Реферат по предмету "Прочее"


Виды библиотечных инноваций

Основные виды библиотечных инноваций» Выполнила: Студентка 421 группы Научный руководитель: Устинова О.Ю. Санкт-Петербург 2009 Содержание Введение 3 Инновационный процесс и инновационная деятельность 4 Объекты и виды инноваций 5 Механизм выбора инноваций 8 Реализация инноваций 9 Заключение 13 Список использованной литературы 14


Введение На переломном этапе развития общества пересматриваются многие традиционные методы библиотечной работы, возникает необходимость обновления и обогащения прежних теоретических и практических установок с тем, чтобы лучшим образом ответить на многочисленные вопросы времени. Основу инноваций составляет профессионализм. Когда инновация осознана, она становится нововведением – общим достоянием. Истинность инновации заключается в её позитивном влиянии на качество обслуживания,


когда у каждого читателя растёт удовлетворенность работой библиотеки. Нововведения нуждаются в регулярном отслеживании, экспертной оценке. Задача методических отделов – вовремя заметить положительный опыт библиотеки, и проанализировать его. Процесс разработки инновационных проектов – дело достаточно трудоемкое. Требуется усилия со стороны и руководителей библиотек, и молодых специалистов для осуществления задуманного,


финансовое обеспечение инновационной работы библиотекарей, информационная поддержка их творчества. Таким образом, инновации в библиотечной сфере являются острой проблемой, требующей изучения. В своей работе я охарактеризовала инновационную деятельность в библиотечной сфере и рассмотрела различные виды библиотечных инноваций. 1. Инновационный процесс и инновационная деятельность Инновационный процесс в теории инноватики определяется совокупностью работ инновационной деятельности,


которые регламентированы этапами их организации, ресурсного обеспечения от зарождения перспективной идеи до создания новых продуктов, услуг или техники, их коммерциализации в условиях конкуренции. Инновационный процесс, рассматриваемый с различных позиций, имеет свои особенности. Во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное проведение научно-технологической деятельности, осуществление инвестиций и маркетинга.


Во-вторых, он предстает в виде сменяющихся фаз жизненного цикла продукции. В-третьих, его можно рассматривать как инвестиционный проект по стадиям финансирования исследований и разработок, распространения новых продуктов и услуг, их коммерциализации. В современной концепции инноватики различают нововведения-продукты, нововведения-процессы и модификацию продуктов (включая сферу услуг). Все они рассматриваются как направления инновационной деятельности,


осуществляемой в целостной системе управления инновациями «Наука>технология>экономика>обр азование». Следовательно, инновационная деятельность включает в себя, помимо инновационных процессов, широкий спектр работ как по освоению наукоемких и ресурсосберегающих технологий, так и по эффективному использованию приобретаемых лицензий, раскрытию ноу-хау и т.п. Непременным и обязательным направлением инновационной деятельности является распространение и тиражирование,


т.е. диффузия новых изделий, технологий, методов организации производства и управления. 2. Объекты и виды инноваций Основными объектами инноваций являются: - услуги и продукция; - библиотечная технология; - организационное развитие библиотеки; - социальная база изменений. К основным видам инноваций относят: - продуктовые и сервисные инновации, когда изменению подлежат услуги и продукция; - технологические инновации, если меняются процессы библиотечной технологии; - организационные


инновации, когда производятся структурные изменения, реорганизуются существующие отделы или создаются новые; - социальные инновации, если подлежат изменению методы управления библиотечным персоналом, традиции формирования коллектива и прочие социальные аспекты. Все указанные виды инноваций (продуктовые, технологические, организационные и социальные), в свою очередь, подразделяются на радикальные (базисные) и модифицирующие (улучшающие) инновации.


Первые предусматривают использование принципиально новых подходов, замену старых объектов новыми, а вторые – улучшение существующих объектов, модернизацию услуг /продукции, технологии, организационных и социальных приемов управления. Инновации чаще всего инициируются потребителями и обусловлены потенциальным спросом на новые виды услуг и продукцию, дискомфортом и снижением качества обслуживания, повышением цен на определенные виды ресурсов, неудовлетворенностью сотрудников результатами своей работы и пр.


Любые достаточно серьезные изменения в одной сфере деятельности библиотеки (изменения одних объектов), как правило, требует незамедлительных изменений в сопряженных участках, а иногда и общей перестройки управления библиотекой. Особое воздействие на перестройку всей системы управления организацией оказывает реализация базисных инноваций. Использование принципиально новых подходов, технологий, замена старых объектов новыми, как правило, вызывает необходимость во внедрении комплекса взаимосвязанных новшеств,


как называемых, инновационных кластеров. Кластером в инноватике называется совокупность инноваций, сконцентрированных на определенном отрезке времени и в определенном пространстве в виде целостной системы новых продуктов, технологий и организационных преобразований. Так, к примеру, внедрение автоматизированных средств учета и обработки информации обязательно повлечет изменение всех технологических процессов организации обслуживания, отразится на комфортности библиотечной


среды, как для пользователя (в части скорости выполнения запроса и получения информации (документа), так и для библиотечного сотрудника в части сокращения рутинных операций при поиске и предоставлении информации, выдачи документов). Это, в свою очередь, повлечет изменение (расширение или сокращение) традиционных функций отделов библиотеки, проведения сотрудников, качества их деятельности. При этом совершенствование одного отдельно взятого направления совсем не обязательно приведет к улучшению


деятельности библиотеки в целом. В сфере любого производства важнейшим объектом изменений являются итоговые продукты (товары и услуги) деятельности организации, при изменении которых создаются продуктовые инновации. Изменения в продуктах (товарах/услугах) связаны с изменениями в технологии их создания и предоставления (технологическими инновациями). В конечном итоге, именно в целях максимально полного и оперативного удовлетворения потребностей пользователей библиотек преобразований в области организационной структуры


библиотек и совершенствование методов управления персоналом должно привести не только к снижению затрат, (издержек) и к повышению эффективности библиотечной деятельности, но и к повышению качества обслуживания, к выгодам для пользователя. Продуктовые и технологические инновации видимы для пользователя и различных категорий партнеров библиотеки, быстро становятся известными профессиональному сообществу. Изменения в ассортименте и технологии обслуживания повышают интерес к библиотеке различных групп общественности


(представителей СМИ, власти, бизнес структур и пр.), привлекают к сотрудничеству с ней новых партнеров, спонсоров и меценатов, издателей и специалистов методических центров. Социальные и организационные инновации распространяются на внутреннюю «жизнь» библиотеки, касаются средств и способов управления, развития творческих способностей, методов формирования инновационной культуры. Они основываются на традициях библиотеки, зависят от позиции ее руководителя, его активности,


личностных и деловых качеств как лидера и организатора перемен. Важнейшим объектом инновации являются услуги и продукция, инновационными изменениями подвержено все, что связано с их созданием и использованием: технология, сервис, социальные отношения. Поэтому особое значение имеет разработка кластеров, включающих комплекс взаимосвязанных продуктовых, технологических организационных и социальных инноваций.


При выборе объектов инноваций определяется то направление деятельности, которое в наибольшей степени нуждается в изменении в соответствии с поставленной целью развития и при модернизации которого, библиотечный персонал смог бы проявить свои способности и достичь позитивных результатов. Любая библиотека стремится не только к определению противоречий ограниченности ресурсов, снижению затрат (издержек), но и к получению хозяйственных и социальных выгод.


В конечном счете, любые инновации должны влиять на рост удовлетворенности результатами своего труда как пользователей библиотеки, так и ее сотрудников, повышать лояльность всех участников библиотечной деятельности, формировать социальный престиж библиотеки. 3. Механизм выбора инноваций 1. Анализ внешней среды, т.е. шансов и угроз эффективному функционированию библиотеки; 2. Выявление противоречий и недостатков, предложений и претензий, характеризующих внутреннюю


среду библиотеки и свидетельствующих о необходимости изменений; 3. Определение инновационной стратегии; 4. Определение основной цели деятельности на ближайшую перспективу и ее конкретизация, путем выделения подцелей 1,2,3 уровней (построение дерева целей). 5. Определение тактических приемов, позволяющих реализовать поставленные цели каждого уровня и сформулировать необходимые для реализации цели (и подцели) инновационные идеи.


6. Определение последовательности осуществления изменений и составление замысла (структуры) инновационного кластера. 7. Определение путей ресурсного обеспечения, подготовка базы для разработки целевых программ, инновационных проектов и программ и проектов поддержки инновационной деятельности (фандрейзинговых программ). 4. Реализация инноваций Классификация человеческих потребностей по иерархически построенным группам, последовательность которых указывает на порядок появления потребностей в процессе индивидуального


развития, а также на развитость в целом мотивационной сферы, была предложена А.Маслоу. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают личностные взросления следующие семь классов потребностей: 1. потребности физиологические (органические) 2. потребности в безопасности 3. потребности в принадлежности и любви 4. потребности уважения (почитания) 5. познавательные потребности 6. эстетические потребности 7. потребности в самоактуализации


В инноватике считается, что в основе любой новой услуги/продукции должна лежать базовая потребность, то есть та основная нужда пользователя, мотивирующая его обращение в библиотеку за необходимой ему услугой/продукцией. Базовая потребность формирует замысел новой услуги/продукции. Замысел продуктовой инновации строится на понимании основной выгоды, получаемой потребителем при удовлетворении базовой потребности. Именно выгода для пользователя определяет основные характеристики (свойства) услуги


/продукции, которые учитываются при производстве нового продукта. Каждая базовая потребность требует удовлетворения еще целого комплекса сопутствующих потребностей, неразрывно с ней связанных. Поэтому при разработке продуктовых инноваций возникает необходимость в определении комплекса возможных дополнительных сервисных услуг, так называемого «подкрепления», обеспечивающего гарантии, стимулирование и дополнительное обслуживание.


Основные понятия, характеризующие продуктовые изменения в библиотеках: Инновационной считается продукция, подвергавшаяся изменению свойств. Она включает новые (вновь внедренные) или усовершенствованные изделия. Считается, что термин «новая продукция» соответствует понятию «базисная или радикальная продуктовая инновация», а термин «усовершенствованная продукция» - понятию «инкрементальная или модифицированная


продуктовая инновация». Понятие «инновационная продукция» соотносится с понятием «новый товар». Й.Шумпетер считал, что «новыми» могут быть названы лишь те товары, которые совершенно неизвестны потребителю, однако в современной зарубежной деловой практике «новым» считается любой товар, выпускаемый фирмой не более 4 лет. Поэтому новизна товара выступает не существенной, а качественной характеристикой. По степени новизны различают следующие «новые» товары: - абсолютно новый товар, не имеющий аналогов


в мире (100% новизны); - с высокой степенью новизны, не имеющий аналогов в мире (80%); - значительной степени новизны, основанный на принципиальном изменении потребительских свойств товара (60%); - достаточной степени новизны, основанной на принципиальной технологической модификации изделия (40%); - малой степени новизны, включающей изменение внешних параметров (20%); - ложной степени новизны, заключающейся в имитации и бессмысленной модификации изделия. Наибольшее распространение получили новые товары со значительной,


достаточной и малой степенью новизны. Коль скоро библиотечной профессии присущ большой запас инерции, то оптимальный вариант обновления библиотек – постепенная модернизация. В одном случае простые элементы заменяются более сложными, в другом, наоборот, упрощаются технологические процессы. Специалисты в области инноваций считают, что они представляют социальную ценность лишь в том случае, когда поддаются трансляции, т.е. могут быть воспроизведены.


Формы воспроизводства различны. Наиболее простой способ – экстраполяция, т.е. перенесение готовых устоявшихся образцов и ценностей на ту или иную предметную область. При этом ученые подчеркивают, что экстраполяция как тип воспроизводства всегда условна, подразумевает тождество средств, целей, возможностей там, где их может и не быть. Тогда есть риск получить смесь «французского с нижегородским», ту самую упоминавшуюся выше эклектику,


которая выявляет отсутствие новых смыслов. Другая форма воспроизводства инноваций – интерпретация. Она неотделима от экстраполяции и одновременно противоположна ей. И та и другая рассматривают и осваивают новое как нечто уже известное. Но экстраполяция делает упор на поддержание достигнутого, использует новые явления, не меняя основательно старое содержание. Посему заимствованный и механически перенесенный на другую почву чужой опыт выглядит


инородным телом. Интерпретация же всегда придает особую осмысленность заимствованию, наполняет его новым содержанием и по возможности новыми целями, закрепляет связь между уже сложившимися и случайными структурами; в отличие от экстраполяции формирует соответствующую новым смыслам систему ценностей. На памяти библиотекарей десятки кампаний, целью которых было повсеместное внедрение той или иной «инновации»: от жесткой стандартизации обслуживания до бригадного абонемента и пр. и пр.


Большинство из них рано или поздно практика безотчетно или осознанно отбрасывала. Они не соответствовали ни ресурсной базе большинства библиотек, ни (и это главное) менталитету библиотекарей, их профессиональным представлениям. Тем более важно учитывать данное обстоятельство, заимствуя содержательные элементы зарубежного опыта. Еще один вариант освоения инноваций – заимствование форм деятельности из сопредельных сфер знания. Так, библиотеки стали открывать литературно-музыкальные салоны, выставки изобразительного


искусства, клубы, центры беженцев и переселенцев, кружки по изучению языков, компьютерные классы – вплоть до статусного изменения своей организации (Гуманитарный центр молодежи). При этом заимствование выступает не как механическое подражание, а как творческий акт, экстраполяция, позволяющая использовать уже апробированный опыт или алгоритм поведения для анализа и оценки новой ситуации. Заключение В качестве вывода хотелось бы отметить, что отсутствие новых идей – показатель


неблагополучия коллектива. Если мы осознаем эту истину, то получим и сильные профессиональные кадры, и высокий общественный престиж библиотеки, и собственное удовлетворение от работы, то есть все то, к чему стремимся. Бесспорно, экономический расчет или компьютеризация необходимы библиотекам. Нельзя обойтись и без рекламы. Утверждать обратное – глупо. Но строго должен соблюдаться главный принцип инноватики – целесообразность, которая возможна только


с опорой на культурные традиции региона. В противном случае все оборачивается псевдоноваторством, хорошо знакомой многим показухой и отторжением читателей от библиотеки. Иной раз даже в сельской библиотеке слишком много внимания уделяется интерьеру (цветочкам и рушникам, последние от старости не только пожелтели, но превращаются в пыль от прикосновения). При этом отсутствует информационный стенд с правилами пользования библиотекой, нет свободного доступа


к фонду, неудобно расположены места в читальном зале, равнодушные лица библиотекарей. Инновации необходимы на современном этапе переустройства библиотек, важно только, чтобы они были направлены в нужное русло. Список использованной литературы: 1) Власова И.Н. Традиции и инновации в библиотеке// Библиотека. – 1999. – №6 – С.39-44. 2) Инновации в библиотеках /Е.Ю. Качанова;


СПбГУКИ. – СПб.: Профессия, 2003. – 318с. – (Библиотека). 3) Инновационный менеджмент: справ. пособ./Под ред. А.К. Казанцева, Л.Э.Миндеди. – СПб.: Наука, 1997. – 125с. 4) Карташов Н.С. Инновационные процессы: общее и частное //Библиотека. – 1998 №3. – С.39-42. 5) Комиссарова Л.Д. Традиционные и инновационные аспекты планирования: размышления методиста


// Новые методы и старые принципы // Библиотековедение. – № 4. – С. 35-40. 6) Кривова Н. Новые методы и старые принципы // Библиотека. – 1999. – № 1. – С.24-25. 7) Богатов Б. Автоматизация в библиотеках России// Библиотекарь. – 1991. – №10. – С.24-28. 8) Матлина С.Г. Взаимосвязь библиотечных традиций и инноваций //Библиотековедение. – 1993.


– №4. – С.18-32. 9) Матлина С.Г. Инновационное творчество библиотекарей в контексте социокультурной динамики //Библиотековедение. – № 2. – С. 39-53. 10) Цыганова Н.Н. Управление нововведениями // Мир библиотек сегодня. – 1998 № 2. – С.44-49.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМАНД
Реферат Этико правовые механизмы аудиторского дела
Реферат современные методы мотивации труда
Реферат Стандартизация. Задачи стандартизации в области объектов коммерчекой деятельности
Реферат Elizabeth II, Elizabeth I, Queen Victoria
Реферат Взаимодействие права и религии
Реферат Adsl Modems Essay Research Paper Does the
Реферат Банківські операції з пластиковими картками
Реферат Банковская система Республики Казахстан проблемы и перспективы её развития
Реферат Взаимодействие органов дознания и следствия
Реферат Банк России его функции и взаимоотношения с кредитными организациями
Реферат Банковская система России и современные особенности ее функциониро
Реферат Банковская система Италии
Реферат Скосарь репный
Реферат Бизнес-модель XXI века — компания, которая занимается лишь маркетингом и продвижением своего брэнда