Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Приемы конструктивного и деструктивного взаимодействия в конфликте

Наталья Владимировна Гpишинa, доктор психологическихнаук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета.
Стратегииповедения, избираемые участниками конфликта, имеют решающее значение для егопоследующего развития, а зачастую и для конечного результата, исхода конфликта.Различают следующие стратегии поведения участников конфликта:
доминирование(конкуренция, соперничество, борьба, напористость);
уход(избегание, игнорирование);
уступчивость(иногда обозначается как приспособление);
сотрудничество(кооперация, интеграция).
компромисс.
Деструктивныеприемы взаимодействия в конфликте
Типичнымидеструктивными приемами воздействия на партнера в конфликтной ситуации являетсяиспользование угроз, «эмоциональных ударов» (унижения, оскорбления в адреспротивника), ссылка на авторитет (или, напротив, его отрицание), уклонение отобсуждения проблемы, лесть и т. д. Рассмотрим несколько примеров деструктивныхприемов.
Запугиваниеи угрозы.Общая формула: «потому что я сильнее тебя», «потому что если ты не...,то я ...». Примеры: «У меня есть возможности оказать на вас влияние», «Если выне решите мой вопрос, мне придется обратиться к вашему руководству».
Унижениепартнера, оскорбления в его адрес.Общая формула: «потому что ты (делаешь этовсегда неправильно; никогда не можешь ясно объяснить, что ты хочешь; никогда недоводишь дело до конца; просто дурак; ничего в этом не понимаешь)».Примеры: «Выдаже не в состоянии понять проблему», «Вы постоянно делаете ошибки в самыхпростых ситуациях».
Ссылкина свой авторитет или отрицание авторитета другого.Общая формула: «потому чтоя… (здесь решаю; лучше вас в этом разбираюсь)», «потому что вы… (совсем нетак компетентны, правы, как думаете)».Примеры: «Поверьте, мне уже неоднократноприходилось принимать подобные решения», «Не думаю, чтобы вы в этом разбиралисьлучше других».
Уклонениеот обсуждения проблемы.Примеры: «По-моему, вы драматизируете ситуацию», «Явообще не вижу здесь никакой проблемы».
Лесть.Примеры:«Вы настолько лучше меня в этом разбираетесь, что вам нетрудно будет найти правильноерешение проблемы», «Неужели ты не пойдешь мне навстречу, ведь ты же все можешьи тебе это ничего не стоит».
Проводившиесянами эмпирические исследования, анализ конкретных ситуаций в трудовыхколлективах, где возникало противостояние администрации и работника, позволяютпроанализировать некоторые приемы силового воздействия, с использованиемдеструктивных приемов.
Срединаиболее часто и типично использовавшихся была выделена своеобразная«психологическая редукция», сведение возникшей конфликтной ситуации к «плохомухарактеру» участника (или участников) конфликта. Работник жалуется на плохуюорганизацию труда или несправедливость руководителя, а его обвиняют в«скандальности». С помощью этого приема занятая человеком позицияинтерпретируется как следствие тех или иных его личностных особенностей и темсамым обесценивается. При этом ему наносится «эмоциональный удар», нередковынуждающий его занять позицию защиты и оправдания себя.
Другойприем — это «привязывание» неустраивающего поведения работника к интересамгруппы, состоящее в противопоставлении интересов отдельной личности и группы вцелом. В этом случае возникает потенциальная возможность давления на человекасо стороны группы.
Следующийприем ослабления позиции партнера — это его компрометация, причем какие бы зоныни затрагивались, она в целом способствует снижению доверия к человеку, что, вконечном счете, ослабляет его позицию.
Кромеупомянутых приемов воздействия на «конфликтующего» мы сталкивались и с другимитактиками «силового» воздействия на человека («застать врасплох», «найтиуязвимые места у партнера и воспользоваться его слабостью», наконец,использование угроз и других способов наиболее грубого давления). Все они,однако, связаны с применением силы и направлены на то, чтобы «подавить»партнера.
Однакометоды воздействия на партнера могут включать в себя «мягкие» приемы иразнообразные формы манипулирования, позволяющие «переиграть» партнера. Всеприемы манипулирования направлены на создание ситуаций, помогающих манипуляторуиспользовать партнера для достижения своих целей.
Е.Доценко на основе анализа работ разных авторов выделил пять групп признаков,характеризующих манипуляцию:
психологическоевоздействие как родовой признак понятия;
отношениеманипулятора к другому как к средству достижения собственных целей;
стремлениеполучить односторонний выигрыш;
скрытыйхарактер воздействия;
использование(психологической) силы, игра на слабостях.
Приемыконструктивного взаимодействия
Одноиз наиболее известных описаний приемов взаимодействия — это правила веденияконструктивного спора по С. Кратохвилу (табл. 1 и 2), включающие описанияпозитивных и деструктивных приемов вербальной коммуникации в конфликтнойситуации.
Таблица1. Конструктивный спор по Кратохвилу: стиль спора + — 1. Конкретность В споре имеется предмет, нападение или защита сводится к конкретному поведению. Обобщение: поведение называется «типичным», ссылка на события прошедшие или не имеющие отношения к делу. 2. Вовлеченность Оба увлечены, наносят и получают сильные «удары». Один из участников не задействован, находится в стороне от спора, оскорбляется, прекращает спор преждевременно и т. д. 3. Коммуникация Ясная, открытая, каждый говорит за себя, думает то, что говорит. Его можно понять и ответить ему. Хорошая «обратная связь». Слишком частое повторение своих доводов и невнимание к доводам другого. Скрытые признаки непонимания, намеки, неясности «шум». 4. «Честная игра» Не допускаются «удары ниже пояса» и принимается во внимание, сколько может вынести партнер. Аргументы не относятся к предмету спора, но нацелены в чувствительное место.
Таблица2. Конструктивный спор по Кратохвилу: результат спора + — 1. Информативность Что-то узнал(а) или получил(а), научился чему-то новому. Не узнал(а) ничего нового. 2. Отреагирование Исчезла напряженность, уменьшилось озлобление, выяснены претензии. Напряжение не исчезло, а осталось или усилилось. 3. Сближение Спор привел к взаимопониманию и сближению партнеров. Есть ощущение, что это их касается, что так и должно быть. Сохраняют свое достоинство. Партнеры более отдалены, чем прежде. Ощущение, что они не поняты или сильно обижены. 4. Улучшение Устранение проблемы, разрешение ситуации, оправдания, извинения, планы на будущее. Ничего не решено, участник не старается ничего исправить или оставляет это другому и не хочет его простить.
Наиболеераспространенными приемами ведения обсуждения и предъявления своей позицииявляются приемы аргументации и контраргументации. К техникам аргументацииобычно относят предъявление аргументов, развертывание аргументов и методположительных ответов, а к техникам контраргументации — «перелицовку»аргументов партнера, их расчленение и встречное развертывание аргументации.Например, метод положительных ответов предполагает постановку конкретных вопросов,с помощью которых по каждому отдельному пункту достигается согласие оппонента итем самым оба партнера постепенно приходят к одному выводу; метод перелицовкинаправлен на подведение партнера к противоположным выводам с помощьюпостепенного прослеживания решения проблемы вместе с ним; метод расчлененияпредполагает конкретизацию и разделение аргументов партнера с их последующейпроработкой и т. д.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.