Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Структуры потребностей человека

Дмитрий Русак
Потребностиэто совокупность всего того без чего невозможно существование человека какединой, двойной психофизиологической системы. Они определяют всё поведениечеловека в различных ситуациях.
Потребностиделятся на две основные группы: психические (духовные) и физиологические(биологически обусловленные). В ходе развития человека они дополняютсясовокупными (сдвоенными) и сознательно-социальными потребностями.
Психическиеи физиологические потребности противоположны по своему назначению. Психическиепотребности призваны развивать потенциал Души. Стимулировать, развиватьТворчество, вести к истокам рождения и восстановлению Души в единой структуреМироздания. Задача физиологических потребностей это обеспечение полноценного,безопасного функционирования организма. Физиологические потребности по своейсути эгоцентричны.
Потребностиимеют свою структуру в виде пирамид. Наиболее важной является вершина и от неёспускаются, следующие по значению уровни.
Пирамидапсихических потребностей
Вершинойэтой пирамиды является потребность в соединении с Богом-Творцом (Разумом).Второй уровень составляют потребности в самосовершенствовании и творчестве. Третийуровень это потребности в ориентации и специфической безопасности.
Пирамидафизиологических потребностей
Вершинойпирамиды является потребность в безопасности. Второй уровень составляютпотребности в ориентации, здоровье и энергообмене. Третий уровень этопотребности в отдыхе, игре (общении), лидерстве и хитрости. Четвёртый уровеньсостоит из потребностей в свободе, половые и в коллективизме.
Этидве основные группы потребностей составляют основу мотивационного,бессознательного поведения человека, не всегда осознаваемую самим индивидом.
Сталкиваясьмежду собою в предварительном сознании, они могут образовывать временные связидля решения текущей задачи. А при частом повторении могут образовыватьсовокупную потребность.
Дляопределения мотива сознательных поступков необходимо учитывать дополнительныефакторы. К которым относятся шкала жизненных ценностей, включающая в себябольшую группу социальных потребностей и личную пирамиду потребностей индивида.
Социальныепотребности это все потребности определяемые обществом (социумом), какдополнительно-обязательные к основным потребностям. Например: Для обеспеченияпроцесса еды (основной потребности), социальными потребностями будут являться:стул, стол, вилки, ножи, тарелки, салфетки и т.п. В различных социальныхгруппах эти потребности различны и зависят от норм, правил, менталитета,особенностей проживания и т.п. факторов определяющих социальную культуру.Вместе с этим наличие у индивида предметов, определяемых обществом какнеобходимые, может определять его социальный статус в обществе.
Появлениесознательной социальной пирамиды потребностей зависит от наличия коллектива иего стремлений. Каждой группе будет соответствовать своя собственная пирамида иеё вершиной будет наиболее ценная (важная) для этой группы потребность. Этипирамиды могут изменяться в течении времени под воздействием ряда факторов.Например: взросление всей группы, развитие группового интеллекта, изменениеинтересов, повышение статуса группы в более большом коллективе и т.п.
Разностьсоциальных пирамид между группами приводит к непониманию или столкновениюинтересов и как следствие к различным конфликтам. В том числе конфликту междупоколениями, различным противостоянием и войнам.
Количествосознательных, социальных пирамид у одного индивида определяется количествомколлективов, в которых он участвует. Однако это участие должно бытьпродолжительным и образовывать связь индивида с целями и задачами группы. Впротивном случае социальная пирамида для индивида будет носить толькоинформативный, необязательный характер. Следовательно, индивид будет еюпренебрегать, и его поступки будут носить антисоциальную направленность внекоторых случаях. Наиболее сильными для индивида являются те социальныепирамиды, в которых он развивается, воспринимая себя частью единой группы.
Антисоциальнаянаправленность индивида проявится и в тех случаях, когда его личный интерес(личная пирамида потребностей) окажется сильнее социального. Личностнаяпирамида создаётся и изменяется индивидом в ходе собственного развития. Онасодержит личностную структуру ценностей, основанную на личной логике,личностном суждении и личном опыте индивида.
Возникновениеи реализация потребностей
1.От рецепторов организма информация проходит через опознание и начинаетвоздействовать на потребности двух структур. Это воздействие возбуждаетпотребности, которым соответствует поступившая информация. Возбуждённаяпотребность начинает воздействие на свою структуру Сверхсознание илиПодсознание, при этом включаются чувства этих структур. В результате образуетсячувственно-эмоциональное отношение к поступившей информации.
2.Сверхсознание и Подсознание могут удовлетворить потребность за счёт работысвоих рефлексов, стереотипов и бессознательной мыслительной работы. Результатэтой работы может не поступать в оперативную память Сознания.
3.Если в пределах компетенции двух структур потребность не удовлетворена, то вработу включается структура Предварительного сознания, которая можетудовлетворить потребность за счет работы совокупных рефлексов и стереотипов.
4.Если потребность не может быть удовлетворена за счет работы бессознательныхпроцессов, то в работу включается Сознание.
Осознаваемыеиндивидом потребности имеют сроки удовлетворения. К краткосрочным относятся всефизиологические потребности и обеспечивающие их социальные со срокомудовлетворения до семи суток. К среднесрочным относятся потребности со срокомудовлетворения до одного года. К перспективным относятся психические инекоторые социальные потребности. (Например: найти смысл жизни, воспитать детейи т.п.)
Осознаваемыепотребности сверяются с сознательными структурами. Исходя из сроков ихудовлетворения Сознание выстраивает план действий для их реализации индивидом.Сверяясь с пирамидами потребностей, определяется очерёдность их удовлетворенияпо важности. Фактически Сознание строит систему удовлетворения потребностейисходя из личностных, социальных, физиологических и психических установок. Всевозникающие потребности очень динамичны и удовлетворение одной моментальновыдвигает вперёд другую. Этот процесс постоянен и непрерывен.
Внеосознаваемом режиме удовлетворения потребностей, одна потребность может бытьзаменена другой, более сильной, даже при неполной удовлетворённости. Всознательном режиме удовлетворения потребностей возможны различные варианты. Кпримеру, более сильная потребность будет подавляться, а самая слабая будетреализовываться. Или несколько различных потребностей будут объединяться в одинблок, и реализовываться в комплексе. В этом проявляется сознательная силаиндивида.
Например:При недостатке времени многие люди совмещают еду с изучением различныхматериалов (газет, книг, учебников и т.п.)
5.Сознательные действия, направленные на реализацию потребностей проходят черезпостоянную оценку и корректировку. Оценка осуществляется с личностной исоциальных позиций. Индивид может пожертвовать своей личной или социальнойпозицией ради удовлетворения какой либо потребности, которая наиболее значимадля него в настоящий момент времени.
Направленностьличности определяется только преобладающими у него потребностями. Припреобладании физиологических потребностей, личность эгоцентрична, направлена кматериальному миру с выраженной биологической сущностью. При преобладаниипсихических потребностей, личность направлена к духовному миру, развивает свойвнутренний потенциал и обладает определённым уровнем душевности. Преобладаниепотребностей в сознательной деятельности зависит от предварительноговоспитания, развития структур сознания, различных социальных групп, в которыхживет человек. А также от степени личного самовоспитания, самодисциплины ицелеустремленности.
Парадоксчеловека проявляется в том, что нельзя полностью отказаться от потребностейзаложенных с рождения. Человек может поставить свои потребности подсознательный контроль, усиливая или ослабляя их в процессе деятельности.Терпение это разновидность контроля своих потребностей. Между всемипотребностями существует прямая зависимость, так сильная боль, жажда, голодотвлекают внимание на себя до частичного удовлетворения. При этом существуютпредельные сроки удовлетворения некоторых потребностей. Они определяютколичество времени, которое человек может обойтись без воды, еды, сна и т.п. Закритическим порогом наступает физическая смерть или иные необратимыепоследствия для организма.
Противоестественноотрицать необходимость удовлетворения физиологических потребностей, но такженедопустимо для человека содержание своего тела в неге и тепличных условиях.Биологическая распущенность приводит к частому воздействию на центрудовольствия, что ослабляет психику и самоконтроль человека и в нём начинаетпреобладать физиология над духом.
Воздействиена центр удовольствия создаёт эффект удовлетворения потребностей, фактическипревращая человека в счастливое животное. Такое воздействие оказывает алкоголь,наркотические вещества, токсины и некоторые иные химические вещества. Однако наэтот центр можно воздействовать электротоком за счет имплантированных в мозгспециальных электродов. Производимые различными физиологами опыты с крысамитолько подтверждают правило: Биологическое существо должно получатьудовольствие от удовлетворённых потребностей! Существует опасность вискуственом получении такого удовольствия, поскольку в таком состоянии реальныепотребности не удовлетворены, то организм будет истощаться пока не наступитсмерть. А употребление химических веществ вызывает изменение всей биологическойструктуры человека и приводит к зависимости от этих веществ. Которая в своюочередь требует регулярного поступления этих веществ в организм для обеспечения«нормальной» работы организма. Для снятия этой зависимости необходим большойкомплекс различных мероприятий.
Ксожалению человек, нашёл для себя способы ухода от решения проблем за счетсоздания «логова» в котором можно «спрятаться» от внешнего мира. Но проблемывсегда остаются и их рано или поздно придется решать и бегство не поможет.
Получаяпостоянное удовольствие от удовлетворения только физиологических потребностей,человеческое сознание претерпевает изменения. Изменяется направленностьсоциальных пирамид потребностей. Они становятся материальны и начинаютподавлять психические потребности. Изменяется направленность личности, а смыслжизни сводится к получению материальной, сиюминутной выгоды. Таким образом,нарушается природная Гармония человека и начинается стадияпсихофизиологического заболевания.
ПрироднаяГармония человека есть умеренная аскета. Она предусматривает определённыйбаланс основных потребностей в котором, главными являются психическиепотребности, а все остальные второстепенны. Второстепенность физиологическихпотребностей предусматривает их удовлетворение по мере необходимости, ноограничивает определёнными рамками. Это ограничение обеспечивает природнуюнеобходимость без излишеств и «роскоши», но не создаёт при этом крайностей.
Например:Потребность человека в укрытии (доме) не должна превышать 100 кв. метров наодного т.к. большой, замкнутый, пустой объём приводит к появлению страхов(фобий). И это обусловлено природными факторами. Пища должна содержать всенеобходимые организму вещества, но не быть культом. Излишество пищи нарушаетфункции организма. Излишний отдых приводит к ослаблению сопротивляемостиорганизма к внешним факторам и т.д.
Обществообязано пересмотреть социальные границы своих потребностей, определить нижний иверхний допустимые пределы на основе психофизиологических структур.
Столкновениепотребностей между собою, их воздействие друг на друга, сознательноевоздействие на них приводит к различным внутренним противоречиям. Образуютсявнутренние конфликты, следствием чего будут различные нервные расстройства,зависимости и заболевания. К ним относятся и сексуальные аномалии.
Длявосстановления Гармонии в психофизиологической системе необходимо применятьспециальные методики психотерапии.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта psychology.net.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.