Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Психические расстройства и их роль в виктимном поведении детей и подростков

Н.Б. Морозова
Дети иподростки нередко становятся жертвами преступлений, жестокого обращения инасилия. Многочисленные исследования в области детской и подростковойпсихиатрии и психологии убедительно свидетельствуют о том, что психологическиетравмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека,формирование его характера, психическое и физическое здоровье, адаптацию вобществе. Многие авторы подчеркивают важные медицинские, социальные икриминальные аспекты жестокого обращения с детьми с формированием у них впоследующем своеобразного “цикла насилия” в виде передачи агрессивного паттернаповедения из поколения в поколение и существование прямых корреляций междусуровостью наказания и выраженностью агрессивности. Жертвы насилия зачастуюсами становятся агрессорами и совершают тяжкие криминальные действия вплоть доубийств. Именно поэтому проблема жестокости и насилия в отношении детейпризнана во всем мире приоритетной, что закреплено в Международной конвенцииООН по правам ребенка (1989). Особую актуальность она приобрела и в нашейстране в связи с увеличением числа детей -социальных сирот, которыеподвергаются жестокости и насилию как внутри семьи, так и за ее пределами. Внастоящее время выделяют 3 основные формы жестокого обращения с детьми(физическая, эмоциональная жестокость, сексуальное злоупотребление) и небрежноеотношение.
Наиболеескрытым типом жестокого обращения с детьми является сексуальное насилие (ChildSexual Abuse), которое нередко приводит к возникновению специфическихрасстройств и поэтому в международных классификациях болезней и многими исследователямивыделяется в самостоятельную проблему. Статистические данные ораспространенности сексуального насилия в отношении детей в разных странахвесьма противоречивы, однако они поражают своим масштабом, в частности, от 20до 30 % взрослых женщин и 10 % мужчин в США и Великобритании в детствеподвергались различным сексуальным посягательствам. Считается, что любойребенок может стать жертвой сексуального насилия, а девочки ими оказываются в 3раза чаще мальчиков. По некоторым данным, в нашей стране ежегоднорегистрируется 7 —8 тысяч случаев сексуального насилия над детьми, однакореальное число пострадавших, по меньшей мере, в десять раз больше. Растетколичество публикаций, посвященных изучению различных аспектов этой проблемы, врамках первичных и отдаленных последствий сексуального насилия описываютсяпосттравматические стрессовые расстройства, дистресс, личностные нарушения,девиантное сексуальное и аутодеструктивное поведение, алкоголизм, наркомании идаже психотические состояния.
Благодаряработам в области виктимологии убедительно доказано, что преступник, жертва иситуация образуют единую и подвижную криминальную систему, от функционированиякоторой и зависит возможность реализации противоправных действий. При этомбольшое значение имеет поведение жертвы, которое нередко способствуетсовершению преступлений, особенно сексуального характера, а иногда даже ипровоцирует преступника.
С цельюустановления роли возрастных особенностей и психических расстройств в виктимномповедении детей нами обследовано 98 девочек? жертв сексуального насилия,проходивших комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу в ГНЦсоциальной и судебной психиатрии с 1995 по 2000 гг. Критериями отбора являлисьих возраст (от 7 до 18 лет) и характер совершенных в отношении нихпротивоправных действий, которые квалифицируются по ст. ст. 131, 132, 133, 134,135 УК РФ ( изнасилование; насильственные действия сексуального характера;понуждение к действиям сексуального характера; половое сношение и иные действиясексуального характера с лицом, не достигшим 14-летнего возраста; развратныедействия) и ст. 151 УК РФ (вовлечение несовершеннолетних в совершениеантиобщественных действий, в том числе проституцию). У 28 девочек до совершенияв отношении них противоправных действий каких-либо психических расстройстввыявлено не было, после сексуального насилия у них развивались различные поглубине и продолжительности психогенные состояния. У 70 девочек изначальновыявлялась психическая патология (органические психические расстройства,умственная отсталость, формирующиеся расстройства личности и т.д.).
В результатеклинико-психопатологического и сравнительно-возрастного изучения установлено,что жертвой сексуального насилия может стать любой ребенок или подростокнезависимо от возраста и психического здоровья. При этом в ходефункционирования криминальной системы (жертва — преступник — ситуация) большоезначение приобретает поведение несовершеннолетних, которое нередко способствуетреализации противоправных действий. Выработка эффективных стратегий дляпредотвращения сексуального насилия зависит от способности потенциальной жертвыпо совокупности “сигнальных” признаков определить угрожающий характерпредкриминальной ситуации на более ранних этапах, оценить и прогнозировать еедальнейшее развитие и, в соответствии с этим, регулировать свои действия.Причем специфика регуляции поведения в сексуально значимых ситуациях такова,что она требует наличия у несовершеннолетних осведомленности в вопросах половыхвзаимоотношений, способности понимать характер и значение сексуальных действий,которые появляются у детей в процессе онтогенеза и зависят от уровняпсихического и этапа психосексуального развития. При нормативном развитии к14? и годам —возрасту окончания малолетства, складываются лишь основныепсихологические структуры этапа полоролевого поведения, ответственные запонимание характера сексуальных действий. Способность в полной мере понимать ихзначение формируется позже -на этапе психосексуальных ориентаций и зависиттакже от интериоризации общественных норм проявления сексуальной активности иразвитости морального сознания. На поведение малолетних большое влияниеоказывают такие возрастные особенности, как внушаемость, подчиняемостьавторитету взрослого человека, излишняя доверчивость, некритичность, отсутствиеантиципации и жизненного опыта в сочетании с игровым характером интересов,любопытством и любознательностью, которые побуждают детей к исследованиюнеизвестных явлений, в том числе и в области сексуальных отношений.
Возрастныеособенности психического и психосексуального развития девочек подростковоговозраста в виде становления платонического, эротического или сексуальноголибидо, реакций эмансипации, группирования со сверстниками, имитации всочетании с излишней доверчивостью, недостаточной критичностью, подверженностьюмеханизмам индуцирования со стороны лидеров референтных групп и авторитетныхлиц, способствуют возникновению ситуаций, в которых возрастает риск статьжертвой сексуального насилия.
Таким образом,у психически здоровых детей и подростков имеется потенциальный«психологический комплекс виктимности», который проявляется в ихповедении при взаимодействии с преступником и способствует совершениюпротивоправных действий.
При анализегруппы девочек с психическими расстройствами установлено, что наиболее частодиагностируются органические психические расстройства (-51 %), умственнаяотсталость (-31 %), гораздо реже личностные расстройства (-13,6 %) и лишь в 2,6% случаев — шизофрения и в 1,8 % — эпилепсия, что отражает распространенностьнепсихотических форм психической патологии в общей популяции в детском иподростковом возрасте, а среди них — именно резидуально-органических состояний.У них независимо от нозологической принадлежности психических расстройстввыделен “патопсихологический симптомокомплекс виктимности”, которыйхарактеризуется нарушением способности потерпевших понимать характер и значениесексуальных действий и (или) регулировать свое поведение в соответствии сосложившейся ситуацией возможного сексуального насилия в результатевзаимодействия возрастного, дизонтогенетического и психопатологическогофакторов. Удельный вес и степень влияния каждого из них зависит от выраженностинарушений психического функционирования. При грубом психическом дефекте скачественным изменением психической деятельности и патологической мотивациейповедения независимо от нозологической формы виктимность определяетсяпсихопатологическими структурами. Самостоятельное значение при этом имеют дватипа психических расстройств: один из них характеризуется преобладаниеминтеллектуальных нарушений в виде выраженного умственного недоразвития; второй—эмоционально-волевых расстройств со снижением (апато-абулические состояния)или повышением двигательной активности при психопатоподобном синдроме. Приотсутствии выраженных психических нарушений на первый план выступаютдизонтогенетические проявления с ретардацией формирования базовыхпсихологических структур полоролевой идентичности, незрелостью личностныхобразований, эмоционально-волевой неустойчивостью, неразвитостью моральногосознания и недостаточностью критических и прогностических функций. Возрастнойфактор привносит неспецифически возрастную кризовую симптоматику, котораяучаствует в формировании виктимного поведения и даже определяет его припатологически протекающем пубертатном кризе.
Таким образом,дети и многие подростки обладают виктимностью -предрасположенностью приопределенных условиях становиться жертвой сексуального насилия. Подвиктимностью мы понимаем потенциальный комплекс психофизических свойств,который обусловливает неспособность несовершеннолетних своевременно понятьсексуальную направленность действий преступника, их нравственно-этическуюсущность и социальные последствия и (или) вырабатывать и реализовыватьэффективные стратегии поведения в сексуально значимых ситуациях. Виктимностьопределяется совокупностью внутренних факторов (возрастного, личностного,дизонтогенетического и психопатологического) и состоит из интеллектуального иволевого компонентов. На этот феномен влияют внешние объективные процессы(ранняя десоциализация в результате деструкции семей), приводящие к увеличениюколичества детей -социальных сирот и детей с девиантным поведением, которыеоказываются в криминогенных условиях с повышенной концентрацией асоциальныхличностей -потенциальных преступников. При этом виктимность повышается врезультате девиантного поведения детей, обусловленного какпсихопатологическими, так и социально-психологическими причинами. Виктимностьпроявляется при совпадении ситуативного и агрессиологического факторов ввиктимном поведении жертвы.
Выделено тритипа виктимного поведения, которые наблюдаются как у психически здоровых, так иу потерпевших с психическими расстройствами. Наиболее частым являетсяпассивно-подчиняемый ( 40 %) тип поведения, который характеризуется снижениемдвигательной активности и проявляется в пассивном подчинении и выполнении всехтребований посягателя. При этом можно установить пассивно-оборонительныйвариант и пассивно-безучастный. В первом случае потерпевшие предпринимаютробкие попытки противостоять агрессору, проявляют отрицательное отношение кпроисходящему, высказывают просьбы их не трогать, стремятся вызвать жалость,однако активного сопротивления они не оказывают. Во втором варианте поведениепотерпевших носит абсолютно пассивный характер и проявляется в полномподчинении любым требованиям, отсутствии высказываний или просьб,заторможенности вплоть до полной безучастности к происходящему.Псевдопровоцирующий тип ( 25 %) внешне сходен с провоцирующим поведениемвзрослых потерпевших и характеризуется повышением двигательной активности,стремлением к взаимодействию с потенциальным преступником, установлением с нимречевого контакта, кокетством, проявлением интереса сексуального характеравплоть до прямого поощрения сексуальной активности и сексуальнойрасторможенности, а также совместным употреблением алкогольных напитков иэйфоризирующих средств. Неустойчивый тип ( 35 %) проявляется в отсутствиичеткой линии поведения, крайней изменчивости поступков и высказываний,противоречивости действий, смене периодов пассивно-подчиняемого,псевдопровоцирующего и активно-оборонительного поведения. Все типы способствуютсовершению в отношении несовершеннолетних сексуального насилия. Таким образом,виктимное (способствующее) поведение несовершеннолетних является многофакторнымфеноменом, который (в отличие от провоцирующего поведения у взрослых)обусловлен нарушением произвольной регуляции поведения (в результате возрастныхкогнитивно-личностных особенностей или эмоционально-волевых расстройств) иреализацией неэффективных стратегий в ситуациях возможного сексуальногонасилия, что способствует превращению жертвы из потенциальной в реальную.
Сексуальноенасилие зачастую сочетается с физическим и психическим насилием, угрозами дляжизни и поэтому нередко оказывает специфическое психотравмирующее действие иприводит к возникновению у потерпевших острых реакций на стресс,посттравматических стрессовых расстройств и расстройств адаптации. Феноменпревращения сексуального насилия в специфическую психическую травму иструктурно-динамические особенности развивающихся у несовершеннолетнихпсихических расстройств зависят от многих факторов: характеристики сексуальногопосягательства, индивидуально-психологических особенностей жертвы, наличияпатологической “почвы”, типологии криминальных ситуаций, а также дополнительныхпсихогений. Безусловно, возникающие в результате сексуального насилияпсихогенные расстройства отличаются разнообразием и не всегда четко клиническиочерчены. Вместе с тем, у большинства потерпевших выявляются определенныеклинико-динамические закономерности, наиболее выраженные в подростковомвозрасте, приближающие эти состояния к описанному у взрослых женщин “синдромутравмы изнасилования”.
Первый этап(аффектогенный) продолжается в течение всего периода взаимодействия жертвы спреступником и характеризуется развитием острых аффективных реакций снарастанием эмоционального напряжения, страха, тревоги, растерянности,аффективного сужения сознания с концентрацией внимания на узком кругепсихотравмирующих переживаний и вазовегетативными проявлениями. Аффективныереакции у одних потерпевших сопровождаются психомоторной заторможенностью потипу “мнимой смерти” вплоть до полной неспособности оказывать сопротивление, удругих -двигательным возбуждением (“моторная буря”) с недостаточным учетомситуации и даже совершением действий, опасных для жизни, которые в ряде случаевможно расценить как “аффективное суицидальное поведение” ( по А.Е. Личко,1985).
Второй этап(адаптационный, эмоционально-когнитивный) характеризуется внутреннейпереработкой психотравмирующего события с осмыслением случившегося,переживанием негативных эмоций (тревога, страх, обида, стыд, злость, желаниенаказать обидчика), что сопровождается психогенным фантазированием, фиксациейна отрицательных переживаниях, принимающих доминирующее положение.Психотравмирующий эффект особенно выражен на этапе психосексуальных ориентацийу потерпевших с высоким уровнем интеллектуального развития, неустойчивойсамооценкой, склонных глубоко переживать неудачи вследствие понимания имисущности сексуального насилия на личностно-социальной уровне. Возрастнаяличностная незрелость и недостаточность механизмов психологической защиты могутспособствовать срыву адаптационного барьера (Александровский Ю.А., 1976) ивозникновению кризисных состояний с искажением когнитивных процессов,формированием пессимистической концепции будущего, разрушением идеализированныхпредставлений о жизни, утратой веры в людей, появлением идей самообвинения,ощущений униженности, оскорбленности, безысходности и суицидальных мыслей. Рискаутоагрессивного поведения в таких случаях связан с субъективным восприятиемтакими потерпевшими сложившейся ситуации как безвыходной и собственнымипредставлениями о невозможности ее изменить. Уже на этом этапе появляютсяотдельные невротические проявления, такие, как нарушения сна с кошмарнымисновидениями, навязчивые воспоминания о случившемся, страхи, а также выраженныеколебания настроения с плаксивостью, нередко? раздражительной слабостью. Важнымобстоятельством, которое ухудшает состояние потерпевших, является необходимостьсообщить о сексуальном насилии родным и сотрудникам милиции.
Третий этап(невротический) по времени совпадает с производством судебно-следственных мероприятий,которые привносят дополнительные психотравмирующие факторы (допросы, очныеставки, медицинские экспертизы, нетактичное поведение окружающих, угрозы состороны обвиняемых и их друзей и т.д.). Все это нередко становится дляпотерпевших более травматичным, чем само насилие. При этом у однихнесовершеннолетних развиваются депрессивные состояния различной глубины ипродолжительности; у других происходит декомпенсация психического состояния илиимевшейся ранее психической патологии с заострением характерологическихособенностей и появлением неврозоподобных расстройств. Затяжные депрессивныесостояния продолжительностью от 2 до 5 месяцев обычно наблюдаются вподростково-юношеском возрасте при наличии у потерпевших патологической “почвы”(явления минимальной мозговой дисфункции, личностных расстройств тормозимого иистероидного круга), а также у гармоничных личностей с чертами возрастнойличностной незрелости, идеализированными представлениями о жизни ивысокоморальными нравственными установками. Депрессивный аффект внешнепроявляется не всегда, типичными являются снижение работоспособности,повышенная истощаемость, несвойственные ранее возбудимость, ранимость,плаксивость в сочетании с отгороженностью, замкнутостью, нарушения сна,сверхценные переживания, разнообразные фобии, депрессивные идеи отношения ичувство вины (“сама виновата —не могла за себя постоять”, “не надо было тудаходить”, “все знают и осуждают” и т.д.). Настроение обычно значительноснижается при дополнительных психогениях, зачастую даже не связанных сосновной. При этом могут появляться суицидальные мысли и даже попытки, которыеследует расценить как “истинные”, поскольку их мотивация носит депрессивный(психопатологический) характер. У лиц с органической неполноценностью головногомозга депрессивные расстройства носят дисфорическую окраску и сочетаются сусилением церебрастенических и психопатоподобных проявлений. Суицидальный риску них, а также у преморбидно акцентуированных личностей возникает на фонедекомпенсации психического состояния в период следствия и суда. Ведущая роль вреализации аутоагрессивных тенденций принадлежит патохарактерологическимособенностям с личностной мотивацией поведения. С целью профилактикидепрессивных состояний и аутоагрессивных действий большое значение имеютделикатный подход окружающих с оказанием потерпевшим моральной поддержки,своевременность и эффективность психокоррекционных мероприятий, направленных наустранение когнитивных искажений, повышение самооценки и выработкуконструктивных форм копинг-поведения, а также и применение адекватноймедикаментозной терапии.
Сложность исвоеобразие психогенных расстройств при длительном внутрисемейном сексуальномнасилии — инцесте заключаются в том, что они развиваются не после однократныхмассивных психических травм, а в результате пролонгированного действиясвоеобразной сексуальной травмы, нередко сочетающейся с другими формамижестокого и небрежного отношения со стороны кровных или некровныхродственников. Механизмы действия сексуальной травмы в этих случаях зависят отее особенностей —массивности (частота и тяжесть сексуальных действий),преобладания острого, неспецифического, шокового или хронического,неагрессивного травматизирования, которое приобретает характер “жизненнойситуации” (Гурьева В.А., 1998) и сочетается с имитацией ребенком поведенияпосягателя. Кроме того, неоднозначность сексуальных эксцессов определяетсявозрастом детей, с которого они начинают подвергаться насилию, этапомпсихосексуального и уровнем психического развития, а также их биологическими ииндивидуально-психологическими особенностями. Несмотря на существование многихклинически неразвернутых форм, при длительном инцесте, начавшемся в раннемвозрасте, у потерпевших возникают характерные психические расстройства сопределенной динамикой, которые укладываются в рамки своеобразных психогенных ипатохарактерологических развитий личности. В основе психогенных развитий лежитдистресс, перерастающий в депрессию с аффективным истощением, котораясопровождается формированием личностных и психосексуальных расстройств.Немаловажным обстоятельством является тот факт, что сексуальное насилие приинцесте исходит от близких людей, к которым у детей изначально существуютчувства доверия и привязанности. Первые же сексуальные эксцессы приводят к разрушениюверы и появлению у них ощущения незащищенности и постоянной угрозы. Вместе стем, малолетние дети не осознают специфическое содержание сексуальных действийи не воспринимают их как психическую травму. Поэтому на первом этапе(психогенной сенсибилизации) сексуальные эксцессы приводят к возникновениюаффективных субшоковых реакций с последующими астеническими и невротическимипроявлениями. С возрастом в процессе психосексуального созревания с появлениеми расширением информированности в вопросах половых отношений иморально-нравственных нормах проявления сексуальной активности у них появляетсяосознание инцеста как общественно неприемлемой формы. Поэтому, на втором этапе(невротическом) примерно с препубертатного возраста у потерпевших формируетсякомплекс аффективно насыщенных сверхценных переживаний с фиксацией на них,стойкое негативное отношение к посягателю, появляются депрессивные и личностныерасстройства, агрессивное аутистическое фантазирование. По клиническимхарактеристикам чаще наблюдаются астено-депрессивные состояния, у органическистигматизированных лиц депрессия имеет дисфорическую окраску. Преобладаетневротический уровень расстройств, но могут развиваться и глубокие депрессивныесостояния с рудиментарными психотическими включениями, ауто игетероагрессивными мыслями и тенденциями. В структуре синдрома фантазированиятипичны фантазии на тему избавления от источника насилия с образнымпредставлением сцен его гибели от несчастных случаев или даже мыслями особственном участии в его смерти. Трансформация личностных структурхарактеризуется нарастанием мозаичности с преобладанием сензитивной шизоидностиили эксплозивности. При патохарактерологическом варианте наблюдается сочетаниеповседневного травматизирования с прямым культивированием родителями социальнонеприемлемых форм проявления сексуальной активности и имитацией ребенкомсуществующих в семье отношений. Для него типично наличие выраженныхпсихопатоподобных расстройств, которые сопровождаются психосексуальнымдизонтогенезом в виде опережения и извращения становления сексуальности. Длятаких детей характерны сексуализированное поведение и игры, в которые онивовлекают других малолетних. Подобное поведение является примером вторичнойвиктимизации и способствует совершению по отношению к ним повторныхпосягательств уже другими лицами. По мере взросления девочки спатохарактерологическим развитием личности и искаженными морально-нравственнымипредставлениями нередко ведут беспорядочную половую жизнь, легко вовлекаются впроституцию, зачастую сами принимают участие в групповом сексуальном насилии вотношении несовершеннолетних.
Кромепсихогенных расстройств, сексуальное насилие, сопровождающееся нанесениемжертве телесных повреждений, может приводить к травматическим повреждениям(ЧМТ) головного мозга, которые имеют не только медицинское, но и большоесудебно-психиатрическое и юридическое значение, поскольку при них у потерпевшихнередко наблюдаются различной глубины нарушения сознания и последующая амнезиясобытий криминального периода. В таких случаях перед психиатрами ставитсясложный комплекс вопросов по определению их юридически значимых способностей итяжести “вреда здоровью”. Нами обследовано 15 девочек в возрасте от 13 до 18лет, которые в криминальной ситуации перенесли черепно-мозговые травмы снарушением сознания. Большинство из них преморбидно были психически здоровыми.Механизмы получения черепно-мозговых травм потерпевшими в криминальныхситуациях были двух типов. В 5 наблюдениях в ходе совершения сексуальногонасилия жертвам наносились телесные повреждения, в том числе и травмы головы. В10 случаях потерпевшие сами, стремясь избежать сексуального насилия, совершалиопасные для жизни поступки -выпрыгивали из машин на полном ходу, из окон домов,получая при падении черепно-мозговые травмы и другие телесные повреждения.Большинство потерпевших получали закрытые ЧМТ различной тяжести. Лишь у 1потерпевшей была открытая ЧМТ -ей были причинены рубленные раны головы. Следуетотметить, что при определении тяжести и клинических форм ЧМТ среди исследователейимеются значительные расхождения. Мы придерживаемся точки зрения, что понятие“тяжесть состояния” во многом является производным от понятия “тяжесть травмы”,но гораздо динамичнее последнего. Тяжесть состояния есть отражение тяжеститравмы в данный момент и зависит от состояния сознания, жизненно важных органови очаговых неврологических функций. Ведущими причинами затянувшегося тяжелогосостояния могут быть и нецеребральные факторы (травматический шок, внутреннеекровотечение и т.д.).
У 6 потерпевшихбыла легкая ЧМТ, у 4 потерпевших — ЧМТ средней тяжести и у 5 девочек -тяжелая.Несмотря на особенности клинического оформления, во всех группах выявлялсяобщий стереотип динамики. Он заключался в остром возникновениинервно-психических нарушений в связи с органическим поражением головного мозгаи травматическим шоком с наибольшей их интенсивностью в начальном периоде ипоследующим регредиентным течением. Острейший, “хаотический” период по Н.Н.Бурденко (1937, 1950) выявлялся только при тяжелых ЧМТ. В этот период употерпевших преобладали общемозговые явления и расстройства сознания по типу“выключения” и “угнетения” с нарушением восприятия окружающей действительности(сопор, кома). Восстановление сознание при тяжелых ЧМТ происходило медленно (от3 до 10 дней), в определенной последовательности и длительными периодами“спутанности”.
По меревосстановления ясности сознания “светлые промежутки” становятся все болеепродолжительными, на первый план выступают выраженная астеническая,церебрастеническая, вазовегетативная и вестибулярная симптоматика иамнестические расстройства (фиксационная, ретро- и антероградная амнезия).Больные легко истощаемы, жалуются на головные боли, головокружение, двоение вглазах. Ретроградная амнезия обычно охватывает небольшой промежуток времени доЧМТ (от нескольких часов до суток), со временем подвергается редукции,воспоминания восстанавливаются почти полностью. Антероградная амнезияраспространяется на весь период нарушенного сознания и мало подверженаредукции, воспоминания этого периода практически не восстанавливаются (толькона “светлые промежутки”). Антероградная амнезия наблюдается при тяжелых ЧМТ,нарушения памяти при легких ЧМТ ограничиваются кратковременной ретрограднойамнезией или лишь амнезией момента травмы. Амнезия момента нанесения ЧМТ востром периоде ТБГМ наблюдалась у всех потерпевших, редуцировалась онанезначительно ( у 10 % потерпевших). Антероградная амнезия наблюдалась у всехпотерпевших с тяжелой ЧМТ и у половины -с ЧМТ средней тяжести, редукции она неподдавалась. В 2-х случаях у потерпевших с легкой ЧМТ также наблюдаласьантероградная амнезия, При анализе этих случаев оказалось, что наряду с травмойголовы эти девочки получили массивные телесные повреждения (переломпозвоночника, костей таза) и у них наблюдался травматический шок, чем и можнообъяснить тяжесть их общего состояния, что, по-видимому, оказало влияние навозникновение антероградной амнезии. Ретроградная амнезия наиболее подверженаобратному развитию.
Анализдинамики состояния потерпевших, перенесших тяжелую ЧМТ и травму средней тяжестипоказывает, что по мере редуцирования общемозговых проявлений и расстройствсознания в остром периоде и на этапе реконвалесценции астенический синдромприобретает ведущее значение и носит “сквозной” характер. В отличии от тяжелых,при легких ЧМТ начальный период выделить не удается. В таких случаях послекратковременной потери сознания (на несколько секунд) у потерпевших появляетсяобщемозговая симптоматика (тошнота, рвота, головокружение, головная боль, диплопияи т.д.), вялость, заторможенность, сонливость. У большинства потерпевших этиявления непродолжительны, отмечается кратковременная ретроградная амнезия,которая вскоре редуцируется почти полностью.
Психическиерасстройства психогенного и травматического генеза, возникающие у потерпевших врезультате насилия и жестокости могут обусловливать «беспомощноесостояние» жертвы. Кроме того, эти расстройства должны быть рассмотреныкак «вред здоровью», что также оценивается судом как обстоятельства,отягощающие ответственность обвиняемого по делу и влияет на вынесениеприговора. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 4 от 22апреля 1992 г. “О судебной практике по делам об изнасилованиях” оно признается“беспомощным”, если потерпевшая в силу физического или психического состояния(физические недостатки, малолетний возраст, расстройство душевной деятельностии иное болезненное либо бессознательное состояние) не может понимать характер изначение совершаемых с ней действий или оказывать сопротивление. Констатация“беспомощного состояния” относится к компетенции суда, выявление психическихрасстройств или психологических особенностей, которые в момент сексуальногонасилия обусловливают нарушение указанной категории — задача комплекснойпсихолого-психиатрической экспертизы. Наряду с психическими расстройствами«беспомощное состояние» жертвы может быть обусловлено состояниемалкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения. Согласноуказанному Постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 4, суды должны исходитьиз положения, что не имеет значение, каким образом у потерпевшей возниклосостояние алкогольного опьянения (привел ли ее обвиняемый в такое состояния,напоил пьяной или она уже находилась в состоянии опьянения независимо от его действий).Состояние потерпевшей может быть признано “беспомощным” при такой степениопьянения, которая лишает ее возможности оказывать сопротивление виновному. Унесовершеннолетних потерпевших даже при употреблении незначительных дозалкогольных напитков или наркотических средств часто наблюдается выраженноеопьянение, при котором нарушается способность правильно восприниматьобстоятельства происходящего, отсутствуют попытки защитить себя, оказатьсопротивление. Состояние зачастую характеризуется полной пассивностью ибезучастностью, переходящей в наркотический сон с последующей амнезиейкриминального периода. В последующем, после восстановления ясности сознания,потерпевшие не могут вспомнить происшедшие события, о случившемся догадываютсяпо повреждениям и болевым ощущениям в половых органах, беспорядку в одежде идругим признакам. Все это свидетельствует о нарушении восприятия юридическизначимых обстоятельств и актуальной способности понимать характер и значениесексуального насилия, а также и оказывать сопротивление. При легком илиумеренно выраженном алкогольном или наркотическом опьянении признаков глубокогопомрачения сознания обычно не возникает, а имеет место легкое оглушение,которое не лишает их способности в целом воспринимать окружающую действительность(место, время, находящихся рядом людей, последовательность их действий и т.д.).Вместе с тем, состояние опьянения влияет на критические и прогностическиефункции потерпевших, на их способность своевременно и правильно оценить“сигнальные” моменты в поведении обвиняемых и возможные варианты развитияситуации. Кроме того, у большинства потерпевших наблюдается миарелаксирующеедействие алкоголя или наркотика, что приводит к снижению или полной утрате имиспособности оказывать сопротивление.
Защита детей иподростков от насилия и жестокости и предупреждение преступлений против нихявляется чрезвычайно социально важной и актуальной задачей, решение которойносит междисциплинарный, комплексный характер (работа правоохранительнойсистемы, органов опеки и попечительства, социальной и педагогической сфер,медицинской и психологической служб). Российское законодательство четкоопределяет те действия, которые считаются насильственными преступлениями,направленными на половую неприкосновенность личности (ст. ст. 131-135, 151 УКРФ). Право ребенка на защиту своих интересов закреплено также в Семейномкодексе РФ и в международной Конвенции ООН о правах ребенка, принятой в нашейстране. Сложность заключается в том, что государство не всегда обеспечиваетсоблюдение и действие существующих законов и, следовательно, защитунесовершеннолетних от жестокого обращения с ними. Поскольку реализацияпротивоправных действий зависит от функционирования криминальной системы(преступник — жертва -ситуация), то и меры их профилактики должны бытьнаправлены на каждый элемент, находящийся в ее структуре. Виктимологическиориентированная система предупреждения противоправных действий в отношениидетей и подростков должна строиться с учетом типологии поведения потерпевших впредкриминальной и криминальной ситуациях, факторов виктимности и состоять измер первичной и вторичной профилактики.
Первичнаяпрофилактика заключается в комплексном воздействии на все факторы виктимности ивиктимного поведения потерпевших, которые проявляются в ходе взаимодействия сагрессором и способствуют совершению преступлений (возрастной, личностный,дизонтогенетический, психопатологический и ситуационный) с целью снижения ихзначимости в структуре функционирования криминальной системы.
Социально-педагогическийаспект включает широкий круг мер, направленных на обеспечение нормального игармоничного развития личности, создание безопасной и благоприятноймикросоциальной среды. Сюда относится санация деструктивных семей, профилактикаООД психически больных, алкоголизма и наркоманий у лиц из ближайшего окружениянесовершеннолетних для исключения возможности совершения ими противоправныхдействий в отношении детей и подростков, жестокого обращения с ними. Важноезначение имеет правильное и своевременное полоролевое воспитание детей,формирование у них знаний в области взаимоотношения полов иморально-нравственных принципов об общественно приемлемых формах и безопасныхстереотипах поведения в различных ситуациях. Безусловно, большую роль играетпросветительская работа среди населения, направленная на популяризациюинформации о наиболее распространенных преступлениях, связанных спосягательством на жизнь и достоинство граждан, обстоятельствах возникновениятакого рода криминальных ситуаций, эффективных способах выхода из них,особенностях поведения преступников и т.д. С детьми и подростками в детскихучреждениях и школах должны проводиться разъяснительные беседы ипсихологические тренинги, направленные их обучение для предупрежденияпротивоправных действий (например, не открывать дверь посторонним, не входить сними в подъезд и лифт, не знакомиться, не поддаваться уговорам) и выработкустратегий поведения в сексуально значимых и угрожающих жизни ситуациях. К мерампрофилактики агрессивных преступлений следует отнести и мероприятия, влияющиена изменение безнравственного или даже асоциального образа жизни некоторыхмолодежных и подростковых групп, вплоть до привлечения к административной иуголовной ответственности их лидеров за вовлечение несовершеннолетних вантиобщественную деятельность, проституцию и т.д. Следует больше вниманияпридавать организации подростковых клубов для проведения безопасного досуга,развития интересов и коммуникативных способностей молодежи и с цельюпрофилактики аддиктивного поведения.
Медико-психологическийаспект предусматривает предупреждение, своевременное выявление и лечениепсихических расстройств как у взрослых, так и у детей и подростков(профилактика перинатальной патологии, ранняя диагностика и коррекцияпсихологических девиаций, нарушений психического и психосексуального развития,психопатоподобных расстройств и девиантного поведения, которые могут иметьвиктимное значение). Адекватная лекарственная терапия бредовых, аффективных ипсихопатоподобных нарушений, особенно сопровождающихся расстройством влечений,наряду с рациональной психотерапией может способствовать улучшению социальнойадаптации, нормализации поведения и уменьшению риска для лиц с психическимирасстройствами оказаться жертвами агрессивных преступлений.
Вторичнаяпрофилактика заключается в оказании медико-психологической помощи жертвамнасилия с целью купирования имеющихся у них психических расстройств, возникшихв результате преступлений, предупреждения суицидальных тенденция и вторичнойвиктимизации, которая особенно часто наблюдается у лиц подросткового возраста,где существует миф о “доступности” жертв изнасилований и они нередкоподвергаются им повторно. В таких случаях важное значение приобретает оказаниеюридической помощи потерпевшим, которую они могут получить как в правоохранительныхорганах, так и в центрах для лиц, потерпевших от жестокости и насилия, гдеоказывается медико-психологическая помощь.
Список литературы
Для подготовкиданной работы были использованы материалы с сайта www.rusmedserv.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.