Реферат по предмету "Прочее"


Будущее в экологии

Содержание 1. Вступление 2. Основная часть а предыстория экологии.3 б от биологической к социальной экологии.5 в поиски альтернативных путей развития7 г концепция устойчивого развития 9 д культура и мораль новой цивилизации12 е безотходное и экологическое производство3. Заключение 1. Вступление. Человек один из миллионов видов обитателей планеты Земля Homo sapiens человек разумный. Мы обладаем уникальным чувством красоты и гармонии, уникальными


способностями совершенствования окружающего нас мира. Человек является творцом науки и техники, но, к сожалению, одновременно и разрушителем природы. Рост численности населения Земли на рубеже тысячелетий усугубил проблемы с обеспечением пищей, энергией и загрязнением окружающей среды. В последние десятилетия люди начали осознавать, что в мире, где так много нужды и где окружающая среда ухудшается, невозможны здоровое общество и эффективная экономика.


Социально-экономическое развитие должно пойти по иному пути и обязано учитывать возможности природной среды. Однако мы еще не обладаем необходимыми знаниями для разумной организации нашей деятельности, для обеспечения гармоничного развития общества. Накопленные человечеством научные данные в основном ориентированы на удовлетворение конкретных, сиюминутных потребностей людей и не могут однозначно предсказать последствия деятельности общества. В итоге наша цивилизация оказалась на перекрестке дорог.


Какой же путь следует выбрать Найдутся ли силы, способные остановить разрушительные процессы и возродить надежду на будущее, или дальнейшее ухудшение состояния окружающей среды приведет мир к экологической и социальной катастрофе Владея экологическими знаниями мы приобретаем возможность для постижения сути порядка мироздания и подлинно человеческого удовлетворения своих потребностей. Только в этом случае человек разумный может стать человеком мудрым.


2. Основная часть а Предыстория экологии. Наука о взаимоотношении организмов с окружающей средой получила название экология по предложению Э. Геккеля 1866. Становление экологии происходило по мере накопления данных об образе жизни различных живых существ и их зависимости от внешних условий. Само понятие экология используется сегодня при обсуждении совершенно различных объектов природной и социальной действительности. Говорят об экологии растений и животных, об экологии человека и общества,


об экологии города и культуры. Но нетрудно заметить, что об экологии говорят тогда, когда хотят обратить внимание на условия существования и развития чего-нибудь. Так, в круг экологических изысканий ныне входят причины и следствия исчезновения отдельных видов растений и животных, загрязнения природной среды, ухудшения качества жизни людей и т.д. Однако понятие экология не сразу приобрело такой универсальный смысл.


Первоначально оно утвердилось как название направления, призванного изучать взаимоотношения живых существ между собой и с окружающей их неорганической природой. Возникновение экологии стало возможным во второй половине 19 века, когда было накоплено достаточно сведений о многообразных живых организмах и особенностях их образа жизни. Ученые начали понимать, что не только строение и развитие организмов, но и их взаимоотношения со средой


обитания подчинены определенным закономерностям. В работе Ч. Дарвина Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь 1859 была теоретически осмыслена борьба за существование в природе. Под борьбой Ч. Дарвин понимал все формы противоречивых связей вида со средой, которые приводят к естественному отбору и являются движущим фактором эволюции.


По существу, именно эта работа Ч. Дарвина поставила проблему всестороннего изучения взаимоотношений живых существ с окружающей средой. Термин экология происходит от греческих слов oikos жилище, местопребывание, убежище и logos учение. В работах Всеобщая морфология организмов 1866 и Естественная история миротворения 1868 немецкий естествоиспытатель Э. Геккель представляет экологию как общую науку об отношениях организмов к окружающей среде, куда можно


отнести и условия их существования. Вместе с тем накопление сведений об образе жизни, зависимости от внешних условий, характере распределения животных и растений началось с освоения природы человеком. В трудах античных философов делаются первые попытки систематизации, обобщения этих сведений. Так, Аристотель 384-322 гг. до н. э.описал поведение свыше 500 видов животных. Ученик Аристотеля, отец ботаники Теофраст Эрезийский 372-287 гг. до н. э. приводит достаточно подробные


сведения о своеобразии растений в разных условиях, о зависимости их формы и роста от почвы и климата. В средние века под влиянием богословия и схоластики интерес к изучению природы ослабевает. В эпоху Возрождения вследствие географических открытий и колонизации новых стран существенно расширился круг описываемых растений и животных, появились новые основания для систематизации. В 18 веке французский естествоиспытатель Ж. Бюффон впервые стал непосредственно изучать влияние внешних


условий на строение животных. Он считал возможным перерождение видов, полагая основными причинами превращения одного вида в другой влияние температуры и климата, качества пищи. В это же время Ж. Б. Ламарк автор первого эволюционного учения, приходит к выводу, что влияние внешних обстоятельств - одна из главных причин приспособленности организмов, эволюции животных и растений. Дальнейшему развитию экологического мышления способствовало появление в начале 19 столетия биогеографии.


Труды А. Гумбольдта и других ученых определили новое направление в географии растений. Было обращено внимание на то, что в сходных зональных и вертикально-поясных географических условиях у растений разных групп вырабатываются похожие физиономические формы, т. е. одинаковый внешний облик. По распределению и соотношению этих форм можно судить о специфике физико-географической среды. В середине 19 века русский биолог К. Ф. Рулье обосновал особое направление в зоологии, посвященное


изучению жизни животных, их взаимоотношению с окружающей средой. По мнению ученого, в зоологии наряду с классификацией отдельных организмов нужно производить разбор явлений образа жизни животных. Рулье доказал зависимость эволюции организмов от изменения среды их обитания. Экология как самостоятельная наука в основном оформилась к концу 19 века. В начале 20 столетия уже сложились экологические школы гидробиологов, фитоценологов, ботаников, зоологов.


В каждой из них развивались определенные стороны экологической науки. Понятие экология было предложено Э. Геккелем в 1866 г. как название раздела биологии, призванного изучать вопросы, связанные с взаимоотношением организма и среды. Вместе с тем накопление сведений о зависимости животных и растений от внешних условий началось с древних времен. Сейчас понятие экология приобрело широкое значение.


Оно используется тогда, когда хотят обратить внимание на условия существования и развития того или иного объекта, явления, процесса. б От биологической к социальной экологии. Экология изучает системы разного уровня глобальные, региональные и локальные, компонентами которых нередко являются сообщества людей. Экологическое познание имеет нравственный смысл, без экологических знаний немыслимо устойчивое развитие общества. Согласно определению


Э. Геккеля, экология это наука об экономии, домашнем быте животных как к их неорганической, так и к органической среде, их дружественные и враждебные отношения к другим животным и растениям, с которыми они вступают в прямые или непрямые контакты. Одним словом, все те запутанные взаимоотношения, что Ч. Дарвин назвал борьбой за существование. Сегодня существует несколько определений биологической экологии. Их объединят характеристика экологии как науки, изучающей условия существования живых организмов и


взаимосвязи между организмами и средой, где они обитают. Совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может осуществляться круговорот веществ, называют экосистемой. Этот термин был предложен английским ученым А. Тенсли в 1935 г. Понятие экосистема является ключевым понятием всех направлений экологии. Основное поле исследований биологической экологии рассмотрение потоков энергии, пищевых связей, круговоротов


различных веществ в экосистемах, разных по уровня организации. Самая крупная экологическая система это биосфера. В результате жизнедеятельности организмов в биосфере происходят миграция элементов, накопление солнечной энергии и другие процессы, направленные на поддержание ее в состоянии динамического равновесия. Биосфера находится во взаимодействии с явлениями и процессами, происходящими в космическом окружении


и в недрах Земли вулканы, землетрясения, естественные радиоактивные излучения, вариации геомагнитного поля и т. д Сложно и во многом своеобразно взаимодействие биосферы с обществом, с разнообразными последствиями человеческой деятельности. Человек, как и всякий живой организм, связан с биосферой. Но его воздействие на биосферу принципиально отличается от воздействия других организмов, поскольку обусловлено общественной природой человека, совершается в ходе и в результате прежде всего трудовой


деятельности. В настоящее время формируется глобальная экология. Она призвана комплексно исследовать влияние на биосферу антропогенных, космических, геофизических и других воздействий. Помимо глобальной экологии важнейшими направлениями экологической науки становятся экология человека и социальная экология. Предметом исследования экологии человека является система его связей с окружающей средой. Она изучает вопросы сохранения и развития здоровья людей на основе выявления


зависимости организма человека, его психики от состояния природной и социальной среды. Наука, которая должна объяснять и прогнозировать основные направления развития взаимодействия общества с природной средой, получила название социальной экологии. Экологические знания имеют не только познавательное, но и эстетическое и этическое значение. Экология отличается от классического типа науки, она становится как бы нормативным естествознанием,


т. е. несет ответственность не только за истинность результатов, но и за их применение. Классическая наука по отношению к человеку нейтральна, т. е. не вскрывает непосредственно ценности и цели человеческого существования, не гарантирует оптимальность преобразующей деятельности общества. Знания традиционной науки дают возможность создать могучие средства деятельности современная техника, но не определяют, насколько разумна, оптимальна сама цель деятельности.


И не случайно, скептически характеризуя возможности традиционной науки, известный физик нашего времени М. Борн считал, что она лишь способна разумными средствами достичь сомнительных целей. Новые направления экологии призваны восполнить этот пробел. Развитие экологии можно проследить на основе изменения, расширения ее предмета. Биологическая экология рассматривает условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами


и средой, в которой они обитают. Глобальная экология призвана исследовать строение биосферы и влияние н нее антропогенных, космических, геофизических и других воздействий. Предметом исследования экологии человека являются вопросы сохранения и развития здоровья людей с учетом связей человека с окружающей его природной и социальной средой. Социальная экология изучает систему природа-общество, перспективы ее развития и гармонизации на различных


уровнях локальном, региональном, глобальном. Среди естественных наук экология впервые включает в свое содержание интересы человека, вопросы улучшения условий жизнедеятельности людей. в Поиски альтернативных путей развития. Взаимодействие общества с природной средой до сих пор происходило стихийно. Сегодня стало очевидно, что общество должно взять всю ответственность за будущее природы на себя, перейдя от стихийного взаимодействия с нею к сознательно направляемому.


Человечество все больше понимает, что ресурсы биосферы и другие богатства Земли нельзя присваивать, не думая о возможностях природы, об интересах как ныне живущих, так и будущих поколений. Большинство вопросов, составляющих содержание экологической проблемы, возникали перед обществом в той или иной степени на протяжении всей истории. Со времени появления человека на Земле влияние его на биосферу постоянно росло.


Но именно в условиях индустриального общества и демографического взрыва отрицательные последствия человеческой деятельности приобрели глобальный характер. При этом основной вопрос сводится к тому, как, не разрушая устои биосферы, разместить на Земле миллиарды людей, обеспечив их потребности и желания. Сегодня судьба всех форм жизни на Земле однозначно зависит от характера деятельности человека. Обществу необходимо определить разумную перспективу своего развития, другими словами, свое будущее.


Экологическая проблема послужила основой для выдвижения идей альтернативного общественного развития, предполагающего радикальное изменение характера потребления, уровня и качества жизни людей, производства, технологий и т. д. Поиски альтернативных путей развития, несомненно, сопряжены с необходимостью переосмысления установившихся норм жизни, культурных традиций. Порой предлагаются крайние меры. Например, многие полагают, что только древние культуры


Востока могут служить основой, образцом новой цивилизации. Конечно, перенимать все ценное из культур различных времен необходимо, и это в принципе не вызывает сомнений. Но вряд ли путь аналогий только с древними культурами достаточен для создания общества, альтернативного нынешнему. Не будет ли оно по многим показателям уступать нынешнему Ведь альтернативность развития приемлема, если новая ориентация чем-то лучше или хотя бы эквивалентна


старой. В этом отношении гораздо ближе к истине те, кто делает акцент на использовании науки, ее технологических достижений для создания основ альтернативной цивилизации. Сама задача выбора альтернативного пути развития человечества не может быть решена без научного анализа. В этой связи возникла новая наука глобалистика, занимающаяся изучением влияния сложных мировых глобальных проблем на общественное развитие. К числу подобных проблем, кроме экологической, включающей проблемы


загрязнения среды, истощения ресурсов, энергетики, относятся также проблемы народонаселения, развития науки и техники, образования, гонки вооружений милитаризации и др. Экологическая проблема является среди них центральной. Большой вклад в развитие глобалистики внесли представители так называемого Римского клуба. Эта международная организация, созданная в 1968 г. по инициативе итальянского ученого


и общественного деятеля Аурелио Печчеи, объединяет известных ученых из многих стран, в том числе и России. Римский клуб стал популярным в 1972 г. после публикации первого доклада Пределы роста. Цель данного доклада предостережение. Необходимо выявить последствия существующих тенденций роста населения, производства, загрязнения, использования ресурсов и способствовать таким изменениям в различных областях общественной жизни политике, экономике,


культуре и др которые помогли бы избежать экологической катастрофы. Из доклад следовал вывод, что пришел конец индустриальной эре и потребительскому образу жизни, ставшему людям привычным. Давление общества на биосферу сегодня достигло такого уровня, когда естественные механизмы ее саморегуляции стали недостаточными. Биосфере не хватает запаса устойчивости для компенсации неблагоприятных последствий производственной деятельности человека.


В чем же суть нового положения человека в мире и какую новую роль оно предполагает На этот вопрос был дан ответ в последующих докладах Римского клуба и других международных организаций. Прежде всего стала очевидной особая биосферная функция человека - спасение и сохранение биосферы. Для предотвращения нежелательных экологических последствий человечество должно перейти от стихийного


развития к рациональному, упорядоченному, основанному на эволюционных законах природы и общества. Только в этом случае развитие общества может быть непрерывным и длительным, происходить без особых социальных потрясений и природных катастроф, спровоцированных человеком. Именно такой характер развития можно считать устойчивым. Однако необходима огромная созидательная работа. Должны существенно измениться сознание людей, их цели


и нравственные ориентиры. Человечество сегодня переживает решающий момент своей истории. С одной стороны, оно столкнулось с мировыми, глобальными проблемами. С другой располагает необходимыми интеллектуальными, технологическими потенциалами для их решения. Необходимо понимание всеми людьми своей ответственности перед будущим, осознание каждым жителем Земли своей причастности к истории. Чтобы выжить, люди должны перейти к новому типу развития, изменить


свой способ жизнедеятельности. Глобальный экологический кризис является прямым следствием неспособности человека подняться до уровня, соответствующего его новой могущественной роли в мире, осознать свои новые обязанности в нем. Проблема в самом человеке, а не вне его. И возможное решение связано прежде всего с развитием подлинно человеческих качеств всех жителей нашей планеты. г Концепция устойчивого развития. Под устойчивым развитием понимается такое развитие, которое


обеспечивает удовлетворение потребностей настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Концепция устойчивого самоподдерживающегося развития была впервые предложена в 1987 г. в Докладе Международной комиссии ООН, подготовленной представителями более 200 государств. В 1992 г. Конференция ООН по окружающей среде и развитию, проходившая в


Рио-де-Жанейро, утвердила данную концепцию как руководство к действию для всех стран нашей планеты на 21 век. Устойчивое развитие в глобальной системе общество-природа означает соблюдение динамического равновесия в социоэкосистемах различного уровня. Как известно, компонентами социоэкосистем являются общество социальные системы и природная среда эко- и геосистемы. Динамическое равновесие социоэкосистемы предполагает обязательное соблюдение определенного отношения между указанными системами в процессе их развития.


Отсюда следует вывод для непрерывного развития социосистем должны сохраняться не только вещественно-энергетический и информационный обмен системы со средой, но и внешние условия, обеспечивающие данный обмен. При ограниченных ресурсных возможностях нашей планеты, ее биосферы для выполнения этого условия необходимо, чтобы со стороны общества соответственно поддерживалось и развитие природной среды. Главная идея концепции устойчивого развития заключается в создании условий и механизмов для взаимоувязанного


социально-экономического и экологического развития, в рассмотрении проблем природной среды в единстве с социально-экономическими процессами. В этом случае создаются предпосылки для развития общества и природной среды. Представители государств, собравшиеся на Встречу на высшем уровне в Рио-де-Жанейро, приняли свод принципов. Эти принципы определяют права народов на развитие и их обязанности по сохранению окружающей среды. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию включает


следующие основные идеи Люди имеют право на здоровую и плодородную жизнь в гармонии с природой. Сегодняшнее развитие не должно осуществляться во вред интересам нынешнего и будущих поколений. Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него. Искоренение нищеты и неравенства в уровне жизни в различных частях мира необходимо для обеспечения


устойчивого роста и удовлетворения потребностей большинства населения. Государства сотрудничают в целях сохранения, защиты и восстановления целостности экосистемы Земли. Развитые страны признают ответственность, которую они несут в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития. Государства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и поощрять соответствующую демографическую политику.


Экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан. Государства развивают и поощряют информированность и участи населения путем предоставления широкого доступа к экологической информации. Государства должны сотрудничать в деле создания открытой международной экономической системы, которая приведет к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах. Тот, кто загрязняет окружающую среду, должен нести и финансовую ответственность за это загрязнение.


Устойчивое развитие требует более глубокого научного понимания проблем. Для достижения устойчивого развития необходимо всестороннее участие женщин. Необходимо также творческие силы и идеалы молодежи. Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время


вооруженных конфликтов. Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы. Устойчиво развитие социоэкосистем определяет возможность устойчивого общества, т. е. такого общества, которое может существовать в течение жизни многих поколений. В социальном отношении в устойчивом обществе численность населения, запасы капитала и технологии должны обеспечивать гарантированный уровень жизни для всех.


В экономическом отношении в устойчивом обществе потребление ресурсов и энергии будет осуществляться в соответствии со следующими условиями Темпы потребления возобновимых ресурсов не должны превышать темпов их восстановления. Темпы потребления невозобновимых ресурсов не должны превышать темпов разработки их возобновимой замены. Интенсивность выбросов загрязняющих веществ не должна превышать возможности окружающей среды поглощать их. В устойчивом обществе не может быть места несправедливому распределению.


Нищета недопустима по двум причинам. Во-первых, нищета не может и не должна символизировать устойчивость. Во-вторых, общество при этом лишается возможности стабилизировать численность населения. Устойчивое общество по моральным и практическим причинам должно обеспечивать материальный достаток для всех. Устойчивый мир не означает однообразный, застывший мир. Наоборот, разнообразие причина и следствие устойчивости в природе.


То же самое должно наблюдаться и в человеческом обществе. Культурное разнообразие и местная автономия в таком мире расширяются, а не подавляются. Другими словами, нет причин, по которым устойчивое общество должно быть недемократичным, скучным или однообразным. Чтобы обеспечить устойчивое будущее, потребуется изменить мировую экономику, демографическую политику, переосмыслить многие ценности и во многом отказаться от привычного образа жизни.


Все это часто отождествляют или связывают с экологической революцией. Она действительно может встать в один ряд с аграрной и промышленной революциями как одно из наиболее грандиозных социальных преобразований в истории человечества. В отличие от аграрной революции, которая способствовала небывалому росту численности населения, цель экологической революции восстановление равновесия между численностью населения


Земли и природными ресурсами, между социально- экономическим и экологическим развитием. Обе предыдущие революции происходили в результате совершенствования технологий появление земледелия привело к аграрной революции, а изобретение парового двигателя к промышленной. Основной движущей силой экологической революции также станут преобразования в технике и экономике, обусловленные необходимостью использования информационных технологий и учета единства человека с многообразными


факторами природы. Экологическая революция должна идти более быстрыми темпами. Если аграрная революция началась 10 тыс. лет назад, а промышленная в разных формах, по существу, продолжается уже два столетия, то для экологической нам отпущено лишь несколько десятилетий. Революция в области сельского хозяйства измерялась исключительно ростом объема производства продуктов, избыток которых позволил земледельцам кормить горожан.


Точно также промышленная революция измерялась увеличением объема производства сырья и промышленных товаров. Об успехе экологической революции можно будет судить по тому, в состоянии ли она обеспечить устойчивое развитие общества, характеризующегося стабильностью, здоровым образом жизни и улучшением условий существования как нынешних, так и будущих поколений людей. Концепция устойчивого развития рассматривает в единстве экологические, экономические и многие другие


социальные процессы. Эта концепция основывается на возможности регулирования роста народонаселения, формирования разумных потребностей у людей, экологической культуры и этики. д Культура и мораль новой цивилизации. На пороге 21 века человечество оказалось в условиях обострения проблем невиданного масштаба и содержания, получивших название глобальных проблем современности. На фоне этих проблем стало реально осознаваться не только геофизическое единство


Земли, но и необходимость единства культуры, систем ценностей нашей цивилизации. Культура как способ адаптации и организации жизнедеятельности людей является важнейшим показателем их отношения друг к другу и к природному окружению. В зависимости от содержания и ориентации она может сближать и отчуждать народы. В наше время выживание человечества во многом зависит от становления единой мировой культуры единого


культурного пространства, сочетающего в себе самобытные национальные культуры с общечеловеческими ценностями. Сложнейшие проблемы современного мира с особой остротой ставят вопрос об интеллектуальных и гуманистических качествах личности. Становится очевидным, что формирование индивида должно происходить под влиянием как национальной, так и мировой культуры. Соответствие этим двум измерениям позволяет избежать односторонности во взаимоотношениях человека с социальным и природным окружением.


Становление мировой культуры неправомерно отождествлять с европеизацией культуры. Ибо в нем аккумулируются общезначимые достижения всех культур народов мира при сохранении их относительной самостоятельности. Единая культура человечества не заменяет культуры отдельных народов, а дополняет их, помогает им в решении сложных проблем современности. Другими словами, культура предстает не просто как опыт жизнедеятельности людей на национальном уровне,


а как многомерное явление, связанное с глобальными процессами. Фундаментом как национального, так и мирового развития должна стать гармония человека и природы. На смену прежним, ориентированным исключительно на развитие экономики, стратегиям, должна прийти стратегия, в центре которой находится человек. Современный образ жизни людей и их цели, сформировавшиеся в эпоху индустриального общества, должны подвергнуться коренным изменениям.


Вот почему необходимо целенаправленно использовать не только культурные традиции, но и развивать, пропагандировать новую экологическую культуру. Экологическая культура предстает как новый способ соединения человека с природой, примирения его с ней на основе более глубокого ее познания. Важнейшим признаком экологической культуры является отказ от наивного антропоцентризма и переход к системе взглядов, которая строится биосфероцентристики.


Это значит, что теперь при решении любых проблем приоритет необходимо отдавать факторам природным, а не социально-экономическим. Конечной целью такого подхода все равно является человек, но не прямо, а опосредованно, через сохранение природной среды его существования. Мерой экологической культуры выступает экологическая этика. В экологической этике в сферу нравственных отношений, кроме традиционно рассматриваемых отношений человек


человек, человек-общество включается также целый ряд сторон отношений человек-природа. Основное свойство, присущее экологической этике, связано с тем, что приоритетной в ней остается забота о природных условиях существования будущих поколений. Обращенность в будущее, которая предполагает и заботу о настоящем, отличает экологическую этику от традиционных направлений этики. Положения экологической этики уже сейчас позволяют предложить следующие


требования отказываться от любых действий, которые могут подорвать возможности существования будущих поколений мера ответственности перед потомками должна быть приоритетной при принятии решений, касающихся состояния природной среды недопустимо в интересах ныне живущих людей наносить ущерб интересам будущих поколений. Однако положения экологической этики, призванные обеспечить гармонизацию взаимодействия человека и природы, могут быть реализованы, если они практически пронизывают самые различные сферы человеческой


деятельности образование, воспитание, политику и др. Только в этом случае этические нормы, насыщенные экологическим содержанием, не останутся благим пожеланием и приблизят становление нового, экологического общества. Для дальнейшего развития цивилизации необходимо упорядочение жизнедеятельности людей, способов их организации, культуры в цело в самых различных уголках нашей планеты.


Становится очевидной необходимость общечеловеческих ценностей, дополняющих ценности национальных культур. Объединяющие гуманистические положения развиваются благодаря экологической этике. Это дает основания для диалога культур, взаимопонимания наций и народностей. На основе экологической этики формируется новое отношение к природе, ее разумное, предусмотрительное освоение. е Безотходное и экологическое производство.


Невиданный размах производственной деятельности человечества является одной из главных причин угрожающего загрязнения природной среды. В настоящее время лишь 2-5 сырьевых материалов переходят в конечную продукцию, а 95-98 превращаются в отходы. Человечество сегодня работает в основном на производство отходов. В связи с необходимостью уменьшения отходов производства возникла новая концепция развития промышленных производств, получившая название экологизации производства.


Она предполагает ликвидацию всевозможных отходов, создание малоотходных, а в идеале безотходных технологий. В настоящее время для уменьшения отходов в различных производствах осуществляется раздвоение технологического процесса на непосредственно производящую и нейтрализующие части. Последняя объединяет разнообразные способы очистки и разложения отходов. Главная цель восстановление равновесия между производящей и нейтрализующей технологиями.


Аналогично организмам деструкторам в живой природе нейтрализующая технология должна разрушать отходы и возвращать составляющие их элементы в природную среду, не нарушая геохимические круговороты в биосфере. Новые возможности в этой области открываются вследствие использования биологических методов очистки. Например, некоторые микроорганизмы обладают способностью перерабатывать сложные соединения в простейшие элементы, накапливать металлы, радиоактивные отходы, окислять и делать растворимым сульфиды никеля,


урана и меди, создавая тем самым благоприятные условия для извлечения этих металлов путем электролиза. Различные виды моллюсков являются замечательными фильтраторами водных бассейнов. Сейчас ведутся работы по выведению новых их популяций с повышенной стойкостью к загрязненной среде, изыскиваются возможности регулирования их численности. Однако если учесть, что современная промышленность переводит преобладающую часть исходного сырья в


разнообразные отходы, то станет понятной грандиозность задачи нейтрализации отходов. Строительство очистных сооружений требует все более значительных затрат. Стоимость их становится сопоставимой, а порой даже превосходящей стоимость основных производственных фондов. В отдельных случаях их строительство необходимо, и надобность в этом не отпадет и в будущем. Но следует помнить, что любой отход производства представляет собой неиспользованное вещество, на создание


которого затрачен определенный труд. Поэтому выгоднее использовать отходы в качестве исходного сырья для других целей, чем их просто разлагать. Полное использование отходов возможно путем создания замкнутых технологических процессов, объединения мелких предприятий в крупные производственные комплексы, где отходы одних могут служить сырьем для других. В таком случае не только сводится до минимума химическое загрязнение природной среды, но значительно повышается и эффективность использования природных ресурсов.


Повторное использование 23 образующихся отходов на сегодня вполне реально. В перспективе промышленное производство будет в основном базироваться на возобновляемых и вторичных ресурсах и только на расширенное воспроизводство потребуется первичное сырье. Само развитие техники способствует созданию безотходных производств, основой которых является цикличность вещественно-энергетических потоков. Именно по этому принципу функционирует и сама биосфера, в которой


устойчиво сохраняются сложившиеся циклы вещества, энергии и информации. Для массового внедрения замкнутых технологических процессов необходимо решить по меньшей мере две задачи. Первая из них непосредственно связана с определением конкретных способов переработки отдельных отходов в те или иные полезные вещества. Для этого предстоит выяснить строение, состав, количество многочисленных загрязнителей природной среды по различным отраслям производства, разработать технологические процессы


для их полного использования в качестве исходного сырья. Современный уровень химической науки, особенно аналитической химии и химической технологии, позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. Вторая задача гораздо сложнее. Она связана с возможностями решения энергетической проблемы. Дело в том, что создание замкнутых технологических процессов приводит к многократному повышению затрат


энергии. Создание полностью безотходных производств - длительный процесс, требующий решения сложнейших экономических, технологических, энергетических и других задач. Поэтому в ближайшей перспективе следует в основном ожидать перехода к малоотходным производствам. Под малоотходным понимается такой способ производства, когда вредное воздействие на окружающую среду не превышает допустимого уровня, и только небольшая часть сырья и материалов переходит в отходы и направляется


на нейтрализацию или длительное хранение. Не умаляя в целом значения идей безотходной технологии, важно отметить, что если даже человечество, в конечном счете, добьется того, что все технологические процессы станут безотходными, то вряд ли выпуск по безотходной технологии инсектицидов, канцерогенных, токсичных и других вредных для биосферы веществ приблизит решение экологической проблемы. Природная среда загрязняется не только отходами, но и основными продуктами.


Концепция безотходной технологии все внимание сосредотачивает на устранении отходов. Сама постановка вопроса такова, что основные продукты, порой более опасные, чем отходы, упускаются из поля зрения, следовательно, создание только безотходных технологий не решит проблему загрязнения среды. Все это выдвигает вопрос о необходимости развертывания особого экологического производства, т. е. воспроизводства отдельных компонентов, условий природной среды.


Другими словами, сложившаяся в настоящее время экологическая ситуация свидетельствует о том, что человечество в своем развитии переступило ту грань взаимодействия с природой, когда оно могло не заботиться о поддержании естественных условий своего существования. Идею подобного производства в той или иной форме высказал В. И. Вернадский. В работе Опыты описательной минералогии он писал, что с истощением природных ресурсов предстоит развернуть их производство, имитировать в коротком интервале времени геологическую работу,


происходящую в природе тысячелетиями. Задача экологического производства не ограничивается только нейтрализацией негативных последствий человеческой деятельности, следует создавать рекреационные зоны и искусственные экосистемы, восстанавливать численность популяции животных и растений, поддерживать благоприятные климатические условия и т.д. Экологизация производства предполагает приспособление различных технологий к сложившимся природным биосферным условиям. Экологическое производство, исходя из ограниченных возможностей сложившихся


биосферных явлений, предполагает планомерное производство и воспроизводство компонентов и условий природной среды. 3. Заключение. Человечество сейчас переживает решающий момент своей истории. С одной стороны, мы в невиданных ранее масштабах столкнулись с проблемами голода, болезней, деградации природной среды. С другой мы располагаем неисчерпаемыми интеллектуальными, технологическими потенциалами для их решения. На первый план поэтому выходит необходимость понимания всеми людьми своей ответственности


перед будущим, осознание каждым жителем Земли своей причастности к истории. Вместе с тем задача состоит в том, чтобы преобразовать это понимание в конкретные дела и совершить переход к новым формам развития и образу жизни. Человечеству, чтобы выжить, необходимо принять иную модель развития, изменить способ своей жизнедеятельности, провести кардинальные изменения в различных сферах экономике, культуре, политике, чтобы обеспечить переход к устойчивому развитию.


Главная идея концепции устойчивого развития заключается в создании условий и механизмов для взаимосвязанного социально-экономического и экологического развития. Эта идея следует из осознания того, что проблемы природной среды должны рассматриваться в единстве с социально-экономическими процессами. Только в этом случае возможно обеспечить право людей на здоровую и качественную жизнь, соответственно уменьшить разрыв в уровне жизни народов мира, развивающихся и развитых


стран. Чтобы обеспечить устойчивое будущее, потребуется изменить мировую экономику в целом, демографическую политику, переосмыслить многие ценности и во многом отказаться от привычного образа жизни. Все это очень часто отождествляют или связывают с экологической революцией. Она действительно может встать в один ряд с аграрной и промышленной революциями как одно из наиболее грандиозных социальных преобразований в истории человечества.


Список литературы 1. С. А. Боголюбов, Экология. Учебное пособие, -М Знание, 1997 г. 2. Мамедов Н. М Суравегина И. Т Экология Учебное пособие для 9-11 кл. общеобразовательной школы. М, Школа-Пресс, 1996 г. 3. Цузмер А. М Петришина О. Л БиологияЧеловек и его здоровье Учебник для 9 кл. средней школы


Под ред. В. Н. Загорского и др. 19-е изд М Просвещение, 1990 г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Реферат Інформаційна безпека систем електронної комерції поняття інформаційної безпеки
Реферат Культура СССР в послереволюционный период 1917-1720-е гг
Реферат Россия в середине и второй половине XVII в
Реферат Сенсорный анализ пищевых продуктов и дегустация
Реферат SWOT-аналіз
Реферат Кабели для компьютерных сетей
Реферат Неизвестные страницы из истории создания и обсуждения «Словаря русского языка» С. И. Ожегова
Реферат «Реформы 1860-1870-х годов» §43-44, с. 316-322 Ф. И
Реферат Конституционно-правовая ответственность 2
Реферат Трагедия матери в повести Л Чуковской Софья Петровна и поэме А. Ахматовой Реквием
Реферат Global Warning Essay Research Paper GLOBAL WARMING
Реферат Лекции по Маркетингу 3
Реферат Разработка научно-обоснованной технологии возделывания озимой ржи в условиях колхоза "Нива" Сюмсинского района Удмуртской Республики
Реферат Искусство как эстетическое явление автономность художественного творчества