Введение Правовые основы профсоюзной деятельности заложены Конституцией РФ, Трудовым Кодексом РФ, Основами законодательства РФ об охране труда, Законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г. № 2491-1 (в редакции Федерального закона от 24.11.95 № 176-ФЗ), Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12
января 1996 г. № 10-ФЗ, и другими нормативными правовыми актами. В Трудовом Кодексе РФ (статья 212) указывается, что работодатель обязан обеспечить беспрепятственный допуск представителей общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В соответствии с Трудовым кодексом РФ (статья 218) в состав комитета (комиссии) по охране труда входят
представители профсоюзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. В состав комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве также включаются представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа. Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" наделяет профсоюзы полномочиями представлять и защищать права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных
трудовых и связанных с трудом отношений, а также коллективные права и интересы всех работников независимо от их членства в профсоюзах, если профсоюзы наделены такими полномочиями в установленном порядке. Это право профсоюзов подтверждено Законом Российской Федерации от II марта 1992 г. № 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" (в редакции Федерального закона от 24.11.95 № 176-ФЗ). Эти законы устанавливают право профсоюзов, их объединений,
первичных профсоюзных организаций и их органов на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников. Эти важные правовые нормы, как правило, отражены в уставах профсоюзов и положениях о первичных профсоюзных организациях. Тем самым предотвращены конфликты в части правомочности профсоюзов представлять и защищать интересы работников независимо от их членства в профсоюзах.
К сфере охраны труда относятся трудовые споры по вопросам условий труда, предоставления льгот и компенсаций за работу во вредных и тяжелых условиях труда, обеспечения средствами индивидуальной защиты и другим вопросам, включенным в коллективный договор. В случае возникновения коллективного трудового спора профсоюзы могут выступать в качестве представителей работников и защищать их права, вырабатывать требования работников, предъявлять их работодателю, участвовать в рассмотрении требований.
Профсоюзный комитет имеет право по просьбе члена профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться для защиты трудовых прав работников в органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры (разногласия между работником и работодателем по вопросам применения законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда и условий трудового договора). Здесь рассматриваются такие вопросы как возмещение вреда в связи с производственной травмой и профессиональным
заболеванием, изменение условия труда, несоблюдение требований охраны труда на рабочем месте и т.д. Правовые основы деятельности профсоюзов по обеспечению охраны труда В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзам предоставлено право участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей природной
среды, а также в разработке нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности, Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и Основы законодательства Российской Федерации об охране труда утверждают право профессиональных союзов осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда.
Для осуществления контрольных функций профсоюзы правомочны создавать свои инспекции (правовую и техническую). Эти законы предоставляют определенные полномочия членам профсоюзных органов предприятий и вышестоящих профсоюзных органов, а также другим правомочным представителям этих органов. При осуществлении контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда они имеют право посещать и осматривать организации любых организационно-правовых форм и форм собственности, их структурные
подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, требовать и получать от руководителей и иных должностных лиц предприятия, учреждения, организации соответствующие документы, сведения и объяснения, информацию о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве. Право на информацию является одним из важнейших прав профсоюзов. Статья 17 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"
гласит, что профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам. Профсоюзные органы имеют право обсуждать полученную информацию с приглашением представителей работодателей, их объединений, органов управления организацией, органов государственной власти и органов местного самоуправления, На основании
Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзные органы в организациях, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда уточняют, что представления профсоюзных
органов об устранении выявленных нарушений являются для работодателя обязательными к рассмотрению. При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях проявления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда.
Работодатель, должностное лицо обязан незамедлительно выполнить такое требование. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований законодательных и иных Нормативных правовых актов по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
Эти организации обязаны в месячный срок сообщить профсоюзному органу о принятых мерах. Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" предоставляет профсоюзам полномочия участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов. В соответствии с Основами законодательства
РФ об охране труда представители профсоюзов правомочны принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов. Представители профсоюзов имеют право участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве и проводить их самостоятельное расследование. Итак, профсоюзы законодательно наделены следующими правами в области обеспечения охраны труда: Права профсоюзов
Правовая основа Право граждан на объединение в профессиональные союзы Право на содействие со стороны государственных органов, организаций в деятельности профсоюзов Право представлять интересы членов профсоюза по вопросам труда и другим социально-экономическим вопросам Право ведения коллективных переговоров и заключения соглашения или коллективного договора от имени всех работников. Право выступать с инициативой о начале коллективных переговоров
Право контролировать выполнение требований кол. договоров и соглашений Конституция РФ статья 30, Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" статья 2 Указ Президента РФ от 26 октября 1991 г. № 162 "Об обеспечении прав профессиональных союзов в условиях перехода к рыночной экономике" Трудовой Кодекс РФ, статья 29 Федеральный закон "
О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статьи 11 и 23 Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статья 13 Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях", статьи 6,11,12 Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статья 13 Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25
Право на участие в урегулировании трудовых споров Право осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда Право создавать свои инспекции для осуществления контрольных функций Право осуществлять общественный контроль за обеспечением социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Право создавать совместные комитеты (комиссии) по охране труда, в которые на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов Право участвовать в законотворческой и нормотворческой работе в области охраны труда Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статьи 14,23 Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25
Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статьи 19 и 20 Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25 Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25 Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статьи 19 и 20 Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний, статья 26 Основы законодательства РФ об охране труда, статья 8 Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статьи 11, 20 Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25 Право принимать участие в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и экологии
Право посещать и осматривать цеха, отделы, мастерские и другие места работы на предприятии, в учреждении, организации, где работают члены этого профсоюза Право на получение информации Право на обсуждение полученной информации с приглашением представителей работодателей, их объединений, органов управления организацией, органов государственной власти и органов местного самоуправления Право вносить в соответствующие организации предложения
о привлечении к ответственности должностных лиц, которые нарушают требования законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда Право участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), проводить самостоятельное расследование Право требовать от работодателя немедленного устранения нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, и одновременно обращаться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.
Право требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией трудя при невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников Право участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов
и инструментов Право проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников Право принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статья 20 Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статья 20
Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25 Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статья 17 Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статья 17 Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25 Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статья 20
Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25 Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статья 20 Основы законодательства РФ об охране труда статья 25 Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статья 20 Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25
Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статья 20 Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25 Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25 Уполномоченные (доверенные) лица профсоюза по охране труда Основным звеном общественного контроля за охраной труда непосредственно в коллективах являются уполномоченные
(доверенные) лица профсоюза по охране труда. Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего производственного подразделения, уполномоченные могут осуществлять постоянный контроль за соблюдением работодателями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, состоянием охраны труда, а также контроль за выполнением работниками их обязанностей в этой области. Основами законодательства РФ об охране труда определено, что уполномоченные (доверенные) лица по охране
труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с рекомендациями, разработанными государственным органом управления охраной труда. Такие рекомендации были подготовлены и утверждены Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 8 апреля 1994 года № 30. На основе Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального
союза или трудового коллектива было разработано Типовое положение об уполномоченном профсоюзного комитета по охране труда, утвержденное постановлением Исполкома Генсовета ФНПР от 30 мая 1996 г. № 3-8. В этих документах подчеркнуто, что институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности,
ведомственной подчиненности и численности работников. Особая роль отведена профсоюзам, которые могут, наряду с другими уполномоченными работниками представительными органами или трудовыми коллективами, организовывать выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов - каждому из них предоставляется право выдвигать кандидатуры для выбора уполномоченных.
Осуществляя общественный контроль за охраной труда, уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями производственных участков, выборными профсоюзными организациями или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой охраны труда и другими службами предприятия, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов. Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных профсоюзного комитета по
охране труда, предоставлять им необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определенных коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников. В соответствии с п. 5.4. Рекомендаций и ч. 12 статьи 13 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" гарантии прав уполномоченных предусматриваются в коллективных
договорах путем включения обязательств, обеспечивающих нормальные условия функционирования профсоюзной организации и ее уполномоченных. Уполномоченный профсоюзного комитета по охране труда избирается открытым голосованием т общем профсоюзном собрании работников предприятия и структурного подразделения на срок полномочий выборного профсоюзного органа. На предприятии из членов профсоюзного комитета избирается старший уполномоченный по охране труда. В каждом структурном подразделении избираются уполномоченные
профсоюзного комитета по охране труда. Старший уполномоченный и уполномоченные структурных подразделений избираются в состав совместного комитета (комиссии) по охране труда предприятия. В случае образования на предприятии комиссии по охране труда и окружающей среды при профсоюзном комитете, ее возглавляет старший уполномоченный профсоюзного комитета по охране труда, он же является членом профсоюзного комитета. Старший уполномоченный профсоюзного комитета по охране труда координирует работу
уполномоченных по охране труда предприятия. Основными задачами уполномоченного профсоюзного комитета по охране труда являются: - содействие созданию на предприятии (в структурном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда и экологической безопасности; - осуществление контроля за состоянием охраны труда и экологической безопасности на предприятии (в структурном подразделении), за соблюдением законных прав и интересов работников по этим проблемам;
- представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями; - консультирование работников по вопросам охраны труда и экологической безопасности, оказание им помощи по защите их прав. На уполномоченного профсоюзного комитета по охране труда возлагаются следующие обязанности: - осуществление
контроля за соблюдением работодателями требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда и экологической безопасности, за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда, применением ими средств индивидуальной защиты (использование специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и содержание их в чистоте и порядке); - участие (в качестве представителей работников) в работе комиссий по проведению проверок и обследованию
технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков; - участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников;
- осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем структурного подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм рабочего времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда; - участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения - оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве; - участие, по поручению профсоюзного комитета,
в расследовании несчастных случаев на производстве; - информирование работников структурного подразделения о выявленных нарушениях требований безопасности при проведении работ, состоянии условий труда на предприятии (в своих подразделениях), проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда и экологической безопасности. Для выполнения возложенных на него обязанностей, уполномоченный профсоюзного комитета по охране труда имеет право: - контролировать на предприятии или в структурном
подразделении соблюдение требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда и окружающей среды; - проверять выполнение мероприятий по охране труда и экологической безопасности, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, результатами расследования несчастных случаев; - принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда; - получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих структурных подразделений и предприятия о состоянии
условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве; - предъявлять требования должностным лицам о приостановлении работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; - выдавать руководителям предприятия или структурного подразделения обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда и окружающей среды; - обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности
должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда и окружающей среды, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве; - принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями; - вносить в совместные комитеты (комиссии) по охране труда и окружающей среды предложения о степени вины потерпевшего при смешанной ответственности сторон за
несчастный случай, для определения вреда (ущерба), причиненного работнику увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей; - защищать интересы пострадавшего от несчастного случая на производстве при рассмотрении дел в суде и других государственных органах; - участвовать в переговорах, проводимых на предприятии при заключении коллективного договора и соглашения по охране труда и окружающей среды. Положением установлено, что работодатель в соответствии с коллективным договором
обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченного профсоюзного комитета по охране труда: - обеспечивать его правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда и экологической безопасности за счет средств предприятия; - предоставлять для выполнения возложенных на него обязанностей не менее 2-х часов рабочего времени в неделю с оплатой за счет средств предприятия в размере среднего заработка; - проводить совместно с профсоюзным комитетом обучение уполномоченных
по охране труда с сохранением им среднего заработка. В соответствии со статьями 25, 26 и 27 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" уполномоченному установлены следующие социальные гарантии: - уполномоченный по охране труда, не освобожденный от основной работы, не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию, переведен на другую работу или уволен по инициативе работодателя
без предварительного согласия профсоюзного комитета; - уполномоченный по охране труда, освобожденный от основной работы или являющийся членом профсоюзного комитета, не может быть уволен и переведен на другую работу без согласования с вышестоящим профсоюзным органом; - ему предоставляется право после окончания срока его полномочий занять прежнее место работы (должность), а при ее отсутствии выбрать с его согласия другую равноценную работу в другой организации; - он не может быть уволен в течение двух
лет после его переизбрания; - ему сохраняется средний заработок на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев в случае ликвидации (реорганизации) предприятия и на период до одного года в случае его учебы или переквалификации; - он пользуется правами и льготами, установленными коллективными договорами, соглашением его первичной организации, наравне с освобожденными профсоюзными работниками; - время его работы засчитывается в общий и специальный стаж; - за активную добросовестную работу, способствующую
предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на рабочих местах, уполномоченный профсоюзного комитета по охране труда может быть материально и морально поощрен из средств предприятия или профсоюзного комитета. Работодатель и должностные лица несут ответственность за нарушение прав уполномоченного профсоюзного комитета по охране труда или воспрепятствование его законной деятельности в порядке, установленном
законодательством. Совместные комитеты (комиссии) по охране труда Одним из основных звеньев в организации работы по созданию здоровых и безопасных условий труда непосредственно на предприятиях, обеспечивающих активное участие в ней работников, их полномочных представителей и представительных организаций, являются совместные комитеты (комиссии) по охране труда. В соответствии с Основами законодательства Российской
Федерации об охране труда совместные комитеты (комиссии) по охране труда, в которые на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, создаются в целях организации сотрудничества по охране труда работодателей, работников и их представителей. Министерство труда Российской Федерации разработало и своим Постановлением от 12 октября 1994 года № 64 утвердило "
Рекомендации по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек". Инициатором создания комитета может выступать любая из сторон. Представители работников выдвигаются в комитет, как правило, из числа уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.
В соответствии с пунктом 2 Рекомендаций задачами комитета являются: - разработка на основе предложений сторон программы совместных действий работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний; - рассмотрение предложений по разработке организационно-технических и санитарно-оздоровительных мероприятий для подготовки проекта соответствующего раздела
коллективного договора или соглашения по охране труда; - анализ существующего состояния условий и охраны труда на предприятии и подготовка соответствующих предложений в пределах своей компетенции по решению проблем охраны труда; - информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах. Условия создания, деятельности и срок полномочий комитета оговариваются в коллективном
договоре или другом совместном решении работодателей и уполномоченных работниками представительных органов. Для выполнения поставленных задач рекомендуется возлагать на комитет: - рассмотрение предложений работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работников по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятии и выработку рекомендаций, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности; -
рассмотрение результатов обследования состояния условий и охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и на предприятии в целом, участие в проведении обследований по обращениям работников и выработку в необходимых случаях рекомендаций по устранению выявленных нарушений; - изучение причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, анализ эффективности проводимых мероприятий по условиям и охране труда, подготовку информационно-аналитических материалов о фактическом состоянии
охраны труда на предприятии; - анализ хода и результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, участие в подготовке подразделений и предприятия в целом к проведению обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда; - участие в разработке проекта бюджета фонда охраны труда предприятия; - содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов
с целью создания здоровых и безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ; - изучение состояния и использования санитарно-бытовых помещений и санитарно-гигиенических устройств, обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильности их применения, предоставления лечебно-профилактического питания; - оказание содействия работодателю в организации на предприятии обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, проведения своевременного
и качественного инструктажа работников по безопасности труда; - участие в работе по пропаганде охраны труда на предприятии, повышению ответственности работников за соблюдение требований по охране труда. Для осуществления возложенных функций комитету предоставлено право: - получать от работодателя и службы охраны труда предприятия информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных и вредных производственных факторов; - заслушивать
на своих заседаниях сообщения работодателя (его представителей) по вопросам выполнения ими обязанностей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах и соблюдения гарантий права работников на охрану труда; - участвовать в работе по формированию мероприятий коллективного договора или соглашения по охране труда по вопросам, находящимся в компетенции комитета; - вносить предложения работодателю о привлечении к дисциплинарной ответственности работников за нарушения требований норм, правил и инструкций
по охране труда; - обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц в случаях нарушения ими законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, сокрытия несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - вносить предложения о моральном и материальном поощрении работников трудового коллектива за активное участие в работе по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятии.
Отраслевые профсоюзы совместно с министерствами (ведомствами), а также профсоюзные комитеты и администрация предприятий могут, на основании Рекомендаций Минтруда РФ, принимать свои Положения о совместных комитетах (комиссиях) по охране труда с учетом особенностей отрасли или предприятия, специфики форм собственности и хозяйственной деятельности. При профкомах (по их решению) могут, как и ранее, создаваться комиссии по охране труда и окружающей
среды, основными задачами которых являются: - организация и осуществление контроля за соблюдением законных прав и интересов работников-членов профсоюза в области охраны труда и окружающей среды; - принятие необходимых мер по устранению нарушений законодательства об охране труда и окружающей среды; - организация и координация работы уполномоченных (доверенных лиц) профкома в осуществлении ими контроля за состоянием условий и охраны труда на производстве, соблюдением законодательства об охране труда и окружающей среды, выполнением
предусмотренных коллективным договором или соглашением по охране труда мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний; - организация периодических проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, включая состояние радиационной обстановки (на радиоактивно загрязненных территориях), выдача руководителям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений; - определение степени вины пострадавшего при смешанной
ответственности для определения размера возмещения вреда (ущерба), причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей; - анализ состояния условий труда, производственного травматизма и профзаболеваний, оценка эффективности проводимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, подготовка предложений по их улучшению; - участие в организации обучения уполномоченных (доверенных лиц) и членов совместного комитета (комиссии по охране труда); - внесение в коллективный договор и в
соглашение по охране труда предложений по улучшению условий труда и состояния окружающей среды, выделению на эти мероприятия необходимых финансовых средств. Комиссию возглавляет старший уполномоченный (доверенное лицо) профкома по охране труда, он может быть и заместителем председателя или членом профкома. Список Литературы 1.НДП "Альянс Медиа" 2005 - 2009 © Российский деловой портал http://www.allmedia.
ru/
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |