Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Психология как ремесло и искусство-2

Эссе выполнено студенткой 5 курса 51группы д/о Шевяховой Валентиной
Московский государственный университет им.М. В. Ломоносова
факультет психологии
кафедра общей психологии
2002
Так,совершенно отлично от того, что теперь считается искусством, будет искусствобудущего и по содержанию, и по форме. Содержанием искусства будущего будуттолько чувства, влекущие людей к единению или в настоящем соединяющие их; формаже искусства будет такая, которая была бы доступна всем людям.
Л.Н.Толстой, «Что такое искусство?»
Довольночасто люди, рассуждая о соотношении ремесла и искусства, склонны ихпротивопоставлять, делать взаимоисключающими понятиями, у которых не может бытьпересечений. В результате таких противопоставлений мы получаем две, чуть ли невраждебные, но уж точно конкурирующие, «группировки»: людитворческие, люди от искусства, живущие в мире фантазий, вымысла, красивых,волшебных, творческих идей, — и люди «работящие», которых окружает обыденность,простота, приземленность, деятельность которых можно алгоритмизировать имеханизировать. Данное эссе преследует две цели. Первая — это акцентировать тотфакт, что ремесло и искусство могут мирно сосуществовать друг с другом.Понимание статуса психологии в данном измерении «искусство — ремесло»важно потому, что помогает занять психологии устойчивую позицию в системеценностей этого мира. В результате мы можем ответить на такой, например, вопрос:«Может ли каждым быть психологом, или же психология — это серьезнаяпрофессия, призвание, которое является достоянием избранных, достояниемпрофессионалов?». Вторая цель данной работы — это показать статуспсихологии как науки, которая одновременно принадлежит и к роду ремесла, и кроду искусства.
Передтем, как рассуждать о месте психологии, следует все же определить, что же такоеесть искусство и что такое есть ремесло.
Что такое ремесло?
Ремесло,согласно толковому словарю русского языка, принимает, два значения: «1.Требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-л. изделий ручным,кустарным способом. 2. Профессия, занятие».  В своем первом значении«ремесло» несет в себе несколько уничижительную характеристику:выполнять нечто кустарным способом, — значит, заниматься«самодеятельностью», непрофессионально, «на коленке» что-томастерить (в прямом и переносном смысле слова). В этом смысле, ремесленник — это любитель, владеющий определенными навыками и выполняющий определенную работуна среднем уровне. Рассматривая ремесло в первом значении, мы можем иметь ввиду «товарную психологию»: «…Спешащая за модой психология редуцируется в«массовый товар», становится обезличенной, стереотипной, стандартной идействует по конформистской формуле самодовольного практицизма «чего изволите»»[1]. В этом случае психология начинает походить на профанацию, спекуляцию,когда за столь выгодным именем «психология» скрывается, с однойстороны, стремление к манипуляции, а с другой — желание подстраиваться под настроениеи вкусы общественности, то есть согласие быть самим объектом манипуляции. Вэтом случае психологом гордо именует себя чуть ли не каждый и, прочитав парупопулярных книжек а-ля «Психология — это просто!» претендует навладение психологическими техниками и умение лечить людей от «душевныхболезней». Знание психологии тогда сводится к бездумному применениюпсихологических приемов к конкретной психологической реальности, а такназываемый «психолог» становится не врачевателем, а губителем душ. Всвоем втором значении слово «ремесло» является синонимом слов«работа», «профессия» и поэтому имеет вполне уважительныйстатус: ремесло — это та работа, которой человек зарабатывает себе на жизнь и вкоторой может быть настоящим профессионалом.
Что такое искусство?
Вопросо том, что такое искусство, может стать предметом столь же активных дебатов,как и само обсуждение того, является ли психология искусством или ремеслом. Тотже самый толковый словарь русского языка дает искусству весьма общее ипримитивное определение: «Искусство — это творческое воспроизведениедействительности в художественных образах; творческая художественнаядеятельность». Гораздо более осмысленное определение искусству дается вфилософском словаре: «Искусство — одна из форм общественного сознания,специфический род практически-духовного освоения мира» (отметимопределение «практически-духовное»!). И далее: «В более широкомзначении искусство относят к любой форме практической деятельности, когда онасовершается умело, мастерски, искусно в технологическом, а часто и вэстетическом смысле». Итак, искусство можно понимать и как высшую форму, вкоторой может существовать профессионализм.
Противопоставление ремесла искусству
Насколькоправомерно противопоставлять ремесло искусству, искусство — ремеслу? Ремесло каккустарная работа, несомненно, с искусством несовместима. Но ремесло как работа,профессия вполне может мирно и очень успешно сосуществовать с принадлежностью кискусству.
Идействительно, интересный факт: оказывается, изначально все формы художественноготворчества, ремесла и вообще любых навыков обозначались одним словом; так, вроманских языках слова, обозначающие «искусство» и«ремесло», восходят к общему латинскому корню «ar» [8]. Следовательно, мы имеем правоне противопоставлять ремесло и искусство друг другу, а наоборот, совмещать их,с той оговоркой, что мы понимаем ремесло как профессию, а не как неумелоевыполнение какой-либо деятельности.
Психология как ремесло и искусство
Такимобразом, ремесло и искусство совместимы; но является ли психология и ремеслом,и искусством одновременно? На этот вопрос можно давать совершенно различные,конкурирующие ответы. Так, существует и точка зрения, согласно которойискусство и психология должны противопоставляться друг другу. Например, Г.Оллпорт в своей работе «Личность: проблема науки или искусства?» [5]говорит так: «Имеются два принципиальных подхода к детальному изучениюличности: литературный и психологический. Личность — реальная, существующая,конкретная часть психической жизни, существующая в формах строго единичных ииндивидуальных. Художники творят; психологи только собирают. Наука всегда имеетдело с общим, искусство — всегда с особенным, единичным. Личность никогда не»общее", она всегда «единичное». Литература и психология являютсяконкурентами (выделено мной — В.Ш.), двумя методами, имеющими дело сличностью…Каждый подход имеет свои достоинства, и оба нужны для комплексногоизучения богатства личности". Можно ли не согласиться с Оллпортом в том,что искусство противостоит науке, и, следовательно, психологии (если мыпричисляем психологию к числу наук)? С точки зрения Оллпорта, искусство отнауки отличается тем, что имеет дело с индивидуальным, единичным (и производиттоже индивидуальное и единичное); наука же занята формулировкой общих законов, ане коллекционированием частных случаев.
Даи являются ли литература и психология конкурентами? Возможно ли сотрудничествомежду литературой и психологией? Думаю, на этот вопрос также можно ответитьутвердительно. Мнение: «Все, что сейчас изучается психологией, уже давнобыло описано в литературе», — секретом не является и с некоторыммазохизмом даже высказывается некоторыми психологами. Значит, если мыпредположим, что психология конкурирует с литературой, то придем кнеутешительному выводу: психология просто хочет оспорить все открытиялитературы и присвоить их себе, то есть, попросту говоря, «зановоизобрести велосипед». Но это не так, литература и психология не могут бытьконкурентами хотя бы потому, что действуют в разных сферах и имеют в своемраспоряжении различные средства; литература предполагает свободный полетфантазии, вымысел, работу с языком и текстом упор на форму; ей простительнынеточности. Наоборот, психология предполагает оперирование объективнымиданными, точность, фактичность, ей непростительны отклонения от научной истины.Литература и психология не могут быть конкурентами именно потому, что перваяимеет дело с единичным, а вторая — с общим. А раз литература и психология непротивники, значит, они могут «действовать сообща», в сплоченном итесном союзе. Литература может поставлять психологии материал для новых научныхпсихологических исследований, а психология — способствовать более глубокойрефлексии писателей, давать им повод для новых характеров и сюжетов. Существуети еще один вариант сотрудничества психологии с литературой: литература можетбыть средством, с помощью которого психология будет сообщать полученные еюзнания. Примером здесь может служить довольно молодой, но уже заслужившийизвестность жанр «психотерапевтических новелл». В этом жанреработает, например, известный американский психотерапевт И. Ялом (а такжеБьюдженталь, Мэй и др.), написавший такие книги, как «Лечение отлюбви», «Когда Ницше плакал», и т.д. Интересна история появленияна свет этих книг. Существующие сейчас как самостоятельные литературныепроизведения, изначально они были написаны И. Яломом как учебное пособие длястудентов, обучающихся по специализации «психотерапия»! Итак, Яломочень удачно сочетает друг с другом и литературу, и искусство, создаваянастоящие, интересные, глубокие, захватывающие психотерапевтические романы.
Нопричастность психологии к области искусства не ограничивается только дружбой слитературой. Давайте обратимся к трактовке, которую давал искусству Л. С.Выготский: «Искусство – важнейшее средоточие всех биологических и социальныхпроцессов личности в обществе, оно есть способ уравновешивания человека с миромв самые критические и ответственные минуты жизни». Итак, искусство«уравновешивает человека с миром». Чем, как не разрешением конфликтовчеловека с окружающим миром (и с самим собой) занимается психотерапия? Именнодля этого психотерапия и существует: для того, чтобы люди научились жить в«мире с самими собой», чувствовать жизнь во всей ее полноте, бытьоткрытыми этому миру. Вероятно, можно провести параллель между идеей Выготскогооб искусстве как «уравновешивании человека с миром» и представлениемо творчестве (здесь, ни в коем случае, не имеется в виду, что искусство итворчество идентичны!) Р. Мэя. Вот как смотрит на творчество Р. Мэй: «Главное,что отличает творческий акт – то, что он является встречей… встречей может бытьидея, внутренний образ…ученый также оказывается в подобной ситуации встречи,когда приступает к экспериментам, к решению своих научных задач» [4]. Этавстреча  может произойти и в психотерапевтическом процессе, и при формулировкеновой научной гипотезы. Таким образом, если мы не противопоставляем науку итворчество, почему мы должны противопоставлять науку и искусство?
Нодаже в этом случае у психологии сохраняется уникальный статус: можнопредположить, что, скажем, практическая психология, психологическоеконсультирование, психотерапия как раз занимают такое промежуточное положениемежду наукой и искусством, когда на основе общих законов, выработанных научнойпсихологией, работают с индивидуальными случаями. К. Юнг, отец аналитическойпсихологии, в своем докладе «Цели психотерапии», прочитанном в 1929году на конгрессе Немецкого психотерапевтического общества, говорил: «Ястараюсь принимать решения о терапевтических целях на основе чистого опыта. Этоможет показаться странным, ведь обычно предполагается, что у терапевта естьцель. Мне кажется, в психотерапии как раз полезно, чтобы у врача не былослишком определенной цели».  Таким образом, можно сказать, что в процессеконсультирования, психотерапии психолог всегда должен полагаться на своюинтуицию, психотерапевтическое чутье, быть невероятно гибким в примененииметодов психотерапии, виртуозным при установлении контакта с клиентом и т.д.
«Конечно,консультирование – это искусство, но искусство, которому можно специальнообучиться и совершенствоваться в нем, причем больше, чем в музыке илиживописи», — вот как считает Р. Мэй. Г. Боун в кн. Мэя говорил:«Консультирование – это, скорее, не профессия, а техника или искусство, котороедолжно применяться как часть более широких обязанностей в профессиях,предполагающих длительное общение с людьми…» [3].
Главное- не спутать истинное искусство с поддельным. Как говорил Л. Н. Толстой в своейстатье «Что такое искусство?»: «Настоящее произведение искусстваможет проявляться в душе художника только изредка, как плод предшествующейжизни, точно так же как зачатие ребенка матерью. Поддельное же искусствопроизводится мастерами, ремесленниками безостановочно, только бы были потребители»[7]. Похожей точки зрения придерживался и Р. Мэй (который, правда, выражал своюмысль не столь резко и категорично, как Толстой): «Необходимо различатьискусство подражания и искусство подлинное….ничто так не затемняет сущноститворчества, как взгляд на него с позиций возможности интересно провестисвободное время» [4].
Искусство будущего
Вэпиграф данного эссе вынесена цитата из книги Л. Н. Толстого «Что такоеискусство?», к которой хотелось бы обратиться еще раз: «Так,совершенно отлично от того, что теперь считается искусством, будет искусствобудущего и по содержанию, и по форме. Содержанием искусства будущего будуттолько чувства, влекущие людей к единению или в настоящем соединяющие их; формаже искусства будет такая, которая была бы доступна всем людям». Может липсихология попытаться претендовать на этот статус — статус одного из видовискусства будущего? Рискуя быть обвиненной в идеализме, все же решусь ответитьна этот на этт вопрос утвердительно. Действительно, психология (в лице консультированияи психотерапии, как практического воплощения научной психологии) может быть, даи, как мне кажется, изначально направлена на объединение людей друг с другом,на «уравновешивание человека с миром». И в возможностях психологиистать той самой, доступной всем людям, формой искусства, искусства подлинного,истинного, несфабрикованного, настоящего. Главное — не позволять себе снижатьпланку, то есть, не жертвовать качеством в пользу количества; акцент напопуляризацию психологии не означает, что при этом она должна стать этаким«ширпотребом», той самой «товарной психологией» в угодуклиенту. Только в этом случае она сохранит право называться как ремеслом (вуважительном смысле этого слова), так и искусством (ведь «недоискусства»не бывает, как не бывает «первой», «второй» и«третьей» свежести; нечто может либо быть, либо не быть искусством).
Список литературы
АсмоловА.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассическойпсихологии. М, «Смысл», 2002.
Л.С.Выготский. «Психология искусства», Речь, 2001 г. Стр. 336
МэйР. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевноездоровье. М, 2002.
МэйР. Мужество творить. М, 2001.  стр. 34
Г.Олпорт. «Личность: проблема науки или искусства?». Психологияличности: тексты. М., 1982.С. 208-215.
Толковыйсловарь русского языка, М, 81 г., под ред. Евгеньевой.
Л.Н.Толстой. «Что такое искусство?».
Философскийэнциклопедический словарь, М, 1983 г.
ЮнгК. Г. Психология переноса. М., 1997 г.
ЯломИ. «Лечение от любви». М, 1997 г.
ЯломИ. «Когда Ницше плакал». М., 2001 г.
Yalom I. The Yalom Reader. Basic Books, Inc., 1998. pp. 244-254


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат TEENAGE MOTHERS Essay Research Paper Becoming a
Реферат Вплив грошової оцінки на ринок земель у м Києві стан проблеми та перспективи розвитку
Реферат Анализ материальных затрат на предприятии 2
Реферат Проблемы адаптивного тестирования и адаптации тестов к национальным и личностным особенностям тестируемых
Реферат Filippo Brunelleschi Essay Research Paper Filippo Brunelleschi13771446
Реферат Untitled Essay Research Paper Journalism on the
Реферат Інструкція з охорони праці № для вчителя зош І-ІІІ ступенів
Реферат Способы передачи американских реалий (на материале романов Т. Капоте)
Реферат К проблеме ценностных критериев пролетарского литературного движения в россии в 20-х годах XX века
Реферат Формирование зависимости от ролевых компьютерных игр
Реферат Основы философии 2 Понятие науки
Реферат Линия "Формализация и моделирование" учебного курса "Информатика"
Реферат Pearl Harbor 5 Essay Research Paper HumanitiesOn
Реферат Влияние реформ Петра I на развитие учета в России
Реферат Food Production 2 Essay Research Paper Over