наболее низком уровне развития могут любые внешние обстоятельства, а колебанияобластей нравственного и духовного могут происходить в первую очередь попричинам, зависящим от самой личности.
Идеалом,то есть самым высоким уровнем развития, на мой взгляд, является отсутствиевсяких точек опоры, то есть полная свобода личности. При этом все аспекты бытиястановятся значимыми, все ценности организуются в иерархию, жизнь человекаобретает максимальную полноту и свободу и его мировоззрение не зависит ни откаких влияний, человек волен сам, свободно его творить. Но, поскольку такойидеал вряд ли достижим, наиболее приближенным к нему можно считать помещениеточки опоры на духовных ценностях.
Таковов общих чертах мое представление о природе и происхождении страдания. Как мнекажется, этот подход можно соотнести с экзистенциальным направлением и найтисхожие черты со взглядами некоторых его представителей.
Яполагаю, что мое понимание можно назвать экзистенциальным. На мой взгляд, вчеловеке не заложено никакой заранее определенной предзаданности,направленности развития; человек сам делает выбор, куда поставить свою точкуопоры, куда ее переместить и перемещать ли. Взаимодействие с миром крайне важнодля человека, определяет многие особенности его сущности, может пошатнуть точкуопоры или способствовать ее переходу на более высокий уровень. Человек такжеволен сам выбирать между добром и злом. Он может установить точку опоры на каждомуровне как на «хорошем», так и на «плохом» полюсе; особенно это видно насоциальном уровне: можно поставить точку опоры на аспектах принятия и общения,а можно и на контроле и доминировании над другими людьми. Только нанравственном и духовном уровне не существует такой дихотомии, т.к. если человеквыбирает в качестве точки опоры безнравственность и преступность, оноказывается на более низком, материальном или социальном уровне.
Такимобразом, основные положения экзистенциального направления находят выражение и вмоем представлении природы и причин страданий.
Изпредставителей экзистенциального направления мое понимание больше всегоперекликается с позицией Франкла. Его представление о биологическом, душевном идуховном уровне перекликается с моим пониманием уровней развития. Понятиетрансценденции находит выражение в представлении о перенесении точки опоры наболее высокие уровни. Представление Франкла о смысле сходно с моим пониманиемточки опоры человека: смысл может быть для всех различным, может содержаться водной из трех групп ценностей и возможность перехода на последующую ступеньиерархии при утере предыдущих. Перекликается с концепцией Франкла и моепонимание страданий: они перестают быть страданиями, когда обретают смысл.
Вконцепции Ролло Мэя можно найти некое сходство в понимании того, что Р. Мэйназывает нормальной и патологической тревогой. Нормальная тревога возникает влюбом случае, когда ценностям человека что-то угрожает. Патологическая тревога– несоразмерность тревоги и вызвавшего ее повода. В моем понимании, страданиячеловека в случае разрушения точки опоры на низшем уровне могут выглядетьпатологичными с точки зрения более высокого уровня, так как с более высокойпозиции становится очевидным несоответствие переживаний вызвавшим их причинам.
Моепредставление об уровнях перекликается также и с концепцией уровней Лукаса. Длятого, чтобы стать более свободным, человеку необходимо перейти на вышестоящийуровень.
Такжеможно найти общие моменты с концепцией Бинсвангера: его представление о бытиичеловека как о бытии здесь и теперь и о мире как о более широком контексте, и овозможностях трансценденции, выхода за пределы наличной ситуации, за пределыбытия. Это соотносится с моим пониманием переживания страдания человека какразрушения его точки опоры в некой конкретной ситуации и выход за пределыналичной ситуации как возможность преодоления страдания, возможности болееширокого понимания мира.
Можнои дальше перечислять элементы концепций представителей экзистенциальногонаправления, выявляя их соотношения с моим пониманием, но, на мой взгляд,наиболее тесно моя точка зрения перекликается с теорией Франкла, а трехпримеров вполне достаточно, чтобы показать, что в моем представлении о причинахи природе страдания есть элементы, схожие со многими позициями представителейэкзистенциального подхода.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.temenos.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.