Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Принцип Реальности, или Что человеку надо

Эрик Берн (Eric Berne), известный американскийпсихиатр, создатель психоаналитической теории трансактного анализа
Чемвернее мы судим об окружающем мире, тем вероятнее получим то, что хотим. Чтобыудовлетворить свои желания не навлекая неприятностей, нужно научиться ждать иумело обращаться со своим окружением, чтобы уменьшить опасность поражения,когда придет время действовать.
1. Что такое человек?
Человек— это ярко окрашенная энергетическая система, полная динамических стремлений.Как и любая энергетическая система, он все время пытается прийти в состояниепокоя. Он вынужден это делать. Для этого и служит энергия; ее таинственнаяфункция — восстанавливать собственное равновесие.
Человекустроен таким образом, что при всяком внутреннем или внешнем происшествии раноили поздно должно произойти что-нибудь такое, что восстановит равновесие.
Вышедшаяиз равновесия энергия (напряжение) проявляется в человеке физически ипсихически. Психически напряжение проявляется в чувстве беспокойства иудрученности. Это чувство происходит из потребности каким-нибудь способомвосстановить равновесие и снять напряжение. Такие потребности называютсяжеланиями. Лишь живые существа могут желать, и все живое живет желанием.Некоторые из сложных человеческих желаний получили названия: половоестремление, честолюбие и стремление к одобрению. Есть много и других желаний —сознательных и бессознательных; некоторые из них имеют название, а другие нет.Одна из самых интересных задач современной психологии — распознавание желаний иизучение их взаимных связей.
Так,в исправном моторе напряжения не вызывают каких-либо осложнений и не ищут себевыхода; там все нарочно устроено так, чтобы в каждый данный момент напряжениямогли действовать лишь в одном направлении. У человека же могут быть различныежелания, толкающие его одновременно в разных направлениях, и это можетпричинять ему значительные неудобства. Простой пример — девушка, страдающаясыпью, на первом балу в своем колледже. У нее два одновременных желания:почесаться и не почесаться; и даже самая воспитанная молодая леди почувствуетсебя беспокойно, если у нее возникнет во время вальса конфликт между желаниемсоблюсти хорошие манеры и желанием почесаться.
Проблемачеловека состоит в том, что ему приходится откладывать снятие некоторыхнапряжений, во избежание возникновения новых, еще более сложных, например,замешательства. С этим прямо связан тот факт, что некоторые люди страдаютраскалывающими череп головными болями и жгучими болями в животе, другие женичего подобного не испытывают.
Итак,человек — это живая энергетическая система, напряжения которой вызываютжелания, и задача человека — удовлетворять эти желания, не вступая в конфликт ссамим собой, с другими людьми и с окружающим миром.
2. Что человеку надо?
Вкаждый момент, если не возникает каких-либо помех, человек склонен вести себятак, чтобы по возможности снять сильнейшее из своих напряжений, удовлетворивсамое заветное из своих желаний. Каждое удовлетворенное желание приближает егок цели — к ощущению покоя и безопасности, или к свободе от беспокойства.Беспокойство — это признак напряжения; оно убывает, когда восстанавливаетсяэнергетическое равновесие. Никто никогда не достигает цели вполне, потому чтовсе время возникают новые желания, и слишком много желаний жаждетудовлетворения в одно и то же время, так что удовлетворение какого-нибудь изних зачастую усиливает напряжение других. Мира нет и во сне; спящий издает громкийхрап и всю ночь, через правильные промежутки времени, тяжко ворочается с бокуна бок.
Жизньраздражает нас на каждом шагу; мужчины закуривают сигару и обнаруживают, чтоэто мерзость, а женщины не могут найти необходимую вещь в своей собственнойсумке; и раздражающие пустяки, и более серьезные внутренние и внешниефрустрации (от лат, frustratio — расстройство, крушение надежд), уже вовсе нерасполагающие к юмору, угрожающе подавляют способность человека удовлетворятьсвои желания и тем самым усиливают его напряжение и беспокойство. Важны нестолько сами происшествия, сколько их влияние на возможность исполненияжеланий. Одно и то же событие, случившееся одновременно с разными людьми, можетобеспокоить одного из них и нисколько не тронуть другого — в зависимости отжелательного для них будущего. Может показаться, что беспокойство вызвано самимсобытием, но на самом деле человек беспокоен потому, что это событие можетизменить перспективы удовлетворения его желаний. Машина может спустить шину вовполне определенный момент на вполне определенном участке дороги; но у разныхводителей возникает свой уровень беспокойства, всецело зависящий от их желанийв отношении более или менее близкого будущего: существенно, насколько водительторопится, каково его финансовое положение, с кем он едет и тому подобное; а виных случаях, например, беспокойство водителя зависит от состояния его мочевогопузыря. Какая-нибудь веселая компания школьников может и вовсе не огорчитьсятаким случаем, а воспринять его как развлечение. Человек, потерявший работу,может впасть в беспокойство, связанное, однако, не с его отношением к труду, ас угрозой некоторым его желаниям, например, желанию наполнять свой желудок,внушать уважение соседям или доставлять радость своим детям. Однако индивид безсемейных забот, не настаивающий на регулярном питании и не стремящийсяпроизвести впечатление на соседей сиянием своей новой машины, может ни разу неиспытать беспокойства этого рода, вполне довольствуясь положением хиппи илифилософа, живущего в бочке. Беспокойство происходит от внутренних желаний, а неот внешних событий. Где нет желаний — нет и беспокойства. Труп спокойноисполняет свою роль перед любой публикой.
Людидумают, будто они стремятся к безопасности; но в действительности они стремятсяк ощущению безопасности, потому что истинной безопасности, разумеется, несуществует. Ощущение безопасности усиливается, если человек располагаетсредствами снять напряжения и рассеять тревоги, удовлетворить свои желания; этопомогает обеспечить равновесие в энергетической системе, которую представляетсобой человек. Если принять во внимание, насколько противоречивы напряжения,связанные с нашими важнейшими желаниями, то нетрудно понять, что «поиск свободыот беспокойства» не всегда означает то же, что «поиск безопасной ситуации».
Ощущениеопасности или безопасности более зависит от происходящего в нашей психике,нежели от происходящего во внешнем мире. Человек пытается достичь ощущениябезопасности, отыскивая наиболее действенные способы удовлетворить свои желания;но, к несчастью, этому препятствуют другие желания и внешние силы. Страх передвнешними силами ослабевает, когда выясняется, что с ними можно справиться иличто они не угрожают достижению желаемых целей; однако беспокойство, связанное сжеланием, не исчезает до тех пор, пока не представляется возможным этонапряжение снять.
3. Каковы самые мощные стремления?
Двасамых мощных стремления человека — это стремление к созиданию и стремление кразрушению. Из стремления к созиданию возникают любовь, великодушие и щедрость,пылкое произведение потомства и радостное творчество. Напряжение, толкающеечеловека к этим конструктивным целям, мы будем называть либидо (от лат. libido— вожделение, похоть); важнейшая его функция — обеспечить продолжениечеловеческого рода. Стремление к уничтожению приводит в действие вражду иненависть, слепой гнев и жуткие наслаждения жестокостью и распадом живой плоти.Напряжение, дающее силу этим чувствам, мы будем называть мортидо (неологизм, отлат. mors — смерть). Наиболее концентрированно это напряжение выражается вборьбе за существование; при надлежащем применении оно помогает индивидуспастись от внутренних и внешних опасностей. На обычном языке либидо — этоэнергия воли к жизни; мортидо — энергия воли к смерти, сохраняющей индивида,если объектом ее является подлинный враг.
Естественно,эти два стремления часто вступают в конфликт друг с другом, толкая человека кпротивоположным поступкам по отношению к людям и окружающей среде. Снеприятными конфликтами этого рода справляются по-разному. Обычный способразделываться с ними состоит в том, что одно из соперничающих желанийвыталкивается из сознания, как будто его нет. В мирное время люди склонныутверждать, что мортидо не существует вообще, а в военное время пытаютсяутверждать, что либидо не существует по отношению к врагу. Однако не замечаемоеими стремление вопреки их воле влияет на их поступки, так что в поведениибольшинства людей ни любовь, ни ненависть не проявляются в чистом виде. Слишкомуж они любят, часто вопреки своей сознательной воле, кусать добрую руку,которая их кормит, и кормить ненавистный рот, который их кусает.
Другойспособ справиться с конфликтом — это позволить тому и другому чувствупопеременно одерживать верх, каждому в свою очередь. Человек, который попеременнолюбит и ненавидит, часто вызывает у наблюдателя не меньшее удивление, чем еслибы он попеременно откусывал кусок мороженого и кусок сыра; трудно отделаться отвпечатления, что оба вида пищи удовлетворяют, быть может, один и тот же голод.
Стремлениек созиданию и к уничтожению, кульминацией которых является половое сношение иубийство, — это и есть тот первичный материал, с которым приходится работатьчеловеку и цивилизации. Чтобы сохранить собственную жизнь, общество ичеловеческий род, люди вынуждены применять деструктивно направленную энергию,необходимую для достижения некоторых целей, например, для искорененияжестокости, убийств и болезней; конструктивно направленная энергия имеет цельюдуховный и материальный прогресс. Психическое развитие человека зависит от егоспособности направить эти внутренние силы к наиболее продуктивным целям. Силу,с которой индивид выражает свою любовь и ненависть к другим или к самому себе ис которой он пытается удовлетворить свое либидо и мортидо, можно назвать агрессивностью.Человек с сильными чувствами может обманывать себя и других, выражая их слабо,и, напротив, человек со слабыми чувствами вызывает такое же заблуждение,выражая их открыто.
Нарядус агрессивностью выражения следует еще учитывать направление чувств любви иненависти. Некоторые люди направляют свою любовь главным образом на других;некоторые — преимущественно на самих себя. Количество любви, принимающей то илииное направление, может со временем меняться. Точно так же человек можетинтенсивно ненавидеть кого-нибудь другого, и наиболее агрессивным проявлениемэтой ненависти является убийство. Он может интенсивно ненавидеть самого себя, инаиболее агрессивно эта ненависть проявляется в самоубийстве. И убийство, исамоубийство одинаково выражают агрессивность; единственная разница, касающаясяпсихической энергии, состоит в ее направлении.
Большинстволюдей не дохода до таких крайностей. Либидо и мортидо находятся под надежнымконтролем, маскируемые друг другом и, возможно, иными силами, так что многие проживаютсвою жизнь, не догадываясь, насколько мощны эти стремления и как сильно онивлияют на мотивы и поступки человека. Между тем, можно с уверенностьюутверждать, что человеческое поведение в широких пределах определяетсянапряжениями либидо и мортидо, нарушающими психическое равновесие человека итолкающими его к действиям, которые обещают это равновесие восстановить.Изыскивая возможности удовлетворить свои созидательные и уничтожительныестремления, человек уменьшает свое ощущение беспокойства и приближается кощущению безопасности, которое и является его целью.
Многиесомневаются в происхождении деструктивных стремлений, но мало кто отрицает ихсуществование. Они не всегда проявляются видимым образом, но это вовсе незначит, что их нет. Точно так же и стремление к произведению потомства невсегда проявляется видимым образом, но никто не отрицает, что оно существует.Всякий, у кого есть в доме дети, должен признать, что они по временам проявляютразрушительные склонности и враждебность и с возрастом, как показывает опыт, неизбавляются от таких склонностей, а приучаются выражать их более осторожно иутонченно, как и свою любовь. Деструктивные стремления проявляются также всновидениях. Сновидения человека — его собственные изделия, которым он сам придаетлюбой желательный ему вид. Если люди часто видят во сне уничтожительныепоступки, значит, нечто в человеке получает удовольствие от этих поступков.
Человекусвойственно производить события; какие события он производит, где и когда он ихпроизводит, в значительной степени зависит от двух его сильнейших стремлений:от агрессивности, с которой он их выражает, и от его способа разрешатьвозникающие конфликты.
4. Проблема человека
Проблемачеловека та же, что у любой энергетической системы: найти путь наименьшегосопротивления для разрядки напряжения. Электрическая батарея, которая такжеявляется энергетической системой, находит путь наименьшего сопротивления в цепипочти мгновенно — в малую долю секунды. Другие энергетические системы, такие,как текущая река или ураган, находят путь наименьшего сопротивления в несколькочасов. Человек — энергетическая система, нередко затрачивающая на это годы испособная откладывать разрядку на неопределенное время, поскольку человекспособен хранить энергию.
Психическиенапряжения в человеке проявляются главным образом в виде либидо и мортидо, аэти две силы стремятся проявиться немедленно. Это значит, что человек имеетсклонность взять то, что ему хочется, как только ему этого захочется, и сразуже уничтожить все, что становится ему поперек пути, мешает ему или раздражаетего. Такой прямолинейный образ действий можно нередко наблюдать у младенца, ещене научившегося на горьком опыте сдерживать свои желания. Если, однако, такимобразом пытается вести себя взрослый, то он наталкивается на помехи двоякогорода: со стороны других людей, также стремящихся к тому, чего они желают вданное время, и готовых устранить всех и все, мешающее им в этом, и со стороныприроды, не всегда готовой предоставить желаемое в тот момент, когда это нужночеловеку, и не готовой измениться, чтобы облегчить ему жизнь.
Природаи другие люди не только препятствуют человеку, мешая ему удовлетворить тут жена месте его желания, но также постоянно угрожают его жизни. Всевозможныеэнергетические системы вокруг него: бурные моря, ревущие столбы воздуха,именуемые ветром, потрясающие землю вулканы, готовые к прыжку звери и, наконец,другие человеческие существа — все они также ищут пути уменьшить своинапряжения, как только эти напряжения возникают. Мало того, что его раздражаютвсе эти мешающие ему динамические предметы, — ему приходится еще следить, какбы не помешать самим этим предметам слишком уж сильно или неуместным способом.Проблема его, следовательно, состоит в том, чтобы найти наилучший способобращения с другими энергетическими системами, с целью удовлетворить своижелания возможно скорее и с наименьшей опасностью.
Внекоторых частях света для этого применяется магия. За небольшоевознаграждение, например, за десяток собачьих зубов или оглушительную пластинкудля проигрывателя, новогвинейский колдун готов навести порчу на соперника влюбви, досаждающего его клиенту; он исполняет это, втыкая колючки в сделанноеиз травы изображение жертвы. Обитатели мест, посещаемых ураганами, полагают,что ветер любит сырое мясо; чтобы умилостивить управляющего ветром бога ипредотвратить подобные ужасы в будущем, ему приносят в жертву животных. Внекоторых частях света люди представляют себе смерть чем-то вроде официанта,падкого на подачки, и улучшают свое самочувствие щедрой благотворительностью. Внашей стране в такие вещи, разумеется, не верят; здесь полагают, что наилучшийметод — это изучить, как могут вести себя другие люди и природа в различныхусловиях и как добиваться от людей и природы желаемого результата с наилучшимишансами на успех. Итак, чем вернее мы судим об окружающем, тем вероятнееполучим то, что хотим.
Очевидно,чтобы удовлетворить свои желания, не навлекая на себя неприятностей, человекдолжен научиться управлять своими либидо и мортидо; иначе говоря, он долженнаучиться ждать. Он должен также научиться правильно судить о своем окружении иумело обращаться с ним, чтобы уменьшить опасность поражения или гибели, когдапридет, наконец, время действовать.
Это— проблема управления. Человек должен научиться управлять тремя группами сил:самим собою, другими людьми и природой. Это называется Принципом Реальности,потому что, чем более реалистичен человек — то есть, чем точнее наблюдает онэти три вида явлений, — тем скорее и полнее он сможет безопасно удовлетворитьсвои либидо и мортидо. Принцип Реальности требует, чтобы человек формировалчеткие образы.
Какправило, люди имеют вполне удовлетворительные образы некоторых вещей из своегоокружения. Хороший фермер разбирается в явлениях природы. Удачливый бизнесменпонимает, чего можно ожидать от людей в определенных обстоятельствах. Но лишь вредких случаях человек ясно представляет себе, что могут заставить его делатьдаже без его ведома собственные либидо и мортидо. Именно в этом отношенииделаются крупнейшие и наиболее частые ошибки.
Ксчастью, мы имеем в себе нечто, позволяющее нам справляться с этой трехликойдействительностью, которую приходится удерживать в столь чувствительномравновесии. Эта система называется Эго; как предполагается, она действует в соответствиис Принципом Реальности. Предполагается также, что она производит правильныенаблюдения и составляет правильные суждения о внутренних напряжениях индивида ио напряжениях окружающих его энергетических систем; предполагается, далее, чтоона руководит индивидом в соответствии с этими данными, наилучшим образомспособствуя его благу. С помощью этой системы индивид откладывает, когда этовыгодно, удовлетворение своих желаний, пытаясь перестроить окружающий мир такимобразом, чтобы эта цель оказалась достижимой впоследствии.
Чтобывыполнить свою задачу, Эго должно обладать некоторым мастерством в управлениипсихической энергией, а также некоторым мастерством в обращении с людьми ивещами. Таким образом, Эго — это «орган мастерства». Энергия для осуществленияэтой функции получается из части энергии либидо и мортидо, последовательноотщепляемой в раннем детстве; эта энергия становится независимой и даже вомногих отношениях противопоставляет себя первичной энергии либидо и мортидо. Помере того, как личность знакомится с действительностью, энергия Эго служит дляуправления первичной энергией в соответствии с Принципом Реальности. Человекполучает большое удовлетворение от владения собственным телом при плавании инырянии, от владения резиновым шариком, бегающим по площадке для гольфа, отвладения маленькими бумажными игрушками, которые называются игральными картами,или от владения механизмом самолетного мотора. Все эти занятия приносят двоякоеудовлетворение: они удовлетворяют не только первичные либидо и мортидо, но и тедоли либидо и мортидо, которые от них отщепились и получают свое удовлетворениеот владения вещами через Эго.
Послеотщепления относительно небольших долей, необходимых для образования Эго,остается огромная масса первичных либидо и мортидо; психиатры по серьезнымпсихологическим причинам стали представлять себе эту массу как «все это», илипросто «Оно». Либидо и мортидо, заключенные в Эго, и либидо и мортидо,оставшиеся в Оно, часто противостоят друг другу, а не сотрудничают, посколькуодна из задач Эго — овладение и управление Оно, которое всегда отбивается. Оножелает немедленного выражения и удовлетворения; Эго нередко хочет заставить Оноподождать.
Таккак психиатры в разных странах говорят на разных языках, они сочли удобным, каки другие ученые, использовать в качестве научных терминов греческие и латинскиеслова, еще с древности широко известные во всем мире. Поэтому они обычноназывают Оно на языке древних римлян: Ид. Либидо и мортидо, оставшиеся в Ид,называются при этом «инстинктами Ид».
Здесьуместно будет предостеречь читателя от некоторых сравнений. Поршеньавтомобильного мотора, разумеется, толкает приложенная к нему сила, но этововсе не значит, что его толкает некий человечек, сидящий в моторе. Точно также энергия Эго и инстинкты Ид — это силы, а не человечки, сидящие в нашем мозгус заряженными револьверами и готовые сразиться друг с другом при малейшемискушении.
Нашажизнь так трудна именно по той причине, что Эго находится в описанной вышесложной ситуации. Перед ним три силы, с которыми оно должно бороться, держатьих под контролем и, в конечном счете, заставить их совместно работать дляудовлетворения и безопасности индивида: инстинкты Ид, силы природы и другиелюди. Люди обычно отдают себе отчет в существовании природы и других людей, ноне представляют себе достаточно отчетливо, что Ид является такой жереальностью, весьма важной и беспокойной, с которой приходится считаться. Такаянедооценка Ид объясняется, в частности, тем, что Ид всегда прячется и находитвсевозможные способы надувать Эго.
Какбы ни был искусен человек в обращении с людьми и окружающими предметами, он ненайдет покоя, если не научится так же хорошо справляться со своим Ид. Вконечном счете, наше счастье зависит не от способности очаровывать людей или добыватьденьги, но от способности утвердить мир в собственной психике. Проблемаобщества — воспитать созидательные стремления и подавить уничтожительные.Проблема человеческого Эго в этом трудном мире — найти путь наименьшеговнутреннего и внешнего сопротивления для безопасного удовлетворениясозидательных и уничтожительных стремлений.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.