Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Понятие объективной и субъективной ситуаций при постравматическом стрессе

Введение.
Современныйчеловек постоянно живет на грани стресса. Причиной тому становится множествофакторов, таких как: скверная экология, жесткий ритм городской жизни, агрессивнаясоциальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т.д. Стрессне обходит никого.  Сам этот термин – «стресс» — стал для людей уже обыденнымсловом, в которое вкладывается представление об изменениях поведения и целаягамма чувств и переживаний, возникающих в сложных ситуациях или при повышеннойопасности, которые стали неотъемлемой частью современного образа жизни. Сегодняпонятие стресса можно отнести к одной из базовых научных категорий, котораястала предметом изучения целого комплекса дисциплин: биологии и медицины, физиологиии психологии, наук об управлении, демографии, юриспруденции и даже политологии.В самом общем виде его можно определить как естественную приспособительнуюреакцию живого организма на любое событие, происходящее и в окружающей среде иорганизма касающееся. Это понятие, возникшее в физиологии в 30-х гг. ХХ в., достаточнобыстро вышло за границы узкобиологической трактовки и стало весьма широкоиспользоваться как в науке, так и в житейской практике. Данная работа посвященаизучению специфики индивидуального восприятия стрессовых ситуаций. В первойглаве работы приведено описание субъективной ситуации и необходимость такогопонятия. Вторая глава посвящена общему описанию посттравматического стресса. Восновной части работы рассматривается индивидуальная восприимчивость человека кстрессу, качества, способствующие возникновению ПТСР и наоборот, помогающие егопреодолеть.
Понятие объективной и субъективной ситуаций.
Внастоящее время становится ясно, что понять личность невозможно вне ситуации, вкоторой она находится, поскольку между человеком и условиями его жизнисуществует неразрывная связь. В наиболее общем виде под ситуацией понимаетсяестественный сегмент социальной жизни, определяющийся вовлеченными в нее людьми,местом действия, сущностью деятельности и др. Толкования этого понятия могутбыть самыми разнообразными. В немалой степени этому способствуют и особенностичеловеческого восприятия. Восприятие человека происходит в сложных конструктахтипа «человек в ситуации».В последние годы все больше внимания уделяетсяизучению социальной и психологической среды обитания человека. Среда понимаетсякак комплекс неких условий, внешних сил и стимулов, воздействующих на индивида.При этом часто забывалось о существовании неразрывной связи между человеком иусловиями его жизни. Переменные среды следует подвергать анализу в той же мере,что и личностные переменные. В настоящее время в психологических исследованияхвозникает тенденция придерживаться принципа «компонентной перспективы», согласнокоторому поведение является функцией личности, ситуации и их взаимодействия. Вмногочисленных исследованиях среды неизменно подчеркивается, что средаоказывает влияние на поведение человека. Однако в исследованиях личностипринцип учета среды зачастую только декларируется. Между тем, расширение круга
психологическихисследований привело к необходимости рассмотрения личности не только вконтексте социальных процессов, происходящих в обществе, но и в контекстеестественных социальных ситуаций, в которых функционирует личность.
Приопределении ситуации акцент ставится на ее внешнем характере. Чаще всегоситуация определяется именно этими рамками. Так, например, Л. Фергюссон находитместо ситуации в психологическом тезаурусе среди четырех предикторов личности, обусловливающихее поведение наряду с конституциональными (соматическими), групповыми(социальными обычаями, привычками, аттитюдами) и ролевыми, в том числесексуальными особенностями.
Приэтом уровни определения ситуации не учитываются. Ситуация рассматривается каксовокупность элементов среды, либо как фрагмент среды на определенном этапежизнедеятельности индивида. Такое определение ситуации наиболее распространено.
Согласнонесколько иной позиции, использование понятия «ситуация» в психологическомтезаурусе возможно только в случае понимания ее не как совокупности элементовобъективной действительности, а в качестве результата активного взаимодействияличности и среды. При таком понимании ситуации выделяются объективные исубъективные ситуации по преобладающей роли внешних обстоятельств или личности.Предпринимаются попытки обоснования отсутствия тождественности понятий среды иситуации, несмотря на их близость. Ситуация определяется как системасубъективных и объективных элементов, объединяющихся в деятельности субъекта.Объективные элементы охарактеризованы при описании предыдущего подхода копределению ситуации. К субъективным элементам относятся межличностныеотношения, социально-психологический климат, групповые нормы, ценности, стереотипысознания. Л. Николов указывает на несколько характерных различий в понятияхситуации и среды. Так, понятие ситуации не совпадает с видами среды, являющейсясложным образованием, — с географической, социальной, макро и микросредой ит.п. Во-вторых, среда внесубъектна, а ситуация всегда субъективна (это всегда«чья-то» ситуация). Кроме того, среда характеризуется устойчивостью идлительностью, стабильностью, а ситуация всегда кратковременна. Объективные исубъективные ситуации анализируются также К. Стеббинсом, который подобъективной ситуацией понимает актуальное физическое и социальное окружение, апод субъективной — любой компонент субъективной ситуации, воспринимаемойчеловеком и поэтому получающей то или иное значение. Значению и определениюситуации много внимания уделяет также Т. Шибутани, показавший, что определениеситуации происходит посредством придания значения объективной ситуации. Темсамым она становится субъективной. Поведение человека обусловлено не стольковнешним окружением, сколько его интерпретацией этого окружения. Исследования, проводимыепод руководством Д. Магнуссона руководствуются положением, согласно которомувлияние ситуации опосредуется «воспринимающе-когнитивными системами индивида».В отечественной психологии с таким пониманием ситуации перекликаютсяисследования, оперирующие понятием личностного смысла, введенного А. Н.Леонтьевым и понимаемого как оценка жизненного значения для субъектаобъективных обстоятельств и его действий в них, а также со сторонниками теорииустановки (Д. Н. Узнадзе, Ш. А. Надирашвили), согласно второй реакция индивида,помимо стимула, обусловливается установкой как целостным психическим состояниеминдивида, формирующимся у субъекта под воздействием действительности. В. Н.Мясищев в концепции отношений личности предложил понятие значимой ситуации, подчеркнувпри этом уязвимость личности к определенным факторам среды. В одном из недавнихотечественных исследований В. Н. Воронина, И. Н. Князева предпочтение такжеотдается второму подходу, а ситуация описывается как когнитивный конструктличности, который отражает часть объективной реальности, существующей впространстве и времени и характеризующейся тем или иным социальным контекстом.По поводу представленности ситуации в сознании индивида выделяются два момента:формирование и развитие конструкта ситуации; функционирование конструкта, отражающегоситуацию в качестве элемента целостной системы, представляющей картину мира. Всвязи с этим описываются уровни психологической репрезентации ситуации взависимости от степени полноты представленности в целостной картине мира.Отмечается, что ситуация задает различные подходы к анализу ситуаций.
Стресс,посттравматический стресс.
Стрессы,особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не толькона психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Онипредставляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении такихзаболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.
Психическиепроявления общего адаптационного синдрома обозначаются как «эмоциональныйстресс» – т. е. аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие кнеблагоприятным изменениям в организме человека. Поскольку эмоции вовлекаются вструктуру любого целенаправленного поведенческого акта, то именно эмоциональныйаппарат первым включается в стрессовую реакцию при воздействии экстремальных иповреждающих факторов. В результате активируются функциональные вегетативныесистемы и их специфическое эндокринное обеспечение, регулирующее поведенческиереакции. Согласно современным представлениям эмоциональный стресс можно определитькак феномен, возникающий при сравнении требований, предъявляемых к личности, сее способностью справиться с этим требованием. В случае недостатка у человекастратегий совладания со стрессовой ситуацией (копинг-стратегии) возникаетнапряженное состояние, которое вкупе с первичными гормональными изменениями вовнутренней среде организма вызывает нарушение его гомеостаза. Эта ответнаяреакция представляет собой попытку справиться с источником стресса. Преодолениестресса включает психологические (сюда входят когнитивная, то естьпознавательная, и поведенческая стратегии) и физиологические механизмы. Еслипопытки справиться с ситуацией оказываются неэффективными, стресс продолжаетсяи может привести к появлению патологических реакций и органических повреждений.Факт переживания травматического стресса для некоторых людей становитсяпричиной появления у них в будущем посттравматического стрессового расстройства(ПТСР).
Посттравматическоестрессовое расстройство (ПТСР) – это непсихотическая отсроченная реакция натравматический стресс, способный вызвать психические нарушения практически улюбого человека.
Индивидуальнаяспецифичность стресса.
Устойчивостьчеловека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется, преждевсего, индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентациейличности.
Всвязи с этим важны прикладные исследования индивидуальной устойчивости человекак стрессу и, как следствие этого, развития патологических состояний. В серииисследований М. Фридмана и Р. Ройзенмана проведен анализ поведения обширногоконтингента лиц умственного труда (научные работники, инженеры, администраторы),занятых управленческой деятельностью. Ими выделены два основных типа: А —подверженных стрессу, В — устойчивых к стрессу лиц. Представители типа Ахарактеризуются ярко очерченным поведенческим синдромом, определяющим стиль ихжизни. У них чаще наблюдается «выраженная склонность к конкуренции, стремлениек достижению цели, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность,экспрессивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувствопостоянной нехватки времени и повышенной активности». Платой за это являетсяпотеря здоровья, часто уже в молодом возрасте.
Реакцияна пережитые события в каждом случае индивидуальна. Помимо тяжести стрессорногофактора, важную роль играет уязвимость индивидуума к ПТСР, о которойсвидетельствуют особенности преморбида (незрелость, астенические черты, гиперсенситивность,зависимость, склонность к чрезмерному контролю, направленному на подавлениенежелательной эмоции), склонность к виктимизации (тенденции оказываться в ролижертвы при аналогичных ситуациях) или черты травматофилии (фиксация натравматическом опыте). Установлена значимая корреляция между конфликтнымиотношениями с родителями на 3-м году жизни и последующими нарушениямиадаптации. Подчеркивается роль матери в формировании у ребенка выносливости кстрессу. Концепция «достаточно хорошей матери» исходит из того, что теплаяэмоциональная поддержка и гибкая адаптация к адекватно распознанным нуждамребенка создают наиболее благоприятный фон для формирования адаптивныхмеханизмов психологической защиты .
Кдругим важным факторам риска ПТСР относятся такие личностные особенностичеловека, как акцентуация характера, социопатическое расстройство, низкийуровень интеллектуального развития, а также наличие алкогольной илинаркотической зависимости. Если человек склонен к экстериоризации стресса, тоон менее подвержен ПТСР. Генетическая предрасположенность (наличие в анамнезепсихических расстройств) может увеличивать риск развития ПТСР после травмы; наэто также влияет предшествующий травматический опыт (например, в связи сперенесенным физическим насилием в детстве, несчастными случаями в прошлом илиразводом родителей). Важен возрастной фактор: преодоление экстремальныхситуаций труднее дается молодым и старым людям. Риск ПТСР возрастает также вслучаях изоляции человека на период переживания травмы, утраты семьи и близкогоокружения. Предрасполагающим фактором может оказаться физиологическое состояниев момент получения травмы, особенно соматическое истощение на фоне нарушениястереотипа сна и приема пищи.
Взарубежных исследованиях, изучающих взаимосвязь характеристик личности, стрессаи заболеваний, большое внимание уделяют таким психологическим свойствам, каклокус контроля, психологическая выносливость (устойчивость) и самооценка.
Локусконтроля определяет, насколько эффективно человек может влиять на окружающуюобстановку или владеть ею. Традиционно локус контроля располагается в континуумемежду двумя крайними точками: внешним (external) и внутренним (internal)локусах контроля.Экстерналы видят большинство событий как результатслучайности, контролируемой силами, неподвластными человеку. Интернал, наоборот,чувствует, что только некоторые события находятся вне сферы человеческихвлияний. Даже катастрофические события могут быть предотвращены хорошопродуманными действиями человека. Интерналы располагают более эффективноработающей когнитивной системой. Они тратят существенную часть своей умственнойэнергии на получение информации, что позволяет им влиять на значимые для нихсобытия. Кроме того, интерналы имеют выраженную тенденцию разрабатыватьспецифические и конкретные планы действий в тех или иных ситуациях. Такимобразом, чувство контроля над собой и окружением позволяет им более успешносправляться со стрессовыми ситуациями.
Вбольшом количестве исследований были предприняты попытки обнаружить связь междулокусом контроля, способностями справляться со стрессом и проблемами с личным здоровьемили здоровьем семьи. В обзоре (Averill J. R., 1973) подчеркиваются три основныхтипа личного контроля. Это поведенческий контроль, который затрагиваетнекоторое направление действий; когнитивный контроль, который, в первую очередь,отражает личную интерпретацию событий; контроль решительности, которыйопределяет процедуру выбора способа действия. Автор утверждает, что «каждый изтипов контроля связан со стрессом комплексно, иногда увеличивая его силу, иногдаснижая его, иногда не влияя на него совсем. Связь личного контроля со стрессом— это, в первую очередь, функция самой значимости контроля для индивида».
Естьлюди, которые выглядят особенно жизнерадостными и невозмутимыми, — стресс почтине влияет на их действия или чувства. S. Kobasa нашла доказательства того, чтоособенности личности играют значительную роль в сопротивлении связанным сострессом болезням. Она отмечает, что жизнерадостные люди — психологическивыносливы, устойчивы. Согласно S. Kobasa, три основные характеристикисоставляют выносливость: контроль, самооценка и критичность. Контрольопределяется и измеряется как локус контроля. Самооценка — это чувствособственного предназначения и своих возможностей. Критичность отражает степеньважности для человека безопасности, стабильности и предсказуемости событий.
Многиеисследователи изучают различные проявления самооценки и, в частности, ее связис успехом или неудачей купирования стресса. Связь самооценки с купированиемстресса комплексна. Она включает в себя обратную связь от многих предыдущихуспешных или неуспешных попыток купирования воздействий. Если люди оцениваютсебя достаточно высоко, маловероятно, что они будут реагировать илиинтерпретировать многие события как эмоционально тяжелые или стрессовые. Крометого, если стресс возникает, они справляются с ним лучше, чем лица с низкойсамооценкой. Это дает человеку дополнительную информацию о своих возможностях испособствует повышению уровня самооценки.
Трудностис купированием стресса у людей с низкой самооценкой исходят из двух видов негативногосамовосприятия. Во-первых, люди с низкой самооценкой имеют более высокийуровень страха или тревожности под действием угрозы, чем люди с положительнойсамооценкой. Во-вторых, люди с низкой самооценкой воспринимают себя как имеющихнеадекватные способности для того, чтобы противостоять угрозе. Они менееэнергичны в принятии превентивных мер и, вероятно, имеют более фатальныеубеждения, что ничего не смогут сделать для предотвращения плохих последствий.Они пытаются избегать трудностей, так как убеждены, что не справятся с ними.
Заключение.Психотерапия ПТСР.
ПсихотерапияПТСР (посттравматического стрессового расстройства) направлена в первую очередьна реинтеграцию нарушенной вследствие травмы психической деятельности. Задачейпсихотерапии является: создание новой когнитивной модели жизнедеятельности, аффективнаяпереоценка травматического опыта, восстановление чувства ценности собственнойличности и способности дальнейшего существования в мире.
Кнастоящему времени разработаны конкретные дифференцированные методы работы стравматизированными клиентами, причем эффективность этих методов поддаетсяобъективной оценке; важно, однако, своевременно и верно диагностировать наличиеу клиента ПТСР.
Внастоящее время не существует устоявшейся точки зрения на результаты леченияПТСР. Одни исследователи считают, что ПТСР – излечимое расстройство, другие –что его симптомы полностью не устранимы. ПТСР обычно вызывает нарушения всоциальной, профессиональной и других важных сферах жизнедеятельности. Очевидноодно: лечение ПТСР – процесс длительный и может продолжаться несколько лет.
Список литературы
1)БодровВ.А. Психологический стресс: развитие и преодоление.М., 2006
2)Малкина-Пых.И.Г.Психологическая помощь в кризисных ситуациях.М., 2010-03-2
3)Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. Психология жизненных ситуаций.М., 1998
4)Щербатых Ю.В. Психология стрессаи методы коррекции.СПб., 2006
5)МарищукВ.Л., Евдокимов.В.И.Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса.М., 2001
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.