Циклоидможет быть психастеноподобным, истерик – шизоидным (аутистоподобным), аутист –сангвиноподобным. Вообще разновидности характера могут быть всякоподобными, ноэто подобие есть лишь «наслоение» на исконное характерологическое «ядро».
Осмешанном (мозаичном) характере, думается, следует говорить, когда смешиваютсякусками сами ядра, радикалы. Смешиваются же они вследствие патологическогонарушения, просто грубых особенностей природной закладки характера иливследствие какого-то повреждения (механического, инфекционного,интоксикационного, радиационного) этой закладки в утробе матери или вмладенчестве, то есть еще до того, как в самых общих чертах сложился характер кдвум-трем годам жизни.
Мозаикахарактера творится болезненным процессом (шизофреническим, эпилептическим и т.д.) и в зрелые годы. Нередко во всех этих случаях какой-то характерологическийрадикал, не являясь ядром личности, все же преобладает над теми радикалами, скоторыми перемешивается.
Грубоватый характер (в патологии –органический психопат)
Природуего составляет, чаще всего, врожденная органическая закладка – органическая(анатомическая) огрубленность тела, мозга и, значит, души. Грубоватый – это изначит в широком смысле органический.
Сюдаотносятся, видимо, многие описанные П.Б. Ганнушкиным (1933, 1964)«антисоциальные психопаты» и «конституционально-глупые». В прошлом веке Б.Морель называл этих людей дегенератами (вырождающимися) – см. об этом у Ю.В.Каннабиха (1929). Органических психопатов классически описала Г.Е. Сухарева(1959).
/>Органическая огрубленность телаобнаруживается в необычно низком (ниже 120 см) и необычно высоком (выше 195 см)росте (карлики и гиганты), в асимметрии, разнообразных неправильных формахтела: так называемый башенный череп, ягодицеобразный череп, резкое преобладаниемозгового черепа над лицевым, так называемый седловидный нос, массивная нижняячелюсть, многоярусные зубы, «ухо фавна», ладьевидная грудь, добавочныерудиментарные молочные железы, врожденное ороговение кожи, чрезмернаяволосатость, чрезмерная мускулистость и т. д. Подробно об этом у Х.-Б.Г. Ходоса(1984).
Отдельные,единичные подобные особенности могут быть рассеяны в телах разных характерамилюдей (особенно у психопатов). Здесь же присутствует типичный «букет» такихособенностей. Эти «признаки вырождения» (по-старому) у одних имеют зловещую,безнравственно-гангстерскую окраску, у других овеяны деревенской добротой.
Органическаядушевная огрубленность в психопатических случаях сказывается в грубоватойвозбудимости-взрывчатости, слабой способности сдерживать свои примитивныежелания-порывы (бестормозность). Эта неуравновешенность не менее тяжела оттого,что порою такой инертный человек долго раскачивается; зато, раскачавшись,нескоро успокоится.
Вличностной картине здесь перемешиваются разнообразные радикалы, но все ониогрублены; в мышлении, переживаниях нет тонкости, стройности, а естьнедисциплинированность, неряшливость, вязковатость. Эмоции нередко ходят тутходуном, грубо вытесняя из сознания неприятное, выставляя таких людей, особеннов состоянии душевной взволнованности, нелепыми дураками, некритичными к своемуглуповатому поведению, неприличным анекдотам в обществе. Злость, сердитаяавторитарная напряженность, всегдашняя у напряженно-авторитарного(эпилептоида), подозрительность, обидчивость чередуются здесь с простодушием,глуповатой беспечностью, благодушием.
Нередкотакой человек от преобладания в данный момент (по настроению) того или иногорадикала представляется то глупым, то властно-жестоким, то тревожно-робким. Нопатологической слабости обобщения, то есть клинического малоумия (олигофрении)здесь нет. По временам он душевно собирается и производит впечатление человекавесьма интеллигентного, чтобы вдруг, вспылив, опять удивить своей «слабоумной»выходкой, подтвердив то, что обычно говорят о нем: «умный, умный, а дурак». Вголове порою каша («в огороде бузина, в Киеве – дядька»), навязчиво-некритическипристает в поезде к незнакомым пассажирам с нетактичными вопросами об их жизни,а наряду с этим не только дом топором построит, но и телевизор починит.
Грубоватыелюди (органические психопаты) могут быть победоносно-безнравственными – в томчисле смазливыми, кукольными, ангельски-порочными с органически-огненнымивсплесками из глаз, или это «урка-клоун» без малейшей способности сочувствоватьдругому человеку – и могут быть несгибаемо-нравственными. Среди них немало идобрейших, грубовато-застенчивых, смекалисто-благородных, доверчивыхИванушек-дурачков. Одни из грубоватых – безнравственные бандиты, другие,нравственно-агрессивные благородные защитники потерпевших, рискуя жизнью, ловятэтих бандитов.
Встречаютсяздесь не только преступники и полководцы, но и академики с прекрасной памятью,правители. Но нет, повторяю, душевной, духовной тонкости, чувства высокого,святого, сложно-углубленных философских, психологических исканий, серьезныхразмышлений о смерти и смысле жизни (все это может быть в своем духе и унапряженно-авторитарных, но не тут).
Тут– свой мир первобытно-огрубленной поэзии и прозы (иногда грубовато-задушевной,по-мужицки печальной), свой мир грубоватой сусальной живописи,неряшливо-наукообразных, краснобайски-резонерских диссертаций и т. п. Все этонередко проникнуто бушующей авторитарностью. Язык может быть и смачно-меткимязыком блатных, и сентиментально-тюремным «татуировочным» жаргоном («не забудумать родную»). Достоевский по собственному каторжному опыту описывает вподробностях многое из этого в «Записках из Мертвого Дома».
Мироощущениемсвоим грубоватые люди чаще воинствующие реалисты-атеисты, иногдабезнравственно-смачно хохочущие над Богом, над религиозными чувствами, – потомучто им, с их завидной способностью жить сегодняшним днем, наплевать, что будетс ними после их смерти. Реже они религиозны, но религиозность эта обычнонеряшливо-противоречива, с моментами первобытного язычества, а иногда судивительным природным чувством, указывающим, где там в лесу прячутся грибы,ягоды.
Грубоватаянеуравновешенность религиозного мироощущения обнаруживается, например, в том,что такой человек одним, тормозимо-аутистическим своим радикалом истово веруетв Бога, даже дьякон, но благодаря другому, неустойчиво-сангвиническомурадикалу, вдруг напьется, запутается в женщинах и т. п. Жизненные советы ихдаже бывают дельны, толковы, пока они не входят в храм духовных тонкостей, гдестановятся пошловато-грубыми и смешными.
/>Подобная огрубленность души и тела, по-видимому,была, за некоторыми исключениями, всеобщей в первобытном человечестве ипомогала выживать среди диких зверей и враждебных племен. Сегодня же алкоголь идругие пьянящие яды охотно подчиняют себе грубоватых и еще более огрубляюторганическую личностную почву. Некоторым из этих людей и нечего особенноберечь-хранить от токсического разрушения в себе для одухотворенноготворчества, незачем пренебрегать кайфом, который для них нередко – единственнаяотрада. На практическую смекалку и мастеровую ловкость рук, которыми многие изних часто богаты, алкоголь не действует так разрушительно, как наодухотворенную индивидуальность, например, актерскую, стирая, огрубляя ее.
Грубоватыелюди своею грубоватостью как бы огрублены с рождения. Но они делают в жизни такмного разнообразных дел умными, мастеровыми своими руками, для жизни всегочеловечества, что утонченные интеллигенты, представители «белой кости» пропалибы без них. К сожалению, многие интеллектуалы не видят, не чувствуют впростолюдинах, грубоватых людях родного, своих природных корней. Мы ведьобязаны этим людям своим происхождением в самом широком смысле и своейвозможностью одухотворенно-творчески работать, потому что практически неспособны выполнять их работу (вспомним крыловскую басню «Листы и корни»).
«Эндокринный» характер (в патологии –«эндокринный» психопат)
Людейс настоящим характером (с разнообразными его вариантами) немало, но характерэтот не описан в литературе так выразительно, внятно, подробно, как многиедругие.
Воснове его – дисплазия (неправильное развитие) прежде всего эндокринной системы(системы желез внутренней секреции), что сказывается, в том числе, и в половыхизвращениях, в отсутствии нормального полового чувства и т. д.
Неправильноеразвитие, извращение надо понимать лишь с точки зрения здравого смысла,биологии, проблемы продолжения вида. Но сами эти люди нередко больными илинеполноценными себя не считают, даже часто довольны, счастливы своею особойприродой, стараясь быть вместе с себе подобными, глубоко их понимающими людьми.
Отдельные«эндокринные» телесные особенности (то, что делает мужчину внешне похожим наженщину, и наоборот), как и телесные «органические» особенности, могут бытьтоже рассыпаны в разных характерами людях (особенно – в шизоидах). И здесь тожерешает дело «букет» эндокринной диспластики.
Творчествотаких людей, обнаруживающее тонкое, сложное, порою волшебное смешениехарактерологических радикалов с мягким размыванием типично мужского и типичноженского, может быть по-своему прекрасно, одухотворено. Какими-то особымигранями оно созвучно и многим настоящим мужчинам и настоящим женщинам. И в тоже время это нередко утонченное духовное богатство не могло бы быть созданонастоящими мужчинами или настоящими женщинами. Речь идет, например, о живописиЛеонардо да Винчи, Караваджо, поэзии Сапфо (Сафо) и Цветаевой, о произведенияхАндерсена, Уайльда, Моэма, о музыке Чайковского.
«Полифонический» характер
/>Это – своеобразная характерологическаямозаика, порожденная шизофреническим процессом, который уже отзвучал илинастолько мягок, что обнаруживает себя не бредом, не галлюцинациями, не другойпсихотикой в истинном смысле, а, в основном, характерологически.
Е.АДобролюбова (1996, 1997) предлагает считать эту мозаику самостоятельнымхарактером в ряду других характеров и дала ему настоящее название.«Полифоническая» мозаика, по Добролюбовой, – одновременное звучание несколькиххарактерологических радикалов.
Посколькуналичествует здесь, как правило, «несколько реалистических радикалов»,мироощущение такого человека видится все же материалистическим, но «странным»,«загадочным», поскольку соединяется несоединимое. В самом деле, здесьхарактерологические радикалы соединяются как-то тонко-загадочно, безорганической огрубленности и эндокринной диспластики. И сюрреалистическаясоединимость несоединимого видится в загадочной соединимостиматериалистического (даже часто обыденно-материалистического,гиперреалистического) с идеалистическим, что производит впечатлениестранновато-неземного реализма.
Этоотчетливо видится в философских сочинениях Спинозы, в картинах Босха, Дали,Пикассо, Малевича, Филонова, в гоголевских произведениях (особенно в повести«Вий»), в известном булгаковском «Аннушка уже купила подсолнечное масло, и нетолько купила, но даже и разлила». Такое творчество открывает возможностьвидеть-обдумывать мир, людей, себя одновременно из самых противоположных точек,в самых невероятных разрезах.
Уциклоида в характере движется настроение, тут движется сама структурахарактера, но именно это дарит полифонисту невиданные творческие горизонты ипропасти в науке и искусстве.
О«полифоническом» характере как характере возможно говорить (как допускает иДобролюбова) лишь «в широком смысле», поскольку истинный характер всегда имеетустойчивый стержень. Этот же «характер» нередко заметно движется-изменяетсяболезненным процессом, если этот процесс не завершился. Когда, вследствие дажеочень мягкого течения процесса, на первый план выходит в личностной картине тоодин радикал, то другой («сегодня я аутист, а завтра – сангвиник»), да ещевремя от времени наплывает тоскливость-напряженность с безразличием,занавешивающая-искажающая на время характер, о характере возможно говорить,понятно, лишь условно.
«Разбиратьсяв людях», понимать их внутреннюю жизнь, «видеть людей насквозь», угадывать, чтоот кого в какой обстановке возможно ждать, – это значит, прежде всего,разбираться в человеческих характерах, которые я и попытался естественнонаучно,клинически, в самой своей сути, описать В естественнонаучном описанииособенности души неотделимы от телесных особенностей, светятся друг в друге Этоземная, реалистическая характерология.
Психологи,исследователи с аутистически-теоретическим, идеалистически-концептуальныммышлением подходят к характерам иначе Они, по понятным причинам, или вовсе непризнают более или менее стойких характерологических вариантов, или считаютхарактеры сугубо психологическими образованиями, связанными с телом лишь как скоробкой.
Илиже, рассматривая характер в единстве с телом, они чувствуют пропасть междухарактерологическим (душевным) и личностным (духовным), понимая духовноечеловека как изначально самостоятельно существующую частицу Вечного Духа,знающего о каждом из нас. Так, К Юнг (1995), убежденный в «несоединимом разрывемежду психическими и физическими явлениями» (с 646), идет от «предпосылки оверховенстве психического» (с. 650), и для него «психологические типы» есть«структурные элементы психического», а не описания душевных особенностейопределенного типа конституции, как у Э. Кречмера (с. 651). Свою «исключительнопсихологическую типологию» (с. 651) Юнг сравнивает с «кристаллографическойсистемой осей» (с. 659).
Мнедумается, однако, что естественнонаучный и аутистически-психологический подходыв изучения характеров могут дополнять и развивать друг друга, дружескисоединяться в горячей грани духовного и иного созвучия, оставаясь самими собою,как и вообще все равноправные разнообразно-нравственные способы изучения ипереживания мира в Человечестве, в Культуре.
Изестественнонаучного понимания-изучения характеров нетрудно вывести иестественнонаучное понимание национально-психологических особенностей(надхарактерологических, но окрашивающих собою каждый радикал), религии,литературы, искусства, науки, политики. В этом смысле, как уже отмечалось выше,Запад более аутистически-мыслителен, Дальний Восток более чувственно,художественно-аутистичен, а между ними – тревожно-сомневающаясядуховно-бездонная Россия, могучая, русским большинством своего населения,прежде всего, глубинно-сложными нравственно-этическими переживаниями, своейнерасчетливостью-добротой, и этим более созвучная Православию. Католичеству, кпримеру, уже созвучно иное характерологическое, исламу – третье. Лютер,сообразно своему сангвиническому характеру, боролся за синтонно-полнокровноехристианство (лютеранство) В различных религиозных сектах увидим людей,объединенных и известными характерологическими особенностями. Неразвитыенароды, дети, первобытные люди – ближе к язычеству, к народным сказкам.
Можнопойти естественнонаучным, «характерологическим» мышлением еще глубжеэволюционно-исторически – в животное царство. Там мы угадаем напряженнуюавторитарность в оскалившемся волке, аутистическую независимость в манерноусевшейся на шкаф кошке. И, может быть, какой-нибудь специалист, изучающийпсихологию животных, уже пишет основательный труд о характерах животных черезчеловеческую характерологию.
НаЗемле довольно много незрелых, душевно-безликих и агрессивных людей, длякоторых выше всего материальное благополучие, чувственные удовольствия, власть.При известных обстоятельствах они, не способные разумно-критическирассматривать себя со стороны, охватываются коротким, мощным эмоциональныммышлением и, веря в то, во что хочется верить, могут стать послушнымитолпами-стадами в руках безнравственных вождей. Пожалуй, только нравственноерелигиозное воспитание и строгое, тщательное исполнение государством законов снепременным-неизбежным наказанием преступника могут здесь как-то помочьпредотвратить несчастья в тяжелое, грязное, переходное время еще неразвившегося как следует у нас капитализма.
/>Конечно же, многое тут, в характерологии,сложно и туманно. И Боже упаси налево и направо вслух ставитьхарактерологические «диагнозы». Но, опираясь на известные характерологичскиеориентиры, будем про себя, тихо чувствовать и размышлять о людях вокруг. Неразлюбим тех, кого полюбили, если узнаем подробнее их душевный склад, потомучто любой не слабоумный, не разрушившийся личностно человекбездонен-неповторим, таинственно сложен своей душевной духовной особенностьюпод знаком какого-то характера.
Очеркэтот считаю психотерапевтическим в широком смысле и потому, что, быть может, соблегчением увидим-почувствуем из него характерологическую природность каких-тонаших слабостей, тягостных переживаний, проступков и т. д. Простим себе то, чтовозможно простить. Простим и другим их природные слабости. Разглядим у другихлюдей важное, ценное и для нас переживание, умение, не доступное нам. Но никомуне простим безнравственности.
Какважно, особенно для самобытного, талантливого человека, быть самим собою насвоем жизненном пути в Человечестве, делать в жизни свое Добро,совершенствоваться в своем, то есть в том, что получается лучше, нежели умногих других, и лучше, чем другое у тебя же.
Изсвоей повседневности, из многолетней психотерапевтической работы и преподаванияврачам, из горестных и радостных дней жизни с самого детства, из путешествий вразные места страны и в другие страны, из рассказов путешественников, из ихкниг и фильмов, из книг, фильмов исторических, художественных, научных –вспоминаю множество людей с разными характерами, болезнями. Вспоминаю, начинаяот первобытных людей из романов Рони-старшего, от древних русских славян, варягов,древних греков и древних римлян, древних египтян, древних евреев, древнихгерманцев. Все это древнее, характерологически природное, видится-сквозит исегодня в живых людях разных стран, в прежних и сегодняшних мировых событиях, всегодняшней духовной культуре, которая для меня есть прежде всего культурахарактеров.
Самыминтересным для меня в моих жизненных переживаниях (теперь уже с мягким светомосени) оказалась жизнь человеческих характеров, душевная жизнь вообще в ееестественнонаучном понимании, среди Природы и Культуры. И особенно интереснымибыли всегда сложно-дефензивные состояния и душевная, психотерапевтическаяпомощь этим людям с тягостным переживанием своей неполноценности, своеготоскливого одиночества, с их тревожно-нравственными исканиями. Из этого вышла имоя терапия творческим самовыражением.
Убежден,что все это помогло мне самому как дефензивному психопату более или менеесерьезно, стойко компенсироваться осознанным творческим самовыражением средиблизких мне людей, животных и растений, на своей родной российской дороге, сосвоим смыслом жизни в душе.
Список литературы
БурноМ.Е. Смешанные (мозаичные) характеры