Реализация дидактических принципов вобучении математике
Обучениематематике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средствомформирования личности, достичь непосредственной цели — прочного и сознательногоусвоения ее содержания — лишь в случае, если в основу обучения будут положеныопределенные положения, вытекающие из основных закономерностей дидактики, подтвержденныеопытом преподавания. Система таких положений, специально ориентированная наособенности математики как учебного предмета, и составляет основное содержаниеэтой главы. В ней описываются наиболее важные принципы, характеризующие подходк обучению математике в школе, — принцип воспитания, принцип научности, принципсознательности обучения, принцип систематичности и др. Владение этимипринципами необходимо будущему учителю для того, чтобы правильно организоватьсвой труд, грамотно, квалифицированно анализировать различные учебные пособия,которыми ему придется пользоваться в своей работе.
Принципы обучения как категории дидактики
Процессобучения, являясь составной частью целостного педагогического процесса, всоветской школе направлен на формирование всесторонне и гармонически развитойличности.
Обобщенныйопыт обучения школьников основам науки показывает, что для обеспечения единогоподхода к учащимся, к выбору средств и методов учебной работы учитель долженпридерживаться положений, носящих в определенном смысле универсальный характер.
Всвязи с этим в советской дидактике разработаны принципы, которыерассматриваются как важнейшие требования к организации процесса обучения, егосодержанию, формам и методам. Эти единые требования.получили название дидактическихпринципов или принципов обучения. Организация процесса обучения в соответствиис дидактическими принципами позволяет построить его на научной основе.
Вместес тем следует иметь в виду, что дидактические принципы, выражая определенныезакономерности обучения и передовой опыт учебновоспитательной деятельностишколы, не являются раз и навсегда установленными. Они постоянно углубляются ивидоизменяются в соответствии с теми задачами, которые ставит перед школойобщество.
Такимобразом, дидактические принципы — это основные направляющие положения,возникающие в результате анализа научнопедагогических закономерностей ипрактического педагогического опыта. Они являются главным ориентиром впедагогической работе учителя.
Известныесоветские дидакты М. А. Данилов, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин в своихисследованиях показали, что принципы обучения, являясь категориями дидактики,характеризуют способы использования законов и закономерностей обучения всоответствии с целями воспитания и образования.
Дидактическиепринципы — это принципы деятельности, представляющие собой наиболее общеенормативное знание о том, как надо строить, осуществлять и совершенствоватьобучение и воспитание. Закономерности этой деятельности являются теоретическойосновой для выработки норм учебно-воспитательной работы учителя. Однако сами посебе они не содержат конкретных указаний для такой деятельности. Эти указаниядают принципы. Таким образом, принципы обучения взаимообусловлены егозакономерностями. Например, принцип проблемности в обучении вытекает иззакономерности, установленной С. Л. Рубинштейном, состоящей в том, что мышлениевозникает из проблемной ситуации и направлено на ее разрешение.
Однако,кроме законов и закономерностей обучения в становлении принципов, учитываются идругие факторы, а именно: 1) цели, которые ставит общество перед обучением ивоспитанием; 2) конкретные условия, в которых осуществляется учебный процесс;3) психологические характеристики процесса учения; 4) существующие способыконструирования учебных и воспитательных ситуаций.
Здесьследует заметить, что если речь идет не о дидактическом, а о методическомпринципе, то в этом случае должна учитываться специфика конкретного учебногопредмета и его функции в общем образовании.
Например,А. А. Столяр предлагает систему дидактических принципов дополнить двумяпринципами, характерными для обучения математике:
1)школьный курс математики должен отражать фундаментальные идеи и логикусовременной математики (в соответствии с уровнем мыслительной деятельности учащихся);
2)процесс обучения математике должен строиться подобно процессу исследования вматематике, он должен имитировать процесс творческого поиска в математике (вопределенной мере, в какой это допускает уровень мыслительной деятельностиучащихся).
Первыйпринцип относится к построению содержания обучения математике и в определеннойстепени конкретизирует дидактический принцип научности. Второй принципотносится к построению процесса обучения и конкретизирует дидактический принциппроблемности обучения.
Вметодической литературе по математике общепризнанной является следующая системадидактических принципов:
1.Принцип воспитания в обучении математике.
2.Принцип научности в обучении математике.
3.Принцип сознательности, активности и самостоятельности в обучении математике.
4.Принцип систематичности и последовательности в обучении математике.
5.Принцип доступности в обучении математике.
6.Принцип наглядности в обучении математике.
7.Принцип индивидуального подхода к учащимся в обучении математике.
8.Принцип прочности знаний в обучении математике.
Принцип воспитания
Общейцелью воспитания в школе является подготовка всесторонне развитых людей,способных построить и защитить общество. Всестороннее развитие личностипредполагает умственное и нравственное развитие, политехническое образование ипрофессиональную подготовку, богатую духовную жизнь, физическое и эстетическоеразвитие. Реализация общей цели воспитания требует поэтому решения болеечастных задач, которые рассматриваются в качестве составных частей или сторонвоспитания. Составными частями воспитания являются трудовое, нравственное,умственное, эстетическое и физическое воспитание.
Выделениесоставных частей воспитания опирается на объективные требования общества вразвитии определенных свойств (качеств) личности. Так как свойства личностиформируются не изолированно друг от друга, то и стороны воспитания, находясь вовсеобщей взаимосвязи, способствуют формированию целостной личности. Поэтомутакие качества целостной личности, как знание, умение, убеждение, поведение идр., могут быть составной частью каждой из указанных выше сторон воспитания.
Новоспитание в процессе обучения вообще и математике в частности как принципобучения имеет и свою содержательную направленность. Содержательнаянаправленность всех сторон воспитания в обучении определяется формированиемкоммунистического мировоззрения и морали. Формирование мировоззрения и морали — центральная задача воспитания. Под мировоззрением понимается системафилософских, научных, политических, нравственных и эстетических представлений иубеждений человека, которая отражает понимание человеком окружающей егоприродной и социальной среды, его отношение к ней и определяет общуюнаправленность всей его деятельности.
Мораль- это совокупность норм, принципов и правил, регулирующих поведение людей вовсех сферах общественной жизни. Воспитание мировоззрения и морали способствуетформированию характера каждого школьника. Чтобы учащийся мог действовать всоответствии с принципами мировоззрения и морали, он должен сформировать у себятакие черты характера, как принципиальность, сила воли, скромность, честностьпо отношению к самому себе и другим людям.
Мировоззрение,базирующееся на научном знании и практическом жизненном опыте, связывает вединое целое эти свойства личности. Отсюда вытекают возможность и необходимостьпередачи всем людям знаний о закономерностях развития природы, общества ичеловеческого мышления, чтобы они могли сознательно осуществлять деятельность,направленную на построение общества.
Итак,принцип воспитания подрастающего поколения имеет своей целью воспитание впроцессе обучения всесторонне развитой личности на основе формированиямировоззрения и морали.
Следовательно,в формировании убеждений возрастает роль процесса усвоения знаний. В связи сэтим в преподавании математики (как и каждого учебного предмета) необходимоповышать активность учащихся и возбуждать у них интерес к вопросам, имеющиммировоззренческое значение. Важную роль в этом приобретает освещение впреподавании математики (также других предметов) новых идей современной науки.
Чтобыв обучении (в частности, математике) реализовывался принцип воспитания, учителюнеобходимо руководствоваться принципами научности, сознательности, активности исамостоятельности, стимулирования и мотивации положительного отношенияшкольников к учению и т. п.
Принцип направленности обучения навзаимосвязанное решение задач образования, воспитания и развития учащихся
Припланировании содержания, средств, методов и форм обучения учитель призванобеспечить решение всего комплекса образовательных, воспитательных иразвивающих задач
Принцип научности
Требованиенаучности содержания образования было выдвинуто в советской педагогическойлитературе еще в работах Н. К. Крупской (см.: «О работе над новымучебником для новой программы»).
Статусдидактического принципа требование научности в обучении приобрело с 1950 г.,когда оно было сформулировано и обосновано М. Н. Скаткиным. Было показано, чтовоспитание человека коммунистического общества непосредственно связано стребованием научности содержания школьного образования.
Вдальнейшем Л. Я- Зорина показала, что под научностью содержания образованияследует понимать такую его качественную характеристику, которая удовлетворяеттрем признакам:
а)соответствие содержания образования уровню современной науки;
б)создание у учащихся верных представлений об общих методах научного познания;
в)показ важнейших закономерностей процесса познания. Эти условия взаимосвязанымежду собой, ибо реализация каждого из последующих обусловлена выполнениемпредыдущих. Каждое предыдущее условие является необходимой базой для реализациипоследующего.
Первоеусловие говорит о том, что в соответствии с принципом научности образовательныйматериал, составляющий содержание школьного обучения, должен в определенноймере соответствовать уровню современной науки. Это требование принципанаучности было с достаточной полнотой реализовано в процессе проведенной впоследние годы модернизации обучения математике в школе.
Второеусловие говорит о том, что принцип научности требует также знания общих методовнаучного познания. Но это лишь необходимое условие научности знаний. Ононедостаточно для создания у учащихся представлений о процессе познания. Однимиз наиболее эффективных методов научного познания действительности в математикеявляется построение математических моделей изучаемых явлений. Методмоделирования широко применяется сейчас в самых разнообразных областях знаний.Поэтому второе требование принципа научности естественным образом выдвигает напервый план обучение школьников доступным для них способам математическогомоделирования.
Третьеусловие указывает на то, что принцип научности требует формирования у учащихсяпредставлении о процессе познания и его закономерностях.
Вобучении математике у учителя имеется много возможностей показать учащимсязакономерности процесса познания. Эти вопросы будут предметом специальногорассмотрения в последующих главах. Именно поэтому в процессе обучения основамнаук в школе шире должны внедряться проблемное обучение и разнообразныеисследовательские приемы. В процессе реализации принципа научности учительдолжен соблюдать также принцип доступности, чтобы содержание, формы и методыобучения учитывали реальные возможности учащихся. При этом необходимо учитыватьи то, что принцип доступности предполагает обучение на достаточно высокомуровне трудности. Однако это можно достигнуть лишь при наилучшем сочетаниииндивидуальных и коллективных форм познавательной деятельности школьников в обучении.
Можновыделить три аспекта реализации принципа научности в обучении: 1) реализацияего в учебнике (соответствие содержания учебника современному уровню науки); 2)обеспечение высокого научного уровня изложения учебного материала учителем науроке; 3) выработка у учащихся учебно-исследовательских навыков и умений.
Принцип усиления прикладной направленностиобучения
Изучениеоснов науки должно осуществляться в тесной связи с раскрытием важнейших ихприменений в промышленности, сельском хозяйстве и общественной жизни. При этомосновы науки не должны подменяться ее приложениями.
Использованиев обучении математических моделей реальных ситуаций, отбор содержания обучения,отвечающего поставленной цели, представляют собой основные средства реализациипринципа связи обучения с жизнью. Важной составной частью этих средств являютсязадачи и примеры прикладного характера.
Принцип систематичности ипоследовательности
Нельзяовладеть наукой, не изучая ее в определенной системе. В такой же мере нельзяуспешно развивать познавательные и творческие способности учащихся без строгопродуманной системы их обучения и воспитания.
"Принцип систематичности и последовательности в обучении обусловливается илогикой самих наук, изучаемых в школе, и особенностями познавательной ипрактической деятельности учащихся. протекающей в соответствии сзакономерностями их умственного и физического развития. Принцип систематичностии последовательности в обучении лежит в основе построения учебных программ,определяет систему работы учителя и деятельность учащихся в процессеобучения"
Принципсистематичности и последовательности в обучении проводится во всей системеучебной работы. Излагать знания систематически — это значит при изучении новогоопираться на ранее пройденное, выделять в нем главное, вскрывать общую идею,формировать у учащихся умение анализировать, систематизировать и обобщатьизучаемые явления и факты.
Важноезначение принцип систематичности и последовательности приобретает в выработке уучащихся умений и навыков самостоятельной работы с книгой, в воспитании у нихнавыков организованности и последовательности в приобретении знаний.
Систематичностьв обучении математике предполагает соблюдение определенной последовательности визучении учебного материала н постепенное овладение основными понятиямишкольного курса математики.
Принципсистематичности ориентирует учителя на достижение системности знаний в сознанииучащихся путем установления теснейшей связи между элементами изучаемогоматериала, раскрытия единства элемента и структуры, части и целого.Следовательно, смысл принципа систематичности заключается в том, что учащиесяосознают приобретенные знания как элементы целостной, единой системы.
Сказанноепозволяет утверждать, что научность обучения немыслима без систематичности, а ссистематичностью тесно связан вопрос о преемственности в обучении. Еехарактеризует опора на пройденное, дальнейшее развитие имеющихся у учащихсязнаний, умений н навыков, установление связей между немыми и ранееприобретенными знаниями. В результате этого знания становятся прочными иглубокими.
Систематичностьимеет место и в организационных приемах работы учителя — в системе еготребований к учащимся. Систематичность должна быть также в учебной деятельностиучащихся, в системе методов работы над каждым учебным предметом, впоследовательности выполнения домашних заданий и т. п.
Последовательностьв обучении математике означает, что обучение осуществляется в соответствии справилами обучения: а) от простого к сложному; б) от легкого к трудному; в) отизвестного к неизвестному; г) от представлений к понятиям; д) от знания кумению, а от него к навыку.
Учительреализует этот принцип, если обучение математике представляет собой цепочкупоследовательных шагов, каждый из которых последовательно дополняет известныеучащимся знания, умения и навыки разумной дозой новых знаний, умений и навыков.
Взаключение отметим, что успешная реализация принципа систематичности ипоследовательности в обучении во многом зависит от того, какое значениепридается учителем межпредметным связям в обучении, как скоординированытребования к учащимся между преподавателями различных учебных предметов,соблюдается ли преемственность в изучении отдельных тем и учебных предметов.При этом важное значение приобретает преемственность обучения в младших,средних и старших классах.
Систематическиезнания характеризуются как знания о научных основах учебного предмета. Ониформируются на основе усвоения понятий и фактов в определенной логическойпоследовательности. Наиболее полное свое выражение этот принцип находит всистематических курсах математики. Можно выделить три вида систематизацииучебного материала: целевая, логическая и психологическая. В качестве методовсистематизации широко применяются индуктивные и дедуктивные методы, аналогия,обобщение, конкретизация и др. Встречаются попытки «ревизии» принципасистематичности, которые выражаются в отказе от изложения в среднем звенеобучения основ науки. (Такая идея высказана, например, М. М. Постниковым.) Вотдельных странах (например, в Англии, Швеции, Финляндии), по существу,отказались от систематического курса геометрии. Это обстоятельство не замедлилоотрицательно сказаться на уровне логического развития учащихся, на ихвозможностях в усвоении курса математики.
Различаютеще системные знания. Они характеризуются, прежде всего, как методологическиезнания основ научной теории. Одним из средств формирования системных знанийявляется включение в учебник сведений о математической теории и способах еепостроения.
Принцип доступности
Принципдоступности в обучении вытекает из требований учета возрастных особенностейучащихся. Он лежит в основе составления учебных планов и программ.
Принципдоступности требует, чтобы объем и содержание учебного материала были по силамучащимся, соответствовали уровню их умственного развития и имеющемуся запасузнаний, умений и навыков.
Доступностьне следует понимать как учение без трудностей. Она не исключает приучениеучащихся к преодолению трудностей в учебной деятельности. Это понятно, так какучебная работа требует определенных усилий учащихся в достижении поставленныхцелей. Суть вопроса заключается не в том, чтобы обходить трудности, а в том,чтобы эти трудности не подрывали, а развивали силы ученика и способствовалиповышению результатов учебных занятий.
Реализацияпринципа доступности предполагает выполнение следующих условий — дидактическихправил: а) следовать в обучении от простого к сложному; б) от легкого ктрудному; в) от известного к неизвестному.
Отсюдаследует, что строгое соблюдение в обучении принципа систематичности ипоследовательности предопределяет успешную реализацию принципа доступности.
Следоватьв обучении от простого к сложному означает, что изучение учащимися фактов,явлений, закономерностей, понятий и т. п. должно начинаться с наиболее простых,с тем чтобы подготовить их к пониманию более сложных. Это положение касаетсякак теоретического, так и практического учебного материала.
Принципдоступности в обучении привлекает к себе особое внимание также в связи спроблемой индивидуального подхода к учащимся и условиях массового обучения.
Принципдоступности требует, чтобы обучение строилось на основе учета возрастныхвозможностей учащихся. С его помощью регулируется уровень сложности учебногоматериала, определяется выбор методических подходов изложения его на уроке,правильная дозировка домашних заданий. Слишком упрощенное содержание обученияснижает его развивающие и воспитательные возможности. Поэтому рекомендуется (поЛ. В. Занкову), чтобы содержание заданий для учащихся находилось в «зонеих ближайшего развития».
Принципсознательности, активности, самостоятельности и прочности усвоения
Данныйпринцип заключается в целенаправленном активном восприятии изучаемых явлений,их осмыслении, творческой переработке и применении. Он вытекает из целей изадач средней школы, призванной готовить активных и самостоятельных членовобщества, а также из особенностей процесса обучения, требующего осмысленного итворческого подхода к изучаемому материалу.
Реализацияпринципа сознательности, активности и самостоятельности в обучении предполагаетвыполнение следующих условий:
а)соответствие познавательной деятельности учащихся закономерностям процессаучения;
б)познавательная активность учащихся в процессе учения;
в)осознание школьниками процесса учения;
г)владение учащимися методами умственной работы в процессе познания«нового».
Остановимсякратко на сущности этой совокупности условий. Учебное познание есть учение, т.е. деятельность учащихся по усвоению новых знаний и способов деятельности.Следовательно, говоря об усвоении, мы имеем в виду познавательную деятельностьучащихся (процесс учения), но всегда в единстве с руководящей, обучающей рольюучителя и содержанием учебного материала с учетом его структуры.
Отсюдаследует, что сущность процесса обучения в целом и его составной части — учения(усвоения) заключается в том, что этот процесс вытекает из общего хода процессапознания и его закономерностей. В соответствии с ним дидактика выделяет впроцессе усвоения диалектически взаимосвязанные этапы познавательнойдеятельности учащихся: восприятие — осмысление — закрепление — применение.
Еслив процессе познания нового учащиеся будут совершать умственные и практическиедействия в соответствии с выделенными этапами процесса учения, включающими всебя действия по восприятию изучаемого материала, его осмыслению (пониманию),закреплению и применению, то можно утверждать, что в обучении созданы условиядля активизации познавательной деятельности учащихся и осознания ими процессаучения.
Здесьследует обратить внимание на три обстоятельства. Во-первых, процесспознавательной деятельности в каждом отдельном случае не обязательно проходитпо всем этапам учебного познания и в указанной последовательности. Например,при дедуктивном рассуждении учащимся нет необходимости проходить этапвосприятия изучаемых явлений и формирования соответствующих представлений. Так,при усвоении нового знания о том, что всякое сечение шара плоскостью есть круг,учащимся предлагается конкретный факт — данная плоскость пересекает шар — иобщее правило относительно всех плоскостей, пересекающих шар, — всякое сечениешара плоскостью есть круг… Применив это общее правило к конкретному факту,учащиеся приходят к одному и тому же выводу: «Следовательно, данноесечение есть круг». Во-вторых, выделенные выше четыре условия реализациипринципа сознательности, активности и самостоятельности не являютсянезависимыми. Выполнение первого условия означает выполнение остальных. Однаковыделение такой совокупности условий раскрывает дидактический механизм действиясамого принципа, что важно и необходимо знать учителю. В-третьих, чтобы вобучении было установлено соответствие познавательной деятельности учащихсязакономерностям процесса учения (первое условие), необходима целенаправленнаядеятельность учителя по формированию у учащихся ответственного отношения кприобретению и усвоению знаний, их осмысливанию и практическому применению.Только в результате такой управляющей деятельности учителя можно говорить ореализации принципа сознательности, активности и самостоятельности учащихся вобучении.
Сознательностьпонимается в дидактике как овладение учащимися данными науки, учебнымматериалом, глубокое осмысление его, умение пользоваться знаниями на практике вновых условиях, превращение знаний в убеждения, в руководство к действию.
Впроцессе сознательного усвоения знаний формируется творческое отношение кизучению и применению знаний, логическое мышление учащихся и их мировоззрение.Сознательное усвоение знаний исключает догматическое, при котором учащиесяпринимают на веру преподносимые учителем знания. Результатом догматическогоусвоения является формализм знаний. Основными признаками формализма знанийявляются отсутствие конкретных представлений об изучаемых явлениях; запоминаниебез понимания, без умения творчески применять знания на практике;безынициативность; отсутствие высоких общественных идеалов, глубоких убежденийи готовности бороться за них.
Конкретнов обучении математике формализм в знаниях особенно часто проявляется в том, чтоучащиеся безошибочно дают формулировку определения того или иного понятия, ноне могут им воспользоваться при решении задач, доказательстве теорем.
Втеории обучения выявлены признаки осознанности знаний, которыми можетруководствоваться учитель в процессе обучения. К ним относится следующаясовокупность признаков:
а)понимание учащимися характера связей между знаниями (рядоположности исоподчиненности, степени их существенности);
б)понимание механизма становления и проявления связей;
в)умение обосновывать знания;
г)понимание способов получения знаний и сферы их применения. Сознательноеобучение обязательно предполагает активную деятельность учащихся в этомпроцессе.
Активностьесть деятельное состояние учащегося, которое характеризуется стремлением кучению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессеовладения знаниями. Такую активность учащихся в обучении называютпознавательной активностью.
Вучебном процессе активность учащихся получает свое выражение не только в работемысли, но и в практической деятельности, в общественной работе, в волевомнапряжении и в эмоциональных переживаниях.
Умственнаяактивность учащихся в процессе обучения математике имеет особо важное значениепри формировании понятий. Поэтому учителю необходимо владеть методическимиприемами, возбуждающими мыслительную активность учащихся в этом процессе.
Активностьучащихся в обучении проявляется в их инициативности и высокой степенисамостоятельности (или познавательной самостоятельности).
Познавательнаясамостоятельность является высшей формой активности и сознательности учащихся впроцессе учения. Поэтому осуществление в обучении сознательного и активногопроцесса учения неизбежно формирует такое важное качество личности, какпознавательная самостоятельность, которая является важнейшей характеристикойдеятельности школьника в учебном процессе.
Втеории обучения выделены признаки познавательной самостоятельности учащихся. Кним относятся стремление и умение самостоятельно мыслить; способностьориентироваться в новой ситуации, найти свой подход к решению новой задачи;желание понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания;критический подход к суждению других; независимость собственных суждений.Большое значение в плане формирования познавательной активности исамостоятельности учащихся имеют самостоятельные работы. Самостоятельные работыявляются формой совместной единой деятельности учителя и учащихся. Выполняясамостоятельную работу, учащиеся активно оперируют приобретенными знаниями, умениямии навыками, совершают поисковую деятельность. Поэтому в этой самостоятельнойдеятельности учащегося укрепляются и взаимообусловливаются его познавательнаяактивность и самостоятельность, а такая деятельность отличается высоким уровнемсознательности.
Еслив результате обучения учащиеся приобрели такое качество личности, какпознавательная самостоятельность, то можно утверждать, что на всех этапахучебного познания реализовывался дидактический принцип сознательности,активности и самостоятельности в обучении.
Сознательноеусвоение характеризуется: пониманием изученного, осознанием путей получениянового знания, умением применять знания.
Применениезнаний связано с «переносом» их в те или иные ситуации. Возможностьосуществления учащимися переноса более высокого уровня (на более отдаленную,необычную, существенно отличающуюся от первоначальной новую ситуацию)свидетельствует о высокой степени сознательности усвоения.
Сознательноеусвоение помогает избежать формализма в знаниях. Различаются два вида формализма(по Я. С. Дубнову):
1)ученик не видит связи математических понятий и фактов с реальным миром — формализм первого вида;
2)ученик воспроизводит определение, но не понимает его смысла (например,формулирует определение логарифма, но не может найти log100) — формализмвторого вида.
Прочностьусвоения может быть обеспечена четким выделением главного в учебном материале,выявлением внутренних и внешних связей изучаемого материала (например, спомощью логико-структурных схем), продуманной системой повторения и применениязнаний, дифференцированным подходом к объяснению наиболее сложных мест учебногоматериала.
Принцип наглядности
Теоретическоеобоснование принципу наглядности впервые было дано чешским педагогом Я.А.Коменским, который выдвинул требование учить людей познавать самые вещи, а нетолько чужие свидетельства о них.
Русскийпедагог К.Д. Ушинский указывал, что наглядность отвечает психологическимособенностям детей, мыслящих «формами, звуками, красками,ощущениями». Наглядное обучение, по словам К. Д. Ушинского, «строитсяне на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах,непосредственно воспринятых ребенком». Наглядность обогащает кругпредставлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным иинтересным, развивает наблюдательность и мышление.
Принципнаглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщенияучащимися изучаемого материала. Он означает, что в обучении необходимо, следуялогике процесса усвоения знаний, на каждом этапе обучения найти его исходноеначало в фактах и наблюдениях единичного или в аксиомах, научных понятиях. итеориях, после чего определить закономерный переход от восприятия единичного,конкретного предмета к общему, абстрактному или, наоборот, от общего,абстрактного к единичному, конкретному. Таким образом, советская дидактикаисходит из единства чувственного и логического, считает, что наглядностьобеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитиюабстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой. Однако характер истепень использования наглядности различны на разных этапах обучения. Излишнееувлечение наглядностью в обучении может привести к нежелательным результатам.Конкретная наглядность (например, рассмотрение моделей геометрических тел)должна постепенно уступать место абстрактной наглядности (рассмотрению плоскихчертежей).
Говоряо значении принципа наглядности и о его роли в процессе учебного познания,дидактика утверждает, что наглядность является исходным моментом обученияглавным образом в младших классах. По мере движения учащихся к старшим классамучитель постепенно должен находить в обучении историко-индуктивный путьпополнения знаний: постановка проблемы, история ее решения и современноесостояние, затем практические или лабораторные работы. Здесь наглядностьполучает свою реализацию дважды: как иллюстрация истории открытия и как способраскрытия современного решения проблемы.
Однакоисторический подход занимает много времени и не всегда необходим. Поэтомуисходным началом могут быть теоретические положения, аксиомы, системы понятий,усвоенные учащимися на предшествующих этапах обучения. В этом случаенаглядность используется лишь для иллюстрации усвоенных учащимися знаний впроцессе их применения к решению задач. По характеру отражения окружающейдействительности различают следующие виды наглядности:
натуральная(естественная) наглядность, представляющая собой реальные предметы или процессы(объекты и явления, раздаточный материал и др.);
изобразительнаянаглядность (фотографии, художественные картины, рисунки, учебные картины идр.) применяется, когда показ натурального предмета затруднен, а созерцаниеконкретного образа необходимо;
символическаянаглядность (чертежи, графики, схемы, таблицы, диаграммы) по существу являетсясвоеобразным языком, а потому должна специально изучаться, чтобы статьпонятной. Например, при изучении свойств функций (возрастание, убывание,максимум, минимум и др.) целесообразно их аналитическую запись переводить наязык графиков и на этой основе тренировать учащихся «читать» графикифункций.
Различныевиды наглядности выполняют различные функции. Одни содействуют оживлениюпредставлений (картины, предметы жизни), другие являются опорой дляотвлеченного мышления.
Наглядностьприменяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и дляразвития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала. Средстванаглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснениинового материала учителем, при закреплении знаний, формировании умений инавыков, при выполнении домашних заданий, при контроле усвоения учебногоматериала.
Применениенаглядных пособий в обучении подчинено ряду правил: ориентировать учащихся навсестороннее восприятие предмета с помощью разных органов чувств;
обращатьвнимание учащихся на самые важные, существенные признаки предмета;
показатьпредмет (по возможности) в его развитии; предоставить учащимся возможностьпроявлять максимум активности и самостоятельности при рассмотрении наглядныхпособий;
использоватьсредств наглядности ровно столько, сколько это нужно, не допускать перегрузкиобучения наглядными пособиями, не превращать наглядность в самоцель.
Следовательно,умелое применение средств наглядности в обучении всецело находится в рукахучителя. Учитель в каждом отдельном случае должен самостоятельно решать, когдаи в какой мере надо применять наглядность в процессе обучения, ибо от этого вопределенной степени зависит качество знаний учащихся.
Принципнаглядности, по выражению Я. А. Коменского, является «золотым правиломдидактики». Он требует сочетания наглядности и мысленных действий,наглядности и слова. Вредным является как недостаточное, так и избыточноеприменение средств наглядности. Их недостаток приводит к формальным знаниям, аизбыток может затормозить развитие логического мышления, пространственногопредставления и воображения. Встречаются примеры нетрадиционного примененияпринципа наглядности.
Принцип индивидуального подхода к учащимся
Повышениеэффективности обучения непосредственно связано с тем, насколько полноучитываются особенности каждого учащегося. Важной индивидуальной особенностьюучащихся является их способность к усвоению знаний, т. е. обучаемость. Подвлиянием возрастающих требований жизни увеличивается объем и усложняется содержаниезнаний, подлежащих усвоению в школе. Чем глубже развивается этот процесс, темболее четко выступают индивидуальные различия в обучаемости школьников.
Какпоказали многочисленные психолого-дидактические исследования, если уровнятьмногие факторы, влияющие на уровень усвоения новых знаний, а именно: обеспечитьодинаковый исходный минимум знаний у всех учащихся, положительное отношение ихк уроку, желание как можно лучше усвоить материал, тщательно разработатьметодику введения нового материала, то, несмотря на равенство этих условий,новые знания будут усвоены поразному. Одни школьники достаточно полно усвоятновое и могут применить его в новых, но сходных с учебной обстановкой условиях,требующих самостоятельного развития новых знаний (высший уровень усвоения).Другие усвоят существенные стороны нового понятия или закономерности и сумеютприменить их к решению задач, близких к тем, которые разбирались в процессеобъяснения нового материала (средний уровень усвоения). Наконец, будут и такие,кто вынес лишь отдельные, нередко несущественные стороны нового понятия илизакономерности и не может применить их к решению даже простых задач (низшийуровень усвоения). При этом потребуется различное количество упражнений иразличная мера помощи со стороны учителя тем учащимся, которых предстоитдовести до высшего уровня усвоения.
Впсихологии обучения выявлено несколько характеристик индивидуальных различийучащихся, связанных с понятием обучаемости. К ним относятся: а) темп усвоенияили продвижения в обучении как наиболее устойчивая характеристика; б) полнота иточность анализа и синтеза и неразрывно связанных с ними обобщения иабстрагирования; в) устойчивая предрасположенность школьников к тому или иномувиду анализа, особенно при первичной работе над материалом; г) уровеньформируемых у школьника обобщений; д) уровень выделения и обобщения школьникамиспособов оперирования знаниями; е) экономичность мышления и др.
Следуетзаметить, что предпоследняя (указанная здесь) сторона мыслительной деятельностипозволила психологам сделать предположение о том, что не всякое усвоение знанийозначает сдвиг в умственном развитии учащегося. Этот сдвиг происходит тогда,когда обучение обеспечивает овладение не только содержанием знаний, но иметодами, способами их приобретения, благодаря чему учащиеся могутсамостоятельно приобретать новые знания.
Отмеченныевыше явления, имеющие место в обучении школьников, показали невозможностьсоздать в обучении систему, равно оптимальную для каждого учащегося. Этообстоятельство привело к необходимости реализации в обучении принципаиндивидуального подхода к учащимся. Сущность принципа индивидуального подходапо существу состоит в адаптации (приспособлении) обучения либо к содержанию иуровню знаний, умений и навыков каждого учащегося, либо также к характерным длянего особенностям процесса усвоения, либо даже к некоторым устойчивымособенностям его личности. Основным средством реализации принципаиндивидуального подхода являются индивидуальные самостоятельные работы,предназначенные для учащихся. Они выступают в качестве специфическогодидактического средства организации и управления самостоятельной деятельностьюучащихся на всех этапах обучения.
Принцип прочности знаний
Принциппрочности знаний обусловливается как задачами школы, так и закономерностямипроцесса обучения. Опираться на приобретенные знания, умения и навыки можнолишь в том случае, когда они усвоены твердо и длительное время удерживаются впамяти.
Прочныезнания, умения и навыки необходимы как для успешного продолжения образования,так и для формирования у учащихся научного мировоззрения, развития ихспособностей, подготовки к практической деятельности.
Вдидактике сформулированы условия прочности знаний. К ним относятся:
активноеприобретение знаний с целью сознательного их усвоения; научность обучения;
созданиев обучении условий для запоминания учебного материала.
Содержаниеи сущность принципов научности и сознательности в обучении было раскрыто выше.Поэтому рассмотрим некоторые основы механизма запоминания в процессе обучения.
Запоминаниеесть процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путемсвязывания его с ранее приобретенным. Запоминание всегда избирательно: в памятисохраняется не все, что оказывает воздействие на органы чувств индивида. От чегоэто зависит? Запоминание является закономерным продуктом действия субъекта собъектом, т. е. запоминается то, с чем человек действует. При этом успешностьзапоминания учебного материала определяется мотивами, целями и способамидеятельности личности. Назовем основные условия запоминания материала вобучении: учебный материал запоминается учащимися лучше, если он входит всодержание основной цели деятельности. Например, если целью действий учащихсяявляется выявление свойств той или иной геометрической фигуры, то ихзапоминание будет лучшим, нежели в том случае, когда свойства фигуры сообщаютсянепосредственно учителем; учебный материал запоминается лучше, если он вызываетактивную умственную работу над ним. Поэтому материал более трудный запоминаетсялучше, чем легкий, так как связи между элементами трудного текста являютсяболее содержательными.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта pedagogika.by.ru/