Н.В.Нижегородцева
Вкомплексе вопросов, составляющих основное содержание проблемы психологическойготовности ребенка к обучению в школе, особое место занимает определениепоказателей школьной готовности и выбор средств для их диагностики.
Теоретическойосновой разработанной нами “Комплексной процедуры диагностики школьнойготовности” является концепция системогенеза деятельности академикаВ.Д.Шадрикова [2] и исследования ведущих отечественных психологов и педагогов:К.Д.Ушинского, Л.С.Выготского, А.В.Запо-рожца, Д.Б.Эльконина, А.П.Усовой и др.
Всвоей работе мы исходим из понимания школьной готовности как системногообразования, включающего в себя физиологический и психологический аспекты.
Физиологическаяготовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных системорганизма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовностидетей к систематическому школьному обучению проводят медики по стандартнымкритериям. При формировании и диагностике психологической готовности к школенеобходимо учитывать уровень физиологического развития, так как последний являетсяфундаментом школьной успеваемости.
Психологическаяготовность к школе отражает общий уровень развития ребенка и представляет собойготовность к новой для него учебной деятельности и готовность к усвоению знанийи умений, предусмотренных школьной программой. Психологическая структурашкольной готовности включает качества, относящиеся ко всем сферам психики:свойства личности, знания и навыки, познавательные, психомоторные иинтегральные способности.
Впроцессе обучения ребенок развивается, при этом изменяется и исходный уровеньготовности к учению. Содержание и структура стартовой готовности ксистематическому школьному обучению определяются особенностями учебнойдеятельности и содержанием обучения в первом классе школы.
Врезультате теоретического анализа, экспериментального исследования ииспользования математических методов обработки данных было выделено 22учебно-важных качества (УВК), которые прямо или опосредованно определяютуспешность школьного обучения [1]. Компоненты структуры готовности образуютсложные взаимосвязи, имеют определенный вес в структуре готовности и по-разномувлияют на успешность обучения. Из 22 выделенных качеств были отобраны 13наиболее важных, которые и легли в основу диагностической процедуры (таблица1).
Приразработке диагностической процедуры и отборе диагностических средств преждевсего учитывались экономичность и надежность методик, их соответствиевозрастным особенностям детей и возможность включения в учебно-воспитательныйпроцесс детского сада и начальной школы.
Процедурадиагностики включает 6 этапов:
I.Подготовительный этап (разъяснительная работа с родителями и воспитателями,сбор информации о детях, планирование диагностики, знакомство с детьми,анкетирование родителей).
II.Групповая диагностика (“Графический диктант”, “Графическая проба”, “Рисунокшколы”, социометрия).
III.Индивидуальное обследование (тест “10 слов”, обучающий эксперимент, тесты“Выраженность синкинезий”, “4-лишний”, “Лесенка”, “Зрительный анализ”,экспертная оценка).
IV.Обработка результатов, составление психодиагностического заключения, построениеиндивидуального профиля готовности, заполнение психолого-педагогическойхарактеристики.
V.Групповое и индивидуальное консультирование родителей и педагогов.
VI.Коррекционно-развивающяя работа с детьми.
Психодиагностическаяпроцедура предполагает проведение 12 методик, 4 из которых выполняютсягрупповым методом (продолжительность обследования по каждой из них составляет15-20 минут), 6 — в ходе индивидуального обследования (продолжительностьобследования 30-40 минут), 2 — проводятся в форме экспертной оценки уровняразвития данного качества воспитателями группы. Дополнительно могут бытьиспользованы еще три методики (Ориентировочный тест школьной зрелостиКерна-Йерасека, “Рисунок семьи”, стандартная беседа Нежновой), при построениииндивидуального профиля готовности результаты этих тестов не используются, номогут быть полезны для заполнения характеристики и определения оптимальнойпрограммы начального обучения для данного ребенка.
Порезультатам диагностики формулируется психодиагностическое заключение и прогнозуспешности школьного обучения, заполняется психолого-педагогическаяхарактеристика ребенка, строится индивидуальный профиль готовности,определяется индивидуальный индекс готовности к обучению в школе (ИИГ).
Вусловиях детского сада диагностика школьной готовности в одной группе занимаетчетыре недели, включая групповые и индивидуальные консультации для родителей ипостроение индивидуальных профилей готовности. При этом нагрузка наспециалиста, проводящего диагностику, составляет от 1 до 3 часов в день.
Комплексныйхарактер методики обусловлен рядом моментов:
выделенныепоказатели школьной готовности являются базовыми качествами, характеризующимиобщий уровень психического развития, и позволяют получить информацию оцелостном развитии ребенка как индивидуальности: о характере его деятельности,особенностях личностно-мотивационной сферы, познавательных и психомоторныхспособностях, знаниях и умениях, о таких сложных интегральных качествах, какобучаемость, способность принимать задачу, произвольность деятельности;
нарядус тестовыми оценками диагностическая процедура предполагает использованиеэкспертной оценки уровня развития ребенка воспитателями и родителями, этоповышает надежность и объективность психологического диагноза и прогнозашкольной успеваемости;
результатыдиагностики являются основой для индивидуального подхода в обучении ивоспитании детей и планирования групповой и индивидуальнойкоррекционно-развивающей работы в едином образовательном пространстве “детскийсад — школа”.
Комплекснаяпроцедура диагностики школьной готовности прошла апробацию в образовательныхучреждениях Ленинского района г. Ярославля (д/с №№ 65, 113, 214, шк. № 74) вмарте — апреле 1997 г., получила положительную оценку практических работников(заведующих д/у, методистов, воспитателей и учителей, детских психологов). Порезультатам работы проведены оптимизация и упрощение процедуры диагностики иобработки результатов, расчет групповых и возрастных норм развитияучебно-важных качеств, определены возможности использова-ния результатовкомплексной диагностики школьной готовности в системе образования.
Возможностииспользования результатов комплексной диагностики школьной готовности в системеобразования
Планированиеиндивидуальной коррекционно-развивающей и обучающей работы с ребенком, выбороптимальной программы начального обучения
Предложеннаянами методика позволяет диагностировать базовые качества, определяющие общийуровень развития ребенка, и дает информацию о целостном развитии детскойиндивидуальности. Наглядное представление результатов диагностики в формепсихологического профиля дает возможность не только количественной обработкирезультатов (в баллах), но и позволяет проводить глубокий, подробныйкачественный анализ личности ребенка в целом. Такое использование результатовдиагностики позволяет преодолеть так называемое “приклеивание ярлыков”,разделение детей на “готовых” и “неготовых”, плохих и хороших.
Анализпрофилей показывает, что в индивидуальном развитии каждого ребенка есть“сильные” и “ слабые” стороны; задача специалистов, работающих с детьми, иродителей заключается в том, чтобы выбрать соответствующую уровню развитияребенка форму начального обучения, опираясь на сильные, хорошо развитыекачества ребенка, создать условия для развития и компенсации недостаточноразвитых учебно-важных качеств.
Поблоковоестроение методики и полученные нами данные о значимости каждого УВК в структуреготовности и возможностях их тренировки позволяют рационально планироватьгрупповую и индивидуальную работу с дошкольниками и их родителями, являютсяреальной основой для создания системы психологической подготовки ребенка кшколе в условиях детского сада и школы.
Вкачестве примера рассмотрим индивидуальный профиль готовности к школе ученикапервого класса четырехлетней начальной школы Саши Р., полученный в началеучебного года (рис.1, график выполнен сплошной линией).
Анализпрофиля показывает достаточно высокий уровень личностно-мотивацион-ной готовности(качества: М, ОШ, ОД, ОС), это значит, что у Саши к началу школьного обученияесть стремление учиться, осознание важности и значимости учения, в целомположительное эмоциональное отношение к школе и одноклассникам, уверенность всвоих силах.
АнализУВК, отражающих общую структуру деятельности (М, ПЗ, ВН, ВМП, ПРД ), говорит отом, что к началу школьного обучения сформирован такой уровень учебнойдеятельности, который необходим для начала обучения по традиционной программе.Как известно, традиционное обучение, особенно в первоначальный период,предполагает усвоение материала через воспроизведение образцов, заданныхучителем. Главным в обучении является отработка умений, которая достигается засчет многократных повторений. Чем точнее учащийся действует по образцу,предложенному учителем, тем выше его учебные успехи. Высокий уровень учебноймотивации (М), умение принимать учебную задачу (ПЗ) и точно выполнятьинструкции педагога (ПРД), достаточный запас знаний и умений (ВН) и способностьк восприятию и сохранению учебной информации (ВМП) являются необходимой основойдля успешного обучения в период усвоения грамоты (в четырехлетней начальнойшколе этот период охватывает весь первый год обучения, в трехлетней школе — первое учебное полугодие). С переходом к синтетическому чтению и письмузначительно увеличивается роль мыслительных способностей в усвоении учебногоматериала, при чтении и письме учащийся не просто воспроизводит образец,предложенный учителем, теперь от него требуется понимание того, что он читает ипишет. Если у учащегося недостаточно развиты такие УВК, как способность кобобщениям (УО) и образное мышление (ЗА), то снижение успеваемости неизбежно.
Низкийуровень развития мыслительных способностей (УО и ЗА) и связанного с ними УВК — обучаемости (Об) в анализируемом профиле готовности позволяют прогнозироватьснижение показателей успешности усвоения учебного материала у этого ученика ужево втором учебном полугодии.
Следуетзаметить, что успеваемость учащегося педагоги и родители оценивают главнымобразом по результатам выполнения учебных заданий. К началу обучения Сашавладел теми знаниями и умениями, которые формируются у учащихся в периодосвоения грамоты (звуковой анализ слов, слоговое чтение, письмо элементовбукв), поэтому в первые месяцы обучения он показывал хорошие результаты, быллучшим учеником в классе. Очевидно, подготовка к школе этого учащегосяосуществлялась путем прямого тренинга, “натаскивания” с опорой на механическоеусвоение (ВМП), умственные способности при этом не развивались (УО, ЗА, Об). Непроисходило развитие и в процессе школьного обучения, так как Саша фактическине учился, а демонстрировал уже имеющиеся у него знания и умения.Удовлетворенные высокими успехами в первоначальный период обучения, ни учитель,ни родители не планировали развивающих занятий с Сашей, поэтому снижениеуспеваемости к концу первого года обучения для них было неожиданностью.
Такимобразом, анализ индивидуального профиля готовности ребенка, поступающего вшколу, позволяет выявить сильные и слабые стороны его развития, правильноорганизовать индивидуальную работу с учащимся, выявить “скрытую неуспеваемость”и своевременно оказать начинающему школьнику необходимую помощь.
Приповторном проведении диагностики, сравнивая исходный и вторичный профили готовности,мы имеем возможность оценить эффективность коррекционно-развиваю-щей работы сребенком. В случае с Сашей Р. добиться высоких результатов не удалось, так какпериод, наиболее благоприятный для развития тренируемых качеств, был упущен, ктому же школьная нагрузка не позволяла проводить интенсивные коррекционныезанятия в течение учебного года, тем не менее динамика в сторону улучшения явновыражена (рис.1, вторичный профиль выполнен пунктирной линией).
Очевидно,что диагностику психического развития ребенка и его готовности ксистематическому обучению необходимо проводить как можно раньше, хотя бы за годдо поступления в школу, с тем чтобы своевременно выявить отклонения в развитиии оказать ребенку необходимую помощь.
Следуетсделать еще одно замечание относительно сроков проведения диагностики школьнойготовности. Существенные изменения в уровне развития качеств, входящих вструктуру готовности, могут произойти только лишь в результате специальноорганизованных занятий (здесь имеются в виду и дидактические игры, и специальноподобранные упражнения, и организованное обучение), сами по себе в стихийнойдеятельности детей эти качества развиваются слабо. Поэтому определение уровняшкольной готовности в марте то есть за полгода до начала обучения, вполнеобосновано. В том случае, когда родители не согласны с рекомендациями психологапо выбору формы начального обучения, они могут использовать оставшееся допоступления в школу время для занятий с ребенком и пройти дополнительноеобследование накануне 1 сентября.
Анализэффективности учебно-воспитатель-ного процесса в дошкольных учреждениях иприменяемых форм и методов работы, проектирование траектории развитияобразовательной системы, принятие управленческих решений
Порезультатам диагностики в группе детского сада строится усредненный профильшкольной готовности, отражающий общий уровень развития детей данной группы.Сравнение результатов диагностики, полученных в начале и в конце учебного года( в сентябре и в марте — апреле), позволяет провести качественный анализучебно-воспитательного процесса и правильно спланировать работу в следующемгоду (рис.2, усредненный профиль старшей группы выполнен сплошной линией,подготовительной группы — пунктирной).
Сравнениеусредненных профилей школьной готовности, полученных в различных дошкольныхучреждениях, дает возможность оценить эффективность образовательных программ иприменяемых форм и методов работы.
Нарисунке 3, например, представлены усредненные профили, полученные вподготовительных группах двух детских садов, работающих по традиционнойпрограмме. Качественный анализ профилей позволяет говорить о том, чтотрадиционная программа обучения и воспитания в детском саду создаетблагоприятные условия для развития таких важных для школьного обучения качеств,как мотивы учения (М), принятие задачи (ПЗ), способность к обобщениям (УО),образное мышление (ЗА), обучаемость (Об), формирует у детей подготовительнойгруппы необходимые для начала школьного обучения знания и умения (ВН). В то жевремя очевидно, что возможности формирования графических навыков (ГН) иподготовки руки к письму у этой программы ограничены. Уровень развитиясамосознания (ОС) и мелкой моторики (СК) в пределах нормы определяется нестолько возможностями используемой образовательной программы, скольковозрастными закономерностями развития детей данной возрастной группы. Низкиепоказатели вербальной механической памяти (ВМП) могут свидетельствовать обастении, свойственной детям в весенний период (диагностика проводилась вмарте), о перегрузке на занятиях, о неблагоприятной социальной ситуацииразвития детей данной возрастной группы в целом, очевидно, этому могут быть идругие причины. Учитывая ту роль, которую играет механическая память в усвоенииучебного материала в начальный период обучения, необходимо провести болеедетальный анализ причин низкого развития этого УВК у детей подготовительныхгрупп и наметить необходимые коррекционные и оздоровительные мероприятия.
Какуже отмечалось, оба детских сада работают по одной традиционной программе, темне менее есть различия в условиях и организации работы с детьми, которыевыражаются различиями в уровнях развития отдельных УВК. Так, в одном из этихсадов, наряду с традиционной программой, с детьми подготовительной группыпроводились занятия по информатике. Это, на наш взгляд, оказало влияние наразвитие таких качеств, как произвольность деятельности (ПРД) и творческоевоображение (ТВ). В этом детском саду имеется также интересный опытформирования у детей положительного отношения к школе (ОШ). Можно отметить ито, что в данном дошкольном учреждении создаются более благоприятные условиядля формирования взаимоотношений детей в группе (ОД) и их эмоциональногоблагополучия. (Профиль готовности, полученной в этом детском саду, на рисунке 3выполнен сплошной линией).
Внастоящий момент мы не имеем возможности провести анализ усредненных профилей вдошкольных учреждениях, работающих по нетрадиционным программам, эти данныебудут опубликованы в ближайшем будущем, но и приведенный пример, на наш взгляд,достаточно наглядно показывает возможности использования предлагаемойдиагностической процедуры для анализа и планирования деятельности дошкольныхобразовательных учреждений.
Хотелосьбы отметить еще одно применение результатов диагностики по нашей методике. В настоящеевремя планирование различных форм (программ) начального обучения происходитглавным образом исходя из
возможностейшколы обеспечить обучение по той или иной программе подготовленнымиспециалистами. Уровень развития детей учитывается при комплектовании ужеспланированных классов: для обучения по системам Давыдова и Занкова, например,отбираются более “готовые” дети, в первые классы четырехлетней начальной школы- “неготовые” и т. д. Такое положение вещей нельзя признать нормальным.Внедрение в практику работы дошкольных учреждений системы диагностики по единойстандартной методике позволит ежегодно получать объективную и полную информациюоб уровне развития детей микрорайона (района, города) и планироватьиспользование образовательных программ исходя из данных о реальном уровнешкольной готовности будущих учеников. Здесь мы можем согласиться с другимиавторами, отмечавшими, что не только ребенка необходимо готовить к школьномуобучению, но и школа должна быть готова к обучению детей с учетом их индивидуальныхособенностей.
Оптимизация процедуры комплектования первых классов
Большинствородителей детей из детских садов, включенных в апробацию, планировали ихобучение в школе N 74. Это обстоятельство позволило нам в ходе апробацииотработать механизм комплектования первых классов на основе результатовпроведенной диагностики.
Мыполагаем, что диагностику готовности к обучению в школе нужно проводить вподготовительной группе в марте. По результатам диагностики для каждого ребенкасоставляется характеристика и строится индивидуальный профиль готовности кобучению в школе, формулируются рекомендации по выбору программы начальногообучения и индивидуальной работы с ним, проводятся индивидуальные консультациис родителями. Результаты диагностики в форме характеристики и индивидуальногопрофиля готовности (рис.1) централизованно передаются в апреле в школу. Наоснове характеристики и профиля завуч по начальной школе осуществляеткомплектование первых классов, и уже к началу мая родители могут познакомиться спредварительными списками будущих первоклассников. Затем характеристики ипрофили готовности передаются учителю класса для планирования индивидуальной игрупповой работы с учениками.
Повышениеэффективности диагностики готовности к обучению в школе в системе образования
Известно,что в школах г. Ярославля отменено конкурсное тестирование, тем не менеесобеседование с детьми, поступающими в первый класс, проводится, в большинстведетских садов также определяется уровень школьной готовности детей подготовительныхгрупп. При этом показатели школьной готовности и диагностические средства,используемые в разных образовательных учреждениях, значительно отличаются.Фактически
получаетсятак, что психологи делают вывод о школьной готовности, диагностируя разные областипсихики ребенка. Использование в детских садах и школах единой апробированнойстандартной методики даст возможность специалистам “разговаривать на одномязыке” при оценке школьной готовности, сократит количество тестирований детей,обеспечит преемственность психологической службы дошкольного и начальногошкольного образования.
Подводяитог, мы можем сделать следующие выводы.
1.Предлагаемая комплексная методика является надежным и эффективным средствомдиагностики школьной готовности и позволяет получить информацию о целостномразвитии ребенка к началу школьного обучения.
2.Использование единой стандартной методики диагностики школьной готовности вдошкольных учреждениях и школах позволяет решать ряд важных задач в системеобразования: проектирование развития образовательной системы, оптимизацияпроцедуры комплектования первых классов, обеспечение преемственностидошкольного и начального школьного образования, оценка эффективностииспользуемых программ, форм и методов работы с дошкольниками, обеспечениеиндивидуального подхода в обучении и воспитании каждого ребенка.
3.Комплексную процедуру диагностики школьной готовности необходимо дополнитьсистемой коррекционно-развивающих занятий, построенных с учетом индивидуальногоуровня школьной готовности каждого ребенка.
Список литературы
1.Нижегородцева Н.В. Методика и результаты исследования готовности к усвоениюпервоначального чтения и письма //Формирова-ние интеллектуальной и личностнойготовности ребенка к школе. Ярославль: ЯГПИ, 1993. С. 3-12.
2.Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru/