Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Развитие личности в условиях депривации

Склярова Т. В.
Психологическиепроблемы в развитии, как детей, так и взрослых чаще всего возникают в связи спереживанием ими лишений или потерь. Термин «депривация» используется впсихологии и медицине, в обиходной речи означает лишение или ограничениевозможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. «Когда говорят одепривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, котороепроисходит в результате отделения человека от необходимых источников ихудовлетворения и имеет пагубные последствия. Существенна именно психологическаясторона этих последствий: вне зависимости от того, ограничена ли моторикачеловека, отлучен ли он от культуры или от социума, лишен ли с раннего детстваматеринской любви, проявления депривации похожи. Тревожность, депрессия, страх,интеллектуальные расстройства – вот наиболее характерные черты так называемогодепривационного синдрома. Симптоматика психической депривации может охватыватьвесь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамкинормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллектаи личности».
Взависимости от лишений человека выделяют различные виды деприваций –материнскую, сенсорную, двигательную, психосоциальную и другие. Охарактеризуемкратко каждый из названных видов деприваций и покажем, какое влияние оказываютони на детское развитие.
Материнскаядепривация. Нормальное развитие ребенка в первые годы жизни связано спостоянством ухода за ним как минимум одного взрослого человека. В идеале – этоматеринский уход. Однако наличие другого заботящегося о малыше человека приневозможности материнского ухода также позитивно отражается на психическомразвитии младенца. Нормативное явление в развитии любого ребенка – формированиепривязанности к взрослому человеку, ухаживающему за ребёнком. Такую формупривязанности в психологии называют материнской привязанностью. Различаютнесколько типов материнской привязанности – надежную, тревожную, амбивалентную.Отсутствие или нарушение материнской привязанности, связанное с насильственнымотделением матери от ребенка, приводит к его страданию и негативно отражается вцелом на психическом развитии. В ситуациях, когда ребенок не разлучен с матерью,но недополучает материнскую заботу и любовь, также имеют место проявленияматеринской депривации. В формировании чувства привязанности и защищенностиопределяющее значение имеет телесный контакт ребенка с матерью, например, возможностьприжаться, ощутить теплоту и запах материнского тела. По наблюдениям психологов,у детей, живущих в негигиенических условиях, зачастую испытывающих голод, ноимеющих постоянный физический контакт с матерью, не возникает соматическихрасстройств. Вместе с тем, даже в самых лучших детских учреждениях, обеспечивающихправильный уход за младенцами, но не дающих возможности телесного контакта сматерью, встречаются соматические расстройства у детей.
Материнскаядепривация формирует тип личности ребенка, характеризуемый безэмоциональностьюпсихических реакций. Психологи различают характеристики детей, от рождениялишенных материнского ухода и детей, насильственно отделенных от матери послетого, как эмоциональная связь с матерью уже возникла. В первом случае(материнская депривация от рождения) формируется устойчивое отставание винтеллектуальном развитии, неумение вступать в значимые отношения с другимилюдьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе. Вслучаях разрыва с матерью после сложившейся привязанности у ребенка начинаетсяпериод тяжелых эмоциональных реакций. Специалисты называют ряд типичных стадийэтого периода – протест, отчаяние, отчуждение. В фазе протеста ребенокпредпринимает энергичные попытки вновь обрести мать или человека, осуществляющегоуход. Реакция на разлуку в этой фазе преимущественно характеризуется эмоциейстраха. В фазе отчаяния ребенок проявляет признаки горя. Ребенок отвергаетвсяческие попытки ухода за ним других людей, длительное время безутешно горюет,может плакать, кричать, отказываться от пищи. Стадия отчуждения характеризуетсяв поведении маленьких детей тем, что начинается процесс переориентации надругие привязанности, что способствует преодолению травмирующего действияразлуки с близким человеком.
Сенсорнаядепривация. Пребывание ребенка вне семьи – в интернате или другом учреждениизачастую сопровождается переживанием им недостатка в новых впечатлениях, называемогосенсорным голодом. Обедненная среда обитания вредна для человека любоговозраста. Исследования состояний спелеологов, подолгу находящихся в глубокихпещерах, членов экипажей подводных лодок, арктических и космических экспедиций(В.И.Лебедев) свидетельствуют о значительных изменениях в общении, мышлении идругих психических функциях взрослых людей. Восстановление нормальногопсихического состояния для них связано с организацией особой программыпсихологической адаптации. Для детей, переживающих сенсорную депривацию, свойственнорезкое отставание и замедление всех сторон развития: неразвитость двигательныхнавыков, неразвитость или несвязанность речи, торможение умственного развития.Еще великий русский ученый В.М. Бехтерев отмечал, что к концу второго месяцажизни ребенок ищет новые впечатления. Бедная стимульная среда вызываетбезучастность, отсутствие реакции ребенка на окружающую его действительность.
Двигательнаядепривация. Резкое ограничение возможности движения в результате травм илиболезней обуславливает возникновение двигательной депривации. В нормальнойситуации развития ребенок ощущает свою способность влиять на окружающую средупосредством собственной двигательной активности. Манипулирование игрушками, указательно-просительныедвижения, улыбка, крик, произнесение звуков, слогов, лепетание – все этидействия младенцев дают им возможность на собственном опыте убеждаться в том, чтоих влияние на окружение может иметь осязаемый результат. Эксперименты спредложением младенцам различных видов подвижных конструкций показали четкуюзакономерность – возможность ребенка управлять движением предметов формирует унего двигательную активность, невозможность воздействовать на движение игрушек,подвешенных к колыбели, формирует двигательную апатию. Неспособность изменять окружающуюсреду обуславливает возникновение фрустрации и связанных с ней пассивности илиагрессии в поведении детей. Ограничения детей в их стремлении бегать, лазать, ползать,прыгать, кричать приводят к возникновению тревожности, раздражительности, агрессивномуповедению. Значимость двигательной активности в жизнедеятельности человекаподтверждается примерами экспериментальных исследований взрослых людей, которыеотказываются от участия в экспериментах, связанных с длительной неподвижностью,несмотря даже на предлагаемые последующие вознаграждения.
Эмоциональнаядепривация. Потребность в эмоциональном контакте – одна из ведущих психическихпотребностей, оказывающих воздействие на развитие психики человека в любомвозрасте. «Эмоциональный контакт становится возможным только тогда, когдачеловек способен к эмоциональному созвучию с состоянием других людей. Однакопри эмоциональной связи существует двусторонний контакт, в котором человекчувствует, что является предметом заинтересованности других, что другие созвучныс его собственными чувствами. Без соответствующего настроя людей, окружающихребёнка, не может быть эмоционального контакта».
Специалистыотмечают ряд существенных особенностей появления эмоциональной депривации вдетском возрасте. Так, присутствие большого количества разных людей ещё незакрепляет эмоционального контакта ребёнка с ними. Факт общения с множествомразных людей часто влечет за собой возникновение чувств потерянности иодиночества, с которыми у ребёнка связан страх. Это подтверждают наблюдения задетьми, воспитанными в домах ребенка, у которых обнаруживается отсутствиесинтонности ((греч. syntonia со звучность, согласованность) — особенностьсклада личности: сочетание внутренней уравновешенности с эмоциональнойотзывчивостью и общительностью) по отношению к окружающей среде. Так, переживаниесовместных празднований детей из детских домов и детей, живущих в семьях, оказывалона них различное воздействие. Дети, лишенные семейного воспитания и связанной сним эмоциональной привязанности, терялись в ситуациях, когда их окружалоэмоциональное тепло, праздник производил на них гораздо меньшее впечатление, чемна эмоционально контактных детей. После возвращения из гостей, дети из детскихдомов, как правило, прячут подарки и спокойно переходят к привычному образужизни. Семейный ребенок обычно долго переживает праздничные впечатления.
Некоторыеособенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи
Постоянноепребывание ребенка вне семьи (даже в очень хорошем детском доме или интернате)оказывает на процесс его развития такое воздействие, которое многие специалистысклонны рассматривать в качестве некоторого рода инвалидности. Атмосферасемейного окружения ребенка (в данном рассмотрении не имеет значения – роднаяэто семья или нет) определяет качественно иной тип развития растущей личности.
Так,многолетние исследования развития интеллектуальной и аффективно-потребностнойсфер детей из интернатного учреждения и особенностей их поведения, проведенныхА.М. Прихожан и Н.Н. Толстых, позволили им сделать заключение о наличиипсихологической специфики сиротства, которую авторы интерпретируют не какпростое отставание в психическом развитии, а как качественно иной характерразвития ребенка. Эта специфика проявляется, например, у младших школьников, внесформированности внутреннего, идеального плана, в связанности мышления, мотивацииповеденческих реакций внешней ситуацией.
Современныепсихология и педагогика имеют достаточно целостную картину, описывающуюособенности психического развития ребенка, вырастающего вне семьи, – его эмоций,мышления, речи, особенностей поведения и взаимоотношений со сверстниками ивзрослыми. В каждом возрастном этапе развития личности ребенка происходитстановление тех или иных качеств психики, свойственных именно этому периоду. Увоспитанника интернатного заведения становление психики имеет качественнодругие закономерности, нежели у ребенка, воспитывающегося в семейном кругу.
Человеку,далекому от реалий интернатного жизнеустройства, даже в голову не придет мысльо том, что в учреждении, где растет ребенок, господствует, как правило, одинзапах или, в лучшем случае, несколько. И большинство из них все-таки запахи«казенного дома» – хлорки, лекарств, пищи, приготовленной на большое количестволюдей. Отсутствие домашних запахов, которые в семьях бывают сезонными, праздничными,будничными, ситуативными и регулярными, – только один и очень небольшой аспект,характеризующий глобальную инаковость атмосферы детского дома или интерната.Поэтому специалистами употребляется понятие «обедненной среды обитания» детей, находящихсявне семейного попечения.
Обедненнаясреда обитания – это также всего лишь один из компонентов, влияющих наформирование личностных качеств у ребенка, живущего в детском доме.Взаимоотношения с взрослыми, которые в каждом возрасте детства по-своемуобуславливают становление важнейших регуляторов мировосприятия, поведения иобщения ребенка, в интернатном заведении являются институциональными(обусловленными регламентом жизнедеятельности учреждения), тогда как в семьехарактер отношений ребенка и взрослого является личностно-родственным. Этообстоятельство способствует деформированности жизненно важных для любогочеловека качеств психики, таких, как, например, любознательность, познавательнаяактивность, избирательность в отношениях со сверстниками и теми, кто младше илистарше, лицами своего и противоположного пола и многих других.
Перечислениеотличий семейного воспитания от воспитания в детском доме может занять не одинкнижный том. Данные особенности подробно изучены российскими психологами ипедагогами. Общая тенденция описания психологических характеристик воспитанникаинтернатного заведения такова: эмоциональный фон их развития чрезвычайно беден,что препятствует формированию личностных качеств ребенка, которое происходит вусловиях творческой активности самого субъекта развития. Воспитанникиинтернатных заведений вынуждены приспосабливаться к требованиям окружающейсреды, тогда как семейные дети активно реагируют на окружающую их обстановку, творческиосваивая ее (безотносительно к тому – благоприятна она для их возрастания илине очень).
Инойопыт жизни и воспитания ребенка в интернатном заведении приводит к недоразвитиюэмоционально-волевой сферы, в подтверждение чему можно приводить долгийперечень примеров.
Так,И.А. Залысина сравнивала потребность в сопереживании у старших дошкольников, воспитывающихсяв семье и вне семьи. Воспитанники детского дома практически не способны ксопереживанию к окружающим людям. Причем им чуждо как реактивное (здесь и далеекурсив – Т.С.) сопереживание, появляющееся в ответ на чувства других людей, таки инициативное сопереживание – стремление ребенка разделить свое переживание сдругими людьми, привлечь их к сопереживанию к нему, ребенку. Семейные дети вэкпериментальном исследовании И.А. Залысиной не только искали сочувствия увзрослого и сверстника, но и сами активно откликались на переживания какпартнеров, так и персонажей сказок.
Данныепроведенного исследования позволили психологу сделать следующее заключение: «Потребностьв сопереживании и взаимопонимании характерна для детей свнеситуативно-личностной формой общения – высшей его формой. Однако стремлениек сопереживанию в элементарной форме присуще детям с очень раннего возраста.Уже в конце первого полугодия жизни у детей обнаруживается потребность всопереживании взрослого в условиях их аффективно-личностных связей (М.И. Лисина,С.Ю. Мещерякова, А.Г. Рузская). Эта потребность имеет свою сквозную линиюразвития на протяжении всего детства, достигая в старшем возрасте наиболееразвитой формы. Для того чтобы потребность в сопереживании могла достичьудовлетворения, необходимо такое взаимодействие, которое дает ребенкувозможность высказаться, раскрыться перед другим человеком.
Детииз детского дома не могут высказать своих оценок. Если даже они у них и есть, торебенок не стремится согласовать свое отношение к происходящему с отношениемвзрослого, он только соотносит их. Воспитанник детдома весьма робко искалотклик на свои переживания, его усилия были направлены в основном напривлечение доброго внимания взрослого. Становление потребности в сопереживанииначинается в младенчестве и невозможно без развитой эмоциональной сферы».
Деформациив развитии детей, воспитывающихся вне семьи, подвергается и сфера общения свзрослыми, которую характеризует особая напряженность потребности ребенка вэтом общении.
А.М.Прихожан, Н.Н. Толстых пишут: «На фоне ярко выраженного стремления кпотребности к общению с взрослым и одновременно – повышенной зависимости отвзрослого, особенно обращает на себя внимание агрессивность в отношениивоспитанников интерната к взрослым. Фрустрированность потребности в общении всочетании с неумением взять на себя ответственность за решение конфликтадемонстрирует «потребительское» отношение к взрослым, тенденцию ждать и дажетребовать решения своих проблем от окружающих… Воспитанники интерната менееуспешны в решении конфликтов в общении с взрослыми и со сверстниками.Агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признатьсвою вину, т.е. по существу доминирование защитных форм поведения в конфликтныхситуациях и соответственно – неспособность продуктивного, конструктивногорешения конфликта».
Названныеособенности порождают «защитные образования» у сирот – вместо творческого мышленияразвивается классификационное, вместо становления произвольности поведения –ориентация на внешний контроль, вместо умения самому справиться с труднойситуацией – тенденция к аффективному реагированию, обиде, перекладываниюответственности на других.
Приведенныеособенности далеко не исчерпывают всей характеристики становленияэмоционально-волевой сферы ребенка, лишенного семейного попечения.
Внастоящее время специалисты – психологи, педагоги, психиатры, констатируютопасную тенденцию развития большинства заведений системы общественногопризрения сирот. Несколько лет пребывания ребенка в условиях типового детскогодома или интерната атрофируют функции регуляторного блока мозга. У такогочеловека отсутствует внутренняя программа, он способен отзываться только наактуальные стимулы и живет по принципу «здесь и сейчас».
Такоеповедение свойственно в какой-то степени всем детям и даже некоторым взрослым, однакоу беспризорных и бомжей оно является доминирующим. Специалисты называют даннуюособенность психики «синдромом полевого поведения». Названный синдромпроявляется в том, что человек не в состоянии самостоятельно выполнить рядпоследовательных действий, которые требуют переключения с одного видадеятельности на другой с одновременным удерживанием в памяти конечной целиделаемого.
Семейныедети уже после трех лет начинают осваивать волевое поведение, являющеесяальтернативой полевому поведению. Требуется совместное с взрослым долгоеосвоение сложных поэтапных действий, имеющих свою логику, последовательность исмысл. Но самое главное усваивается ребенком не столько в научении взрослыми, скольков совместном с ними проживании и самостоятельном освоении, базирующемся наподражании взрослому.
Депривацияэмоционально-волевых проявлений в сиротском учреждении приводит впоследствии ктому, что его выпускник практически не способен к установлению крепкихличностных связей, которые позволяют человеку создавать семью, осваиватьпрофессиональное дело. Инфантильность чувственно-эмоциональной сферы, какправило, негативно сказывается и на духовном развитии ребенка. ПротоиерейВасилий Зеньковский называет семейное чувство психологическим лоном длярелигиозных чувств ребенка. «Религиозное питание ребенка возможно только всемье, только она вырабатывает такую духовную среду, где ребенку легко жить вБоге».
Дляпреодоления пагубных последствий синдрома госпитализма у детей, воспитывающихсявне семьи, в настоящее время требуются профессионально-согласованные действияцелой команды специалистов. Только при этих условиях возможна действеннаяпсихо-эмоциональная реабилитация ребенка, которая позволит ему впоследствиижить самостоятельно – зарабатывать себе на жизнь профессиональным, а не«попрошайническим» или иным неблаговидным ремеслом, создать семью и воспитыватьдетей.
Использованыматериалы книги И.А.Фурманов, Н.В.Фурманова. Психология депривированногоребенка: пособие для психологов и педагогов. М., Изд.центр ВЛАДОС, 2004. –319с.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.