Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Развитие образования в Германии конца XVIII – XX вв.

Меньшиков В. М.
Вразвитии образования Германии с конца XVIII в. можно выделить следующие главныемоменты.
Дошкольноевоспитание. В середине XIX в. трудами Фребеля и его последователей в Германиисоздаются дошкольные учреждения, которые затем получают признание и распространениене только в Германии, но и во многих странах мира.
Начальноеобразование. В XIX веке Германия добилась заметных успехов в деле народногообразования. И уже в первой половине XIX века целый ряд немецких государствприняли законы об обязательном начальном образовании. Хотя попытка В. фонГумбольдта создать единую систему образования в Германии и не удалась, но егоработа дала мощный толчок развитию всех ступеней образования, в том числе инародной школы.
Егореформы способствовали, во-первых, расширению сети народных школ, во-вторых, переходународной школы на методику обучения Песталоцци, в-третьих, открытию сетиучительских семинарий, где стали готовить немецких народных учителей по системеПесталоцци.
Дляразвития народной школы Германии характерны высокие темпы увеличения числаобучающихся. Так например, в 1816 г. в Пруссии народную школу посещало 60%детей, в 1846 – 82%, в 1864 – 93%. К концу XIX в. в Германии практически небыло неграмотных.
После60-х гг. в городах стали вводить народные школы с семилетним сроком обучения. Вшколе, помимо чтения, письма, счета, религии, давались знания по грамматике, истории,географии, естествознанию. Обучение в ней продолжается с 5 до 12 класса. Позакону 1872 г. начальная школа, равно как и все частные школы, переходила подконтроль государства. Государство платило теперь учителю и часть его жалования.
Средняяшкола. Развитие средней школы в Германии в XIX веке определялось реформаминачала века. В основу реформы гимназии положено единство классической культурыи современных наук. В 1810 г. был введен экзамен на должность учителя, в, 1812 г. – новые правила для сдачи экзамена для учащихся гимназий. В дальнейшем состав предметовколебался в зависимости от социальных и политических обстоятельств, и на первоеместо выходили разные предметы, разные подходы и требования к содержаниюобразования, но, в принципе, вплоть до начала XX в. содержание классическойгимназии не претерпело серьезных изменений. Она давала обширные и глубокие, можетбыть, лучшие в Европе знания, но зато на протяжении всего XIX в. она страдалаперегрузкой учащихся.
XIXв. – это время интенсивного развития реального образования в Германии. В 1834 г. в реальные школы вводится государственный экзамен, в 1859 г. школы, которые ввели в свои учебные планы латинский язык, получили название реальных гимназий. Реформы среднейшколы Германии 1898–99 года фактически создали две равные средние школыГермании: классическую и реальную. В 1900 г. классические и реальные школы были уравнены в правах.
Ссередины XIX в. в Германии начинает быстро развиваться среднее женскоеобразование.
Высшееобразование. В XIX в. германское высшее образование, видимо, было лучшим вмире. Особенно славилось философское, гуманитарное и естественно-математическоеобразование.
ВXX в. развитие образования в Германии отразило в себе социально-политическиесобытия, происходящие в этой стране. Наиболее важные этапы развития германскогообразования: начало XX в., Веймарская республика, нацистское правление, послевоенноеразвитие образования в ФРГ и ГДР, развитие образования после объединения этихгосударств.
Вначале XX в. образование Германии развивалось на основах, заложенных в XIX в.Росло число дошкольных учреждений, повсеместным явлением стала 8-летняянародная школа, с двумя циклами по 4 года. После первого цикла можно было поступатьв среднюю школу, но обучение в ней было платное и поэтому большинство учениковпродолжало учиться в народной школе, где получали знания по родному языку, истории,физике, естествознанию, географии, рисованию, черчению. Расширялось среднее ивысшее образование.
КонецXIX–начало XX вв. – это время интенсивной экспериментально-педагогической инаучно-педагогической работы.
Первойэкспериментальной школой в Германии стала «немецкая национальная школабудущего» Германа Литца. В 1906 г. была открыта «Свободная школьная общинаВиккерсдорфа». Она просуществовала до 1922 г. и получила широкую известность. Ее организовали Г. Винекен и П. Гехеб. Это была школа-интернат, где целый деньпосвящался обучению и воспитанию детей. Содержание образования в этой школеприближалось к содержанию реальных школ, но формы и методы обучения в нейсущественно отличались от обычной школы. Большое внимание придавалосьнравственному воспитанию, учительскому и ученическому самоуправлению.
Вначале XX в. широкую известность в Германии получили «сельские воспитательныедома». В это же время стали открываться «трудовые школы». Их развитие в первуюочередь связывают с именем Г. Кершенштейнера.
В20–30 гг. стало широко известно училище П. Петерсена, автора организацииобучения, получившей название «Иена-план».
«Школьнаяобщина», которую создал Г. Шаррельман, также была известна во всей Европе.Особенно хорошо здесь было поставлено эстетическое воспитание.
Опытэтих и многих других школ по мере его распространения входил в опыт массовойшколы Германии того времени.
Р.Штейнер заложил основы вальдорфской педагогики, вальдорфского воспитания иобучения, своеобразный опыт полуофициального признания образования, построенногона оккультной основе.
ОбразованиеВеймарского периода (1918 – 1932). Конституция Веймарской республикипровозгласила школу единой, светской и бесплатной с обязательным обучением до18 лет. Основными предметами в этой школе становились: религия, немецкий язык, родиноведение,письмо, рисование, физкультура, рукоделие для девочек, граждановедение, история,естествознание, география и домоводство.
Приходфашистов к власти в Германии сразу же изменил все дело образования ивоспитания. Коренным образом изменялось содержание, формы и методы обучения ивоспитания. Существовало только то содержание, которое соответствовалофашистской идеологии: немецкий язык, особым образом переработанная история илитература, спорт. Даже рисование – и то поменяло свое содержание. Большоевнимание уделялось политическому воспитанию. Были организованы детские июношеские нацистские организации. После второй мировой войны на территорииГермании было создано два государства: ГДР и ФРГ.
Системаобразования ФРГ в основном государственная. Частных школ мало.
Дошкольноевоспитание. Единой государственной системы дошкольного воспитания в ФРГ нет, детскиесады принадлежат самым разным организациям: органам местного самоуправления, общественными церковным организациям, предприятиям. В последнее время детские сады получилибольшое развитие – их посещают до 80% детей дошкольного возраста.
Школьноеобразование продолжается до 18 лет. Начальная школа – 4-летняя, в некоторыхземлях – 6 лет. Далее следует два года ориентировки, когда ученик в соответствиисо своими желаниями и способностями может выбрать себе тип школы: основную, реальнуюили гимназию.
Основнаяшкола. Обучение в ней продолжается до 15 лет. После нее ученик может поступитьв профессиональную школу.
Реальнаяшкола. Обучение в ней продолжается до 10 класса. После нее можно было поступатьв средние технические учебные заведения.
Гимназия.Обучение в ней продолжается с 5 до 13 класса. Аттестат об окончании гимназиидает право поступления в вуз. Существует три основных типа гимназии: классическая,где главное внимание уделяется греческому и латинскому языку; новых языков, здесьизучают европейские языки и латынь; естественных наук.
Вечерняяшкола. Чтобы поступить в вуз после первых двух типов школ, надо закончитьвечернюю школу.
Общаяшкола. В последнее время в ФРГ развивается еще один тип школы, получившейназвание общей. Эта школа пытается соединить все три типа в одной. Главноедостоинство этой школы – единое образование при значительной дифференциации.
Профессиональноеобразование. В ФРГ существует развитая сеть профессионального образования, представленнаямножеством центров и школ профессионального образования, средних техническихучебных заведений.
Высшееобразование дается в университетах, высших профессиональных школах, объединенныхвысших школах.
ПослеВторой мировой войны на восточных землях Германии образуется ГерманскаяДемократическая Республика, которая просуществовала почти 50 лет и достиглазаметных успехов в деле образования.
Послеобъединения Германии система образования ГДР перестроена в соответствии спринципами образования ФРГ.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Периодизация развития личности
Реферат Взаимодействие Отдела Внутренних Дел со средствами массовой информации в обеспечении правопорядка
Реферат Обработка опытных данных методом МНК
Реферат Ассемблер
Реферат Анализ состояния травматизма
Реферат Определение капитальных вложений
Реферат Опционы и фьючерсы в управлении рисками
Реферат Организация денежных расчетов на предприятии
Реферат Исследование процессов антиципации в контексте организации
Реферат Интернет в нашей жизни
Реферат Цемент и его продукты
Реферат Book Report Of Anthem By Ayn Rand
Реферат F0 Органические, включая симптоматические, психические расстройства
Реферат Организация исполнения расходов на разных уровнях бюджетной системы РФ
Реферат Разработать оптимальное рабочее место инженера-программиста, расчет освещенности, расчет информационной нагрузки