Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Православная педагогика как система духовно-нравственного становления личности

Игум. Георгий (Шестун)
Современнаяотечественная педагогика развивается в трех основных направлениях.
Первоенаправление имеет целью модернизацию педагогических технологий, ориентированныхна формирование у школьников знаний, умений и навыков. Сохраняется сложившаясяв советской школе методологическая основа деятельности, а усилия направленылишь на ее корректировку в соответствии с требованиями времени.
Второенаправление характеризуется введением личностно ориентированных образовательныхтехнологий. Этот, безусловно прогрессивный, подход связан с введением вшкольную практику зарубежных образовательных технологий, использование которыхне всегда проходит безболезненно, поскольку заимствованные модели подменяюттрадиционные, исторически сложившиеся в России формы обучения и воспитания.
Третьенаправление обращено к духовно-нравственным традициям дореволюционногоотечественного образования и воспитания.
Какпоказывает педагогическая практика, третье направление наиболее перспективно,поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национальногоопыта, с духовным обогащением общества. Между тем наследие традиционнойроссийской педагогики ни в годы секуляризованного по содержанию российскогообразования (конец XIX-начало XX вв.), ни в годы воинствующего атеизма(советская школа) не получило теоретического осмысления, поскольку фундаментомтрадиционной российской школы и традиционной российской педагогики былоправославие. Отметим, что православный подход к решению проблем образования ивоспитания предполагает прежде всего духовное осмысление жизненных явлений и следованиерелигиозным духовно-нравственным представлениям о человеке.
Обращениек опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск путейдуховного возрождения России, особенно актуально, так как общество игосударство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающихдуховно-нравственные компоненты в содержании образования. Учитывая, что процессобразования есть по природе своей процесс непрерывный от начала жизни человекадо ее завершения и происходит этот процесс в определенной культурно-историческойсреде, следует говорить об образовании и воспитании не вообще, а применительнок конкретной культурно-исторической традиции (Рубцов В.В.). Такой подходтребует сочетания государственного, народного и национального воспитания иобразования с тысячелетней православной традицией России, что является главнойнаучной педагогической проблемой последних двух веков в нашем Отечестве. Этапроблема остается нерешенной и в наше время.
Основнымисферами жизни ребенка, в которых происходит непрерывный процессдуховно-нравственного становления его личности, являются семья, Церковь ишкола. В этих сферах сложно переплетены государственные, народные, национальныеи религиозные традиции. В педагогической практике и теории достаточно полнорассмотрены проблемы духовно-нравственного становления личности в каждой изназванных сфер жизнедеятельности. На практике основные противоречия возникаютпри переходе из одной сферы в другую или при взаимодействии этих сфер.Противоречия, часто приводящие к конфликтам, возникают из-за разницы впостановке целей образовательного процесса, его содержания, используемыхметодов и так далее.
Назовемосновные противоречия, существующие как в практическом, так и в теоретическомплане:
1.Противоречие между традиционным восприятием жизни как вечной и образовательнымобеспечением только одного, земного этапа этой жизни как единственного исамоценного.
2.Противоречие между семейным воспитанием, основанным на традиционных воззренияхнарода, и проектированием образовательной среды без учета традиций семейноговоспитания.
3.Противоречие между идеализированными представлениями о человеческой природе, наоснове которых проектируются личностно-ориентированные образовательные модели,и православного взгляда на природу человека как на поврежденную первороднымгрехом и требующую исцеления прежде развития.
4.Противоречие между гуманистической (антропоцентрической) основойобразовательных систем, способствующих личностному развитию ребенка, итрадиционной (христоцентрической) для России основы образования и воспитания.
5.Противоречие между процессом психофизического развития ребенка и процессомдуховного становления, возникающее при создании образовательной среды без учетаусловий, необходимых для правильного духовного становления личности.
Причинойназванных противоречий, характерных для современной системы образования,является отсутствие теоретического обоснования процесса духовно-нравственногостановления личности как единого, неразрывно совершающегося в различных сферахжизнедеятельности. Требуемое обоснование становится возможным при рассмотренииэтого процесса как системы, с вычленением элементов этой системы. Нашиисследования позволяют утверждать, что системообразующей основойдуховно-нравственного становления личности являются религиозные воззрениянарода, а базовым элементом этой системы является семья. Это дает нам основаниесчитать православную педагогику системой духовно-нравственного становленияличности, что и определило название работы и ее цель.
Внастоящее время семья практически отчуждена от школьного образовательногопроцесса, что, по нашему мнению, является одной из главных проблем современнойпедагогики и психологии. Принято считать, что только учитель и ученик являютсясубъектами образовательной деятельности школы. Но ребенок, пришедший вобразовательное учреждение, является носителем национальных, религиозных,социальных, психологических, педагогических и других традиций и особенностейсемьи. Встречаясь с ребенком, школа встречается с семьей. Ученик не толькоюридически, но и духовно не отделим от семьи. Поэтому следует считать субъектомобразовательного процесса не ребенка, а семью. Она должна определять цели,смысл, содержание образовательного процесса, она является основным хранителемнародной традиции и основным элементом ее передачи. Семья делегирует своиполномочия школе, которая не заменяет, а помогает семье создать условия дляразвития личности школьника и его духовного становления, вводит его в миркультуры, являющейся результатом духовного творчества народа, обеспечиваетрасширение социальных контактов и его самоопределение в поле профессиональныхвозможностей. Через ребенка школа влияет на семью. Учитель и школа ответственныне только перед государством за результаты своей деятельности, а в основномответственны перед семьей. Именно семья должна быть активно вовлечена всовременное образовательное пространство.
Актуальностьисследования проблем православной педагогики как системы духовно-нравственногостановления личности связана и с изменением законодательной базы российскогообразования. В 1992 году вступил в силу Закон Российской Федерации «Обобразовании», который отозвался на духовно-исторические перемены в укладежизни народа и государства статьей 2 о принципах государственной политики вобласти образования. В январе 1996 года был подписан новый Закон «Обобразовании», в котором сформулированные прежде принципы государственнойполитики в области образования полностью сохранены. При этом два положенияполучили новую редакцию. К принципам государственной политики в первую очередьЗакон относит: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческихценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитаниегражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающейприроде, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательногопространства; защиту и развитие системой образования национальных культур,региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонациональногогосударства.
Всентябре 1997 года был подписан Закон «О свободе совести и о религиозныхобъединениях». В преамбуле Закона признается особая роль православия вистории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, и этопризнание углубляет и расширяет содержание образования, которое согласно пункту2 статьи 14 Закона «Об образовании» ориентировано на интеграциюличности в национальную и мировую культуру. Особенно это относится к предметамисторико-филологического цикла. В статье 5 говорится о праве на получение религиозногообразования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. По просьберодителей или лиц, их заменяющих, и с согласия детей, обучающихся вгосударственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрацияуказанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местногосамоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детейрелигии вне рамок образовательной программы. В Законе мы встречаем положения освободе выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать всоответствии с ними, об ответственности за оскорбление религиозных чувств.
Вавгусте 1996 года был принят Закон «О высшем и послевузовскомпрофессиональном образовании». В статье 8 в числе основных задач высшегоучебного заведения значится сохранение и приумножение нравственных, культурныхи научных ценностей общества. В статье 3 говорится о свободе педагогическогоработника высшего учебного заведения излагать учебный предмет по своемуусмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своимиметодами, а также о свободе студента получать знания согласно своим склонностями потребностям.
Законориентирует вузовскую науку на исследование духовно-нравственных традицийотечественного образования и изучение традиций, уклада жизни и формнационального опыта. Принятые законы «Об образовании» и «Овысшем и послевузовском профессиональном образовании» позволяют говоритьоб особом служении государственной системы образования, которое заключается взащите национальной духовности и культуры, а в их становлении и развитии особуюроль всегда играло православие. При этом образование рассматривается какмеханизм формирования духовно-нравственной культуры общества. Наглядно такойподход представлен в комплексной программе Центрального регионального отделенияРоссийской академии образования «Образование как механизм формированиядуховно-нравственной культуры общества», утвержденной президентом РАО А.В.Петровским по решению президиума РАО от 15.06.94. Научным руководителемпрограммы является действительный член РАО профессор В.В. Рубцов.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблемы формирования и использования человеческого капитала
Реферат Уровень рецидива как показатель эффективности процесса воспитания осужденных
Реферат Статистико-экономический анализ эффективности продукции животноводства по группе предприятий
Реферат Библиотерапия история и теории
Реферат 1. 2 Кількість викладачів з вченими ступенями та званнями (у відсотках): 67,6%
Реферат Hedonism Essay Research Paper Philosophers commonly distinguish
Реферат Ирония Андрея Белого — мемуариста
Реферат Інформаційний вісник Вінницької обласноїнаукової медичної бібліотеки знайомить Вас, шановні користувачі, з новими надходженнями літератури у фонд бібліотеки у III кварталі 2008 року
Реферат Бизнес-планирование и роль анализа в составлении бизнес-плана
Реферат Правове регулювання інституту відводу в ході кримінального судочинства
Реферат Cesar E Chavez Essay Research Paper Cesar
Реферат Random Auto Biography Essay Research Paper I
Реферат Музыка как стиль искусства
Реферат Формулы по математике и геометрии за весь школьный курс
Реферат Критерии оптимальности в эколого-математических моделях