Гиппенрейтер Ю.Б.
Психологическаятеория деятельности была создана в советской психологии и развивается уже напротяжении более 60 лет. Она обязана работам советских психологов: Л.С.Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я.Гальперина и многих других.
Психологическаятеория деятельности начала разрабатываться в 20-х — начале 30-х гг. К этомувремени уже закатилось солнце психологии сознания и находились в расцвете новыезарубежные теории — бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология и ряд других.Таким образом, советские психологи могли уже учесть позитивные стороны инедостатки каждой из этих теорий.
Ноглавное состояло в том, что авторы теории деятельности взяли на вооружениефилософию диалектического материализма — теорию К. Маркса, и прежде всего ееглавный для психологии тезис о том, что не сознание определяет бытие, деятельность,а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание. Этот общийфилософский тезис нашел в теории деятельности конкретно-психологическуюразработку.
Наиболееполно теория деятельности изложена в трудах А.Н. Леонтьева, в частности в егопоследней книге «Деятельность. Сознание. Личность», и я будупридерживаться в основном его варианта этой теории.
Носначала скажу о самом Алексее Николаевиче Леонтьеве (1903-1979). Какпрофессиональный психолог А.Н. Леонтьев проработал 55 лет (после окончанияотделения общественных наук Московского университета в 1924 г.) и из них 30 последних лет — в Московском университете как заведующий кафедрой, заведующийотделением психологии и, наконец, как декан факультета психологии. Практическивсе психологи, получившие образование в стенах нашего университета в 50-70-хгг. имели возможность непосредственно учиться у этого выдающегося ученого ипедагога: он читал основной курс «Общей психологии».
Какученый А.Н. Леонтьев отличался чрезвычайно широкими интересами, сочетая этушироту со способностью глубоко и оригинально разрабатывать каждую тему, ккоторой он обращался. Трудно назвать область общей психологии, в которую А.Н.Леонтьев не сделал бы ощутимый и даже фундаментальный вклад. В его трудах нашлиразработку: общепсихологическая теория деятельности; проблемы развития психикив фило-, антропо- и онтогенезе; механизмы психических процессов — восприятия, внимания,памяти, мышления; проблемы человеческого сознания, личности и многое другое.
Приисследовании этих проблем А.Н. Леонтьев работал не только как выдающийсятеоретик и методолог, но и как блестящий экспериментатор. Он любил и умелработать «руками», сам конструировал экспериментальные установки, придумывалоригинальные методики, умел ценить красивые факты и заражал эмоциональнымотношением к ним. Напротив, у него всегда встречали внутреннее сопротивлениескучные и громоздкие исследования.
Все,кто работал вместе с А.Н. Леонтьевым на руководимом им факультете, ежедневносталкивались с другой стороной его многогранной личности — его организаторскимиспособностями.
Умныйи опытный руководитель, он, несмотря на повседневные мелочи (а их было всегдатак много!), умел выделить главные стратегические линии развития факультета ипсихологической науки в целом и непрерывно о низ заботился. Он очень хорошопредвидел будущее и знал, что нужно делать для него сегодня.
Именноблагодаря этой способности относительно небольшая кафедра общей психологии нафилософском факультете, которую А.Н. Леонтьев возглавил в 1949 г., превратилась в самостоятельный факультет.
Наконец,несколько слов о А.Н. Леонтьеве как педагоге. Его лекции отличались такой жеглубиной, остротой и эмоциональностью, как и его научная деятельность. Он оченьличностно относился ко всему, что преподавал; драматизировал изложение каждойтемы, заставлял напряженно думать слушателей.
Всете, кому посчастливилось быть непосредственными учениками А.Н. Леонтьева, навсегдазапомнили многочасовые беседы с ним. Поводом обычно служило текущееэкспериментальное исследование, но очень скоро разговор выходил за рамки этойконкретной обсуждаемой темы — в область глобальных психологических и жизненныхпроблем. И здесь А.Н. Леонтьев щедро делился своими идеями, переживаниями иотношениями, своим огромным научным и человеческим опытом. Вот почему он был иостается для многих из нас учителем с большой буквы.
Атеперь обратимся к теории деятельности. Начну с характеристики строения, илимакроструктуры, деятельности. Представления о строении деятельности, хотя и неисчерпывают полностью теорию деятельности, но составляют ее основу. Позже, иособенно в последующих лекциях, вы познакомитесь с применением теориидеятельности к решению фундаментальных психологических проблем, таких какпредмет психологии, происхождение и развитие психики в фило- и онтогенезе, происхождениечеловеческого сознания, природа личности и др.
Деятельностьчеловека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких«слоев», или уровней. Назовем эти уровни, двигаясь сверху вниз. Это, во-первых,уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности); затем уровеньдействий, следующий — уровень операций, наконец, самый низкий — уровеньпсихофизиологических функций.
Сейчасмы начнем рассматривать строение деятельности с уровня действий и будемдвигаться вниз к психофизиологическим функциям.
Действие- это основная единица анализа деятельности. Что же такое действие? Поопределению деиствие — это процесс, направленный на реализацию цели.
Такимобразом, в определение действия входит еще одно понятие, которое необходимоопределить, — цель. Что же такое цель? Это образ желаемого результата, т.е.того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.
Стоитсразу заметить, что здесь имеется в виду сознательный образ результата:последний удерживается в сознании все то время, пока осуществляется действие, поэтомуговорить о «сознательной цели» не имеет особого смысла: цель всегдасознательна.
Зададимсебе вопрос: а можно ли что-то делать, не представляя себе конечногорезультата? Конечно, можно.
Например,«бесцельно блуждая по улицам», человек может оказаться в незнакомойчасти города. Он не знает, как и куда попал, а это и означает, что в егопредставлении не было конечного пункта движения, т.е. его цели. Однакобесцельная активность человека скорее артефакт его жизнедеятельности, чемтипичное ее проявление.
Посколькудействие, как я уже сказала, основная единица анализа психической жизничеловека, предлагаемая теорией деятельности, необходимо более внимательнорассмотреть главные особенности данной единицы Это поможет глубже понять каксам дух теории деятельности, так и ее отличия от предшествующих теорий.
Характеризуяпонятие «действие», может выделить следующие четыре момента.
Первыймомент: действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания (очем говорилось выше) в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознанияне замкнут в самом себе, как это фактически утверждала психология сознания, а«раскрывается» в действии.
Второймомент: действие — это одновременно и акт поведения. Следовательно, теориядеятельности сохраняет также достижения бихевиоризма, делая объектом изучениявнешнюю активность животных и человека. Однако в отличие от бихевиоризма онарассматривает внешних движения в неразрывном единстве с сознанием. Ведьдвижение без цели — это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлиннаясущность.
Итак,первые два пункта, по которым теория деятельности отличается от предшествующихконцепций, состоят в признании неразрывного единства сознания и поведения. Этоединство заключено уже в главной единице анализа — действии.
Третий,очень важный, момент: через понятие действия теория деятельности утверждаетпринцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Принципактивности и принцип реактивности различаются по тому, где согласно каждому изних должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней средеили внутри организма (субъект).
Каквы помните, для Дж. Уотсона главным было понятие реакции. Реакция — значит«ответное действие» (лат. re...- против+actio — действие). Активное, инициирующее,начало здесь принадлежит стимулу.
Выуже знаете, что Уотсон считал возможным через систему реакций (пусть оченьсложных) описать все поведение человека. Но такие надежды стали сразу жеразбиваться о факты, которые показывали, что многие поведенческие акты, илидействия, невозможно объяснить исходя лишь из анализа внешних условий(стимулов). Для человека слишком типичны действия, которые подчиняются нелогике внешних воздействий, а логике его внутренней цели. Это не столькореакции на внешние стимулы, сколько акции, направленные на достижение цели сучетом внешних условий.
Издесь уместно вспомнить слова К. Маркса о том, что для человека цель «какзакон определяет способ и характер его действий».
Итак,через понятие действия, предполагающее активное начало в субъекте (в формецели), психологическая теория деятельности утверждает принцип активности.
Инаконец, четвертое: понятие действия «выводит» деятельность человекав предметный и социальный мир. Дело в том, что «представляемыйрезультат» (цель) действия может быть любым, а не только и даже не столькобиологическим, как, например, получение пищи, избегание опасности и т. д. Этоможет быть производство какого-то материального продукта, установление социальногоконтакта, получение знаний и др.
Такимобразом, понятие действия дает возможность подойти с научным анализом кчеловеческой жизни именно со стороны ее человеческой специфики. Такойвозможности никак не могло предоставить понятие реакции, особенно врожденнойреакции, из которого исходил Дж. Уотсон. Человек через призму системы Уотсонавыступал преимущественно как биологическое существо.
Итак,вы познакомились с понятием действия — одной из основных «образующих»деятельности. В этом понятии, как в капле воды, отражены основные исходныеположения или принципы теории деятельности, новые по сравнению спредшествующими концепциями. Повторим их еще раз.
1.Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно бытьвыведено в деятельность субъекта («размыкание» круга сознания).
2.Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотренииповедения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своейфундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения).
3.Деятельность — это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности).
4.Действия человека предметны; они реализуют социальные — производственные икультурные — цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип еесоциальной обусловленности).
Дальшеэти основные положения будут раскрыты н наполнены содержанием, но мне хотелосьвоспользоваться случаем и показать вам, как все эти довольно сложные положениязаключены, в сущности, уже в одном понятии «действие».
Итак,вернемся к связке цель — действие (Ц-Д). Цель задает действие, действиеобеспечивает реализацию цели. Через характеристику цели можно характеризовать идействие.
Чтоможно отметить, анализируя цели человека? Прежде всего их чрезвычайноеразнообразие, а главное, разномасштабность.
Естькрупные цели, которые членятся на более мелкие, частные цели, те, в своюочередь, могут дробиться на еще более частные цели и т.д. Соответственно всякоедостаточно крупное действие представляет собой последовательность действийболее низкого порядка с переходами на разные «этажи» иерархическойсистемы деиствий. Это можно продемонстрировать на любом примере.
Предположим,вы хотите позвонить в другой город. Чтобы осуществить это действие (1 порядка),вам нужно совершить ряд частных действий (2 порядка): отправиться напереговорный пункт, найти подходящий автомат (если существует автоматическаясвязь с вашим городом), занять очередь, приобрести телефонные жетоны и т. п.Попадая в кабину, вы должны осуществить следующее действие в этом ряду:соединиться с абонентом. Но для этого вам придется выполнить ряд еще болеемелких действий (III порядка): опустить монету, нажать кнопку, дождаться гудка,набрать определенную цифру и т. д.
Вкачестве другого примера описания последовательности частных действий приведукороткий отрывок из рассказа Э. Хемингуэя «На Биг Ривер».
Этоодин из ранних рассказов писателя, написанный в очень интересном стиле. Высейчас это почувствуете.
Внем идет речь о том, как молодой человек (по-видимому, это сам автор) проводитотпуск на реке, где он живет один и ловит форель.
«Никвзял пустую бутылку и спустился к реке »..." Ник хотел наловитькузнечиков для наживки, раньше, чем солнце обсушит траву. "..." Онперевернул поваленное дерево, и там, под прикрытием, кузнечики сидели сотнями.Здесь был их дом. Ник набрал в бутылку не меньше пятидесяти штук коричневых, среднегоразмера "..." Ник перекатил бревно на прежнее место "..."
Бутылку,полную прыгающих кузнечиков, Ник прислонил к сосне. Он проворно смешал немногогречневой муки с водой, чашку муки на чашку воды, и замесил тесто. Он всыпалгорсть кофе в кофейник, добыл кусок сала из банки и бросил его на горячуюсковороду. Потом в зашипевшее сало он осторожно налил теста… Ник взял чистуюсосновую щепку и подсунул ее под лепешку, уже подрумяненную снизу, он встряхнулсковороду и лепешка отделилась от дна. «Только бы не разорвать», — подумал Ник. Он подсунул щепку как можно дальше под лепешку и перевернул ее надругой бок. Она зашипела.
"..."Ник достал свой спиннинг из кожаного чехла, свинтил удилище, а чехол засунулобратно в палатку. Он надел катушку и стал наматывать на нее лесу. Лесуприходилось при этом перехватывать из руки в руку, иначе она разматывалась отсобственной тяжести".
Вывидите, весь рассказ (я выбрала случайные отрывки) написан в особом стиле, аименно: в нем как бы через лупу времени рассматриваются последовательныедействия героя, включая самые мелкие. По-видимому, используя этот прием, Э.Хемингуэй решает специальную художественную задачу — отразить атмосферу покоя, безмятежногоотдыха и того удовольствия, которое испытывает герой, переживая каждое мелкоесобытие. Для нас же этот рассказ хорошо иллюстрирует то теоретическое положение,что деятельность представляет собой последовательность действий, каждое изкоторых может дробиться на действия более низкого порядка.
Япредставляю вам возможность разобрать самим, какие действия, в какойпоследовательности и в какой иерархической соподчиненности вы должны произвести,чтобы совершить прогулку за город, подготовить доклад к семинару, выпуститьстенгазету и т.п.
Говоряо сложных составных действиях, следует отметить, что конкретный набор ипоследовательность частных действий диктуются логикой социальной и предметнойсреды. В самом деле, чтобы наловить кузнечиков, нужно обязательно учесть ихобраз жизни и поведение. Если вы не соотнесете свои действия с устройствомтелефона-автомата, то никогда не свяжетесь с абонементом. Выпуск стенгазетытакже предполагает определенный круг обязательных действий.
Опытотносительно состава и последовательности действий обычно передается в ходеобучения в форме правил, советов, инструкций, программ. Вероятно, вы ужестолкнулись с одним случаем передачи такого опыта в первую неделю занятий нафакультете, когда вас знакомили с правилами поиска и получения в библиотекенужной книги.
Всесказанное до сих пор относилось к тому, что человек делает. Теперь перейдем кобсуждению того, как, каким способом совершается действие. Соответственно мыобращаемся к операциям, которые образуют по отношению к действиям следующий, нижележащийуровень.
Согласноопределению, операцией называется способ выполнения действия.
Приведунесколько простых примеров. Перемножить два двузначных числа вы можете в уме иписьменно, решая пример «в столбик». Это будут два разных способавыполнения одного и того же арифметического действия или две разные операции.
Говорят,женский способ вдевания нитки в иголку состоит в том, что нитка вдвигается вушко иголки, а мужчины, будто бы, — ушко надвигают на нитку. Это тоже разныеоперации, в данном случае двигательные.
Ещепример: вы хотите найти определенное место в книге, но обнаруживаете, чтозакладка, которую вы раньше положили, выпала. Вы вынуждены прибегнуть к другомуспособу отыскания нужного абзаца: либо попытаться вспомнить номер страницы, либо,перелистывая книгу, пробегать глазами каждую страницу и т. п. Опять несколькоразных способов достижения одной и той же цели.
Каквидно, операции характеризуют техническую сторону выполнения действий, и то, чтоназывается «техникой», ловкостью, сноровкой, относится почтиисключительно к уровню операций.
Отчего же зависит характер используемых операций? Обобщенный ответ таков: отусловий, в которых совершается действие. Если действие отвечает собственно цели,то операция отвечает условиям, в которых эта цель дана. При этом под«условиями» подразумеваются как внешние обстоятельства, так ивозможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта.
Цель,данная в определенных условиях в теории деятельности, называется задачей.Описывая процесс решения задачи, необходимо указывать и действия, и операции, реализующиеих. О действии без операций, или о действии, абстрагированном от операций, возможноговорить, пожалуй, только на этапе планирования.
Сказанноеможно изобразить следующими простыми схемами:
Планируемоедействие C-D
Осуществляющеесядействие C(усл.) (т.е. задача) — D(опер.)
Перейдемк психологической характеристике операций. Главное их свойство состоит в том, чтоони мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции принципиальноотличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель, и сознательныйконтроль за протеканием действия.
Посуществу, уровень операций заполнен уже известными вам автоматическимидействиями и навыками. Характеристики последних есть одновременно ихарактеристики операций.
Давайтеже воспроизведем ряд известным нам положений, только на новом языке, предлагаемомтеорией деятельности.
Операциибывают двух родов: одни возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственногоподражания; другие возникают из действий путем их автоматизации. Это первыйтезис.
Второйтезис: операции первого рода практически не осознаются и не могут быть вызваныв сознании даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся награнице сознания. Они как бы подстораживаются сознанием и легко могут статьактуально сознаваемыми.
Третийтезис: всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя«подстилающих» их операций. То, что было сказано в отношениинефиксированности границы, проходящей в каждом сложном действии между актуальносознаваемым и неосознаваемым, означает подвижность границы, которая отделяетслой действий от слоя операций. Движение этой границы вверх означаетпревращение некоторых действий (в основном наиболее элементарных) в операции. Втаких случаях происходит укрупнение единиц деятельности.
Движениеграницы вниз означает, наоборот, превращение операций в действия, или, что тоже самое, дробление деятельности на более мелкие единицы. Рассмотрим какой-нибудьпример.
Предположим,в ходе дискуссии у вас возникла одна мысль, и вы ее высказали, заботясь восновном о ее содержании, а не о способе выражения. Вы совершили действие, котороебыло обеспечено многими операциями — умственными, речевыми, артикуляционными ит.п. Все вместе они реализовали действие — высказывание мысли.
Нопредположим, что вы не смогли для выражения мысли сразу подобрать нужногослова. Тогда вы направляете усилия на поиск его и наконец находите. То, чтораньше происходило на уровне операций (подбор слов), стало действием: границасдвинулась вниз. Но снова предположим, что, произнося слово, вы сделалиоговорку; тогда вы повторяете это слово, следя за правильным его произношением.Действием стал еще более мелкий акт — собственно артикуляция слова, который, какправило, лежит в глубинных слоях операций. Иными словами, граница, отделяющаядействия от операций, спустилась еще ниже.
Наверное,каждый из вас наблюдал при изучении иностранного языка противоположнуюдинамику: в самом начале обучения произнесение отдельного слова и дажеотдельного звука — мелкое, но самостоятельное действие; на стадии же свободноговладения языком практически все фонетические, лексические и грамматическиепроблемы решаются на уровне операций.
Теперьвы можете справедливо спросить: а как же узнать, где в каждом конкретном случае,в каждый данный момент проходит граница, отделяющая действие от операций?
Вопросэтот очень важный. Поскольку действие есть единица деятельности, то ответ нанего позволит установить, какими единицами работает сейчас человек. Последнееже существенно не только в теоретическом, но и в практическом отношении, таккак дает возможность узнать, насколько человек продвинулся в обучении, насколькои чем «загружено» его сознание, находится ли он в состоянии утомленияили эмоционального возбуждения (при которых происходит дробление действий).
Несмотряна чрезвычайную важность поставленного вопроса, психология не нашла пока нанего ответа, и он является одной из проблем текущих экспериментальныхисследований. Почему для экспериментальных исследований? Потому чтоумозрительно на него невозможно ответить.
Всамом деле, здесь невозможно воспользоваться теоретическими признаками, которыезаключены в определениях действий и операций. Например, определение операциикак способа выполнения действия в данном случае не «работает», потомучто обратное утверждение неверно: не всякий способ есть операция. Так, частныедействия вполне могут рассматриваться как способы выполнения более крупногодействия, в состав которого они входят, но при этом они не перестают бытьдействиями.
Рассмотримуже знакомые нам примеры. Позвонить в другой город можно разными способами:набрав номер автоматической связи или заказав разговор через телефонистку.Каждый из этих вариантов будет способом осуществления более крупного действия, целькоторого — связаться с абонентом. Каждый из этих способов будет отвечатьусловиям: например, если нет домашнего телефона, приходится идти напереговорный пункт и т. п. Это все условия, в которых происходит действие. Такчто вроде бы все подходит для того, чтобы определить набор кода города илиобращение к телефонистке как операцию. И тем не менее это будут действия, пустьчастные, подчиненные более общей цели, но вполне сознательно планируемые и сознательноконтролируемые действия.
Другойпример: совсем маленькое действие, которое описано в цитировавшемся рассказеЭ.Хемингуэя, — переворачивание лепешки. Если вы помните, этот процесс описан сбольшими подробностями, которые включают подсовывание лучины, встряхиваниесковородки, продвижение лучины дальше и т. п.
Конечно,приемы переворачивания лепешки вполне заслуживают лишь ранга операций и, какправило, таковыми и являются. Но в данном случае показано, что для героярассказа каждый из этих мельчайших актов выступает как отдельное, самостоятельноедействие. И если вы усомнитесь в этом, то я вам замечу, что уж по крайней мередля самого писателя эти акты существовали как осознаваемые действия, иначе онне смог бы их описать, да еще так рельефной живо.
Итак,ни статус «способа», ни соотнесенность с условиями, ни величина, илимасштаб акта не позволяют, безусловно, определить его деятельностный ранг, т.е.ответить на вопрос, является ли он действием или операцией.
Наиболееточный психологический признак, различающий действия и операции — осознаваемость/ неосознаваемость, в принципе может быть использован, однако, далеко невсегда. Он перестает работать как раз в пограничной зоне, вблизи границы, котораяразделяет слой действий и операций. Чем дальше от этой границы, тем достовернееданные самонаблюдения: относительно представленности (или непредставленности) всознании очень крупных или очень мелких актов субъект обычно не сомневается. Нов пограничной зоне становится существенной ситуативная динамика деятельностногопроцесса. И здесь уже сама попытка определить осознаваемость какого-либо актаможет привести к его осознаванию, т.е. нарушить естественную структурудеятельности.
Единственныйпуть, который сейчас видится, — это использование объективных индикаторов, т.е.поведенческих и физиологических признаков, деятельного уровня текущегопроцесса. Попытки такого рода уже существуют.
Перейдемк последнему, самому низкому уровню в структуре деятельности — психофизиологическимфункциям. Говоря о том, что субъект осуществляет деятельность, нельзя забывать,что этот субъект представляет собой одновременно и организм свысокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложнымопорно-двигательным аппаратом и т.п. По существу, психология никогда об этом ине забывала, но ей не удавалось органически включить работу мозговых механизмовв психическую деятельность. Эта работа рассматривалась, например, В. Вундтомпараллельно с анализом процессов сознания.
Подпсихофизиологическими функциями в теории деятельности понимаютсяфизиологические обеспечения психических процессов. К ним относятся рядспособностей нашего организма, такие, как способности к ощущению, к образованиюи фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и др.Соответственно говорят о сенсорной, мнемической, моторной функциях К этомууровню относятся также врожденные механизмы закрепленные в морфологии нервнойсистемы, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни.
Понятно,что граница между операциями-автоматизмами и психофизиологическими функциямидостаточно условна, и здесь повторяется та же трудность четкого разделениясоседних уровней, которая нам встретилась при обсуждении отношения операций идействий. Однако несмотря на это психофизиологические функции выделяются всамостоятельный уровень по причине их «организмического» характера.Они достаются субъекту деятельности, так сказать, от природы; он ничего недолжен «делать», чтобы их иметь, он находит их в себе готовыми киспользованию.
Какже «вписываются» психофизиологические функции в деятельность? Можносказать, что они составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средствадеятельности.
Возьмемдля примера память. Когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, тоон часто использует специальные приемы, или действия, которые называютсямнемическими. Иногда это логический анализ материала, иногда ассоциирование счем-то хорошо знакомым, иногда — просто повторение. Но ни одно из этих действийне привело бы к желаемому результату, если бы субъект не обладал мнемическойфункцией.
Существуетболезнь памяти, которая называется «корсаковский синдром» (по именивыдающегося русского психиатра С.С. Корсакова, впервые его описавшего). Онасостоит в потере именно мнемической функции. При этой болезни совершенно незапоминаются события, даже те, которые случились несколько минут назад. Такиебольные могут, например, несколько раз в день поздороваться с врачом, непомнить, ели они сегодня или нет. Один больной непрерывно зачитывал материпонравившееся ему место в книге, тут же забывая, что только что прочел его, итак повторял десятки раз подряд.
Очевидно,что если бы такой больной попытался специально заучить какой-нибудь текст, тоон тут же забыл бы не только этот текст, но и сам факт заучивания.
Итак,можно сказать, что психофизиологические функции составляют органическийфундамент процессов деятельности. Без опоры на них невозможны были бы не тольковыполнение действий и операций, но и постановка самих задач.
Наэтом я заканчиваю характеристику трех основных уровней в структуре деятельности- действий, операций и психофизиологических функций. С этими уровнями связанообсуждение преимущественно операционально-технических аспектов деятельности.Переходя от уровня действий вверх, мы встретимся с другим кругом проблем, которыеимеют гораздо более близкое отношение к проблемам личности.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.psyarticles.ru/