Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Применение Интернет - технологий во внеурочной деятельности учащихся

/>/>
Трофимова А.Л., учитель информатики школы№ 156
2003
Введение
Сегодня Интернет — технологии занимают важное и особое место практически во всех областяхчеловеческой деятельности. В последнее время все больше и больше говорят овнедрении и использовании Интернет в образовательном процессе. Возможностииспользования сетевых технологий в образовании определяются в первую очередь нетехническими характеристиками телекоммуникационных систем, а содержательным иметодическим наполнением. Конечно, Интернет — технологии предоставляют совершенноуникальные возможности, недоступные в других сетях. Однако можно услышатьмнение, что пока далеко не все понятно, что с этими возможностями можно делатьв образовательных целях как на самих уроках, так и во внеурочной деятельности.
Поэтому, преждечем использовать те или иные инновации в учебном процессе, учителю всегда важночетко себе представлять, какие новые возможности можно использовать и как ониповлияют на эффективность обучения.
Сейчас уже всепонимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями ине менее впечатляющими услугами. Однако необходимо учитывать то, что, какими бысвойствами ни обладало то или иное средство обучения и информационно-предметнаясреда, прежде всего, первичны дидактические задачи, особенности познавательнойдеятельности учащихся, обусловленные определенными целями образования. АИнтернет со всеми своими возможностями и ресурсами — средство реализации этихцелей и задач.
По этой причине,следует определить, для решения каких целей и задач могут оказаться полезнымиресурсы и услуги, которые предоставляет всемирная компьютерная сеть.
Дидактическиевозможности (свойства и функции) сети Интернет связаны с ее вещательными,интерактивными и поисковыми услугами, а также с информационными ресурсами, которыемогут быть полезны в образовательном процессе.
Рассмотримнекоторые из предоставляемых услуг всемирной компьютерной сети, которые можноприменять в образовательном процессе.
Вещательныеуслуги:
— книги,методическая литература, газеты, журналы в электронном виде;
— обучающие идругие имеющие отношение к педагогике компьютерные программы;
— электронныебиблиотеки, базы данных, информационные системы;
— обучающие идругие имеющие отношение к педагогике электронные книги, справочные файлы,словари, справочники.
Интерактивныеуслуги:
— электроннаяпочта;·
— электронныетелеконференции;·
— IRC (InternetRelay Chat).
Поисковые услуги:
— каталоги;·
— поисковыесистемы;·
— метапоисковыесистемы.
Все указанныеуслуги уже существуют и достаточно хорошо развиты в русскоязычном Интернете.
Средиинформационных ресурсов сети следует особо выделить:
1. Курсыдистанционного обучения.
2. Курсы,программы, предназначенные для самообразования.
3. Обучающиеолимпиады, викторины, телекоммуникационные проекты.
4. Методическиеобъединения учителей.
5.Телеконференции.
6.Консультационные виртуальные центры (для школьников, учителей, родителей).
7. Научныеобъединения (для школьников, учителей).
Большинствоинформационных ресурсов сети Интернет можно использовать не только на уроках попредметам, но и во внеурочной деятельности.
Причем во многихвидах внеурочной деятельности тесно приплетаются такие услуги Интернет, каквещательные, так и поисковые, интерактивные и информационные.
Естественно, чтокомплексное использование возможностей компьютерной сети, можно добитьсядействительно превосходных результатов.
Рассмотрим путиприменения некоторых из перечисленных предоставляемых услуг всемирнойкомпьютерной сети.
/>/>Поиски отбор теоретического материала.
Этот видвнеурочной деятельности изначально направлен на сбор информации о каком-тообъекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ иобобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
Часто, дляпроведения внеклассных мероприятий, например при проведении математическойвикторины, посвященной решению квадратных уравнений, необходимо подготовитьмного теоретического материала, в том числе и исторические справки, новые методы.Ученики сами подбирают теоретический материал под руководством учителя. В этомнет ничего нового, кроме тех средств, которыми могут в современном обществевоспользоваться ученики.
Речь не идет отом, чтобы оборудовать каждый кабинет необходимым количеством компьютеров иорганизовать учебный процесс только таким образом, чтобы учащиеся работалиисключительно в сети или с компьютерными программами. Ни компьютер сам по себе,ни сеть Интернет, ни какое-либо другое средство обучения не в состоянии заменитьпедагога, живое слово, непосредственное общение. Речь главным образом идет одругом — о включении компьютерных технологий в процесс обучения путеморганизованной и педагогически обоснованной внеурочной деятельности.
Интернет содержитв себе огромную массу информации, как полезной, так и в какой-то мере вреднойдля детских умов.
Перед учителемставится задача не только отследить сам материал, но и правильно организоватьего поиск и отбор.
Но зато, сколькодополнительных возможностей открывает Интернет.
Вашему вниманиюоткрываются книги, газеты, журналы, электронные библиотеки, базы данных,информационные системы, словари и справочники. Причем разных авторов и наразных языках, а что самое важное – не выходя из дома или компьютерного класса.
Учащиеся учатся обращатьсяс новой для них информацией, отбирать вадные и актуальные моменты.
Этот виддеятельности широко применяется в телекоммуникационных проектах, о которых вдальнейшем будет рассказан подробнее.
/>/>Дистанционное обучение
Исходя изспецифики предмета, строится методика применения возможностей и ресурсовИнтернет во внеурочное время. Много возможностей предоставляет дистанционноеобучение.
Так, насегодняшний день, уже трудно представить современный урок без информационныхтехнологий, уже много сказано о роли компьютера в развитии познавательнойактивности учащихся на уроке.
Но Интернетпредоставляет учителям новые возможности в стимулировании познавательнойактивности учащихся и во внеурочной деятельности, и в большей степени с помощьюсистемы дистанционного обучения.
Термин«дистанционное обучение» (distance education) еще до конца неустоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе,встречаются такие его варианты как «дистантное образование» (distanteducation), «дистантное обучение» (distant learning), но все женаиболее часто употребляется термин «дистанционное обучение», которыйи будем использовать в дальнейшем.
Дистанционноеобучение — это разновидность заочного образования, предусматривающая активныйобмен информацией между учащимися и учителями (преподавателями), а также междусамими учащимися, и использующая в максимальной степени современные средствановых информационных технологий (аудио — визуальные средства, персональныекомпьютеры, средства телекоммуникации).
Существуетдостаточно большой спектр курсов дистанционного обучения, применимый дляиспользования учителями и школьниками во внеурочное время под руководствомучителя:
— курсыдистанционного обучения для школьников по отдельным дисциплинам,
— курсы,интегрированные с системой базового, углубленного, углубленно-профильногообучения;
— курсы,интегрированные с кейс-технологиями (печатными учебными пособиями,видеокассетами, CD-ROM дисками, пр.).
Чаще всего, дляболее эффективной работы, выбирается курс дистанционного обучения,предусматривающий наличие в системе учителя, учащихся и электронного учебника.
Сегодня рольтелекоммуникаций в организации дистанционного обучения, определяют его кактелеобучение (teletraining) — комплексную систему, включающую планирование,распространение и управление программами обучения, использующую для этогопередовые средства дальней связи.
Современныекомпьютерные телекоммуникации могут обеспечить передачу знаний и доступ кразнообразной учебной информации во внеурочное время наравне, а иногда игораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Новые электронныетехнологии, такие как интерактивные диски CD-ROM, электронные доски объявлений,мультимедийный гипертекст, доступные через глобальную сеть Интернет с помощьюинтерфейсов Mosaic и World Wide Web, могут не только обеспечить активноевовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволяют учителю управлять этимпроцессом в отличие от большинства традиционных учебных сред.
И в то же времяподобное обучение должно строиться на уже освоенных, успешно прошедшихапробацию методиках, отбирая наиболее эффективные и прогрессивные из них.Система дистанционного обучения призвана не подменять, а дополнять традиционнуюсистему образования.
В зависимости отвыбора средств дистанционного обучения и форм коммуникации сейчас можновыделить три вида технологической организации дистанционного обучения:
1. «Единичнаямедиа».
Данная модельпредполагает использование какого-либо о средства обучения и канала передачиинформации. Например, обучение через переписку, учебные радио- илителепередачи. В этой модели доминирующим средством обучения является, какправило, печатный материал. Практически отсутствует двусторонняя коммуникация,что приближает эту модель дистанционного обучения к традиционному заочномуобучению.
2.«Мультимедиа»
При данной моделидистанционного обучения используются средства обучения — учебные пособия напечатной основе, компьютерные программы учебного назначения на различныхносителях, аудио- и видеозаписи и т.п. Однако, доминирует при этом передачаинформации в «одну сторону» при ограниченной двустороннейкоммуникации. При необходимости используются личные встречи обучающихся ипреподавателей, проведение итоговых учебных семинаров или консультаций, приемэкзаменов и т.п.
3.«Гипермедиа»
Это модельдистанционного обучения третьего поколения, которая предусматриваетиспользование новых информационных технологий при доминирующей роликомпьютерных телекоммуникаций. Простейшей формой при этом являетсяиспользование электронной почты и телеконференций, а также аудиообучение(сочетание телефона и телефакса). При дальнейшем развитии эта модельдистанционного обучения включает использование комплекса таких средств каквидео, телефакс и телефон (для проведения видеоконференций) и аудиографику приодновременном широком использовании видеодисков, различных гиперсредств, системзнаний и искусственного интеллекта.
Наиболееперспективными технологиями при дистанционном обучении считаются компьютеризированноеобучение и интерактивный видеодиск.
Независимо отконкретной модели обучения основные цели подобного образования на расстоянииоказываются сходными и их можно свести к следующему:
— дать возможностьобучаемым совершенствовать, пополнять свои знания в различных областях в рамкахдействующих образовательных программ;
— датькачественное образование по различным направлениям школьных программ.
Сегодня широкое развитиесредств компьютерной телекоммуникации в нашей стране привело к формированиюрегиональных и глобальных телекоммуникационных сетей (в том числе и напрямуюсориентированных на систему образования).
Телекоммуникационныеуслуги стали доступны для учителей и учащихся — уже немало школ работают всети. Слияние же преимуществ дистанционного обучения и телекоммуникацийпозволяет:
— решить проблемуинтерактивного общения при взаимодействии преподавателя и учащихся,преподавателя и учебной группы, отдельного учащегося и учебной группы;
— обеспечитьпостоянный контроль за степенью усвоения учебного материала;
— обеспечитьучащихся учебными материалами и учебной информацией, хранящимися наразнообразных информационных серверах и в базах данных телекоммуникационныхсетей;
— развить уучащихся мастерство самостоятельного обучения, персональной«информационной навигации»;
— обеспечитьвариативное обучение учащихся с помощью смодулированного материала курсов;
— обеспечитьгибкое обучение с возможностью индивидуально построенного курса;
— эффективноиспользовать имеющиеся у учащихся на работе (или дома) средства НИТ каксоставной части обучения;
— возможностьучиться всем, независимо от их возраста, квалификации, состояния здоровья,условий работы, удаленности от центра обучения и т.д.).
Я не зрярассматриваю систему дистанционного образования, как вариант использованияИнтернет во внеурочной деятельности учащихся.
Во-первых, этообучение учащихся общеобразовательных школ отдаленных регионов. Нередковозникает ситуация, когда в сельских или поселковых школах (а иногда и вгородских) подобных регионов катастрофически не хватает современных библиотек,оснащенных новыми книгами, литературой, статьями на актуальные темы.
Во-вторых, не всеталантливые, особо одаренные дети, проживающие в удаленных от Центра районах,могут получить доступ к специальному образованию, раскрыть свойинтеллектуальный потенциал, получить консультации по самообразованию идальнейшему изучению интересующей их области знаний.
Во всех этих случаяхдистанционное обучение может принести реальную пользу, давая таким детям шансне только получить хорошее среднее образование непосредственно у себя дома, нои наладить прямой контакт с ведущими вузами страны, что в корне меняет ситуациюс информационной изолированностью школ из удаленных регионов страны.
Таким образом,дистанционное обучение может решить массу проблем, связанных с необходимостьюполучения образования или самообразования для многих учащихся.
/>/>Дистанционные (телекоммуникационные)проекты
Ориентация толькона классно-урочную систему, в основном, на фронтальные виды работ несоответствует целям развивающего обучения.Ребенок может развивать своипотенциальные способности, природные задатки только при условии, если он будетиметь возможность работать в различных режимах, но с приоритетным акцентом наиндивидуальной самостоятельной деятельности.
Больше всего внашей саране, во внеурочной деятельности используются телекоммуникационныепроекты.
По определению проект — это совокупность определенных действий,документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта,предмета, создания разного рода теоретического продукта. Этовсегда творческая деятельность.
В основе методапроектов лежит развитиепознавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельноконструировать свои знания, умений ориентироваться в информационномпространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов — не новое явлениев педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике, особенно в 20-30 годы,и в зарубежной. В последнее время этому методу уделяется пристальное вниманиево многих странах мира.
Метод проектов всегдаориентирован на самостоятельнуюдеятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую,которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подходорганично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей,с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрированиезнаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческихобластей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознаниекакой-то проблемы, но и процесс еераскрытия, решения, что включает четкое планирование действий,наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (еслиимеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника приусловии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть,что называется, «осязаемыми», предметными. Т.е., если этотеоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретныйпрактический результат, готовый к применению.
Телекоммуникацииво внеурочной деятельности сначала использовались лишь как интерактивнаяуслуга, удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работазаключалась в обмене письмами между учащимися.
Однако, какпоказала международная практика и многочисленные эксперименты, в отличие отпростой переписки, специально организованная целенаправленная совместная работаучащихся в сети может дать более высокий педагогический результат.
Наиболееэффективной формой организации внеурочной деятельности школьников, оказаласьорганизация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ,городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся всети стал учебный телекоммуникационный проект (в дальнейшем я приведу примерынекоторых телекоммуникационных проектов, а пока остановлюсь на общем построенииметода проектов).
Учебный телекоммуникационный проект — совместная учебно-познавательная,творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная наоснове компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные методы,способы деятельности, направленная на достижение общего результатадеятельности.
Спецификателекоммуникационных проектов заключается прежде всего в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны.Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлеченияинтегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, требуется, какправило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только знаниесобственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальнойкультуры партнера, особенностей его мироощущения.
Тематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими,чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойствкомпьютерной телекоммуникации. Далеконе любые проекты, как бы интересны и практически значимы они ни казались, могутсоответствовать характеру телекоммуникационных проектов.
Телекоммуникационные проектыоправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:
— предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительныенаблюдения за тем или иным явлением, требующие сбора данных для решенияпоставленной проблемы;
— предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления,факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях длявыявления определенной тенденции или принятия, решения, разработки предложений,пр;
— предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного итого же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, однойзадачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций,решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемогоспособа решения проблемы;
— предлагаетсясовместное творческое создание, разработка какой-то работы, будь то чистопрактическая работа или творческая работа. Например, создание журнала, газеты,пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованиюучебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий или народныхпраздников;
— предполагаетсяпровести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры,состязания.
Прежде чем перейтик описанию специфики телекоммуникационных школьных проектов, хотелось быобратить на следующие моменты:
 Телекоммуникационныепроекты любого вида могут быть эффективны только в контексте общей концепцииобучения и воспитания. Они предполагаютотход от авторитарных методов обучения, с одной стороны, но сдругой, предусматривают хорошопродуманное и концептуально обоснованное сочетание с многообразием методов,форм и средств обучения. Это всего лишь компонент системыобразования, а не сама система.
 Организациятелекоммуникационных проектов требует специальной и достаточно тщательнойподготовки как учителей, так и учащихся.
От учителятребуется:
умение увидеть иотобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
владение всемарсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организоватьисследовательскую самостоятельную работу учащихся;
переориентациявсей учебно-воспитательной работы учащихся по своему предмету на приоритетразнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся, на приоритетиндивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной деятельностиисследовательского, поискового, творческого плана;
владениеискусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вестидискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своимавторитетом;
способностьгенерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленныхпроблем;
умениеустанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительныйэмоциональный настрой;
если речь идет омеждународном проекте — практическое владение языком партнера, достаточнуюосведомленность о культуре и традициях народа, государственном и политическомустройстве страны, ее истории;
владениекомпьютерной грамотностью (текстовым редактором, телекоммуникационнойтехнологией, пользованием базой данных, принтером);
наконец, умениеинтегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранныхпроектов.
От учащихсятребуется:
знание и владениеосновными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источниковинформации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов,видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения);
владениекомпьютерной грамотностью, что предполагает: умение вводить и редактироватьинформацию (текстовую, графическую), пользование компьютернойтелекоммуникационной технологией, обработку получаемых количественных данных спомощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечаткуинформации на принтере;
владениекоммуникативными навыками;
умение самостоятельноинтегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решенияпознавательных задач, содержащихся в телекоммуникационном проекте;
в случаемеждународного проекта — практическое владение языком партнера.
Ученик долженуметь в области компьютерной телекоммуникационной технологии:
войти в сеть;
составить иотправить по сети письмо;
перенестиинформацию из сети на жесткий или гибкий диск и наоборот, с жесткого илигибкого диска — в сеть;
структурироватьполученные письма в специальной директории;
входить вэлектронные конференции, размещать там собственную информацию и читать,сохранять имеющуюся в различных конференциях информацию;
пользоватьсяудаленными базами данных;
входить в Интернети пользоваться ее услугами.
Разумеется, это не полный перечень пользовательских умений вобласти телекоммуникаций, но перечисленные элементарные уменияпозволят ученику/учителю чувствовать себя достаточно комфортно в сетях идостаточно полно пользоваться разнообразным услугами образовательных сетей.
Требования кучастникам совместного проекта достаточно высоки, хотя их можно дополнить инекоторыми «правилами хорошего тона», без чего групповая работа даеще с партнерами, находящимися на расстоянии, просто невозможна. К ним,думается, следует отнести прежде всего:
доброжелательностьпри всех обстоятельствах;
обязательность ввыполнении всех заданий в оговоренные сроки;
взаимопомощь вработе;
тщательность идобросовестность в выполнении работы, особенно, если она носит характернаучного исследования;
Знание типологиипроектов, используемых в сетях или в обычном учебном процессе, может оказатьсущественную помощь педагогам при разработке этих проектов, их структуры, прикоординации деятельности учащихся в группах. Прежде всего определимся стипологическими признаками. Таковыми, с нашей точки зрения, могут быть:
Доминирующий в проекте метод:исследовательский, творческий, приключенческий, ролево-игровой,практико-ориентированный, пр.
Доминирующий в проекте содержательный аспект: литературное творчество, естественно-научныеисследования, экологические, языковые (лингвистические), культурологические(страноведческие), ролево-игровые, спортивные, географические, исторические,музыкальные;
Характеркоординации проекта: непосредственный ( жесткий, гибкий), скрытый (неявный,имитирующий участника проекта).
Характер контактов (средиучастников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
Количество участников проектов(индивидуальные, парные, групповые);
по продолжительности проведения: краткосрочные, долгосрочные, эпизодические.
В соответствии спервым признаком можно наметить следующие типы проектов:
исследовательские
Требуют хорошопродуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта длявсех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числеэкспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;
творческие
Такие проекты, какправило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается идалее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшемслучае можно договориться о желаемых, планируемых результатах ( совместнойгазете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.);
игровые
В таких проектахструктура также только намечается и остается открытой до окончания проекта.Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером исодержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманныегерои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманнымиучастниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в началепроекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесьочень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки являетсяролево-игровая, приключенческая;
информационные
Этот тип проектовизначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомлениеучастников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов,предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также, как иисследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможностисистематической коррекции по ходу работы над проектом.
практико-ориентированные
Эти проектыотличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участниковпроекта. Причем этот результат обязательно носит четко ориентированный насоциальные интересы, интересы самих участников результат (газета, документ,видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона,справочный материал, пр.).
Такой проекттребует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности егоучастников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участиекаждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в планепоэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, ворганизации презентации полученных результатов и возможных способов ихвнедрения в практику, организация систематический внешней оценки проекта.
По второмупризнаку — доминирующему содержательному аспекту проекты могут быть:
литературно-творческими
Это наиболеераспространенные типы совместных проектов. Дети разных возрастных групп, разныхстран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, разнойрелигиозной ориентации объединяются в желании творить, вместе написать какой-торассказ, повесть, сценарий видеофильма, статью в газету, альманах, стихи, пр.Иногда, как это было в одном из проектов, координатором которого выступалпрофессор Кембриджского университета Б.Робинсон, скрытую сокоординациюосуществляет профессиональный детский писатель, задача которого, в ходеразыгрываемого сюжета научить ребят грамотно, логично и творчески излагать своимысли;
естественно-научные
Чаще всего бываютисследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу(например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране; самыйлучший стиральный порошок; дороги зимой, пр.);
экологические
Проекты так же, как правило,требуют привлечения исследовательских, научных методов, интегрированного знанияиз разных областей. Чаще они бывают практико-ориентированными одновременно(кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры впромышленных городах; беспризорные домашние животные в городе, пр.);
языковые(лингвистические)
Касаются проблемы изученияиностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потомувызывает живейший интерес участников проектов.
культурологические
Проекты связаны с историей итрадициями разных стран. Без культурологических знаний очень трудно бываетработать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошоразбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, ихфольклоре;
ролево-игровые
Весьма популярны ичасто сочетаются с каким-то иным направлением проекта, например,приключенческим или литературно-творческим или культурологическим. Об этихпроектах несколько подробнее будет рассказано ниже;
спортивные
Проекты объединяют ребят,увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто они в ходе таких проектов обсуждаютпредстоящие соревнования любимых команд ( или своих собственных); методикитренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждаютитоги крупных международных соревнований, пр.);
географические
Проекты могут бытьисследовательскими, приключенческими, пр. Примеры таких проектов будутприведены в этом разделе;
исторические
Проекты позволяют ихучастникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы;прогнозировать развитие событий политических, социальных, анализироватькакие-то исторические события, факты;
музыкальные
Проекты объединяют партнеров,интересующихся музыкой. Это могут быть аналитические проекты, творческие, когдаребята могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение, пр.
По третьемупризнаку — характеру координации телекоммуникационные проекты могут быть:
с открытой, явнойкоординацией. В таких проектах координатор проекта участвует в проекте всобственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников,организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельностьотдельных его участников ( например, если нужно договориться о встрече вкаком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью специалистов,собрать репрезентативные данные, пр.);
со скрытойкоординацией. В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, нив деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправныйучастник проекта. Примером таких проектов могут служить известные проекты,организованные и проведенные в Великобритании (Кембридж, Б.Робинсон), в которыхв одном случае профессиональный детский писатель выступал как участник проекта,стараясь «научить» своих «коллег» грамотно и литературноизлагать свои мысли по различным поводам. В конце этого проекта был изданинтереснейший сборник детских рассказов по типу арабских сказок. В другомслучае в качестве такого скрытого координатора экономического проекта дляучащихся старших классов выступал британский бизнесмен, который также под видомодного из деловых партнеров пытался подсказать наиболее эффективные решенияконкретных финансовых, торговых, других сделок, в третьем случае дляисследования некоторых исторических фактов в проект был  профессиональныйархеолог, который, выступая в роли немощного специалиста, направлял«экспедиции».
Что касается такихпризнаков, как характер контактов, продолжительность проекта и количествоучастников проекта, то они не имеют самостоятельной ценности и полностьюзависят от типов проектов, выбранных по названным выше признакам.
В работе надпроектами, не только исследовательскими, но и многими другими, используетсяисследовательский метод и поэтому нам представляется важным кратко остановитьсяна характеристике этого метода.
Исследовательский метод или метод исследовательских проектов основан на развитии умения осваивать окружающий мир наоснове научной методологии, что является одной из важнейших задач общегообразования. Учебный исследовательский проект структурируется на основеобщенаучного методологического подхода: определение целей и формулировкагипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатахпредстоящего исследования, уточнение выявленных проблем и определение процедурысбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализполученных результатов, подготовка соответствующего отчета и обсуждениевозможного применения полученных результатов.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практикеведет к изменению позиции учителя. Износителя готовых знаний он преврашается в организатора познавательнойдеятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в класснойкомнате, так как учителю приходится переориентировать своюучебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные видысамостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельностиисследовательского, поискового, творческого характера.
На основеприведенной общедидактической типологии телекоммуникационных проектовпоявляется возможность разработки проектов по конкретным учебным предметам или,точнее, предметно-ориентированных проектов, поскольку, как уже говорилось,чисто" математические" или «биологические» проектыразработать довольно сложно, все они в той или иной мере интегрированные,межпредметные. Поэтому речь может идти о специфике типологии в связи с целевойнаправленностью проектов.
В качестве примераможно привести типологию, ориентированную на изучение иностранных языков,наиболее адекватную целям обучения, которые и явились типологическими признаками:практическое овладение языком; лингвистическое и филологическое развитиешкольников; ознакомление с культурологическими, страноведческими знаниями;ситуативная, коммуникативная природа общения.
В соответствии суказанными признаками можно предложить следующую типологию телекоммуникационныхпроектов по иностранным языкам:
Языковые (лингвистические)телекоммуникационные проекты
Обучающие проекты,направленные на овладение языковым материалом, формирование определенныхречевых навыков и умений.
Лингвистические, направленныена:
изучение языковыхособенностей;
изучение языковыхреалий (идиом, неологизмов, поговорок и т.п.);
изучениефольклора.
Филологические,направленные на изучение:
этимологии слов,
литературныеисследования,
исследованиеисторико-фольклорных проблем,
творческие.
Культурологические (страноведческие)телекоммуникационные проекты
Культурологические(страноведческие) проекты предполагают развитие языковых и речевых умений инавыков на более или менее продвинутом уровне владения языком посредствоморганизации межкультурного общения с целью ознакомления с культурой, историей,этнографией, географией, экономикой, политикой, государственным устройствомстран партнеров, искусством, литературой, архитектурой, традициями и бытомнародов и т.д. Проекты этого типацелесообразно проводить с носителями языка, что вытекает изцелей, описанных выше. Иностранный язык (ИЯ) выступает в роли средства общения;естественная языковая среда способствует формированию потребности использованияИЯ как единственно возможного средства коммуникации. С точки зрения содержания,культурологические проекты могут быть:
Историко-географические,посвященные:
истории страны,города, местности,
географии страны,города, местности.
Этнографические,нацеленные на изучение:
традиций и бытанародов,
народноготворчества,
этническогосостава народа, проживающего на данной територрии,
национальныхособенностей культуры разных народов и т.д.
Политические, целькоторых ознакомление:
с государственнымустройством стран,
с политическимипартиями и общественными организациями,
со средствамимассовой информации и их влиянием на государственную политику,
сзаконодательством страны и т.д.
Посвященныепроблемам искусства, литературы, архитектуры, культуры страны изучаемого языка.
Экономические,повященные проблемам:
финансовой иденежной системы,
налогообложения,
инфляции и т.д.
Игровые и ролево-игровыетелекоммуникационные проекты
Ролево-игровые иигровые телекоммуникационные проекты, также как и культурологические,предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков владения языкомпосредством организации межкультурного общения на двух последних уровняхусвоения языкового материала (уровень применения по аналогии, уровеньтворческого применения).
С содержательнойточки зрения игровые и ролево-игровые проекты могут быть следующих типов:
Воображаемые путешествия,которые могут преследовать самые разнообразные цели:- обучение речевымструктурам, клише, специфическим терминам, диалоговым высказываниям, описаниям,рассуждениям, умениям и навыкам из других областей знаний.
Иммитационно-деловые,моделирующие профессиональные, коммуникативные ситуации, которые максимальноприближают игровую ситуацию к реальной, встречающейся в жизни.
Драматизированные, нацеленныена изучение литературных произведений в игровых ситуациях, где в ролиперсонажей или авторов этих произведений выступают учащиеся.
Иммитационно-социальные, гдеучащиеся исполняют различные социальные роли ( политических лидеров,журналистов, учителей, пр.).
Все виды проектов,если это международные проекты, ведутся на иностранном, в большинстве своем,английском языке и потому представляют, помимо возможности реализациидидактических или методических задач, дополнительный интерес, поскольку они создаютусловия для реальной языковой среды, на базе которой формируется потребностьобщения на иностранном языке, потребность в изучении иностранного языка. В этойсвязи особый интерес представляют языковые (лингвистические),культурологические (страноведческие) и ролево-игровые проекты, типологиякоторых приведена выше.
Почти все видыпроектов предусматривают использование исследовательских методов для решениязаложенной в них проблемы. Исследовательский метод основан на развитии уучащихся умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, чтоявляется одной из важнейших задач общего образования. Учебный проект ( особенноисследовательского типа) структурируется на основе общенаучногометодологического подхода: выявление проблемы или ряда проблем, определениецелей и формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленнойпроблемы, уточнение выявленных проблем в ходе обсуждения методов ее решения,определение процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ееобработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отчета иобсуждение возможного применения полученных выводов.
Реализация методапроектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позицииучителя. Из носителя готовых знаний он преврашается в организаторапознавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климатв классной комнате, так как учителю приходится переориентировать своюучебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельнойдеятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского,поискового, творческого характера.
Приведу некоторыепримеры использования таких возможностей Интернет, как проведениетелекоммуникационных проектов.
Итак,использование Интернет в учебном процессе даёт возможность изучать некоторыетемы предметов совместно с другими школами. Так, например, был проведентелекоммуникационный проект по роману Оскара Уайльда «Портрет ДорианаГрея». Организаторами этого проекта были учителя и учащиеся старшихклассов. Проект предусматривал виртуальное обсуждение произведения по такимтемам, как автор и его герой, дружба и любовь в романе, жизнь и смерть вромане, роль портрета в романе. Учащиеся обеих школ обменивались своимидокладами по этим темам. По окончании проекта между его участниками былпроведён чат, где обсуждение романа шло на английском языке. Такой видсовместной работы оказался очень полезен для учащихся. Они глубже изучилитворчество Оскара Уайльда, расширили свой словарный запас, имели хорошуюпрактику проведения анализа художественного произведения на английском языке.
Телекоммуникационныйпроект «Россия», который проводила одна американская школа, позволилвести учащимся нашей страны активную переписку с американскими детьми на тему«Россия». Участвуя в этом проекте, школьники узнали много нового изжизни своих сверстников и познакомились с «живым » разговорныманглийским языком.
Многиетелекоммуникационные проекты способны решить многие организационные проблемыпри проведении различных дискуссий, математических боев, турниров. Школьникимогут поделиться своими наработками, позволяет находить совместные решенияпоставленных учителем задач.
Международнаяобразовательная и ресурсная сеть IEARN (http://www.iearn.org, русский сайт iearn.spb.ru/projects.htm)предлагает учащимся лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать всовместных исследовательских, научных и творческих проектах, развиватьлюбознательность и мастерство. Она объединяет более 3000 школ и молодёжныхорганизаций в 70 странах. Письма детей из разных стран на разнообразные темыпредставляют большой интерес для детей. Так, например, тексты проекта«Street's children» помогли учащимся 11 класса в изучении устной темы«Проблемы молодёжи».
Тексты ресурснойсети I*EARN проекта «Мои впечатления о стране, которую я посетил»,оказались хорошим дополнительны материалам при изучении темы«Путешествие» с учащимися 7-го класса. Материалы такого родаинтересны тем, что сами подростки обсуждают различные темы, поднимают волнующиеих вопросы, предлагают их решения.
Американскийпрофессор Вильям Гезергуд (William Gathergood) (www.coe.ohio-state.edu/wgathergood/default.htm)проводит литературные проекты со школьниками разных стран. Им был инициированпроект по произведениям В. Шекспира.
Всё больше ибольше учителей и учащихся понимают, что Интернет в школе необходим. Споявлением школьного веб-сайта учащиеся и учителя имеют возможностьпознакомиться с лучшими творческими работами детей, найти адреса другихобразовательных сайтов, найти полезную информацию для своих уроков, прочитатьобъявления о школьных мероприятиях, расписание консультаций и экзаменов длявыпускников и многое другое.
Итак,Интернет-технологии в современной школе — это не только наличие выхода вИнтернет с его огромными возможностями, но и умение применять ресурсы сетиИнтернет в образовательном процессе.
/>/>Дистанционные олимпиады
Дистанционнойолимпиадой называется соревновательная групповая вопросно-ответная игра,направленная на внедрение в учебный процесс во внеурочное время проектногометода обучения.
Достоинства такойформы проведения олимпиады:
стимулированиеинтереса к изучаемому предмету с помощью интернет-технологий;
исследовательскийхарактер;
стимулированиеактивности и самостоятельности учащихся при подготовке вопросов, в работе слитературой, внеклассной работе;
развитие навыковколлективной работы участников олимпиады;
сотрудничествомежду учащимися и учителем;
заинтересованностьи желание учиться.
/>/>Телеконференции
Еще одним примеромиспользования услуг Интернета в образовании служат телеконференции. В западныхстранах, где развитие телекоммуникаций происходит с некоторым опережением,использование on-line телеконференций стало одним из основных средствдистанционного обучения. Телеконференция позволяет организовать коллективнуюработу учащихся, реализовать методы деловых игр, мозгового штурма. Все этостановится возможным благодаря реализации на основе телеконференциивиртуального класса. Эта технология практически неизвестна в нашей стране: естьтолько несколько публикаций и попытка отдела проблем информатизации образованияИПИ РАН осуществить курс обучения с использованием телеконференций. Тем неменее, эта технология имеет огромный потенциал для ее использования вобразовании.
/>/>Итоги
На сегодняшнийдень учитель получил возможность по-новому организовань внеурочную деятельностьсвоих учеников, используя новые технологии. Еще существует много проблем, как стехническим, так и с методическим обеспечением для поддержки таких занятий, нотем не менее, работа в сторону улучшения уже идет.
Учитель можетвовлекать учеников в поиск новых идей, материалов, актуальных фактов позаданной им теме, организовать дистанционные олимпиады, проводитьтелекоммуникационные проекты.
Помимо совместныхтелекоммуникационных проектов во внеурочной деятельности обучаемые могутсамостоятельно работать над совершенствованием своих знаний в интересующей ихобласти. Для этого в компьютерной сети существует великое множестворазнообразных курсов для разных категорий учащихся, предназначенных длясамообразования или обучения под руководством преподавателя (дистанционныекурсы, о которых говорилось ранее).
Еще однимпреимуществом информатизации обучения станет другое отношение к контролю, кэкзаменам. Интерактивная сеть позволит учащимся экзаменовать самих себяпостоянно в спокойной обстановке, используя всевозможные формысамотестирования. В этом случае официальные экзамены перестанут навеватьстолько опасений и приносить столько сюрпризов.
И, наконец, новыетехнологии не приведут к изоляции учащихся друг от друга. Одна из важнейшихцелей образования — научить детей работать в коллективе. В некоторых самыхпередовых учебных заведениях мира Интернет — технологии уже влияют натрадиционные отношения учащихся между собой и преподавателями, способствуянавыкам коллективной работы.
Самостоятельноеприобретение знаний, умение применять полученные знания при решенииразнообразных познавательных, а также практических задач — суть процессаобразования и его результата. Вот почему современный образовательный процесс неможет замыкаться только на уроке, на учебнике, на учителе. Необходимаразносторонняя познавательная деятельность, основанная на использованииразнообразной информации, отражающей разные точки зрения. Важно формироватьсамостоятельность мышления, умение выстраивать доказательность,аргументированность своей позиции. «Целенаправленное образование (школьноеобучение) должно предоставить учащимся такую окружающую среду, чтобы врезультате взаимодействия с ней возникали смыслы, способные стать средствамидальнейшего познания»[1].Активная познавательная, интеллектуальная деятельность лежит в основе развитиямышления человека, которое и придает деятельности учения образовательнуюфункцию. В начале века Джон Дьюи не мог даже помыслить о тех возможностяхпознания, которые принесут информационные технологии в конце века.Самостоятельный поиск, самостоятельные «открытия» требуют умения работать сразнообразной информацией.
Интернетпредоставляет как полезную, так и бесполезную и даже в какой-то мере вредную информацию. Поэтому ученикам необходима помощь, но помощь не в предоставленииготовых решений для запоминания, а в умении критически относиться кпредлагаемой информации, умении самостоятельно ее анализировать. Учитель можети должен оказать своим ученикам такую помощь.
Интернет – это миринформации, общения, обмена опытом, это диалог культур. Это возможностьуслышать и понять друг друга, несмотря на различия в культуре, религии, языке
Интернет даетвозможность реального общения с людьми из разных уголков света по разнымпроблемам, волнующим человека. Это возможность узнать много нового в той областизнания, которая вас интересует, обменяться мнениями с коллегами, с ведущимиучеными в этой области, посоветоваться. Так что это вполне реальная жизнь,которая может оказаться чрезвычайно насыщенной как в познавательном,информационном, так и в эмоциональном плане.
Таким образом,было показано, что время диктует необходимость свободного владения компьютернойтехникой, при которой в школе ограничиваться только рамками предметаинформатики не представляется возможным. Предмет «Информатика»нацелен, главным образом, на выработку у учащихся основ компьютернойграмотности, причем пользовательские навыки для работы в Интернет изучаются встаршей школе. Практика показывает, что учащиеся вполне могут самостоятельноосвоить навыки работы в Интернете гораздо раньше. Следовательно, педагогамследует использовать огромные образовательные возможности Интернета, по-новомуорганизовывая процесс обучения, направляя усилия на формирование у учащихсясамостоятельного творческого мышления.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.