Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Православная педагогика как система духовно-нравственного становления личности

Игум. Георгий (Шестун)
Современнаяотечественная педагогика развивается в трех основных направлениях.
Первоенаправление имеет целью модернизацию педагогических технологий, ориентированныхна формирование у школьников знаний, умений и навыков. Сохраняется сложившаясяв советской школе методологическая основа деятельности, а усилия направленылишь на ее корректировку в соответствии с требованиями времени.
Второенаправление характеризуется введением личностно ориентированных образовательныхтехнологий. Этот, безусловно прогрессивный, подход связан с введением вшкольную практику зарубежных образовательных технологий, использование которыхне всегда проходит безболезненно, поскольку заимствованные модели подменяюттрадиционные, исторически сложившиеся в России формы обучения и воспитания.
Третьенаправление обращено к духовно-нравственным традициям дореволюционногоотечественного образования и воспитания.
Какпоказывает педагогическая практика, третье направление наиболее перспективно,поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национальногоопыта, с духовным обогащением общества. Между тем наследие традиционнойроссийской педагогики ни в годы секуляризованного по содержанию российскогообразования (конец XIX-начало XX вв.), ни в годы воинствующего атеизма(советская школа) не получило теоретического осмысления, поскольку фундаментомтрадиционной российской школы и традиционной российской педагогики былоправославие. Отметим, что православный подход к решению проблем образования ивоспитания предполагает прежде всего духовное осмысление жизненных явлений и следованиерелигиозным духовно-нравственным представлениям о человеке.
Обращениек опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск путейдуховного возрождения России, особенно актуально, так как общество игосударство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающихдуховно-нравственные компоненты в содержании образования. Учитывая, что процессобразования есть по природе своей процесс непрерывный от начала жизни человекадо ее завершения и происходит этот процесс в определенной культурно-историческойсреде, следует говорить об образовании и воспитании не вообще, а применительнок конкретной культурно-исторической традиции (Рубцов В.В.). Такой подходтребует сочетания государственного, народного и национального воспитания иобразования с тысячелетней православной традицией России, что является главнойнаучной педагогической проблемой последних двух веков в нашем Отечестве. Этапроблема остается нерешенной и в наше время.
Основнымисферами жизни ребенка, в которых происходит непрерывный процессдуховно-нравственного становления его личности, являются семья, Церковь ишкола. В этих сферах сложно переплетены государственные, народные, национальныеи религиозные традиции. В педагогической практике и теории достаточно полнорассмотрены проблемы духовно-нравственного становления личности в каждой изназванных сфер жизнедеятельности. На практике основные противоречия возникаютпри переходе из одной сферы в другую или при взаимодействии этих сфер.Противоречия, часто приводящие к конфликтам, возникают из-за разницы впостановке целей образовательного процесса, его содержания, используемыхметодов и так далее.
Назовемосновные противоречия, существующие как в практическом, так и в теоретическомплане:
1.Противоречие между традиционным восприятием жизни как вечной и образовательнымобеспечением только одного, земного этапа этой жизни как единственного исамоценного.
2.Противоречие между семейным воспитанием, основанным на традиционных воззренияхнарода, и проектированием образовательной среды без учета традиций семейноговоспитания.
3.Противоречие между идеализированными представлениями о человеческой природе, наоснове которых проектируются личностно-ориентированные образовательные модели,и православного взгляда на природу человека как на поврежденную первороднымгрехом и требующую исцеления прежде развития.
4.Противоречие между гуманистической (антропоцентрической) основойобразовательных систем, способствующих личностному развитию ребенка, итрадиционной (христоцентрической) для России основы образования и воспитания.
5.Противоречие между процессом психофизического развития ребенка и процессомдуховного становления, возникающее при создании образовательной среды без учетаусловий, необходимых для правильного духовного становления личности.
Причинойназванных противоречий, характерных для современной системы образования,является отсутствие теоретического обоснования процесса духовно-нравственногостановления личности как единого, неразрывно совершающегося в различных сферахжизнедеятельности. Требуемое обоснование становится возможным при рассмотренииэтого процесса как системы, с вычленением элементов этой системы. Нашиисследования позволяют утверждать, что системообразующей основойдуховно-нравственного становления личности являются религиозные воззрениянарода, а базовым элементом этой системы является семья. Это дает нам основаниесчитать православную педагогику системой духовно-нравственного становленияличности, что и определило название работы и ее цель.
Внастоящее время семья практически отчуждена от школьного образовательногопроцесса, что, по нашему мнению, является одной из главных проблем современнойпедагогики и психологии. Принято считать, что только учитель и ученик являютсясубъектами образовательной деятельности школы. Но ребенок, пришедший вобразовательное учреждение, является носителем национальных, религиозных,социальных, психологических, педагогических и других традиций и особенностейсемьи. Встречаясь с ребенком, школа встречается с семьей. Ученик не толькоюридически, но и духовно не отделим от семьи. Поэтому следует считать субъектомобразовательного процесса не ребенка, а семью. Она должна определять цели,смысл, содержание образовательного процесса, она является основным хранителемнародной традиции и основным элементом ее передачи. Семья делегирует своиполномочия школе, которая не заменяет, а помогает семье создать условия дляразвития личности школьника и его духовного становления, вводит его в миркультуры, являющейся результатом духовного творчества народа, обеспечиваетрасширение социальных контактов и его самоопределение в поле профессиональныхвозможностей. Через ребенка школа влияет на семью. Учитель и школа ответственныне только перед государством за результаты своей деятельности, а в основномответственны перед семьей. Именно семья должна быть активно вовлечена всовременное образовательное пространство.
Актуальностьисследования проблем православной педагогики как системы духовно-нравственногостановления личности связана и с изменением законодательной базы российскогообразования. В 1992 году вступил в силу Закон Российской Федерации «Обобразовании», который отозвался на духовно-исторические перемены в укладежизни народа и государства статьей 2 о принципах государственной политики вобласти образования. В январе 1996 года был подписан новый Закон «Обобразовании», в котором сформулированные прежде принципы государственнойполитики в области образования полностью сохранены. При этом два положенияполучили новую редакцию. К принципам государственной политики в первую очередьЗакон относит: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческихценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитаниегражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающейприроде, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательногопространства; защиту и развитие системой образования национальных культур,региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонациональногогосударства.
Всентябре 1997 года был подписан Закон «О свободе совести и о религиозныхобъединениях». В преамбуле Закона признается особая роль православия вистории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, и этопризнание углубляет и расширяет содержание образования, которое согласно пункту2 статьи 14 Закона «Об образовании» ориентировано на интеграциюличности в национальную и мировую культуру. Особенно это относится к предметамисторико-филологического цикла. В статье 5 говорится о праве на получение религиозногообразования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. По просьберодителей или лиц, их заменяющих, и с согласия детей, обучающихся вгосударственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрацияуказанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местногосамоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детейрелигии вне рамок образовательной программы. В Законе мы встречаем положения освободе выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать всоответствии с ними, об ответственности за оскорбление религиозных чувств.
Вавгусте 1996 года был принят Закон «О высшем и послевузовскомпрофессиональном образовании». В статье 8 в числе основных задач высшегоучебного заведения значится сохранение и приумножение нравственных, культурныхи научных ценностей общества. В статье 3 говорится о свободе педагогическогоработника высшего учебного заведения излагать учебный предмет по своемуусмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своимиметодами, а также о свободе студента получать знания согласно своим склонностями потребностям.
Законориентирует вузовскую науку на исследование духовно-нравственных традицийотечественного образования и изучение традиций, уклада жизни и формнационального опыта. Принятые законы «Об образовании» и «Овысшем и послевузовском профессиональном образовании» позволяют говоритьоб особом служении государственной системы образования, которое заключается взащите национальной духовности и культуры, а в их становлении и развитии особуюроль всегда играло православие. При этом образование рассматривается какмеханизм формирования духовно-нравственной культуры общества. Наглядно такойподход представлен в комплексной программе Центрального регионального отделенияРоссийской академии образования «Образование как механизм формированиядуховно-нравственной культуры общества», утвержденной президентом РАО А.В.Петровским по решению президиума РАО от 15.06.94. Научным руководителемпрограммы является действительный член РАО профессор В.В. Рубцов.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Отношение к смертной казни зарубежных государств России и Совета Европы
Реферат Расчеты электростатического поля
Реферат Совершенствование маркетинговой деятельности предприятия (на примере УП "НИИСА")
Реферат Смута начала 17 века
Реферат The history of Germany and tourism
Реферат Поняття, сутність та елементи інтегративної моделі використання спеціальних криміналістичних знань у кримінальному судочинстві
Реферат Реферат по делопроизводству с вопросами: "Подготовка документов к архивному хранению", "Правила оформления реквизитов №№16, 19, 20, 22", "Контракты (договоры)"
Реферат Теневая экономика и контроль функции таможенных органов
Реферат Українська мова за професійним спрямуванням
Реферат plus Essay Research Paper Introduction
Реферат Добровольческий центр социальной помощи населению по месту жительства "Ковчег"
Реферат Исторические памятники и достопримечательности Тюмени
Реферат Профессиональное выгорание: как люди справляются
Реферат Психофизиология сна
Реферат Othello Paper Essay Research Paper Othello the