Психологияповедения – общепсихологическая концепция личности начала XX в., разработаннаяЖане. Психология поведения примыкает к теориям социальной обусловленностипсихики и развития личности, а также к французской социологической школе,представители которой рассматривали личность прежде всего как продуктсоциального развития. Стремясь преодолеть разрыв психики и поведения,Психология поведения была направлена против ассоциативной психологии ибихевиоризма. Основана на категориях – «активность»,«деятельность», «действие», «психическаяэнергия», «психическое напряжение», «психологическиеуровни», «психологический автоматизм», «психическаясила» и др. В этих понятиях П. п. объясняет неврозы, психастении, истерии,травматические реминисценции и др., которые трактует, исходя из единстваэволюции психических функций в фило- и онтогенезе.
Воснову понимания и развития личности в Психология поведения положено учение оповедении. Психика человека развивается в сотрудничестве с др. людьми преждевсего благодаря общению. Для доказательства социальной обусловленности психикиПсихология поведения рассматривает процесс памяти. Если на ранних этапахразвития ребенка наиболее представлена ассоциативная память, то у зрелогочеловека более развит опосредствованный характер мнестической деятельности.
ВПсихология поведения различаются извне наблюдаемая активность организма и образдействия как осмысленная, наполненная психологическим содержанием деятельностьчеловека Поведение человека включает не только видимую активность, но ивнутреннее психическое содержание, которое становится неотъемлемой частьюповедения, его регулирующим звеном. Основной клеточкой социальной жизниявляется социальное действие, понимаемое как отношение сотрудничества, прикотором один индивид выполняет первую часть действия, а другой – вторую.Психическое рассматривается как составная часть поведения, действия. Различныепсихические процессы представляют собой явления, подготавливающие ирегулирующие действия. Так, психическое может выступать«подготавливающей» частью действия (желание), регулятором действия(чувства), «неполным» действием (мышление).
Выделяютсясемь уровней поведения человека К первому, самому низкому, уровню поведенияотносятся рефлекторные акты. Ко второму, на котором поведение приобретаетопосредованное двухфазное строение (фаза подготовки и фаза завершениядействия), относятся отсроченные перцептивные действия. Третий уровень включаетв себя элементарные социальные акты (например, акты подражания). К четвертомууровню Жане относит элементарные интеллект, акты. На пятом манипуляция среальными объектами приводит к формированию т. н. интеллект. объектов. Шестойуровень поведения – это умственная деятельность, мышление, которое Жане считалпроизводным от практические действия. В качестве высшего, седьмого, уровняповедения называется созидательная, трудовая деятельность человека Именно онаформирует произвольность внимания и волевое усилие.
Способностьк саморегуляции, к опосредованию своего поведения в Психология поведениясчитается наивысшим критерием развития личности В регуляции поведения большаяроль отводится речи, в частности процессу перехода от низшего уровня к высшему,совершаемому при помощи речи. Действия, проговариваясь человеком, начинаютфункционировать в речевой форме, а затем, по мере того, как речь становится всеболее неслышной, они превращаются в умственные процессы, в идеи.
Развитиесубъекта Жане понимает как последовательное формирование сложных личностныхобразований – персонажа, «Я», субъективности, индивидуальности,которые формируются в ответ на необходимость совершенствовать социальныеотношения человека с обществом, с др. людьми. В противоположность термину «роль»выдвигается термин «персонаж», предполагающий преходящую стадиюразвития личности Личность возникает только тогда, когда внешние требования,предъявляемые персонажу, становятся внутренними требованиями самого субъекта –основой его инициативного поведения, осуществляющегося без идущего извневызова. Высшую степень развития личности Жане наз. стадией«индивидуальности», которая характеризуется появлением у человекачувства личной ответственности, оригинальности и прогрессивных тенденций,понимаемых как стремление человека содействовать прогрессу и совершенствованиюобщества.
Личность– это интегрированная психологическая система, отвечающая всегда как единоецелое на воздействия ситуаций. Поддержание этой системы в состояниидинамического равновесия требует, согласно Психология поведения, значит, силы инапряжения. В Психология поведения выдвинуто положение о психическом напряжениии психической силе как доминантах действия. Состояние напряжения, обозначаемоекак сознательная психическая активность личности, предоставляет личностивозможность регулировать свое поведение и определяется как активация высшихпотребностей. Предполагается, что способность к усилию является основнымкритерием оценки личности, а ценность личности измеряется ее способностьювыполнять работу, требующую усилия. Психологическая сила означает определенноесвойство, проявляющееся в скорости и длительности отдельных действий, анапряжение предполагает способность к концентрации и распределению силы. Еслинапряжение падает, происходят различные нарушения в функционировании личностнойсистемы, образующие основу неврозов. Значит, снижение напряжения являетсяследствием тяжелых соматических заболеваний, врожденной слабости нервнойсистемы, неожиданных и тяжелых фрустраций и стрессов. Низкий уровень психологическогонапряжения обусловливает диссоциацию личностной системы. Личность оказываетсянеспособной включить в свою систему аффективные ситуации, а мнемический след ихвходит в область бессознательного.
Периодическиерезкие колебания психологического напряжения могут приводить к образованию двухи более личностных систем, каждая из которых функционирует на своем уровненапряжения, с чем связано раздвоение личности Падение психологической силы инапряжения в Психология поведения вызывает также симптом «потери чувствареальности», выражающейся в том, что свою неспособность реагировать наокружающую действительность человек переживает как схематизм, обеднениеокружающих предметов и людей, как их нереальность.
Рядновых и перспективных идей Психология поведения оказал влияние на исследованияЖ. Пиаже, А. Баллона, на исследования в области психологии личности ипатопсихологии Б. С. Братуся, Зейгарник, С. Я. Рубинштейн и др.
Список литературы
Н.И. Повякель. Психология поведения (П.Жане)