Н.К-К. Ховалыг (Кызыл) кандидат химических наук
Юношескийвозраст – это период жизненного и профессионального самоопределения личности.Он характеризуется возникновением и развитием значимых психологическихновообразований, задействованных во всех проявлениях эмоционального отношения кмиру, – в оценке реальной действительности и окружающих людей, впрогнозировании своей социальной активности, в планировании будущего исамореализации, в формировании собственных представлений о мире и о себе самом.
Современнаясоциально-экономическая ситуация определяется несоответствием рынкаобразовательных услуг рынку труда, требований работодателей уровнюпрофессиональной подготовки специалистов, предлагающих свои услуги, рассогласованиеммежду уровнем оплаты труда и его реальной стоимостью.
Вэтих условиях целенаправленная и систематическая работа по профессиональному иличностному самоопределению молодежи может реально снизитьсоциально-экономическую напряженность в регионе благодаря тому, что подростки, которыечерез пять-шесть лет придут на рынок труда, выберут свою профессию с учетом нетолько своих интересов и сложностей, но и требований профессии и рынка труда.
Сцелью выявления направленности профессиональных интересов, жизненных планов, уровняпритязаний, трудовой мотивации проведено социологическое исследование средивыпускников. Было опрошено почти 300 учащихся 11 классов из двух городов:Ак-Довурака и Шагонара.
(РеспубликаТыва).
Личныепланы выпускников. Осознание себя, своих способностей, социальной обстановки, вусловиях которой принимаются первые решения, связанные с выбором жизненногопути, довольно отчетливо отражают личные планы молодежи. Они фиксировались вответах старшеклассников на вопрос о том, что они собираются делать после школы,работать или учиться.
Исследованиеподтвердило хорошо известную тенденцию – желание выпускников продолжать учебупосле окончания средней школы.
Большойпроцент молодежи стремится продолжить образование на дневных отделениях учебныхзаведений. Этот показатель очень высок во всех рассматриваемых школах.
Фактическивсеобщая нацеленность молодых людей на продолжение учебы после окончаниясредней школы свидетельствует об осознанном представлении о том, что сегодня нарынке труда имеет ценность главным образом высококвалифицированный труд, которыйпредполагает обязательное получение предварительного профессиональногообразования.
Совмещатьучебу с работой планируют всего 6, 8% выпускников. По-видимому, этот вариантдля них предопределен тяжелыми материальными условиями, в которых сегоднянаходится значительная часть населения республики. Поэтому естественнонамерение учащихся, совмещая работу с учебой, улучшить свое материальноеположение, особенно принимая во внимание возрастающую роль потребительскихценностей для современной молодежи.
Следуетотметить, что категория выпускников, желающих сразу начать работать, достаточнореально учитывает факторы, влияющие на осуществление их возможностей. Планы научебу юношей и девушек структурированы, т.е. ориентированы на разные типыучебных заведений – вуз, техникум, курсы.
Ориентациижелающих продолжить учебу более всего концентрируются на высшем образовании (70,7% – в Ак-Довураке, 77, 9% – в Шагонаре). Такой максимализм стремленийсвидетельствует о том, что на данном этапе выбора молодежь осознанновоспринимает и адекватно оценивает те возможности и перспективы, которые нарынке труда открываются перед теми, кто занимается высококвалифицированнымтрудом, путь к которому лежит через обучение в институте.
Спектрвыбора иных, чем вуз, учебных заведений в планах молодежи сужается. Видимо, приформировании личных планов юноши и девушки учитывают целый ряд факторовобъективного характера. В частности, ими в определенной мере учитывается итакой фактор реальности, влияющий на шансы освоения тех или иных потенциальныхвозможностей, как социальное положение семьи.
Несмотряна достаточно большое число выпускников, которые были ориентированы наполучение высшего образования (100%), выбор отраслевой принадлежности вуза, вкоторый они хотели бы поступить, отличается высокой степенью неопределенности, чтоподтверждает неоформленность и нереалистичность подобных планов.
Характерно,что многие (20%) не могли указать точное название вуза, куда они собираютсяпоступать. Среди выпускников сильнее всего выражена ориентация на медицинскиевузы, на вузы с финансово-экономическим уклоном, также и с педагогическимуклоном. Последние два типа вузов – педагогический и финансовоэкономические – впринципе никак не соотносятся с теми профессиями, которые выпускники хотели быполучить в результате обучения, что лишний раз указывает на разрыв, существующиймежду желаниями и представлениями о возможностях их осуществления. Однако дажетакие – явно нереалистические – намерения дают некоторое представление о том, какиеотрасли деятельности являются гипотетически привлекательными для многих выпускниковшкол.
Мотивывыбора профессии. Поступая в учебное заведение, выпускники средних школвыбирают свою будущую профессию. В связи с этим им были предложены вопросы, ктопробудил или что пробудило интерес к профессии, по которой они получают образование.
Мотивывыбора профессии в основном одинаковы: на первом месте – “интерес возниксамостоятельно”, на втором месте – родители, родственники.
Вцелом прослеживается достаточно высокое индивидуально-личностное начало умолодежи при выборе своей образовательной траектории.
Какв целом молодежь представляет себе каналы, которыми она сможет воспользоватьсяпри поисках работы и трудоустройства?
Четкопрослеживается предпочтение молодежи при устройстве на работу субъектам своегоближайшего социального окружения в отличие от государственного каналатрудоустройства. Так, если на биржу труда собирались обратиться лишь 4%выпускников, то в сумме каждые пять человек из десяти рассчитывают на помощьродителей, родственников и связи семьи. Процент выпускников, которые в данныхобстоятельствах могут рассчитывать только на себя, относительно тех, ктополагается на семью и семейное окружение, ниже: 18% в Ак-Довураке и 40% вШагонаре. Т.е. механизм устройства на работу оценивается молодежью какнастолько сложный, что она сама в полной мере не рассчитывает освоить егосамостоятельно и даже в своих ожиданиях перекладывает большую часть груза врешении этих проблем на других социальных субъектов.
Степеньтревожности по поводу ситуации поиска работы. Проводившиеся опросы выпускниковсредних школ осуществлялись в такое время (февраль-март, перед выпуском изшколы), когда вопросы профессионального самоопределения и более общие проблемывступления в самостоятельную трудовую жизнь представляют для молодежи наиболееактуальные и злободневные заботы. Юноши и девушки в большей или меньшей мереосознают сложность и комплексную зависимость различных факторов, которыеопределяют их выбор. Поэтому неудивительно, что проблема профессиональноговыбора и более конкретные вопросы трудоустройства достаточно тревожат юношей идевушек.
Навопрос анкеты: «Сегодня подходящую работу найти не просто. Насколько Вас этотревожит? » – большинство высказывает беспокойство, т.е. даже в прожективнойситуации выпускники средней школы обнаруживают достаточно высокую степеньтревожности по поводу ситуации поиска работы. В целом почти половина (48, 8%)выпускников Ак-Довурака и 1/3 (31%) жителей Шагонара отвечают, что эта проблемаих «очень тревожит».
Крометого, есть корреляции между оценкой тревожности по поводу трудоустройства исоциальным происхождением семьи.
Системаценностей и понимание успеха в жизни. Важной информацией, уточняющей отношениенынешних выпускников средних школ к миру труда и отдельным сферам жизни, могутслужить данные, полученные при выяснении их мнений относительно того, как онипредставляют себе успех в жизни и пути его достижения. Анкета в форме закрытоговопроса предлагала учащимся определить, что значит для них «достичь успеха вжизни». Предлагалось оценить по значимости десять факторов успеха, которыеанкетируемый считает самыми важными для себя.
Полученныеответы показывают, что традиционные ценности, похоже, не стали менее значимымидля нынешнего поколения молодежи.
Первоеместо занял ответ «быть настоящим специалистом в своем деле». Так ответили 26%выпускников Ак-Довурака и 19% – Шагонара, т.е. высокое место по значимостиотводится профессиональной самореализации. Второе место в общей иерархиизанимает желание иметь «интересную, любимую работу». Значение, котороепридается ценности содержания труда (2-е место), превосходит внимание, уделяемоеболее прагматическим ценностям – условию иметь «постоянную работу, гарантированноебудущее» (5-е место), т.е. в своих прожектах об успехе молодежь болееориентирована на идеалистические цели, чем на насущные заботы. На третьем местефактор – создание счастливой семьи.
Этитри фактора являются лидирующими в системе ценностей. От этой лидирующей группыотстоит другая группа, представленная ценностями, имеющими болеепотребительскую или более «молодежную» специфику. Так, ценности, связанные смолодежной субкультурой и имеющие отношение к социально-психологической сторонежизни – значимость дружеских контактов, свободы и независимости, – занимаютсрединное положение в иерархии условий успеха и конкурируют здесь с ценностямидостижения определенных статусных позиций. Если положение «быть свободным инезависимым» выбирают в качестве шестого по значимости условия успеха, апозицию «иметь много друзей» ставят в среднем на седьмое место, то такоесвязанное с достижением статуса условие, как «быть богатым», занимаетпреимущественно девятое место, а условие «иметь солидное положение, ответственнуюдолжность» – четвертое место в шкале успеха. Как видим, богатство, деньгиотнюдь не являются ведущими ценностями в представлениях молодежи об успехе вжизни, что может показаться неожиданным, учитывая то, как усилился культ денег,обогащения в средствах массовой информации и в сознании населения по мереразвертывания рыночных отношений в обществе. Низшие позиции шкалы успехазанимают ценности досуга, содержательного проведения свободного времени:показатель «много путешествовать » стоит на предпоследнем месте (3%), апоказатель «иметь разнообразный, интересный досуг » – на последнем (0%).
Представлениямолодежи о путях достижения успеха. Такие приоритетные составляющие моделиуспеха, как работа, профессиональная самореализация, предопределяют важностьобразования как основного пути достижения успеха в жизни. Большая частьмолодежи осознает необходимость «много учиться и повышать уровень своегообразования» как главный путь достижения успеха. И такая установка не случайна,если учитывать, что опрашиваемые – выпускники полных средних дневных школ, асегодня получение аттестата об окончании средней школы в подавляющем большинствеслучаев означает лишь стартовое условие для последующего продолженияобразования и обучения профессии. Одновременно относительно распространеннымявляется мнение, что добиться успеха можно, «много и упорно работая» (22%). Всумме эти два способа достижения успеха означают расчет на свои силы ипризнание того, что достижение успеха потребует значительных вложений в труд иучебу. Эта преимущественная опора на собственные усилия выглядит болеевнушительно.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта obrazovanie21.narod.ru/