Введение
Рефлекторная теория психики — теория психологии, базирующаясяна том, что в основе психики лежит отражение внешнего мира. Основы Р.Т.П. былизаложены И.М. Сеченовым, утверждавшим, что "… все акты сознательной ибессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы".Экспериментально она была развита И.П. Павловым и теоретически с позициипсихологии уточнена С.Л. Рубинштейном (1946). Согласно Р.Т.П., рефлекс естьответ организма на внешнее или внутреннее раздражение, осуществляемый припомощи нервной системы. Существует большое количество разнообразных рефлексов,начиная от элементарных ответов организма до весьма сложных, состоящих из целойсерии следующих друг за другом отдельных актов. С помощью рефлексов обеспечиваетсявзаимодействие между отдельными частями организма и его органами ивзаимодействие организма с окружающей средой. Р.Т.П. была использованапредставителями бихевиоризма для обоснования процесса обучения языку каковладения системой речевых навыков в ответ на предъявляемые стимулы. В учебномпроцессе применяются опоры как на безусловные, так и на условные рефлексы.Последние приобретаются в процессе обучения.
Безусловный рефлекс — наследственно закрепленная стереотипнаяформа реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира илиизменение внутренней среды организма. В отличие от условных рефлексов, служащихприспособлению организма к условиям внешнего мира, безусловный рефлексобеспечивает приспособление к относительно постоянным условиям. Однако в чистомвиде безусловный рефлекс практически не существует — на его основенадстраиваются сложные системы условных рефлексов, определяющих в единстве сбезусловным рефлексом гибкость и динамизм поведения.
Условный рефлекс — Рефлекс, в результате образования которогораздражитель, прежде не вызывающий соответствующей реакции, начинает еевызывать, становясь сигнальным (условным, т.е. обнаруживающимся приопределенных условиях) раздражителем. В настоящее время принято представление омеханизме условного рефлекса как о сложной функциональной системе с обратнойсвязью. У человека наряду с первой сигнальной системой, порождаемойвоздействиями среды, существует вторая сигнальная система, где в качествеусловного раздражителя выступает слово — «сигнал сигналов» (по И. П.Павлову).
1. Вклад И.П.Павлова и А.Р.Лурия в теорию
Рефлекторная теория психики, лежащая в основе современнойпсихологии, дала возможность объяснить зависимость изменения умственнойработоспособности детей, перенесших те или иные заболевания нервной системы, отих воспитания и обучения. Возникла более оптимистическая оценка перспективпсихического развития умственно отсталых детей.
Поскольку болезнь центральной нервной системы ребенкапредставляет собой сочетание органических и функциональных нарушений(разрушение некоторых клеток коры мозга и изменение силы и подвижности нервныхпроцессов), можно ликвидировать или ослабить эти функциональные нарушениянервных процессов, соответствующим образом организовав обучение и воспитаниеучащихся вспомогательной школы. Так, например, оказывается возможнымпреодолевать такие особенности поведения детей, как несдержанность,несобранность, отвлекаемость внимания и т.д., формируя и укрепляя процессвнутреннего торможения.
Таким образом, перестройка психологии умственно отсталогоребенка на основе учения академика И.П. Павлова способствовала дальнейшемууглублению понимания умственной отсталости. Стали понятнее физиологическиемеханизмы нарушения познавательной деятельности (слабость замыкательной функциикоры, склонность к охранительному торможению, инертность нервных процессов ит.д.).
Очень важные исследования особенностей высшей нервнойдеятельности умственно отсталых и иных аномальных детей, выполненныепрофессором А.Р. Лурия и его многочисленными сотрудниками и учениками, а такжеработы М.С. Певзнер, В.И. Лубовского и их сотрудников обогатили психологиюумственно отсталых детей.
2. Влияние отрицательных тенденций на теорию
После 1950 г. в психологии умственно отсталого ребенка (каквпрочем и других областях психологии) наметилась и некоторая отрицательнаятенденция, которая отнюдь не вытекала из сути павловского учения, выразившаясяв отходе от изучения собственно психологических закономерностей развитияпсихики умственно отсталого ребенка. Все без исключения недостаткипознавательной деятельности детей, равно как и дефекты их эмоционально-волевойсферы, многие ученые пытались объяснить исключительно физиологическимимеханизмами, минуя их психологическое содержание. Были забыты такие важные дляразвития личности умственно отсталого ребенка обстоятельства, как его позиция вдетском коллективе, своеобразный рост духовных потребностей, соотношениепервичных и вторичных нарушений на разных возрастных этапах.
В последнее время собственно психологические вопросы развитияпознавательной деятельности и личностной, эмоционально-волевой сферы умственноотсталых детей активно изучались рядом советских исследователей (И.М. Соловьев,Ж.И. Шиф, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский). Разрабатываются также методыэкспериментально-психологического исследования детей с целью выявленияумственной отсталости и ее качественных особенностей (М.П. Кононова, Э.А.Коробкова, А.Я. Иванова, Э.С. Мандрусова, Л.В. Викулова, И.А. Коробейников идр.).
Оказалось чрезвычайно полезным вспомнить все то, о чем давнописал известный советский психолог Л.С. Выготский. Он оставил глубокосодержательную теорию психического развития умственно отсталого ребенка,которая не потеряла своей актуальности и сегодня. В настоящее время концепцияЛ.С. Выготского приобретает особо важное значение.
Разрабатываются вопросы дифференцированного индивидуальногоподхода при обучении и воспитании детей, у которых умственная отсталостьвызвана различными этиологическими факторами и психическое состояние которыхтакже различно. Рассматриваются сложные вопросы формирования личности ихарактера умственно отсталых детей.
Важным событием в истории психологии умственно отсталогоребенка было издание монографии под редакцией Ж.И. Шиф — «Особенностиумственного развития учащихся вспомогательной школы»'. В этой монографиисистематизированы почти все экспериментальные исследования, выполненные вИнституте дефектологии за последние несколько десятилетий, а также исследованиямногих научных и практических учреждений. Огромный фактический материал,собранный и обобщенный в этой монографии, является фундаментом научного знанияв области психологии олигофрении. Значительную роль сыграл выход в светмонографии М.С. Певзнер «Дети-олигофрены», работы М.С. Певзнер и Т.А.Власовой «Дети с отклонениями в развитии», а также монографии Б.И.Пинского «Психологические особенности деятельности умственно отсталыхшкольников», а также ряд других монографий.
Заключение
В настоящее время происходит дальнейшее изучение особенностейпсихического развития личности умственно отсталых детей. Это изучение даетвозможность анализировать сущность умственной отсталости не по дробнымэлементарным психическим процессам, а целостно. Иными словами, психологическийанализ нарушений познавательной деятельности начинает основываться на анализеличности ребенка, который включается в детские коллективы, входит в мир вещей иявлений окружающей действительности, усваивает опыт человечества, обладаянеполноценной нервной системой. Вместо статичного перечисления разнообразных недостатковпознавательных процессов возникает возможность установления закономерностейразвития психики и путей компенсации недостатков.
Описанная выше эволюция взглядов на сущность умственнойотсталости имеет важное значение. Значение этой эволюции помогает избегатьошибок прошлого.
С моей точки зрения, сомнительным является распространенноесейчас в некоторых странах понятие культуральной умственной отсталости. В этомпонятии кроется, по сути дела, признание того, что педагогически запущенныедети могут быть приравнены к умственно отсталым.
Вкладывая тот или иной смысл в толкование причин и сущностиумственной отсталости детей, ученые по разному направляют свои исследования,цель которых — выявить и устранить или ослабить причины, мешающие больномуребенку стать трудоспособным гражданином.
Список литературы
Принципы отбора детей во вспомогательные школы /Под ред. Г. М.Дульневэ, А. Р. Лурия. М., 1973.
Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности ипсихологии. М., 1963.