Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Современные проблемы содержания образования

Игум. Георгий (Шестун)
Ориентация современного содержания образования нарынок труда
Насегодняшний день очевидно, что вся система образования постепенно приобретаетпрофессиональную направленность.
Средняяшкола перестает быть школой общеобразовательной. Изучение основ широкогоспектра наук заменяется получением информации из различных областей знаний ижизненных сфер, практикуется создание специализированных школ и профильныхклассов, воспитание ориентирует молодых людей на карьерный рост, заменившийрост личностный. Аналогичную картину можно наблюдать и в высшей школе.Рассматривается вопрос о более узкой специализации выпускников вузов, меньшевнимания уделяется общеобразовательной подготовке. Целью обучения являетсявозможность включения специалиста в экономику современного цивилизованногомира, что определяет ориентацию на западные либеральные ценности и способствуетсохранению рационалистического и материалистического мировоззрения.
Системапрофессионально-технического образования также переживает не лучшие свои годы.Значительно сокращается общеобразовательное обучение, а подготовкавысококвалифицированных рабочих практически заменена подготовкой специалистовдля сферы обслуживания.
Этипроцессы объясняются ориентацией современной системы образования на рыноктруда. Будущее человека стали связывать с его возможностью найти свое место вмире профессий — профессий престижных, нужных обществу.
Современноесостояние российского общества таково, что многие уникальные профессии испециальности перестали быть востребованными на рынке труда, а значит,перестало быть нужным для современной экономики и огромное количествообразованных, профессионально подготовленных людей. Для многих нашихсоотечественников такая ситуация оказалась неожиданной, а подчас и трагической.
Ориентацияна рынок труда вытесняет из образовательной сферы понимание уникальностичеловеческой личности, ее высокого предназначения, наличия талантов испособностей. Современное образование становится безличным. Цель и смыслчеловеческой жизни низводятся до полезности человека в конкретной экономическойи политической системе, что, естественно, приводит к конкретным педагогическимцелям, среди которых определяющими являются социальная адаптация ипрофессионализация. В такой системе образования практически нет местаобщеобразовательной, или университетской, подготовке и духовно-нравственномувоспитанию. Первое заменяется получением необходимой начальной грамотности иразличными уровнями компетентности, второе — коммуникативными тренингами итехнологиями общения.
Ранняяспециализация ориентирует детей на участие в зарабатывании денег, а значит,подразумевает включение детского труда в современную экономику. Традиционно вРоссии детей привлекали к хозяйственному домашнему труду с целью передачи имжизненного опыта, получения ими необходимых профессиональных и хозяйственныхнавыков и для помощи семье. Современный способ включения детей в сферуэкономических отношений больше похож на эксплуатацию детского труда намалооплачиваемых неквалифицированных работах. Часто возникающий азартзарабатывания денег отвлекает детей от дальнейшего профессионального иобразовательного роста, вовлекает их в сферу криминального бизнеса. Иллюзиясамостоятельной жизни приводит их к отрыву от семьи, что является причиноймногих современных горестей и бед как для родителей, так и для самих детей.
Наибольшийущерб современными реформами образования был нанесен содержанию образования.Неопределенность ориентиров, а рынок труда изменчив и не всегда прогнозируем,привела к неуправляемой вариативности и атеистической направленности содержанияобразования. Следствием этого является постепенное распадение единогообразовательного пространства России — одной из основ единения народа ицелостности государства. Атеистическая направленность закономерна, если всяжизнь человека низводится только до земной жизни и приспосабливания к ней.Такая точка зрения, привычная для так называемого «современногоцивилизованного мира» с его либеральными ценностями, являетсянетрадиционной для нашего общества. К сожалению, некоторые руководители системыобразования, имея атеистическое мировоззрение, навязывают его всемусовременному обществу.
Ориентацияребенка, молодого человека, а значит, и всей семьи на раннюю профессионализациюлишает человека в первую очередь свободы на профессиональное определение.
Общеобразовательнаяшкола, обеспечивая изучение основ наук в гуманитарной и естественнонаучной сфере,дает возможность своим выпускникам свободно определиться в дальнейшей жизни,так как они одинаково подготовлены для поступления как в гуманитарные, так и втехнические учебные заведения. Напротив, ранняя специализация практическилишает молодых людей возможности изменить профиль своего образования в случаеошибки в избрании ими профессионального направления, что создает немало проблемв их дальнейшей жизни.
Высшаяшкола, осуществляя профессиональное обучение, должна обеспечитьобщеобразовательную подготовку, достаточную для самообразования и саморазвитияв избранной профессиональной сфере.
Системасреднего профессионально-технического образования, давая профессиональныенавыки, должна выпускать специалиста умелого, или умельца, способного освоитьнеобходимые смежные специальности.
Профессиональнаяподготовка, обеспечивая человеку возможность честно заработать средства насодержание себя и своей семьи, не защищает его от внутреннего беспокойства,возникающего при отсутствии осознания цели и смысла жизни. Профессиональнаяподготовка есть только часть системы образования. Цели всей системы образованиягораздо значительнее и включают в себя открытие образа Божьего в человеке,осознание человеком цели и смысла жизни, своего предназначения в этом мире иответственности за свою жизнь.
Сэтой точки зрения жизнь человека нельзя рассматривать только как земную, ееследует рассматривать как Богом данную вечную жизнь. Полезность человеческойжизни определяется не только рынком труда: она в главном определяется тем, чтоБог призвал каждого из небытия в бытие, а значит, у каждого человека есть своепредназначение в этом мире. В жизни человека есть своя логика, следовательно,определенная логика должна лежать в основе содержания образования. Понять этулогику возможно, только если в систему образования вернуть живого человека иосознать, в какой мир человек пришел, с чем он столкнется в этой жизни и кудаотправится дальше.
Духовные основы содержания образования
Мыне будем изобретать особых моделей и по аналогии с принятой в Православиитрехсоставностью человека (дух — душа — тело) рассмотрим три сферы бытиячеловека: духовную, социальную и материальную, или природную.
Впервой половине XIX века С.И. Гессен дал свою трактовку связи иерархическойструктуры личности и воспитания, обозначив четыре плана бытия: биологический,социальный, духовно-культурный и благодатный, которым соответствуют четыреуровня воспитания человека: как психофизического организма, как общественногоиндивида, как личности, включенной в культурную традицию, и как члена царствадуха (7). Последнее он определял как Царство Божие. Рассматривая системуобразования, мы ограничимся только первыми тремя планами бытия.
Познаваямир, с духовной точки зрения человек должен дать ответ на два самых важныхвопроса. Первый вопрос касается происхождения мира, в котором мы живем, второй- происхождения человека. От ответов на эти вопросы зависит, с какой точкизрения мы увидим человеческое сообщество, а значит, социальную сферу и мирприроды.
Содержаниесовременного образования включает изучение социальной сферы и мира природы. Приэтом, видимым образом обходя духовную сферу, в содержание включили якобынаучную теорию о происхождении человека из животного мира посредством эволюциии различные материалистические теории происхождения мира. Таким образом, изсодержания образования тайным образом изгнана традиционная для Россииправославная точка зрения на происхождение мира и человека и замененаматериалистической и атеистической. Именно это содержание называют светским и ревностноотстаивают некоторые современные специалисты и руководители системыобразования, представители власти.
Следуетсказать еще об одной ложной посылке. Атеистическая точка зрения и связанное сней светское образование оправдываются многоконфессиональностью России. Нампытаются представить, что таким образом снимается напряженность в учебныхзаведениях, где вместе обучаются православные, мусульмане и иудеи. На самомделе совершенно очевидно, что атеистическая точка зрения равно оскорбляетрелигиозные чувства представителей всех основных конфессий, так как христиане,мусульмане и иудеи одинаково почитают Ветхий Завет, а значит, взгляды напроисхождение мира и человека у них в основном совпадают и резко отличаются отатеистических. Оскорбление же религиозных чувств верующих в современномзаконодательстве является уголовно наказуемым деянием.
Всоответствии с атеистическим подходом и социальный мир изучается вне российскойтрадиции и истории, так как они в своей основе — православные. Изучениетрадиции и истории России заменяется в основном изучением новейшей истории исовременной цивилизации. При этом подразумевается, что прошлое нашего Отечестване вписывается в рамки мировой цивилизации, а нам еще только предстоит в неевойти. Соответственным образом изучается и мир природы, к которому нам пытаютсяпривить потребительский подход.
Атеистическоемировоззрение иерархически выше ставит в жизни человека не духовные, вечныеценности, а ценности более низкого порядка, низводя цели жизни до гедонизма, тоесть получения удовольствия, или до утилитаризма, который проявляется впонятиях пользы или блага.
Духовнаясфера бытия определяет содержание двух остальных — социальной и материальной.Мы не будем говорить в мировых масштабах, но для конкретного народа, общества игосударства содержание духовной сферы, определяющей основные ценности в данномсообществе, связано с  традицией, а значит, имеет религиозную основу.
Добросовестныйисследователь окружающего мира понимает, что наука никогда не сможет датьточный ответ на вопрос о происхождении мира и человека. Метод экстраполяциилокальных эволюционных процессов не может быть распространен на тысячи лет. Мыникогда не сможем доступными нам средствами получить информацию о началетворения мира и человека. Учитывая это, Творец мира Сам поведал человечеству вБожественном Откровении об этой тайне. Таким образом, Библия восполнила пробелыв знаниях о происхождении мира и человека. Христианство вывело человечество изплена языческого мрака, тем самым предоставив возможность объективного изученияокружающего мира. Изучая законы природы, ученые всегда понимали, что исследуютзамысел Божий, заложенный в природе, и всегда восхищались красотой и гармониеймира, восхищались премудростью Творца.
Православныепредставления о мире и человеке Россия приняла от Византии — самого культурногои образованного государства своего времени. Эти воззрения стали традиционнымидля русского народа и российской системы образования. О них, по сути дела, и неговорили в учебных заведениях, так как каждый житель России с молоком материвпитывал эти воззрения и, читая Божественное Откровение, посещая церковныебогослужения, слушая толкования и поучения святых отцов, укреплялся в Истине.Участие в церковной жизни и Таинствах благодатно укрепляло человека в правдивостиСлова Божия и давало каждому верующему неоспоримые доказательства правотыправославного миросозерцания.
Современнаяситуация требует осознания традиционных основ бытия народа, общества игосударства, религиозных основ нашего быта и культуры. Семья после многихдесятков лет атеизма не в состоянии справиться с задачей сохранения и передачиэтих основ. Поэтому традиционные воззрения необходимо изучать в рамкахсуществующей системы образования, и они должны быть включены в содержаниеобразования. Также в обязательном порядке необходимо включить религиозныехристианские представления о творении мира и человека, о первородном грехе иповрежденности человеческой природы, о Божественных и демонических силах, обиерархическом устроении мира. Ученики должны иметь представление о вечной жизнии смерти, о грехе и покаянии, о совести и стыде, о необходимости выполнятьзаповеди Божии и сохранять чистоту и целомудрие, о смирении и послушании каквысших человеческих добродетелях.
Безопределения смысла и цели жизни человеку невозможно не только обучаться, но иправильно жить. Православие определяет смысл жизни как Богоугождение. Всячеловеческая жизнь должна быть богоугодной, а значит благодатной. Эта цельпедагогична, она позволяет человеку ориентироваться как в социальном мире, таки в мире природы. Каждый получает точный критерий различения добра и зла: чтоявляется богоугодным — то добро, что приводит к ссоре с Богом — является злом игрехом.
Напрактике научиться исполнять Божью волю возможно, если слушаться голосасовести. Духовные законы — такие же законы, как и законы природы. Нарушая их,человек искажает свою жизнь, усложняет ее и делает безрадостной. Даже самыйотъявленный атеист, нарушив духовный закон, совершив грех, будет испытыватьмучения, вызванные голосом совести. И это будет продолжаться до тех пор, покачеловек не растопчет, не сожжет свою совесть постоянными падениями. Но, какпоказывает практика, даже у самых заблудших душ голос совести способен кпробуждению.
Духовныезаконы изучаются в курсе Закона Божьего, а также при изучении историиРоссийского государства и Церкви, отечественной культуры, традиционного укладажизни родного народа.
Духовнаясфера жизни человека является основой содержания светского образования. Слово«светский» в своем корне имеет слово «свет». Светскоеобразование должно освещать, а значит, и просвещать человека, позволяя ему нетолько иметь знания, опыт, эрудицию, но и духовно осмысливать суть изучаемыхявлений. Светское образование призвано возвысить человека до Божественной высотыв отличие от атеистического, низводящего человека до животнойсамодостаточности.
Отражение социальной сферы жизни человека в содержанииобразования
Всюсоциальную сферу мы разделим на три уровня: семья, народ и государство.
Подготовкаученика к семейной жизни в современном образовательном пространстве вытеснена«наукой о здоровом образе жизни». Под здоровым образом жизни восновном понимается защита от последствий греховной жизни, которую представляютсовременной и нормальной. Спектр таких подходов достаточно многообразен,начиная с «сексуального просвещения», которое чаще всего являет собойособый скрытый вид растления детей и молодежи, продолжая борьбой за выживание всовременном обществе и заканчивая изучением различных оккультно-мистическихучений, которые якобы способствуют раскрытию и совершенствованию способностейчеловека, умалчивая о демонической природе этих учений и их душевредности. Вэтих подходах утеряны главные понятия, такие, как «грех»,«стыд», «совесть», «целомудрие».
Подготовкак семейной жизни включает в себя понимание особой роли человека во вселенскойиерархии. Определив свое место в семейной иерархии, которая является частьюиерархии вселенской, ученик знакомится с такими понятиями, как «долг»и «ответственность», со своими будущими обязанностями матери или отцаи с настоящими обязанностями сына или дочери. Подготовка к материнству иотцовству требует осознания ценности семьи, понимания необходимости сохранениячистоты и целомудрия до брака как условия благополучия семейной жизни и рожденияздоровых и полноценных детей, требует понимания блуда, прелюбодеяния и абортакак смертельных грехов. Необходимо знать, что деторождение и чадолюбие являютсяне только средством спасения душ родителей, но и гражданским долгом. Будущийребенок должен восприниматься как Божий дар.
Всемье каждый из нас впервые через послушание старшим осознает понятиеавторитета, что является основой для такого качества как законопослушание, безкоторого невозможно и гражданское воспитание. В семейной жизни искореняютсяростки себялюбия и эгоизма, воспитывается жертвенная любовь к ближним вплоть доспособности пожертвовать своей жизнью ради близких. Жертвенность являетсяосновой и патриотического воспитания.
Семьяодновременно является малой Церковью, хранительницей народных традиций иячейкой гражданского общества. Пренебрегая в содержании образования подготовкойк семейной жизни на основе традиций, практически невозможно найти духовную илогическую основу для всего цикла гуманитарных и общественно-политических дисциплин,отражающих социальную сферу жизни человека.
Напрактике подготовка к семейной жизни может быть выражена определеннымипредметами, такими, как освоение домашнего труда для девочек и мальчиков,изучение традиционного уклада жизни нашего народа. Особую роль играетзнакомство с жизнью святых людей, выдающихся личностей и героев нашегоОтечества, их детством и особенностями воспитания в семье.
Семьяпризвана передавать от одного поколения к другому особую духовно-религиозную,национальную и отечественную традицию. Чтобы это осуществилось в жизни, каждыйвыпускник школы сам должен быть носителем традиции.
Намследует учитывать, что русский народ является по сути своей многонациональным.Русским называет себя каждый, кто любит Россию, кто верит в ее особое предназначение,почитает ее самобытную историю, кто считает своим домом именно Россию, а нетолько свою малую родину. Любовь к Отечеству начинается с любви к малой родине,но не следует возвеличивать свой край или национальную территорию и ставить ихна один уровень или выше России. Россия — река, наша малая родина — толькоручеек, а если ручеек не впадает в реку, он пересыхает. Мы должны различатьнародное и национальное воспитание и образование. «Неправославный, — писалИ.А. Ильин, — может быть верным русским патриотом и доблестным русскимгражданином, но человек, враждебный Православию, не найдет доступа к священнымтайникам русского духа и русского миропонимания, он останется чужеродным встране, своего рода внутренним „неприятелем“ (3. 204).
Воснове народного образования и воспитания лежит любовь к России, а значит, какпринято говорить, патриотическое воспитание. В содержании образования этоотражается практически во всех предметах. Изучая историю, культуру, различныенауки, мы должны показать, какую роль сыграли наши соотечественники в этихнаправлениях бытия человечества, как они посвящали свои достижения России, какслужили ей верой и правдой, как любили ее. Особенно глубоко патриотическаянаправленность может найти отражение в таких предметах, как история илитература. Следует отметить, что патриотизм не ограничивается только любовью кОтечеству, а возвышается до уровня жертвенного отношения к нему, до желания вслучае необходимости отдать за него жизнь, до решимости вынести вместе со своимнародом любые испытания, скорби и лишения. Но надо понимать, что на подвигисамопожертвования и самоотречения способны люди, живущие вечной жизнью,знающие, что за гробом тоже есть жизнь.
Учитывая,что и в наше непростое время мы должны быть готовы защищать Отечество, следуетв полной мере восстановить цикл предметов, относящихся к начальной военнойподготовке.
Русская культура как основа содержания образования ивоспитания
Программунационального воспитания и образования можно увидеть в трудах русского философаИ.А. Ильина. Он писал: „Есть закон человеческой природы и культуры, в силукоторого все великое может быть сказано человеком или народом только по-своему,и все гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа и уклада.Денационализируясь, человек теряет доступ к глубочайшим колодцам духа и ксвященным огням жизни, ибо эти колодцы и эти огни всегда национальны: в нихзаложены и живут целые века всенародного труда, страдания, борьбы, созерцания,молитвы и мысли. У римлян изгнание обозначалось словами: “воспрещение водыи огня». И действительно, человек, утративший доступ к духовной воде идуховному огню своего народа, становится безродным изгоем, беспочвенным ибесплодным скитальцем по чужим духовным дорогам, обезличенныминтернационалистом. Горе ему и его детям: им грозит опасность превратиться висторический песок и мусор" (3. 200). По мнению философа, чтобы этого непроизошло, дети должны быть богаты национальными сокровищами. Главнымсокровищем он считал язык.
Язык,по словам Ильина, вмещает в себя таинственным и сосредоточенным образом всюдушу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа.«Особенно важно, — писал Ильин, — чтобы это пробуждения самосознания иличной памяти ребенка (обычно на третьем-четвертом году жизни) совершилось наего родном языке. При этом важен не тот язык, на котором говорят при немдругие, но тот язык, на котором обращаются к нему, заставляя выражать на немего собственные внутренние состояния. Поэтому не следует учить его чужим языкамдо тех пор, пока он не заговорит связно и бегло на своем национальном языке.Это относится и к чтению: пока ребенок не зачитает бегло на родном языке, неследует учить его никакому иному чтению. В дальнейшем же в семье должен царитькульт родного языка» (3. 202-203). Культ родного языка должен царить нетолько в семье, но и на протяжении всего процесса образования, чтобы ученики истуденты прониклись богатством, благозвучием, выразительностью, точностью итворческой неисчерпаемостью родного языка.
Богатствосовременного русского языка может быть многократно умножено, если наши детибудут знать церковнославянский язык, понимать его и читать на нем. Знаниецерковнославянского языка умножает словарный запас человека, что позволяетболее глубоко осознавать и выражать свои мысли и свой внутренний мир,прикоснуться к целому пласту возвышенной духовной литературы.
Изучениеиностранных языков может осуществляться в рамках национального образования,если в содержание предмета включается изучение географии России, роднойистории, культуры и опыта духовной жизни нашего народа. Следует расширить целиизучения иностранных языков, включив в них умение общаться с представителямидругих народов, знание географии, культуры и истории других стран и народов,возможность деятельного участия в экономике других государств. Одной из главныхцелей должно быть умение донести до собеседника глубину и красоту нашейкультуры, истории и духовного опыта. Иностранный язык должен быть не толькосредством бытового и делового общения, но средством религиозного и культурногособеседования.
Вторымсокровищем И.А. Ильин называет песню. «Русская песня глубока, какчеловеческое страдание, — писал Ильин, — искренна, как молитва, сладостна, каклюбовь и утешение; в наши черные дни, как под игом татар, она даст детской душеисход из грозящего озлобления и каменения. Надо завести русский песенник ипостоянно обогащать детскую душу русскими мелодиями — наигрывая, напевая,заставляя подпевать и петь хором. Всюду, по всей стране надо создавать детскиехоры — церковные и светские, организовывать их, объединять, устраивать съездырусской национальной песни. Хоровое пение национализирует и организует жизнь — оно приучает человека свободно и самостоятельно участвовать в общественномединении» (3. 203-204).
Средибогатств национального воспитания и образования И.А. Ильин выделяет сказку ижития святых и героев. В сказке, в сказочных образах народ созерцает и осознаетсебя, хранит свою мудрость, свое страдание и свой юмор, показывая нравственныедействия и поступки, учит отличать добро от зла и творить добро. «Сказки,- пишет М.В. Захарченко, — также удерживают связь действий между собой. Носвязь, которую пестуют сказки, — это связь явлений нравственного мира — тогомира, который творится исключительно благодаря человеческой свободе. Сказка — нравственное поучение: она потихоньку учит тому, каковы устойчивые связи,которые неизменно воспроизводятся в изменяющемся мире человеческой свободы — нравственном мире. И в этом смысле она учит добру, постольку поскольку учитразличать добро и зло: не образы добра и зла, не примеры и идеалы, а само посебе добро, отличенное от зла, как добро и зло действия. Сказка вся состоит изпоследовательности действий. В ней удивительно мало описаний. Сказители частотак редуцируют сказку, что в ней остаются только действия. „Какой“субъект — это не описывается. „Какой“ он — это раскрывается по ходуиз его действия. Пришла матушка на бережок, стала кликать Ивашеньку. ПриплылИвашенька, матушка накормила его, приласкала. Ясно, какая матушка, кто она?Ясно. Пришла русалка на бережок. Стала кликать Ивашеньку. Приплыл Ивашенька.Русалка схватила его и потащила. Ясно, какая русалка? Конечно. И нигде в сказкене сказано про нее впрямую, что она злая. Нигде нет и описания внешности. Тут — простор воображения. И, кстати, внешне русалка разная — и молодая красавица, ибезобразная старуха. Но… может ли быть вредоносное юным и красивым? Может онобыть безобразным и старым? Старое и безобразное — добрым? Безобразное — прекрасным? Эти вопросы уже не из сказки. Они — из рефлексии, из философии, аесли из сказки, то из авторской, литературной. Эти вопросы задают и дети. Но — потом. И чем больше исходно слушали они сказок, тем больше задают такихрефлексивных вопросов и тем эти вопросы заковыристее. Потому что сказка учитпотихоньку. Она не предлагает результаты рефлексии: она задает форму связидействий, в которой потом развернется собственное активное рефлексивноевопрошание ребенка» (2).
Житиясвятых и героев показывают ребенку и молодому человеку живые образынациональной святости и национальной доблести. «Образы святости пробудятего совесть, — писал И.А. Ильин, — а русскость святого вызовет в нем чувствосоучастия в святых делах, чувство приобщенности, отождествления; она даст егосердцу радостную и гордую уверенность, что „наш народ оправдался передлицом Божиим“, что алтари его святы и что он имеет право на почетное местов мировой истории (»народная гордость"). Образы героизма пробудят внем самом волю к доблести, пробудят его великодушие, его правосознание, жаждуподвига и служения, готовность терпеть и бороться, а русскость героя даст емунепоколебимую веру в духовные силы своего народа. Все это вместе взятое естьнастоящая школа русского национального характера.
Преклонениеперед святым и героем возвышает душу; оно дает ей сразу — и смирение, и чувствособственного достоинства, и чувство ранга; оно указывает ей — и задание, иверный путь" (3. 204-205).
Вместесо сказками и житиями святых следует отметить и роль русской поэзии внациональном образовании и воспитании. «Как только ребенок начнет говоритьи читать, — писал И.А. Ильин, — так классические национальные поэты должны датьему первую радость стиха и постепенно раскрыть ему все свои сокровища. Сначалапусть слушает, потом пусть читает сам, учит наизусть, пытается декламировать — искренно, прочувствованно и осмысленно. Русский народ имеет единственную всвоем роде поэзию, где мудрость облекается в прекрасные образы, а образыстановятся звучащей музыкой. Русский поэт одновременно — национальный пророк инациональный музыкант» (3. 205).
Постепенно,в меру возрастания и с учетом возможностей ребенка, ему необходимо открыватьвсе богатства национального искусства: литературу, поэзию, архитектуру,живопись, скульптуру, музыку, театр, танец. Сердцевиной всей этой предметной сферывнимания являются сами шедевры искусства.
ПрофессорМосковской государственной консерватории В.В. Медушевский в «Концепциидуховно-нравственного воспитания средствами искусства для общеобразовательныхшкол» называет важнейшие предметы осмысления на уроках искусства,раскрываемые на разных этапах обучения в посильной мере и в соответствующейвозрасту словесной форме.
Перечислимглавнейшие предметы
1.Основные (методологического уровня) понятия истории (ее смысл, направленность,фундаментальная двойственность, архитектоника в целом); понятия традиции,культуры, представление о единстве культуры и ее двух сторонах.
2.Важнейшие для понимания искусства ключевые вехи истории: рождение христианскойкультуры, гуманистическое Новое время с его двумя «солнцами» — церковным и светским. Новейшее время с выделением в рамках светской культурыновой двойственности — традиционной культуры и оккультной антикультуры; особоеместо в истории России, определяющееся ее призванием, которое ясно чувствовалии о котором говорили все выдающиеся деятели русской культуры. «Этопризвание есть восстановление Церкви в ее первобытной чистоте и святости,восстановление… великим примером чистой, самоотверженной, вселюбящей Веры»(1. 83).
В80-х годах XX века Свиридов отметил в своей записной книжке: «Русскаякультура неотделима от чувства совести. Совесть — вот что Россия принесла вмировое сознание». Вера, совесть, святость, целомудрие, самоотвержение,чистота, смысл — это все одно, выраженное разными словами. Россия и в светскойкультуре явила миру близость Богу по заповеди:«Ищите же прежде ЦарстваБожия и правды Его…» (Мф. 6, 33).«Все страны граничат друг с другом,а Россия — с Богом» (Рильке). Пронизанность России духом исходноговселенского Православия сделала понятие русского не этническим, ненациональным, а духовным, выражающим духовную ориентацию в мире.
3.Сквозная тема — видение сущностных и исторических связей церковного и светскогоискусства в Новое и Новейшее время: светской музыке ничего невозможно выразитьвысокого и духовного без актуализации связей с церковной музыкой (и анализспособен это выявить). Также и в искусстве публичного слова: гомилетика (учениео проповеди) преобразила светское слово, тогда как риторика, отдалившаяся отнее в XVIII веке, тут же выродилась в хвастливо-виртуозную, но духовно пустуюформу, потеряла глубину… и стала бранным словом! Единство церковного исветского выявляется и в вербальном языке. Фонвизин, с малолетства навыкшийчтению церковных молитв на богослужениях и от младенчества усвоивший церковнославянскийязык, утверждал, что «без него и русский язык понять невозможно».Человек без знания исторической глубины русского языка — некультурный человек(здесь, кстати, корень особо теплого единства славянских народов: в XXI веке,как и тысячу лет назад, богослужение в Сербии и Болгарии, Белоруссии и Россиисовершается на церковнославянском языке в одних и тех же словах и грамматике).Мысль о неотторжимости русского языка от церковнославянского многократноисповедовали писатели и выдающиеся деятели русской культуры. «Как вразговорном, так и в письменном русском языке все духовно-содержательное, всевдохновенное, возвышенное и патетическое как-то неосознанно, само по себетребует своего выражения на церковнославянском… — и тут же все становится строгими торжественным, чувствуется переход в состояние более высокого измерения, идуша начинает колебаться, тронутая далеким молитвенным звуком» (4.454-455).
Помнению выдающихся деятелей русского зарубежья, орфографическая реформа, подобновсем прочим деяниям большевистской власти, главной целью имела убить русскийнарод, отрезав его от могучей православной традиции, а тем самым разрознить иславянские народы.
4.Эпохальные стили, каждый из которых имеет свою генеральную задачу: барокко сего принципом аффекта (чувства, заключающего в себе вечную идею) ипринципиальной одноаффектностью развертывания (ибо превзойти вечностьневозможно); классицизм с его открытием эффекта музыкального развития,заключенного в «магический кристалл» ясно схватываемой формы; романтизмXIX века с его новой мировоззренческой основой — недовольством миром ипротивостоящей ему грезой; его родной брат — западный реализм (недовольство безвеликих дерзновений мечты, как бы «сдувшийся» романтизм), не имеющийничего общего с духовным реализмом России, онтологично совестливым в основании;антиромантическая направленность стилевых течений начала XX века; крахмодернизма; рождение замешанного на безверии постмодернизма в конце века… Силы,противодействующие разлагающим тенденциям, — в шедеврах.
5.Особенности национальных стилей.
6.Индивидуальные стили — энтелехия, высота и красота своеобразия, открывающаядушу стиля.
7.Жанры (силы, возводящие жанры и жанровые системы).
8.Художественная форма, стороны формы.
9.Исполнительское искусство, представление об интерпретации теоретической иисполнительской как сущностной стороне искусства. Понять — значит продолжить:ни один из гениев не приписывал красоты себе, но относил ее ко Всевышнему. Акто положит Ему предел? «Искусство не знает пределов — и кто же можетдостичь вершин мастерства?» — восклицал 40 веков назад египетский вельможаПтахотеп. Не тем более ли — искусство христианской эпохи?! Содержание шедевранеисчерпаемо, ибо в его сердцевине — неисчерпаемость мысли Божией.
10.Деятельность слушателя (ученика в частности), когда он вместе с композитором иисполнителем (а также и интерпретатором-педагогом) устремлен в бесконечностькрасоты. Его правильно воспитанный, нерастленный слух есть орган поисканеземной красоты. Искомой и обретаемой красотой он осветляет свою душу.
Сердцевинойвсей этой предметной сферы внимания являются сами шедевры искусства. Всеперечисленные выше предметы внимания не помимо них, но через них — на ладонианализа. (6)
Духовно-нравственные основы воспитания гражданина
Важнейшуюроль в народном и национальном воспитании играет изучение отечественнойистории. «Душа русского человека, — писал И.А. Ильин, — должна раскрыть всебе простор, вмещающий всю русскую историю так, чтобы инстинкт его принял всебя все прошлое своего народа, чтобы воображение его увидело всю его вековуюдаль, чтобы сердце его полюбило все события русской истории… При этомнациональное самочувствие ребенка должно быть ограждено от двух опасностей:националистического самомнения и всеобъемлющего самоуничижения. Преподавательистории отнюдь не должен скрывать от ученика слабых сторон национальногохарактера, но в то же время он должен указать ему все источники национальнойсилы и славы. Тон скрытого сарказма по отношению к своему народу и его историидолжен быть исключен из этого преподавания. История учит духовному преемству исыновней верности: а историк, становясь между прошедшим и будущим своегонарода, должен сам видеть его судьбу, разуметь его путь, любить его и верить вего призвание» (3. 206-207).
Вистории своего народа следует увидеть особую логику, история народа священна.Его взлеты и падения зависели и зависят от того, как народ ходит перед очамиБожьими, как выполняет Его законы и заповеди. Необходимо сопоставить духовнуюжизнь народа и ее земное проявление. Тогда мы увидим, что все лишения, скорби ииспытания были попущены народу для вразумления и исправления в те моменты,когда он отпадал от Бога или восставал на Него. Благополучная жизнь, расцветкультуры и науки являются следствием возвращения народа на путь Богоугождения исопровождают расцвет духовной жизни.
Ребенокдолжен знать и ценить территорию, на которой проживает его народ. «Русскийребенок, — по словам И.А. Ильина, — должен увидеть воображениемпространственный простор своей страны, это национально-государственное наследиеРоссии. Он должен понять, что народ живет не для земли и не ради земли, но чтоон живет на земле и от земли и что территория необходима ему, как солнце ивоздух. Он должен почувствовать, что русская национальная территория добытакровью и трудом, волею и духом, что она не только завоевана и заселена, но чтоона уже освоена и еще недостаточно освоена русским народом. Национальнаятерритория не есть пустое пространство „от столба до столба“, ноисторически данное и взятое духовное пастбище народа, его творческое задание,его живое обетование, жилище его грядущих поколений. Русский человек должензнать и любить просторы своей страны: ее жителей, ее богатства, ее климат, еевозможности так, как человек знает свое тело, так, как музыкант любит свойинструмент; так, как крестьянин знает и любит свою землю» (3. 207).
Каждыйиз нас является членом, гражданином Российского государства. Дети и молодыелюди должны осознать духовную сущность государства. «Государство в егодуховной сущности, — писал И.А. Ильин, — есть не что иное, как родина,оформленная и объединенная публичным правом, или иначе: множество людей,связанных общностью духовной судьбы и сжившихся в единство на почве духовнойкультуры и правосознания… Государство совсем не есть „система внешнегопорядка“, осуществляющаяся через внешние поступки людей. Оно совсем несводится к тому, что „кто-то написал“, „подписал“,»приказал"; что «какие-то люди куда-то пошли», «собрались»,«говорили», «кричали», «не давали друг другу говорить»,«решили»; что «массы народа скопились на улице»; что«собрание было распущено полицией»; что «начали стрелять»,«убили стольких-то», «посадили в тюрьму стольких-то» ит.д., и т.д. Словом: внешние проявления политической жизни совсем не составляютсамую политическую жизнь; внешнее принуждение, меры подавления и расправы, ккоторым государственная власть бывает вынужденной прибегать, совсем неопределяет сущности государства… На самом деле государство творится внутренне,душевно и духовно; и государственная жизнь только отражается во внешнихпоступках людей, а совершается и протекает в их душе; ее орудием, или органом,является человеческое правосознание. Разложение государства или какого-нибудьполитического строя состоит не просто во внешнем беспорядке, в анархии, вуличных погромах, в убийствах и сражениях гражданской войны. Все это — лишьзрелые плоды или проявления уже состоявшегося внутреннего разложения. Люди«не видят» этого внутреннего разложения; тем хуже для них, темопаснее для государства. Люди не умеют ни понять, ни объяснить, ни побороть этудушевную смуту, этот духовный распад; тем фатальнее будут последствия… Истинноегосударственное настроение души возникает из искреннего патриотизма инационализма и есть не что иное, как видоизменение этой любви. Здоровая,государственно настроенная душа воспринимает свою родину как живое правовоеединство и участвует в этом единении своим правосознанием; это значит, чтогражданин признает государство в порядке добровольного самообязывания иназывает его «мое государство» или «наше государство» (3.234-236).
Воспитаниегражданина более всего связано с духовно-нравственными основами жизни человека.Безнравственные, честолюбивые люди, карьеристы и демагоги, властолюбивыеавантюристы и преступники не могут быть опорой государства. Государству нужныне политиканствующие граждане, раскалывающие общество на партии и фракции, — ему нужны государственные деятели, для которых благополучие России и ее народастоят на первом месте. По словам Ильина, государство есть «организованноеобщение людей, связанных между собою духовной солидарностью и признающих этусолидарность не только умом, но поддерживающих ее силою патриотической любви,жертвенной волей, достойными и мужественными поступками» (3. 238).
Заставитьчеловека любить государство невозможно, но можно воспитывать дух любви, игосударственная школа призвана к этому, она должна быть пронизана этимстремлением. Государство — не репрессивная машина для поддержания граждан впокорности, а организующая сила для защиты Отечества на основе права исправедливости. Власть и авторитет государства для этого и надобны. Для этихцелей государство воспитывает и отбирает лучших людей, создает армию и флот.
Воспитаниелюбви к своей армии — одна из главных составляющих воспитания гражданина.«Армия есть сосредоточенная волевая сила моего государства, — писал И.А.Ильин, — оплот моей родины; воплощенная храбрость моего народа, организациячести, самоотверженности и служения — вот чувство, которое должно быть переданоребенку его национальным воспитателем. Ребенок должен научиться переживатьуспех своей национальной армии как свой личный успех; его сердце должносжиматься от ее неудачи; ее вожди должны быть его героями; ее знамена — егосвятынею. Сердце человека вообще принадлежит той стране и той нации, чью армиюон считает своею. Дух воина, стоящего на страже правопорядка внутри страны и настраже родины в ее внешних отношениях, отнюдь не есть дух „реакции“,»насилия" и «шовинизма», как думают иные даже до сего дня.Без армии, стоящей духовно и профессионально на надлежащей высоте, родинаостанется без обороны, государство распадется и нация сойдет с лица земли.Преподавать ребенку иное понимание — значит содействовать этому распаду иисчезновению" (3. 207).
Завершаянаши рассуждения об отражение социальной сферы жизни человека в содержанииобразования, следует сказать, что содержание образования должно опираться нароссийскую национальную идею, которую для наших современных условий президентРоссийской академии образования Н.Д. Никандров сформулировал как триаду:Православие, патриотизм, народность.
Список литературы
1.Жуковский В.А. «Письма к его императорскому высочеству великому князюКонстантину Николаевичу. 1840-51». М., 1867.
2.Захарченко М.В. «Сказка сказывается…» (рукопись). СПб., 2000.
3.Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. М., 1994.
4.Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6. Кн. 2. М., 1996.
5.Медушевский В.В. «Концепция духовно-нравственного воспитания средствамиискусства для общеобразовательных школ» (рукопись). М.,2000.
6. Hessen S. О sprzectnosciach i jednosciwychowania. Warszawa, 1939. S. 236.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.