Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Развитие педагогики и образования в Советском Союзе. Современное состояние

Меньшиков В. М.
Октябрьскаяреволюция положила начало коренным переменам во всех сферах жизни страны, в томчисле и в педагогике и образовании.
20–30-егг. – период плодотворного развития советской психолого-педагогической науки.Несмотря на уход из науки многих известных ученых, это было время выработкиновых теорий и концепций, выдвижения новых идей и подходов, широкого поисканового содержания, форм и методов воспитания и образования. Наиболее виднуюроль в развитии педагогики и образования в этот период играли В.И. Ленин(1870–1924), который создал идейные и теоретические основы советскогообразования и педагогики; А.В. Луначарский (1875– 1933), которому, наряду сВ.И. Лениным, принадлежит заслуга утверждения основных принципов развитиясоветской системы образования и воспитания, основных категорий советскойпедагогики, ряда ее фундаментальных идей и др.
Н.К.Крупская (1869–1939) – один из наиболее видных деятелей советского образованияи педагогики. Занимая ответственные посты в комиссариате просвещения, принималаактивное участие в формировании и осуществлении школьной политики советскогогосударства. Выдвинула ряд важных идей строительства советского образования ивоспитания. Активно занималась разработкой проблемы целей советского воспитанияи образования, вопросами связи образования (воспитания) с жизнью. Под еенепосредственным руководством шла разработка программ ГУСа, в которых быласделана попытка построить содержание образования на основе диалектическойлогики. Много внимания уделяла формам и методам обучения – широкие поиски новыхорганизационных форм шли под ее руководством или при ее поддержке.
Крупскаяактивно разрабатывала проблемы теории коммунистического воспитания, формированиякоммунистического мировоззрения, коммунистической нравственности, патриотизма иинтернационализма. Многое сделано Крупской для развития теории и практикитрудового воспитания и политехнического образования, для развитияпрофессионального образования.
Большоезначение имеют работы Крупской по теоретическому обоснованию детского имолодежного движения.
П.П.Блонский (1884–1941). Свою научную и педагогическую деятельность начал еще дореволюции. После революции активно включился в строительство советской школы.Автор фундаментальных трудов по педагогике и психологии; автор учебников дляшкол и вузов. Наиболее значимы его идеи в области психологии мышления.
С.Т.Шацкий (1878–1934) – организатор советского образования, создательэкспериментальных учебно-воспитательных учреждений. Организовал первую опытнуюстанцию по народному образованию, которая включала в себя детский сад, школу1-й и 2-й ступени. В ней на основе труда давали умственное, эстетическое ифизическое воспитание. Видный теоретик советской школы.
А.С.Макаренко (1888–1939). Возглавлял колонии им. Горького и им. Дзержинского, работакоторых получила широкую известность. На основе этого опыта написал несколькохудожественных и педагогических произведений. Важнейшей в педагогической теорииМакаренко является идея коллектива. Согласно Макаренко, только в условияхправильно организованного коллектива возможно успешное воспитание личностиребенка. Разработал организацию, содержание, формы и методы жизнедеятельностиколлектива. Большую роль в его организации отводил производительному труду.Макаренко ввел в педагогику такие понятия, как педагогическое отношение, перспективныелинии, педагогика параллельного действия и др. В последние годы разрабатывалпроблемы семейного воспитания.
Л.СВыготский (1896–1934) – выдающийся психолог, внесший огромный вклад в развитиеобщей, возрастной и педагогической психологии. Им разработанакультурно-историческая концепция психического развития человека, согласнокоторой все высшие психические функции развиваются в процессе освоениячеловеком исторически выработанного социального опыта. Он раскрыл механизмыэтого процесса, показал закономерности формирования научных понятий в процессеобучения и т.д. Опираясь на свою культурно-историческую концепцию, Выготскийопределил стадии психического развития ребенка. Ввел в науку понятие зоныближайшего развития, опережающего обучения и т.д. Учение Выготского получилоширокое признание в нашей стране и положило начало созданию многих теорий иконцепций психического развития ребенка и развивающего обучения.
Важносказать, что, несмотря на тяжелейшие гонения в этот период, сохранилосьправославное направление российской педагогической мысли, представителемкоторого был патриарх Тихон (1865–1925). В своих трудах, проповедях патриархТихон показал, что потеря православного начала самым пагубным образом сказаласьна всех сторонах жизни русского народа, но особенно – на егодуховно-нравственном состоянии.
Виднымидеятелями психолого-педагогической науки 20–30-х гг. также были: М.Я. Басов, В.М.Бехтерев, М.Я. Болтунов, М.Я. Головковский, Б.А. Залкинд, А.С. Залужный,  Н.Н.Иорданский, А.Г. Калашников, К.Н. Корнилов, М.В. Крупенина, И.Ф. Куразов, С.С.Моложавый, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак, М.М. Рубинштейн, С.М. Фридман,  Н.В.Шульгин и др.
Назовемтакже деятелей русской зарубежной педагогики
В.В.Зеньковский (1881–1962). Творчество этого философа, его теория воспитания, основаннаяна православной философии, является огромным вкладом в развитие российскойтеоретической педагогики.
И.А.Ильин (1883–1954) – один из выдающихся мыслителей России. Его фундаментальныеидеи о воспитании русского народа – сокровище для современного российскоговоспитания. В них нашло отражение понимание целей и содержания воспитаниябудущего российского педагога.
Н.А.Бердяев (1874–1948) – великий русский философ, написавший ряд широко известныхтрудов по философии, в которых есть множество педагогических идей. Наиболееважными для современной педагогики являются его идеи свободы личности, еетворческой самореализации, гуманизации воспитания.
Такимобразом, 20–30-е гг. XX в. стали временем быстрого развития нашейпсихолого-педагогической науки, временем создания новых учений и концепций.Однако принятие в 1936 г. Постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращенияхв системе Наркомпросов», сыгравшее свою положительную роль в развитии советскойшколы, оказалось и законодательной основой для репрессий и преследованиядесятков ученых, для закрытия целых направлений психолого-педагогической науки.Негативные последствия этого постановления советская психолого-педагогическаянаука переживала десятилетия.
Советскаяпедагогическая наука после Великой Отечественной войны представлена огромнымчислом исследований. Все более значимой становится работа научных коллективов:лабораторий, центров, институтов. Первые психолого-педагогические лаборатории иинституты были созданы в России еще до революции. После революции их числовозрастает. В 1943 г. создается АПН РСФСР. Она объединила работу разныхпсихолого-педагогических институтов.
Послевоенноеразвитие отечественной психолого-педагогической науки представлено многиминаправлениями.
Большойизвестностью пользуются философские концепции воспитания В.С. Библера, О.В.Долженко, Э.В. Ильенкова [216; 217], А.А. Королькова, Ф.Т. Михайлова и др.
Общетеоретическоенаправление. Видную роль в развитии этого направления играют А.М. Арсеньев, В.Е.Гмурман, В.И. Журавлев, В.В. Краевский, Х.И. Лийметс, Б.Т. Лихачев, Э.И.Моносзон, Н.Д. Никандров, Л.И. Новикова, И.Ф. Свадковский, М.Н. Скаткин, Г.И.Щукина и др.
Широкуюизвестность в стране в 60–70-е гг. получили теоретические труды и практическаядеятельность В.А. Сухомлинского (1918–1970), которому удалось не тольковыдвинуть множество проблем в воспитании и обучении, но и решить их. Поэтомуимя Сухомлинского по праву стало олицетворением советской педагогики.
Послевоенноевремя отмечено целым рядом глубоких историко-педагогических исследований. Срединих работы Г.Е. Жураковского, Н.К. Гончарова, С.Ф. Егорова, Ф.Ф. Королева, Н.А.Константинова, В.Я. Струминского, А.А. Красновского, А.И. Пискунова, В.З.Смирнова, А.А. Фролова, М.Ф. Шабаевой, З.А. Мальковой и др.
Дидактикапредставлена трудами Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, Б.П. Есипова, В.И.Загвязинского, Т.А. Ильиной, И.Я. Лернера, В.С. Леднева и др.
Вобласти воспитания широкое признание получили работы И.П. Иванова, В.И.Додонова, И.С. Марьенко, А.В. Мудрика, Г.Н. Филонова и др.
Огромноечисло исследований посвящено конкретным методикам. Широко известны работы Д Б.Кабалевского, М.Р. Львова, Б.М. Неменского и др.
Вспециальной педагогике работали И.А. Соколянский, О.И. Скороходова, А.И.Мещеряков и др.
Послевойны активно разрабатывались проблемы профессионального образования учителя.Наиболее известны имена С.И. Архангельского, Е.П. Белозерцева, Н.В. Кузьминой, В.А.Крутецкого и др.
В.А.Сластениным выдвинута современная концепция формирования учителя, состоящая втом, чтобы, соединив в подготовке учителя фундаментальную теоретическую ипрактическую подготовку, вывести его на уровень самой передовой педагогическойкультуры.
Плодотворноразвивалась психологическая наука. Наиболее видную роль в развитии советскойпсихологии в этот период сыграл С.Л. Рубинштейн (1889–1960) – автор рядафундаментальных трудов по психологии, в том числе и учебника «Основы общейпсихологии», в котором нашли решение фундаментальные проблемы общей, возрастнойи педагогической психологии. Психологическая концепция С.Л. Рубинштейнаположила начало одному из плодотворных направлений советскойпсихолого-педагогической науки – проблемному обучению. В его трудах былсформулирован также целый ряд педагогических идей, которые вошли в школьнуюпрактику. Многое было сделано для развития психологии его учениками ипоследователями.
Плодотворнымбыло развитие психологического учения Л.С. Выготского, продолженного егоучениками: П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьевым, А.Н. Лурией, П.Я. Гальпериным, Л.И.Божович и др.
Л.В.Занков вместе со своими учениками и сотрудниками создал широко известнуюконцепцию развивающего обучения. В 60–70-е гг. разработана другая, широкоизвестная концепция развивающего обучения – концепция В.В. Давыдова и Д.Б.Эльконина.
С60-х гг. в нашей стране разрабатывается концепция проблемного обучения.Наиболее известными в этой области являются работы А.В. Брушлинского, Т.В.Кудрявцева, А.В. Матюшкина, М.И. Махмутова и др.
Заметноевлияние на развитие психологии имела школа Б.Г. Ананьева. Наиболее видные еепредставители – А.А. Бодалев и Б.Ф. Ломов. Интенсивно развивалась возрастнаяпсихология, особенно дошкольная, наиболее известны работы А.В. Запорожца, М.И.Лисиной, В.С. Мухиной, Н.Н. Подъякова и др.
Говоряо развитии российской педагогики в Советском Союзе нельзя не выделить еще дванаправления ее развития. Во-первых, это православное направление, которое, несмотряна гонения и запреты, всегда существовало. Оно связано с такими именами какпатриарх Алексий I (1877–1970), патриарх Пимен (1910–1990). И особенно важнытруды святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В своих трудахСвятейший патриарх Алексий II поставил целый ряд фундаментальных проблем:значение духовно-нравственного воспитания для современной школы, роль Русскойправославной церкви в развитии современного образования и др.
Заметнароль многих архиереев. Например, Лука Войно-Ясенецкий (1877–1961) в своихсочинениях, проповедях разработал православное видение человека, православноепонимание воспитания. В этот же период преуспели многие подвижники благочестия,ставшие настоящими столпами православия. Среди них Серафим Вырицкий (1865–1949),иеромонах Сампсон (Сиверс) (1898–1979), блаженная Матрона (1885–1952);схиархимандрит Иоанн (Маслов) (1932–1991). Последний автор значительногопедагогического творения «Учение о спасении по трудам святителя ТихонаЗадонского».
Изправославных деятелей русского зарубежья можно назвать труды таких выдающихсядеятелей, как Иоанн Шанхайский, митрополит Антоний Сурожский и др.
Широкойизвестностью пользуются практические труды и деятельность схимитрополитаИувеналия (Тарасова).
Широкоизвестна педагогическая деятельность: Кирилла, митрополита Смоленского иКалининградского; Сергия, митрополита Воронежского и Борисоглебского; Климента,митрополита Калужского и Боровского; Германа, архиепископа Курского иРыльского; Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского; Иоанна, архиепископаБелгородского и Старооскольского; Димитрия, архиепископа Тобольского иТюменского, Евгения, архиепископа Истринского.
Вэто время появляется целый ряд трудов по православной педагогике: З.В. Видякова,прот. Владимира Воробьева, М.Я. Дворецкой, архимандрита Зиновия (А.А.Корзинкина), В.В. Медушевского, игумена Георгия (Шестуна), А.И. Осипова, Т.Н.Петраковой, прот. Бориса Пивоварова, архимандрита Платона (Игумнова), И.М.Подушкиной, А.И. Половинкина, Т.В. Склярова, Л.В. Сурова и др. Эти трудыпозволили российской педагогике уже в начале 90-х годов не только статьзаметным явлением в русской педагогической мысли, но и на практике организоватьдуховно-нравственное воспитание в российской системе образования.
Такимобразом, развитие советской, а затем и российской психолого-педагогическойнауки можно определить так: развитие новых психолого-педагогических наук –возрастной, экспериментальной и педагогической психологии, педологии, новыхнаправлений педагогики; разработка концепций новых типов школ; обоснованиенового содержания и технологий обучения; научно-методическое обеспечение всегоучебно-воспитательного процесса и т.д. Вместе с тем в этот период и в России, иза рубежом продолжалось развитие философии, психолого-педагогической науки направославной основе, в которой глубоко разрабатывались идеи традиционноговоспитания. Ее развитие особенно интенсивно идет с 90-х годов прошлогостолетия.
Октябрьскаяреволюция стала новым этапом в развитии российского образования. Важнейшую рольв его становлении и определении магистральных путей развития сыграл В.И. Ленин.Став после революции во главе государства, он приложил громадные усилия дляразвития культуры, науки, техники и новых технологий, а также образования, расширениясети учебных заведений всех уровней, быстрейшей ликвидации неграмотности встране, создания разных форм внешкольного образования и воспитания. Ленинпостоянно думал о судьбе народного учителя, стремясь, чтобы народный учитель вРоссии стоял выше, чем в Западной Европе. Важно и то, что уже в годыГражданской войны В.И. Ленин добился приоритетного финансирования образования:на нужды образования в 1920 г. из госбюджета тратилось почти 11 % всех средств.Он неоднократно выступал по вопросам воспитания и образования, доказывая, чтоони могут быть построены только на базе всей предшествующей культуры, на основеединства школы и жизни, соединения обучения с производительным трудом, формированиякоммунистической нравственности и мировоззрения.
Былии громадные недостатки ленинской школьной политики, обусловленные конкретнымиусловиями, как социально-экономическим положением страны, так и просчетамисамой политики. Так, расширение образования привело к ухудшению его качества. Входе Гражданской войны либо погибли, либо выехали из страны сотни тысячинтеллигентов, что прямо сказалось и на культуре, и на образовании. При Лениненачалась высылка интеллигенции из страны. Жесточайшие гонения на православнуюцерковь привели к деформации духовной жизни и духовно-нравственного воспитания.
Ленинскаяшкольная политика была продолжена И.В. Сталиным (1879–1953), который многоесделал для развития массовой общеобразовательной и высшей школы. Политика иосновные тенденции развития советской школы, заложенные в 20–30-е годы, былипродолжены и в последующие десятилетия.
Развитиесоветской школы в целом можно представить так: центральная идея еестроительства – создание единой общеобразовательной трудовой политехническойшколы; к этой идее, как к исходному принципу, в стране возвращались каждый разпри реформировании школы вплоть до начала 80-х гг.; формирование политики, направленнойна максимальный охват всего населения образованием, на предоставление равныхправ и условий для получения образования всеми детьми; государственная забота оподдержке и развитии образования (благодаря этой заботе удалось сохранитьобразование даже в годы Великой Отечественной войны); быстрый рост числа всехвидов учебно-воспитательных учреждений – от детских садов до университетов;постоянное освоение новых рубежей всеобщего образования – от начального в 30-егг. до среднего – к 70-м; постоянная забота государства и общества о развитиине только образования, но и воспитания; создание и совершенствование достаточноэффективной системы подготовки учителя, позволяющей готовить не тольковысококвалифицированные профессиональные педагогические кадры, но ивысоконравственных, и высокообразованных людей. Все это позволило создатьстройную, эффективную и одну из лучших в мире систему образования.
Вместес тем в работе советской школы был целый ряд недостатков: формализм, чиновничийподход к решению многих школьных проблем, неоправданный разрыв с историческимикорнями, потеря многих духовных и нравственных ценностей.
Структурасовременной российской системы образования такова:
–дошкольное образование. Охватывает детей от 3 до 7 лет;
–средняя школа – обучение с 7 до 18 лет. Существуют разные типы школ, в томчисле и для обучения детей с недостатками в развитии;
–профессиональное образование, представленное учебными учреждениями начального, среднегои высшего профессионального образования. С 90-х годов появляются частные школы,прежде всего в системе высшего образования;
–система постпрофессионального высшего образования: аспирантура и докторантура.В России существует достаточно развитая система послевузовского образования.
Ссередины 80-х гг. в стране начался новый этап реформирования образования, чтопозволило открыть ряд новых, как общественных, так и частных школ, дало правогосударственным школам работать по индивидуальным и альтернативным программам, вопределенной мере позволило освободить учителя от формализма в работе.
Ивместе с тем обнаружился целый ряд негативных факторов, которые грозят самомусуществованию отечественного образования. С одной стороны, это общественныеусловия – неопределенность бытия государства, многих общественных институтов, моральноеразложение населения и продолжающийся экономический кризис. С другой – этоследствие непродуманных реформ в самом образовании, недостаточноефинансирование образования.
Такимобразом, российская система образования, как и педагогика, вновь оказалась вситуации исторического выбора. В силу этого в настоящее время в стране идетинтенсивный поиск оптимальных путей развития российского воспитания, образованияи педагогического сознания.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат А. Ю. Роль газети "Буковина" в загальноукраїнському літературному процесі кінця ХІХ початку ХХ століття автореферат
Реферат Центральный банк РФ как субъект бюджетного процесса
Реферат Органи прокуратури їх значення і роль у здійсненні контрольно-наглядових функцій державних органів влади в України
Реферат Антропонимия сибирских татар в этнолингвистическом аспекте (на материале русских архивных документов XIX xx вв.)
Реферат Ветеринарно санитарная экспертиза молока
Реферат Leonardo Di Vinci Essay Research Paper Other
Реферат Авторское право и его охрана в РФ
Реферат правовое закрепление принципа адвокатской тайны
Реферат Развитие максимальной силы с помощью изометрических упражнений в тренировке волейболистов 15-17
Реферат Планирование маркетинга основа планирования деятельности предприятия 2
Реферат Роль микроорганизмов в круговороте химических элементов в природе
Реферат Учет финансовых вложений в акции и долговые ценные бумаги
Реферат Народно-хозяйственное значение свиноводства
Реферат Земляные работы по устройству котлована
Реферат Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в 5-6 классах с использованием ИКТ