В.Мошкин, кандидат наук, доцент, Барнаульскийгосударственный педагогический университет
Как формируется склонность к саморазрушению
Вплотнуюприблизившись к третьему тысячелетию, современное общество не избавило человекаот необходимости энергичных усилий для достижения жизненного успеха ибезопасности. Безработица, преступность, терроризм, военные конфликты,экологические катастрофы, аварии на транспорте, многое другое делает жизньчеловека сложной, трудной и во многих случаях чрезвычайно опасной. Специалистыпытаются дать полный перечень источников опасности, прогнозируют появлениеновых, невиданных ранее источников риска, которые могут сделать общество иотдельных людей еще более уязвимыми.
Вэтих условиях все более актуальной становится задача воспитания у подрастающегопоколения готовности к успеху и безопасности. Эта задача важна и при подготовкеспециалистов в раз-личных сферах профессиональной деятельности. Водители транспорта,операторы химических предприятий, летчики и специалисты многих других сфердеятельности обязаны обеспечить не только свою собственную безопасность, но ибезопасность других людей. Однако как подготовить человека к жизненному успехуи безопасной жизнедеятельности? На этот вопрос мы не найдем ответа всовременной педагогической литературе.
Отдельныестороны процесса формирования успешной и безопасной личности раскрыты впсихологии. На некоторых из них мы и остановимся ниже.
Длявыяснения психолого-педагогических механизмов воспитания успешной и безопаснойличности необходимо использовать результаты исследований, раскрывающих процессформирования деструктивного поведения человека, поскольку, как отмечаютЦ.П.Короленко и Т.А.Донских, любой вариант деструктивного поведения можетпривести к катастрофе каждого конкретного человека. Иначе говоря, деструктивноеповедение проявляется в склонности человека к саморазрушению.
Косновным типам деструктивного поведения относятся аддиктивное, антисоциальное,суицидное, конформистское, нарцисстическое, фанатическое и аутическое. Эти типыповедения дезинтегрируют личность в социологическом плане. Каждый из названныхсеми типов нарушений поведения при определенных условиях может привестичеловека к катастрофе, а некоторые из них могут быть чрезвычайно опасными дляобщества, представлять угрозу современной цивилизации.
Аддиктивное поведение
Аддиктивноеповедение выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своегопсихического состояния посредством приема некоторых веществ или постояннойфиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, чтосопровождается развитием интенсивных эмоций.
Употреблениекакого-то вещества, изменяющего психическое состояние, привязанность к предметуили участие в активности принимает такие размеры, что начинает управлять жизньючеловека, делая его беспомощным, лишает воли к противодействию аддикции.Стремление к аддиктивному поведению чаще наблюдается, когда чело-вексталкивается с трудными ситуациями в жизни (утрата прежних идеалов,разочарование в профессии, потеря любимой работы, потеря семьи, социальнаяизоляция, резкая смена привычного стереотипа жизни, утрата близких и т.п.).
Желаемоеизменение настроения по аддиктивному механизму может быть достигнуто с помощьюалкоголя или веществ, изменяющих психическое состояние; участием в азартныхиграх, включая компьютерные игры; посредством сексуальной аддикции; перееданиемили голоданием; полным погружением в какой-либо вид деятельности (забывая одругих жизненно важных проблемах: здоровье, благополучии и т.д.). Приаддиктивном подходе устанавливаются эмоциональные связи не с другими людьми, ас неодушевленными явлениями. Лица с аддиктивным поведением (аддикты) насознательном уровне для самозащиты используют механизм, который в психологииназывается «мышление по желанию». Он заключается в том, что человеквопреки логике считает реальным лишь то, что соответствует его желаниям. Всвязи с этим невозможно или очень трудно убедить человека в опасности его поведения.Для аддикта типична гедонистическая установка, т.е. стремление к не-медленномуполучению удовольствия любой ценой. При этом игнорируются последствия, которыемогут быть неблагоприятными и даже опасными для человека.
Люди,окружающие аддикта, воспринимаются им как предметы для манипуляции. Этопостепенно приводит к нарастанию отрицательного отношения к аддиктам со стороныих знакомых и близких и способствует их изоляции в обществе. Образ жизниаддиктов в целом представляет противоположность тому, что принято называть«здоровым образом жизни». Происходит полное игнорированиесанитарно-гигиенических правил, заботы о своем здоровье.
Многообразныеформы аддиктивного поведения объединяет общее аддиктивное звено -стремление кискусственному изменению психического состояния, вызыванию субъективно приятныхэмоций. Аддикты мо-гут легко переходить от одной формы аддикции к другой,сохраняя при этом основные аддиктивные механизмы.
Психологическоесостояние аддиктов на заключительном этапе определяется в основномподавленностью, апатией. До-минирующее аддиктивное поведение, в какойконкретной форме оно бы ни проявлялось, разрушает не только психику, но ибиологические процессы организма. Положение усугубляется разрывом с семьей,близкими, потерей работы, квалификации, серьезными экономическими проблемами.Аддикты нарушают законы, общественный порядок, попрошайничают, совершают кражи,некоторые пытаются совершить самоубийство.
Выявленыследующие особенности поведения аддиктов в межличностных отношениях:
•сниженная переносимость
трудностейповседневной жизни (наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций);
•скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с
внешнепроявляемым превосходством;
•внешняя социабельность, сочетаемая со страхом перед стойкими эмоциональнымиконтактами;
•стремление говорить не правду;
•склонность обвинять других, зная, что они невиновны;
•стремление уходить от ответственности в принятии решений;
•стереотипность, повторяемость поведения;
•склонность уступать давлению со стороны знакомых с аддиктивным поведением;
•тревожность в ситуациях, которые требуют глубокой эмоциональной привязанности.
Факторами,препятствующими возникновению аддиктивного поведения, являются:
A.Межличностное общение с родными, близкими, знакомыми. Эмоциональная поддержкаспособствует улучшению настроения, стимулирует оптимизм, улучшает самочувствие.
Б.Участие в различных секциях, кружках, где возможно отвлечение, полезнаядеятельность, общение в группе.
B.Духовность личности. Это может быть чувство единства с Природой и Миром,чувство ответственности, необходимости максимального самовыражения.
Духовностьможет находить выражение в различных религиозных подходах.
Имеетсяопределенное соответствие между некоторыми типами воспитания и видамидеструктивного поведения, Ц.П.Короленко и Т.А.Донских характеризуют типывоспитания, которые содержат в себе риск развития аддиктивного поведения.
Гиперопека.Преувеличенная, мелочная забота о детях. Дети не имеют возможностисамостоятельно принимать решения, действовать, справляться с трудностями.Ограничивается стремление детей к самовыражению, подавляется любознательность,интерес к новому. Формируется уверенность, что не нужно предпринимать усилий,что все будет сделано другими. «Оранжерейное» воспитание готовитнесамостоятельных людей, которые в реальной жизни терпят неудачи, поражения.Появляется чувство неуверенности в себе, развивается комплекс неполноценности.Этот комплекс выражается в заниженной самооценке, страхе перед любымитрудностями в жизни. Неприятные чувства (страх, бессилие) вытесняются изсознания в подсознание. Возникает склонность к «мышлению по желанию»,при котором эмоциональная логика заменяет реальность. Такие люди склонны кфантазированию на приятные темы, живут в мире воображения, где проблемырешаются магическим образом.
Человекпредставляет себя в образе популярного героя из кино или видеофильма: совершаетнеобычные поступки, вызывает восхищение людей. Таким образом создается почвадля возникновения аддиктивного поведения — стремления искусственным образомизменить свое психическое состояние, чтобы уйти от неприятных размышлений.
Предъявлениенепомерных требований. От детей требуют порядка, дисциплины, четкого выполненияобязанностей. С ребенка спрашивают как со взрослого. Выполнение требованийсвязано с максимальной мобилизацией всех возможностей, достижение успеховстановится самоцелью. Ребенок может рассматриваться как атрибут социальногоблагополучия, как символ успеха. Нередко родители просто стремятся передатьребенку свои обязанности (уборка квартиры, покупки и т.д.). Люди оцениваются сточки зрения их «нужности», родители неспособны выразить чувстволюбви к детям. Создание условий для возникновения аддиктивного поведенияобусловлено недостаточным развитием навыков взаимопонимания. Отсутствие эмоциональногообщения способствует «общению» с предметами и явлениями. Постоянныйстрах неудачи, поражения может вызывать стремление избавиться от этих состоянийс помощью различных веществ, например алкоголя.
Существуют«стыдящие» семьи, которые постоянно недовольны успехами детей. Еслиребенок приходит домой с пятерками, его не хвалят, а читают мораль о том, кчему надо стремиться в жизни. Здесь царствуют постоянное напряжение, осуждение.Наказание детей молчанием следует за незначительными проступками. Возможныпостоянная ирония, высмеивание. Дети в таких семьях не чувствуют себя вэмоциональной безопасности. У них возникает общее недоверие к людям, стремлениеизбежать общения с ними. Дети ищут замены общения с родителями общением сосверстниками, животными. Это толкает детей к аддиктивному поведению.
Воспитаниев семьях с непрогнозируемыми эмоциональными реакциями. В таких семьях родителисклонны к неожиданным изменениям настроения, отношения к детям. Изменениеотношения непосредственно не связано с поведением детей, а обусловленоособенностями личности родителей. Так ведут себя экзальтированные люди систероидными чертами характера. Дети не знают, чего ожидать от родителей вследующий момент. За одно и то же можно быть наказанным и обласканным. Детичувствуют себя неуверенно, у них отсутствует чувство уверенности в родительскойлюбви. Постепенно эта неуверенность становится чертой характера и в дальнейшемвлияет на отношения со всеми людьми. В результате эти дети оказываютсянестабильными в межличностных отношениях. В них постоянно дремлет ожиданиеразрыва, они не уверены в прочности дружбы, брака и т.д. При благоприятныхусловиях идут на конфликты, ссоры с близкими людьми, стремясь к разрывуконтактов. При этом эмоциональная нестабильность сочетается с различнымиформами аддиктивного поведения.
Гипоопекахарактеризуется недостаточным вниманием к детям. Дети предоставлены самим себе,нередко не обеспечены даже материальным минимумом. Возможны скандалы, дракиродителей, избиение детей. Дети предпочитают проводить время в уличныхкомпаниях. Характерно раннее знакомство с алкоголем, другими веществами,изменяющими психическое состояние. Не формируется духовная сфера, интересыкрайне ограничены, слабо развита воля. Аддиктивное поведение воспринимается какпривлекательное, оно бывает связано с новыми знакомыми, которые частооказываются лицами с аддиктивным поведением.
Еслиродители являются аддиктами, вероятность воспитания у детей аддиктивногоповедения возрастает. В этих случаях часто наблюдается воспитание по типугипоопеки, так как родители с аддиктивным поведением не способны к проявлениюнастоящих чувств к детям. Кроме того, аддиктивные родители нередко вызываютвозникновение «созависимого» поведения. Это поведение, выражающееся впроявлении заботы о родителях-аддиктах. Нередко активные трезвенники происходятиз семей с серьезными аддиктивными алкогольными проблемами. Кроме того, детиаддиктов, став взрослыми, час-то выбирают в спутники жизни лиц с аддиктивнымповедением. Непьющие женщины из алкогольных семей после развода, связанного салкогольными проблемами, часто повторно выходят замуж за алкогольных аддиктов.При этом они отвергают мужчин без алкогольных проблем. Жизнь с алкогольнымаддиктом для них привычна, другие же, неизвестные модели поведения, пугают.
Аддиктивноеповедение можно пресечь или изменить его содержание на более приемлемое, менеедеструктивное, если подверженные ему лица почувствуют внутреннюю необходимостьизменения, которая обычно возникает тогда, когда чело-век сознает наличиелучшей перспективы.
Помнению Ц.П. Короленко и Т.А.Донских, в антиаддиктивных программах следуеториентироваться на следующие многоуровневые подходы:
•организацию воспитания;
•воздействие на эмоциональную сферу;
•межличностные подходы;
•физические упражнения и
видыактивности;
•стимуляцию творческой
деятельности,интеллектуальной активности.
Антисоциальноеповедение
Основнойчертой антисоциального поведения является совершение действий, противоречащихэтике и морали, безответственность, игнорирование законов и прав других людей.Признаки антисоциального поведения в детском возрасте: отсутствие эмоциональнойпривязанности к родителям и близким, ложь, жестокость, агрессивность.
Такиедети часто ввязываются в драки, совершают хулиганские действия, склонны поздновозвращаться домой, бродяжничать, красть и т.п. У взрослых антисоциальноеповедение характеризуется общим отсутствием ответственности и чувства долга.Они ненадежны во всех отношениях. Безразличны к своим детям, плохо справляютсяс профессиональными обязанностями, совершают правонарушения: кражи,жульничества и т.п.
Антисоциальныелица раздражительны, импульсивны, агрессивны, склонны к промискуитету(беспорядочным половым связям). Угрызения совести в отношении своих действийотсутствуют. Им все очень быстро надоедает, в том числе люди.
Удевочек с антисоциальным поведением наблюдается преобладание гедонистическоймотивации, т.е. стремления к удовольствию. Снижена способность контролироватьсвои действия, они находятся во власти своих желаний, на возможныенеблагоприятные или опасные последствия своих действий они не обращаютвнимания.
Кнеблагоприятным условиям семейного воспитания, которые способствуютформированию антисоциального поведения, относятся недостаточное вниманиеродителей к детям, отсутствие теплоты, привязанности. В ряде случаев семьиявляются неполными, домашняя обстановка характеризуется частыми ссорами,скандалами, конфликтами.
Суицидное поведение
Суицидноеповедение выражается в повышенном риске совершить самоубийство. Выделяютсяследующие типы самоубийств в зависимости от особенностей контактов индивидуумас социальной средой обитания:
•«анемическое» самоубийство, связанное с кризисными ситуациями вжизни, личными трагедиями (смерть близкого человека, утрата имущества и др.);
•«альтруистическое» самоубийство, совершаемое ради
благадругих людей (чтобы не обременять собой других, не позорить и др.);
•«эгоистическое» самоубийство, связанное с неприемлемостью социальныхтребований
(форма«ухода» от неблагоприятной социальной ситуации).
Рисксуицидного поведения увеличивают следующие факторы:
•тяжелое детство в «плохой» семье;
•отсутствие достаточных межличностных контактов или их прерывание;
•потеря работы или профессии;
•отсутствие или потеря веры во что-либо;
•крушение прежних идеалов.
Называютсяследующие причины суицидного поведения:
•семейные отношения;
•болезни, включая психические;
•несчастная любовь;
•пьянство и алкоголизм;
•материальные проблемы;
•неуспеваемость, наказания в школе.
Самоубийстводетей совершается в результате обиды, унижения, непонимания со стороныродителей, их неискренности. Опасность суицидного поведения у детей велика ватмосфере ненависти, агрессии, грубости, несправедливости (это делает ребенкапотерянным, одиноким).
Основныепричины самоубийств:
1.Изоляция — чувство, что тобой никто не интересуется и не понимает.
2.Беспомощность — когда человек ощущает, что его жизнь находится вне егоконтроля.
3.Безнадежность — когда будущее ничего хорошего не предвещает.
4.Чувство собственной незначимости — когда человек оценивает себя низко.
Суицидномуповедению способствуют:
1.Пренебрежение к личности обычного человека, который приучался чувствовать
себя«винтиком».
2.Уничтожение чувства неповторимости, уникальности каждой индивидуальной жизни,представляющей «целую Вселенную» («Я — ничто, мой народ — все», «Незаменимых людей нет» и др.).
Ц.П.Короленкои Т.А.Донских называют причины повышенного риска самоубийств:
1.Одностороннее воспитание в духе максимализма.
2.Отсутствие у родителей любви к детям.
3.Воспитание у детей чувства вины, когда ребенок оценивает
себяниже других, считает себя «плохим», не имеет чувства самоуважения.
4.Алкоголизм родителей (склонность к аддиктивному поведению).
5.Психические травмы детей.
6.Патологический психологический климат в семье.
7.Неспособность родителей сделать жизнь детей счастливой, развить у них чувствоуверенности в себе, «нужности», любовь к жизни.
Конформистское поведение
Конформистскоеповедение характеризуется отсутствием оригинальности, самобытности во взглядах,привычках, принципах, приверженностью к официальным точкам зрения,приспособленчеством, некритичным следованием указаниям лиц, обладающих ВЛАСТЬЮ.
Конформизм- одна из форм искусственной, неподлинной жизни. Конформист избегает контакта ссамим собой, не пытается узнать правду о самом себе, не раздумывает над смысломсуществования, у него мало раз-вито самосознание. Главным в жизни он считаеттрафаретные, «общепринятые» ценности.
Конформистлишен индивидуальности, стереотипен и предсказуем в своих действиях. Людей,действующих по-другому, он не донимает или считает не-полноценными. Конформизмдает возможность не занимать активную позицию, самостоятельно не организовыватьсвою жизнь, он превращает человека в марионетку.
Конформистпринимает внешнее принуждение добровольно, как избавление от сомнений,успокоение, упорядочение. Считает, что большинство всегда правы, чтобольшинство являются гарантом безопасности личности, он не думает о личнойответственности, стремится уйти в мир безопасного детства, доверить«вождям» свою судьбу, рассматривая их как эквивалент родителей.
Конформистскоесознание носит автоматизированный характер, в нем отсутствуют чувствоответственности, разграничение между добром и злом, человек становитсяавтоматом, готовым выполнять любые распоряжения сверху. Конформистское сознаниехарактеризуется конвергенцией в жизненных подходах. Это означает, что вниманиеконформиста концентрируется на какой-либо одной стороне вопроса, онфункционирует в рамках жестко заданной системы. Конвергенты испытываютзатруднения в попытке оценить решаемую проблему по-новому. У них слабо развитывоображение и интуиция. Выраженные конвергенты не интересны как люди, так каккроме профессиональных тем их ничто не привлекает. Плохо схватывают юмор, нелюбят шутить, в целом отрицательно относятся к юмору.
Особенностьюсоветского конформизма в периоды террора было состояние страха, тщательноскрываемое. Конформисты понимали, что у них нет никаких гарантий личнойбезопасности. Угроза ареста, увольнения с работы, исключения из вуза былапостоянной. Страх приводил к разрыву межличностных отношений, к осторожности вобщении. Сформировавшийся в нашей стране в годы репрессий комплекс страха неисчез и в на-стоящее время. Его влияние проявляется в распространеннойбезынициативности, апатии. Это обусловлено страхом перед личнойответственностью. ,
Консервативнаяпедагогика воспитывает конформистское «немое большинство», которое нехочет замечать того, что не подходит к привычной картине, придерживаетсяприобретенных посредством воспитания стереотипных представлений. Педагог частовбивает в голову детей образцы, которые уже перестали быть значимыми. Применяетметод вопросов и ответов, с требованием «правильных» ответов, т.е.таких, которые соответствуют принятым представлениям. Ориентация исключительно наколлектив при определенных условиях способствует формированию конформизма.Подчинение большинству предполагает пренебрежение личностью, ее особенностями,подавление индивидуальности.
Развитиюконформизма способствует чрезмерная централизация, когда продуцируютсяобразцы-эталоны в разных сферах жизни (культура, образование, наука и др.). Вусловиях административно-командной системы предполагается неукоснительноеследование этим эталонам. Централизация привод итк подавлению творческойинициативы, пренебрежению ко всему индивидуальному, оригинальному.
Ц.П.Короленкои Т.А.Донских приводят мысль К.Хорни о том, что неискаженное развитие человекатребует удовлетворения по крайней мере трех необходимых условий: свободы,мотивации и безопасности. В условиях выраженной централизации нарушаются два изних: у человека отсутствует чувство свободы и подавляются конструктивныемотивы, прежде всего в профессиональном совершенствовании. Взамен предлагаетсягарантия безопасности в виде социальной защищенности в случаях болезни, утратытрудоспособности, старости и т.д., хотя на самом деле эти гарантии оказываютсяво многом иллюзией.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.school-obz.org/