Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Самостоятельная работа учащихся с учебником в процессе изучения темы "Электрические явления"

Самостоятельная работа учащихся сучебником в процессе изучения темы «Электрические явления»
Грачев А.В., судент ФФ БГПУ
Средимногих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, определенноеместо занимает идея формирования самостоятельности учащихся в учебном процессе.Эта идея служит отысканию таких средств, которые привлекали бы к себе ученика,располагали бы его к совместной деятельности с учителем, активизировали егоучение, а обучающая деятельность учителя, опиралась на опыт и интересыучащихся, на их устремления и запросы, значительно способствовала бысовершенствованию учебного процесса.
Насегодняшний день существует достаточно литературы, в которой затрагиваетсявопрос о самостоятельной работе учащихся с учебником. Этим вопросом занималисьтакие ученые как: Е.А. Морозова, А.В. Токарева, Г.А. Бутырский, В.И. Лырчикова,А.В. Усова.
Мояработа заключается в том, чтобы проанализировать психолого-педагогическуюлитературу по исследуемой проблеме, систематизировать и обобщить имеющийсяматериал о роли самостоятельной работы с учебником в учебном процессе и наоснове данного материала разработать методическое пособие для учителя. Крометого, автор ставит целью показать и подчеркнуть большие возможности учебнойкниги в совершенствовании преподавания физики.
Работас учебником способствует развитию у школьников самостоятельности впознавательной деятельности. Это тем более важно, что для большинства ребятпосле окончания школы основным и главным источником знаний в процессесамообразования будет книга, и к работе с книгой ребят надо готовить сошкольной скамьи, причем, готовить преимущественно в классе под руководствомучителя.
Внастоящее время роль учебника возрастает. Только он, в сочетании сразнообразными методами и приемами обучения, может дать систему знаний. Однакоучебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически — необходима систематическая и разнообразная работа с ней.
Ксожалению, реально дела обстоят так, что, обращаясь к разнообразнойнаучно-популярной литературе, учащиеся весьма часто проявляют неумение находитьв книгах наиболее существенное, сопоставлять, классифицировать и систематизироватьматериал. Недостаточная и неграмотная организация самостоятельной работы науроках физики ведет к слабому развитию самостоятельности мышления у школьников.
Цельюнашего исследования является разработка различных отдельных видов самостоятельнойработы с учебником и рекомендаций по их использованию в процессе обученияфизике при из учении темы ''электрические явления''.
Авторомвыдвинута следующая гипотеза: Если систематически на уроках использоватьразличные приемы самостоятельной работы с учебником, то заметно повышаетсяэффективность процесса обучения.
Планируяработу школьников с учебником, важно иметь в виду следующее:
Самостоятельнаяработа с книгой преследует общие цели обучения, воспитания и развития:осознание теоретического материала, развитие познавательной деятельности,формирование практических умений и навыков. Она должна сочетаться с другимивидами деятельности учеников: самостоятельным экспериментом, решением задач ипр.
Дляразвития интереса к работе с учебником необходимо применять разнообразныеметодические приемы, осуществлять индивидуальный подход, доводить процессусвоения знаний до обобщения.
Какизвестно, учебник состоит из текста, иллюстративного материала, вопросов изадач, инструкций к лабораторным работам, сведений справочного характера. Всеэти компоненты можно использовать на любом этапе обучения (изучение нового,повторение, закрепление и т.д.).
Авторубежден, что при работе с учебником необходимо использовать различные приемы, втом числе и их комплексы, ставить разные цели. Это очень важно, так какпозволяет избежать штампа.
Авторпредлагает к использованию различные виды самостоятельной работы с учебником,которые он подразделил на четыре основные группы, такие как:
1)Виды самостоятельной работы с текстом учебника;
нахождениеответов в тексте учебника на поставленные учителем вопросы;
повторениеформулировок законов, определений понятий, формул;
нахождениеответов на вопросы, приведенные в конце параграфа;
чтениетекста учебника после обсуждения какого-либо вопроса;
чтениетекста параграфа по частям для выделения главного или составления планов;
комментированноечтение текста;
нахождениев тексте того, о чем не говорил учитель;
выделениепрактических применений явлений и законов;
выделениесведений исторического характера;
нахождениевывода формулы, разбор этого вывода, анализ формулы;
сравнениерисунков, схем, таблиц в новом параграфе или в новом и ранее изученном;
составлениевопросов и задач по тексту параграфа или его отдельным частям;
чтениетекста и составление к нему тезисов.
2)Виды самостоятельной работы с иллюстративным материалом учебника:
нахождениеответов на вопросы связанные с иллюстративным материалом;
работас рисунком, схемой, диаграммой по плану, предложенному учителем;
подбортехнических рисунков и составление к ним физических вопросов.
3)Виды самостоятельной работы, связанные с использованием инструкций клабораторным работам;
самостоятельнаяподготовка дома к лабораторной работе с помощью текста инструкций из раздела учебника«Лабораторные работы»;
подбори проведение занимательных опытов, составление к ним вопросов.
4)Виды самостоятельной работы, связанной с использованием учебника для справок:
попредметно-именному указателю найти, на каких страницах имеются сведения окаком-нибудь ученом;
работас таблицами для усвоения какой-либо закономерности.
Изэтих отдельных простых заданий можно построить множество различных комплексовболее сложных заданий, состоящих из разного числа разных компонентов,отличающихся к тому же последовательностью их использования.
Примериспользования одного из видов самостоятельной работы, связанного силлюстративным материалом:
Приознакомлении учеников восьмого класса с электроизмерительными приборами, можноиспользовать комплекты фотоснимков шкал различных приборов с разнымипоказателями стрелок. Во время самостоятельных занятий каждый ученик получаетснимок и отвечает на поставленные учителем вопросы, воспользовавшись текстомучебника и данным снимком. Фотографии шкал электроизмерительных приборовцелесообразно использовать и при решении задач. Это содействует сознательномуусвоению изученного материала, а также закрепляет измерительные умения и навыкишкольников.
Например,начертив на доске схему электрической цепи, ученикам раздаются снимки шкалмиллиамперметра и вольтметра и предлагается найти сопротивление Rx по ихпоказаниям. После того как учащиеся сделают это простое упражнение, им даетсязадание определить сопротивление Rx при условии, что известно сопротивлениевольтметра Rv. На конкретных примерах ученики убеждаются в том, что в некоторыхслучаях необходимо учитывать сопротивление измерительных приборов. Подобныхпримеров самостоятельных работ существует достаточно большое количество.
Дляпроверки выдвинутой автором гипотезы, был проведен педагогический эксперимент ввосьмых классах гимназии № 25, во время изучения темы курса физики«Электрические явления».
Педагогическийэксперимент включал в себя следующее:
Анализнаблюдений и анализ ответов школьников на вопросы специальной анкеты,касающейся занятий с учебником.
Систематическоеиспользование приемов самостоятельной работы на протяжении изучения всей темы«Электрические явления».
Анализанкет и систематический контроль за работой учащихся в школе и дома (регулярнаяпроверка тетрадей, устный опрос, самостоятельные, обучающие и проверочныезадания) свидетельствуют о том, что систематически планируемая работа сучебником активизирует класс, развивает у учеников умение в познавательныхцелях пользоваться дополнительной литературой и различными источникамиинформации, позволяет вовлечь в занятия слабых учеников, организовать усвоениеучебного материала на уроке.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.physfac.bspu.secna.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проект компьютерной сети для коммерческого предприятия "НордСофт"
Реферат Суперкомпьютеры 2
Реферат Новые подходы в организации самообразовательной деятельности учащихся на уроках истории
Реферат Кавітація в турбінах і вибір відмітки робочого колеса. Конструкція основних вузлів гідрогенераторів
Реферат Авторская позиция в романе В круге первом Александра Солженицына
Реферат Інтерактивний комплекс навчально-методичного забезпечення Кредитно-модульна система організації
Реферат Enlightnement Thinkers Essay Research Paper Enlightenment philosophers
Реферат Проблема счастья и долга в романе Евгений Онегин 2
Реферат Основные понятия и проблематика управления инновационными процессами
Реферат Сфера деятельности автоматизаций строительных организаций
Реферат Природа психологических тестов
Реферат Табличный процессор MS Excel Язык программирования Visual Basic for Applications
Реферат Табличний процесор Excel Майстер функцій
Реферат Проведение аудита и расчет НДС по ПО Октябрь
Реферат Проектирование радиопередатчика ЧМ сигнала