Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Развитие образования в Западной Европе в XVII – XVIII вв.

Меньшиков В. М.
Новоевремя – это становление и развитие современного образования, в истории которогоможно выделить три важнейших этапа: XVII – XVIII вв., конец XVIII – конец XIX вв.,конец XIX в. – настоящее время. Европейское образование XVII–XVIII вв.развивалось на основе идей и практики, сложившихся в эпоху Возрождения.
Вразвитии европейской народной (начальной) школы можно выделить следующиетенденции: движение ко всеобщему образованию как потребность во всеобщей грамотности.Это вызвано целым рядом факторов, в том числе и требованием чтения Библиикаждым человеком в протестантских государствах. Поэтому не случайно впротестантских государствах был более высокий уровень грамотности. Обучениеграмоте в этих государствах зачастую становится делом семьи. Надо также сказатьо заботах религиозных организаций о распространении и утверждении начальногообразования. Так, во Франции широкую известность получила деятельность «Братьевхристианских школ». Это общество организовал Жан-Батист де Ла Саль. Обучениездесь шло на родном языке, в школе использовались самые передовые методы,обучение было тесно соединено с воспитанием, в школе почти отсутствовалинаказания. Учить в этих школах своих детей стремились многие родители, поэтомубыстро росло число классов. К концу XVIII в. «братья» имели 441 класс, гдеобучалось более 130 тыс. детей.
Втораятенденция – усиление роли государства в управлении народной школой и дажепопытки некоторых государств организовать всеобщее обучение. Первые уставы овсеобщем образовании были приняты в Германии. В 1619 г. такой устав приняло Веймарское княжество, а в середине века – Готское. В 1717 г. был принят устав о всеобщем обучении в Пруссии, а затем, в XVIII веке, еще в ряде германскихгосударств. Во второй половине XVIII в. аналогичный закон принимается вАвстрии.
Третьятенденция – постепенный переход с латинского на национальные языки.
Четвертаятенденция – усложнение содержания образования в народных школах. Традиционнымипредметами обучения в народных школах были: чтение, письмо, счет, пение ирелигия. Но ряд школ в это время пытался расширить рамки данных предметов.Также некоторые уставы предполагали более широкое содержание образования внародных школах. Устав Готского княжества, например, предписывал, чтобыобучение в народных школах состояло из чтения, письма, рисования, «изучения разныхполезных, частью естественных, частью светских и других вещей». В этих школахтакже давались сведения о человеке, явлениях природы, законах государства,домохозяйстве и т.д.
Пятаятенденция – попытки создания систем развивающего обучения. Это выразилось вдеятельности классов «братьев христианских школ», работе И. Рохова и др.;открытии первых учительских семинарий. В конце XVIII века начинаетсяпрактическая и теоретическая деятельность Песталоцци по созданию новой народнойшколы.
Городские,бюргерские школы. Городские школы существовали во многих государствах Европы,давая образование городским жителям. Уровень образования в этих школах былвыше, чем в народных. В них был более продолжительный – до 6–8 лет – срокобучения, расширенные программы. В XVII веке городские школы начинаютпереходить на родные, национальные языки.
Реальныеучилища. Реальные училища возникли как отражение потребности средних городскихсословий в более высоком образовании. Первая реальная школа была открыта К.Землером в 1708 г. в Галле, и называлась «Математическая, механическая иэкономическая реальная школа». Просуществовала она недолго и была закрыта.
Первуюжизнеспособную реальную школу удалось открыть Иогану Геккеру (1707 –1768). В 1747 г. в Берлине была учреждена «Экономическо-математическая реальная школа», в которой отчастисохранялась программа гимназии, но основными предметами обучения в ней былиестествознание, математика (вводилась всеобщая математика, практическаяарифметика, теоретико-практическая геометрия), а также новые курсы (оптика,фортификация, архитектура, космография, механика и т.д.). Большое местозанимали практические занятия, посещение ремесленных мастерских. При обучениишироко применялась наглядность, для чего были созданы богатые природныеколлекции и коллекции предметов ремесленной деятельности.
Вскоререальные училища стали открываться в разных городах и государствах Германии ивсей Европы. Но вплоть до середины XIX в. они фактически оставались неполнымисредними школами, потому что не давали права поступления в университеты, влучшем случае, на отдельные факультеты и в специальные высшие школы. Только вконце XIX – начале XX вв. они это право получили.
Средниешколы. Под этим названием можно объединить разные школы Европы, дававшиеобразование, достаточное для обучения в университете. Назывались онипо-разному: ученые школы, грамматические школы (Англия); лицеи и коллегии(Франция); гимназии (Германия) и т.д. Кроме того, существовало определенноеколичество специальных школ, как, например, рыцарские академии в Германии илииезуитские колледжи во многих странах Европы. К этому надо добавить получившееширокое распространение в XVII – XVIII вв. в странах Европы домашнее обучение.
Короткоохарактеризуем основные направления развития средней школы Европы.
Классическиешколы. Это основной тип средней школы Европы XVI–XIX вв. В XVI веке в этихшколах утвердился классицизм с классическим латинским и древнегреческимязыками, математикой и рядом других наук. И это содержание в большинствеевропейских стран продержалось без изменения до конца XVIII века.
Сконца XVIII века начинается реформирование классического образования. Наиболеесущественные перемены в начале XIX века претерпела немецкая гимназия,содержание образования которой было реформировано на основе соединенияклассической культуры и новых наук. В XIX веке классическая гимназия Германиибыла лучшей средней школой Европы.
Иезуитскиеколледжи. Их история начинается со второй половины XVI века благодарядеятельности Игнатия Лойолы. Современное содержание образования, а главное –прекрасная организация сделали их лучшими образовательными учреждениями Европывплоть до их закрытия в 1773 г. в связи с запрещением ордена иезуитов. В 1832 г. орден был организован вновь, вновь были открыты и колледжи, но они уже не имели таких успехови славы в образовании, какие имели раньше.
Рыцарскиеакадемии. Стали создаваться в Германии после Тридцатилетней войны, до этоговремени число их было невелико. Они стали учреждениями, где проводилась подготовкачиновников для государственной службы и командиров для военной службы.Существенно изменилась программа этих школ. Латинский язык хотя и сохранился,но утратил значение главного предмета главного языка. А главным сталфранцузский язык – язык придворных кругов и международного общения того времени.В меньшей степени изучаются итальянский и испанский языки. Была исключенасхоластическая философия, а ее место заняли математика и естественные науки,ставшие основой новой философии и незаменимые в будущей практическойдеятельности. Вводятся история, география, элементы права, этика, эстетика, атакже сугубо дворянские науки, необходимые для будущей придворной жизни:знакомство с генеалогией правящих династий, геральдикой и т.д. Наконец, в жизньакадемии широко вошли рыцарские искусства – верховая езда, вольтизирование,фехтование, танцы, игры в мяч. В распоряжении воспитанников были конюшни иманежи. Тем самым рыцарская академия сделала крупный шаг в создании новойшколы. Но сами академии просуществовали недолго. Уже в XVIII в., по мереулучшения работы гимназий, они потеряли свое образовательное значение, а в XIXвеке полностью прекратили свое существование. Некоторые из них уже в конце XVII– начале XVIII в. переросли в университеты, а многие в XIX в. былипреобразованы в кадетские корпуса с программой реальных училищ.
Помимоэтого Европа XVII–XVIII вв. знает и другие попытки создания новых школ. Один изнаиболее известных опытов – школа Пор-Рояля. Содержание образования здесь былоклассическим, но учились, во-первых, на родном французском языке; во-вторых, поучебникам, написанным учителями этой школы (некоторые из них просуществовали вшколах Франции больше века); в-третьих, здесь были разработаны новые формыобучения, широко применялись новые методы обучения. И хотя просуществовала эташкола недолго – открытая в середине века, в 1661 г. она была уже закрыта – значение ее, и особенно в деле начального обучения, было очень велико.
Вэтот период открывается много частных школ, большей частью привилегированных.Во второй половине XVIII в. появляются даже экспериментальные школы, каковымибыли филантропины в Германии, наибольшей известностью пользовался филантропин вДессау, созданный И.Б. Базедовым.
Аналогичныезакрытые, чаще всего дворянские, учебные заведения открывались в Европе, но,как правило, век их был недолог, и они переставали существовать, как только тотили иной организатор, в силу той или иной причины отказывался от руководствашколой.
Домашнееобучение также было распространено в Европе в XVII – XVIII вв. Однако по мереразвития общественных школ, домашнее обучение перестает отвечать своим задачами в XIX в. перестает существовать.
Такимобразом, магистральной в развитии среднего образования Западной Европыоказалась классическая школа. К концу XVIII в. гимназия потребовала коренногореформирования прежде всего содержания образования, что и было осуществлено, засчет пересмотра содержания классических предметов и включения, в первую очередьматематических дисциплин.
Высшееобразование. XVII – XVIII вв. – время быстрого развития высшего образования вЗападной Европе. Важнейшим в развитии университетского образования стало то,что, во-первых, в его содержание широко входят естественные науки, тем самым вуниверситетах происходит соединение классической, гуманитарной культуры сестественными науками. Во-вторых, в XVIII веке начинается переход нанациональные языки, позже других стран, в 1912 году, латинский язык был отмененв Италии. В-третьих, в начале XIX века в ряде государств Европы былапровозглашена университетская автономия. В-четвертых, начиная с XVII в. вевропейских государствах начинают создаваться разного рода специальные высшиешколы и институты: военные, лесные, сельскохозяйственные, педагогические и т.д.
Вцелом же, с XVIII в. в Западной Европе начинает складываться современнаясистема высшего образования.
Академиинаук. Важнейший признак Нового времени – создание в европейских государствах,начиная с XVII в., академий наук, которые своей важнейшей задачей ставятразвитие и распространение научных знаний Литература, печать, театр. ЭпохаПросвещения сделала литературу, печать, театр и библиотеки важнейшим средствомпросвещения, воспитания народа, и подчас их влияние на народ было гораздобольшим, чем влияние официальных образовательных учреждений.
Говоряо воспитании и образовании этого времени, нужно также сказать об организацииспециального образования и воспитания и профессионального образования.
Специальноеобразование. C XVIII века в Европе начинают открываться специальные школы: дляобучения слепых, глухих и т.д., открываются сиротские учебно-воспитательныеучреждения.
Профессиональноеобразование. XVII–XVIII вв. – это время создания высшего профессиональногообразования. С XIX века идет создание учреждений начального и среднегопрофессионального образования в разных государствах Европы.
Вразвитии технологий этого периода также наблюдается, с одной стороны, глубокаяпреемственность с технологиями эпохи Возрождения. Это, прежде всего, относитсяк классно-урочной форме обучения и многим методам обучения. С другой стороны,появляются новые формы и методы. Два важнейших фактора определили развитиетехнологий в Новое время. Во-первых, выдвижение в педагогике Просвещения вкачестве важнейшего объяснительного принципа воспитания идеи индивидуальногочеловека, что, в свою очередь, потребовало создания систем образования вообще,и технологий обучения в частности, направленных на развитие человека, егоиндивидуальности, его активности, самостоятельности и творчества. Во-вторых,профессиональная подготовка учителя. С XVIII в. постепенно начинаетскладываться система массовой подготовки учителя. А это выдвинуло задачу егометодической, технологической подготовки. Поэтому проблема технологийстановится специальным делом профессиональной подготовки каждого учителя,благодаря чему совершенствование технологий становится непрерывным процессом. Сэтого же времени начинается массовое создание методик преподавания отдельныхпредметов.
Короткоразвитие технологий в XVII–XVIII вв. можно представить так. Может быть, самыезначительные перемены здесь произошли в начальной школе, потому что благодарямногим деятелям образования XVIII в., и особенно И.Г. Песталоцци (конец XVIII –начало XIX В.), школа из учреждения, где учили только читать, писать, считать ипеть и давали некоторые религиозные представления, стала превращаться вучебно-воспитательное заведение, направленное на развитие ребенка. Это сталовозможным потому, что школа стала ориентироваться на развитие ребенка иотрабатывать методики, которые служили этой цели. И с этой точки зрениятворчество И.Г. Песталоцци имеет непреходящее значение для педагогики.
Произошлиопределенные перемены и в технологиях обучения средней школы – прежде всего науровне методической подготовки учителя, появления новых методов обучения, вчастности, практических.
Ввысшем образовании в этот период произошло кардинальное обновление технологийобучения: важнейшей частью обучения стала практическая подготовка во многихспециальностях, что привело к созданию новых форм и методов обучения –семинарские и лабораторные занятия, практические занятия (особенно вмедицинском, техническом образовании).
Вцелом же технологическая сторона образования в XVII–XVIII вв. значительноизменилась и усовершенствовалась – этому способствовали как социокультурныеусловия, выдвинувшие новые требования к образованию, так и педагогическиефакторы, прежде всего, начало массовой подготовки учителей и смена содержанияобразования, которые потребовали новых форм и методов обучения.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.