Экзамен- вера в себя, и ты — победитель!
Экзамен- это соревнование, и к нему надо быть готовым не только интеллектуально, но ипсихологически. Положительный настрой и уверенность в себе обеспечивают 50процентов успеха в этой борьбе.
Составьтечеткий план подготовки к экзаменам. Рассчитайте дни и распределите билеты илитемы по дням, но помните, что последний день должен быть посвящен повторению иобобщению пройденного материала.
Обязательночередуйте отдых и занятия. Для старшеклассников — 40 минут работы, 15 — перерыв, для абитуриентов и студентов 50-60 минут занятий, 10 — перерыв. Вперерыве лучше заняться механической работой, не «загружая» голову(помыть посуду, подмести пол и т. д.).
Приподготовке наше внимание рассеивается, чтобы этого не происходило, уберите вселишние предметы со стола. В комнате должен быть свежий воздух, по линии взглядахорошо повесить картину или коллаж, где были бы желтый, голубой, фиолетовый — эти цвета повышают эффективность занятий. В комнате поставьте сирень илизажгите аромолампу с запахом цитрусовых, эти запахи бодрят и благотворно влияютна память. Включите спокойную фоновую музыку, чтобы не отвлекаться напосторонние звуки. Дольше удержать внимание на изучаемом предмете помогаетприем «пять шагов» — обзор, вопрос, изучение, пересказ, обзор.Выполняется он так:
Шаг1. Вы просматриваете материал и бегло его читаете, чтобы получить общеепредставление о предмете.
Шаг2. Вы придумываете к каждой теме, заголовку или, если необходимо, к каждомуабзацу по одному вопросу (желательно их записать).
Шаг3. Вы внимательно читаете текст, по ходу чтения пытаясь найти ответы напоставленные вопросы.
Шаг4. Вы отвечаете на эти вопросы.
Шаг5. Вы еще раз просматриваете материал, внимательно изучая трудные места.
Есливы испытываете сильное волнение перед экзаменом, то попейте настойку пустырникаили валерианы. Попробуйте также применить некоторые психологические методы.Один из них называется «доведение до абсурда». Вы представляете себеполный провал и неудачу, и так много раз. Доводите ситуацию в своем воображениидо абсурда, и, когда придете на настоящий экзамен, вам будет намного легче.Перед входом в аудиторию никогда не ведите разговоров о том, какой преподавательзлой, как его все боятся и что никто не сдаст, — это все настраивает наотрицательный результат, мешает сосредоточиться. Лучше, если вы не будетеждать, а сразу пойдете в аудиторию.
Оченьважно высыпаться перед экзаменом, даже если осталось 1-2 билета, лучше их невыучить, чем пойти на экзамен сонным.
Памятнаяпамять
«Какя хочу и желаю надраться до чертей после сих тупых докладов, наводящих тяжелуюдепрессию».
Этафраза — не пропаганда алкоголизма, а способ запомнить число «пи» с 14знаками после запятой для экзамена по математике. Ведь главный вопрос,волнующий экзаменуемого: «Как я это все запомню?» Уже давносуществуют эффективные способы запоминать учебный материал, только, ксожалению, наши преподаватели редко рассказывают о них учащимся.
Оченьхороший способ запоминать — это рассказывать выученный материал вслух, напримерсобаке или кошке. Если экзамен устный, то для выработки четкой и внятной речинаговаривайте ответы на магнитофон, стоя перед зеркалом. Это мобилизуетчеловека и вводит его в состояние легкого волнения, приближающееся к тому,которое люди испытывают на экзамене. Попутно магнитофонная запись позволит вамузнать, четко ли вы говорите, поймут ли вас. Речь «про себя»сокращенная и сжатая, а когда вы отвечаете вслух, включается речедвигательнаяпамять, помогающая отвечать на «общепринятом» языке. Зеркало позволитпосмотреть на себя со стороны — насколько уверенно вы выглядите, убедительны ливаша мимика и жесты.
Призапоминании не заучивайте текст целиком. Структурируйте материал в логическуюцепь. Для этого хорошо использовать картинки, схемы, планы, это активизируетзрительно-образную память, которая у большинства людей развита лучше, чеммеханическая. Обязательно записывайте и зарисовывайте их на бумаге — потом этопоможет вспомнить все на экзамене. Как это ни покажется странным, но написаниешпаргалок тоже помогает структурировать и запоминать материал, но вам совсем необязательно ими пользоваться.
Длятого чтобы легко запомнить какие-либо списки, данные в точной последовательности,придайте им смысловую структуру. Придумайте с первыми буквами, слогами илисловами связанные предложения. Все с детства помнят считалочку про цветарадуги: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан», а вотастрономы придумали себе другую считалочку, чтобы запомнить последовательностьпланет. «Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив НесчастногоПодростка» — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун,Плутон. Фраза, ставшая началом заметки, помогает математикам запомнить число«пи». Количество букв в словах соответствует цифрам 3,14159265358979.Еще один способ запомнить все в точном порядке — это «привязать»каждое слово к уже имеющейся последовательности. Например, мысленнопронумеруйте все предметы в вашей квартире, начиная от двери. Это легкосделать, потому что место вам хорошо знакомо. Получится список из 20 — 30 слов,на образы которых вы можете наложить необходимую вам последовательность.Например: вешалка — водород, зеркало — литий, подставка для обуви — натрий, итак далее вся таблица Менделеева. Причем этот список вы можете использовать длянеограниченного числа последовательностей.
Ассоциативныйметод позволяет запоминать большое количество иностранных слов или непонятныхтерминов. Например, английское слово «poor» [пу'а] — «бедный». Придумываем образ, созвучный со значением, — «духи(ПУА-зон) не для БЕДНЫХ» или «important» [импо'тант] — «важный»: «Все (ИМПОТЕНТ-ы) напускают на себя ВАЖНОСТЬ». Главное- проявить фантазию, и вы найдете на каждое слово свою ассоциацию,необязательно, чтобы она точно передавала произношение, его вы все равнозапомните. Существует интересная особенность: чем неприличнее и вычурнее образ,тем он легче запоминается.
Какбыстро научиться
НЕТОЛЬКО школьникам, но и взрослым людям приходится постоянно чему-либо учиться.Особенно острая ситуация возникает при различных проблемах на работе. Немолодымлюдям тяжело разобраться в незнакомой технике или освоить новые методы работы.Есть несколько психологических методов, ускоряющих процесс усвоения любогонавыка. Не важно, какое по сложности действие или навык вам нужно освоить, этоможет быть и вождение машины, и обращение с офисным принтером.
Первое.Выделите все признаки, составляющие основу действия. Не стесняйтесь попросить,чтобы вам подробно описали и показали весь процесс. Вы же подробно должнызаписать всю последовательность, не забывая о признаках, необходимых длявыполнения действий. Превратите ваши записи в алгоритм и нарисуйте себе его насхеме.
Второе.Выполняя действия, проговаривайте всю последовательность вслух (этообязательное условие, если вокруг вас много людей, то делайте это шепотом), какбы контролируя свою работу. Ваш листочек с алгоритмом поместите перед глазами ипостоянно с ним сверяйтесь. Сперва может показаться, что этот метод болеемедленный, чем простое запоминание и повторение действий. Это не так,первоначальные этапы усвоения несколько растянуты, но затраты времени с лихвойокупятся за счет сокращения всех последующих стадий.
Третье.Вы переходите с проговаривания алгоритма вслух на проговаривание его про себя.Вы сами почувствуете необходимость этого, когда навык, который вы хотитеосвоить, начнет даваться вам намного легче. На этом этапе необходимо уже убратьнарисованную схему действий.
Переходна четвертый этап происходит автоматически, когда правильно были пройдены всепредыдущие, весь алгоритм действий «входит» глубоко в сознание ипозволяет человеку легко и свободно выполнять любой сложности навык. Насколькоэффективна такая система обучения, говорит всего один факт. Научить человекаводить машину с «нуля» можно за 48 учебных часов, но привозникновении любой нештатной ситуации на дороге еще в течение как минимум годачеловек будет путаться и сам создавать аварийную обстановку. При обучениипредложенным методом достаточно 30 учебных часов, и навык настолько прочноусваивается, что опыт вождения такого учащегося можно сравнить с водителем спятилетним стажем.
Ещеодин метод, ускоряющий и облегчающий обучение, — это «мысленнаятренировка». Где бы вы ни находились, в метро или автобусе, на пляже или вкровати, можно тренироваться, развивая свои навыки. Просто мысленнопредставляйте, как вы выполняете какое-либо действие — печатаете на машинке,если вы изучаете машинопись, или ведете машину, если хотите получить права.Благодаря таким тренировкам у вас возрастет скорость реакции, ускоритсяобучение, снизится количество ошибок. Этот метод также позволяет не терять ибыстро восстанавливать свои навыки при травмах рук и ног.
Спрашивали- отвечаем
Моемусыну скоро поступать в институт, а он совершенно не знает английского языка.Сколько мы с ним ни бились — преподавателей брали, курсы разные проходили,слова на карточках писали, — и все без толку. Может, он не способен выучитьязык, как-то не так «мозги» устроены, хотя по всем остальнымпредметам у него хорошо.
ИринаКонышева, Подольск
Отвечаетпрофессор кафедры педагогической психологии МГУ И. И. ИЛЬЯСОВ:
— В БОЛЬШИНСТВЕ школ дети учат один иностранный язык с 5-го по 11-й класс, тоесть 6 лет. Владеют же им по окончании школы всего около 9% учащихся. Подвладением понимается умение говорить и общаться на бытовые темы. Остальные 91%благополучно его забывают. Причин этому огромное множество, но к основнымотносятся неумение педагогов сформировать необходимую мотивацию у школьников,переполненность классов и отсутствие индивидуального подхода. Большинствосистем изучения иностранного языка предполагает наличие какого-либоуниверсального принципа, а мы все разные. Одному лучше читать по книжке,другому слушать учителя. Педагог должен найти свой подход к каждому, а он из-запереполненности классов с трудом успевает спросить ученика хотя бы по два разаза занятие. И все же главная причина — в отсутствии мотивации. Никто не будетучиться водить машину, если знает, что никогда на ней не поедет. Увещеванияпедагогов, что без знания иностранного языка на работу никуда не возьмут, — очень слабый аргумент. Человек должен видеть конкретную возможность приложениясвоих знаний, иначе они для него мертвы. Этот же принцип распространяется и надругие предметы. Поэтому, если хотите научить вашего сына английскому языку,найдите соответствующую его характеру мотивацию. Это может быть перевод егоанглийских любимых песен на русский язык, общение с иностранными друзьями поИнтернету или поездка летом в лагерь труда и отдыха (бывшие пионерские), гдепроходят курсы иностранных языков «с погружением». Выучить жеиностранный язык в совершенстве можно года за два (мы не говорим о тяжелых дляизучения вроде китайского). То же относится и к пожилым людям, учиться можно инужно в любом возрасте, это предрассудок, что память с возрастом ухудшается.Заметное ослабление происходит только после 60 лет, да и то не всегда. Дляизучения иностранного языка достаточно заниматься по два часа в день, простовыполняя все упражнения подряд из учебника и имея сферу практическогоприложения ваших знаний.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта enpsy.ru/