Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Развитие собственной компетентности в психологическом исследовании педагогической ситуации

Портфолио
Выполнила: студентка группы А-212 Сотникова Н.Н.,прошедшая  практику в МОУ гимназия №5
Волгоградский педагогический университет
Волгоград 2009
Протоколбеседы с классным руководителем.
Цели:узнать о классе достаточно информации, чтобы эффективно разработать внеклассноемероприятие; перенять методы воздействия, наиболее актуальные для данногокласса
Задачи:- расспросить классного руководителя об
отношенияхмежду детьми
— выявить лидера (если таковой имеется), чтобы
ориентироватьсяна него во время проведения
внеклассногомероприятия
— выявить «ребенка-одиночку»
— выявить ориентиры у детей данного возраста
— выявить любимые и нелюбимые виды деятельности
уданного класса
— выявить конфликтных детей
Входе беседы с классным руководителем были получены следующие данные:
*класс дружный, не имеющий определенного лидера
*есть деление на группы, которые общаются между собой
*отмечена «девочка-одиночка», которая, по мнению классного руководителя, имеетпроблемы в общении с одноклассниками
*отмечено ухудшение поведения учеников за последнее время в силу переходноговозраста
*названы несколько конфликтных и скандальных детей (все три оказались девочки)
*отмечена ориентация на сверстников, хотя авторитет взрослого является главным
*подчеркнуто соперничество и стремление к лидерству
*основной метод воздействия классного руководителя на детей данного классаявляется повышение голоса, крик
Всеполученные данные были учтены в ходе разработки и проведения внеклассногомероприятия. Хотя, с некоторыми пунктами я не согласна. По результатам моихсобственных наблюдений и беседе с учениками было установлено, что«детей-одиночек» двое (еще одна девочка), а также полное отсутствие ориентирана сверстников.
Протоколнаблюдения
(Урокматематики и урок русского языка)
Предметнаблюдения: характер взаимодействия класса с
учителем
Объектнаблюдения: — реакция учителя на действия учеников
— реакция учеников на действия учителя
Цельнаблюдения: перенять качества, необходимые для
созданияобраза идеального учителя
Задачинаблюдения: — выявить плюсы и минусы в работе
учителяс учениками
— сравнить способы общения и
методывоздействия учителей на
учеников
Началоурока
*Учитель математики входит в класс как «в клетку с тиграми». Первое, чтобросается в глаза, это психологическая дистанция между преподавателем и детьми.Также, вместо привычного «Здравствуйте, дети, садитесь» учитель начинаетповышенным тоном отчитывать детей за шумное поведение на перемене.
*Учитель русского языка спокойным, не громким (но и не тихим) голосомприветствует учеников, после чего начинает вести урок. Претензий по поводушумного поведения на перемене нет (хотя дети вели себя шумно и бегали покабинету).
Урок
*В течение урока учитель математики кричит на детей за любое лишнее движение,шорох, стук ручкой и т.д.
Учительученице: «Сначала ты ручку уронила, потом
полезлав портфель! Дальше что?!» (повышенным
раздраженнымтоном).
Отношениек детям пренебрежительное. Позиция учителя: «Я-главная, вы-никто!». Нестарается сглаживать конфликты между детьми.
Напросьбу девочки закрыть окно отвечает: «Че, сдувает?» На что дети начинаютсмеяться и обидно шутить в адрес этой девочки. Учитель не только не пытаетсяуспокоить детей, но также одобрительно улыбается на эти шутки.
Такимобразом, учитель не только не выполняет никаких воспитательных функций, но ещеи провоцирует конфликты между учениками.
Чтокасается методов воздействия на класс, то можно отметить постоянные упреки вдетском поведении. Также частые сравнения с параллельными классами не в пользуисследуемого. Систематически говорит о том, что ошибки, допущенные детьми попредмету, из-за неправильного обучения в начальной школе: «Как вас научилинеправильно в началке, так вы и пишете».
Также,мною было замечено, что к некоторым ученикам отношение предвзятое. Учительницавсячески пытается их унизить: игнорирует, делает постоянные (обидные)замечания, не вызывает к доске. В то же время, среди учеников не выделяет ниодного любимчика.
Реакциядетей на данное поведение учителя неожиданная. Вместо предполагаемого испугаони еще больше провоцируют учителя (не все, но большинство). Некоторые мальчикидаже стараются шутить и оговариваться.
Детине любят уроки математики, и учитель не является любимым у данного класса.
*Весь урок учитель русского языка не меняет стиль своего общения с детьми.Отношение к ученикам уважительное. Преподаватель ставит их почти на однуступень с собой. Обращается к детям только на Вы.
Помимопедагогических функций учитель выполняет еще и воспитательную. Когда девочкаделится с одноклассником листком, учитель реагирует следующими словами: «Как Вылюбезны».
Конфликтымежду детьми устраняются сразу, причем, не с помощью крика, а лишь словами (неменяя тона и интонации). Отвечающая долго раздумывает над заданием, на чтоодноклассники начинают выкрикивать с места.
Учительвступается за ученицу: «Мы все разные, дети. Кто-то моментально реагирует,кому-то нужно подумать».
Чтокасается методов воздействия на класс, то можно отметить систематическую ссылкуна взрослость детей. При этом, это не выглядит давлением, а лишь стимулируетдетей к стремлению детей соответствовать «взрослому» возрасту. Такжеприсутствует метод поощрения детей, результат которых улучшился: обращаясь ковсему классу, учитель рассказывает об успехах их одноклассников. Но в то жевремя, не дает расслабиться, давая понять детям, что можно заниматься ещелучше. «Вы у меня молодцы, но нет предела совершенству».
Также,не ругает за ошибки, и, видя что дети расстраиваются из-за неправильныхответов, подбадривает их следующими фразами: «Ошибки не страшны! Они неизбежны,как и в жизни».
Говоряо поведении детей на уроках учителя русского языка, можно отметить идеальнуюдисциплину. Создается впечатление, что классу нравится такое «взрослое»поведение. И не из-за того, что запуганы, дети со звонком не нарушаютдисциплину, а из-за того, что, по их мнению, это поведение не достойноназываться взрослым.
Детиназывают уроки русского языка любимыми, а учителя – самым лучшим.
Проанализировавдва разных подхода к обучению детей и общению с ними, я сделала следующийвывод:
— крик не является эффективным методом воздействия на детей
— обязательная заинтересованность учителя не только в образовании, но ивоспитательном процессе
— эмоциональность (излишняя) является отрицательным качеством в работе с детьми;ведь они чувствуют малейшее изменение в настроении учителя и могут обратить егонегативные эмоции против него самого.
Протоколанализа документации
Цель:связать успеваемость детей по предметам с
отношениямис уителями-предметниками
соответственно
Задачи:- ознакомиться с успеваемостью учеников
— отследить прогресс/регресс по тем или иным предметам
Проанализировавдокументацию, были получены следующие данные:
класс,в целом, демонстрирует хорошие показатели успеваемости: 3 отличника, большеполовины хорошистов
показатели,в основном, стабильные, хотя имеется несколько случаев регресса с начала года
порусскому языку у отличников показатели стабильные, у остальных наблюдаетсяпрогресс с начала года
поматематике показатели низкие, но стабильные; у отличников и хорошистов оценкиспорные
вдневниках преобладают замечания. Записанные учителем математики
Вывод:полученные данные можно связать с заинтересованностью учителя в успехе детей.
Протоколбеседы с классом
Цель:узнать о классе достаточно информации, чтобы эффективно разработать и провестивнеклассное мероприятие
Задачи:- проследить за реакцией детей на наше с ними
общение
— расспросить об отношениях между учениками
— узнать их мнение по поводу предстоящего
мероприятия(добровольно идут/заставили)
— проследить за степенью активности и смелости
Входе беседы с некоторыми учениками данного класса было установлено следующее:
— дети сразу проявили интерес к нам; охотно отвечали на вопросы; выразилиогромное желание поучаствовать в предстоящем мероприятии
— установлено, что дети обладают высокой степенью активности
Вывод:полученная информация была использована при разработке и проведениивнеклассного мероприятия
Протоколанализа теста
Согласнорезультатам теста, почти все учащиеся 5 «Б» класса являются лидерами (именнопоэтому одного, ярко выраженного лидера, в классе нет). Большинство из нихявляются по типу темперамента сангвиниками, несколько – холерики и флегматики.Были и такие случаи, что учащиеся отвечали неправду (согласно результатамтеста).
Результатытеста еще раз подтвердили ранее полученные данные о классе и дали объяснение нато, почему отсутствовал лидер в классе.
Анализконфликтной ситуации
Навторой недели практики, после уроков, нам (проходившим практику в 5 «Б» классе)было выделены время и кабинет для проведения диагностирующего теста. Понеизвестным причинам классный руководитель присутствовать на данном мероприятиине смог. В связи с этим, я и две мои сокурсницы были ответственными за детей втечение следующих 40 минут. Начало прошло успешно: дети вели себя спокойно, нешумели. Но в виду разных способностей детей, одни справились с заданием раньшедругих. Те, что закончили раньше, предпочли остаться в классе, чтобы подождатьтоварищей. Соответственно, дисциплина ухудшилась, поднялся шум. Дети вставалисо своих мест, громко разговаривали, рисовали на доске. В это время двое из насотвечали на вопросы учеников, а другая изучала результаты тестов, когда междумальчиками 5 «Б» класса завязалась драка. Заметили мы ее не сразу, а когдатолпа детей обступила дерущихся. Реакция однокурсницы, что изучала тесты, быланеожиданной: она продолжила заниматься своим делом. Вторая просто опешила отужаса и не могла двинуться с места. Своей же реакции я от себя не ожидала. Яподбежала к дерущимся и оттащила одного из них в другой конец класса. Через 10минут подравшиеся общались, как ни в чем не бывало, а я еще долго не моглапридти в себя.
Даннаяситуация позволила не только оценить детей с психологической точки зрения, но такжесебя и сокурсниц. Так как ситуация была незапланированной, то здесь были яркопродемонстрированы наши способности реагировать и ориентироваться в конфликтныхситуациях. А именно:
— нежелание одной сокурсницы отходить от своего плана, из-за чего никакой реакциине последовало.
— неумение другой сокурсницы оперативно реагировать; устранять конфликт
— неожиданность моего поступка: всегда считала, что в таких ситуациях будустоять, не зная, как поступить; возможно, ситуация, в которой ответственностьбыла не только за себя, но и за других людей, подтолкнула меня к такимдействиям.
Разработка,проведение, анализ внеклассного мероприятия
Цель:создание ситуации направленной на развитие собственной компетенции впсихологическом исследовании педагогической ситуации
Задачи:- понаблюдать за работой детей в команде и
индивидуально
— проанализировать реакцию детей на те или иные
методывлияния (привлечения внимания)
Входе практики нами было разработано и проведено два внеклассных мероприятия.Первым был проведен классный час на тему «Этикет», вторым – познавательнаявикторина «Страна знаний».
Нанаш взгляд второе мероприятие прошло менее удачно по следующим причинам:
— время проведения шестой урок, конец недели => дети были утомлены,непроизвольное внимание снижено
— отсутствие классного руководителя на данном мероприятии => снижениепроизвольного внимания, так как наш авторитет был недостаточен для поддержаниянадлежащей дисциплины
— большое количество команд + неумение слушать друг друга привели к суете, шуму, нарушилсяход мероприятия
— слишком большое количество игровой деятельности, что расслабило детей и привелок потере произвольного внимания.
Выборбольшого количества игровой деятельности объясняется советом классногоруководителя, который поставил нам задачу: «Меньше теории, больше игры». На мойвзгляд, это было ошибкой, так как повлекло за собой нарушение дисциплины иснижение произвольного внимания.
Первоемероприятие, в отличие от второго, включало в себя теорию от ведущих (то естьот нас), теорию от детей. Оформлено это было в форме диалога в комбинации сконкурсами (то есть игровой деятельностью). Мероприятие было разделено на триэтапа, последним из них явился заключительный подвижный конкурс на закреплениерезультата. В ходе этого конкурса задачи, поставленные вначале, были до концадостигнуты
Помоей просьбе была дана мне характеристика сокурсницами. По их словам, мнеудалось сохранить дисциплину, заинтересовать учеников в той части мероприятия,которую проводила я, налажен диалог с детьми.
Намой взгляд, мероприятие удалось. Классный руководитель и дети осталисьдовольны.
Заключительныйэтап. Рефлексия.
Входе прохождения практики в МОУ гимназии №5, цели, поставленные перед началомпрактики, были достигнуты
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сравнительный анализ программ по русскому языку В.В. Бабайцевой и Т.А. Ладыженской
Реферат Христианство, как культурный феномен
Реферат «Метафора в языке и тексте»
Реферат Ами було І залишається підвищення спроможності організацій громадянського суспільства України відігравати активну роль у процесі європейської інтеграції України
Реферат Афганистан. Игра мускулов или предотвращение угрозы
Реферат Структура адаптивного е-обучения на основе распределенной повторно используемой учебной деятельности
Реферат Внутренняя среда организации и её анализ
Реферат Божественность и личность Духа Святого
Реферат Ислам в раннесредневековом Дагестане
Реферат І. М. Осика Викладач кафедри криміналістики нувс
Реферат Проблемы экологии в современной литературе по роману Ч Айтматова Плаха
Реферат Культура России во второй половине ХIХ века
Реферат Слово и образ основа отечественной культуры
Реферат Диффузионные процессы в тонких слоях пленок при изготовление БИС методом толстопленочной технологии
Реферат Некоторые проблемы подготовки специалистов на основе перспективных инфор-мационных технологий