Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Работа со сновидениями

Артем Кримнус
Мой подход к работе со сновидениями сформировался подвлиянием многих психологических течений. Пожалуй, даже не толькопсихологических, но и философских, и, отчасти, эзотерических. Ведь, чтобыговорить о том, какова цель сновидений и, как она ими достигается, надо иметьпредставление о душевном устройстве человека.
А в моем случае это представление носит скореефилософско-мистический характер, чем строго психологический.
Психолог работает со сновидениями, всегда опираясь на своепредставление о структуре и динамике психики.
 Надо сказать, что не существует правильной теории сновидений, какне существует в психологии и правильной теории личности. Каждый психологразрабатывает ее для себя сам, конечно, основываясь на более фундаментальныхразработках.
 У меня тоже к сновидениям свой собственный подход. Я не говорю,что придумал что-то новое. Нет, мой вариант — это солянка из того, что мнепонравилось в чужих подходах и, что удалось приспособить для себя. Как иположено, все эксперименты по началу ставились на самом себе — именно моисобственные сновидения были первичным материалом для анализа. Рассказывать отом, каким мне видится устройство души, не буду — это предмет отдельногоразговора. Скажу лишь, что, по моему представлению, психика стремится кравновесию, и когда человек чрезмерно развивает или, наоборот, подавляеткакой-то аспект своей личности, то разными способами психика стремится вернутьчеловека на «путь истинный». Сновидения — это первая ласточка.Сначала душа через сновидения тихонечко подсказывает человеку, что идет не такв его жизни. А если человек намеков не понимает, душа использует более мощноесредство — тревожные сны, а на следующем этапе — кошмары.
 Можно сказать, что цель сновидения — удержать человека отвпадения в крайности и помочь реализовать заложенный в него потенциал. С такойпозиции, вполне очевидно, что, понимая язык своих сновидений, человек можетобойти очень многие мели на своем пути. Анализом и работой со сновидениями мы изаймемся.
 Сновидения я рассматриваю, как тщательно поставленные спектакли сглубоким метафорическим смыслом.
Действующие лица и отдельные объекты таких постановок — этоотдельные аспекты личности, а разыгрываемая ими драма — это иллюстрация ксвязям и взаимоотношениям между этими аспектами, рассказанная эзоповым языком.
Пользуясь другой терминологией, можно сказать, что каждыйобраз сновидения (персонаж или пассивный объект) — это метафорическаяперсонализация какой-то психической структуры. То есть, все происходящее всновидении — это отображение происходящих в душе процессов. Поэтому, я оченьосторожно отношусь к «вещим» снам. Я не говорю, что их не бывает — бывают, но только редко. Когда во сне мы видим, допустим, смерть знакомогочеловека, это ничего не говорит о состоянии здоровья того человека и непредупреждает о надвигающейся беде.
Это может означать, что, в метафорическом смысле, для нас«умерла», то есть, утратила значение, какая-то наша часть или установка,которая изображена в сновидении в виде знакомого человека. Ну, или что-топодобное. Для меня, сон — это обратная связь со своей душой. Очень эффективнаясвязь.
 Как и любой спектакль, сновидение имеет свой сценарий — последовательный динамический сюжет. Во сне мы видим не статическую картинку, асобытия, разворачивающиеся на той или иной сцене. Как я уже говорил, дляпонимания сновидения нам важны, во-первых, отдельные значимые образы,во-вторых, динамика и смысловая нагрузка их взаимоотношений. Я рассматриваюкаждое сновидение, как повествование, у которого есть завязка, кульминация иразвязка. Кульминация — самое важное, что происходит во сне; завязка — этопредыстория событий, а развязка — это последствия, которые, вероятно наступят,если человек ничего не изменит в своей жизни. Структура сюжета может быть идругой, но, так или иначе, изучение и анализ структуры — это первый этап примоей работе со сновидением. Только, узнав структуру сюжета и описав основныесвязи между образами сновидения, можно продолжить работу — поиск смысловойнагрузки.
 Забыл упомянуть важную деталь — для понимания сновидения оченьважны те эмоции и чувства, которые человек испытывал во сне и сразу после того,как проснулся. Эмоции и чувства — гораздо более важны для понимания смысла техили иных образов сновидения, чем их визуальное изображение. Например,совершенно жуткого вида чудовище, при всем при том может вызывать чувствоспокойствия и безопасности, а, безобидно выглядящая телефонная трубка, вызыватьпанический ужас. Поэтому говорить о сновидении, не обращая внимания наиспытанные человеком чувства, — это трата времени.
 Возьмем для примера такой сюжет: девушке снится, что онанаходится в центре огромного города; вокруг много людей; в какой-то момент онаподнимает голову и видит, что в небе висит прекрасный белоснежный дворец; онаиспытывает радостные чувства, восхищается этим дворцом; потом онаповорачивается к людям, которые находятся рядом и пытается привлечь их вниманиек этому дворцу, поскольку никто на него не обращает внимания; люди реагируютпрохладно и в тот момент, когда девушка снова смотрит на дворец, она видит наего месте скучное желтое здание; дворец исчез; девушка испытывает разочарованиеи опустошение.
 Сначала рассмотрим структуру сюжета. Девушка видит, что-топрекрасное волшебное воодушевляющее, потом по какой-то причине она хочетпривлечь внимание окружающих, а, когда ей это удается, видение сменяется начто-то малопривлекательное. Еще короче — есть положительный образ, девушкасовершает действие, образ сменяется на нейтральный. Завязка — большой город,дворец в небе, воодушевление, кульминация — попытка привлечь внимание итрансформация дворца в простой дом, развязка — разочарование и опустошение.
 Проделав такую работу, мы уже прошли половину пути к пониманиюпослания, которое душа хочет донести до сознания. Во многих случаях, можноостановиться на этом этапе, поскольку дальше все становится очевидным. С нашимпримером тоже можно сделать некоторые выводы — девушка совершает ошибку, желаяподелиться своим видением с людьми. Она хочет, чтобы все вокруг радовались ивосхищались так же, как она (материал для дальнейшего анализа). А, передав своевидение посторонним людям, она вдруг обнаруживает потерю его ценности.
Когда она пытается рассказать всему миру о том, что видит усебя в душе, она растрачивает энергию. Ее ошибка в желании поделиться, внеумении довольствоваться единоличным переживанием своего видения. Вместо тогочтобы отдаться ему полностью, она бросается к людям с восклицанием — «Смотрите! Смотрите!», а в результате, ни люди не видят ничегоособенного, ни она сама. И приходит разочарование и опустошение. Кратко можносказать, что, вероятно, девушка в жизни пытается донести до окружающих ее людейсвои внутренние переживания и образы, а, проделав это, она обесценивает их длясебя и утрачивает с ними связь. Пытаясь словами выразить невыразимое, человектратит силы и теряет то, что он пытается выразить. То, что казалось важным иволшебным (дворец), после попыток объяснить и передать это другим, превращаетсяв пустую бессмыслицу (простой дом).
Оговорка — в данной трактовке сделано допущение, что людииз сновидения соответствуют реальным, пусть не конкретным, людям. Может быть идругой вариант — люди могут указывать, скажем, на общественное мнение, в глазахкоторого девушка и пытается «оправдать» ценность своего видения.Чтобы определиться более точно, нужно учитывать жизненный контекст сновидицы.На многие вопросы можно ответить, просто зная, какую жизнь ведет человек, чемзанимается и, что с ним вообще в данный момент происходит.
 Однако надо учитывать, что далеко не всегда сюжет разбирается такпросто. Чаще, без дополнительной работы над отдельными образами к пониманиюсновидения прийти не получается. Кстати, вполне надежным критерием правильнойтрактовки сновидения может быть реакция сновидца на сделанные выводы. Еслиреакция отсутствует — то есть человек не чувствует внутри никакого отклика напредложенную трактовку, значит что-то в ней не так, что-то упущено или понятоне верно.
 Так вот, если «инсайт» не наступает сразу, приходитвремя следующего этапа. После того, как определена структура и выделеныосновные действующие лица и их взаимоотношения, можно приступить к их анализу.Тут есть два дополняющих друг друга подхода. Первый — поиск индивидуального смыслакаждого отдельного образа, второй — определение смысла с точки зренияколлективного символизма. В обоих случаях, каждый образ изучается, сначала,отдельно, а потом во взаимосвязи со всеми остальными образами и общим течениемсюжета.
 При поиске индивидуального смысла, обычно пользуются техникойассоциаций на образ (это отличается от психоаналитической техники свободныхассоциаций). Не надо понимать поиск ассоциаций буквально, как подборслов-ассоциаций к слову-образу. На самом деле все может происходить иначе (хотяи подбор слов-ассоциаций тоже может быть эффективным). Напомню, что за каждымобразом сновидения стоит некая психическая структура — это может бытьустановка, комплекс, какое-то чувство или любая другая заморочка. Так вот,понять смысл образа — значит, докопаться до того, на что этот образ указывает.Поскольку жизненный опыт у каждого человека свой, один и тот же образсновидения может у разных людей указывать на совершенно разные вещи.
Например, у кого-то образ собаки связан с преданностью идружбой, а кого-то с волками и опасностью. Поэтому, поиск индивидуального,вытекающего из личного опыта, смысла — второй по важности момент при анализесновидения.
 Чтобы нащупать глубинный индивидуальный смысл образа я, обычно,предлагаю человеку закрыть глаза и погрузиться в созерцание этого образа, апотом описать те чувства и мысли, которые он вызывает. Часто, эффективнымбывает другой подход — поиск для образа параллелей из реальной жизни, того, чтосозвучно этому образу или как-то его напоминает. И тот, и другой подход в итогеприводят к личной смысловой нагрузке образа. Гештальтисты здесь предлагают ещеодин вариант, который мне кажется интересным — человека просят рассказать своесновидение с точки зрения каждого отдельного образа и попытаться описать все течувства, которые он (образ) испытывает. Как и все остальные практики вгештальт-терапии, такое проговаривание должно происходить в такой форме, какесли бы сюжет сновидения развивался в данный момент. Сам я этой техникой еще непользовался, но чувствую, что она может быть очень эффективной.
 Когда индивидуальный смысл всех образов (различные взаимодействиямежду объектами сновидения — это тоже образы; с ними надо проделывать ту жеработу) более-менее ясен, можно посмотреть на них с точки зрения коллективнойсимволики. Отличие здесь в том, что смысл коллективных символов не зависит отопыта отдельного человека. Многие образы могут иметь общечеловеческий смысл.Подробно об этом надо читать К. Г. Юнга — это его область исследований. Такихсимволов не очень много. Юнг группировал их по соответствию тому или иномуархетипу (суть этого понятия тоже смотрите в работах Юнга). Возьмем еще раз нашпример. В нем можно увидеть два ярких образа, созвучных по смыслу — это центрбольшого города, в котором происходит действие и волшебный дворец. Подробнорасписывать символику этих образов не буду — по этому вопросу можно книгунаписать целую книгу. Ну, а вкратце, эти образы указывают на центр психики(Самость, по Юнгу) — самую глубинную сердцевину человеческой души. То, чтодевушка оказалась в центре города и стала свидетельницей волшебного зрелища,возможно, указывает на то, ей удалось наладить какую-то связь со своей Самостью(в христианстве это назвали бы связью с Богом), но в силу совершаемой ейошибки, она постоянно эту связь обрывает.
 Обычно, анализ коллективного символизма сновидения приводит кпроблемам более глобальным, к каким-то экзистенциальным вопросам, которые стоятперед человеком (об тоже разговор отдельный и долгий). А поиск индивидуальногосмысла выводит на поверхность актуальные (текущие) психологические проблемычеловека.
 Примерно таким вот образом происходит моя работа со сновидениями.Осталось упомянуть только несколько деталей, которые надо учитывать.
 Часто одно и то же сновидение повторяется несколько раз в течениежизни — это надо расценивать, как указание на особую важность того сообщения,которое оно пытается передать.
 Кошмары — это более жесткое предупреждение, которая психикаделает сновидцу. А если кошмар заканчивается тем, что человек просыпается отстраха — это говорит о том, что психика начинает терять терпение. Здесь ужеможно начинать волноваться за свое душевное благополучие.
 Многие сновидения на столько мимолетны, что не оставляют следапосле просыпания или запоминаются отрывочно, или в них нет сюжета а толькоотдельные пустые образы. Такие сновидения можно считать не важными, но только втом случае, если они не вызывают тревожного состояния у сновидца.
 Отсутствовать вообще сны могут по одной причине — душевнаятупость или, если угодно, черствость. Если вам не снятся сны, значит, вы ихслишком долго учились игнорировать. Короче, это плохо.
 По идее, у человека постоянно должен идти диалог со своей душой спомощью сновидений. Конечно, есть люди, которые со временем находят болееэффективные средства для ведения такого диалога, но это люди редкие. В этомсмысле, важно такой диалог налаживать и поддерживать. Сновидец и его душа — это, как два собеседника.
Если один не внимателен к другому, то беседа быстро заходитв тупик. Кому от этого хуже, догадайтесь сами.
 Вариантов и техник налаживания продуктивного сотрудничества сосвоей душой тоже много. Например, можно сны зарисовывать или, хотя бы, простозаписывать. В принципе, подобные техники можно использовать и в тех случаях,когда человеку «не снятся» сны или их сюжет слишком запутан и неясен. Когда общение налажено, язык сновидения становится простым и понятным.Сложность и навороченность сюжета — признак того, что слишком много накопилосьтакого, что душа хочет сказать человеку.
 Все. Хватит. Есть масса других тонкостей и важностей, норасписывать их все — лень. И без того масса книг по этому вопросу уже написана.А для тех, кто еще только хочет попробовать анализировать свои сны, намек — онотого стоит! Приз велик.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы ссайта psychology.net.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат "Се повести давно минувших лет..."
Реферат Торговое холодильное оборудование
Реферат Девяносто третий год
Реферат Деловые бумаги языковое оформление и редактирование
Реферат Инвестиционное проектирование 2 Основные понятия
Реферат «Форма государства»
Реферат Характеристика эпохи ампир - XVIII-XIX вв.
Реферат Социология малых групп
Реферат Доходи населення: аналіз (Донецька, Тернопільська, Сумська та Херсонська області)
Реферат Організація обліку витрат і виходу продукції рослинництва
Реферат Аннотации основы логистики и управления цепями поставок
Реферат Ассессмент-центр: оценка деловых качеств руководителей
Реферат Библиотека и религия: современные направления в разработке вопросов информационно–библиографического обеспечения
Реферат Реферат Беларусь паміж войнамі 1918-1941 гг
Реферат Иметь и быть как два способа существования. Категория небытие у Э.Фромма (по книге Э.Фромма "Иметь или быть?")