Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Свойства человеческой памяти

— Извольте писать, ваше превосходительство, в город Саратов, стало быть… Егоблагородию господину Якову Васильичу… Васильичу…
— Ну?
— Васильичу… а по фамилии… А фамилию вот и забыл!… Васильичу… Черт… Как же егофамилия? Давеча, как сюда шел, помнил… Позвольте-с… Сейчас… Такая еще простаяфамилия… словно как бы лошадиная… Помню, фамилия лошадиная, а какая — из головывышибло…
А.П.Чехов «Лошадиная фамилия»
Память- весьма ненадежное хранилище данных, содержимое которого легко можетизменяться под влиянием новой информации. События нашей жизни проходят черезнашу память как через сито. Некоторые из них задерживаются в его ячейкахнадолго, другие же только на то время, которое требуется, чтобы через этиячейки пройти. С другой стороны, если бы сохранялась вся несущественнаяинформация, то мозг, в конце концов, уже не смог бы отделять главное отвторостепенного и деятельность его была бы полностью парализована. Поэтомупамять — это способность не только к запоминанию, но и к забыванию.
Различаюттри уровня памяти: непосредственную, кратковременную и долговременную. Внепосредственной памяти следы сохраняются очень недолго — около 1/4 секунды, иза это время решается вопрос о том, привлечет ли эта информация внимание высшихотделов мозга. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следыстираются, и непосредственная память заполняется новыми сигналами. В томслучае, если информация привлекла внимание мозга, она может в течение короткогопромежутка времени сохраняться, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует.Было установлено, что кратковременная память действует в течение примерно 20секунд; за это время сохраняется очень немного информации, например, какое-то числоили несколько слогов из трех-четырех букв. В случае, если информация невводится повторно или не «прокручивается» в памяти, она по истечении этогопромежутка исчезает, не оставляя заметных следов.
Исследованияпоказали, что в возрасте от 5 до 11 лет кратковременная память существенноулучшается. Затем она сохраняется на стабильном уровне до 30 лет, а позднее, от30 до 70 лет, может либо улучшаться, либо медленно ухудшаться.
Классическимявляется исследование психолога Германа Эббингауза. Он установил, что емкостьпамяти ограничена семью цифрами, семью буквами или названиями семи предметов.Он доказал, что основной процент забывания материала приходится на первые двачаса после заучивания. Помните житейский совет учить стихи на ночь, посколькутак они лучше запоминаются? Эббингауз и его последователи объясняли этот факттем, что в этом случае между забыванием и воспроизведением нет«тормозящей» деятельности, и поэтому во время сна информация лучшесохраняется.
Именноиз тех нескольких элементов, которые ненадолго задерживаются в кратковременнойпамяти, мозг отбирает то, что будет храниться в памяти долговременной.Кратковременную память можно сравнить со стеллажами в большой библиотеке: книгито снимаются с них, то ставятся обратно, в зависимости от сиюминутных нужд.Долговременная память больше похожа на архив: в ней определенные элементы,выбранные из кратковременной памяти, подразделяются на множество рубрик, азатем хранятся более или менее длительное время. Емкость и длительностьдолговременной памяти в принципе безграничны, но они зависят от некоторыхфакторов. Если какое-то событие повторяется много раз, то оно легче и на болеедлительный срок запоминается. В качестве примера можно привести дорогу, покоторой мы идем каждое утро, таблицу умножения, все то, что было выучено вдетстве или в течение жизни. Так, первые песенки и стихи, которые мы выучили вшколе, запоминаются нами навсегда. Точно так же можно объяснить и удивительнуюточность некоторых воспоминаний пожилых людей. На самом же деле то, что онирассказывают, это какие-то замечательные события, с очень глубокимэмоциональным подтекстом. Такие события столько раз пересказываются самимчеловеком или его близкими, что навсегда врезаются в память.
Контекст,в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным длязапоминания, чем само событие. То, что сохраняется в памяти, всегда тесносвязано с ситуацией, в которой оно запомнилось. Поэтому извлекать что-либо изпамяти всегда легче в том контексте, в котором произошло запоминание. Как частозапах духов, рисунок на одежде, музыка заставляют нас вспомнить человека илисобытие, с которыми они эмоционально связаны. Иллюстрацией может служитьотрывок из романа «Невыносимая легкость бытия» М.Кундеры: «Томаш появляется вресторане, и в то же время звучит музыка Бетховена. Зарождающаяся любовь,однако, обострила в ней чувство красоты, и этой музыки она уже никогда незабудет. Всякий раз, услышав ее, она растрогается. Все, что будет происходить вэту минуту вокруг нее, озарится этой музыкой и станет прекрасным».
Былиописаны случаи с больными, которые при помощи гипноза были приведены всостояние, пережитое ими при наркозе, и смогли теперь вспомнить слова,произнесенные врачом в то время, когда они были погружены в глубокий сон. Этоявление было подтверждено многочисленными экспериментами. Гудвин и его коллегидавали 48 пьяным испытуемым запоминать бессмысленные слоги. Они заметили, чтоиспытуемым было очень трудно вспомнить эти слоги, когда они были в трезвомсостоянии, но когда их снова напаивали, вспоминание шло очень хорошо. Другиеисследователи сравнили две группы людей, обучавшихся распознаватьгеометрические фигуры: первая — после приема амфетаминов, вторая — после приемабарбитуратов. Оказалось, что впоследствии испытуемые были способны хорошовспомнить фигуры только тогда, когда они находились под воздействием того жепрепарата, который они принимали перед запоминанием. Ученые сравнивают такиесостояния сознания с портами, в каждом из которых живет женщина, которую любиткапитан дальнего плавания. Каждая из этих женщин не подозревает о существованиидругих, и каждая начинает существовать для моряка лишь в момент его выхода наберег.
Необходимотакже помнить, что порой под влиянием сильных эмоций некоторые событиязапоминаются на всю жизнь, даже если они в дальнейшем не повторяются.
Мывсегда лучше запоминаем то, что хотим выучить, чем такие вещи, которые для насне представляют никакого интереса. Материал запоминается тем лучше, чем большеон связан с какими-то другими фактами в различных контекстах и под разнымиуглами зрения.
Однаконе существует никаких «трюков» для выработки хорошей памяти. Лучший способусовершенствовать ее — это научиться должным образом организовывать информациюв момент запоминания.
Иногдабывает довольно трудно вспомнить какие-нибудь списки слов или цифр, подробноесодержание главы какой-то книги или доклада. Человек во все времена пыталсянайти способы, позволяющие запоминать подобную информацию. Для этого былиразработаны мнемотехнические приемы — от песенок до очень сложных методик.
Номертелефона или банковского счета легче запомнить, если сгруппировать цифры такогономера в более крупные блоки. Например, группу цифр 1258936788, лучше разбитьна пять: 12, 58, 93, 67 и 88. То же самое касается списка необходимых покупок.Так, если мы идем в продовольственный магазин, то для запоминания лучшеразделить покупки на овощи, фрукты и мясные изделия или же на продукты,необходимые для завтрака, для обеда и для ужина.
Методрифм и ритма лежит в основе считалок, например: «Раз, два, три, четыре, пять,вышел зайчик погулять». На химии, помню, запоминали валентность химическихэлементов с помощью такого шедевра: «Калий, магний, серебро с водородомзаодно». Этот же метод часто используется в рекламе, для лучшего закрепления рекламныхобразов в сознании: «Лэйз — удача. Стань богаче», «Кнорр вкусен и скор»,«Молоко вдвойне вкусней, если это Милки Вэй», «Жилетт. Лучше для мужчины нет» ит.д.
Оченьраспространен метод акронимов. Он заключается в том, чтобы составлятьсокращенные названия из первых букв слов, обозначающих то или иное явление,предмет. Этот метод используют в названиях множества организаций: ООН, СЭВ,НАТО и т.д.
Методакростихов, т.е. стихов, первые буквы каждой строки которых (если читать повертикали) образуют какое-то слово или даже фразу. Так, для запоминания попорядку черепно-мозговых нервов в медицинских институтах используют, казалосьбы, бессмысленный стишок: «Об орясину осел топорище точит, а факир, выгнавгостей, выть акулой хочет». Первые буквы этих слов и соответствуют, по порядку,латинским названиям черепно-мозговых нервов. Моя учительница по русскому языкуиспользовала для фиксирования в памяти падежей такую фразу: «Иван рубил дрова,Варвара топила печь». Каждый ребенок знает, как запомнить все цвета радуги:«Каждый охотник желает знать где сидит фазан».
Цепнойметод, более сложный, заключается в том, что элементы какого-то спискастараются ассоциировать друг с другом в цепь при помощи мысленных образов,отражающих связи, специально придуманные для каждой пары звеньев. Представьтесебе, что вам надо запомнить список продуктов в продовольственном магазине:кофе, масло, ветчину, яйца, хлеб, цыпленка и капусту. Теперь исходите изпервого образа, который придет вам в голову. Пусть это будет цыпленок, клюющийкофейные зерна, этот цыпленок вылупляется из яйца, лежащего в капусте, а листкиэтой капусты представляют собой бутерброды из хлеба, масла и ветчины. Запомнивэтот сложный сюрреалистический образ, вы смело можете идти в магазин: ни однуиз ваших покупок вы не забудете.
Приподготовке своих речей древние греческие и римские ораторы использовалиспециальные мнемотехнические приемы. Они вспоминали все объекты, расположенныена дороге, по которой они ежедневно ходили в городе. Затем к каждому из этихмест они «привязывали» тезис или аргумент речи. Скажем, первый тезис могсоответствовать какой-то лавочке, второй — урне на углу улицы, третий — фонтануна площади. Когда же они произносили свою речь, они мысленно проходили по этойдороге и «забирали» в каждом месте соответствующий элемент. Можно использоватьэтот прием и для решения более приземленных задач, например, для запоминаниятого же списка продуктов. Для этого можно мысленно пройти по дому и«разместить» в каждой комнате один из продуктов: хлеб в кухне, цыпленка вгостиной, ветчину в ванной, капусту на кровати в спальне и т.д.
Вметоде парных ассоциаций используются одновременно рифмы и мысленные образы.Сначала нужно срифмовать 10 (или 20) чисел с какими-то словами, например: один- магазин, два — трава, три — пузыри, четыре — в квартире, пять — кровать,шесть — жесть, семь — тень, восемь — осень, девять — деверь, десять — месяц.Теперь вернемся опять к списку продуктов и постараемся связать каждый из них содной из этих опорных точек, представляя себе тот образ, который получается притаком соединении. Так, в магазине будет лежать капуста, по траве будет бегатьцыпленок, пузыри будут получаться из кипящего масла и т.д. Потом будетдостаточно вспомнить по порядку все эти образы, чтобы восстановить необходимыйсписок.
Методассоциаций хорош и для изучения иностранного языка, в частности для запоминанияслов. Учительница немецкого языка в школе рекомендовала нам так запоминатьтрудные слова: malen — рисовать, spielen — играть, schreiben- писать. Malen,говорила она, очень похоже на русское «малевать», «маляр», spielen на«шпильки», а schreiben можно было ассоциировать с именем героя тогдашнихнемецких учебников репортера Шрайбикуса.
Моямама, работая на почте, легко запоминала номера телефонов по фамилиям клиентов,живущих в квартирах с такими же номерами. Например, телефон 356-12-82 звучалдля нее как — Мельников, Кузнецов, Радченко. В фильме «Визит кминотавру» скрипач запоминал номера телефонов, переводя их на музыкальныйязык — ноты, и запоминал уже мелодию.
Постарайтесь«привязать» безликие цифры к какой-либо важной для вас дате — дню рождения,своему или ребенка, номеру дома или автобуса, историческому событию и т.д.Стихи хорошо запоминаются под музыку, помните старенький фильм «Я вас любил»,где герой, пытаясь запомнить «Евгения Онегина», начал напевать на мотив танго:«Мой дядя самых, самых-самых честных правил, когда не в шутку, ох не в шуткузанемог…»
Дажев том случае, если усилия, потраченные на составление мнемотехнических схем,покажутся вам чрезмерными по сравнению с достигаемыми результатами, помните,что такая игра все равно стоит свеч: требуя от вас постоянной мобилизациивоображения, она будет развивать ваши творческие способности.
Та-ак…Остановка автобуса — три уровня памяти, написала; вход в метро — факторы,способствующие запоминанию, есть; и семь типов мнемотехнических приемов — автостоянка, коммерческая палатка, поликлиника, фонарь, урна, детская площадкаи магазин… Уф-ф, кажется, все!
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.onlife.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.