Развитие творческих способностей учащихсяпо теме физики 8 класса .
Валькова В.Н
В период научно — технической революции и быстрого нарастания потока научной информации одной изглавных задач обучения становится развитие не только репродуктивного, но итворческого мышление учащихся.
На современномэтапе развития науки, техники, производства, обществу нужны новаторы,рационализаторы, изобретатели — люди умеющие мыслить творчески, способныесоздать новое во всех областях жизни.
Испокон вековпроцесс обучения строился как процесс передачи информации от учителя к ученику.Учащиеся усваивали имеющиеся знания и запоминали их путем многократногоповторения.
Часто творчеству вучебном процессе отводится неправомерно мало времени. Развить творческиеспособности, воспитать творческую личность в процессе обучения очень важно,т.к. творческие способности являются базовым ресурсом цивилизации.
Проблемой развитиятворческих способностей учащихся занимались многие известные ученые, такие как:М.Планк, А.Эйнштейн, А.Пуанкаре, П.Капица и другие.
В трудах известныхфизиков и ученых в области методики обучения физики: И.И. Соколова, П.А.Знаменского, А.И.Перышкина, Д.Д.Галанина, Е.Н.Гарячкина, С.И.Иванова и других,развитие творческих способностей занимает значительное место, как составнаячасть проблемы развития мышления учащихся в процессе обучения.
В.Г.Разумовскийизучал психологическую сторону творчества с целью развития творческихспособностей. А.В. Усова в своих работах отмечает, что развитие у учащихсятворческих способностей — составная часть воспитания. Творческие способностичеловека развиваются на основе высокоразвитого мышления, глубоких знаний вспециальной области, практического опыта и интереса к делу.
Творчество — этовид деятельности человека, результатом которой является идеальный илиматериальный продукт, обладающий новизной и общественной значимостью. Этовысшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Это — привнесение в мир чего-то нового.
Следует отличатьобъективную и субъективную стороны творчества. С объективной точки зрениятворчество определяется его конечным научным продуктом научным открытием,изобретением. С субъективной точки зрения творчество определяется самимпроцессом творчества, даже если конечный продукт не обладает необходимойсоциальной ценностью и новизной.
На сегодняшнийдень главной целью педагогической деятельности можно считать создание условийдля развития творческих способностей личности. Творческая способность — этоспособность увидеть, точнее, найти проблему, мобилизовать необходимые знаниядля выдвижения гипотезы, способность теоретически и практически проверять ее ив результате создать оригинальный продукт, научное открытие, изобретение,решение задачи и т.п.
Творческиеспособности, как и другие, развиваются только в деятельности их упражняющей.Успешное развитие творческих способностей возможно на основе системы заданий,требующих от ученика творческого подхода. Задания должны быть посильны дляосновной массы учащихся, чтобы воспитывать у них уверенность в своихвозможностях.
В связи с этимвозникает потребность в разработке дидактического материала, систематическоеприменение которого на уроках физики будет развивать творческие способностиучащихся, и повысит их интерес к предмету.
Нами былиразработаны дидактические средства, которые могут быть использованы учителем,организующим процесс обучения, по развитию творческих способностей иподдержанию творческой активности учащихся.
Один из видовзаданий заключается в том, что учитель предлагает ребятам войти в образизучаемого объекта или явления и написать небольшую сказку, куда необходимо«вплести» главную физическую информацию об изучаемом объекте илиявлении.
Сказкурекомендуется проиллюстрировать так как ее иллюстрация позволяет ребятам болееобъективно отразить то, что было ими написано, развивает образное мышлениеучащихся.
Нами былисоставлены варианты, содержащие вопросы, которые нужно отразить при написаниисказки такие как, процесс плавления, температура отвердевания, температуракипения и др.
Известно, чтосказки обладают большим воспитательным потенциалом, неся в себе мудрость,доброту и красоту, столь необходимые людям.
Физические явленияиграют в сказках немаловажную роль. Тот, кто знает законы природы, частоторжествует победу, а тот, кто не знает, — терпит поражение.
При сочинениисказки происходит развитие творческого воображения.
Например, вотнесколько фрагментов из работ учащихся.
«В канунНового года наступает сказочная ночь, когда все игрушки оживают и рассказываютдруг другу интересные истории».
Или:
«В одномволшебном государстве жила- была королева, звали которую Физика. И была у нееединственная дочь Роса».
Выполнение заданияспособствует развитию образного видения физических явлений. Получив задание,ребенок анализирует и синтезирует знания по физике, накопленные им ранее и врезультате возникают образы, отображающие физические явления эмоционально — ярким литературным языком.
Например, ребятапишут:
-«Жестокий ибеспощадный царь „Огонь“ напал на оловянных солдатиков королевства» Добра" и они стали таять". (Описывается процесс плавления).
Или
«Закружило,завертело все вокруг, и появилась сила неведомая, которая начала подниматьнекоторые пузырьки вверх». (Речь идет об Архимедовой силе).
Или так
«Гром гремит,молния сверкает, а ветер несет по небу большое серое облако». (Описываетсяпроцесс конденсации).
Суть другого видапредлагаемых заданий в том, что учитель раздает ребятам карточки, в которыхсодержатся условия задач в цифра буквенном виде с указанием единиц физическихвеличин и четко определено, что нужно найти.
На основе данныхсодержащихся в карточке ученик должен в письменном виде сформулировать условиезадачи, дополнив ее рисунком и затем решить.
Роль задач всознательном усвоении курса физики очень важна. Но зачастую они служат толькоиллюстрацией правила, формулы или закона. При этом такая цель обучения, какразвитие творческих способностей теряется. Творческие способности можноразвивать при выполнении предлагаемых нами заданий.
В качестве примеравыполнения задания нами было предложено несколько вариантов условий задач. Вотодин из них.
Дано: m=19кг,Q=4800 Дж, C-?
В городе NНезнайка открыл завод по производству косметики. Особым спросом, средижительниц этого города пользовались знаменитые крема. Но тайна их изготовлениядержалась в строжайшем секрете.
Состав кремасильно хотели узнать конкуренты. На завод был заслан шпион. Им были добытыследующие сведения. Для нагревания основного компонента крема массой 19 кг на 10Срасходуется 4800Дж энергии. Подумав, конкуренты решили, что если узнают, чемубудет равна теплоемкость, то им станет известно, что это за вещество.
Таким образом,учитель вызывает эмоции и интерес у ребят, побуждает их к самостоятельномунаписанию таких условий.
Выполняя задание,ученики учатся фантазировать в рамках строгих законов и теорий физики.
Вот несколькофрагментов из работ учащихся:
-«Внезапамятные времена жила — была красавица принцесса и до того она былапрекрасна, что сражала своей красотой всех мужчин. А взгляд ее мог расплавитьдаже металлические предметы.
И вот однаждыпоявился в тех местах загадочный принц. Привез он серебряную корону и, попросивруки принцессы, решил узнать, чему будет равна масса расплавленного металла,если при его плавлении выделится 2,8·105 Дж энергии».
Или:
«Группатуристов отправилась покорять склон горы Хабудабу. На путиим попалась глыба льда. Дальше ходу нет. Весит килограмм 5, подумал Вася Васечкин,командир группы. Вынув из кармана термометр, он увидел, что температура воздуха00С.
Интересно, сколькоэнергии нужно затратить, чтобы растопить этот кусок льда и освободитьпроход»?
Средствамиразвития творческих способностей могут также служить отрывки из литературныхпроизведений, предъявленные определенным образом.
Учитель зачитываетлитературный фрагмент, для работы с ним нами была разработана схема.
Внимательнопрослушайте отрывок.
Определите, окаких физических явлениях идет речь.
Укажите отличительныеособенности и условия протекания тепловых явлений описанных в отрывке иобъясните их.
Какие тепловыеявления и как будут протекать, если условия изменятся
Переделать илипродолжить литературный фрагмент.
Пункт 1-4 схемыучитель выполняет вместе с классом, ведя обсуждение вслух. Пункт 5 схемы каждыйвыполняет индивидуально.
Например, учительзачитывает такой фрагмент.
«Вот и озеро,волны его какой-то чудодей заморозил и оставил без движения». (Наблюдаетсяявление отвердевания в условиях мороза) ученик, изменив условия, переделал еготаким образом:
«Пришлавесна. Яркое лучистое солнышко засветило всем на радость. Волны озера пришли вдвижение заколыхались, забеспокоились, поднимая на своих гребешках кусочкильдинок». (Наблюдается явление плавления в условиях потепления).
Или учительзачитывает такой отрывок.
«В концевесны, после оттепели, мороз образует снежную корку (наст) по ней можно идтикак по мощеной дороге, без лыж». (Наблюдалось появление наста в условияхмороз — оттепель; это процесс отвердевания).
Ученик, изменивусловия, пишет:
«К утрустолбик термометра поднялся к отметке +5 С. На улицах появились скоплениялюдей. Все живое радуется Солнцу, теплу разливающемуся в воздухе. Снег оселпревратился в грязно серый и стал таять». (Наблюдается явление плавления вусловиях повышения температуры).
Работая по схеме,ребята анализируют литературный фрагмент, выделяют в нем физические явления,синтезируют (обобщают) данные, полученные в результате анализа и свои знания пофизике, и затем пишут свой отрывок.
Известно, чтолитературные фрагменты способствуют образному видению физических явлений, а этоуглубляет восприятие и понимание физики.
Например:
" Когда всолнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях в траве видны алмазы. Всеалмазы блестят и переливаются на Солнце различными цветами". (Наблюдаетсяобразование росы в условиях солнечного утра; это процесс конденсации).
При написаниинового фрагмента у учеников развивается творческое воображение.
Например, учительзачитывает такой отрывок:
" после оттепели(процесс плавления) вдруг разметет ветер облака (процесс конденсации) и ужечерез пол суток мороз ударит под тридцать градусов. Покроется все вокругтолстым слоем инея (процесс отвердевания) ".
Изменив условия,ученик пишет:
" К обедуследующего дня потеплело; небо прояснилось, мороз отступил, давая дорогу весне.Природа оживает и просыпается. Бегут ручьи (процесс плавления). На деревьяхвесело поют птички. И все это благодаря солнышку ".
Для развитиятворческих способностей мы предлагаем систему качественных задачисследовательского типа.
Суть каждой задачизаключается в том, что необходимо предсказать, как будет протекать физическоеявление и ответить на вопрос: почему так произошло?
Например:
В летний, теплыйдень, Аня, пошла, купаться на речку. Накупавшись, девочка решила выйти из воды;используя теорию, скажите, что она почувствует в момент выхода из воды ипочему?
Для ответа навопрос необходимо использовать логическую схему, которая содержит связанныемежду собой тезисы (предположения), образующие цельный рассказ. Схема позволяетученику действовать не стихийно, а осмысленно, логически.
Схема
/>
Используя такиезадачи, учитель будет способствовать более глубокому пониманию физики. Впроцессе их решения прививается навык наблюдательности и умение различатьфизические явления в природе, быту, технике, а не только в кабинете физики.
В задачах такоготипа на обыденных жизненных примерах хорошо показано применение изучаемогоматериала.
Например:
Оля решила испечькалачи. Поставив кастрюлю с водой на плиту и дождавшись закипания воды, девочкавылила туда стакан растительного масла, затем добавила муки, замесила тесто иначала жарить калачики. Используя теорию, скажите, что произойдет, если девочкакапнет водой на раскаленное масло и почему?
В задачахпоставлен вопрос, ответ на который не содержится в учебнике в готовом виде.Ученик должен составить ответ на задачу, синтезируя данные условия задачи исвои знания по физике.
Например:
Туристы решилизапечь картошку. Один из них взял соль и решил попробовать, готова ли картошка.Что произойдет, если он просыпет соль на раскаленные угли и почему?
Если соль попадетна раскаленные угли, то она будет трещать.
Я основываюсь наявлении расширения кристаллических тел при нагревании.>
Мои рассуждениясделаны на основе того, что вода внутри соли, превращаясь в пар, разрываеткристаллы.
Решение такихзадач развивает смекалку и сообразительность ребят.
Для проверки моейгипотезы я хочу кинуть щепотку соли на раскаленную конфорку электрическойплиты.
В основе заданийтакого типа лежит метод научного прогнозирования. В процессе прогнозированиясовершенствуются умения наблюдать и сравнивать, анализировать и синтезировать,оперировать усвоенными знаниями в измененных не стандартных ситуациях,доказывать, логически рассуждать, делать обобщения и выводы практического итеоретического характера.
Для проверкивыдвинутой нами гипотезы был проведен педагогический эксперимент. Экспериментпроводился в двух классах школы N25 г. Барнаула в 8 «a» и 8«б».
На определенномэтапе работы (в начале и в конце проведения эксперимента) ребятам былопредложено проранжировать изучаемые ими предметы по степени заинтересованности.Помимо этого проводилось наблюдение за учащимися, беседы с ними, а также имбыло предложено ответить на 4 вопроса анкеты.
Результатыэксперимента показали, что для основной массы учащихся задания посильны, ребятавыполняли их с удовольствием, качество и быстрота выполнения заданий возросли стечением времени, интерес к предмету повысился, а, следовательно, можноговорить о том, что происходило развитие творческих способностей.
Таким образом,можно сделать вывод, что использование учителем данных заданий повышаеткачество обучения, вызывает интерес к предмету и способствует развитиютворческих способностей учащихся.
Список литературы
Для подготовкиданной работы были использованы материалы с сайта www.physfac.bspu.secna.ru/