К.Н.Вентцель
Мнепредстоит довольно нелёгкая задача ввиду отведенного для доклада довольнонезначительного времени обрисовать кратко, в общих чертах, так называемуюсистему «свободного воспитания». Я не без умысла употребил слово «такназываемую», потому что, как это бросается даже с первого взгляда, между такимипонятиями как «система» и «свободное воспитание», существует несомненноепротиворечие. Всякая система воспитания как система, есть ограничение свободы, каквоспитателя, так и воспитанника. Система предполагает нечто твёрдоустановленное,раз навсегда найденное; она стремится всё заключит в известные рамки, найтиоднообразные, пригодные для всех случаев методы, приёмы и способы деятельности.В этом смысле и система воспитания, какая бы она ни была, имеет тенденцию кустановлению единообразия в области воспитания. А между тем свободноевоспитание предполагает не единообразие воспитания, но его многообразие, доведённоедо самых крайних возможных пределов. Многообразие воспитания — это его исходнаяточка. Каждый ребёнок предполагает свою особую систему воспитания (сколькосуществует детей, столько существует систем воспитания), и эта система воспитаниякак проблема стоит перед воспитателем, данным, конкретным воспитателем: онаесть нечто готовое, она должна быть ими найдена, причём, даже напав на след её,ему приходится её постоянно переделывать и исправлять, и у него никогда нет ине может быть уверенности в том, что она окончательно установлена. Свободноевоспитание предполагает великое напряжение творческих сил в воспитателе дляотыскания той системы воспитания, которая может и должна быть применена именнов отношении к данному определённому ребёнку, к данной конкретнойиндивидуальности. Здесь перед родителями и воспитателями открывается путьвеликого искания и интенсивной творческой работы. Самое большое, что при этомможет быть сделано области теорий, — это указаны способы и приёмы, при посредствекоторых воспитатели могут достигнуть кратчайшим и легчайшим путём, и, совершиввозможно меньшее число ошибок, установление той системы воспитания, котораяоказывается наиболее пригодной для данного индивидуального ребёнка.
Дляэтого, прежде всего, требуется, чтобы сердце воспитателя было исполненоискренней и глубокой любви к тому конкретному ребёнку, с которым ему приходитсяиметь дело, как бы испорчен этот ребёнок ни был и сколько бы огорчений он емуни причинял. Воспитатель должен подавить всякое раздражение, которое можетвызвать в нём, например, упрямый и своевольный ребёнок, потому что раздражениесоздаёт между ним и ребёнком непроходимую стену, поведёт к взаимному отчуждениюдруг от друга, заставит ребёнка замкнуться в себе, и тогда воспитатель утеряетвсякий ключ к индивидуальности ребенка, а, следовательно, и тех путей, индивидуальностьна хорошую и светлую дорогу. Самая широкая и беззаветная симпатия требуется состороны воспитателя к ребёнку, которого он собирается воспитывать. Чем шире иполнее симпатия, соединяющая воспитателя и ребенка, тем глубже он проникает виндивидуальность ребёнка, тем совершеннее он начинает её понимать. И чемиспорченнее ребёнок, тем более симпатического отношения он к себе требует.Только исполнившись великой жалости и любви к такому ребёнку, воспитательсумеет к нему подойти, и сумеет его понять в самых сокровенных тайниках егодуши. Любить доброго, хорошего ребёнка — не великая заслуга, но полюбитьдурного и испорченного — вот где возникает истинное признание воспитателя.Воспитатель должен быть «великим сердцем», а величие сердца может быть узнанотолько по тому, насколько человек способен обнимать своей любовью не только такназываемых хороших людей, но и людей злых, порочных, преступных.
Ноодного проникновения симпатией к ребёнку для установления правильной системывоспитания, пригодной для данного индивидуального ребёнка, ещё недостаточно.Требуется ещё постоянное и непрерывное наблюдение над ним, над выражением егочувствований, над его речью и деятельностью. Это наблюдение может дать нам ключк пониманию ребёнка только в том случае, если мы наблюдаем над свободнымребёнком, — над ребёнком, который не подвергается с нашей стороны никакомунасилию и гневу, какой бы тонкий характер они не носили. Если обнаруженияпсихической активности ребёнка свободны, то они нам говорят действительно одуше ребёнка. Если же на психическую активность ребёнка оказывается давление, тои её обнаружения принимают неискренний, лицемерный характер и таким образомдают нам понятия не о том, что такое ребёнок есть на самом деле, а о том, чемон старается казаться ввиду оказываемого на него давления, и тогда уже являетсякрайне трудным разобраться в подлинных основах его индивидуальности. Тольконаблюдения над ребёнком, имеющим возможность свободно проявлять свою активность,может привести к точным и неоспоримым результатам. А только подобного родарезультаты и могут послужить твердым фундаментом для создания правильнойсистемы воспитания, которую надо применять именно в отношении к данномуиндивидуальному ребёнку.
Подобнотому, как существует видимое противоречие между такими понятиями как «система»и «свободное воспитание», так может показаться противоречивым и соединениетаких понятий, как «свобода» и «воспитание», и мы должны, поэтому остановитьсяна вопросе, действительно ли это так, или противоречие здесь только кажущееся.Всё зависит в данном случае от того, какой смысл мы будем придавать слову«воспитание». Если воспитание понимать, выражаясь словами Л.Н.Толстого, «какумышленное формирование людей по известным образцам», то подобного родавоспитание стоит в таком вопиющем противоречии с принципом свободы, что, какиебы формы оно ни принимало, к нему никогда и ни в каком случае нельзя было быприложить эпитет «свободный». И если таков характер всякого воспитания, то все,кому дорога свобода, должны были бы говорить не о свободном воспитании, а освободное воспитание от всякого воспитания как об одной из форм насилиявзрослого поколения над молодым. Но слово воспитание имеет ещё и другоё смысл.Под воспитанием можно понимать не умышленное формирование ребёнка сообразноопределённому идеалу человека, созданному воспитателем, сообразно тому образучеловека, который находится в голове воспитателя, а как детальное содействиетому, чтобы тот смутный образ индивидуальной человеческой личности, которыйдремлет в ребёнке, во всей его психической и физической организации, принялпутем самопроизвольного органического роста и развития ясные, резко выпуклые иотчетливые формы. При этом последнем способе понимания не упускается из виду, чтоматериал, с которым имеет дело воспитатель, т.е. ребёнок, есть живой материал, следующийв своём развитии своим собственным законам, определяемым его индивидуальностью.Открыть эти законы развития индивидуальности, т.е. понять её всю в её целом, понятьеё как живое гармоническое единство, как нечто своеобразное, особенное, отличающеесяот всякой другой индивидуальности, как нечто несравнимое, единственное в своёмроде и сделать всё возможное, чтобы данная индивидуальность могла действительноразвернуться во всей возможной для неё красоте — в этом согласно, второмупониманию слова «воспитание» заключается основная задача воспитания. При первомспособе понимания воспитатель признаётся творцом, а ребёнок уподобляется глыбемрамора, из которой надо создать прекрасную статую. При помощи молотка и резцаскульптор безжалостно сечёт, колет и бьёт мрамор. Отскакивают обломки мрамора, икаменная глыба мало помалу принимает желательную для скульптора форму. Второйспособ понимания слова «воспитание», наоборот, особенно подчёркивает то, чторебёнок не бездушный материал, не глыба мрамора, что в самом ребёнке скрытотворческое, формирующее начало, и творчество художника-воспитателя должнонаправляться не на то, чтобы на что бы то ни стало придать индивидуальнойличности ребёнка те формы, которые ему представляются идеальными и прекрасными,а на то чтобы пробудить дремлющие в самом ребёнке творческие силы, чтобысодействовать их освобождению от всего стесняющего их размах, чтобы дать имвозможность самим сформировать то идеальное и прекрасное, что заложено в даннойиндивидуальности. Освобождение творческих сил в ребёнке — вот в кратких словахвеликий лозунг и великий метод воспитателя второго рода. Если первый способвоспитания, трактующий ребёнка как мёртвую глыбу мрамора, есть постоянное иникогда не перестающее насилие над ребёнком, то второй способ, видящий вребёнке живую человеческую личность, определённую индивидуальность, есть отказот насилия, в какой бы форме, грубой или ухищрённой, оно ни являлось переднами. Отсюда и становится понятным, почему «свободный» к слову «воспитание» привтором способе его понимания, не только не является каким-то противоречием, но,только выдвигает, выставляет на первый план тот существенный признак, которыйхарактеризует всякое воспитание в истинном смысле этого слова.
Яне могу удержаться, чтобы не указать здесь на одну из основных причин такогоотношения педагогов педагогики к ребёнку. Педагоги обычно, когда подходят кребёнку с целью воспитывать его, пускают в ход только свой интеллект иразбираются в проблемах воспитания только с чисто интеллектуалистической точкизрения. … Теория свободного воспитания принципиально отказывается от подобногоотношения к живому ребёнку и к его живой душе как к чему-то мертвому ибезжизненному. Точку зрения интеллекта он признает недостаточной в областивоспитания и указывает воспитателю на то, что, только слившись путём глубокойсимпатии с воспитанником, он достигнет при помощи проникновенной интуиции тогопонимания истинных задач воспитания, в котором ему отказывает голый интеллект.
Япопытаюсь теперь охарактеризовать в общих чертах те задачи, которые выдвигаетна первый план теория свободного воспитания, т.е. теория воспитания, понимаемогов последнем указанном мною смысле. Если теория свободного воспитания считает, чтоосновой воспитания должен являться сам индивидуальный конкретный ребёнок, овоспитании которого идёт дело, то и высшую свою задачу она видит в созданиитворческой индивидуальной личности, творческие силы которой, определяемыеданным определённым её индивидуальным складом, развиты до пределов возможности.Развитие индивидуальности, выработка творческой личности, освобождениетворческих сил в ней, а не индивидуализация воспитания только, не приспособлениетолько к индивидуальным качествам ребёнка, причём целью воспитания может бытьнечто как бы внешнее по отношению к нему, составляет отличительный признактеории свободного воспитания в противоположность другим более умеренным теориямвоспитания, выдвигаемым в настоящее время. Здесь имеются в виду те теории, которыетоже начинают обращать должное внимание на живого конкретного ребёнка, но, ксожалению, в своих реформаторских стремлениях только останавливаются наполдороги и не доводят реформы воспитательного дела до её естественного илогического конца.
Развитиетворческой индивидуальности, творческой личности как верховная цель воспитанияможет показаться стоящим в противоречии с началом общественности и культуры, ипотому, с первого взгляда, теория свободного воспитания может представитьсявыражением самого крайнего индивидуализма и имеющей антиобщественный иантипедагогический характер. Вот первое недоразумение, которое следует, преждевсего, развеять, чтобы цель, ставимая теорией свободного воспитания, выступилав её яркой и отчётливой форме и в её истинном виде. Далёкая от того, чтобыиметь антиобщественный и антикультурный характер, теория свободного воспитанияявляется, наоборот, признанием и утверждением и общественности и культуры, ноне тех, которые нам в большинстве случаев приходится наблюдать кругом себя илисвидетельство о которых нам сохранила история, по той высшей идеальнойобщественности и той высшей культуры, скорейшему нарождению, укреплению которыхмы, современное поколение, должны помочь всеми имеющимися в нашем распоряжениисредствами. Содействовать этих высших общественности и культуры составляет нашсвященный долг, и к выполнению его только и может нас привести свободноевоспитание, видящее свою высшую цель в развитии творческой индивидуальнойличности.
Индивидуальность,личность… Когда мы произносим эти слова, то нам представляется в большинствеслучаев нечто резко обособленное от всего человечества и мира, нечто даже какбы враждебно противостоящее и тому и другому. И нет ничего ошибочнее этогопонимания. Что личность и индивидуальность может стать во враждебные отношенияи к миру и к человечеству, этого, конечно, нельзя оспаривать и, к сожалению, намв огромном числе случаев приходится наблюдать это. Но враждебные отношенияиндивидуальности, личности к миру и человечеству вовсе не вытекают из существаличности и индивидуальности, а скорее обусловлены чисто внешними, преходящими ислучайными обстоятельствами и моментами. Наоборот. В глубине всякойчеловеческой индивидуальности заложено тяготение к миру и человечеству, так какгармоническое слияние с миром и человечеством, расширенное до пределоввозможного, составляет одно из неизбежных средств, при помощи которого и самаиндивидуальность может быть развита и расширена до пределов возможного. Мир ичеловечество — это атмосфера, в которой только, усиленно вдыхая и впитывая её всебя, и может распуститься цветок индивидуальности. Чем больше мира ичеловечества вбирает в себя, в свою душу данная индивидуальность, тем большейвысоты развития она достигнет именно как индивидуальность. Теория свободноговоспитания исходит из принципиального признания коренной гармонии междуиндивидуальностью и миром и человечеством и одну из задач воспитания видит втом, чтобы помочь данному индивидуальному ребёнку поскорее дойти до созданиятой естественной основной солидарности, которая существует между ними ичеловечеством между миром и чтобы он, по достижении последнего, сделал этуосновную солидарность сознательно исходной точкой и базисом всей своей последующейжизни, всей своей, определяемым индивидуальным складом его творческойдеятельности. Если бы можно было достигнуть того, что каждая личность могла бысказать о себе «я ношу в себе, в своей душе весь мир и всё человечество, и этадрагоценная ноша помогает мне быть своеобразной индивидуальностью в самойвысшей возможной для меня степени», — то этим было бы достигнуто на земле самоебольшее, о чём только мы можем мечтать.
Отсюдавидно, что развитие творческой индивидуальности как цель воспитания отнюдь незаключает в себе ничего враждебного общественности и культуре. Наоборот, развитиетворческой индивидуальности предполагает одновременно с этим и развитие вданной конкретной индивидуальности общественных чувств и стремлений домаксимума, ибо развитие этих общественных чувств и стремлений есть вместе с темведь и развитие самой индивидуальности, которая в глубине души таит живойзародыш своей солидарности с человечеством. Но та общественность, котораяестественно, свободно и необходимо вырастает из творческой индивидуальнойличности, есть нечто глубоко разнящееся от той общественности, которую намприходится наблюдать кругом себя. Это не есть общественность, основанная нанасилии и принуждении, уже самих по себе представляющих антиобщественныйпринцип. Это не есть общественность механическая, общественность автоматов, выдрессированныхживотных. Это не есть общественность толпы, стада. Общественность, к развитиюкоторой ведёт выработка творческой индивидуальности, есть свободнаяобщественность, пропитанная духом творчества. Механическая насильственнаясолидарность с её нивелированием, шаблоном и гнётом здесь принимает формусвободной творческой солидарности с её бесконечным многообразием, свободнойинициативой и своеобразной творческой напряженной работой каждой индивидуальнойличности, входящей в состав данного общественного коллектива. Содействоватьразвитию такой общественности в возможно более широких размерах, — а теориясвободного воспитания и ставит себе такую именно цель, — и значит, являетсязащитником общественного начала в самом высшем и настоящем смысле этого слова.Можно было бы, поэтому даже сказать с полным основанием, что нигде общественноеначало не признается в большем размере, как именно в теории свободноговоспитания.
Ито же самое мы должны установить в отношении понятия культуры. Теориясвободного воспитания действительно выставляет положение, что индивидуальнойребёнок, не индивидуальная человеческая личность существует для культуры каксредство и орудие последней, но что сама культура существует как средство иорудие развития и совершенствования самобытных индивидуальных человеческихличностей, но из этого ещё отнюдь не следует, чтобы теория свободноговоспитания была враждебна культуре и носила антикультурный характер. Творческаяиндивидуальность, естественно тяготеет к культуре и не может достигнуть, сколько-нибудьвысокого развития без широкого приобщения к тому, что нам даёт современнаякультура, но каждой индивидуальной личности должно быть предоставлено правобрать и усваивать из современной культуры, — так как сокровища её необъятны ибеспредельны, — то именно, что требует её своеобразная индивидуальность, тонеобходимое только для наиболее пышного её расцвета. Если же мы отвергнем этоправо и не будем стараться его осуществить, а, составив определённый экстрактиз всей современной культуры, охватывающий её как целое, будем стремитьсянапитать этим экстрактом ребёнка, каждую индивидуальностью человеческуюличность, как это делают господствующие системы воспитания и образования, тоэто приведет только к всеобщему нивелированию в духовном отношении, приведёт ктому, что культура человечества всё больше будет принимать внешний, показнойхарактер. Нерв всякой истинной культуры — творческая индивидуальность — будетубит. И при видимо высоком уровне культуры на самом деле будет царить мёртваякультура шаблонов, посредственностей, подражателей. Противником подобнойбездушной внешней показной культуры и объявляет себя теория свободноговоспитания. В противовес такой культуре она выдвигает культуру, основаниемкоторой являются творческие индивидуальности, культуру своеобразных самобытныхличностей, и одну из задач человека она видит в содействии возможно скорейшемуосуществлению подобной творческой культуры путём возможно более широкогоприменения идей «свободного воспитания».
Ставявысшей задачей воспитания, развитие творческой индивидуальности, теориясвободного воспитания тем самым выдвигает на первый план в человеке еготворческие способности, его творческую активность и потому становится вполнепонятным, что свободное воспитание имеет активный характер, что оно в течениевсего процесса его продолжения опирается существенным образом на свободнуюактивность ребёнка, на его самодеятельность во всех её формах, постепеннорасширяя её с ростом физических и духовных сил в нём. Опираясь на активностьребёнка, оно и стремится вести его к активности всё более и более расширенной иповышенной. Имея в виду цельное гармоническое развитие его личности в томсвоеобразном сочетании элементов, которое он представляет как даннаяиндивидуальность, требуя, чтобы избегалось одностороннее культивирование тойили другой из сторон его натуры и давалась бы возможность свободно проявлятьсяи развиваться им всем в их фактически данном многообразии, теория свободноговоспитания, тем не менее, выдвигает на первый план начало активности, деятельности,так как каждая из сторон индивидуальности может развиваться в наибольшихразмерах только путём её свободного обнаружения. Живой организм развиваетсяпутём жизни, функционирования, деятельности, и, чем свободнее его жизнь ифункционирование, тем полнее, совершеннее и многообразнее будет развитиеорганизма, — вот та, по-видимому, азбучная истина, которую так часто забывают впрактике воспитания, ставя на каждом шагу, и в домашнем кругу и в школе, преградысвободной деятельности ребёнка, делая за него то, что может сделать он сам, илишая его, таким образом, возможности путём свободного функционирования егоспособностей развивать в возможно большей степени эти последние. Каждый из родителеймог бы вспомнить тысячи примеров из своей жизни, когда он действовал наперекорвышеупомянутой, по-видимому, азбучные истине, но которой родители и воспитателине проникались ещё в такой степени, чтобы она руководила непрестанно каждымшагом их воспитательной деятельности. Отсюда становится понятным раздающийся изсреды сторонников теории свободного воспитания настойчивый призыв к природе.Поставьте ребёнка как можно ближе к природе, устраните все фальшивые, ненужныепреграды, воздвигнутые между ними и природой, благодаря искусственномуненормальному образу жизни, который приходится вести значительному числу людей,особенно в больших городах; дайте возможность как ребёнку свободно действоватьна природу, так и природе на него, пробуждая и приводя в действие творческиеили другие его способности и давая изобильный и многосторонний материал длявсех органов его чувств. Вон из городов, особенно маленьких детей, где они раносморщиваются, где развитие их задерживается, останавливается, а часто принимаетизвращённые формы! Поместите детей в обстановку деревенской жизни, поведите ихв поля, леса, на луг, на реку, в сад и т.д. Пусть они там свободно наблюдаютжизнь природы, весело бегают и играют, исполняют тот или другой посильный дляних труд, — вот где все их способности будут приведены в действие, где они вотгде они начнут усиленно функционировать и где индивидуальность каждого из детейначнёт развиваться гармонически и многосторонне. Этот ключ к природе, которыйподнял ещё Руссо (1), должен быть нами глубоко продуман и сделан исходнойточкой целого ряда мероприятий, предпринимаемых нами ради воспитания нашихдетей. К числу их принадлежит, например, создание загородных поселений, лесныхшкол и т.д. т.д.
Еслирассматривать ребёнка как цельный жизненныё организм, не делая различия междуфизической и духовной стороной его природы, то лозунгом, который выдвигаеттеория свободного воспитания, явится свободное, нестеснённое обнаружениефункций всех органов, свойственных организму, ведущее всё к большему развитиюих и организма как целого. Посмотрим теперь, в каком виде представятся намзадачи свободного воспитания, если мы сосредоточим своё внимание на духовнойстороне человека. И здесь теория свободного воспитания выдвигает требованиецельного гармонического всестороннего развития индивидуальности, развитиякаждой из духовных способностей, заложенных в ней, но, вместе с тем, выставляятот принцип, что вся жизнь, а, следовательно, и духовная, развивается исовершенствуется только путём свободного обнаружения, она указывает на началоактивности в духовной жизни как на то центральное начало, на развитие которогодолжно быть обращено особое внимание. Это начало активности в духовной жизниесть то, что может быть названо волей в широком смысле этого слова. И вотпочему теория свободного воспитания выдвигает на первый план в областидушевного развития развитие воли. Развитие воли в этом смысле тесно связано сгармоническим развитием всей духовной жизни и отнюдь не предполагаетигнорирования или придавания второстепенного значения каким-либо другим еёэлементам, но воля именно и есть тот элемент духовной жизни, благодаря которомувсе элементы её связываются в одно гармоническое своеобразное индивидуальноецелое. Таким образом, выдвигая начало психической активности, начало воли, теориясвободного воспитания избегает той односторонности, в которую впадает, напримерсистема воспитания, обращающая усиленное внимание на развитие интеллекта. Вэтой последней действительно другим частям душевной жизни, например, развитиюволи и развитию эмоциональной стороны нашей природы, часто наноситсянепоправимый ущерб, да и само развитие интеллекта получается при этом какое-тоуродливое, однобокое, ненормальное. Наоборот, при выдвигании на первый планразвития воли в широком смысле и сам интеллект получает более здоровое игармоническое развитие, достигает большей силы, и эмоциональная сторона нашейприроды и вообще все какие бы то ни было стороны её получают надлежащееразвитие, достигая тех степеней совершенства, какие оказываются совместимыми сцелостным гармоническим развитием личности.
Отволи в широком смысле слова как психической активности вообще мы должныотличать волю в узком смысле как такую активность, при которой данная личностьсознательно ставит себе творческие или другие цели и сознательно стремится к ихдостижению при помощи выбранных ею средств. Воля, понимаемая таким образом, естьвысшая форма активности, которой последняя достигает и может достигнуть вчеловеке, это есть венец развития психической активности в индивидуальной человеческойличности. К выработке этой высшей формы активности мы и должны вестииндивидуальную личность. Но и она, как и всё другое в жизни, развивается путёмвозможно более частого свободного, нестеснённого обнаружения. Теория свободноговоспитания настаивает поэтому особенно на том, чтобы ребёнок научился как можнораньше сознательно ставить сам себе цели и сознательно стремиться к ихдостижению при помощи индивидуальным же самим избранных средств.
Отсюдастановится понятна та великая роль, которую теория свободного воспитанияотводит в деле воспитания детей творческому производительному труду. Свободныйтворческий производительный труд — это один из краеугольных базисов свободноговоспитания. На организацию на всех ступенях воспитания и образования свободноготворческого производительного труда теория свободного воспитания указывает нетолько как на основное средство достигнуть высшего возможного в ребёнкеразвития воли в узком смысле этого слова, но и как на тот здоровый фундамент, накотором все другие его телесные и душевные качества могут получить надлежащееразвитие и, базируясь только на котором, и само образование может принестисколько-нибудь плодотворные результаты, быть живым и жизненным, а не мертвым исхоластическим, каким оно является в настоящее время в громадном количествеслучаев. Связать образование и воспитание ребёнка с свободным творческимфизическим составляет одну из величайших забот, производительным трудом средиприроды и в области ремёсел, имеющих в виду производство тех или других материальныхблаг, являющихся источником счастья или развития для человека, а, с другойстороны, обратить и самый процесс воспитания и образования ребёнка в свободныйтворческий духовный производительный труд его над созданием идеальных духовныхблаг, идеальных ценностей — составляет одну из величайших забот, которую теориясвободного воспитания возлагает на родителей и вообще воспитателей...
Вообщеговоря, теория свободного воспитания не смотрит на детей, как на какие-топустые сосуды, которые предстоит наполнить готовыми истинами в области религии,нравственности, искусства, научного познания и т.д. Она смотрит на детей как напостепенно формирующихся путём творческой деятельности творческих личностей, онасмотрит на них как на самобытных, самостоятельных искателей высших духовныхценностей жизни. Эти духовные ценности жизни не могут быть внедрены извне, онидолжны быть творчески созданы изнутри каждой отдельной личностью самой длясебя. Тогда только они сохранят весь присущий им оттенок возвышенности, свежестии глубины. Они должны быть снова и снова воссоздаваемы не только каждойотдельной личностью самой для себя, но и в каждый момент её жизни. Рутина, привычкаубивает эти высшие блага, они обращаются тогда в нечто мёртвое, безжизненное, —только дух творчества оживляет их, и он должен постоянно веять над ними, и чемв большей степени он владеет ими, тем более жизненный характер они носят.Привилегия быть великими искателями истины, нравственности, красоты, божественногов жизни принадлежит не только взрослым людям, но и детям, как бы малы они нибыли. Будем же уважать это священное их право быть искателями высших духовныхценностей жизни! Остережёмся помешать им в этой работе искания нашим иногдагрубым и неуместным вмешательством, нашим нетерпеливым стремлением как можноскорее и во что бы то ни стало навязывать индивидуальным то, что нам кажетсявечной и непреложной истиной… Облегчим только их поиски и они явятся творцамиболее высоких духовных ценностей, чем какими являлись мы, и тогда прогрессчеловечества в области духовной культуры примет более быстрый темп, чем какойнам приходится наблюдать в настоящее время.
Однимиз наиболее важных средств, облегчающих создание высших духовных ценностейжизни, является расширенное до пределов возможного свободное духовноевзаимодействие ребёнка с окружающими его людьми на почве искания этих ценностей,их создания и воплощения в жизни. Чем шире будет тот круг людей, сообща скоторыми ребёнок может искать высшие ценности жизни, тем скорее он их найдёт.Отсюда видно, какое важное значение имеет создание кругом ребёнка тех высшихформ общественности, фундаментом которых является коллективное творчество новыхформ духовной и общественной жизни. Чем в большей степени воспитание и жизньребёнок будут построены так, что он будет себя чувствовать членом более илименее широкой творческой общественной группы, стремящейся к духовномуобновлению жизни, тем более будет обеспечено и его совершенствование в духовномотношении….
Взаключение я могу сказать только одно: я глубоко уверен в том, что тем великими святым идеям, которые я, быть может, не совсем искусно старался развить внастоящем докладе, принадлежит будущее, что рано или поздно они восторжествуюти в сознании людей, и в жизни, и что теперь для многих представляется бессмысленноймечтой и утопией, станет самоочевидной истиной, о которой будет говорить каждыйшаг человеческого существования, и люди будут удивляться тому, чтопредшествующие поколения так долго медлили дать этим идеям плоть и кровь.
Свободноевоспитание и семья.//
Свободноевоспитание. — 1912-1913.
—№ 1. — С. 35-52, 54-55, 63.
СВОБОДНАЯ«ШКОЛА БУДУЩЕГО»[1]
ИДЕАЛЬНАЯШКОЛА БУДУЩЕГО И СПОСОБЫ ЕЁ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ВСТУПЛЕНИЕ
Какиеформы примет и должна принять «школа будущего»? Если при построении ее будутруководствоваться одними только истинно педагогическими соображениями, еслибудут стремиться построить только такую школу, которая служила бы целямистинного воспитания и образования молодого поколения, а не преследовала быкакие-либо совершенно чуждые делу воспитания и образования цели. Весь прогрессв развитии школы может заключаться только в прогрессирующем освобожденииребёнка от внешнего и внутреннего гнета для доставления ему возможностисвободного и беспрепятственного гармонического развития всех сторон его природы,всей его индивидуальности в целом. Идеальная школа будущего будет школоюсвободного ребёнка, и в этом отношении она будет глубоко отличаться от школыпрошлого и от школы настоящего времени.
Идеальнаяже школа, или вернее то идеальное воспитательное и образовательное учреждение, котороея называю «Домом Свободного Ребенка» и которое должно заменить современнуюшколу, своею исходною точкою будет брать развитие воли путем свободногодействия и путем самостоятельного творчества, потому что воля являетсяцентральным фактом душевной жизни, благодаря которому вся эта жизнь получаетединство и гармоническое развитие и вместе с тем является венцом и высшеюточкою развития душевной жизни.
«ДомСвободного Ребенка» не учебное заведение, это – воспитательно-образовательноеучреждение. В «Доме Свободного Ребенка» на первый план выдвинуто воспитание, имеющеев виду цельную личность человека, причем интеллектуальное образование, или ученье,входит сюда только как часть, как второстепенный и подчиненный элемент. Планжизни [в «Доме Свободного Ребенка»][2] яи постараюсь обрисовать в общих чертах.
На«Дом Свободного Ребенка» мы должны смотреть как на маленькую педагогическуюобщину, состоящую из детей, руководителей и родителей, общину, котораястремится в своем строе возможно более приблизиться к типу идеального общества,которая стремится возможно полнее осуществить в своей жизни идеи свободы, братстваи справедливости.
Подсловом «община» я понимаю общность дел.
«ДомСвободного Ребенка» я назвал педагогической общиной, которая является свободнымсоединением членов ее для общего всем им педагогического дела, т.е. дела воспитанияи образования.
Чтоже мы ответим ребенку на вопрос о цели учреждения «Дома Свободного Ребенка»? Мыему скажем, что он пришел сюда для того, чтобы жить здесь полною жизнью, что онпришел сюда для свободного труда, для свободной игры, для свободного общения сосвоими товарищами и с теми взрослыми, которые могут с ним поделиться своимизнаниями и вообще теми духовными сокровищами, которыми они располагают, длясвободного искания истины путем самостоятельного занятия наукой, для свободноговоплощения красоты путем самостоятельной работы в области художественноготворчества и для свободной работы над самим собою и над той маленькой общиной, всостав которой он вступил, чтобы и он, и эта община становились все выше внравственном отношении, лучше и совершеннее.
Мыему скажем, что это учреждение, в которое мы его привели, есть дом счастья, радости,свободы, но вместе с тем и серьезного, торжественного отношения к жизни и еезадачам, что, работая вдумчиво и внимательно здесь над задачами жизни, возникающимив этой маленькой общине, он приучится работать на более широком поприще надтеми же задачами жизни только в более увеличенном масштабе. И вот для того, чтобыиметь впоследствии возможность работать наиболее плодотворным образом длясвоего народа и человечества, и он сам, и все остальные дети и взрослые, которыеработают в этом учреждении, должны приложить все свои усилия для того, чтобысобрать в этот дом все то лучшее, что только создало человечество в областиформ производительного труда, в области науки, искусства, в области формидеальных отношений между людьми.
Дети— равноправные члены этой общины наравне со взрослыми (родителями ируководителями). В этой общине, большую роль играют детские собрания, а также иобщие собрания всех членов «Дома Свободного Ребенка», и взрослых и детей.
«ДомСвободного Ребенка» должен охватывать по возможности все стороны жизничеловека. Местом производительного физического труда и местом полногоудовлетворения всех общественных, эстетических, нравственных и других запросовребёнка.
Надоприлагать все усилия к тому, чтобы жизнь «Дома Свободного Ребенка» повозможности носила характер цельности, единства и гармонии. Руководители должныдействовать солидарно друг с другом, взаимно как бы дополняя друг друга.
Средивзрослых членов «Дома Свободного Ребенка» должны царить, сверх того, взаимныйконтроль и свободная искренняя критика друг друга.
В«Доме Свободного Ребенка» мальчики воспитываются совместно с девочками, причеми те и другие одинаково принимают участие во всех работах и занятиях дома.Совместное воспитание – есть лучшее средство к установлению товарищескихотношений между обоими полами, основанных на взаимном уважении друг к другу.
«ДомСвободного Ребенка» должен будет обратить особое внимание на правильноесексуальное воспитание детей.
Планжизни в «Доме Свободного Ребенка».
Частьвремени будет посвящена общественно необходимому труду;
Частьвремени будет посвящена удовлетворению детской любознательности или содействиюдетям в удовлетворении их научных запросов;
Частьвремени будет посвящена систематическому, но свободному занятию трудом в смыслеовладения философией производительного труда вообще, в смысле достижения в этойобласти способности с наименьшими усилиями достигать наибольших результатов и, причемдостигать при помощи таких способов и приемов труда, которые не только невредили бы здоровью и не вели бы к тем или другим физическим недостаткам, но, напротивтого, вели бы к здоровому и гармоническому развитию тела;
Частьвремени будет посвящена свободному занятию искусством;
Наконец,часть времени будет посвящена отдыху, в течение которого совершается завтрак, исвободным физическим упражнениям (подвижным играм).
Видыобщественно необходимого труда, которые могут иметь место в [городском] « ДомеСвободного Ребенка»:
Поддержаниепомещений и вещей в сохранности, чистоте и опрятности (уборка комнат, расстановкавещей по местам и т.д.).
Изготовлениезавтрака.
Изготовлениедля «Дома Свободного ребенка» тех или других необходимых предметов.
Изготовлениетех или других необходимых орудий для работ.
Изготовлениеигрушек для детей.
Изготовлениепростейших необходимых учебных принадлежностей и пособий
Изготовлениепредметов для украшения «Дома Свободного Ребенка».
Шитьеполотенец, передничков для детей, запасной одежды, вязание чулок.
Клейкаиз картона коробочек для хрнения припасов, для научных коллекций.
Уходза растениями, за аквариумом, за террариумом, за животными, если таковые будут.
Переплеткниг для библиотеки «Дома Свободного Ребенка» и поддержание библиотеки впорядке.
Изучениетех или иных учебных предметов будет в полной связи с жизнью детей, сприкладным знанием, с производительным трудом.
[Математика]изучается не на особых уроках, а в связи со всеми видами производительноготруда, которые практикуются в «Доме Свободного Ребенка», она изучаетсяпрактическим путем.
Физикаи химия. Беседы с детьми о различных физических и химических явлениях, привлекшихих внимание, с которыми им приходится встречаться в обыденной жизни.
Естествознаниев «Доме Свободного Ребёнка» изучается в связи с кухней, в связи с уходом зарастениями, которые будут иметься, за животными, за аквариумом, террариумом, всвязи с экскурсиями.
География.Изучение детьми родины, например, Москва и ее окрестности, Московская губерния.С этой целью предпринимаются с детьми экскурсии
Технология.Знакомство с различными техническими производствами тех предметов, которые импостоянно приходится употреблять в обыденной жизни.
Роднойязык изучается в связи с запросами жизни детей
Иностранныеязыки будут изучаться не раньше, чем будет усвоен родной язык
Обществоведение.Не особые уроки, а беседы с детьми о тех общественных явлениях, по поводуклторых они задают вопросы.
История.Издаваемый детьми журнал «Летописи Дома Свободного Ребенка», а затемзаписывание детьми, или самими, или при участии взрослых, своих воспоминаний, составлениекраткого очерка своей жизни до поступления в «Дом Свободного Ребенка»подготовят путь к правильному понманию и правильному изучению истории. Кромеэтого естественного психологического фундамента, заключающегося в пробуждении вребенке ясного сознания процесса развития его индивидуальной жизни, и безпредварительной закладки которого не может быть сколько-нибудь ясного пониманияистории своего народа и всего человечества, другим естественным фундаментомможет служить наблюдение ребенком процесса развития и возникновения, встречающихсяему в жизни предметов и явлений. И здесь все области знания и искусства, ипроизводительного труда могут помочь ему накопить обильный материал длявыработки в себе способности понимать и изучать историю. Далее, естественнойисходной точкой могли бы служить воспоминания взрослых о тех историческихсобытиях, которые им пришлось пережить, рассказы о прошлом времени ихарактеристики этого времени на основании этих личных переживаний. С каждымднем года связано воспоминание о каком-нибудь великом человеке, и вот другаяестественная исходная точка, которая могла бы предшествовать последовательномусистематическому изучению истории, – это составление с детьми историческогокалендаря.
Чеммоложе дети, тем больше их надо знакомить с историей под видом тех или иныххудожественных рассказов из жизни человечества, и тут-то, особенно длямаленьких детей, так любящих сказки, приобретают большое значение великиелегенды разных веков и народов.
В«Доме Свободного Ребенка» создадутся естественные программы, приноровленные кприроде и жизни детей. Программы не могут быть предписаны и продиктованы извне,они только могут вырасти изнутри, и я взял бы на себя неблагородную задачу, еслибы занялся составлением их.
В«Доме Свободного Ребенка» не должно быть учебников. Пускай дети сами создаютсвой учебник, т.е. пишут и составляют такую книгу, которая содержала бы в себесвод всего добытого ими в той или другой области знания и рассказала бы о томпути, который был пройден ими для достижения ими полученных результатов.
Такимобразом, «Дом Свободного Ребенка» принципиально отказывается от всякихучебников и решительно становится на путь составления самими детьми с помощьюруководителей своих собственных учебников.
Весьпроцесс обучения должен быть поставлен таким образом, чтобы он имел характердостижения ребенком самим себе поставленных целей; тогда он будет иметьблаготворное влияние на все его духовное развитие и особенно на развитие еговоли, на выработку из него свободного человека.
Ясчитаю полезным, чтобы тот или другой учитель чаще им задавал вопросы: «Ну, дети,чем же мы теперь будем заниматься? Что будем изучать? Что интересует вас в тойобласти знания, в которой я, как специалист, мог бы быть вам полезен?». Вопрос,конечно может быть поставлен не буквально в такой форме, в какой он здесьприведен, и даже он может быть поставлен не так прямо, а косвенно – все этобудет зависеть от педагогического такта самого учителя.
{Методобычения] детей той или другой отрасли знаний, я предпочел бы [тот], что онисами будут творить и создавать этот курс [ в данном случае речь идет о курсефизики]. При нашем способе [дети] являются самостоятельными исследователями, аучитель только старшим товарищем их, помогаущий им в их самостоятельныхизысканиях. Надо дать детям возможность экспериментировать в возможно болеешироких размерах, помочь им устроить свой собственный кабинет и помочь самимсделать разные приборы, необходимые для опытов, одним словом, помочь имсамостоятельно изучать [науку].
Рольучителя – давать ребенку постоянный наглядный пример того, как можносамостоятельным путем доводить до разрешения тех или других вопросов.
Подобнотому, как человечество на протяжении [истории] искало, творило, открывало, такдайте возможность и детям искать, творить, создавать, открывать. Тогда толькоони подготовятся к продолжению духовной работы, совершаемой человечеством, с стого именно пункта, на котором эта работа остановилась.
[Тамгде невозможно], попытаемся это осуществить в тех размерах, в каких возможно, и,быть может, что казалось прежде трудно осуществимым, на самом деле легко ипросто осуществимо.
Гораздоплодотворнее преподавать детям не столько науку в систематически расположенномвиде, сколько приноровленную к их пониманию историю науки. Учитель достигнетгораздо больших результатов, если будет знакомить детей со своимисамостоятельными работами и усилиями в области данной науки, чем если будет имтолько сообщать уже готовые, полученные результаты. В педагогическом–воспитательном и образовательном – отношении неутомимый и беспокойный искательистины важнее спокойного и самодовольного ученого, гордого своей наукой. Инаших детей мы должны окружить не столько учеными, сколько искателями истины, еслимы хотим им помочь в достижении общего образования.
Подводяитоги, мы может так сформулировать сущность [этого метода], которого долженпридерживаться учитель в своей деятельности: этот метод должен быть методомосвобождения в ребенке творческих сил, методом пробуждения и поддержания в немдуха искания, исследования, творчества, методом приведения ребенка в состояниенаибольшей активности, а не состояние наибольшей пассивности, как эо имеетместо в большинстве случаев при современных методах преподавания.
Приэтом становится гораздо легче разрешимым вопрос об индивидуальностипреподавания, а также вопрос о группировке учеников. Та искусственнаягруппировка, которую обыкновенно приходится устанавливать при существующихметодах обучения доже в лучших школах, когда учитель, пользуясь своимавторитетом, чисто внешним образом и потому грубо распределяет учеников повозрастным группам, уступает свое место естественной группировке, устанавливающейсясамо собой в силу совпадения однородных целей и образующихся для их достижениясвободных соединений детей между собою. А что индивидуализация обучения легчедостижима не тогда, когда все ученики вынуждены за раз главным образом слушатьучителя, что он говорит, и когда весь центр тяжести обучения сосредоточиваетсяна этом, а тогда, когда центр тяжести сосредоточивается на самостоятельнойтворческой работе детей, – это, как мне кажется, ясно само собою.
Как«Дом Свободного Ребенка» будет заботиться о нравственном и религиозномвоспитании детей? Нравственность и религия должны вырасти свободно инепринужденно изнутри самого ребенка; они должны быть плодом егосамостоятельной внутренней творческой работы, а не продуктом внешнейдрессировки или обучения того или другого сорта. Нельзя обучать нинравственности, ни религии, и то и другое личность создает и может создатьтолько сама.
Невнедрение детям тех или других ортодоксальных нравственных или религиозныхвоззрений, а свободное, интимное, задушевное общение с детьми по поводу техвопросов из области нравственной или религиозной жизни, которые ими самимиподнимаются, или повод к поднятию которых дают естественныеобстоятельства самойжизни. И для целей этого искания руководители будут стремиться использовать всестороны и все формы жизни в [«Доме Свободного Ребенка»]. И производительныйтруд, и искусство, и занятия детей научными предметами – все может принестисвою дань в великом деле содействия в самостоятельной выработке в себе истиннойрелигии и истинной нравственности.
Искусство,подобно всему остальному, в этом учреждении должно быть тесно связано с жизньюребенка, с его душевными состояниями, с теми образами, которые естественно исамопроизвольно в нем рождаются. На ребенка следует смотреть, как на маленькогохудожника, которому надо только помогать совершенствоваться и находить самомусамостоятельно все более и более лучшие формы для воплощения красоты. Сделанноедетьми (рисунки, скульптура) будет подвергаться совместному критическомуобсуждению. Замеченные недостатки будут исправляться самими детьми, но отнюдьне руководителем. Не будут спешить с указаниями тех или других приемов работы.Достаточно будет того, если руководитель сам тут же в присутствии детей будетработать над каким–либо художественным произведением, так что дети будут иметьвозможность наблюдать и сравнивать совершенные приемы работы со своими грубымии несовершенными. Выбор тем для работ должен быть по возможности более широк иразнообразен. И здесь требуется предварительное, возможно более тщательное иподробное ориентирование в душевной жизни тех детей, с которыми приходитсязаниматься искусством.
Следуетобращать внимание детей, чтобы продукты того или другого ремесленного трудабыли бы также и красивыми вещами. Делая, напр., какую–нибудь коробку из картонадля вещей, дети могут придумать какие–нибудь красивые орнаменты для украшенияее и т.д.
Подобнымобразом искусство должно найти себе применение и в области научных занятий[естественные науки, родной язык, география, история и др.: лепка, рисование, изготовлениемакетов, моделей и т.п.].
[Особоеместо] в жизни «Дома Свободного Ребенка» должно занять одно из великих искусств– музыка, не только игра на тех или других инструментах, но и пение. Музыкадолжна идти на встречу естественным потребностям ребенка, содействовать егосвободному гармоничному развитию и вести к наибольшему развитиб его творческихсил.
Надознакомить его [ребенка] первоначально с наиболее элементарными и стариннымипроизведениями, постепенно переходя к более сложным, новейшим. По преимуществуте произведения, которые проникнуты бодрым, жизнерадостным духом, которые будятэнергию, возбуждают желание борьбы и работы.
X
Цельзанятий производительным трудом я вижу в том, чтобы дать возможность детямпознакомиться как можно с большими видами и формами производительного труда икак можно с большими методами и приемами этого труда.
Скакими видами и формами труда удастся познакомить детей? «Дом СвободногоРебенка» будет стремиться к тому, чтобы все типические и основные формыпроизводительного труда были так или иначе [здесь] представлены. Сюда войдет:прядение, ткачество, приготовление пищи, обработка бумаги и картона, обработкадерева, металлов, обработка глины и т.д. и т.п.
XI
Частьвремени в «Доме Свободного Ребенка», дети будут проводить за играми. Здесьследует особенно наблюдать, чтобы они вели к развитию творческих способностейребенка. Что касается руководителя игр, то надо пожелать, чтобы он обладалвозможно большим педагогическим тактом, умело пробуждая в детях собственнуюинициативу и собственное самостоятельное творчество.
XII
В«Доме Свободного Ребенка» нет никаких наказаний. Что достигается стараниемсделать жизнь детей настолько полной и содержательной, настолько богатойтворческим делом, что для отрицательной деятельности почти не остается никакогоместа, и у детей не является даже и желание в отношении этой отрицательнойдеятельности. [Однако] все-таки могут иметь местотакие поступки детей, которыеявляются нарушением прав другого. [В этом случае] мягко и кротко надопостараться дать ребенку почувствовать всю ненорамальность его поведения, и чеммягче и кротче это будет сделано, чем меньше внесено в это дело раздражения, тембольше мы будем иметь шансов надеяться на успех. Надо добиваться того, чтобыребенок подвергался тем последствиям своих поступков, которые он сам же раньшесанкционировал. Необходимость прибегать к наказаниям – плохой признак: это –свидетельство о бедности и несостоятельности самого воспитателя.
XIII
«ДомСвободного Ребенка» стремится привлечь родителей к возможно более активной ролив деле воспитания. [Он] широко открыт для родителей, и они для него не чужие, непосторонние лица, не досадная помеха, а желанные сотрудники и помощники всехтех, кто деятельно работает в этом доме над разрешением проблем истинноговоспитания и образования.
«ДомСвободного Ребенка» становится великой воспитательной и образовательной средойдля самих родителей, он незаметно ведет к преобразованию их личной и семейнойжизни в духе тех идеальных принципов, на которых он построен. Пускай онипосещают научные занятия, участвуют в общественно необходимом производительномтруде, в играх детей, вместе с ними занимаются искусством, помогаютруководителям в деле постановки образования на совершенно новых началах, [т.е.]учатся и воспитываются со своими детьми. Школа должна быть продолжением семьи, асемья – продолжением школы, и тогда исчезнет та рознь, которая существует междуними. Они должны взаимно дополнять друг друга и сотавлять одно гармоническоецелое. «Дом Свободного Ребенка» должен стать такимвоспитательно-образовательным учреждением, которое призвано уничтожитьантагонизм между семьей и школой, сделать их взаимно дополняющими друг друга ислить их в одно гармоническое целое. Всякая школа должна воспитывать родителей,будить в них лучшие чувства и стремления и побуждать их поднимать уровеньсемейной жизни до наибольшей возможной нравственной высоты, побуждать их квоплощению в своей жизни тех идеальных начал, которые она стремится осуществитьв своем строе.
XIV
Правила[регламентацию] «Дом Свободного Ребенка» будет стремиться свести к минимуму; онбудет стремиться ограничить их толькотем, что будет продиктовано крайнейнеобходимостью; он будет стремиться к минимуму регламентации и к максимумусвободы, чтобыта гармония, которая в нем царит, рождалась изнутри исамопроизвольно, а не длагодаря внешнему регулированию. Не бойтесь беспорядка, небойтесь хаоса, он приведет в конце концов к свободной и естественной гармонии, полнойгорячего кипения жизни, а больше всего бойтесь «образцового порядка», насаждаемогоизвне; образцовый порядок скоро заставит почувствовать свой леденящий холод, итам, где была кипучая жизь, наступит холодная тишина могилы. Свободная жизньсама стремится сорганизоваться и именно в те формы, которые облегчают еедальнейший естественный рост и развитие к все большему совершенству.
Заключение
Многое,что казалось утопическим и неосуществимым, оказывалось на самом деле возможными достижимым. Надо прежде всего задать вопрос: «Должно ли это быть или недолжно? Следует ли к этому стремиться или не следует?». И если мы найдем, чтосозданная нами утопия есть предмет, достойный наших стремлений, мы должны вочто бы то ни стало ее осуществить.
Небудем себя обманывать в трудности дела коренной реформы воспитания и образовнияна совершенно новых началах.
Свободноевоспитание. – 1908 – 1909. –
№№8, 9.
ПЕДАГОГБУДУЩЕГО[3]
Новыепедагогические задачи, [которые стоят перед “Домами Свободного Ребенка”]потребуют для своего разрешения и педагогов несколько иного типа, чем какой намприходится наблюдать теперь, так как они потребуют несколько инойпедагогической деятельности, чем какая практикуется в настоящее время.
Новыйпедагог будет чувствовать “священный трепет” перед каждой детской душой, онбудет бояться как-нибудь грубо нарушить мир этой души, помешать тойтаинственной работе, которая совершается в ее недрах, и как-нибудь случайно инеосторожно растоптать те нежные и благоуханные цвкты, которые в ней начинаютраспускаться. Об этом современные педагоги не имеют и отдаленного понятия, — онивсегда во что бы то ни стало ведут свою линию и ради достижения своих ложныхпедагогических целей грубо и неумело вторгаются в детскую душу, нарушая еечудную гармонию, смущают ее глубокий покой, среди которого свершается незримаяработа ее роста.
«Воспитыватьребенка, – пишет шведская писательница [Эллен Кей], – это значит бережно нестиего душу в своих руках, это значит направлять его стопы на узкую тропу. Этозначит никогда не доводить себя до опасности, чтобы нас встретил холодный взорребенка, без слов осуждающий несостоятельного и ненужного воспитателя; этозначит смиренно признать, что несравненно легче нанести ребенку вред, чемпринести ему пользу».
Деятельностьпедагога будущего будет носить по преимуществу следящий, выжидающий характер, онвсегда будет помнить золотые слова, сказанные Руссо, что в воспитании терятьвремя иногда на самом деле значит выигрывать его. Он не будет спешить со своимвмешательством и не ранее прибегнет к нему, как тогда, когда этого будеттребовать естественный ход развития самого ребенка. Он будет более всегоопасаться возможности помешать той свободной работе духовного роста, котораясовершается в душе ребенка, и будет направлять все свои усилия к тому, чтобыохранять ребенка от такого грубого вмешательства со стороны со стороны другихлюдей или окружающей среды, которая тоже иногда может избытком своих чистовнешних впечатлений подавить самостоятельную духовную жизнь. Он направит своевнимание на то, чтобы окружающая среда не мешала внутренней работе ребенка, адоставляла для этого необходимый материал.
Ноэто не значит, что он откажется от прямого воздействия на ребенка, только этопрямое воздействие примет совершенно иной характер.
Новыйпедагог будет стремиться влиять на ребенка таким образом, чтобы ни воля ребенка,ни ум его, ни чувства при этом не порабощались бы ни в малейшей степени, анаоборот, делались бы еще свободнее, самобытнее. Он будет распутывать и рватьте сети, в которые почему-либо попала душа ребенка; он будет освобождать еговолю, его ум, он будет уклоняться от давления на него и будет подстрекать его ксамостоятельным поискам; он будет побуждать ребенка к смелому, самостоятельномупользованию этими силами, так как только самостоятельной работой ребенок можетзавоевать себе звание свободного человека.
Истинныйпедагог будет помогать ему самостоятельным творческим путем доходить до законовнравственности, для открытия истины и вплощения красоты. Между ним и ребенкомустановится взаимодействие. [В форме] свободного духовного общения, при которомпедагог становится другом, братом ребенка, его старшим товарищем. Оно примет туформу, которую имело общение Сократа с его учениками, представляющее истинныйтип нормальных педагогических отношений. Сократ стремился быть акушером человеческойдуши и таковым должен быть каждый истинный педагог. Помочь молодой душесвободно созреть и родиться для свободной самостоятельной жизни – вот в чемзадача истинного педагога. Вот какие педагоги будут необходимы для техвоспитательных и образовательный учреждений, которые должны сменить собойсуществующие, хотя нет сомнения в том, что такие искатели истины, такиеосвободители человеческого духа в других людях, такие истинные педагогинайдутся и в настоящее время, если только мы их попристальнее поищем.
Свободноевоспитание. – 1907 – 1908.
–№ 2. – С.1 – 6.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта aprol-pro.narod.ru/