Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева
Реформы начала XVIII века в области просвещения.
КXVIII веку Россия превратилась в обширное многонациональноефеодально-абсолютистское государство.
Усиленноразвивалось мануфактурное производство и особенно металлургическаяпромышленность. Международное значение страны значительно возросло иукрепилось. Но несмотря на значительные сдвиги, страна продолжала отставать отзападноевропейских государств.
Винтересах роста производительных сил и укрепления обороноспособности страныдворянское правительство Петра I осуществило различные реформы в областикультуры, науки и техники. Эти реформы прежде всего способствовали возвышениюдворянства. В армии, флоте и государственном аппарате все командные посты былизакреплены за дворянами. Много было сделано и для усиления нарождающегосясословия купцов.
Дляразвития педагогики и школы большое значение имели такие просветительныереформы, как введение гражданского алфавита и возникновение периодическойпрессы, в частности издание первой газеты «Ведомости», выпуск светскойоригинальной и переводной литературы, учреждение Академии наук. Крупнейшимсобытием культурной жизни России было открытие первых светских государственныхшкол.
Школаматематических и навигационных наук была открыта в Москве в 1701 году. Это былопервое реальное училище в Европе. Другое, открытое в 1708 году в Галле(Германия) реальное учебное заведение, называвшееся «Математическое,механическое и экономическое реальное училище», было частным, имело малоучеников (12 человек) и просуществовало всего несколько лет.
Московскаяшкола, функционировавшая в течение первой половины XVIII века, былагосударственной, в ней обучалось ежегодно не менее 200, а иногда до 500учащихся.
Вучебный план школы входили математика (арифметика, алгебра, геометрия,тригонометрия), астрономия, географические сведения и специальные науки:геодезия, мореплавание и другие светские науки. Являясьпрофессионально-техническим учебным заведением широкого профиля, школавыпускала специалистов разных профессий.
Сюдапринимали учащихся, «добровольно хотящих, других же паче, со принуждением». Впринудительном порядке зачислялись дворянские дети, не желавшие учитьсявследствие косности, привычки к праздности, порождаемой у правящего сословиякрепостным строем. Большое количество учащихся принадлежало к «низшим»сословиям (дети дьяков, подьячих, посадских и солдат), заинтересованным вполучении образования и технической специальности.
Дляработы в этой школе были приглашены из Англии профессор Форварсон и двапреподавателя. Но в ней основным учителем был Леонтий Филиппович Магницкий(1669—1739), образованный математик и прекрасный педагог, отдавший школе всесвои силы и способности.
Былисозданы учебные пособия, среди которых особо важную роль играла книга Л. Ф.Магницкого «Арифметика, сиречь наука числительная» (1703). В 1715 году морскиеклассы школы математических и навигационных наук были переведены в Петербург,где на их основе открылась Морская академия.
Вшколе не было установлено определенных сроков обучения. По мере усвоения однойнауки учащиеся в индивидуальном порядке переходили к изучению другой и, такимобразом, выпускались из нее в разное время в зависимости от личных успехов, аиногда по требованию различных ведомств.
Поокончании этой школы ее воспитанники направлялись в разные отрасли хозяйства,управления, культуры и науки, а некоторые учителями открываемых училищ.Дворянские дети могли продолжать образование в Морской академии, в которуюиногда попадали из «низшего чина» люди, отличившиеся в Московской школе своимиспособностями и усердием. Многие питомцы школы принимали самое активное участиев экспедициях, организуемых Академией наук для изучения России.
Специальные и общеобразовательные школы.
Впериод царствования Петра I были открыты артиллерийские школы в Петербурге, вМоскве и других крупных городах, навигацкие школы — в портовых городах, а такжехирургическая, инженерная и «разноязычная» школы в Москве.
Вначале XVIII века были созданы первые металлургические заводы по разработкеуральской руды, которым нужны были специалисты горнорудного дела.
В1721 году на Урале создается первая горнозаводская школа под руководствомрусского ученого и государственного деятеля В. Н. Татищева, который в то времяуправлял уральскими горными заводами. Позже при всех уральских государственныхзаводах были открыты арифметические школы, на некоторых — горнозаводские школы,в Екатеринбурге—Центральная школа, руководившая всеми арифметическими игорнозаводскими школами Урала. Эти школы умело сочетали общеобразовательную испециальную подготовку учащихся.
Вначале XVIII века была сделана попытка создать государственныеобщеобразовательные школы. В 1714 году был разослан указ по всем церковнымепархиям об открытии цифирных училищ для обучения грамоте, письму и арифметике,а также элементарным сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии. В 1718году было открыто 42 цифирных училища, в них, так же как и в школематематических и навигацких наук, зачислялись не только добровольно, но ипринудительно дети всех сословий, за исключением крепостных крестьян.
Нарядус организацией светских школ была проведена реформа духовного образования:созданы начальные архирейские школы и духовные семинарии, имевшие довольноширокую общеобразовательную программу. В них обучались иногда и дети податногонаселения. Крепостное крестьянство было лишено возможности получать образованиев государственных школах. Только редкие одиночки из народа учились у дьячков идомашних учителей церковной грамоте.
Привсей своей классовой ограниченности реформы оказали большое влияние на развитиепросвещения и школы.
В1725 году, уже после смерти Петра I, в Петербурге была открыта Академия наук.Еще при его жизни, в 1724 году, был опубликован Устав Академии, приглашены изЗападной Европы крупные ученые, заказано оборудование, проведены другиемероприятия по организации Академии. При Академии были открыты университет игимназия, в которых иностранные ученые должны были готовить русских ученых испециалистов.
ВАкадемии наук не было представлено богословие, и вся ее работа носила светскийхарактер. В ее стенах совместно трудились крупнейшие иностранные ученые (Эйлер,братья Бернулли, Гмелин, Паллас и др.) и русские люди, получившие теперьвозможность проявить себя в области научного исследования. Это были главнымобразом выходцы из демократических слоев населения. Первое место среди них поправу принадлежит М. В. Ломоносову.
М. В. Ломоносов и его значение для развития русскойпедагогики и школы.
Изумительнаяразносторонняя деятельность великого сына русского народа М. В. Ломоносовавдохновлялась его страстным патриотическим стремлением сделать свою любимуюродину могучей, богатой и просвещенной.
МихаилВасильевич Ломоносов (1711—1765), сын крестьянина-помора, учился сначала у себяв селе близ Холмогор у домашних учителей по учебникам Смотрицкого и Магницкого.Девятнадцати лет он пешком пришел в Москву и, скрыв свое крестьянскоепроисхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, откуда былкомандирован как один из лучших учеников в академическую гимназию в Петербург.В 1736 году был направлен для продолжения образования за границу, где учился укрупнейших ученых.
В1741 году Ломоносов становится адъюнктом Петербургской Академии наук, затем в1745 году — профессором химии, а в дальнейшем — академиком. Его деятельностьбыла исключительно разносторонней и эффективной; он создал ряд новых отраслей науки.«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносовобнял все отрасли просвещения… Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог,Художник и Стихотворец — он все испытал и все проник», — писал А. С. Пушкин.
Ломоносовявился создателем русской классической философии, основоположником философскогоматериализма, научного естествознания. Он открыл всеобщий закон природы — законсохранения материи и движения, который лежит в основе естествознания.
Сименем Ломоносова связано создание русской грамматики и формирование в Россиилитературного языка, что имело огромное значение для дальнейшего развитиялитературы, поэзии, искусства. Ломоносов обогатил лексику русского языканаучными терминами, первый из академиков читал лекции по физике и писал научныетруды на русском языке.
Ломоносоввел непримиримую борьбу с теми реакционными учеными, которые тормозили развитиерусской науки и подготовку «ученых россиян», пользуясь поддержкой придворныхневежд, действовавших в корыстных целях. Он с возмущением говорил о том, чтокрестьянам закрывают доступ в учебные заведения, всемерно добивался организациив России бессословной школы.
Впатриотической борьбе Ломоносова за развитие русской науки большое местозанимала его педагогическая деятельность в университете и гимназии при Академиинаук.
Возглавляяс 1758 года эти учебные заведения, Ломоносов определил общие правила работыгимназии и университета, разработал учебный план гимназии и распорядок учебнойработы университета, установил принципы и методы обучения в этих учебныхзаведениях. В составленном им в 1758 году «Регламенте академической гимназии»Ломоносов отстаивал мысль об общеобразовательном и бессословном характересредней школы.
Длягимназии и университета он создал ряд учебников. В 1748 году им была написана«Риторика», в 1755 году — «Российская грамматика», которые в течение 50 летбыли лучшими учебными руководствами русской общеобразовательной школы. В нихнашло свое применение передовое учение Ломоносова о языке и литературе, вкоторых, по его мнению, отражаются реальные отношения действительности.Ломоносов написал книгу по истории. В переведенном им учебнике«Экспериментальная физика» явления природы объяснялись в духе философскогоматериализма. В этой книге впервые было дано не догматическое изложениефизических законов, а описание физических опытов, подводящих учащихся кпониманию законов физики.
Ломоносовпринял самое активное участие в создании Московского университета.
Закрытые сословно-дворянские учебные заведения.
Мероприятиягосударства в области экономики, политики и культуры, осуществленные в XVIIIвеке, способствовали возвышению дворянства. Дворянство превращается в правящеесословие, оно пользуется большими привилегиями. Для дворян начиная с 1731 годасоздаются особые военные школы — кадетские корпуса, в которых дворянские детиподготовлялись к военной службе в офицерских чинах.
Перваязакрытая сословно-дворянская школа — Сухопутный шляхетский корпус — былаоткрыта в 1731 году в Петербурге. По его образцу строились все кадетские корпуса.В этих школах наряду со специальной военной подготовкой дети дворян получалиширокое общее образование и «светское» воспитание.
Вкадетском корпусе было четыре класса. В каждом из них обучение продолжалось отдвух до четырех лет. Общий срок обучения составлял в среднем 10—12 лет. Счетклассам велся в обратном порядке, т. е. первый класс считался четвертым, авыпускной — первым.
Впервых двух классах (четвертом и третьем) изучались общеобразовательныепредметы: словесность, математика, история и география, а в старших классах —специальные. Кроме того, в корпусе уделялось большое внимание верховой езде,фехтованию, танцам и музыке, выработке у дворянских детей хороших манер, умениявести себя в «высшем обществе», в «свете».
Определениебудущей профессии производилось не в принудительном порядке, как это имеломесто в государственных школах, открытых при Петре I, а в зависимости отсклонностей и желаний самих воспитанников, которые могли специализироваться вобласти гражданской или военной службы.
Создаваядля своих детей закрытые учебные заведения, дворяне использовали достижениясовременной педагогики. Обращалось большое внимание на физическое иэстетическое воспитание учащихся, применялись гуманные методы обучения. Прикадетском корпусе имелись хорошо составленная библиотека, свой театр, средиучащихся было широко развито стихотворное творчество, ими издавался журнал,проводились вечера, различные увеселения, прогулки и т. п.
Всвязи с усилением сословно-дворянской политики образование в этих школах приобретаетк середине XVIII века ярко выраженный сословный характер.
В1752 году Морская академия переименовывается в Морской кадетский корпус —замкнутую сословно-дворянскую школу. Существовавшие в Петербурге артиллерийскаяи инженерная школы превращаются в Артиллерийский и Инженерный дворянскиекорпуса.
ВПетербурге и Москве открываются иностранные пансионы — частныевоспитательно-образовательные заведения. В помещичьи усадьбы приглашаются из-заграницы, особенно из Франции, воспитатели и гувернеры, обучающие дворянскихдетей французскому языку и светским манерам.
Длядетей духовенства организуются духовные школы. Для низших слоев населенияпредназначаются особые школы; так, несколько уцелевших к тому времени цифирныхучилищ преобразуется в гарнизонные школы, где обучаются солдатские дети.
Сложившаясяв России к середине XVIII века сословная система образования отличаласьследующими характерными чертами: каждое учебное заведение предназначалось дляопределенного сословия, программы школ для разных сословий были различными. Вто время как дворянские школы процветали, школы для других сословий влачилижалкое существование.
Московский университет и его влияние на развитиепедагогики и школы.
Ковторой половине XVIII века появилась немногочисленная русская интеллигенция —прогрессивные ученые, группировавшиеся вокруг М. В. Ломоносова. Как важнейшаяпроблема тогда выдвигалась задача создания центра отечественной науки, которыйготовил бы кадры ученых из «природных россиян». Ломоносов доказывал, что новыйцентр науки необходимо организовать в Москве, которая и после основанияПетербурга продолжала оставаться экономическим, культурным и общественнымцентром русской жизни. В апреле 1755 года при самом ближайшем участии М. В.Ломоносова был открыт в Москве университет в составе трех факультетов:юридического, философского и медицинского. В отличие от западноевропейскихуниверситетов он не имел богословского факультета. Структура и направлениеработы каждого факультета обеспечивали интересы развития наук природоведческих(особенно физики) и общественных (словесности и истории). На медицинскомфакультете должны были изучаться естественные науки «во всем их пространстве»,а в состав философского факультета входили историко-филологические кафедры.Московский университет стал центром светского образования.
Заботясьо том, чтобы ученые могли заниматься научными исследованиями, М. В. Ломоносовпредусмотрел создание при университете различных вспомогательных учреждений(физического кабинета, анатомического театра и т.д.).
Приуниверситете были открыты две гимназии. В соответствии с устоямисамодержавно-крепостнического строя и сословными воззрениями дворянства назадачи и формы образования одна гимназия предназначалась для дворян и вторая —для разных чинов людей, кроме крепостных крестьян. Мечты гениального Ломоносовао разрешении крестьянам получать образование в университете не осуществились.
Вгимназии изучались языки российский, латинский и один из иностранных,словесность, математика и история. Важно отметить, что среднее образованиеначиналось в университетской гимназии с изучения отечественного языка.
Наоснове опыта этой гимназии по инициативе профессоров Московского университетабыла открыта в 1758 году в Казани гимназия, готовившая к поступлению вуниверситет. В течение 30 лет Московский университет обеспечивал эту гимназиюпреподавателями, учебниками, учебными пособиями и оборудованием. В 1804 году набазе этой гимназии был открыт Казанский университет, в который позднее поступилВ. И. Ленин.
Великазаслуга М. В. Ломоносова в создании Московского университета и университетскойгимназии, оставивших глубокий след в истории развития науки, просвещения икультуры в России.
ПриМосковском университете работала школа известного русского архитектораКазакова, ставившая своей задачей подготовку зодчих и строителей из «природныхроссиян». Другой крупнейший русский архитектор, Баженов, сам окончившийМосковский университет, тоже открыл школу, в которой обучались талантливыеразночинцы и вольноотпущенники из крепостных. Огромный вклад в дело русскогопросвещения в XVIII веке сделан профессорами и преподавателями Московскогоуниверситета и гимназии. Например, профессора Аничков, Барсов, Двигубский идругие создавали учебники, воспитанниками московской гимназии и университетабыли профессора Афонин, Карамышев (защитившие диссертации у знаменитогоестествоиспытателя К. Линнея), профессора Перевощиков и Десницкий (защитившиедиссертации у Адама Смита), писатели-просветители Фонвизин и Новиков и многиедругие виднейшие деятели отечественной науки и просвещения.
Профессораи преподаватели университета, ученики и последователи Ломоносова многозанимались вопросами воспитания. В своих речах на университетских актах этиученые освещали важнейшие педагогические вопросы. Они занимались разработкойметодики обучения и создали очень ценное оригинальное пособие, котороесодержало указания, как обучать отдельным предметам (истории, математике ит.д.). Это пособие было издано в 1771 году на русском, латинском, немецком ифранцузском языках под названием «Способ учения подготовляющегося куниверситету».
В1779 году при университете была открыта первая учительская семинария в России,которая готовила учителей для Московской и Казанской гимназий, а также дляпансионов.
Приуниверситете на протяжении второй половины XVIII века работало много различныхлитературных и научных обществ. Большую роль в развитии школьного обученияиграло «Типографическое общество», в котором большую роль сыграл видныйписатель-сатирик и просветитель — педагог Н. И. Новиков. Общество собиралопожертвования на организацию книжных лавок, местных типографий и библиотек впровинциальных городах, а также издавало много учебной литературы для школ идомашнего обучения.
Вдеятельности типографии при Московском университете и литературных обществбольшое место занимали переводы лучших зарубежных педагогических трудов. Так,был переведен на русский язык учебник Коменского «Мир чувственных вещей вкартинках» и другие его произведения, трактат Локка «Мысли о воспитании», книгаРуссо «Эмиль, или О воспитании» (последняя была запрещена Екатериной II кпродаже).
Послекрестьянской войны под водительством Пугачева правительство закрыло всеобщества Московского университета, некоторые деятели этих обществ былиарестованы, заключены в крепость, а затем сосланы. Несмотря на все гонения,Московский университет и его прогрессивные деятели продолжали оказывать влияниена развитие культуры, просвещения, школы и педагогической мысли России.
Педагогическая деятельность И. И. Бецкого.
Вовторой половине XVIII века жестокая эксплуатация помещиками крепостных крестьянбыла доведена до крайних пределов. Усилилась классовая борьба между крестьянамии помещиками, вспыхнула грозная крестьянская война.
ЕкатеринаII начала в 1762 году свое царствование с обещаний улучшить государственныезаконы и положения различных сословий. Она состояла в переписке с французскимипросветителями, которых лицемерно приглашала участвовать в разработке иосуществлении проектов организации народного образования, обещала улучшитьвоспитание и школы. Для этой цели был привлечен Иван Иванович Бецкой(1704—1795), который много лет провел во Франции, встречался с французскимипросветителями, знакомился с учреждениями просветительного характера. В 1763году в Москве по его инициативе открылся воспитательный дом с госпиталем дляродильниц. Позже был создан Петербургский воспитательный дом и воспитательныедома в провинциальных городах.
И.И. Бецкой представил Екатерине доклад об общей реорганизации в России делавоспитания детей. Доклад был опубликован в 1764 году под названием «Генеральноеучреждение о воспитании обоего пола юношества» и получил силу закона. В немговорилось о необходимости воспитать в России «новую породу людей» из всехсословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных, учреждений,в которых дети должны пребывать с 5—6 лет до 18-летнего возраста. Все это времяони должны быть изолированы от окружающей жизни, чтобы не подвергаться«развращающему» влиянию простых людей.
Бецкойизменил постановку учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах игимназиях, удлинил в них сроки пребывания воспитанников, открыл новыевоспитательно-образовательные учреждения для разных сословий, кроме крепостныхкрестьян, а именно: училище при Академии художеств и Коммерческое училище длямальчиков, Смольный институт благородных девиц в Петербурге для дворянок сотделением для девочек из мещан.
Бецкой,как все просветители XVIII века, очень высоко ставил роль воспитания вобщественной жизни, говорил, что «корень всему злу и добру — воспитание». Онрассчитывал создать путем воспитания «новую породу людей» — образованныхдворян, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлятьгосударством, а также разночинцев — «третий чин людей», которые занимались быпромышленностью, торговлей, ремеслом. Он также надеялся, что эти новые людипередадут привитые им взгляды и привычки своим детям, те в свою очередь —будущим поколениям, и так постепенно изменятся нравственность и поступки людей,а следовательно, улучшится общество. Он предлагал провести общественныепреобразования, но с обязательным сохранением в неприкосновенностикрепостнического строя.
Бецкойсчитал главными средствами нравственного воспитания внушение «страха божия»,изоляцию детей от окружающей среды, положительные примеры. Он предлагал взакрытых воспитательных учреждениях поддерживать в детях склонность ктрудолюбию, создавать у них привычку избегать праздности, быть учтивыми,сострадательными к бедности и несчастью.
Бецкойпридавал большое значение физическому воспитанию, главными средствами которогосчитал чистый воздух, а также «увеселение невинными забавами и играми». Касаясьвопросов умственного воспитания, он указывал, что процесс учения должен бытьприятным для детей, проводиться без принуждения, опираться на детскиесклонности, рекомендовал учить юношество «больше от смотрения и слышания,нежели от твержения уроков», предупреждал, что принуждение детей к учению можетпривести к притуплению детских способностей, категорически настаивал назапрещении физических наказаний. В «Генеральном плане Московского дома»говорилось по этому поводу: «Единажды навсегда ввести закон и строго утверждать— никогда и ни за что не бить детей».
Сторонникженского образования, Бецкой признавал важную роль женщин в деле воспитаниядетей, особенно раннего возраста, говорил о необходимости создания в обществеуважения к женщине, как матери и воспитательнице. Он сыграл большую роль воткрытии первого женского воспитательно-образовательного учреждения — Институтаблагородных девиц (Смольный институт). Однако во взглядах Бецкого отчетливовыступает печать классовой, дворянской ограниченности: в его требовании«вкоренить» в сердца детей «страх божий», в иллюзорной вере, что посредствомвоспитания можно улучшить крепостнический строй, в стремлении изолировать детейот окружающей действительности и организовать сословную систему воспитания, вкоторой каждому сословию доступны только определенные школы, а крепостные людилишены возможности учиться.
Создание училищ в городах. Деятельность Ф. И. Янковича.
Подъемэкономического развития России, рост городов и увеличение городского населения,поставленная крепостниками после разгрома крестьянской войны задача усиления наместах государственного аппарата (повсеместное учреждение в 1775 году губерний)заставляли правительство заняться делом организации школ длянепривилегированного городского населения.
В1782 году была создана в Петербурге Комиссия народных училищ —правительственно-бюрократический орган, в который не были введены виднейшиедеятели русской культуры того времени. Самым деятельным членом этой комиссиистал серб Федор Иванович Янкович (1741—1814), приглашенный из Австро-Венгрии порекомендации австрийского императора. Янкович был крупным дидактом,последователем идей Коменского.
В1786 году правительством был опубликован подготовленный комиссией «Уставнародным училищам в Российской империи», согласно которому в городахразрешалось открывать малые (с двухлетним курсом) и главные (с пятилетнимкурсом обучения в составе четырех классов, последний класс был двухгодичным)народные училища.
Вучебный план главных училищ включались следующие предметы: чтение, письмо,счет, краткий катехизис, священная история, чистописание, рисование,арифметика, история (всеобщая и русская), география, грамматика, геометрия,механика, физика, естественная история, архитектура. При главных училищахрекомендовалось открывать библиотеки, а также учебные кабинеты, в которыхдолжны быть наглядные пособия по естественной истории, математике, физике.
Вуездных городах открывались малые училища, в которых изучались учебные предметыпервых классов главных училищ.
Учебникомдля школьников считалась «Книга о должностях человека и гражданина», в которойобъяснялись детям их обязанности по отношению к богу, царю, людям в духе самодержавно-крепостническойидеологии. Материальное снабжение и руководство народными училищами быловозложено на приказы общественного призрения, во главе которых стояли чиновникигубернии, а не педагогическая администрация. Школы были отданы в ведение местныхвластей, которые не были заинтересованы в их развитии, не знали педагогики,видели в учителях мелких чиновников и третировали их.
Кконцу XVIII века в России открылось 315 малых и главных училищ с общимколичеством учащихся около 20000 человек; в них работало 790 учителей. Длятакой огромной страны, как Россия, это число школ и учащихся было, конечно,крайне недостаточно.
Учебнаяработа во вновь созданных училищах проводилась на основе принципов и методов,разработанных Янковичем совместно с русскими учеными, принявшими активноеучастие в работе Петербургского главного народного училища. Оно было открыто в1782 году и фактически выполняло роль учительской семинарии, подготовлявшейучителей для будущих народных училищ. Деятели Академии наук и Московского университетасоздали учебники по всем предметам, входившим в учебный план народных училищ.Был написан серьезный дидактический трактат «Руководство учителям народныхучилищ». В этой книге давались указания по всем вопросам учебно-воспитательнойработы школы, рекомендовалась классно-урочная организация учебной работы вместоиндивидуальной системы обучения.
Рекомендовалисьтакие методы:
Совокупное,или коллективное, чтение. В классе должна читаться учителем или вызванным имучеником учебная книга, которую имеют все ученики.
Совокупноенаставление, т. е. объяснение учителем трудных мест учебной книги, читаемой вклассе и изучаемой учащимися дома.
Таблицы,т. е. составление планов, тезисов, конспектирование текста учебника.
Изображениеначальными буквами. Изображение на доске или в тетради определения или правиланачальными буквами тех слов, которые составляли это правило. Это былмнемонический прием, облегчающий запоминание.
Вопрошение,т. е. опрос учащихся; при этом учителю рекомендовалось, опрашивая учеников, выяснить,поняли ли они его объяснения.
В«Руководстве» говорилось, что учитель должен обращаться не столько к памятиучащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания.Однако разработанные методы были рассчитаны все же главным образом назапоминание текста учебника. Над текстом в классе проводилась большая работа,облегчавшая усвоение учебника. В этом несомненная ценность рекомендованныхприемов преподавания.
Внародных училищах должны были проводиться два раза в год испытания: в серединеучебного года — частные испытания учеников в присутствии учителей другихклассов, а в конце учебного года — публичные испытания в присутствии большогоколичества приглашенных лиц и гостей из дворянства, купечества, духовенства ичиновников города. Публичные испытания проводились в торжественной обстановке:учителя должны были говорить приветственные речи, в которых пропагандировалосьзначение науки и государственного обучения. Ученики декламировали стихи. Гостиимели право задавать ученикам вопросы в соответствии с программой испытаний.
«Руководствоучителям» считалось официальной дидактикой, учителям предписывалось строговыполнять все рекомендации этой книги, не отступая от них ни в чем.
Яркимипредставителями педагогической мысли России были во второй половине XVIII векавыразители антикрепостнических настроений Г. С. Сковорода, Н. И. Новиков ивыдающийся представитель русского революционного просветительства А. Н.Радищев.
Педагогические взгляды Г. С. Сковороды.
Выдающийсяукраинский философ, демократ и просветитель Григорий Саввич Сковорода(1722—1794) был бесстрашным обличителем официальной религии и мертвой церковнойсхоластики. Хотя его мировоззрение в целом было идеалистическим, в его взглядахимелось много материалистических элементов, которые роднят его с М. В.Ломоносовым. Г. С. Сковорода полагал, что «природа является всему началом, чтоона безгранична в пространстве и времени, не имеет ни начала, ни конца».Сковорода отрицал врожденные идеи, считал источником знаний окружающий мир. Он подвергрезкой критике господствующие представления о воспитании. Одним из важнейшихположений, которое он отстаивал, является утверждение о способности простогонарода к самостоятельному педагогическому творчеству, о вреде механическогозаимствования чужеземных теорий.
Впритче «Благодарный Еродий» он высмеивает стремление украинского дворянствамеханически подражать французам и немцам, рассказывает об обезьяне, котораядает своим детям особое, не такое, как у простого народа, а «благородное»воспитание. Это воспитание осуществляется французскими учителями, обучающимимартышек говорить по-французски, петь, играть, танцевать, владеть светскимиманерами, с тем чтобы они могли попасть в придворные к марокканскому владельцу.
Впротивовес мартышке, которая по-обезьяньи подражает вкусам и требованияммарокканских властелинов (т. е. русских дворян), Скворода выводит простого,по-настоящему благородного аиста Еродия. Воспитывая своих детей, он стараетсяспасти их от спеси, праздности, безнравственности, эгоизма.
Сковородавыступил, как и Руссо, с требованием природосообразного воспитания, однако несчитал первобытное состояние людей идеальной формой общественной жизни, неидеализировал детской природы и не требовал удаления детей от общества на лоноприроды. Его мысль о необходимости строить воспитание в соответствии сприродными особенностями детей имела положительное социальное содержание. Онтребовал, чтобы людей предназначали к той или иной деятельности в соответствиис их способностями и интересами, а не в зависимости от их социальнойпринадлежности и положения в обществе.
Сковородасчитал, что воспитатель должен руководить воспитанием, а природные задаткидетей следует развивать путем упражнений и деятельности. В притче «БлагодарныйЕродий» аист говорит обезьяне: «Отец родил мне крыла, а я сам научился летать.Он вродил мне благое сердце, я же самовольно навыкаю».
Большоезначение в деле нравственного совершенствования человека Сковорода придавалтрудовому воспитанию. Он выдвинул передовые дидактические требования, настаивална том, чтобы ученики понимали изучаемый материал, самостоятельно егопродумывали.
Сковородасчитал необходимым дать образование всем детям и был сторонником равногообразования для мужчин и женщин.
Педагогическая деятельность и взгляды Н. И. Новикова.
Известныйпросветитель-педагог второй половины XVIII века Николай Иванович Новиков(1744—1818) воспитывался в Московском университете, где формировалось егомировоззрение а затем развернулась просветительская деятельность. Новиковвозглавил общественное движение по организации независимых от царской властинародных училищ, направляя общественную инициативу на создание школ длянепривилегированного населения. Он стремился помочь домашним учителям правильнопоставить обучение детей и издал много учебной литературы: азбук, букварей,учебников по различным предметам. Новиков был создателем и редактором первого вРоссии детского журнала «Детское чтение для сердца и разума», издание которогозатем передал известному историку и писателю Н. М. Карамзину. Об этом журналеочень положительно впоследствии отзывался В. Г. Белинский. В своих сатирическихжурналах «Трутень», «Живописец» и других изданиях Новиков помещал статьи напедагогические темы, привлекая общественное внимание к вопросам воспитания.
Всяпросветительская деятельность Новикова была проникнута ненавистью ксамодержавию, к крепостническому режиму и всем его порождениям, в том числе ккрепостнической системе воспитания. Однако борьбу против рабства, деспотизма ипроизвола он вел с просветительских позиций. В просвещении Новиков виделглавное средство разрешения социальных вопросов. «Причина всех заблужденийчеловеческих есть невежество, а совершенства — знание»,— говорил он.
Новиковпризывал к нравственному совершенствованию людей, полагая, что они станутдобродетельными, если будут просвещенными и образованными, стремился примиритьнауку с религией и видел в религиозном воспитании составную часть нравственноговоспитания детей и юношества. Но Новиков не был защитником официальной религиии господствующей церкви. Он являлся поборником веротерпимости, критиковалправославное духовенство, выдвигал антиклерикальные идеи, высказалпредположение, что развитие мира совершается по своим естественным законам.
Цельвоспитания, по его мнению, заключается в формировании активной добродетельнойличности, направляющей свою деятельность на то, чтобы приносить пользуотечеству и своим согражданам.
Всякийчеловек тем полезнее бывает государству, чем просвещеннее его разум, и Новиковнастаивал на том, чтобы дать детям широкое и разностороннее умственноеобразование. Он считал, что образование должно не только обогащать разум детейновыми знаниями, но и развивать их способность мыслить. «Разум их должен бытьне только упражняем и обогащаем разными познаниями, но и так упражняем, чтобыони мало-помалу приобретали способность исследовать и разбирать то, что онизнать желают, удобно отличать истинное от ложного».
Руководствуясьидеей народности воспитания, которая занимает большое место во всей егопедагогической системе, Новиков считал, что детям необходимо прежде всегоизучить родной язык и словесность, историю и географию своей страны. Всодержание обучения он включал «элементарные основания» как гуманитарных, так иточных наук, а также знания о природе.
Новиковсчитал, что детям надо изучать мир растений и животных, знакомиться с трудовойдеятельностью людей и с трудовыми процессами. В то время как в дворянскойРоссии подрастающему поколению внушали презрение к простым людям, занятымфизическим трудом, он открыто призывал воспитателей прививать детям уважение ктруженикам. «Водите их в домы и житницы крестьянина, в работные дома художникови рукодельцев, показывайте им там, как обрабатываются многоразличные богатстваземли, как приготовляются они к употреблению для пользы и удовольствиячеловеков, научайте их знать главнейшие орудия, к тому употребляемые, ипочитать надлежащим образом тем занимающихся».
Вобласти нравственного воспитания Новиков сделал также много ценных предложений.Он считал необходимым любить и уважать детей, воспитывать их на положительныхпримерах, заставлять их вдумываться в мотивы своих поступков, постоянноупражняться в нравственных действиях. Новиков решительно выступал противфизических наказаний. Он указывал, что сознание детей следует обогатить правильнымиморальными представлениями и прежде всего «впечатлевать глубоко натуральноеравенство человеков», призывал развивать у детей любовь к людям вне зависимостиот их состояния, религии, национальности, положения в обществе. Чтобы вызвать удетей сострадание и уважение к бедным и обездоленным, советовал «водить их впечальные, но поучительные жилища бедных, больных и умирающих», показывать им,как трудно достается хлеб больным и нуждающимся.
Оченьважно воспитывать у детей любовь к правде и твердое намерение отстаиватьистину, с ранних лет приучать детей к полезному труду.
Вжурнале «Прибавление к Московским ведомостям» Новиков напечатал замечательнуюстатью «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезныхзнаний и всеобщего благополучия». Это важнейший педагогический труд своеговремени, в котором рассматриваются вопросы физического, нравственного иумственного воспитания. Автор призывал в нем к разработке педагогики как теориивоспитания, утверждал, что есть уже «довольно материалов для сия науки, которуюможно назвать педагогикой», стремился ознакомить широкий круг читателей егоизданий, родителей и воспитателей с уже имеющимися в педагогике сведениями отом, как следует воспитывать детей. Деятельность и взгляды Новикова оказалибольшое влияние на формирование мировоззрения передовых людей России, вчастности А. Н. Радищева.
Выдающийся революционный просветитель А. Н. Радищев.
Крупнейшимпредставителем прогрессивной педагогической мысли России второй половины XVIIIвека является зачинатель русского революционного движения Александр НиколаевичРадищев (1749—1802). В период усиления крепостничества, беспощаднойэксплуатации народа он смело и мужественно встал на его защиту.
«Твердостьв предприятиях, неутомимость в исполнении суть качества, отличающие народроссийский… О народ, к величию и славе рожденный!» — восклицает Радищев. Онодин из немногих передовых русских дворян поднялся в XVIII веке до пониманиянеобходимости революционной борьбы с самодержавием. Революционер Радищев внимательноизучал опыт крестьянской войны под водительством Пугачева, разрабатывал теориюнародной революции.
Веряв то, что народные массы сами изменят к лучшему общественный строй России,Радищев предвидел наступление того времени, когда не будет эксплуататоров ивласть возьмут в свои руки трудящиеся. «Не мечта сие, — пророчески предсказывалон, — но взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущеескрывающую; я зрю сквозь целое столетие!»
Онопирался на научные открытия Ломоносова, перед которым преклонялся, считая еговзгляды вершиной научной мысли XVIII века. Он развивал передовые положениярусского философского материализма во взглядах на природу, происхождениечеловека и его сознания. Радищев признавал наличие внешнего мира, егоматериальность, познаваемость, а официальную церковную идеологию и масонскиеучения называл мистическими бреднями, напоминающими прежние времена схоластики.
Следует,однако, отметить, что в своем основном философском трактате «О человеке, о егосмертности и бессмертии» Радищев все же колебался между утверждением церкви обессмертии души и наукой, не признающей загробной жизни.
Историческаяограниченность взглядов Радищева, как и всех представителей материалистическойфилософии XVIII века, сказалась в том, что он давал идеалистическое объяснениезаконов общественного развития. Однако, как уже указывалось выше, он поднялсядо признания необходимости самой активной революционной борьбы за новый строй.
Педагогическиевзгляды А. Н. Радищева отражают сильные и слабые стороны его материализма иреволюционно-просветительских воззрений. Он рассматривал человека какматериальное существо — часть природы. Выступая противрелигиозно-идеалистического взгляда на человека, Радищев говорил: «Мы неунижаем человека, находя сходственности в его сложении с другими тварями,показуя, что он в существенности следует одинаковым с ними законам...» Онуказывал на связь между физическим и умственным развитием человека; по егословам, «развержение сил умственных в человеке следует во всем силам телесным».
Основнойзадачей воспитания Радищев считал формирование человека, обладающегогражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всегосвое отечество. В отличие от многих современных ему мыслителей он полагал, чтонастоящим патриотом может быть только человек, способный активно бороться ссамодержавием за благо угнетенного народа. Эти возвышенные мысли он изложил всвоем замечательном сочинении «Беседа о том, что есть сын Отечества».
Всвоем основном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» он рисовалтяжелую картину страданий, которым подвергают помещики крестьянских детей. «Осолнце, — восклицал Радищев, — лучами щедрот своих озаряющее, призри на сихнесчастных». Он указывал, что крепостнический строй препятствует духовномуразвитию крестьянских детей, глушит их природные способности, притупляет ихсообразительность, требовал воспитания для всех детей вне зависимости от ихсословного положения и считал, что одним «из величайших пунктов конституциигосударства является воспитание, как общественное, так и частное». Государствообязано позаботиться о том, чтобы подрастающие поколения получили надлежащеевоспитание, которое бы помогло развить силы ребенка и сделать его настоящимпатриотом, истинным сыном Отечества.
Радищеввыступал против слепого подчинения детей воле родителей. Он указывал, чтовзаимоотношения родителей с детьми не их частное, а глубоко общественное дело.«Если отец в сыне своем видит своего раба, а власть свою ищет взаконоположении, если сын почитает отца наследия ради, то какое благо из тогообществу? Или еще один невольник в прибавок ко многим другим, или змея запазухой...» Радищев считал, что отношения родителей к детям должны бытьоснованы на взаимном уважении, любви, разумной требовательности; в этом одинаковозаинтересованы все общество и каждый отдельный гражданин.
Большоеместо в воспитании «истинного сына Отечества» Радищев отводил процессуовладения знаниями, умственному развитию. Вместе со всеми передовыми людьмисвоего времени он решительно настаивал на том, чтобы отечественный язык сталязыком науки и образования. В этом видел необходимое условие, обеспечивающееразвитие в России науки, а также демократизацию просвещения. Он выдвигалобширную программу образования, в которую должны были входить знания обобществе и природе.
Радищеввысоко оценивал взгляды французских просветителей, но в то же время подвергобстоятельной критике их теории о взаимоотношении человека с обществом.Возражая Руссо, который утверждал, что потеря человеком свободы и возникновениенеравенства людей есть результат их общественного объединения, он указывал, чтов первобытном состоянии люди были «немощны, дебелы, расслаблены» и, толькообъединившись в общество, стали сильными. Радищев категорически заявлял:«Человек рожден для общежития...» «Да, человеки не разыдутся, как звери». Онсчитал человека существом социальным, которое развивается в обществе, черпаетсвои силы в общественном союзе, нуждается для своего формирования в общении слюдьми.
Радищевкритиковал индивидуалистическую концепцию воспитания Руссо, едко высмеивал егопоклонников, указывал на несообразность их воспитательных средств и методов,«эмилеподобных представлений по лесам, лугам и нивам», возражал противидеализации детской природы. В то же время он призывал считаться с природнымиособенностями детей. «Признавая силу воспитания, мы силу природы не отъемлем, —писал он, — воспитание, от нее зависящее, или развержение сил останется во всейсиле, но от человека зависеть будет учение употреблению оных, чему способствоватьбудут всегда в разных степенях обстоятельства и все нас окружающее».
Главноев формировании человека, по Радищеву, не его природные данные, а обстоятельстважизни, все те социальные факторы, которые окружают человека.
Критикуязакрытые, изолированные от окружающей жизни воспитательно-образовательныеучреждения, Радищев указывал на необходимость такой организации воспитания,которая помогала бы «наклонять человека к обществу». Он считал, что в условияхизолированного от общества воспитания нельзя сформировать человека собщественными стремлениями, интересами и наклонностями. В своих произведениях«Житие Федора Васильевича Ушакова», «Путешествие из Петербурга в Москву» онотмечал, что в формировании «истинных сынов Отечества» огромную роль играет их повседневноеучастие в борьбе с деспотизмом, насилием, несправедливостью.
Радищевстоял в ряду лучших мыслителей своего времени. Он оказал несомненное влияние назарубежную общественную мысль XVIII века. Бюст Радищева был выставлен в Парижев период французской буржуазной революции. Его «Путешествие из Петербурга вМоскву» в рукописном виде распространялось среди деятелей французскогоКонвента. Эта книга была переведена в Лейпциге на немецкий язык. Но особенновелико было влияние Радищева на развитие революционно-демократической мысли вРоссии.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.biografia.ru/