Морозов А.В.
Ценностьличности определяется не только тем, что она представляет собой в данныймомент, но и заложенными в ней возможностями дальнейшего развития и совершенствования.
Всякаядеятельность требует от человека обладания специфическими качествами,определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровеньуспешности её выполнения. В психологии эти индивидуально-психологическиеособенности называют способностями личности, причем выделяют только такиеспособности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых,индивидуально варьируют. Все люди способны к прямохождению и освоению речи,однако, к собственно способностям они не относятся: первая по причиненепсихологичности, вторая по причине общности.
Оспособностях высказано очень много противоречивых суждений, мы же попробуемрассмотреть их место в структуре личности, а также поговорим о бытующих насегодняшний день мифах о них. О способностях ходит, пожалуй, большепротиворечащих друг другу мифов, чем о любых других характеристиках личности.Вот основные из них:
способностизаложены в человеке от рождения;
любыеспособности можно сформировать;
людиизначально равны по своим способностям.
Одинпедагог в достаточно немолодом возрасте провел на себе следующий эксперимент. Унего полностью отсутствовал музыкальный слух. И он начал постепенно, тратя наэто очень много времени и усилий, разучивать по частям многоголосые фуги Баха.И он добился успеха и развил у себя очень хороший музыкальный слух. Это говорито том, что можно сформировать любую деятельность, но большими усилиями.Способность, по определению, это свойство личности, характеризующее успешностьее в той или иной деятельности и возможность выполнения этой деятельности безизбыточных усилий. Этот пример демонстрирует то, что можно обойтись безспособностей, даже в такой сложной деятельности, но отнюдь не то, чтоспособность можно формировать. То, что педагог у себя сформировал — этовсе-таки не способность.
Способности– свойство личности, индивидуальные особенности людей, от которых зависитприобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполненияразличных видов деятельности.
Подчеркиваясвязь способностей с успешной деятельностью, следует ограничить кругиндивидуально-варьирующих особенностей только теми, которые обеспечиваютэффективный результат деятельности. Способных людей от неспособных отличаетболее быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности.Хотя внешне способности проявляются в деятельности: в навыках, умениях изнаниях личности, но в то же время способности и деятельность не тождественныдруг другу. Так, человек может быть хорошо технически подготовлен и образован,но мало способен к какой-либо деятельности. Известны, например, феноменальныесчетчики — лица, которые с чрезвычайной быстротой производят в уме сложныевычисления, обладая при этом весьма средними математическими способностями.
Способности- лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков, а станет лиона действительностью, зависит от различных условий. Без соответствующихусловий (специальное обучение, творчески работающие педагоги, возможность семьии т. д.) способности заглохнут, так и не развившись.
Однакознания, умения и навыки остаются внешними по отношению к способностям только дотех пор, пока они не освоены. Обнаруживаясь в деятельности по мере её освоенияличностью, способности развиваются дальше, формируя в деятельности своюструктуру и своеобразие.
Вкачестве примера приведем такой известный случай: на экзамене в Академиюхудожеств В. И. Сурикову было отказано в обучении, так как, по мнениюэкзаменаторов, у него полностью отсутствовали способности к изобразительнойдеятельности. Ошибка преподавателей Академии заключалась в том, что ониоценивали вовсе не способности, а лишь наличие определенных умений и навыковрисования. В дальнейшем Суриков делом исправил эту ошибку, овладев в течение 3месяцев нужными умениями и навыками, в результате чего те же педагоги сочли егона этот раз достойным зачисления в Академию.
Такимобразом, можно сказать, что способности проявляются не в самих знаниях, уменияхи навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легкочеловек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качествовыполнения деятельности, её успешность и уровень достижений, а также то, какэта деятельность выполняется.
Рассматриваясоотношение способностей и деятельности, следует отметить, что если человек несправляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это неозначает полное отсутствие у него способностей. Вполне вероятно, что данномуиндивиду потребуется больше времени на усвоение знаний, умений и навыков, а егопедагогам понадобится приложить гораздо больше усилий для его обучения. Крометого, способности человека могут развиться через какое-то время или проявитьсяв другом виде деятельности.
Невсякая деятельность развивает способности личности. Рассматривая общуюструктуру жизнедеятельности человека, нетрудно заметить существование видовдеятельности, не развивающих, а наоборот отвлекающих и даже тормозящих развитиеего основных способностей. Например, если человек, имеющий музыкальные илиизобразительные наклонности, вынужден заниматься тяжелым физическим трудом, тоэта деятельность вряд ли будет развивать заложенные в нем способности.
Производственныезадания или служебные обязанности далеко не исчерпывают творческих возможностейи богатства жизненных устремлений человека.
Природачеловеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры средиученых. Одна из господствующих точек зрения, ведущая свою историю ещё отПлатона, утверждает, что способности биологически обусловлены и их проявлениецеликом зависит от унаследованного фонда. Обучение и воспитание может лишьизменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом. Вкачестве доказательства врожденности способностей обычно указывают на фактыиндивидуальных различий, проявляющихся в детском возрасте, когда воздействиеобучения и воспитания, казалось бы, ещё не могло быть определяющим.
Впользу наследственности способностей свидетельствуют существующиемногочисленные династии артистов, художников, моряков, врачей и т. д. Однако,скорее всего, в большинстве случаев следует говорить не о биологической, а осоциальной наследственности. Ребенок идет по стопам родителей не только из-занаследственной предопределенности, но и потому, что с детства узнал и полюбилих профессию.
Представителидругой крайней точки зрения считают, что особенности психики целикомопределяются качеством воспитания и обучения. Сторонники данного направленияссылаются на случаи, когда дети самых отсталых и примитивных племен, получивсоответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев.Доказательства представляют также факты массового развития некоторыхспециальных способностей в условиях определенных культур. Пример такогоразвития был обнаружен в исследовании звуковысотного слуха.
Звуковысотныйслух, или восприятие высоты звука, составляет основу музыкального слуха.Исследуя эту способность с помощью специального метода, ученые обнаружилисильную недоразвитость её примерно у одной трети русских испытуемых. Как иследовало ожидать, эти же лица оказались крайне немузыкальны. Применение тогоже метода к испытуемым-вьетнамцам дало противоположные результаты: все они попоказателям звукочастотного слуха оказались в группе лучших. По другим тестамэти испытуемые обнаружили также 100 % музыкальности. Эти удивительные различиянаходят объяснение в особенностях русского и вьетнамского языков: первыйотносится к тембровым, второй — к тональным языкам. В результате все вьетнамцы,овладевая в раннем детстве родной речью, одновременно развивают музыкальныйслух, чего не происходит с русскими или европейскими детьми. Пример этотпоучителен, так как показывает фундаментальный вклад условий среды и упражненийв формирование такой «классической» способности, какой всегдасчитался музыкальный слух.
Конечнымвыводом этой концепции явилось положение о том, что у каждого человека можносформировать любые способности. Однако жизненные наблюдения и специальныеисследования свидетельствуют, что нельзя отрицать природных предпосылокспособностей. Не признавая врожденности способностей, психология не отрицаетврожденность особенностей строения мозга, которые могут оказаться условиямиуспешного выполнения определенной деятельности. Эти врожденныеанатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения,составляющие природную основу развития способностей, называют задатками.
Задатки– биологическая основа способностей. Выделяют два вида задатков: врожденные(или природные) и приобретенные (или социальные). Каждый человек от рождениянаделен определенными задатками. Но главное здесь то, что задатки неспецифичныпо отношению к способностям, то есть на основе задатков нельзя предсказать,какие именно способности разовьются, сформируются на их основе. Задатки носятгораздо более общий характер. На основе одних и тех же задатков могутсформироваться совершенно разные способности, а могут и одновременно несколькоспособностей или же ничего.
Ключевыммоментом здесь является практика обучения, реальное вхождение в соответствующуюдеятельность, в которой и развиваются соответствующие способности. Практикаобучения может компенсировать не самые благоприятные задатки и способности иможет привести к успеху за счет формирования индивидуального стиля, то естьтакой индивидуальной организации этой деятельности, при которой бы использовалисьв максимальной степени сильные стороны человека и наоборот, компенсировалисьего слабые стороны.
Возьмемигру в баскетбол. Существуют определенные задатки, благоприятствующие этому, исамый элементарный из них — высокий рост. На основании этих задатковпроизводится отбор, и люди с этими задатками имеют больший шанс добиться успехав данной деятельности. Но люди, не имеющие этих задатков, могут компенсироватьэто за счет другого построения деятельности – или за счет развития прыгучести,или за счет развития подвижности и т. д. То есть любая деятельностьмноговариантна и открывает путь для оптимального использования индивидуальныхособенностей через развитие индивидуального стиля.
Посути дела природные различия между людьми являются различиями не в готовыхспособностях, а именно в задатках. Так как задатки являются лишь предпосылкойразвития способностей, то между одним и другим лежит весь путь становленияличности.
Общиеспособности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладениизнаниями в различных видах деятельности, нередко называют одаренностью.Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности:интеллектуальной, учебной, творческой, художественной, в сфере общения.Одаренных людей отличает, прежде всего, внимательность, собранность, постояннаяготовность к деятельности; им свойственна настойчивость в достижении цели,неуемная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень.
Заниматьсядеятельностью приходится не только тем, кто имеет к ней способности, но и тем,кто их не имеет. Если человек вынужден продолжать занятия этой деятельностью,он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей,опираясь на сильные стороны своей личности. Компенсация может осуществляться черезприобретаемые знания или умения, либо через формирование типического стилядеятельности, либо через другую более развитую способность. Возможность широкойкомпенсации одних свойств другими ведет к тому, что относительная слабостькакой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешноговыполнения деятельности, наиболее тесно связанной с этой способностью.Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсированадругими, высокоразвитыми у этого человека.
Отдельныеспособности не могут существовать сами по себе и независимо друг от друга.Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер взависимости от степени развития других способностей. Качественнаяхарактеристика способностей предполагает выявление отличий между людьми вразличных областях деятельности. Также можно отметить, что каждая способностьимеет различную силу, уровень, то есть имеет количественную характеристику,показывающую, в какой мере развиты они у данного человека по сравнению с другимилюдьми.
Количественнаяхарактеристика способностей – необходимая процедура при решении широкого кругапроблем. Так, уже в школьной практике имеется настоятельная потребностьранжирования детей по способностям, в соответствии с которыми применяются разныетипы обучения: выявления задержек умственного развития, с одной стороны, иодаренности, с другой; учебные и профессиональные консультации, отбор вспециализированные и профессиональные школы и пр. Все это требует определенияколичественных показателей выраженности той или иной способности и сравнения ихмежду собой.
Вкачестве измерения способностей используются различные тесты. Основнойнедостаток любого теста, в том числе и на определение уровня способностей,заключается в том, что получаемая информация свидетельствует лишь об уровнеподготовки, о развитии профессионально важных качеств, об отношении кобследованию и т. д. Хотя эти показатели и являются с определенной степеньювероятности основанием для прогнозирования успеха в деятельности, сущностьспособности все-таки остается невыясненной.
Способностимогут различаться не только по своей направленности, по качественным иколичественным характеристикам, но и по своему уровню и масштабу.
Мастерство,то есть совершенство в конкретном виде деятельности, требует большого инапряженного труда. Мастерство в большой степени связано с производительнойдеятельностью. Мастерство в любой профессии предполагает психологическуюготовность к творческим решениям возникающих проблем. Уровень мастерства впроцессе деятельности изменяется, развивается структура способностей человека,формируется его личность.
Подталантливостью понимают высокий уровень развития специальных способностей. Также как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельностьталантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностьюподхода. Пробуждение талантов общественно обусловлено. То, какие дарованияполучат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит отпотребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед даннымсоциумом.
Высшийуровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят,когда творческие достижения человека составляют эпоху в жизни общества, вразвитии культуры. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения,неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности.
Формированиеи развитие способностей человека невозможно без овладения им продуктамичеловеческой культуры, без усвоения способностей многих поколений. Овладениедостижениями общественного развития совершается через других людей.
Развитиеспособностей определяется не столько продуктами человеческой культуры, сколькодеятельностью человека по их присвоению. Способности человека развиваются вдеятельности.
Классифицируячеловеческие способности, мы можем выделить следующие из них:
природные(или естественные) — биологически обусловленные в основе своей (восприятие,память, мышление и т. д.);
общие(умственные, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершеннаяречь и др.);
специальные(музыкальные, математические, лингвистические, технические, спортивные и др.);
теоретическиеи практические;
учебныеи творческие;
способностик общению, взаимодействию с людьми, предмет-нодеятельностные,предметно-познавательные (иначе их называют социально-обусловленныеспособности);
способностимежличностного характера (умение убеждать других, оказывать влияние на других,добиваться взаимопонимания и т. д.).
Патологическоеснижение способностей называется олигофренией. Различают три основные еестепени: легкая (дебильность), средняя (имбецилъность) и глубокая (идиотия).
Особуюостроту проблема определения способностей имеет в связи с выбором профессии.Исторически сложились 2 концепции профориентации. Первая – диагностическая –сводит выбор индивидом профессии к определению его профессиональнойпригодности. Консультант при помощи тестов измеряет способности человека ипутем сопоставления их с требованиями делает заключение о его пригодности илинепригодности к данной профессии.
Вторая– воспитательная – концепция направлена на подготовку индивида кпрофессиональной жизни. Основное значение в ней придается изучению развитияличности в процессе овладения разными видами деятельности.
Рассматриваяусловия успешного развития способностей в деятельности, можно выделить вкачестве основного раннее начало. Первые толчки к развитию способностейначинаются с очень раннего физического развития.
Важнымусловием развития способностей следует считать формирование настойчивости,умение максимально напрячься в деле достижения цели. Способности развиваютсятем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до предела своихвозможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.
Неблагоприятныеусловия для развития способностей могут быть различной природы. При высокойспонтанной активности ребенка это может быть нехватка соответствующихвпечатлений. При неблагоприятных общих условиях воспитания, например при частыхпсихических травмах, энергия ребенка может тратиться на неконструктивныепереживания. Излишнее принуждение может погасить спонтанную активность ребенкаи засушить способность.
Насегодняшний день существует большое количество тестов и опросников,направленных на выявление различных способностей человека. Предлагаемый нижетест (№ 13) позволяет оценить вашу потенциальную способность бытьпредпринимателем. Выберите наиболее подходящий для вас вариант ответа на каждыйвопрос.
1.Какой, по-вашему, самый легкий способ «делать» деньги?
а)Много работать, быть широко информированным, рисковать, вкладывать наличныеденьги в дело;
б)ждать наследство от «богатого дяди», попытаться «отхватить»крупный выигрыш в лотерею или в азартных играх;
в)делать карьеру постепенно, шаг за шагом, не проявляя спешки и не отлучая себяот участия в политике.
2.Какую прибыль, по вашему мнению, получают зарубежные миллионеры от неплохойсделки?
а)Около миллиона долларов;
б)до десяти миллионов долларов;
в)свыше десяти миллионов долларов.
3.С каким из перечисленных заключений вы согласны?
а)Чем больше удается заработать денег, тем большее удовлетворение получаете отсвоей работы;
б)деньги — власть;
в)обладание богатством вызывает зависть, и это приятно.
4.Вложите ли свои деньги в мероприятие, когда нет никаких гарантий, что вы этиденьги не потеряете?
а)Да;
б)сумму в разумных пределах (не приведет к разорению);
в)нет.
5.Как отнесетесь к вымогательству, сопровождаемому шантажом и угрозами физическойрасправы?
а)Прибегнете к помощи соответствующих органов;
б)постараетесь справиться своими силами;
в)откупитесь.
6.Участвуете ли в азартных играх, в частности в тотализаторе на ипподроме, иготовы ли в пылу азарта сделать крупную ставку?
а)Да;
б)да, если есть «свободные» деньги;
в)нет.
7.Как вы считаете, люди какой из перечисленных специальностей имеют самый большойшанс разбогатеть?
а)Актер, художник, журналист, инженер, геолог;
б)адвокат, врач, политик, певец, мастер на все руки;
в)руководитель фирмы, издатель, коммерсант.
8.Как вы относитесь к деловым связям с друзьями?
а)Могу дать взаймы надежному приятелю: не исключено ведь, что и он ответит мневзаимностью в нужный момент;
б)дружба дружбой, а денежки врозь;
в)при нужде беру в долг, сам же — никогда, никому и ни под каким видом не даю,таков мой принцип.
9.На этот вопрос ответьте абсолютно точно: если станете миллионером, будете линаслаждаться сознанием, что принадлежите к элите?
а)Несомненно;
б)буду демонстрировать свое наслаждение только тем, кто не верил в меня илиотносился свысока;
в)нет.
10.Куда бы вложили свои «свободные» капиталы?
а)В недвижимость, другое имущество, в предметы искусства;
б)в акции и ценные бумаги;
в)сделаю так, как решит моя жена (муж).
11.Если вы имеете на своем счету тридцать миллионов, будете активно продолжатьоперации по наращиванию своего состояния?
а)Может быть, если только дело окажется «верняком»;
б)непременно;
в)ну его к черту! С меня хватит.
Теперьмы можем перейти к рассмотрению еще одной важной составляющей «внешнейоболочки» личности – понятию и значению роли в психологической структуречеловека.
Роль- понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации,соответствующей занимаемому им положению.
Отшекспировского сравнения мира с театром до создания психологической теорииролей прошло не одно столетие, но точностью этого сравнения психологи не устаютвосхищаться. Отвечая на вопрос «кто я?», люди очень часто описываютсвои роли в устойчивых системах отношений с другими людьми: «мать»,«жена», «преподаватель», «ученик» и так далее.Социальная роль как элемент структуры личности задается тем, что, попадая вопределенную систему отношений с другими людьми в том или ином качестве (преподавателя,жены и т. п.), человек сталкивается с определенными требованиями, которыенеизбежно и неминуемо предъявляются тому, кто попадает на это место, с системойожиданий, что в определенной ситуации он будет себя вести определенным образом.Основой, на которой формируются эти роли, являются социальные нормы. Частоговорят через запятую «нормы и ценности». Основное различие состоит втом, что если ценности задают некоторые конечные цели, к которым надостремиться, но которых нельзя достигнуть, то нормы – это некоторыеограничители, задающие конкретные установления, которым нужно следовать икоторые можно выполнить или не выполнить.
Человек,как правило, является носителем ролей, связанных с нормами разных социальныхгрупп, к которым он принадлежит. Порой эти нормы предъявляют к человеку взаимоисключающиеожидания, что порождает так называемый ролевой конфликт. За примером далекоходить не надо. В нашем обществе, да и не только в нем, приобрел угрожающиеразмеры ролевой конфликт работающей женщины, разрывающейся между обязанностями,которые накладывает на нее роль жены и матери, и ожиданиями, предъявляемыми кней как к полноправному члену трудового коллектива.
Необходиморазличать два класса ролей: конвенциональные и неформальные. Конвенциональныероли — это шаблоны, которым должен следовать любой человек, оказавшийся вданной ситуации: профессиональные роли (учителя, продавца, милиционера), ролипассажира, покупателя, избирателя, роли семейные (отца, матери, старшего братаи др.).
Неформальныероли – это тоже некоторые устойчивые шаблоны, связанные с ожиданием от человекаопределенного поведения, но они не являются общими для всех требованиями, ониболее вариативны, зависят от того, что за человек выполняет эту роль. Например,конвенциональная роль матери может дополняться неформальными ролями заботливойматери, работающей матери и т. д., конвенциональная роль члена трудовогоколлектива – неформальными ролями лидера, знатока, марионетки, критика и т. д.
Посути, неформальная (или персональная) роль — это роль самого себя. К человекупредъявляют ожидания, что он будет вести себя так же, как вел и раньше вподобной ситуации. Если он будет вести себя иначе – пусть так, как полагается,так, как другие, но не так, как этого ждут именно от него, возникнет дискомфортв межличностных отношениях и, весьма вероятно, конфликты. В определенном смыслемы оказываемся рабами собственного образа, «распяты на образе самогосебя» [194, с. 17].
Оченьчасто в социальных группах существует достаточно четко определенная структура ииерархия таких неформальных ролей. Особенно жесткой она является в преступныхсообществах. Впитывая, осваивая, усваивая, приобретая в общении с другимипредставления о нормах, существующих в обществе, человек тем самым формирует всебе определенную систему ролей. В детских и взрослых играх эти ролиосваиваются, отрабатываются и оттачиваются.
Человекпо сути всю свою жизнь занимается освоением новых и новых ролей: сначала онвыполняет роль сына или дочери в своей семье, затем роль молодого неженатогочеловека или молодой девушки, потом роль мужа или жены и т. д. Каждую из ролейчеловек должен, во-первых, освоить технически, то есть воспринять для себя иовладеть ее содержанием — тем, что он должен делать в этом качестве, как себявести, и, во-вторых, принять ее для себя. То есть существует сторонатехническая и сторона смысловая (отношение к собственной роли). И в том, и вдругом случае могут возникать сложности и внутренние коллизии. Первый типичныйвариант — это неосвоение ролей, неосвоение определенной культуры поведения втой или иной конкретной социальной среде, социальной ситуации.
Встарых романах часто обыгрывались ситуации, когда провинциал или человек изнизших сословий не знает, как себя вести в так называемом «приличномобществе», да и что с него взять? Обычно осмеянию подвергался как разчеловек, не умевший играть подобающую роль. Но эту ситуацию можно и повернутьсовсем по-другому, как это было сделано в популярном в недалеком прошлом фильме«Данди по прозвищу Крокодил». Первая половина его построена именно потой схеме, которую мы только что назвали — простак в светском обществе, незнающий «правила игры», общающийся с шофером и швейцаром в отеле какс добрыми приятелями и повергающий их этим в шок. Однако именно его поведение иоказывается к концу фильма наиболее нормальным, а шофер и швейцар действительностановятся его добрыми приятелями, и мы неожиданно видим за ролевыми оболочкаминезаурядную личность каждого из них, личность, которой помогло выступить напередний план именно нарушение ролевых «правил игры».
Втораятипичная проблема — это проблема неприятия ролей. Человек может прекрасно знатьи представлять себе всю систему ожиданий, которые к нему предъявляются, нопринципиально не хотеть им следовать. В этом случае можно говорить о неролевомили антиролевом поведении. Причем нередко, особенно в подростковом возрасте,человек не желает следовать роли просто из принципа, чтобы самоутвердиться,чтобы показать, что он есть нечто большее, чем роль. Это очень остраяпотребность, которая существует у людей в этом возрасте; она является движущейсилой многих, в том числе иногда внешне очень странных поведенческихпроявлений.
Еслиобратить внимание на тонкости внутреннего отношения к собственным ролям, томожно говорить о внутреннем принятии ролей, когда человек полностью со своейролью сливается и выполняет ее уже как бы автоматически, или просто об«игрании» роли, когда человек ее просто изображает. «В первомслучае роль овладевает личностью, а во втором личность овладевает ролью,используя роль как инструмент, как средство для перестройки своего поведения вразличных ситуациях» [19, с. 355]. Возьмем для примера роль любящегосупруга. Человек может ее выполнять как нечто слитое с ним, а может вести себяточно так же, но просто иначе внутренне к этому относиться, как просто к играниюроли. Те, кто в годы массовых репрессий оказались в роли исполнителей этихрепрессий, разделились на тех, кто полностью слился с этой ролью («рольовладела личностью»), тех, кто, в совершенстве владея ею, использовал еедля достижения своих карьерных или других целей, и тех, кто старался по мересил дистанцироваться от этой роли, отделить ее от своей личности. Различие — вовнутреннем отношении.
Нооткуда берется и что такое это внутреннее отношение – не только к своим ролям,чертам характера и вообще к себе, но и ко всему, с чем мы сталкиваемся в жизни?Человек пристрастен. Даже в жизни самого безучастного и застегнутого на всепуговицы «человека в футляре» найдется немало того, к чему оннеравнодушен, что он принимает близко к сердцу, к чему он так или иначеотносится. Знание того, что человек любит, а что ненавидит, к чему он относитсясерьезно, а к чему с пренебрежением, что для него важно, а что безразлично,дает, пожалуй, больше всего в плане познания личности как самого себя, так идругого человека с ее содержательной стороны.
Предлагаемыйниже тест (№ 14) позволит определить какую «роль» вы непосредственноиграете в этой жизни. Иными словами, кто вы: «капитан»?«рулевой»? «пассажир»? Варианты ответов: «да»,«нет», «не знаю».
Явсегда чувствую ответственность за все, что происходит в моей жизни.
Вмоей жизни не было бы стольких проблем, если бы некоторые люди изменили своеотношение ко мне.
Япредпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач.
Иногдамне кажется, что я родился (родилась) под «несчастливой звездой».
Ясчитаю, что алкоголики сами виноваты в своей болезни.
Иногдая думаю, что за многое в моей жизни ответственны те люди, под влиянием которыхя стал (стала) таким, какой я есть.
Еслия простужаюсь, предпочитаю лечиться самостоятельно, а не прибегать к помощиврача.
Ясчитаю, что во вздорности и агрессивности, которые так раздражают в женщине,чаще всего виноваты другие люди.
Считаю,что любую проблему можно решить, и не очень понимаю тех, у кого вечно возникаюткакие-то жизненные трудности.
Ялюблю помогать людям, потому что чувствую благодарность за то, что другиесделали для меня.
Еслипроисходит конфликт, то, размышляя, кто в нем виноват, я обычно начинаю ссамого (самой) себя.
Есличерная кошка перейдет мне дорогу, я перехожу на другую сторону улицы.
Ясчитаю, что каждый человек независимо от обстоятельств должен быть сильным исамостоятельным.
Язнаю свои недостатки, но хочу, чтобы окружающие относились к нимснисходительно.
Обычноя мирюсь с ситуацией, повлиять на которую не в состоянии.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.i-u.ru/