Макеева И. П.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннеговозраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с нимна всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миромчеловеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранныйобраз своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственныепонятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни ивзаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которымирегулируются желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добраи зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы,выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи иявления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенноинтересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формированиянравственно здоровой личности ребенка.
Анализируя нынешнее состояние проблемы влияния сказкина эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, можно констатировать, чтобольшее внимание уделяется развитию одной сферы — интеллектуальному развитиюребенка. Г. И. Песталоцци сформулировал общее правило, которое часто несоблюдается в настоящее время, оно заключается в том, что знание не должноопережать нравственного развития ребенка. Родители очень рано начинают обучатьсвоего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которымон не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраставажнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы,чувств.
Восприятие сказки оказывает сильное воздействие наэмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальныепсихологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во всевремена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений,социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личностиребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается однимиз самых доступных средств для развития ребенка, которое во все временаиспользовали и педагоги, и родители.
Однако психолого-коррекционные возможности сказки длягармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка остаются еще недостаточноизученной проблемой.
В настоящее время сказка, как и другие ценноститрадиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этомуспособствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевскмм стилемпересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки,превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисторазвлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которыелишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Одновременно с этим в современных молодых семьяхискажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков.Бабушки-сказительницы, являясь соединяющим звеном поколений и традиций, глубжепонимая смысл сказок и рассказывая их внукам, передавали им нравственные традиции,через сказку учили законам добра и красоты.
Проблема нашего педагогического исследования состоит впоиске психолого-педагогических методов и форм использованиядуховно-нравственного содержания сказки как средства коррекции эмоциональнойсферы и социального поведения ребенка старшего дошкольного возраста.
Мы предполагали, что влияние сказок на гармоничноеэмоциональное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что впроцессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формированиегуманных чувств и социальных эмоций и осущестачяется последовательный переходот психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечиваеткоррекцию отклонений в поведении ребенка.
В качестве системы целенаправленной педагогическойдеятельности использовалась программа, выстраивающая основные условиятрадиционной культуры воспитания в семье, «Воспитание сказкой» длядетей и родителей. (См.: Воспитание сказкой: Методическое пособие длявоспитателей дошкольных образовательных учреждений. М., 2002. Серия«Духовно-нравственное воспитание дошкольного возраста»).Экспериментальная работа проводилась с участием детей дошкольного возраста издетских садов с нарушениями поведения и в последующем посещающих Центрпсихолого-медико-социального сопровождения «Феникс» Северо-Восточногоокруга Москвы. Группа была скомплектована из детей старшего дошкольноговозраста с нарушениями поведения. Всего было обследовано 47 детей, из них 15девочек и 32 мальчика.
На завершающем этапе формирующего эксперимента в апреле2004 года изучались изменения поведения и уровня эмоционального развития детейэкспериментальной группы после внедрения программы «Воспитаниесказкой».
При апробации системы мероприятий по коррекции сиспользованием программы духовно-нравственного содержания «Воспитаниесказкой» использовались такие методы исследования, как анкетирование,индивидуальные и групповые беседы, наблюдения, проективные методики (рисованиесказочных героев).
По окончании 32-х занятий с использованием тех жеанкет-опросников, которые заполняли независимые эксперты, родители ивоспитатели, а также и педагоги-психологи Центра, были получены данные обизменении поведения и эмоционального состояния детей. Результаты былиподтверждены наблюдениями специалистов, реализующих коррекционную программу.Они зафиксировали динамику изменения уровней эмоционального развития, переходот психофизиологического уровня к более высокому социальному и далее — кэстетическому. Позитивно изменились характеристики психофизиологическогоуровня: у 18 детей удалось преодолеть эмоциональную отчужденность, у 13снизилась непроизвольная двигательная активность, реакции стали болееадекватными. На социальном уровне: у 8 из 12 детей исчезло чувство страха, а уоставшихся 4 оно стало ситуативным и осознанным; в поведении всех 5 детей,проявлявших агрессию, в течение последних двух месяцев последнего этапаформирующего эксперимента ни родители, ни педагоги не отметили агрессивныхпроявлений; из 13 детей, имеющих конфликтные отношения с родителями, 9 семейотметили их исчезновение, а остальные 4 семьи отметили смягчение характера этихконфликтов и снижение их частоты.
Если в начале формирующего эксперимента все 47 детейне стремились и не могли делиться впечатлениями от услышанного, увиденного,прочувствованного, то к концу апреля 15 детей могли достаточно выразительноизображать героев сказки, адекватно передавали их характеристики поведения иотношений, давали полную и правильную нравственную оценку поступкам, ситуациям,героям.
Анализ систематического наблюдения со сторонывоспитателей, родителей и психологов показал, что среди детей с девиантнымповедением на 27,6% снизился эмоционально-возбужденный тон настроения.Одновременно с этим на 17,5% снизилась неуверенность, боязливость, чувствостраха. Распределение боязливости среди и мальчиков и девочек имеет примерноравные показатели, так же как и показатели жестокости и обижаемости другимидетьми. На 38% снизилась заторможенная двигательная активность, котораяобъяснялась причиной эмоциональной отчужденности. Удалось преодолеть трудностив установлении дружественных отношений как среди мальчиков, так и средидевочек. Это оказалось возможным за счет снижения частоты конфликтов на 19,5% вотношениях с родителями и в детском саду, а также снижения на 10,5% случаев проявленияу детей агрессивности.
У 8 детей из 12, участвующих в формирующемэксперименте, отмечена динамика в формировании социальных умений и навыковповедения: отзывчивость, общительность, дружелюбие, стремление делитьсявпечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребностьрадовать близких результатами своего труда.
Педагоги и родители, привлеченные в качествеобъективных экспертов, отметили у всех детей развитие навыков произвольногоповедения: внимательности, терпеливости, усердия.
Эмоции постепенно становятся более осмысленными,начинают подчиняться мышлению, когда ребенок усваивает различные способыдействия и нормы поведения, соотносит результаты своей деятельности с целями ирезультатами других. Поведение постепенно превращается из побуждаемогоспонтанными чувствами и впечатлениями («полевого» поведения) вповедение «волевое», что означает переход от внешней к внутреннейрегуляции, к возможности выбора собственного поведения. А. Н. Леонтьев считалэто основной характеристикой перехода от преддошколъного к дошкольномувозрасту.
В результате формирующего эксперимента у 38% детейбыло зафиксировано формирование внимания к окружающим людям (сверстникам иблизким). Родители в качестве независимых экспертов отметили появление у своихдетей умения различать эмоции других людей, их эмоциональное состояние, чтопозволяло нашим воспитанникам адекватно реагировать и на содержание сказок, ивыражать адекватное отношение как к героям сказок, так и к близким людям. Впсихофизиологических характеристиках эмоциональных проявлений у детей старшегодошкольного возраста, участвующих в формирующем эксперименте, заметноувеличилась, почти на 30%, произвольность регулирования двигательнойактивности.
В процессе организации психолого-коррекционных занятиймы использовали деятельностный принцип, поэтому в качестве основных методовприменялись разыгрывание (драматизация) отдельных сюжетов по сказкам,продуктивные методы — рисование, лепка и конструирование на темы сказок,прослушивание музыкальных произведений, точно подобранных для сказочныххарактеристик, что позволяло детям угадывать сказки, героев и уточнять ихосновные характеристики. Инициирование творчества в передаче яркихэмоциональных характеристик стимулировало способность самостоятельно творитьхудожественный образ. До начала занятий никто из детей не мог проявитьсвободное творчество в передаче точных эмоциональных характеристик персонажей,поэтому именно процесс обучения проходил наиболее трудно. По мере накопленияпрактического эмоционального опыта более трети детей (32%) достигли высокогоуровня развития эмоциональной сферы, эстетических эмоциональных проявлений, чтооказалось возможно только при деятельном практическом участии, при такназываемом эмоциональном тренинге, подчиненном смыслу сказки (смысл постоянен,а эмоции ситуативны).
Результаты психолого-коррекционной работы позитивносказались на формировании социальных эмоций. У 8 детей из 12 пропалабоязливость в отношениях с детьми, что мешало прежде заводить дружбу.Застенчивые и боязливые дети в процессе занятий приобрели чувства сорадования исострадания, что было отмечено в передаче ими интонаций, мимики, жестов.Процесс драматизации позволял закреплять эти внешние проявления, а черезрисунок фиксировалось и закреплялось эмоциональное отношение к качествамгероев, оценка их нравственного поведения. В процессе диалога спедагогом-психологом дети научились выделять довольно глубокие нравственныехарактеристики, такие как воля, послушание, терпение.
На 17,5% увеличилось число проявлений сострадания,соучастия, взаимопомощи. Исчезли проявления агрессивности, что было отмеченокак педагогами, так и родителями всех детей, участвующих в экспериментальныхзанятиях. Отмечено увеличение на 10,5% числа детей, устойчиво проявляющихчувство доброжелательности. 19,5% родителей, которые ранее фиксироваликонфликтные отношения своих детей с ними, отметили у них тенденцию кисчезновению агрессивности и появление благодарности и послушания.
В результате анализа литературных источников и анализарезультатов формирующего эксперимента подтвердилось наше представление о том,что гармоничное эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возрастазаключается в последовательном освоении трех уровней: психофизиологического,социального и эстетического. Это позволило нам подтвердить правильностьхарактеристик трех уровней эмоционального развития по основным признакам.
Психофизиологический уровень эмоционального развитияпроявляется в процессе внимания ребенка во время прослушивания сказки, вадекватности реагирования, в непроизвольных репликах (междометиях),непроизвольных движениях, в неосознанных отношениях детей к героям сказок наоснове умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению —через мимику, пантомимику, жесты, позы, эмоциональную дистанцию. При этомребенок за внешними эмоциональными проявлениями угадывает смысл поведенческихреакций и реагирует в соответствии с этим смыслом.
Социальный уровень является последующей ступеньюэмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, характерной чертойкоторого является эмоциональный контроль, эмоциональная саморегуляция. Этопозволяет выделить в эмоциональном развитии социальные чувства, которыеэффективно формируются в процессе восприятия и переживания сказки, посколькувключается механизм содействия герою, мысленного обыгрывания и прочувствованияего поступков. Социальный уровень — главное направление развития эмоциональнойсферы у дошкольника — это появление способности управлять эмоциями, то естьпроизвольность поведения.
Эстетический уровень — уровень художественного образа— характеризуется особым видом эмоционального познания, при котором человекотражает действительность в форме эмоциональных образов. Сказки не толькорасширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности,главное — они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубокихпереживаний и эмоциональных открытий.
В ходе исследования были апробированыпсихолого-педагогические методы и формы использования духовно-нравственногосодержания сказки как средства коррекции эмоциональной сферы и социальногоповедения ребенка старшего дошкольного возраста. Была успешно подтвержденагипотеза о том, что влияние сказок на гармоничное эмоциональное развитие детейдошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцированияпредставлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств исоциальных эмоций и осуществляется последовательный переход отпсихофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечиваеткоррекцию отклонений в поведении ребенка. Были решены все задачи исследования:на основе анализа специальной литературы по теме исследования изученытеоретические основания использования сказок для эмоционального развития детейс отклонениями в поведении; определены психолого-педагогические условияиспользования сказки для формирования социальных эмоций и гуманных чувств(сопереживания, сострадания) у детей дошкольного возраста с девиантнымповедением.
Апробирование психолого-коррекционной программы«Воспитание сказкой» для коррекции нарушений поведения детейдошкольного возраста посредством развития эмоциональной сферы подтвердилоэффективность влияния сказки на эмоциональное развитие детей старшегодошкольного возраста с девиантным поведением.
В процессе коррекции нарушений эмоционально-волевойсферы детей в процессе художественной деятельности, связанной с содержаниемрусской сказки, занятия одновременно содействовали развитию познавательнойсферы детей, гармонизации их психоречевого развития.
Занятия позволили обеспечить социальную адаптациюдошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторскойсказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки), знакомя детей смузыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты. Также былирасширены представления детей об окружающем мире посредством введения их влитературную и музыкальную культуру, что заметно содействовало эмоциональномуразвитию детей, развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образногостроя и навыков связной речи.
Сейчас продолжается использование программы впсихолого-коррекционной работе Центра психолого-педагогической реабилитации икоррекции «Пресненский» Центрального окружного управления образованияг. Москвы с другими группами детей дошкольного возраста, имеющими проблемы в развитииэмоциональной сферы и нарушения поведения.
Списоклитературы
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта www.portal-slovo.ru/