Аймалетдинов Тимур Алиевич
Московский государственный социальныйуниверситет.
Нетак давно студенчество России вступило в XXI век, который предстает перед намив координатах модернизации, глобализации и доминирования информационныхтехнологий — век «глобальных инноваций» во всех сферах общественной жизни: вобразовании, культуре, экономике, политике.
Вековаяистория развития мировой цивилизации показала, что наиболее приоритетнойценностью, обеспечивающей социальный прогресс общества, является системаобразования как один из важнейших социальных институтов, формирующихобщественное сознание и интеллектуальный потенциал нации. Особая роль при этомпринадлежит высшему образованию, которое обеспечивает подготовкуспециалистов-профессионалов, представляющих «интеллектуальный портрет» той илииной страны.
Внастоящее время Россия остро нуждается в высококвалифицированных специалистахнового типа, соответствующего условиям современного развивающегося мира,обладающих высоким профессионализмом, повышать который, в первую очередь,должны университеты и другие высшие школы.
Сегодняостро стоит вопрос — каким должен быть университет в XXI веке? Прежде всего,вуз должен выполнять функцию формирования гармонично развитой, социальноактивной, творческой, целеустремленной и ответственной личности, способнойуметь реализовывать личностную и гражданскую позиции, осознанно выбиратьпрофессию и идентифицировать себя в социальном пространстве.
Основныецели и задачи российского высшего образования в XXI веке видятся в обеспеченииисторической преемственности поколений, сохранении и развитии национальнойкультуры, культуры межэтнических отношений. Необходимо также обеспечить условиядля успешного воспитания патриотов, граждан, обладающих высокойнравственностью, уважающих права и свободы людей. И, наконец, особо важнойзадачей становится формирование у студентов целостного миропонимания исовременного научного мировоззрения.
Вэпоху глобализации наиболее влиятельными факторами социальной динамикистановятся информация, наука и образование. Таким образом, конкурентоспособнымбудет человек, освоивший основы наук, владеющий новейшими способами восприятияи передачи информации, образованный и практически подготовленный, прежде всегов профессиональном, языковом и мировоззренческом контекстах. В условиях быстроменяющегося мира необходимо развивать у студентов способность ксамостоятельному получению новых знаний, умение пользоваться новыми средствамиполучения и обработки информации, позволяющих постоянно повышать уровень своегообразования и интеллектуального потенциала.
ПовсеместноXXI век признается веком информационных технологий, широкое распространениекоторых поставило новые проблемы и открыло новые перспективы перед системойобразования в целом и перед высшим образованием в частности.
ВXXI веке особо остро стоит проблема бережного отношения к ценнейшему ресурсунации — ее молодому поколению, так как оно в виде массы безработной и неимеющей квалификации молодежи может превратиться в реальную угрозу социальнойцелостности, гармонии и стабильности развития российского общества.
Студенческаямолодёжь — это не только самая активная и динамичная часть любого общества,объективно она является его будущим, так как именно ей вскоре предстоитрешающим образом определить судьбу страны.
Нынешняямолодежь, студенчество живет уже в другом мире, не в том, что жила молодежьпредыдущих десятилетий. Она развивалась в эпоху государственных перемен икризисных условий и смотрит на мир уже другими глазами. И в силу того, что этасоциальная группа наиболее легко восприимчива к новомодным изменениям итенденциям, зачастую носящим отрицательный характер, особую роль приобретаетэффективная молодежная политика, направленная на формирование образованной,культурной и нравственной личности.
Несмотряна сложную ситуацию в образовании, которая сложилась в последние десятилетия,явившись следствием кризисного состояния нашей страны, российские студентыпродолжают быть первыми и в науке, и в спорте, и в творчестве. Однако есть иоборотная сторона медали, а именно рост асоциальных явлений в студенческойсреде, таких как наркомания, курение, чрезмерное употребление алкоголя,заболеваемость СПИДом. Последние социологические исследования свидетельствуют омассовом характере распространения данных явлений среди молодежи, в том числестудентов.
Говоряо социальном самочувствии современных студентов нельзя не привести следующиецифры. По данным социологического исследования, проведенного Госкомстатом[1],более 21% студентов недовольны тем, как складывается их профессиональная жизнь,а также смутно представляют перспективы дальнейшей работы по специальности.Получение профессионального образования, к сожалению, не гарантирует сегодняуспешного трудоустройства. По данным исследования, около 10% людей, имеющихпрофессию – являются безработными, а работает по специальности всего около 68%- 70%.
Такимобразом, сегодня перед российским государством стоит множество задач, которыенеобходимо выполнить для решения вышеуказанных проблем, по сути своейвступающих в явное противоречие с видимыми в XXI веке тенденциями развитияобразования (глобализация, виртуализация, демократизация).
Вкачестве приоритетных направлений развития государственной политики в этойсфере, прежде всего, следует выделить: обеспечение гарантий трудоустройствастудентов; поддержку перспективных и талантливых студентов, аспирантов,нацеленных на творческую учебу и научную работу; налаживание эффективнойсистемы оказания материально-финансовой помощи молодым семьям; формированиекомплексной системы социальной поддержки малообеспеченных категорий студентов;повышение размеров стипендий и расширение системы льгот для студентов; созданиенеобходимых условий для эффективного медицинского обслуживания, оздоровления иотдыха студентов.
Подводяитоги, следует сказать, что поднятые в докладе проблемы требуют болееподробного научного анализа и изучения. Решение этих проблем поможет России вближайшее время выйти из кризиса и занять достойное место в современномглобализующемся мире, создав необходимые предпосылки для быстрого икачественного социального развития нашей страны.
Решениепроблем, связанных с обеспечением студентов качественными условиями обучения,их высококвалифицированной, профессиональной подготовкой должно стать сегодняодним из приоритетных направлений политики российского государства.
Список литературы
[1]Шашков В.А. Занятность населения и проблемы ее регулирования в современномобществе // Обучение в России. – М., 2002. — № 2. – с. 7-8