Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Психоанализ (глубинная психология)

ЗигмундФрейд: основоположник психоанализа. Без преувеличения можно сказать, чтоавстрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) является одним из техученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современнойпсихологии.
Ниодно психологическое направление не приобрело столь широкую известность запределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей наискусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанныес человеком.
З.Фрейдназвал свое учение психоанализом по имени метода, разработанного им длядиагностики и лечения неврозов. Второе название – глубинная психология – этонаправление получило по своему предмету исследования, так как концентрировалосвое внимание на изучении глубинных структур психики.
Подвлиянием Гете и Дарвина Фрейд выбрал медицинский факультет Венскогоуниверситета, на который и поступил в 1873 году. В эти годы он работал вфизиологической лаборатории доктора Э.Крюке. Эта работа во многом определилауверенность Фрейда в роли биологических основ психики, его внимание ксексуальным и физиологическим параметрам, определяющим бессознательные мотивычеловека. Получив в 26 лет докторскую степень, Фрейд вследствие материальныхзатруднений вынужден был заняться частной практикой. Вначале он работаетхирургом, однако, прослушав курс по психиатрии, заинтересовывается этойобластью, прежде всего связью между психическими симптомами и физическимиболезнями. К 1885 году он добивается престижного положения лектора в Венскомуниверситете. При помощи Крюке Фрейд получил стипендию для поездки в Париж вклинику Шарко. Эта стажировка не только открыла Фрейду роль гипноза в леченииистерии, но и подняла впервые завесу над бессознательным, продемонстрировавроль неосознанных мотивов в поступках чело века. По возвращении в Вену Фрейдсовместно с психиатром Брейером исследует динамику истерии, опубликовавнесколько работ на эту тему. Однако постепенно он отходит от Брейера, которыйнастороженно отнесся к предположениям Фрейда о связи неврозов с сексуальнымиотклонениями. Не принял Брейер и новый, предложенный Фрейдом метод леченияистерии – психоанализ.
Впоследствии,анализируя свой научный путь, Фрейд писал, что боялся принять ответственностьза сделанное им открытие и старался разделить его с другими, боялся и самогоэтого открытия. Фрейд считал, что в своих отношениях с Крюке, Шарко и,особенно, с Брейером, он трансформировал свои отношения с отцом. Стремлениезаменить реального отца учителем вызвало и двойное отношение Фрейда к учителям– с одной стороны, восхищенное поклонение, с другой – желание найти свойсобственный путь, превзойти своих учителей. Так постепенно вырисовываютсяконтуры концепции Фрейда о «трансфере» и «Эдиповомкомплексе», которые затем займут важное место в его теории личности.
ВпервыеФрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а через год он начал проводитьсистематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни.В 1900 году появилась его книга «Толкование сновидений», в которой онвпервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные вследующей книге «Психопатология обыденной жизни». Постепенно его идеиприобретали признание. В 1910 году его приглашают читать лекции в Америке, гдеего теория приобретает особую популярность. Его работы переводятся на многиеязыки. Вокруг Фрейда постепенно складывается кружок почитателей ипоследователей, в который входят К.Юнг, А.Адлер, Ш.Ференчи, О.Ранк, К.Абрахам.После организации психоаналитического общества в Вене его филиалы открываютсяво всем мире, психоаналитическое движение ширится. В то же время Фрейдстановится все более догматичным в своих взглядах, не терпит ни малейшихотклонений от своей концепции, пресекая все попытки самостоятельной разработкии анализа некоторых положений психотерапии или структуры личности,предпринимаемые его учениками. Это приводит к разрыву с Фрейдом самыхталантливых его последователей Адлера, Юнга, Ранка.
Помере роста известности Фрейда росло и количество критических работ,направленных против не го. В 1933 году нацисты сожгли книги Фрейда в Берлине.После захвата гитлеровцами Австрии положение Фрейда становится опасным.Зарубежные психоаналитические общества собирают значительную сумму денег ифактически выкупают Фрейда. Он уезжает в Англию. Он умер в 1939 году, оставивпосле себя созданный им мир, уже полностью открытый для толкований и критики.
Отом, что мыслью Фрейда правила общая логика преобразования научного знания опсихике, говорит сопоставление пути, следуя которому он пришел к концепциибессознательной психики, с путями творчества других натуралистов. Отвергаяальтернативу – либо физиология, либо психология сознания, они открывали особыепсиходетерминанты, не идентичные ни нейродетерминантам, ни лишенным реальногопричинного значения феноменам сознания, понятого как замкнутое бестелесное«поле» субъекта. В этом общем прогрессе научного познания психикиважная роль наряду с Гельмгольцем, Дарвином, Сеченовым принадлежит Фрейду.
Вовведении в научный оборот различных гипотез, моделей и понятий, охватывающихогромную не изведанную область неосознаваемой психической жизни, и состоитзаслуга Фрейда. В своих исследованиях Фрейд разработал ряд понятий, запечатлевшихреальное своеобразие психики и потому прочно вошедших в арсенал современногонаучного знания о ней. К ним относятся, в частности, понятия о защитныхмеханизмах, фрустрации, идентификации, вытеснении, фиксации, регрессии,свободных ассоциациях, силе Я и др.
Десятилетиямипогруженный в анализ причин заболеваний своих пациентов, страдавших отневрозов, Фрейд искал пути излечения в воздействии не на организм (хотя приневрозах наблюдаются органические симптомы), а на личность. Из его работследовало, что, игнорируя мотивационно-личностное начало в человеке, имеющеесвою историю и сложный строй, невозможно выяснить, что же нарушено ворганизации поведения, а не зная этого, невозможно возвратить его к норме.Многое подсказала клиническая практика. Изучение роли сексуальных переживаний идетских психических травм в формировании характера дало толчок развитию новыхнаправлений исследований, в частности сексологии.
Фрейдвыдвинул на передний план жизненные вопросы, которые никогда не переставаливолновать людей, – о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых имдушевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречияхмежду «желаемым» и «должным». Жизненность и практическаяважность этих вопросов вы годно контрастировали с абстрактностью и сухостьюакадемической, «университетской» психологии. Это и обусловило тотогромный резонанс, который получило учение Фрейда как в самой психологии, так идалеко за ее пределами.
Вместес тем на интерпретацию выдвинутых им проблем, моделей и понятий неизгладимуюпечать наложила социально-идеологическая атмосфера, в ко торой он творил.
Клинико-психологическийанализ тех важных фактов, механизмов и детерминант, которые обнажила работаФрейда в качестве врача-психотерапевта, отразился в теоретических схемах,согласно которым поведением людей правят иррациональные психические силы;интеллект – аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отраженияреальности; индивид и социальная среда находятся между собой в состоянииизвечной и тайной войны.
Опытыс гипнозом (в частности, изучение так называемого постгипнотического внушения)показали, что чувства и стремления могут направлять поведение субъекта, дажекогда они не осознаются им. Так, если внушить пациенту, чтобы он по пробужденииот гипнотического сна раскрыл зонтик, то он выполнит эту команду. Однакоадекватно объяснить мотив своих действий он не сможет и попытается придуматьфиктивную версию. Подобно го рода феномены подготавливали представление Фрейдао том, что сознание маскирует непостижимые для индивида мотивы его поступков. Вдальнейшем от гипноза как метода психотерапии Фрейд отказался. Обычно этообъясняют тем, что он в отличие от Брейера не мог столь же удачно пользоватьсяэтим методом. Возможно, однако, что имелись и другие основания: при гипнозевнушаются команды, исходящие от врача, а это может оказать блокирующеевоздействие на спонтанные, свободные от чьего бы то ни было внешнего давлениятенденции личности.
Вместогипноза Фрейд стал широко применять методику «свободных ассоциаций».К ней он пришел в ходе психотерапевтических сеансов. Первоначально во времяэтих сеансов он быстро задавал вопросы пациентам, время от времени перебивая ихответы своими замечаниями. Однажды он столкнулся с пациенткой, котораяпротестовала против того, что ей мешали беспрепятственно излить поток своихмыслей. После этого случая Фрейд изменил тактику и перестал вмешиваться вспонтанный рассказ больного. Он начал требовать, чтобы пациенты, находясь врасслабленном состоянии (лежа на кушетке), не ставя перед собой никакихинтеллектуальных задач, непринужденно высказывали любые мысли, приходящие им вголову, какими бы странными они им ни казались.
Очевидно,что за измененной тактикой психотерапии стояли определенные взгляды надетерминацию речевых ассоциаций. Предполагалось, что их течение не случайно ине хаотично, а определенным образом детерминировано. В самом по себе мнении острого причинном характере ассоциаций ничего оригинального не было. С моментасвоего возникновения ассоциативная теория являлась не чем иным, какраспространением принципа причинности на область психических явлений.
Фрейдиспользовал «свободные ассоциации» для того, чтобы проследить ходмысли своих пациентов, скрытый не только от врача, но и от них самих. В ихсодержании Фрейд искал ключ к бессознательному. Он пытался выяснить, чемусоответствуют ассоциации не в мире внешних объектов, а во внутреннем миресубъекта. Любые связи мыс лей, взятые не отрешенно от личности, а как частицаее подлинной жизни, имеют двойную отнесенность: и к предметной реальности,существую щей на собственных основаниях, и к реальности психической,воспроизводящей (отражающей) первую и наделенной собственными признаками. Фрейдстремился найти в ассоциациях смысловое содержание, но не предметное, а личностное.Очевидно, что эта задача была не из легких, поскольку внутреннее строениеличности не менее сложно, чем строение мира, в котором она живет.
УФрейда ассоциации выступали не как проекция объективной связи вещей, а каксимптомы мотивационных установок личности. Особое внимание он обратил назамешательство, которое (неожиданно для самих себя) порой испытывали егопациенты при свободном, неконтролируемом ассоциировании слов. В этомзамешательстве он искал намек на события, не когда нанесшие человеку душевнуюрану. Предполагалось, что особый механизм блокирует травмирующее представление,не допускает его в сознание. События прошлого не всплывают в памяти не из-заслабости ассоциаций, а из-за нежелания вспоминать. В пунктах, где испытуемыйначинал запинаться, Фрейд искал нити, ведущие к вытесненным влечениям, накоторые бдительное сознание наложило табу.
Занявшисьанализом собственной психики, Фрейд не мог использовать ни гипноз, ни свободныеассоциации. Он выбрал другие психические феномены сновидения, в которых увидел«царскую дорогу к бессознательному».
Вкачестве силы, движущей душевной жизнью, Фрейд выдвинул могучее сексуальноеначало – либидо. Мысль о том, что странности в поведении мо гут иметьсексуальные основания, возникла у неврологов до Фрейда. Об этом он услышал,будучи в Париже, от Шарко. Но признать роль полового влечения в неврозе еще незначило отказаться от физиологического объяснения. Фрейд вслед за Брейеромсчитал поначалу, что все дело в нарушении баланса нервной энергии.
Однаков психотерапевтической практике всплыло обстоятельство, которое толкнуло Фрейдак решительному пересмотру своих взглядов. Это был случай с одной пациенткой,вошедшей в историю психоанализа под именем Анны О. Она страдала от истерическихсимптомов, выраженных в расстройстве зрения, речи, движений. Причинаусматривалась в том, что ей приходилось сдерживать себя, чтобы не проявить всвоем поведении чувства вины (из-за беспомощности) перед тяжело больным отцом.*
*Описание этого случая стало отправным пунктом при изучении экспериментальныхневрозов в школе И.П.Павлова.
Брейерполагал, что эти симптомы являются эффектом самовнушения, и, поскольку девушкав состоянии гипноза могла «излить душу», ее рассказ трактовался каккатарсис – освобождение от подавленных, мучительных чувств, их«отреагирование». Но тут произошло событие, которое спутало картыБрейера и Фрейда. Девушка стала выражать к доктору Брейеру сексуальноокрашенное чувство любви. Брейера это привело в смятение, и он отказался отдальнейшей терапии. Фрейд же, продолжая изучать поведение Анны О., пришел к выводу, что пациент перенес на лечащего врача чувства любви, страха и другие,которые он испытывал к родителям. Фрейд выразил это явление в понятии, ставшемодним из главных в психоанализе, в понятии «трансфера» или переноса.
Генезисфрейдизма вновь сталкивает нас с тем «диалогом» основных ориентацийпсихологической мысли на природное, с одной стороны, и социальное с другой,который неизменно служил открытию специфической детерминации психическихпроцессов в качестве отличных как от физиологических, так и от социальных.
Поведениестрадающих истерией указывало, что в заболевании «замешаны» особыемежличностные отношения, которые представляют собой иной по рядок явлений, чемнарушение баланса энергии в организме. Введенное Фрейдом понятие о трансфере ибыло еще одним когнитивным «гибридом», синтезировавшим в новыйпродукт прежнюю версию о нервной энергии и прежнее представление о роли связейиндивида с другими людьми в его психической жизни.
Самипо себе эти связи имеют объективные, не зависимые от сознания субъектаоснования. Независимой от психики мыслилась и нейродинамика, представление окоторой использовалось врачами как объяснительный принцип. Исторический жесмысл шага, совершенного Фрейдом, заключался в том, что знание, отнесенное кразным полюсам организму и социальным связям (и организм, и социальные связимыслились в непсихологических терминах), вошло в синтез, породивший знание особственно психологических детерминантах поведения человека. Это знание выступилов превращенных формах, но за ним скрывалась психическая реальность.
ВзглядыФрейда можно разделить на три области: метод лечения функциональных психическихзаболеваний, теория личности и теория общества. При этом стержнем всей системыявляются его взгляды на развитие и структуру личности.
Фрейдсчитал, что психика состоит из трех слоев – сознательного, предсознательного ибессознательного, – в которых и располагаются основные структуры личности.Содержание бессознательного, по мнению Фрейда, недоступно осознанию практическини при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознаночеловеком, хотя это и требует от него значительных усилий.
Вбессознательном слое располагается одна из структур личности – Ид, котораяфактически является энергетической основой личности. В Ид содержатся врожденныебессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, кразрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Существуют дваосновных врожденных бессознательных инстинкта – инстинкт жизни и инстинктсмерти, которые находятся в антагонистических отношениях, создавая основу дляфундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этогоконфликта связана не только с тем, что борьба между инстинктами, как правило,происходит в бессознательном слое, но и с тем, что поведение человекавызывается одновременным действием обеих этих сил.
Сточки зрения Фрейда, инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия,формирующая нашу деятельность. Либидо, о котором так много писали и сам Фрейд иего ученики, и является той специфической энергией, которая связана синстинктом жизни. Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд недал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании. Он такжесчитал, что содержание бессознательного постоянно рас ширяется, так как тестремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинамреализовать в своей деятельности, вытесняются им в бессознательное.
Втораяструктура личности – Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной ирасполагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мывсегда можем осознать свое Я, хотя это может быть для нас и нелегким делом.Если содержание Ид расширяется, то содержание Эго, на оборот, сужается, так какребенок рождается, по выражению Фрейда, с «океаническим чувством Я»,включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границумежду собой и окружающим миром, локализовать Я до своего тела, сужая такимобразом объем Эго.
Третьяструктура личности – Супер-Это – не врожденная; она формируется в процессежизни. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослымсвоего пола, черты и качества которого и становятся содержанием Супер-Эго. Впроцессе идентификации у детей формируется так же Эдипов комплекс (у мальчиков)или комплекс Электры (у девочек), то есть комплекс амбивалентных чувств,которые испытывает ребенок к объекту идентификации.
Фрейдподчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивоеравновесие, так как не только их содержание, но и направления их развитияпротивоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в Ид, стремятся кудовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически невыполнимыни в одном обществе. Супер-Эго, в содержание которого входят совесть,самонаблюдение и идеалы, предупреждает человека о невозможности осуществленияэтих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в обществе. Такимобразом, Эго становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которыедиктуются Ид и Супер-Это. Такое состояние внутреннего конфликта, в которомпостоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейдподчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией.Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмовпсихологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить, тохотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Это.
Фрейдвыделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение,регрессия, рационализация, проекция и сублимация.
Вытеснениеявляется самым неэффективным механизмом, так как при этом энергия, протекающаяпо инстинктивным каналам, не реализуется в деятельности, но остается вчеловеке, вызывая рост напряженности. Желание вытесняется в бессознательное,человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозьбессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновиденияв виде ошибок, описок, оговорок. Символ, по мнению Фрейда, является ненепосредственным отражением вытесненного желания, а его трансформацией. Поэтомуон придавал такое значение «психопатологии обыденной жизни», т. е.толкованию таких явлений, как ошибки и описки, сновидения человека, егоассоциации. Отношение Фрейда к символике было одной из причин его расхождения сЮнгом, который считал, что существует непосредственная и тесная связь междусимволом и стремлением человека, и возражал против толкований, придуманныхФрейдом.
Регрессияи рационализация являются более успешными видами защиты, так как они даютвозможность хотя бы частичной разрядки энергии, содержащейся в желанияхчеловека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи,жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться крискованным ситуациям и т.д., причем многие из этих регрессий настолькообщеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана состремлением Супер-Эго хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию,придав ей «добропорядочный» вид. Поэтому человек, не осознаваяреальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, номорально приемлемыми мотивами.
Припроекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые испытываетсам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство,своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизмдействует достаточно успешно.
Наиболееэффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Он помогаетнаправить энергию, связанную с сексуальными или агрессивными стремлениями, вдругое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. Впринципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрениярассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешным этотпуть является потому, что на нем происходит полная реализация накопленнойэнергии, катарсис, или очищение, человека.
Либидознаяэнергия, которая связана с инстинкт том жизни, является также основой развитияличности, характера. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходитнесколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способомудовлетворения инстинкта жизни. При этом важно, каким именно способомпроисходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах.Исходя из этого, Фрейд выделял три больших этапа.
Первыйэтап – либидо-объект – характерен тем, что ребенок нуждается в постороннемобъекте для реализации либидо. Этот этап длится до одного года и носит названиеоральной стадии, так как удовлетворение происходит при раздражении полости рта.Фиксация на этой стадии происходит в том случае, когда ребенок в этот период несмог реализовать свои либидозные желания. Для этого типа личности характернаопределенная зависимость, инфантильность.
Второйэтап, который длится до начала полового созревания, называется либидо-субъект ихарактеризуется тем, что для удовлетворения своих инстинктов ребенку нетребуется никакой внешний объект. Иногда Фрейд называл эту стадию нарциссизмом,считая, что для людей, у которых произошла фиксация на этой стадии, характернаориентация на себя, стремление использовать окружающих для удовлетворениясобственных нужд и желаний, эмоциональная отгороженность. Этап состоит изнескольких стадий. Первая, которая длится примерно до трех лет, – анальная, прикоторой ребенок не только учится навыкам туалета, но у него начинаетформироваться и чувство собственности. Фиксация на этой стадии формируетанальный характер, который характеризуется упрямством, часто жесткостью,аккуратностью и бережливостью. С трех лет ребенок переходит на следующую,фаллическую стадию, на которой дети начинают осознавать свои сексуальныеотличия, интересоваться своими гениталиями. Эту стадию Фрейд считал критическойдля девочек, которые впервые начинают осознавать свою неполноценность в связи сотсутствием у них пениса. Это открытие, считал он, может привести к позднейшейневротизации или агрессивности, которая вообще характерна для людей,фиксированных на этой стадии. В этот период нарастает напряженность вотношениях с родителями, прежде всего с родителем своего пола, которого ребенокбоится и к которому ревнует родителя противоположного пола. Эта напряженностьослабевает к шести годам, когда наступает латентный период в развитиисексуального инстинкта. В этот период, который длится до начала половогосозревания, дети обращают большое внимание на учение, спорт, игры.
Вподростковом возрасте дети переходят на третий этап, который также называетсялибидо-объект, так как для удовлетворения сексуального инстинкта человеку опятьнеобходим партнер. Эта стадия также называется генитальной, так как дляразрядки либидозной энергии человек ищет способы половой жизни, характерные дляего пола и его типа личности.
Либидознуюэнергию Фрейд считал основой раз вития не только индивида, но и человеческогообщества. Он писал, что вождь племени является своего рода отцом рода, ккоторому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясь занять его место. Однакос убийством вождя в племя приходят вражда, кровь и междоусобица, и такойнегативный опыт приводит к созданию первых законов, табу, которые начинаютрегулировать социальное поведение человека. Позднее последователи Фрейдасоздали систему этнопсихологических концепций, которая объясняла особенностипсихики различных народов способами прохождения основных этапов в развитиилибидо.
Важнейшееместо в теории Фрейда занимал его метод – психоанализ, для объяснения работыкоторого и были собственно созданы остальные части его теории. В своейпсихотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента местородителя, доминирующее положение которого пациент признает безусловно. При этомустанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергиеймежду терапевтом и пациентом, то есть появляется трансфер. Благодаря этомутерапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушаетему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин егоневротического со стояния. Этот анализ происходит на основе символическойинтерпретации ассоциаций, снов и ошибок пациента, т. е. следов его вытесненноговлечения. Врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но внушаетему свое толкование, которое пациент некритично принимает. Это внушение, помнению Фрейда, и обеспечивает катарсис: принимая позицию врача, пациент как быосознает свое бессознательное и освобождается от него. Поскольку основа такоговыздоровления связана с внушением, эта терапия была названа директивной – вотличие от той, которая основана на равноправных отношениях пациента и врача.
Хотяне все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положенияна сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современнойпсихологической науке, невозможно не признать, что его идеи оказалиположительное влияние на развитие мировой куль туры – не только психологии, нои искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит запределами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством.
Ниодно течение в истории психологии не вызывало таких взаимоисключающих сужденийи оценок, как фрейдизм. Идеи психоанализа, по свидетельству многих писателей(Д.Олдриджа, С.Цвейга), настолько проникли в «кровь» западнойкультуры, что многим ее представителям значительно легче мыслить ими, чемигнорировать их. Вместе с тем во многих странах психоанализ подвергается резкойкритике.
Несмотряна существенную модернизацию многих положений Фрейда его последователямиосновные подходы к психическому развитию, заложенные в его теории, осталисьнеизменными. К ним относятся прежде всего следующие положения:
пониманиепсихического развития как мотивационного, личностного;
представлениео развитии как адаптации к среде; хотя среда и не является всегда и полностьювраждебной, однако она всегда противостоит конкретному индивиду;
представлениео движущих силах психического развития как врожденных и бессознательных;
идеяо том, что основные механизмы развития, также врожденные, закладывают основыличности и ее мотивов уже в раннем детстве и существенного изменения этаструктура в дальнейшем уже не претерпевает.
КарлГустив Юнг: аналитическая психология. Швейцарский психолог К.Юнг (1875-1961)окончил университет в Цюрихе. Пройдя стажировку у психиатра П.Жане, оноткрывает собственную психологическую и психиатрическую лабораторию. В это жевремя он знакомится с первыми работами Фрейда, открывая для себя его теорию.Сближение с Фрейдом оказало решающее влияние на научные взгляды Юнга. Однаковскоре выяснилось, что, несмотря на близость позиций и стремлений, между нимисуществуют и значительные разногласия, примирить которые им так и не удалось.Эти разногласия были связаны, прежде всего, с разным подходом к анализубессознательного. Юнг в отличие от Фрейда утверждал, что «не только самоенизкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным». Несоглашаясь с пансексуализмом Фрейда, Юнг считал либидо обобщенной психическойэнергией, которая может принимать различные формы. Не менее значимым были иразногласия в толковании сновидений и ассоциаций. Фрейд считал, что сим волыявляются заместителями других, вытесненных предметов и влечений. В противовесему Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый человеком,замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамическойединицей. Символ ничего не замещает, но отражает психологическое состояние,которое испытывает человек в данный момент. Поэтому Юнг был противсимволической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом,считая, что не обходимо идти вслед за символикой человека вглубь егобессознательного.
Определенныерасхождения у ученых были и по вопросу психокоррекции. Фрейд считал, чтозависимость пациента от психотерапевта постоянна и не может быть уменьшена,т.е. он придерживался концепции директивной терапии. В то же время Юнг полагал,что зависимость пациента от врача должна уменьшаться со временем, в последнейфазе терапии, которую он называл трансформацией.
Окончательныйразрыв произошел в 1912 году, после того как Юнг опубликовал книгу«Символы трансформации». Разрыв был болезненным для обеих сторон.
ПостепенноЮнг пришел к мысли, что его интерпретация символа дает ему ключ к анализу нетолько сновидений, но и мифов, сказок, религии, искусства. Он исследовал нетолько европейскую, но и индийскую, китайскую, тибетскую культуры, ихсимволику. Это и привело Юнга к одному из важнейших его открытий – открытиюколлективного бессознательного.
Юнгсчитал, что структура личности состоит из трех частей: коллективногобессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Еслииндивидуальное бессознательное и сознание являются чисто личностными,прижизненными приобретениями, то коллективное бессознательное – своего рода«память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенокпоявляется на свет. Юнг писал: «Содержание коллективного бессознательно голишь в минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще неявляется индивидуальным приобретением. Это бессознательное – как воздух,которым дышит все и который не принадлежит никому».
Содержаниеколлективного бессознательного состоит из архетипов, которые являются формами,организующими и канализирующими психологический опыт индивида. Юнг частоназывал архетипы «первичными образами», так как они связаны смифическими и сказочными темами. Он также считал, что архетипы организуют нетолько индивидуальную фантазию, но и коллективную. Они лежат в основе мифологиинарода, его религии, определяя его само сознание.
Основнымиархетипами индивидуального бессознательного Юнг считал Эго, Персону, Тень,Аниму (или Анимус) и Самость. Эго и Персона находятся в основном в сознательныхпластах психики индивида, в то время как другие главные архетипы располагаютсяв индивидуальном бессознательном.
Эгоявляется центральным элементом личного со знания, как бы собирая разрозненныеданные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанноевосприятие собственной личности. При этом Эго стремится противостоять всему,что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас внеобходимости игнорировать бессознательную часть души.
Персона– та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть вглазах других людей. Персона включает в себя и типичные для нас роли, стильповедения и одежды, способы самовыражения. Персона имеет и позитивное, инегативное влияние на нашу личность. Доминирующая Персона может подавитьиндивидуальность человека, развить в нем конформизм, стремление слиться с тойролью, которую навязывает человеку среда. В то же время Персона и защищает насот давления среды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в нашу душу,помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми.
Теньявляется центром личного бессознательно го. Как Эго собирает данные о нашемвнешнем опыте, так Тень фокусирует, систематизирует те впечатления, которыебыли вытеснены из сознания. Содержанием Тени являются те стремления, которые отрицаютсячеловеком как несовместимые с его Персоной, с нормами общества. При этом, чембольше доминирует Персона в структуре личности, тем больше содержание Тени, таккак индивиду необходимо вытеснять в бессознательное все большее количествожеланий.
Фактическирасхождения между Юнгом и Фрейдом больше всего относились именно к роли Тени вструктуре личности. Юнг считал ее одной из составляющих этой структуры, в товремя как Фрейд ста вил ее в центр личности, исследуя главным образом именно еесодержание. В то же время Юнг не считал возможным избавиться от Тени, непризнавать ее, ибо она является законной частью личности, и человек без Тенитак же неполноценен, как и без других частей души. Самое вредное, с точкизрения Юнга, – не замечать, игнорировать Тень, в то время как внимательноеотношение к ней, то, что Юнг называл «техникой обращения с Тенью»,помогает преодолеть ее негативное влияние.
Анима(у мужчины) или Анимус (у женщины) – это те части души, которые отражаютинтерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитиебольшое влияние оказывают родители (мать – у мальчика и отец – у девочки). Этотархетип оказывает большое влияние и на поведение, и на творчество человека,являясь источником проекций, новых образов в душе человека.
Самость,с точки зрения Юнга, является центральным архетипом всей личности, а не толькоее сознательной или бессознательной части; это «архетип по рядка ицелостности личности». Ее главное значение в том, что она непротивопоставляет разные части души (сознательную и бессознательную) другдругу, но соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга. В процессе развитияличность обретает все большую целостность и, индивидуализируясь, становится всеболее свободной в своем выражении и само познании.
Идеио необходимости сохранения целостности и индивидуализации при развитии личностиЮнг развивал уже в 50-е годы. К этому же времени относятся его положения о ролисознания в духовном росте и организации поведения. Такая трансформациянекоторых положений психоанализа, принимавшихся Юнгам в начале века, была длянего особенно важна: Юнг постоянно подчеркивал открытость своей концепции длянового в отличие от ортодоксальности теории Фрейда.
Исходяиз структуры души, Юнг создает и свою типологию личности, выделяя два типа:экстраверты и интроверты. Интроверты в процессе индивидуализации обращаютбольше внимания на внутреннюю часть своей души, строят свое поведение исходя изсобственных идей, собственных норм и убеждений. Экстраверты, наоборот, большеориентированы на Персону, на внешнюю часть своей души. Они в отличие отинтровертов прекрасно ориентируются во внешнем мире и в своей деятельностиисходят главным образом из его норм и правил. Если интроверту угрожает полныйразрыв контактов с внешним миром, то для экстравертов не меньшей опасностьюявляется потеря себя. В своих крайних проявлениях экстраверты являютсядогматиками, а интроверты – фанатиками.
ОднакоСамость, стремление к целостности личности, как правило, не дает возможностиодной из ее сторон полностью подчинить другую. Поэтому эти две части души какбы делят сферы своего влияния. Как правило, экстраверты хорошо строят отношенияс большим кругом людей, учитывают их мнения и интересы; в то же время в узкомкругу близких людей они открываются другой стороной своей личности,интравертной. Здесь они могут быть деспотичны, нетерпеливы, не учитывают мненияи позиции других людей. Общение с широким кругом мало знакомых людейчрезвычайно затруднительно для интроверта, который исходит только из своихпозиций и не всегда может выстроить линию поведения, понять точку зрениясобеседника. Интроверт либо настаивает на своем, либо просто уходит отконтакта. В то же время в общении с близкими он, наоборот, раскрывается, верхберет его экстравертная, обычно подавляемая сторона личности, и он являетсямягким, заботливым и теплым семьянином. Как и Фрейд, Юнг часто иллюстрировалсвои выводы ссылками на ту или иную историческую личность. Так, он относилЛ.Н.Толстого к типичным экстравертам, а Ф.М.Достоевского – к интровертам.
РазвитиеСамости связано не только с типологией личности по линии интроверсии –экстраверсии, но и с развитием четырех основных психических процессов-мышления, чувствования, интуиции и ощущения. У каждого человека, считал Юнг,доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интро- или экстраверсиейи индивидуализирует путь развития личности. Мышление и чувствование являютсяальтернативными способами принятия решения. Мышление ориентировано налогические посылки: люди с доминирующим мышлением превыше всего ценятабстрактные принципы, идеалы, порядок и системность в поведении.
Чувствующиелюди, напротив, принимают решения спонтанно, ориентируясь на эмоции,предпочитая любые чувства, даже отрицательные, скуке и порядку. Если мышление ичувства характеризуют активных людей, способных принимать решения, то ощущениеи интуиция характеризуют скорее способы получения информации, и люди этого типаболее созерцательны. Ощущение ориентируется на прямой, непосредственный опыт, иощущающие типы, как правило, лучше реагируют на непосредственную ситуацию, в товремя как интуитивные – на прошлую и будущую. Для них то, что возможно, важнеетого, что происходит в настоящем. Хотя все эти функции и присутствуют вчеловеке, доминирующей является какая-то из них, которая частично дополняетсявторой.
Хотяглавным содержанием души Юнг считал ее бессознательные структуры, он не тольконе отрицал возможность их осознания, но и считал этот процесс одним изважнейших в личностном росте чело века. Один из вариантов такого осознания себяпсихотерапия, и врач-психотерапевт является помощником пациента, помогая емупонять себя, вернуть себе целостность.
АльфредАдлер: индивидуальная психология. А.Адлер (1870-1937) окончил медицинскийфакультет Венского университета, начав работу как врач-офтальмолог. Однаковскоре его интересы перемещаются в сторону психиатрии и неврологии.
В1902 году Адлер становится одним из первых четырех членов кружка,образовавшегося вокруг создателя нового психологического направления Фрейда. В1910 году по предложению Фрейда он становится первым президентом Венскогопсихоаналитического общества. Однако вскоре Адлер начал развивать идеи,противоречившие некоторым основным положениям Фрейда. Когда эти расхожденияобострились, ему было предложено изложить свои взгляды, что он и сделал в 1911году, отказавшись затем от поста президента общества. Спустя некоторое времяАдлер официально оборвал свои связи с психоанализом, выйдя из общества вместесо своими сторонниками и организовав собственную группу, которая получиланазвание Ассоциации индивидуальной психологии.
Послепервой мировой войны Адлер заинтересовался вопросами образования, основавпервую воспитательную клинику в рамках венской системы школьного образования, азатем и экспериментальную школу, где претворялись в жизнь его идеи в областиобразования. Особое значение Адлер придавал работе с учителями, которыеформируют ум и характер юношества. Для помощи родителям в воспитании детей имбыли организованы консультативные центры при школах, где родители и дети моглиполучить нужный им совет и помощь. К 1930 году только в Вене было 30 такихцентров.
В1935 году Адлер переезжает в США, где продолжает работать в качествеврача-психиатра, одновременно занимая пост профессора медицинской психологии.
Адлерстал основателем нового, социально-психологического направления. Именно вразвитии этих своих новых идей он и разошелся с Фрейдом. Его теория очень малосвязана с классическим психоанализом и представляет целостную систему развитияличности.
Адлеротрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательныхинстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которыепротивопоставляют человека обществу и отделяют от него. Не врожденныеинстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующеесоциальные контакты и ориентацию на других людей, – вот та главная сила,которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.
Однакобыло и нечто общее, объединявшее концепции этих трех психологов: все онипредполагали, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одномуприроду, которая оказывает влияние на формирование его личности. При этом Фрейдпридавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг – первичным типаммышления, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов. В то же время Адлербыл единственным из них, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личностистремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать иразвивать ее. Фрейд в принципе отвергал идею уникальности каждой человеческойличности, исследуя скорее то общее, что присуще бессознательному. Юнг хотя ипришел к идее о целостности и Самости личности, но значительно позже, в 50-хгодах.
Мысльо целостности и уникальности личности является неоценимым вкладом Адлера впсихологию. Не менее важна и введенная им идея о «творческом Я». Вотличие от фрейдовского Эго, служащего врожденным инстинктам и потомуопределяющего путь развития личности в заданном направлении, Я Адлерапредставляет собой индивидуализированную систему, которая может менятьнаправление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придаваяему различный смысл. Более того, Я само предпринимает поиски такого опыта,который может облегчить данному человеку осуществление его собственного,уникального стиля жизни.
Теорияличности Адлера является хорошо структурированной системой и покоится нанескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и путиразвития личности. Эти основные положения: 1) фиктивный финализм; 2) стремлениек превосходству; 3) чувство неполно ценности и компенсации; 4) общественныйинтерес (чувство общности); 5) стиль жизни; 6) творческое Я.
Идеяфиктивного финализма была заимствована Адлером у немецкого философа ГансаФайгингера, который писал, что все люди ориентируются в жизни посредствомконструкций или фикций, которые организуют и систематизируют реальность,детерминируя наше поведение. У Файгингера Адлер также почерпнул идею о том, чтомотивы человеческих поступков определяются в большей степени надеждами набудущее, а не опытом прошлого. Эта конечная цель может быть фикцией, идеалом,который нельзя реализовать, но, тем не менее, оказывается вполне реальнымстимулом, определяющим устремления человека. Здоровый человек в принципе можетосвободиться от фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие ониесть на самом деле. Для невротиков же это оказывается невыполнимым, и разрывмежду реальностью и фикцией еще больше усиливает их напряжение.
Стильжизни, по Адлеру, – та детерминанта, которая определяет и систематизирует опытчеловека. Он тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденныхбессознательных чувств, составляющих структуру Я. Чувство общности, илиобщественный интерес, является своеобразным стержнем, который держит всюконструкцию стиля, определяет ее содержание и направление. Хотя это чувство иявляется врожденным, оно может остаться неразвитым, что становится основойасоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов. Развитие чувстваобщности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, преждевсего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными отних матерями, чувство общности не развивается. Не развивается оно и уизбалованных детей. Уровень раз вития чувства общности определяет системупредставлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком.Неадекватность этой системы препятствует личностному росту, провоцируетразвитие неврозов.
Формируясвой жизненный стиль, человек фактически сам является творцом своей личности,которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. Творческое Я,о котором пишет Адлер, является своеобразным ферментом, который воздействует нафакты окружающей действительности и трансформирует их в личность человека,«личность субъективную, динамичную, единую, индивидуальную и обладающуюуникальным стилем». Творческое Я сообщает жизни человека смысл, оно твориткак цель жизни, так и средства для ее достижения. Таким образом, для Адлерапроцессы формирования жизненной цели, стиля жизни являются актами творчества,которые придают человеческой личности уникальность, сознательность ивозможность управлять своей судьбой. В противовес Фрейду Адлер подчеркивал, чтолюди – не пешки, но сознательные целостности, самостоятельно и творческисоздающие свою жизнь.
Есличувство общности определяет направление жизни, его стиль, то два другихврожденных и бессознательных чувства – неполноценности и стремления кпревосходству – являются своеобразными носителями энергии, необходимой дляразвития личности. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы дляличностного роста, для самосовершенствования. Если чувство неполноценностивоздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свои недостатки, тостремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех – не только преодолетьнедостаток, но и стать самым умелым и знающим. Эти чувства, с точки зренияАдлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества вцелом. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, –компенсация.
Адлервыделял четыре основных вида компенсации: неполная компенсация, полнаякомпенсация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация, или уход в болезнь.
Соединениевидов компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства общности даловозможность Адлеру создать одну из первых типологий личности детей.
Онсчитал, что развитое чувство общности, определяя социальный стиль жизни, даетвозможность ребенку создать достаточно адекватную схему апперцепции. При этомдети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как онимогут компенсироваться при помощи других людей, при помощи сверстников, откоторых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физическихдефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могутпослужить причиной изоляции ребенка, остановить его личностный рост. В случаесверхкомпенсации человек старается обратить свои знания и умения на пользулюдям, его стремление к превосходству не превращается в агрессию. Примеромтакой сверхкомпенсации при социальном жизненном стиле для Адлера служилиДемосфен, преодолевший свое заикание, Ф.Рузвельт, преодолевший свой физическийнедуг.
Принеразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детствеформироваться невротические комплексы, которые приводят к отклонениям вразвитии личности. Неполная компенсация приводит к возникновению комплексанеполноценности, который делает неадекватной схему апперцепции, изменяетжизненный стиль, делая ребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым,конформным и напряженным.
Невозможностьпреодолеть свои дефекты, особенно физические, часто приводит и к мнимойкомпенсации, при которой ребенок (а позднее взрослый человек) начинаетспекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания исочувствия, которым его окружают. Такой вид компенсации несовершенен: оностанавливает личностный рост, формируя неадекватную, завистливую,эгоистическую личность.
Вслучае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности стремление ксамосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти,доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретениявласти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе других, а о своихвыгодах. При этом формируется неадекватная схема апперцепции, изменяющая стильжизни. Эти люди подозревают окружающих в желании отнять у них власть и потомустановятся подозрительными, жестокими, мстительными, тиранами и агрессорами.Для Адлера примерами такой личности были Нерон, Наполеон, Гитлер и другиеавторитарные правители, а также тираны – не обязательно в масштабах целогонарода, но и в рамках своей семьи.
Такимобразом, одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять вжизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, являетсяумение сотрудничать с другими. Адлер писал, что если человек умеетсотрудничать, он никогда не станет невротиком, в то время как недостатоккооперации является корнем всех невротических и плохо приспособленных стилейжизни.
ТеорияАдлера явилась своеобразной антитезой фрейдовской концепции человека, оказалаогромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологиюличности.
Список литературы
М.Г.Ярошевский.Психоанализ (глубинная психология)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.