/>/>/>/>/>/>
Для рассмотрения основных вопросов реферата необходимо провести разграничениеосновных понятой используемых в ходе работы.
Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) — часть психотерапии, врачебныйметод исследования, развитыйЗ. Фрейдом для диагностики и излечения истерии.Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытыхсвязей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится напредположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенностисексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферыбессознательного (которое мыслится как область господства сексуальныхстремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожаетдуховному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных "комплексов"видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий),и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе ("анализе") можнобыло свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их(путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить имвозможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному("либидо") центральную роль,рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господствабессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.
Исходя из вышеизложенного, сущностьпсихоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях:
психоанализ — как метод психотерапии;
психоанализ — как метод изучения психологии личности;
психоанализ — как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.
Рассмотрев основной психологический смысл психоанализа, в дальнейшем мы будем обращаться к нему как мировозренческой системе.
В результате творческой эволюции З.Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющейсвоими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами:Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я(супер-эго).
Под Оно (ид) понималась наиболеепримитивная инстанция, которая охватывает всеприрожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничегоне знающее ни о реальности, ни об обществе. Онаизначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворятьинстанция Я (эго).
Эго — следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов,позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями.
Эго посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, таки из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательнымиреакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма,запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний,контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид).
Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго), котороеслужит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующимагентом. Если ид предопределен генетически, а Я — продукт индивидуальногоопыта, то супер-эго — продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникаетв раннем детстве (связано, согласно Фрейму, с комплексом Эдипа) и остаетсяпрактически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодарямеханизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. ЕслиЯ (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид), но в противовессверх-Я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувствавины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я частодействует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлениемразличных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных «защитныхмеханизмов'' — вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснениеозначает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений кдействию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивироватьповедение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности.Регрессия — соскальзывание не более примитивный уровень поведения или мышления.Сублимация — один из механизмов, посредством которого запретная сексуальнаяэнергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности,приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации являетсятворчество.
Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло втайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, „преисподнюю“психики. Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из видудругой важный аспект: открытие Фрейдом сложных, конфликтных отношений междусознанием и неосознаваемыми психическими процессами, бурлящими за поверхностьюсознания, по которой скользит при самонаблюдении взор субъекта. Сам человек,полагал Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложногоустройства собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями,взрывами. И здесь на помощь призван прийти психоанализ с его методом „свободныхассоциаций“. Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял дваинстинкта, движущие поведением инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт,обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Этот второй инстинкт былвозведен Фрейдом в разряд психологической догмы (ссылка на Юнга) и назван — либидо.Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепогоинстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человекиспытывает, когда эта энергия разряжается. Подавленное, вытесненное сексуальноевлечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациямего пациентов. Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом. Исследуя своисобственны сновидения Фрейд, пришел к выводу, что»сценарий" сновидений при его кажущейся нелепости не что иное,как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах — символах этойформы ночной жизни.
Идея о том, что на наше повседневное поведение влияютнеосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге «Психопатологияобыденной жизни» (1901). Различные ошибочные действия, забывание имен,оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостьюпамяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничегослучайного в психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. Вдругой работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905)шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения,созданного теми ограничениями, которые накладывают на сознание индивидаразличные социальные нормы.
Схема психосоциального развития личности от младенческоговозраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицупротивоположного пола рассматривается Фрейдом в «Трех очерках по теориисексуальности» (1905). Одной из ведущих версий Фрейда является Эдиповкомплекс, как извечная формула отношения мальчика к родителям: мальчикиспытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызываети ненависть и страх.
В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в своюсхему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинктстремления к смерти (Тонатос как антипод Эросу), по Фрейду, этот инстинктвключает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Тонатос имелось в виду нетолько особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление кагрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природечеловека биологического побуждения.