Контрольнаяработа
Уральскийгосударственный педагогический университет
Г. Белинский — критик и теоретик детской литературы .
« Книга есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются… и дети — так же. Все дело в выборе книг для них, и мы первые согласны, что читатьдурно выбранные книги, для них хуже и вреднее, чем ничего не читать. »
Детские книги — сокровища духовного богатства людей, самое ценное чтосоздал человек на пути к прогрессу; в нем выражены чувства, эмоции,переживания людей. Детская литература органическая часть общей литературы, ноона специфична. Детская литература является средством воспитания, формированияличности ребенка.
« Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в планвоспитания, как одна из важнейших ее сторон. Наша литература особенно беднакнигами для воспитания, т. е. как учебными, так и литературными детскимикнигами »
Начальные педагогические требования Белинского — уважение к ребенку,развитие его индивидуальных особенностей. Он отстаивает идею гармоничногоразвития личности. Воспитание должно учитывать возрастные особенности детей,развивать их физические и духовные возможности, формировать нравственные,патриотические чувства.
« Воспитание — великое дело; им решается участь человека. Все говорято важном влиянии воспитания на судьбу человека, на его отношение кгосударству, к ближним и к самому себе … Слово еще не есть дело, всякая истина, как бы ни была она несомненна, но если не осуществляется в делах и поступкахпроизносящих ее — она есть только слово, пустой звук ,- та же ложь …Питайте иразвивайте в детях чувство, возбуждайте чистую, а не корыстную любовь кдобру; заставляйте их любить добро для самого добра, а не из — за награды, неиз выгоды быть добрым; возвышайте их души примерами самоотвержения и высокостив делах и не докучайте им пошлою моралью … В детях, с самых ранних лет,должно развивать чувство изящного, как один из первейших элементовчеловечности … развивайте также в них и эстетическое чувство, которое естьисточник всего прекрасного, великого, потому что человек лишенныйэстетического чувства стоит на степени животного … »
« Лучше совсем ничего не читать, чем читать плохую и малохудожественную книгу. »
Книги для детей должны быть источником высоко — художественного,эстетического, нравственного воспитания.
« Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким — нибудь делом, не столько предохранение их от дурных привычек и дурногонаправления, сколько развитие данных им от природы элементов человеческогодуха ,- развитие чувства любви, и чувства бесконечного. Прямое инепосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувства детей,а не на их рассудок. Чувство предшествует знанию .… Детские книжки должныпоказать им, что мир и жизнь прекрасны, т. к. они суть .… Кто не почувствовалистины, тот и не понял и не узнал ее .…
Преимущественное развитие чувства дает им полноту, гармонию и поэзиюжизни .… Они должны знакомить их с таинством страдания, показывая его, какдругую сторону одной и той же любви, как блаженство своего рода ,… какнеобходимое состояние духа .…И все это детские книжки должны передавать своиммаленьким читателям … в повествованиях и картинах, полных жизни и движения,проникнутых одушевлением, согретых теплотою чувства, написанных языком легким, свободным, игривым, цветущим в самой простоте своей ,- и тогда они могутслужить одним из самых прочных оснований и самых действенных средств длявоспитания. »
« Воспитание — великое дело; им решается участь человека. »
2 Познавательноезначение детских книг .
Тематика научно — познавательной литературы для детей .
В своем философском развитии В. Г. Белинский шел от увлеченияидеалистическими системами в первый период своей деятельности к материализму иреволюционному демократизму. В соответствии с этим меняется, получает новое,более глубокое содержание и его идеал воспитания человека.
Выяснив народность произведений великих русских писателей Пушкина,Гоголя, Крылова, Белинский впервые выдвинул и подробно обосновал идеюнародности воспитания.
« Народность, — писал он, — обыкновенно выпускается у нас из планавоспитания. Часто дети знают о древнегреческих авторах, об историческихдеятелях европейской истории, но не имеют никакого понятия о сокровищах своейнародной поэзии, русской литературе, Петре 1 .» Он указывает, что детям надодавать как можно больше общечеловеческого, мирового, но надо знакомить с этимчерез родные и национальные явления .
Белинский высказывает убеждение, что книги должны входить в планвоспитания как одна из важнейших его сторон. Он выдвигает ряд важнейшихвопросов о значении детской литературы, о ее специфики, тематике детскойкниги. В 60 годы был представлен список книг рекомендованный для детскогочтения такими известными писателями, как Пушкин, Гоголь, Некрасов, С- Щедрин,Крылов, Толстой, Успенский, Тютчев. Большое внимание Белинский уделялкнигам научно — познавательного характера. Он выступал с идеей подлиннонаучного, всеобщего развития; знания должны быть « как нечто целое », « какнаука о жизни ».
«… Для детей предметы те же, что и для взрослых людей, толькоизложенные сообразно с их понятиями, а в этом — то и заключается одна изважнейших сторон этого дела. Показать душе юной, чистой и свежей примерывысоких действий представителей человечества … »
« … Если бы нашлась книжка с картинками, изображающими горы, моря,острова, полуострова, минералы, разные чудеса физической природы, потомявления растительного и, наконец, животного царства, и при этих картинкахбыл бы объяснительный текст простой, толковый, без фраз и восклицаний, какпрекрасна природа и т. п.; если бы эти предметы были изложены не только впорядке, но и в ученой системе, а в тексте ни слова не упоминалось бы ни окаких системах … »
3 Расширениекруга детского чтения .
Выделение основных читательско — возрастных групп.
Борьба за расширение круга для детского чтения позволила Белинскому,Чернышевскому, Добролюбову не только обогатить чтение самых маленькихсовременников, но и воздействовать на самих писателей, продемонстрировать имтот уровень, на котором они должны работать для детей .
По сути дела это так же была борьба за реализм детской литературы.Деятельность этих критиков способствовала формированию нового русского читателя.
Белинский настаивает на том, что наилучший путь к искусству длямаленького читателя — непосредственное восприятие.
«… На детские книги обычно обращают еще менее внимания, чем на самовоспитание. А книга — есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются — истарые, и молодые, и деловые, и ничего не делающие; дети — так же. Вседело в выборе книг для них, и мы первые согласны, что читать дурно выбранныекниги для них и хуже и вреднее, чем ничего не читать.
Что же можно читать детям? Из сочинений, писанных для всех возрастов, давайте им «Басни » Крылова, в которых даже практические, житейские мыслиоблачены в такие пленительные поэтические образы, и все так резко запечатленопечатию русского духа; давайте им « Юрия Милославского » г. Зазоскина, вкотором столько душевной теплоты, столько патриотического чувства, которыйтак прост, так наивен, так чужд возмущающих душу картин, так доступендетскому воображению и чувству; давайте « Овсяный кисель », эту превосходнопереведенную Жуковским; давайте им некоторые из народных сказок Пушкина, как,например « О рыбке и рыбаке », которая, при высокой поэзии, отличается, попричине своей бесконечной народности, доступностью для всех возрастов исословий и заключает в себе нравственную идею. Не давая детям в руки самойкниги, можно читать им отрывки из некоторых поэм Пушкина, как, например, в« Кавказском пленнике » изображение черкесских нравов, в
« Руслане и Людмиле » эпизоды битв, о поле, покрытом мертвыми костями, о богатырской голове; в « Полтаве » описание битвы, появление ПетраВеликого; наконец некоторые из мелких стихотворений Пушкина, каковы « Песнь оВещем Олеге », « Жених », « Пир Петра Великого », « Зимний вечер » ,
« Бесы », некоторые из песен западных славян, а для более взрослых «Бородинскую годовщину ». Не заботьтесь о том, что дети мало поймут, ноименно и старайтесь, чтобы они как можно меньше понимали, но большечувствовали. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердцапреисполняются чувством изящного; пусть и поэзия действует на них, как имузыка — прямо через сердце, мимо головы, для которой еще настанет свое время, свой черед.
Книги, которые пишутся для детей особенно должны входить в планвоспитания, как одна из важнейшых его сторон .
Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким — нибудь делом, не столько предохранение их от дурных привычек и дурногонаправления, сколько развитие данных им от природы элементов человеческогодуха, — развитие чувства любви и чувство бесконечного. Прямое инепосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувство детей,а и на их рассудок, а такими сказками можно так же назвать сказки Гофмана «Неизвестное дитя », « Щелкун Орехов и царек мышей » и пьесы в « Детскихсказках дедушки Иринея » … Какое богатство детских книг! « Друг детей » — этоперевод немецкой книги, автор ее Вильмсен. Цель ее — развитие мыслительнойспособности в детях через постепенное восхождение от легких к более труднымпонятиям, изложенным в сообразной с ними форме. Цель эта достигаетсяблагодаря хорошему составлению книги. »
Главные доводы Белинского при определении круга детского чтения: связьс жизнью, непременная художественность , « глубокость » и гуманность идей,целомудренность содержания, простота и, наконец, « истинная народность ».
4 ТребованияБелинского к детским писателям.
« … Нужно родиться, а не сделаться детским писателем. Тут требуетсяне только талант, но и своего рода гений. Да, много, много нужно условий дляобразования детского писателя: тут нужна душа благодатная, любящая, кроткая, спокойная, младенчески простодушная; ум возвышенный, образованный, взглядна предметы просветленный, и не только живое воображение, но и живаяпоэтическая фантазия, способная представить все в одушевленных, радужныхобразах. Не говоря уже о любви к детям и о глубоком знании потребностей,особенностей, оттенков детского возраста. Детские книги пишутся длявоспитания, а воспитание — великое дело: им решается участь человека.
… Живая, поэтическая фантазия есть необходимое условие, в числедругих необходимых условий, для образования писателя для детей: через нее ипо средством ее должен он действовать на детей. В детстве фантазия естьпреобладающая способность и сила души, первый посредник между духом ребенка ивне его находящимся миром действительности. Дитя не требует выводов,доказательств и логической последовательности: ему нужны образы, краски извуки. Дитя не любит идей: ему нужны историйки, повести, сказки, рассказы. И посмотрите, как сильно у детей стремление ко всему фантастическому, какжадно слушают они рассказы о мертвецах, привидениях, волшебствах. Что этопоказывает? — потребность бесконечного, начало чувства поэзии, которыенаходят для себя удовлетворение пока еще только в одном чрезвычайном,отличающемся неопределенностью идей и яркостью красок. Чтобы говорить образами, надо если не быть поэтом, то, по крайней мере, быть рассказчиком и иметьфантазию живую, резвую, радужную. Чтобы говорить образами с детьми, надознать детей, надо самому быть взрослым ребенком, не в прошлом значении этогослова, но родиться с характером младенчески простодушным. Есть люди, которыелюбят детское общество и умеют занять его и рассказом и разговором, и дажеигрою, приняв в ней участие: дети, со своей стороны, встречают этих людей сшумной радостью, слушают их со вниманием и смотрят на них с откровенноюдоверчивостью, как на своих друзей. Про такого человека у нас, на Руси,говорят: это детский праздник. Вот таких — то « детских праздников » нужно идля детской литературы. Да — много, очень много условий! Такие писатели,подобно поэтам, родятся, а не делаются. »
Белинский подвергает уничтожающей критике « фальшь и риторику »,современной ему реакционной дворянской литературы, построенные по « единомутипу », книги, пересыпанные нравственными, разжевывающими моральные истинынравоучениями, которые должны естественно и органически вытекать из « дела »,выявляться в
« художественной жизни образов », представляться не в сухих рассказах, а в повествованиях и картинах, полных жизни, движения, проникнутыходушевлением, согретых теплотою чувства.
« … Чем обычно отличаются повести для детей? — дурно склееннымрассказом, пересыпанным нравственными сентенциями. Цель таких повестей — обманывать детей, искажая действительность .
… Пишите, пишите для детей, но только так, чтобы вашу книгу судовольствием прочел и взрослый и, прочтя, перенесся бы мечтою в светлые годысвоего младенчества .
Главное дело, как можно меньше сентенций, нравоучений и резонерства:их не любят и взрослые, а дети просто ненавидят. Они хотят в вас видеть друга, а не наставника, требуют от вас наслаждения, а не скуки, рассказов, а непоучений. Дитя веселое, доброе, живое, резвое, жадное до впечатлений,страстное к рассказам, не чувствительное, а чувствующее .
… Но пока он еще дитя, дадим ему вполне насладиться первобытным раемнепосредственной теплоты, полноты бытия, этого полного жизнею чистотоймладенческой радости, источник, который есть простодушное и целомудренноеединство с рпиродою и действительностью.
… Итак, если вы хотите писать для детей, не забывайте, что они немогут мыслить, но могут только рассуждать, или, лучше сказать,резонерствовать, а это очень худо! Резонерство иссушает в детях источникижизни, любви, благодати; оно делает их молоденькими старичками … Чувствовнутреннего, духовного созерцания истины — есть дар природы, результатсчастливой организации, и развитие этого дара требуем мы от воспитания и детскойлитературы .
… Книги, которые пишутся для детей, должны входить в план воспитания, как одна из важнейших его сторон …
5 ПониманиеБелинским специфики детской литературы .
1 ) Особенности мышления и эстетического восприятия ребенка — читателя.
« Книга есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются — и старые, имолодые, и деловые и ничего не делающие; дети — также. Все дело в выборекниг для них, и мы первые согласны, что читать дурно выбранные книги для нихи хуже и вреднее, чем ничего не читать: первое зло положительное, второе — только отрицательное. Так, например, в детях, с самых ранних лет, должноразвивать чувство изящного, как один из элементов человечности.
Нет ничего столь вредного и опасного, как неестественное и несвоевременноеразвитие духа. Дитя должно быть дитятею, но не юношею, не взрослым человеком. Первые впечатления сильны, — и плодом неразборчивого чтения будетпреждевременная мечтательность, пустая и ложная идеальность, отвращение отбодрой и здоровой деятельности, наклонность к таким чувствам и положениям вжизни, которые не свойственны детскому возрасту. Всему своя череда.Неестественно и преждевременно развившиеся дети — нравственные уроды.
Для детей предметы те же что и для взрослых людей, только изложенныесообразно с их понятием. В детстве фантазия есть преобладающая способность исила души, дитя не требует выводов, доказательств и логическойпоследовательности, ему нужны образы, краски и звуки. Наглядность признанатеперь всеми единодушно самым необходимым и могущественным помощником приучении …
… Посмотрите, как жадны дети к картинкам! Они готовы прочесть самыйсухой текст, лишь бы только он объяснил им содержание картинки …
… Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердцапереполняются чувством изящного, пусть и поэзия действует на них, как музыка. »
Борьба против антихудожественной дидактики, утверждение принциповреалистического искусства в детской литературе.
« Чем обыкновенно отличаются, например, повести для детей? — Дурносклеенным рассказом, пересыпанным моральными сентенциями. Цель таких повестей- обманывать детей, искажая в их глазах действительность. Тут обыкновеннохлопочут из всех сил, чтобы убить в детях всякую живость, резвость и шаловливость, которые составляют необходимое условие юного возраста, вместо того, чтобыстараться дать им хорошее направление и сообщить характер доброты,откровенности. Потом стараются приучить детей обдумывать и взвешивать всякийсвой поступок, словом, сделать их благоразумными резонерами, которые годятсятолько для классической комедии или трагедии, а не думают о том, что все делово внутреннем источнике духа.Потом стараются уверять детей, что всякийпоступок наказывается и всякое хорошее действие награждается …»
Такая антихудожественная литература оказывает крайне вредноевоздействие на читателя. Белинский показывает как неразрывно связаны идейностьи художественность, воспитательное значение книги и ее отношение к « истине »жизни. По словам Белинского, главная задача писателя — воспитание нравственныхкачеств, пробуждение человечности. Цель же нравоучительной дворянскойлитературы — обманывать бедных детей, представляя жизнь искаженной. Особенноненавистны Белинскому те книги, в которых авторы, стремясь воспитать верныхслуг царю и отечеству, возводят в образец беспрекословное послушание,бездумное подчинение авторитету — родителей, наставников.
« Книги для детей можно и должно писать, но хорошо и полезно только тосочинение для детей, которое может занимать взрослых людей и нравиться им некак детское сочинение, а как литературное произведение, писанное для всех … »
3) Особенности языка детских книг .
Большое внимание Белинский уделял языку и слогу детских книг. Оченьнизкий уровень изданий и низкая культура переводов вызывали его многочисленныезамечания об их безграничности, жаргоне.
Белинский считал, что язык детской книги должен отличаться чистотой иправильностью « быть цветущим в самой простоте ».
« Детские книги должны отличаться особенною легкостью, чистотою иправильностью языка …
Прекрасная, хорошим языком написанная или переведенная книга и красивонапечатанная, — она полезна и для детей, и для взрослых …
Книга должна быть написана просто, умело, без излишних потребностей,хорошим языком, события изложены ясно, расставлены в перспективе, обличающейпамять, переданы с живостью и увлекательностью …
Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким — нибудь делом, не столько предохранение не от дурных привычек и дурногонаправления, сколько развитие данных им от природы элементов человеческогодуха — развитие чувства любви и чувство бесконечного. Прямое инепосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувства детей,а не на их рассудок. Чувство предшествует знанию, кто не почувствовал истины, тот и не понял, и не узнал ее. »
К. И.Чуковский — сказочник и теоретик детской литературы .
От двух до пяти .
1 О особенности детской речи.
Подражание и творчество.
Каждый маленький ребенок есть величайший труженик нашей планеты.Достаточно приглядеться возможно внимательнее к сложной системе тех методов,при помощи которых ему удается в такое изумительно короткое время овладетьсвоим родным языком, всеми оттенками его причудливых форм, всеми тонкостямиего суффиксов, приставок и флексий. Хотя это овладение речью происходит поднепосредственным воздействием взрослых, все же оно кажется одним из величайшихчудес детской психической жизни.
Ребенок всего за три года — от двух до пяти лет осваивает основныебогатства родного языка. И осваивает не как прилежный зубрила, а как поэт.
У двух летних и трех летних детей такое чутье языка, что создаваемыеими слова отнюдь не кажутся калеками и уродами речи, а, напротив, оченьметки, изящны, естественны :
« сердитки » — морщинки, « духлая » — пахнет духами, « всехный » — всеобщий.
Сплошь и рядом случается, что ребенок изобретает слова, которые ужеесть в языке, но неизвестны ни ему, ни окружающим ( обутка, одетка ).Ребенок порою самостоятельно приходит к тем формам, которые создавалисьнародом в течении многих веков ( « льзя » — можно, « удобриться » — смягчиться, « людь » — человек )
Чудесно овладевает детский ум методами, приемами, формами народногословотворчества: они могли бы быть и только случайно их нет. Даже те детскиеслова, которых нет в языке, кажутся почти, существующими. Ребенок создал ихлишь потому, что не знал наших взрослых слов. Ребенок называет лошадку —
« лошада » т. к. лошадь для ребенка огромна и может ли он звать ееуменьшительным именем? Подушка для него — « подуха », одуванчик — « одуван ».
Когда трех летняя Нина впервые увидела в саду червяка, она зашептала виспуге:
— Мама, мама, какой ползук!
Неосознанное мастерство.
Переиначивая наши слова, ребенок не замечает своего словотворчества иостается в уверенности, будто правильно повторяет услышанное ( « сольница » — солонка, т. к. есть чайница, сахарница ) .
Такое неосознанное словесное творчество — один из самых изумительныхфеноменов детства. Сам того не подозревая, он направляет все свои усилия ктому, чтобы путем аналогий усвоить созданное многими поколениями взрослыхязыковое богатство. Даже те ошибки, которые не редко случается делать ребенкупри этом творческом усвоении речи, свидетельствуют об огромности совершаемойего мозгом работы по координации знаний ( « почтаник » — почтальон, поаналогии со словами с суффиксом — ник —; пожарник, сапожник, печник ).
Чтобы воспринять наш язык, ребенок в своем словотворчестве копируетвзрослых. Сам того не подозревая, он направляет все свои усилия к тому,чтобы путем аналогий усвоить созданное многими поколениями взрослых языковоебогатство.
С двух лет всякий ребенок становиться на короткое время гениальнымлингвистом, а к пяти — шести годам эту гениальность утрачивает, т. к. кэтому возрасту ребенок уже полностью овладел основными принципами родного языка.
Когда мы говорим о творческой силе ребенка, о его чуткости, о егоречевой гениальности, мы не должны забывать, что общей основой всех названныхкачеств является подражание, т. к. всякое новое слово, создаваемое ребенком, твориться им в соответствии с нормами, которые даны ему взрослыми.
Народная этимология .
В большинстве случаев дети только к тому и стремятся, чтобы возможноточнее скопировать старших. Но, пытаясь воспроизвести во всей точности нашу «взрослую » речь, они бессознательно исправляют ее; изумительна тавиртуозность, с которой, переменяя в услышанном слове один только звук, онизаставляют это слово подчинятся их логике, их ощущению вещей :
* Буся метко обозвал бормашину зубного врача — больмашиной .
Леля называет сухарик — кусариком .
* — У мамы сердечко болело, и она пила болерьянку .
Развитие речи ребенка являет собой единство подражания и творчества .
Осмысление речи бессмыслицей .
Слушая, что погоня за смыслом приводит ребенка к сугубой бессмыслице.
Царь дрожащего творенья — « Царь, дрожащий от варенья ».
Властелин души моей — « Пластилин души моей ».
Терпи, казак, атаманом будешь — « Терпи, коза, а то мамой будешь ».
Путем минимального изменения в звуковой структуре непонятного словаребенок, незаметно для себя, осмысляет его, причем в этой новой редакциивыдвигаются существеннейшие ( с точки зрения ребенка ) качества того лица илипредмета, которые данными словами обозначены ( язык — лизык, слюнка — плюнка) .
Эти языковые процессы в речи детей занимают не последнее место.
Действенность.
Ребячьи слова в большинстве случаев изображают предметы исключительносо стороны действия.
« строганок » — то, чем строгают
« копатка » — то, чем копают
« лизык » — то, что лижет
« колоток » — то, чем колотят
Всюду выдвинута на первое место действенная функция предмета. Почтивсе исправления, вносимые ребенком в нашу « взрослую » речь, заключаютсяименно в том, что он выдвигает на первое место динамику .
Завоевание грамматики .
За — вы — на — рас — об
Велико у детей тяготение к глаголу, что им буквально не хватаетглаголов, существующих во « взрослом » языке. Приходится создавать своисобственные .
— часы часикают
— я намакаронился
— видишь, как я хорошо приудобился
— погоди, я еще не отсонился
В этих глаголах восхищают приставки, придающие каждому слову именнотот оттенок экспрессии, какой придает им народ. Так что ребенок поступает вполном соответствии с исконными нормами родного языка. Самые смелые ипричудливые из новообразований ребенка не выходят за рамки общенациональныхязыковых традиций.
Разве не изумительно, что ребенок уже на третьем году своей жизнивполне овладевает всем обширным арсеналом приставок и великолепно угадываетзначение каждой из них.
Мама, отпачкай мне рубашку !
Льзя — нельзя
Любопытная особенность детских приставок: они никогда не срастаются с корнем. Ребенок отрывает их от корня и легче и чаше, чем взрослый .
— Я сперва боялся трамвая, а потом вык, вык и привык .
— Ах, какой ты невежа! Нет, я вежа!
— Ты такой неряха. Ладно, я буду ряха!
Он и она
Замечательна чуткость ребенка к родовым окончаниям слов.
Здесь он особенно часто вносит коррективы в нашу речь.
— Я не черепаха, я черепах .
— Синица — синиц .
— Русалка — русал .
Прилагательные
Имена прилагательные сравнительно редко встречаются в речи детей. Нодаже в том небольшом их числе, тоже явственно выразилось присущее детям чутьеязыка.
— Червячее яблоко
— Клевачий петух
— Махучий хвост
Скрещивание слов
— Моя чашка такая блистенькая
В этом слове слиты два разных слова, корни которых различны (блестящая и чистенькая сразу ).
Дети по инерции могут создать из любой глагольной формы любуюглагольную форму. Стоит только внимательно приглядеться к языковому развитиюдетей, чтобы стало ясно, что подражание у них сочетается с самым пытливымисследованием того материала, который предлагают им взрослые .
— Начальная школа — это где начальники учатся?
Типичные ошибки детей
Среди детских местоимений особым своеобразием отличаются притяжательные.
— Этажерка — эта жерка, та жерка
— Табуретка — та буретка и эта буретка
Труднее всего малым детям даются капризные формы разноспрягаемыхглаголов .
— Папа воевает
— Мы сплим
— Лампа зажгита
Анализ языкового наследия взрослых
Дети вообще буквалисты. Каждое слово имеет для них лишь одинединственный, прямой и отчетливый смысл и не только слово, но порою целаяфраза .
— Скоро. Ты и оглянуться не успеешь ( Светлана стала как — то странносебя вести )
— Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нету .
Тут все дело в том, что мы, взрослые, мыслим словами, словеснымиформулами, а маленькие дети — вещами, предметами предметного мира. Их мысльна первых порах связана только с конкретными образами. Потому — то они такгорячо возражают против наших аллегорий и метафор.
Ребенок, которого мы сами приучили к тому, что в каждом корне данногослова есть отчетливый смысл, не может простить нам « бессмыслиц », которые мывводим в нашу речь. Иногда ребенок протестует не против смысла, а противфонетики данного слова.
Ребенок усваивает нашу « взрослую » речь не только путем подражания,но и противоборствуя ей. Это противоборство бывает двоякое:
1. Неосознанное, когда ребенок даже не подозревает о том, что онзабраковал наши слова и заменил их другими .
2. Нарочитое, когда ребенок сознает себя критиком услышанных им речений.
И в том, и в другом случае основные законы установленной, выработаннойвзрослыми речи остаются для ребенка непреложными. Если же он восстает противнекоторых наших речений, то лишь для того, чтобы вступиться за эти законы .
— Я в школу не пойду, там на экзамене ребят режут .
Ложное истолкование слов
Ребенок, который живет среди взрослых и постоянно присутствует при ихразговорах, то и дело слышит такие слова, смысл которых ему непонятен. Частоон пытается осмыслить их сам, не обращаясь за объяснением к старшим, вполнеуверенный, что эта задача не представит для него особенных трудностей. Онрешает ее « по вдохновению », внезапно, не обладая для этого никакими другимиресурсами, кроме сильнейшего языкового чутья, и немудрено, что, пытаясьсамостоятельно добраться до смысла непонятных речений, он принужден прибегатьк самым фантастическим выдумкам .
— Двойняшки — два ( мальчика ) Яшки .
Слово отождествляется с вещью
Слово часто имеет в сознании ребенка такой же конкретный характер, каки та вещь, которую он обозначает. Оно, так сказать, отождествляется с вещью. Всякие кикиморы, буки, которыми взрослые пугают ребенка, именно потому истрашны для него, что в уме его имена этих свирепых чудовищ сливаются с самимичудовищами.
Фонетика
Ребенок добирается до правильного произношения слов столь же сложным,извилистым путем, каким он приходит к их нормативной конструкции .
Кооператив :
пиф
пиф — пиф
апиф
капиф
каапиф
патиф
копатиф
кооператив
Роль фантазии исказки в воспитании детей.
О необходимости развивать детскую фантазию при помощи чтения сказок Ф.М. Достоевский писал в конце жизни одному из родителей :
« Вы говорите, что до сих пор не давали читать вашей дочери что — нибудь литературное, боясь развить фантазию. Мне вот кажется, что это несовсем правильно: фантазия есть природная сила в человеке, тем более вовсяком ребенке, у которого она, с самых малых лет, преимущественно передвсеми другими способностями развита и требует утоления. Не давая ей утоления;или умертвишь ее, или обратно — дашь ей развития, именно чрезмерно ( что ивредно ) своими собственными силами. Такая же натуга лишь истощит духовнуюсторону ребенка преждевременно ».
Лишенный Мюнхаузена, Гулливера, Конька — горбунка, ребенокбессознательно компенсирует себя множеством самоделковых сказок. Без фантазиии в физике, и в химии будет полный застой, т. к. создание новых гипотез,придумывание новых приборов, догадки о новых химических соединениях — все этопродукты фантазии.
Сказка делает свое дело: помогает ребенку ориентироваться в окружающеммире, обогащает его душевную жизнь, заставляет его почувствовать себябесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро, засвободу, и, когда надобность в ней минует, ребенок сам разрушает ее. Но досеми — восьмилетнего возраста сказка для каждого нормального ребенка есть самаяздоровая пища — не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб, и никто неимеет право отнимать у него эту ничем не заменимую пищу.
Сказка нужна ребенку для того, чтобы возможно полнее, пышнее, богачепережить этот полезнейший для его психического развития период.
Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке, чтобы развить,укрепить, обогатить и направить их способность к творческой мечте и фантастике. Тем, кто фантазирует принадлежит будущее.
Основноевоспитательное значение сказки .
Цель сказочников.
Теперь уже считается общепринятой истинной, что сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, т. к. слушающий сказку ребенокчувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ееперсонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом -тодеятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героямлитературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки.
Цель сказочников заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитатьв ребенке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужиминесчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою.
Наша задача заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепитьв восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать,сострадать, и сорадоваться, без которой человек — не человек .
Только эта способность, привитая с самого раннего детства и доведеннаяв процессе развития до высочайшего уровня, создавала и будет впредь создаватьБестужевых, Пироговых, Некрасовых, Чеховых, Горьких …
Спецификадетского словотворчества .
Роль игровых стихов в творчестве ребенка
« Путаницы » не только не мешают ребенку ориентироваться в окружающеммире, но, напротив, укрепляют в нем чувство реальности и что именно винтересах реалистического воспитания детей следует культивировать в детскойсреде такие стихи. Ибо так уж устроен ребенок, что в первые годы его бытия мыможем насаждать в его душе реализм не только путем ознакомления с окружающиммиром, но чаще и успешнее всего именно при посредстве фантастики.
жабы по небу летают
рыбы по полю гуляют
мыши кошку изловили …
Все нелепицы ощущаются ребенком именно как нелепицы. Он ни на минутуне верит в их подлинность. Навязывание предметам несвойственных им функций ипризнаков увлекает его как забава. В русских малых фольклорных жанрах этазабава нередко принимает характер игры в обмолвку:
Полтора молока чистого кувшина .
Гладь, из — под собаки лают ворота .
Мужик схватил собаку и давай бить палку
Существует немало детских стихов, которые являются продуктами игры,но эти стишки — перевертыши и сами по себе есть игра, игра мыслительная, играума .
Будем кушать на диване, а спать на столе .
Наденем фуражку на ноги, а сандали на голову .
Возьмем дверь и откроем ключ .
Это проявление детского юмора и в то же время познавательное отношениек миру .
Это стремление создавать перевертыши — у здорового ребенка на каждомшагу. Жажда играть в переверьыши присуща чуть ли не каждому ребенку наопределенном этапе его умственной жизни. В основе этих причуд неюмористическое, а позновательное отношение к миру. Ибо давно уже чталообщепринятой истиной, что именно по средствам игры ребенок овладевает огромнымколичеством знаний и навыков, нужных ему для ориентации в жизни.
Педагогическая ценность перевертышей .
Играть в детстве — то же, что накапливать опыт, а этот накопленныйопыт порождает новые знания, чувства, желания, поступки и новые способности.
Польза подобных стихов и сказок очевидна: за каждым « не так » ребенокживо ощущает « так », всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка внорме, и он еще выше оценивает свою твердую ориентацию в мире. Он делает какбы экзамен своим умственным силам и неизменно этот экзамен выдерживает, чтозначительно поднимает в нем уважение к себе, уверенность в своем интеллекте,столь необходимую ему, чтобы не растеряться в этом хаотическом мире: « Я — тоне обожгусь холодной кашей »; « я — то не испугаюсь улитки »; « на дне моря яне стану искать землянику. »
В этом проверочном испытании, в этом сомоэкзамене — главное значениеигры в перевертыши.
В перевертышах можно выделить следующие разделы :
1. Перевертыши большого и малого ( малому приписываются качествабольшого: — комарище упавший с дуба )
2. Перевертыши холодного и горячего ( холодному приписываются качествагорячего и наоборот: — я — то не обожгусь холодной водой )
3. Перевертыши еды ( съедобность несъедобных вещей: — пил — ел лапти)
4. Перевертыши одежды ( — наденем фуражку на ноги, а сандали наголову )
5. Перевертыши явлений природы ( — море горит )
6. Перевертыши ездока и коня ( — конь едет верхом )
7. Перевертыши телесных недостатков (- слепые видят )
8. Перевертыши действующих лиц ( — глядь, из — под собаки лают ворота)
Вовлекая ребенка в « перевернутый мир », мы не только не наносимущерба его интеллектуальной работе, но, напротив, способствуем ей, ибо уребенка у самого есть стремление создать себе такой « перевернутый мир »,чтобы тем вернее утвердиться в законах, управляющих миром реальным.
Перевертыши есть такое же порождение игр .
Воспитать в ребенке юмор — драгоценное качество, которое, когдаребенок подрастает, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде ипоставит его высоко над мелочами и дрязгами .
У ребенка вообще есть великая потребность смеяться. Дать ему добротныйматериал для удовлетворения этой потребности — одна из непосредственных задачвоспитания .
Как дети слагают стихи .
Среди многочисленных методов, при помощи которых ребенком усваиваетсяобщенародная речь, смысловая систематизация слов занимает не последнее место.
По представлению ребенка, многие слова живут парами: у каждого изэтих слов есть двойник, чаще всего являющийся его антитезой. Узнав одно какое- нибудь слово, дети уже на третьем году жизни начинают отыскивать то,которое связано с ним по контрасту. При этом, конечно, возможны такие ошибки:
Вчера была сырая погода
А разве сегодня вареная ?
Это вода стоячая
А где же лежачая?
Такие словесные пары являются для ребенка не только двойниками посмыслу, но в большинстве случаев — по звуку. В представлении детей понятия,параллельные по смыслу, должны быть параллельны по звуку:
Расскажи начало, а кончала не надо .
Две открытки и одна закрытка
Желток — белток
В этих рифмах нет ничего преднамеренного. Просто они облегчают речьребенка .
Всюду сказывается стремление ребенка рифмовать слова, принадлежащие кодной категории понятий, и таким образом систематизировать их либо поконтрасту, либо по сходству.
Генералы — сухопутные ,
Адмиралы — воднопутные
Вообще всякая рифма доставляет ребенку особую радость. И когда онаслучайно подвернется ему в разговоре, он играет ею :
Вот туда, где вода ,
Вот туда, где вода .
Это разве ложка ?
Это просто кошка .
Влечение к рифмованным звукам присуще в той или иной степени всем детямот двух до пяти: все они с удовольствием предаются длительным играм в созвучия:
Галюнчик, малюнчик .
Галюха, малюха .
Таким образом, рифма есть, так сказать, побочный продукт этойнеумолимой работы ребенка над своим голосовым аппаратом, и продукт чрезвычайнополезный: благодаря ему тяжелая работа ощущается ребенком как игра.
Детское стихотворчество — признак избытка играющих сил. Оно явлениетакого же порядка, как кувыркание или махание руками .
Я не танк волоку ,
Я в галопию скаку !
До четырехлетнего возраста ребенок был и поэт, и певец, и плясунодновременно, а теперь стихотворство становиться для него самостоятельнойдеятельностью, отдельной от всякого другого искусства .
На шестом или чаще всего на седьмом году жизни они понемногу переходятот эмоциональных выкриков к чисто литературным стихам :
Лежит рядочком с брюквой
И кажется, вот — вот
От счастья громко хрюкнет
И хвостиком махнет .
Стихи для детей — норма человеческой речи, естественное выражение ихчувств и мыслей .
2 Заповеди для детских поэтов .
Основополагающие принципы, положенные в основу
заповедей .
1. Учиться у народа. Учиться у детей .
В девятнадцать лет Петр Ершов создал гениальную книгу, которая живетболее ста лет. В поучительной судьбе « Горбунка » явно поставлен знакравенства между детьми и народом.
Сказки Пушкина все до одной были сказки крестьянские и по словарю и подикции.
Басни Крылова, возникли как литература для взрослых с непревзойденнымсовершенством воссоздали народную речь, у нас будет полное право сказать, чторусский народ продиктовал своим гениальным писателям все лучшие детские книги.
Это детские стихотворения Некрасова, детские книги Л. Толстого,Ушинского, насквозь пропитанные нашим фольклором.
Единственный компас для писателей — народная поэзия. Задача писателей- не точная имитация старинного народного творчества. Но не только у народадолжны мы учиться, второй учитель — ребенок. Надо знать потребности и вкусымалолетних читателей, воспитывать их, влиять, формировать как личность.
2. Образность и действенность
1 заповедь — графичность .
Стихотворения должны быть графичны, т. е. в каждой строфе, а пороюи в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младшихдетей свойственна образность.
« Ехали медведи на велосипеде
А за ними кот задом наперед .
А за ним комарики на воздушном шарике. »
2 заповедь — наивысшая смена образов .
Стихи, печатаемые без рисунков, теряют, чуть не половину своейэффективности.
« Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется. »
3 заповедь — словесная живопись должна быть лирична.
Словесная живопись должна быть лирична.
Поэт — рисовальщик должен быть поэтом — певцом. Ребенку мало видетьтот или иной эпизод, изображенный в стихах: ему нужно, чтобы в этих стихахбыли песни и пляски.
« И сел на кита Айболит
И одно только слово твердит :
Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо! »
4 заповедь — подвижность и переменчивость ритма .
Нужна подвижность и переменчивость ритма. Для разнообразия фактурыстиха используется переход от хорея к дактилю, и наоборот.
« Вон акула Каракула
Распахнула злую пасть.
Вы к акуле Каракуле
Не хотите ли попасть
Прямо в пасть? »
3. Музыка
5 заповедь — повышенная музыкальность .
Нужна повышенная музыкальность поэтической речи, плавность, текучестьзвуков.
« Курица — красавица у меня жила,
Ах, какая умная курица была. »
4. Рифмы. Структура стихов .
6 заповедь
Рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близкомрасстоянии одна от другой, т. е. быть как можно ближе друг к другу.
« И сейчас же к нему из — за елки
Выбегают мохнатые волки:
« Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезем! »»
7 заповедь
Те слова, которые служат рифмами в детских стихах, должны бытьглавными носителями смысла всей фразы.
« Таня — Ваня задрожали -
Бармалея увидали.
Он по Африке идет,
На всю Африку поет: … »
8 заповедь
Каждая строка детских стихов должна жить своей собственной жизнью исоставлять отдельный организм.
« Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно. »
5. Отказ от эпитетов. Ритмика.
9 заповедь
Не загромождать детских стихов прилагательными. Ребенка по — настоящему волнует в литературе лишь действие, лишь быстрое чередованиесобытий.
« У меня зазвонил телефон .
— Кто говорит ?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада. »
10 заповедь
Преобладающим ритмом этих стихов должен быть непременно хорей.
« Дон, дон, дон, дон!
Загорелся кошкин дом … »
6. Игровые стихи
11 заповедь
Стихи должны быть игровыми, т. к. вся деятельность младших и среднихдошкольников выливается в форму игры. Тот, кто не способен играть с малышами,пусть не берется за сочинение стихов. Дети играют не только вещами но ипроизносимыми звуками.
« Жила — была мышка Мауси .
И вдруг, увидела Котауси.
У Котауси злые глазауси
И злые — презлые зубауси. »
12 заповедь
Поэзия для малышей, должна быть и для взрослых поэзией .
13 заповедь
В своих стихах поэты должны не столько приспосабливаться к ребенку,сколько приспособлять его к себе, к своим « взрослым » ощущениям и мыслям.
Последняя заповедь прямо призывает детских поэтов « мало — помалунарушать многие из вышеуказанных заповедей, дабы путем постепенного усложненияформы подвести малыша вплотную к восприятию великих поэтов ».
3 Анализ сказки К. И. Чуковского «Айболит »
В основе поэмы — сказки К. И. Чуковского « Айболит », лежит темабольшой любви к животным и прославление тяжелой и трудной, но в то же времяочень интересной профессии — доктор ( врач лечащий людей и животных ).
Доктор Айболит в центре сюжета. Он является воплощением доброты, ума, чуткости, сострадания к ближним, сильным героем идущим к поставленной цели, побеждающим все зло — и это главные качества характеризующие большинствогероев сказок Чуковского.
Идеей сказки является факт исцеления бедных, больных животных живущихв далекой Африке добрым доктором Айболитом .
Создавая сказки для малышей К. И. Чуковский непосредственно следовалсвоим заповедям. Сказка написана простым детским языком, эмоциональна,доступна для детей, легко воспринимается, но в то же время она оказываетбольшое воспитательное значение.
Рассмотрим же сказку на основе заповедей Чуковского :
1. Соблюдена графичность и образность .
« Но вот перед ним море —
Бушует, шумит на просторе .
А в море высокая ходит волна,
Сейчас Айболита проглотит она …
Но тут выплывает кит :
« Садись на меня, Айболит,
И, как большой пароход,
Тебя повезу я вперед! » »
Наивысшая смена образов
« Мы живем на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо — По ,
Где гуляет Гиппо — попо
По широкой Лимпопо ».
3. Живопись лирична, множество глаголов и предлогов дают ощущениепостоянного движения .
« И пришла к Айболиту лиса …
И пришел к Айболиту барбос …
И прибежала зайчиха
И закричала: « Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Он бежал по дорожке ,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой! »
Вместе с его героями тоже хочется, что то делать, как то действовать, чем то помочь.
4. Подвижность и переменчивость ритма .
« Но вот, поглядите, какая — то птица
Все ближе и ближе по воздуху мчится .
На птице, глядите, сидит Айболит
И шляпою машет и громко кричит :
« Да здравствует милая Африка! » »
5. Музыкальность поэтической речи .
« Вот и Гиппо, вот и Попо,
Гиппо — попо, Гиппо — попо !
Вот идет Гиппопотам.
Он идет от Занзибара,
Он идет к Килиманджаро —
И кричит он, и поет он :
« Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам! » »
Песня гиппопотама звучит, как гимн для докторов .
6. Рифмы находятся в ближайшем соседстве .
« И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто ее щекочет .
А малютки бегемотики
Ухватились за животики
И смеются, заливаются —
Так, что дубы сотрясаются. »
7. Каждая строка живет собственной жизнью.
« Добрый доктор Айболит !
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит! »
8. Основная смысловая нагрузка лежит на словах — рифмах .
« « Что такое? Неужели
Ваши дети заболели? » —
« Да — да — да! У них ангина,
Скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит !
Приходите же скорее ,
Добрый доктор Айболит! » »
Рифмы слов являются главными носителями смысла фразы .
9. Стихи не загромождены прилагательными .
« Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу .
Только где же вы живете?
На горе или в болоте? »
10. Преобладает движение, основной ритм — хорей .
« И встал Айболит, побежал Айболит,
По полям, по лесам, по лугам он бежит .
И одно только слово твердит Айболит :
« Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо! » »
11. Присутствует игра .
« И бежит Айболит к бегемотикам ,
И хлопает их по животикам,
И всем по порядку
Дает шоколадку,
И ставит и ставит им градусники!
И к полосатым
Бежит он тигрятам ,
И к бедным горбатым
Больным верблюжатам ,
И каждого гоголем ,
Каждого моголем ,
Гоголем — моголем,
Гоголем — моголем ,
Гоголем — моголем потчует. »
12. Поэзия для детей — поэзия для взрослых .
« Десять ночей Айболит
Не ест, не пьет и не спит,
Десять ночей подряд
Он лечит несчастных зверят
И ставит и ставит им градусники. »
13. Частые повторы придают большую эмоциональность сказке .
« И тут же страусята
Визжат, как поросята,
Ах, жалко, жалко, жалко
Бедных страусят!
И корь и дифтерит у них,
И оспа и бронхит у них,
И голова болит у них ,
И горлышко болит. »
Мы видим, что К. И. Чуковский прекрасно использовал свои заповеди всказке « Айболит ». Эту сказку и сейчас очень любят дети, и после будутлюбить и читать ее вновь и вновь. Это все благодаря высокому мастерству италанту великого поэта .