Всвязи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическимчеловеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенноевнимание к воле. Когда-то, еще в XVIII—XIX вв., эта проблема была одной изцентральных в психологических исследованиях. В начале XX в. в связи с общимкризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Этапроблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить ирешать на новой методологической основе. Но игнорировать ее и полностью незамечать было невозможно, так как воля относится к числу тех психическихявлений (наряду с воображением), жизненно важную роль которых нет особойнеобходимости доказывать.
Поэтой причине в начале XX в. и в последующие десятилетия исследования волипродолжались, правда, не столь широко и активно, как прежде, но сиспользованием того же самонаблюдения в качестве основного метода выявлениясвязанных с ней феноменов.
Однаковследствие неудовлетворенности общим состоянием исследований воли многие ученыев первые десятилетия текущего столетия стремились вообще отказаться от этогопонятия как от якобы ненаучного, заменить его поведенческими характеристикамиили какими-либо другими, операционализируемыми и верифицируемыми', т. е.такими, которые можно наблюдать и оценивать. Так, в. американскойповеденческой психологии вместо понятия воли стали употреблять понятие«устойчивость поведения» — настойчивость человека в осуществлении начатыхповеденческих актов, в преодолении возникающих на их пути преград. Этунастойчивость, в свою очередь, объясняли такими характеристиками личности, какцелеустремленность, терпение, упорство, стойкость, последовательность и т. п.
Вчитываясьсегодня в работы таких замечательных психологов прошлого, как У. Джемс в США иС. Л. Рубинштейн в России (в годы всеобщего отвлечения внимания от проблем волиони продолжали заниматься ею), мы обнаруживаем, что воля — вполне реальноеявление, обладающее своими специфическими, легко обнаруживаемыми и описываемыминаучным языком признаками. Каковы же они?
ЕщеАристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобыобъяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии сознанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотелявыступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведения:инициировать его, останавливать, менять направление и темп.
Одиниз существенных признаков волевого акта заключается в том, что он всегда связанс приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагаетборьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можноотделить от остальных. Волевое решение обычно принимается в условиях конкурирующих,разнонаправленных влечений, ни одно из которых не в состоянии окончательнопобедить без принятия волевого решения.
Воляпредполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильныхвлечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям,умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания иимпульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору надуховные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.
Ещеодин признак волевого характера действия или деятельности, регулируемойволей,—это наличие продуманного плана их „^иществления. Действие, не имеющееплана или не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым.«Волевое действие — это… сознательное, целенаправленное действие,посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя своиимпульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность всоответствии со своим замыслом»'.
Существеннымипризнаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию иотсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе.и врезультате его выполнения. Имеется в виду, что волевое действие обычносопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения.Напротив, с успешным совершением волевого акта обычно связано как раз моральноеудовлетворение от того, что его удалось выполнить. У. Джемс по этому поводуписал следующее: «Обширный мир, окружающий нас со всех сторон, задает намвсевозможные вопросы и испытывает нас всеми возможными способами. Некоторые изэтих испытаний мы преодолеваем при помощи нетрудных действий и на некоторыевопросы отвечаем отчетливо сформулированными словами. Но на самый глубочайшийиз всех вопросов, которые когда-либо предлагаются нам миром, не допускаетсядругого ответа, кроме немого сопротивления воли и сжимания фибр нашего сердца,когда мы как бы говорим: „Пусть так, а я все же буду делать вотэтак“^.
Нередкоусилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладетьобстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особеннохарактерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоциональновозбудимых, когда .SM приходится действовать вопреки своим природным илихарактерологическим данным.
Ниодна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается безучастия воли. Никто на Земле никогда еще не добился выдающихся успехов, необладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается отвсех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть ещеи воля, без которой способности оставались бы пустым звуком.
Волевая регуляция поведения
Функциейволевой регуляции является повышение эффективности соответствующейдеятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленноедействие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощьюволевых усилий. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, каксила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматриватькак первичные, или базовые, волевые кач^т-ва личности. Такие качестваопределяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанныхвыше свойств. Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезенесколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются вединстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, нои как характерологические. Назовем эти качества вторичными.
Наконец,есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместес тем с его морально-ценностными ориентациями. Это — ответственность,дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемойкак третичные качества, можно отнести те, в которых одновременно выступают волячеловека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качестваличности обычно формируются толь--ко к подростковому возрасту.
Помнению В. А. Иванникова, главной психологической функцией воли являетсяусиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляциидействий. -Реальным механизмом^ порождения дополнительного побуждения кдействию является сознательное изменение смысла действия выполняющим егочеловеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется приопределенных, преднамеренных умственных усилиях.
Волевоедействие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществлениямотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с егопреодолением. Предварительно,' однако, необходимо осознать, осмыслить сутьвозникшей проблемы.'
Включениеволи в состав деятельности начинается с постановки человеком перед собойвопроса: „Что случилось?“ Уже сам по себе характер данного вопросасвидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия,хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действиефактически, заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществлениядеятельности. \
Волеваярегуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать вполе сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживатьсконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всехосновных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,:мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшимозначает приобретение человеком волевого конт-» роля над ними. '
Волевоедействие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, сподчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимостьпридать какой-либо цели' особый смысл, и в этом случае участие воли в/регуляциидеятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышеннуюценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найтидополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатойдеятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессомвыполнения деятель ности. В третьем случае целью может явиться научениечему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.
Энергияи источник волевых действий всегда так или иначе связаны с актуальнымипотребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смыслсвоим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менеедетерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженнойработой мышления и преодолением трудностей.
Волеваярегуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления:инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следованиянамеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенностьвключения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельностисостоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивови целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным,непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что,сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избираетиной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волеваярегуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательнозаставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда,когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в планеволевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемыволевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самогоначала и до конца.
Типичнымслучаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связаннаяс борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот жемомент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышлениечеловека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительныестимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему всложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поисксвязей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностямичеловека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имеливначале.
Приволевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этимипотребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С. Л.Рубинштейн охарактеризовал их так: «Воля в собственном смысле возникаеттогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, можеттак или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться надсвоими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя… как субъекта…который… возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними»'.
Развитие воли у человека
Развитиеволевой регуляции поведения у человека осуществляется в несколькихнаправлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психическихпроцессов в произвольные, с другой — обретение человеком контроля над своимповедением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти процессыонтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речьюи научается пользоваться ею как эффективным средством психической иповеденческой саморегуляции.
Внутрикаждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходятсвои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмыволевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательныхпроцессов воля вначале выступает в форме внешнеречевой регуляции и только затем— в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управлениевначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии —планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможениеодних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевыхкачеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных квторичным и далее — к третичным волевым качествам.
Ещеодно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательноставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленныецели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточнодлительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте можетпоставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированиюкоторых у него нет выраженных природных задатков" Одновременно он можетпоставить перед собой цель заняться в буду-' щем сложным и престижным видомдеятельности, для успешного вы^ полнения которого необходимы такого родаспособности. Есть нема-1 ло жизненных примеров того, как люди, ставшиеизвестными учены-1 ми, художниками, писателями, добивались поставленных целей,не: обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной^работоспособности и воли.
Развитиеволи у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной инравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов иценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющихдеятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторонусовершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли у детей.Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становитсясознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается набазе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимаетвысоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку вслучае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служитьсверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями,совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.
Совершенствованиеволевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальнымразвитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтомувоспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развитияпрактически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости какнесомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть изакрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.
Особуюроль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры,причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад всовершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры,появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренномуформированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут кзакреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры справилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляциипоступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства ипревращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит вразвитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.shpori4all.narod.ru/