Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Психологическая теория деятельности): мотивы и сознание; мотивы и личность; развитие мотивов, внутренняя деятельность

,деятельность и психические процессы
Гиппенрейтер Ю.Б.
Рассмотримпроблему соотношения мотивов и сознания. Мотивы порождают действия, т.е.приводят к образованию целей, а цели, как известно, всегда осознаются. Сами жемотивы осознаются далеко не всегда. В результате все мотивы можно разбить надва больших класса: к первому относятся осознаваемые мотивы, ко второму — неосознаваемые.
Примерамимотивов первого класса могут служить большие жизненные цели, которые направляютдеятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Это мотивы-цели.Существование таких мотивов характерно для зрелых личностей.
И.П.Павлов в предисловии к своей работе «Лекции о работе коры большихполушарий» написал, что она плод его «неотступного двадцатилетнегодумания». Изучение законов высшей нервной деятельности было ведущиммотивом его жизни на протяжении нескольких десятков лет. Конечно, это былосознанный мотив, мотив-цель.
Кдругому классу относятся, как я уже сказала, неосознаваемые мотивы. Этот классзначительно больше. До определенного возраста в нем оказываются практически всемотивы.
Работапо осознанию собственных мотивов очень важна, но и одновременно очень трудна.Она требует не только большого интеллектуального и жизненного опыта, но ибольшого мужества. По сути, это специальная деятельность, которая имеет своймотив — мотив самопознания и нравственного самоусовершенствования.
Еслимотивы не осознаются, то значит ли это, что они никак не представлены всознании? Нет, не значит. Они проявляются в сознании, но в особой форме. Такихформ по крайней мере две. Это эмоции и личностные смыслы.
Эмоциивозникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которыесвязаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит это «что-то»затрагивает его мотивы.
Втеории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результатадеятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходитуспешно, возникают, обобщенно говоря, положительные эмоции, если неуспешно — отрицательныеэмоции.
Дляпримера рассмотрим, в каких случаях у нас возникает гнев: когда мы встречаемпрепятствие на пути осуществления цели. А страх? Когда мотив самосохраненияоказывается, так сказать, под угрозой. А радость? Наоборот, когда мотивполучает свое удовлетворение.
Есливновь обратиться к рассказу А.П. Чехова «Детвора», то можно увидетьименно такую связь эмоций с мотивами.
ВотАня, у которой, по словам Чехова, «на блюдечке вместе с копейками лежитчестолюбие»: она «краснеет и бледнеет» как раз по поводу успехови проигрышей своих соперников.
Адевочка Соня, которая играет «ради процесса игры», наоборот, «одинаковохохочет и хлопает в ладоши», кто бы ни выиграл. Радость ей доставляетпросто то, что игра идет и она сама играет.
Атот карапузик, помните? «Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругаеткого», т.е. когда реализуется его мотив — страсть к недоразумениям. А вотнесколько слов дальше:
«Партия!У меня партия! — кричит Соня, кокетливо закатывая глаза и хохоча. У партнероввытягиваются физиономии. Проверить! — говорит Гриша, с ненавистью глядя наСоню»
Почемуу Гриши возникает ненависть? Потому что копейки, ради которых он только ииграет, достались Соне, а не ему.
Приведувам еще один пример, на этот раз из «Скупого рыцаря» А.С. Пушкина.Помните, как начинается монолог барона?
Какмолодой повеса ждет свиданья
Скакой-нибудь развратницей лукавой
Ильдурой, им обманутой, так я
Весьдень минуты ждал, когда сойду
Вподвал мой тайный, к верным сундукам…
Инесколько ниже:
Якаждый раз, когда хочу сундук
Мойотпереть, впадаю в жар и трепет…
(Отпираетсундук.), Вот мое блаженство!
Эмоциинетерпеливого ожидания, жара и трепета, блаженства возникают у барона так же, каки у «молодого повесы», но совсем по другому поводу — по поводуобладания золотом, в данном случае его ведущего мотива.
Изсказанного должно быть ясно, что эмоции — очень важный показатель и, следовательно,ключ к разгадке человеческих мотивов (если последние не осознаются). Нужнотолько подметить, по какому поводу возникло переживание и какого оно былосвойства.
Бывает,например, что человек, совершивший альтруистический поступок, испытываетчувство неудовлетворенности. Ему недостаточно, что он помог другому. Дело в том,что его поступок еще не получил ожидаемого признания со стороны окружающих иэто его разочаровало. Чувство разочарования и подсказывает истинный и, по-видимому,главный мотив, которым он руководствовался.
Теперьо личностном смысле. Выше говорилось, что личностный смысл — другая формапроявления мотивов в сознании. Что же такое личностный смысл?
Этопереживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихсяв поле действия ведущего мотива. Здесь важно подчеркнуть, что всмыслообразующей функции выступает лить ведущий мотив. Второстепенные мотивы, мотивы-стимулы,которые, как я уже говорила, играют роль дополнительных побудителей, порождаюттолько эмоции, но не смыслы.
Феноменличностного смысла хорошо обнаруживается на «переходных процессах», когдадо того нейтральный объект неожиданно начинает переживаться как субъективноважный. Думаю, что случаи такого рода хорошо знакомы каждому из вас.
Например,скучные географические сведения становятся важными и значимыми, если выпланируете поход и выбираете для него маршрут. Дисциплина в группе — начинаетвас гораздо больше «задевать», если вы назначаетесь старостой.
Разрешитепривести один литературный пример, в котором феномен личностного смыславыступает очень ярко. Это отрывок из «Письма незнакомки» С. Цвейга.
«Всесуществовало лишь постольку, поскольку имело отношение к тебе, все в моей жизнилишь в том случае приобретало смысл, если было связано с тобой. Ты изменил всюмою жизнь. До тех пор равнодушная и посредственная ученица, я неожиданно сталапервой в классе; я читала сотни книг, читала до глубокой ночи, потому что знала,что ты любишь книги; к удивлению матери, я вдруг начала с неистовым усердиемупражняться в игре на рояле, так как предполагала, что ты любишь музыку. Ячистила и чинила свои платья, чтобы не попасться тебе на глаза неряшливоодетой… А во время твоих отлучек… моя жизнь на долгие недели замирала итеряла всякий смысл».
Такимобразом, чем интенсивнее мотив, тем больший круг предметов вовлекается в полеего действия, т.е. приобретает личностный смысл. Крайне сильный ведущий мотивспособен «осветить» всю жизнь человека! Напротив, утрата такогомотива часто приводит к тяжелому переживанию потери смысла жизни.
Остановимсякратко на вопросе о связи мотивов и личности (мы будем говорить более подробнооб этом позже).
Известно,что мотивы человека образуют иерархическую систему. Если сравнить мотивационнуюсферу человека со зданием, то «здание» это у разных людей будет иметьочень разную форму. В одних случаях оно будет подобно пирамиде с одной вершиной- одним ведущим мотивом, в других случаях вершин (т.е. смыслообразующихмотивов) может быть несколько. Все здание может покоиться на небольшомосновании — узкоэгоистическом мотиве — или опираться на широкий фундаментобщественно значимых мотивов, которые включают в круг жизнедеятельностичеловека судьбы многих людей и событий. Здание это может быть высоким и низким,в зависимости от силы ведущего мотива и т. д.
Мотивационнойсферой человека определяется масштаб и характер его личности. Например, маленький,узкий, единственный мотив гоголевского Акакия Акакиевича — страсть кпереписыванию бумаг — создает картину убогой личности этого человека. СтрастьСкупого рыцаря к наживе формирует личность, подобную высокой пирамиде с узкимоснованием. Заметьте, что мотив стяжательства у него легко подчиняет себе вседругие мотивы: барон не только не испытывает сострадание к должникам, но идержит в нищете своего единственного сына.
Обычноиерархические отношения мотивов не осознаются в полной мере. Они проясняются вситуациях конфликта мотивов. Не так уж редко жизнь сталкивает разные мотивы, требуяот человека сделать выбор в пользу одного из них: материальная выгода — илиинтересы дела, самосохранение — или честь, короче говоря, «Париж — илимесса». И вот один человек жертвует своей «религией» ради«Парижа», другой — остается ей верен. Считайте, что они прошли тестна иерархию мотивов и одновременно на качество личности.
Остановлюсьна следующем очень важном вопросе: развитии мотивов. После всего сказанного длявас теперь должно быть ясно, что этот вопрос важен прежде всего с точки зрениявоспитания и самовоспитания личности.
Прианализе деятельности единственный путь движения — тот, который был проделансегодня: от потребности к мотиву, затем к цели и действию (П-М-Ц-Д). В реальнойже деятельности постоянно происходит обратный процесс: в ходе деятельностиформируются новые мотивы и потребности (Д-М-П). Иначе и не может быть; например,ребенок рождается с ограниченным кругом потребностей, к тому же в основномбиологических.
Какв ходе деятельности образуются новые мотивы? Этот вопрос очень сложен и ещенедостаточно изучен. Однако в теории деятельности намечен один механизмобразования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель(другой вариант его названия — механизм превращения цели в мотив).
Сутьэтого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлениюкаким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е.сама становится мотивом.
Явновь обращаюсь к вашему опыту. Вам, наверное, хорошо знакомы по школьной жизнитакие случаи, когда ученик начинает охотно заниматься каким-нибудь предметомпотому, что ему доставляет удовольствие общение с любимым учителем. Но современем оказывается, что интерес к данному предмету углубился и школьникпродолжает заниматься этим предметом уже ради него самого и, может быть, дажевыбирает его в качестве своей будущей специальности.
Оченьчасто такие «превращения» происходят в научной работе. Известно ливам, что И.П. Павлов получил Нобелевскую премию совсем не за те исследованиявысшей нервной деятельности, которые широко известны? До них Павлов занималсяфизиологией пищеварения и изобрел очень остроумный метод изучения работыжелудка, за что и получил эту премию.
Ивот в ходе своих работ он заметил явление, которое он назвал «психическимотделением слюны» (условно-рефлекторную реакцию слюноотделения), и задалсяцелью выяснить природу этого явления. Вначале для Павлова это была цель, «освещенная»другим мотивом — понять механизмы пищеварения. Однако постепенно онапревратилась в самостоятельный, ведущий мотив, который определил научнуюдеятельность И.П. Павлова на протяжении всей остальной его жизни.
Какововнутреннее содержание этого таинственного и в то же время столь жизненноважного процесса — превращения цели в мотив?
Художественноеописание его можно найти в известном эссе Стендаля «О любви», гдеавтор обозначает его как процесс «кристаллизации».
Стендальсравнивает процесс зарождения чувства любви с тем, что происходит с предметом, когдаон попадает в перенасыщенный раствор соли (в знаменитые зальцбургские копи):если это, например, сухая ветка, то она покрывается кристаллами соли и черезнекоторое время, извлеченная из воды, приобретает вид драгоценности, сияющейалмазами. «То, что я называю кристаллизацией, есть особая деятельность ума,- пишет Стендаль, — который из всего, с чем он сталкивается, извлекает открытие,что любимый предмет обладает новыми совершенствами».
Еслиперевести метаформу Стендаля на язык научных понятий, то процесс кристаллизацииможно представить себе как процесс «выпадения» положительных эмоцийна предмет (или цель) деятельности. Если процесс накопления положительныхэмоций вокруг данного предмета идет достаточно интенсивно, то наступает момент,когда он (этот предмет) превращается в мотив.
Еслиснова воспользоваться метафорой, то можно сказать, что сначала предмет«отражает свет» (положительные эмоции) от других мотивов, а скакого-то момента начинает «светиться» сам, т.е. сам становитсямотивом. Важно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти, толькоесли накапливаются положительные эмоции: например, хорошо известно, что одниминаказаниями и принуждениями любовь или интерес к делу привить невозможно.
Конечно,за деятельностью, которая помещена здесь на первом месте, стоят своипотребность и мотив, однако в данном анализе они как бы выносятся за скобки.
Аналогичныйпроцесс, но только с противоположным эмоциональным знаком и противоположнымрезультатом («изживание» мотива) описан З.Фрейдом как «работапечали».
Итак,предмет не может стать мотивом по заказу даже при очень горячем желании. Ондолжен пройти длительный период аккумуляции положительных эмоций. Последниевыступают в роли своеобразных «мостиков», которые связывают данныйпредмет с системой существующих мотивов, пока новый мотив не входит в этусистему на правах одного из них.
Досих пор нами обсуждалась в основном внешняя, практическая деятельностьчеловека. С ее анализа и началась разработка теории деятельности. Но затемавторы теории обратились к внутренней деятельности. Что же такое«внутренняя деятельность»?
Дляначала представьте себе содержание той внутренней работы, которая называется«умственной» и которой человек занимается постоянно. Всегда ли этособственно мыслительный процесс, т.е. решение интеллектуальных или научныхзадач? Нет, не всегда. Очень часто во время таких «размышлений»человек воспроизводит (как бы проигрывает) в уме предстоящие действия.
Например,Н. собирается повестить книжные полки и «прикидывает», где и как ихрасположить. Оценив один вариант, он от него отказывается, переходит к другому,третьему варианту, наконец выбирает наиболее подходящее, на его взгляд, место.Причем за все время он ни разу «не пошевельнул пальцем», т.е. непроизвел ни одного практического действия.
«Проигрывание»действий в уме входит и в обдумывание поступков. Что человек делает, когдаразмышляет, как поступить? Представляет какое-то действие свершившимся и затемсмотрит на его следствия. По ним он и выбирает тот поступок, который кажетсяему наиболее подходящим (если, конечно, он действует обдуманно).
Какчасто человек, ожидая какое-нибудь радостное событие, опережая время, представляетэто событие уже случившимся. В результате он находит себя сидящим со счастливойулыбкой. Или как часто мы в мыслях обращаемся к другу или близкому человеку, делясьс ним впечатлениями, представляя его реакцию или мнение, ним длительный спор идаже выясняя иногда ведя отношения.
Представляютли все описанные и подобные им случаи внутренней работы просто курьезные факты,которые сопровождают нашу реальную, практическую, деятельность, или они имеюткакую-то важную функцию? Безусловно имеют — и очень важную!
Вчем эта функция состоит? В том, что внутренние действия подготавливают внешниедействия. Они экономизируют человеческие усилия, давая возможность достаточнобыстро выбрать нужное действие. Наконец, они дают человеку возможность избежатьгрубых, а иногда и роковых ошибок.
Вотношении этих чрезвычайно важных форм активности теория деятельности выдвигаетдва основных тезиса.
Во-первых,подобная активность — деятельность, которая имеет принципиально то же строение,что и внешняя деятельность, и которая отличается от нее только формойпротекания.
Во-вторых,внутренняя деятельность произошла из внешней, практической деятельности путемпроцесса интериоризации. Под последним понимается перенос соответствующихдействий в умственный план.
Чтокасается первого тезиса, то он означает, что внутренняя деятельность, как ивнешняя, побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями (неменее, а часто и более острыми), имеет свой операционально-технический состав, т.е.состоит из последовательности действий и реализующих их операций. Разницатолько в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с ихобразами, а вместо реального продукта получается мысленный результат.
Вотношении второго тезиса можно добавить следующее. Во-первых, довольно очевидно,что для успешного воспроизведения какого-то действия «в уме» нужнообязательно освоить его в материальном плане и получить сначала реальныйрезультат. Например, продумывание шахматного хода возможно лишь после того, какосвоены реальные ходы фигур и восприняты их реальные следствия.
Сдругой стороны, столь же очевидно, что при интериоризации внешняя деятельность,хотя и не меняет своего принципиального строения, сильно трансформируется.Особенно это относится к ее операционально-технической части: отдельныедействия или операции сокращаются, и некоторые из них выпадают вовсе; весьпроцесс протекает намного быстрее и т.п.
Хочуобратить ваше внимание на то, что теория деятельности через понятие внутреннейдеятельности в значительной мере приблизилась к описанию своими средствамизнаменитого «потока сознания» В. Джемса. Правда, с помощью этогопонятия удается представить не все содержание этого «потока». Чтобыохватить остальные «содержания сознания», необходимо сделать вслед затеорией деятельности еще один, последний, шаг — в направлении такихтрадиционных объектов психологической науки, как отдельные процессы, илипсихические функции: восприятие, внимание, память и т.п.
Могутли быть эти процессы описаны в понятиях и средствами теории деятельности? Можноли усмотреть и в них структурные особенности деятельности? Оказывается, можно!Более того, советская психология на протяжении нескольких десятилетийзанималась разработкой как раз такого деятельностного подхода к названнымпроцессам.
Дляпримера возьмем восприятие. Я уже говорила, что существует сенсорная функция, т.е. способность получать ощущения. В одной из предшествующих лекций в связи с«иллюзией окна» говорилось о перцептивных навыках и автоматизмах, т.е.о перцептивных операциях, — они тоже имеют место. А вот перцептивные действия, существуютли они? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить, асуществуют ли перцептивные цели? Если да-то им будут соответствовать иперцептивные действия.
Итак,существуют ли перцептивные цели, перцептивные задачи? Существуют, конечно. Всемзнакома задача различения двух сходных раздражителей — вкусов, запахов, звуковыхтонов, цветов. В решении такой задачи упражняются, например, дегустаторы, настройщики,художники. Совсем другой тип перцептивной задачи — обнаружение (например, слабосветящейся цели на экране). В повседневной жизни часто приходится решатьглазомерные задачи, задачи опознания (лиц, голосов, форм) и др.
Длярешения всех этих задач производятся перцептивные действия, которые можноохарактеризовать соответственно как действия различения, обнаружения, измерения,опознания и др.
Представленияо структуре деятельности применимы также к анализу всех остальных психическихпроцессов, и с этим вы будете подробно знакомиться в специальных разделах курсаобщей психологии. Я только хочу указать на то, что теория деятельности даетвозможность по-новому взглянуть на эти классические объекты психологическогоизучения. Она дает возможность осмыслить психические процессы как особые формыдеятельности и применить к ним известные сведения — об общем строениидеятельности, о ее иерархических уровнях, о формах ее протекания, о законахформирования, о связях с сознанием и т. п.
Наэтом я закончила изложение собственно теории деятельности. Мы имеем теперьвозможность вновь обратиться к вопросу о предмете психологии и наконецзавершить его обсуждение, рассмотрев современное его решение.
Итак,какой ответ на вопрос с предмете психологии предлагает теория деятельности? Егоможно найти в Большой Советской энциклопедии в статье «Психология»(написанной А.Н. Леонтьевым и М.Г. Ярошевским). Психология в ней определяетсякак «наука о законах порождения и функционирования психического отраженияиндивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведенияживотных».
Изэтого определения видно, что «деятельность» принимается как исходнаяреальность, с которой имеет дело психология, а психика рассматривается как еепроизводная и одновременно как ее неотъемлемая сторона. Тем самым утверждается,что психика не может рассматриваться вне деятельности, равно как и наоборот:деятель ность — без психики.
Предельноупрощая, можно сказать, что предметом психологии является психическиуправляемая деятельность.
Какже этот ответ непосредственно реализуется в практике психологическихисследований?
Еслипроанализировать конкретные работы (теоретические и экспериментальные), выполненныев советской психологии на протяжении нескольких десятилетий, то можно видеть, чтов них реализуются две самые общие стратегические линии. В русле одной из нихдеятельность выступает как предмет исследования, в русле другой — какобъяснительный принцип.
Например,все уже известные вам представления — об уровневой структуре деятельности, о еединамике, о формах деятельности (внутренней и внешней), о процессеинтериоризации, об отражении структурных особенностей деятельности в сознании ит.п. — есть результат реализации первой стратегической линии. Применение жепонятий и положений теории деятельности к анализу психических процессов, сознания,личности — есть результат реализации второй линии. Конечно, обе«линии» тесно переплетаются и успехи в развитии первой создаютсяоснову для развития второй.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.psyarticles.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.