Меньшиков В. М.
Развитиеобразования в Западной Европе с конца XVIII в. по настоящее время лучшерассмотреть на примере отдельных наиболее развитых стран: Франции, Германии, Англии,США. К концу XVIII в. Франция достигла определенных успехов в развитии своегообразования.
Народноеобразование давалось в народных, «малых» школах, которые были организованы какв селе, так и в городе. Уровень образования в них был невысок. Учителя чащевсего нанимала сама община, но он, как и школа, находился в подчинении церкви.По числу обучающихся Франция отставала от Америки и Германии.
Средниешколы. Образование давалось в школах разных видов: государственных, религиозных(до закрытия ордена иезуитов велико было число иезуитских колледжей), частных.В последних старались вводить новое содержание образования, которое включалоестественные науки и живые иностранные языки. К концу XVIII в. во Франции было564 колледжа, где училось 73 тыс. учащихся.
Образованиедевочкам из высших классов давалось при монастырях – наибольшей известностьюпользовалась школа Сен-Сир. По ее образцу И.И. Бецким был создан Смольныйинститут в Петербурге.
Высшееобразование было представлено университетами и вновь создающимися высшимишколами: инженерными, военными.
КонецXVIII века стал временем важнейших перемен в образовании Франции. Революция 1789 г. в качестве основного выдвинула вопрос об организации народного образования. Было выдвинутомного проектов. Наибольшую известность получили проекты Ж. Кондорсе и Л.М.Лепелетье, А.В. Лавуазье, Ш.М. Талейрана и др. Из множества проектов Конвентпринял в качестве закона проект Г. Букье. Этот проект предусматривал бесплатноевсеобщее начальное образование и платное – среднее и высшее. Законпросуществовал недолго, после контрреволюционного переворота он был отменен, однакостал основой дальнейших реформ в образовании.
После1795 года стали происходить изменения в средней и высшей школе: в них вводилисьновое содержание, формы и методы обучения. Значительную роль в развитииобразования Франции сыграл Наполеон. В 1801 г. был издан закон об учреждении коммунальных начальных школ, в 1806 г. – закон о создании лицеев и колледжей ссемилетним сроком обучения. Им же была предложена сама система организации иуправления образованием, знаменитая система «Имперский университет».
Следующийэтап в развитии народного образования начинается с 1830 г. Ставший министром образования знаменитый историк Ф. Гизо подготовил закон о народномобразовании, который был принят в 1833 г. По этому закону каждая коммуна обязана была открыть и содержать школу. Закон дал мощный стимул к развитиюнародного образования во Франции: к 1848 г. училось 75% мальчиков и почти половина девочек, в 1860 г. народные школы были открыты практически во всейФранции, а в 1881 г. было введено всеобщее, обязательное, бесплатное образованиес 6 до 13 лет. С 1886 г. стали открываться дошкольные учреждения – «материнскиешколы». С 1889 г. жалование учителям стало платить государство, и с этоговремени народная школа стала государственной. В 80-е же годы стали создаватьсявысшие народные школы.
С1833 года стали учреждаться нормальные школы, в которых готовили учителей длянародных школ.
ВXIX в. в народных школах произошло значительное расширение содержанияобразования. Наряду с традиционными предметами начального образования в школувошли география, история, природоведение, гимнастика, а также естествознание, физика,химия, уроки рисования, пения и черчения. В конце 80-х гг. стали проводитьсяуроки труда, столярное и слесарное дело для мальчиков, кройка и шитье – длядевочек. Вводились новые формы и методы обучения и воспитания: классно-урочнаяорганизация обучения, методы развивающего обучения (методика Песталоцци) иметоды воспитания, направленные не столько на удержание дисциплины, сколько наразвитие долга и ответственности.
Средняяи высшая школы до середины века развивались на принципах, заложенных еще вэпоху Наполеона. Главными в содержании образования средней школы были предметыклассического цикла.
После60-х гг. во Франции стали происходить перемены в содержании образования, вводитсяестественнонаучное содержание, открываются реальные отделения и появляютсясоответствующие подготовительные классы.
Сэтого же времени во Франции стали открываться женские средние школы, с 1880 г. начинают открываться средние государственные женские школы.
XIXвек стал временем быстрого развития высшего образования во Франции, особеннонаучно-естественного и технического: открыта Политехническая школа (конец XVIIIв.), Высшая нормальная школа и т.д.
Кначалу XX в. во Франции была практически ликвидирована неграмотность, а перваяполовина XX в. во Франции проходила под знаком создания единой системыобразования. Важной вехой в этом процессе стало принятие закона 1934 г. об обязательном обучении детей до 14 лет. В 1929 – 33 гг. вводится бесплатное обучение вколледжах, что также стало предпосылкой для создания единой школы.
Дальнейшееразвитие получило среднее женское образование, темпы его роста были достаточновелики – уже в 1914 г. среднее образование получили до 20% девушек. В 20 – 30-егг. девушки получили право продолжать образование в мужских колледжах и лицеях.
Вконце XIX в. во Франции начинается экспериментальная работа в областиобразования, движение за новую школу. Первой стала школа де Рош, которуювозглавил Э. Демолен (150), а затем Ж. Бертье. В школе изменилось содержаниеобразования, больше внимания было уделено естественнонаучным предметам, современнымязыкам, трудовому и эстетическому воспитанию, придавалось большое значениевоспитанию. По образцу школы де Рош стали создаваться и другие «новые школы»Франции, а затем их опыт перенимался и массовой школой.
Ещебольшее распространение движение «новых школ» получило в 20 – 30 гг. Наиболееизвестными объединениями этого движения были «общество им. А. Бинэ», «Кооперативсветского образования» (руководитель С. Френэ), «новое воспитание»(руководитель Б. Бертье), «группа нового воспитания» (руководитель А. Жупэн).Это движение «содействовало стремлениям использовать опыт, интересы, склонностидетей, поиску иных форм воспитания и обучения. Движение поставило задачиобязательного трудового воспитания и обучения, перестройки умственного, эстетического,физического и нравственного воспитания, внедрения совместного воспитанияучащихся, реформ под знаком «современного» среднего образования».
Огромноевнимание развитию образования во Франции уделяется после II Мировой войны. Вовремя Четвертой республики (1944 – 1958) создается и обсуждается множествопроектов школьных реформ. И хотя ни один из проектов не был принят в качествезакона, тем не менее обсуждение их, принятие ряда частных решений, сталофундаментом для дальнейших реформ образования, начавшихся с 1959 г. (время Пятой республики). Изданный в январе 1959 г. декрет о реформе школы и последовавшие заним декреты определили дальнейшее построение и развитие французскогообразования. Важнейшим пунктом этих реформ стало провозглашение обязательногообучения с 6 до 16 лет, закон вступил в силу с 1975 г., бесплатность государственного образования и контроль государства за всеми частными школами.В конце 70-х – начале 80-х гг. проведена «реформа Аби», которая определяетсовременную школу Франции.
Внастоящее время во Франции сложилась следующая система образования.
Дошкольноевоспитание – материнские школы. В 90-е гг более 90 % детей в возрасте 3 летпосещают дошкольные учреждения, а 4 – 5 лет – 100 %. Дается эстетическое ифизическое воспитание, большое внимание уделяется развитию речи.
Начальнаяшкола – обучение в ней продолжается 5 лет, и она обязательна для всех. После ееокончания ученик переходит в обязательный 4-летний «единый колледж»Неполнаясредняя школа. Представлена 4-летним колледжем. В ряде колледжей введен 5-йкласс, который дает профессиональную подготовку. После окончания колледжаучащиеся могут поступить в лицей, либо в профшколу, колледж техническогообразования, либо в класс подготовки к ученичеству.
Полноесреднее образование. Дает лицей с 3-летним сроком обучения. Обучение идет потрем секциям: гуманитарной, естественно-научной и технической. После окончаниялицея учащиеся сдают экзамены на степень бакалавра. Выдержавшие экзаменыполучают право на обучение в высшей школе.
ВоФранции существуют частные школы, которые большей частью принадлежаткатолической церкви, в них обучается более 15 % учащихся.
Большоевнимание уделяется программам «компенсирующего обучения», которые направлены нато, чтобы воспитать детей с отставанием или задержками развития до уровнянормального школьника.
Профессиональноеобразование. Дается в профессиональных школах и центрах, технических колледжах.
Высшееобразование. Представлено университетами (большая часть студентов получаетвысшее образование в университетах), «большими школами». В последнее времябурное развитие переживают технологические институты при университетах, которыедают «краткое», чаще всего в 2 года, высшее образование в конкретной областипромышленности и техники.
Серьезноевнимание придается образованию взрослых, в настоящее время более 30 % взрослыхпроходят обучение в той или иной форме.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru