Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Психологический портрет. Синдром неудачника

Е.И. Морзова
Вкаждый период жизни у ребёнка имеется определённая структура психологическихособенностей. Психологические особенности влияют на его поведение, определяютего деятельность, степень её успешности, интенсивность, соответсвие социальнымтербованиям и т.д. От характера поведения ребенка зависит, как будутреагировать на него окружающие (родители, учителя, воспитательница детскогосада, сверстники). Это может проявляться в поощрении, подкреплении одних формповедения и наказании за другие, в общей оценке ребенка, в интенсивностиобщения с ним и т.п.
Подобныереакции, в свою очередь, приводят к изменению или, напротив, к закреплениюимеющихся психологических особенностей ребенка. Получается замкнутый круг: отпсихологических особенностей ребенка зависит его поведение; оно вызываетопределенные реакции окружающих, а эти реакции оказывают решающее влияние напсихологические особенности ребенка, устраняя или, наоборот, заостряя их.Наиболее стойкие отклонения в психическом развитии возникают в тех случаях,когда реакции окружающих обостряют ту самую психологическую проблему ребенка,которая порождена или закреплена отношением к ней взрослых. Стараясь преодолетьтрудности в поведении ребенка, взрослые, сами того не осознавая, своимповедением, наоборот, их закрепляют. Тут возникает уже не просто замкнутый, апорочный круг, преодолеть который бывает очень трудно. Именно воспитательныйподход, основанный на перестройке отношений взрослых с ребенком, сможет егоразрушить.
Неудачники
Основнойпсихологической особенностью при этом неблагоприятном варианте развитияличности является повышение уровня тревоги, проявляющееся в неуверенности всебе, постоянном беспокойстве, волнении. К повышению уровня тревоги приводитлюбое неблагополучие условий жизни ребенка, отрицательная оценка егоокружающими, трудности в общении и т.п.
Состояниетревоги проявляется как ощущение угрозы, ожидание неопределенной опасности.Ситуация, которую большинство детей восприняло бы как вполне рядовую, привысоком уровне тревоги вызывает стресс. Для ребенка, находящегося в этомсостоянии, характерны постоянные опасения и страхи. Затруднено принятиерешений, так как ребенок чрезмерно фиксируется на тех неблагоприятныхпоследствиях, которые может повлечь за собой то или иное решение. Повышениеуровня тревоги приводит к серьезным трудностям в учебе, общении, сказывается вовсех сферах жизни ребенка.
Впериод подготовки к обучению в школе или немного позже — в начале школьногообучения — происходит изменение в отношении взрослых к успехам и неудачамребенка. «Хорошим» оказывается, прежде всего, тот ребенок, который много знает,успешно учится, с легкостью решает задачи. К трудностям и неудачам, почти неизбежнымв начале школьного обучения, родители часто относятся резко отрицательно.Негативные оценки со стороны взрослых приводят к тому, что у ребенка появляетсятревога, падает уверенность в себе, снижается самооценка. Это, в свою очередь,вызывает отнюдь не улучшение, а ухудшение результатов. Естественнымиследствиями тревоги и неуверенности являются непродуктивные траты времени нанесущественные детали задания, отвлекающие от работы рассуждения (например:«Как будет плохо, если я опять получу двойку»), отказ от заданий, которыезаранее кажутся ребенку слишком трудными. Понятно, что этот путь ведет ко всеболее глубокой неуспеваемости.
Ане9лет. Она учится в третьем классе и уже второй год слывет «двоечницей», но досих пор и родители, и учительница с этим почему-то мирились. Теперь терпениеучительницы иссякло. Она сказала, что Аню надо либо оставлять на второй год,либо переводить в школу для умственно отсталых. Психологическое обследованиепоказало, что у Ани не особенно высокий, но нормальный для ее возраста уровеньумственного развития. Запас знаний несколько ниже нормы, но не настолько, чтобысделать невозможным обучение в массовой школе. Повышена утомляемость, сниженаработоспособность. Вероятно, это следствие перегрузки: отец девочкирассказывает, что у нее очень много дополнительных занятий — это, по егомнению, единственный способ научить ее тому, что требует школьная программа.Главная психологическая особенность Ани — это очень высокий уровень тревоги,беспокойства. Она все время боится сделать ошибку. Из-за этого иногда она вовсеотказывается от выполнения заданий, которые ей вполне по силам. Иногда, все жевзявшись за задание, она столько внимания уделяет мелочам, что на главное у нееуже не остается ни сил, ни времени. Рисуя, она больше пользуется ластиком, чемкарандашом. Это не имеет особого смысла, так как новая проведенная ею линияобычно ничем не лучше стертой, но времени на каждый рисунок тратится вдвое иливтрое больше, чем нужно.
Нередкопорочный круг запускается необоснованно завышенными ожиданиями и требованиямиродителей. Нормальные, средние школьные успехи ребенка воспринимаютсяродителями, а значит, и им самим, как неудачи. Хотя всем известно, что «тройка»означает «удовлетворительно», родители часто рассматривают эту отметку как неудовлетворительную.В результате начинает работать механизм, приводящий к росту беспокойства ивследствие этого к реальной неуспеваемости, к «двойкам». При завышенныхожиданиях родителей, озабоченных достижениями ребенка с раннего детства,неуспешность может складываться уже в начале дошкольного возраста.
Итак,основой для вывода о том, что у ребенка наблюдается синдром неудачника, служитсочетание следующих данных:
•низкие достижения ребенка. Взрослые (родители, учителя) оценивают детскуюдеятельность в целом как неуспешную. Объективные показатели могут быть при этомне особенно низки: важна не объективная картина, а именно оценка окружающих.Бывает, что в какой-либо отдельной области (например, в спорте) достиженияребенка вполне высоки, но родители и учителя не считают саму эту областьдостаточно важной;
•высокий уровень тревоги и беспокойства, неуверенность в себе. Это центральноепсихологическое звено череды неудач. Как правило, наиболее болезненной сферойявляется школьно-учебная;
•установка на исполнительность, высокая значимость для ребенка оценок, дающихсявзрослыми.
Постоянныйнеуспех со временем приводит к появлению пессимистического подхода кдействительности, а иногда и к развитию депрессивного состояния. Признакидепрессии нередко появляются к концу начальной школы.
Вподростковом возрасте у детей-«неудачников» нередко совершается переход отпозиции плохого ученика к самосознанию безнадежно неуспешной личности.
Советы
Главное,что должны сделать взрослые, чтобы переломить синдром неудачника — этообеспечить ребенку ощущение успеха. Для этого при оценке работы ребенка надоруководствоваться несколькими несложными правилами. Главное из них — ни в коемслучае не сравнивать весьма посредственные результаты ребенка с эталоном(требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями болееуспешных одноклассников). Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалитьего лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнейконтрольной он правильно сделал только один пример из десяти, а в сегодняшней — два, то это надо отметить как реальный успех, который должен быть высоко и безвсякой снисходительности или иронии оценен взрослыми. Если же сегодняшнийрезультат ниже вчерашнего, то надо лишь выразить твердую уверенность в том, чтозавтрашний будет выше.
Оченьважно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказатьсяуспешным, способным реализовать себя. Этой сфере надо придать высокую ценностьв его глазах. В чем бы он ни был успешен — в спорте, в хозяйственно-бытовыхделах, в компьютерных играх или в рисовании — это должно стать предметом живогои пристального интереса родителей. Ни в коем случае нельзя ставить в винуребенку неуспехи в школьных делах. Напротив, следует подчеркивать, что, если оннаучился делать хорошо какое-то одно дело, то постепенно научится и всемуостальному. Иногда взрослым кажется, что у ребенка нет способностей вообще ни кчему. Однако в действительности такого практически никогда не бывает. Можетбыть он хорошо бегает. Тогда нужно определить его в секцию легкой атлетики (ане говорить, что на это у него нет времени, потому что он не успевает сделатьуроки). Возможно, он умеет аккуратно работать с мелкими деталями. Тогда емустоит записаться в кружок авиамоделирования. Ребенка, страдающего синдромомнеудачника, нужно не просто побольше хвалить и поменьше ругать (что очевидно),но хвалить именно тогда, когда он что-то делает (а не тогда, когда пассивносидит, не мешая окружающим).
Родителями учителям необходимо отбросить нетерпение: ждать успехов в учебе придетсядолго, так как снижение тревоги и неуверенности в себе не может произойти заодну неделю. Да и тогда еще «хвост» накопившихся пробелов в знаниях долго будетдавать о себе знать. Школа должна стать сферой щадящего оценивания, снижающеготревогу (что уже само по себе дает некоторое улучшение результатов). Следуетбыть готовыми к тому, что школьные дела могут так и остаться вне сферы детскогосамоутверждения, поэтому болезненность школьной ситуации должна быть сниженалюбыми средствами. В первую очередь, необходимо снизить ценность школьныхотметок (но не знаний!). В особо серьезных случаях приходится идти наобесценивание и ряда других школьных требований и ценностей (например,закрывать глаза на то, что не полностью выполняются домашние задания).Благодаря этим мерам у ребенка постепенно снижаются опасения, связанные сошколой, и начинают накапливаться некоторые достижения.
Важно,чтобы родители не показывали ребенку свою озабоченность его учебными неудачами.Искренне интересуясь школьной жизнью ребенка, следует при этом смещать акцентысвоих интересов на отношения детей в классе, подготовку к праздникам, дежурствапо классу, экскурсии и походы. Не стоит фиксироваться на области неуспеха — школьных отметках. Напротив, в качестве чрезвычайно значимой, высоко ценимой иостро интересующей сферы деятельности должна подчеркнуто выделяться та, вкоторой ребенок успешен и может самоутверждаться, обретая утраченную веру всебя. Такой пересмотр традиционных школьных ценностей позволяет предупредитьсамый тяжкий результат синдрома неудачника — резко отрицательное отношениеребенка к учебе, которое к подростковому возрасту может превратить хроническинеуспевающего ребенка в законченного хулигана. Таким образом, чем меньшеродители фиксируют ребенка на школе, тем лучше для его школьных успехов.
Подконец вернемся к вопросу, поставленному родителями Ани, -имеет ли смыслоставлять ребенка-«неудачника» на второй год или следует перевести его вовспомогательную школу? На этот вопрос в данном случае следует ответитьотрицательно. Дублирование обучения в третьем классе еще больше снизитуверенность Ани в себе (хотя понижать ее почти некуда) и тем самым закрепитсиндром неудачника.
Неследует отдавать Аню и в школу для умственно отсталых детей или в школу длядетей с задержкой психического развития. Действительно, причиной хроническойнеуспешности некоторых детей является нарушение психического развития. В этомслучае перевод в специальную школу будет полезен и, скорее всего, поможетпреодолеть возникшие трудности. Такие школы предназначены для детей сосниженным уровнем умственного развития. У Ани причина школьной неуспешностидругая — неверие в собственные силы. При этом способности девочки вполнедостаточны, чтобы усваивать учебный материал. Для того чтобы эти способностипроявились, занятия должны стать более живыми и интересными, а родители должныперестать непрерывно ругать Аню. Тогда девочка, безусловно, сумеет выбраться науровень «троечницы», что для нее является определенным достижением.
Итак,чтобы избавить ребенка от синдрома неудачника, нужно:
•обеспечить ему ощущение успеха;
•снизить ценностное значение школьных отметок (но не знаний!);
•хвалить ребенка не за результат, а за любую попытку его достижения;
•обязательно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказатьсяуспешным, реализовать себя.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.eti-deti.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.