Будучив свое время инженером — технологом и проработав на этом поприще достаточнодолгое время, я наработала опыт для написания определенного рода технологий. Асамое главное — появились понятия значимости тех или иных«параметров» в этой самой технологии для получения определенныхрезультатов.
Связующимзвеном между инженером — технологом и школой стали собственные дети. Вот тогдазаинтересовалась техникой чтения детей в школе. Начались наблюдения, анализ итестирование на компьютере. Как инженера меня интересовали техническиепараметры чтения. Пришло понимание и в итоге вывод — проверка техники чтения вшколе — это проблема. В этой проблеме наметились три основных направления:
1)Дети читающие по слогам в течении 1,5 — 2 лет.
2)Дети, читающие ниже определенных норм, которые есть каждой школе с 1-го по 3-йкласс (интересно кто и как их просчитывал).
3)Дети, читающие с очень высокой «скоростью» чтения (иначе не назвать).
Конкретнопо первому направлению можно сказать, что это не вина родителей и не винаребенка, и уж совершенно не зависит от того сколько количественно прочитываетэтот ребенок страниц. И не нужно писать в дневнике каждый раз одно и туже фразу:«Ваш ребенок читает мало» Хочется выразить основную мысль этойпроблемы:
1)Никогда плохое качество не переходило в хорошее количество.
2)Слоговое чтение нарушает физиологическую очередность:
Подумай,а потом скажи…
Посмотриа потом скажи…
3)Из разговоров с учителями некоторых школ выяснилась следующая позиция: нужнождать, когда ребенок сам перейдет от слогового чтения в нормальное, пусть дажена это уйдет год, полтора, два…
Тольконе понятно почему же не хватает терпения к русскому языку.
Хочется,чтобы все таки была грамотность именно сейчас, а не через год, полтора или два.И снова хочется выразить мысль по этому поводу:
Акто-нибудь, когда-нибудь «замерял» усвоение прочитанного методомслогового чтения?
Пикэтой проблемы — полный абсурд…
Пытаемсяв школе слоговое чтение превратить (именно превратить) в беглое.
Проверяемтехнику чтения, замеряем количество слов в минуту.
Поопыту работы со слоговым чтением его границы естественного понимания 20 — 25сл./мин. Но ребенок в школе делает эти границы до «ненормального»шире (40, 50, 60 сл./мин). Благодаря постоянным замерам слогового чтения.
Еслинижняя граница слогового чтения 20 — 25 сл./мин, а ребенок выдает слогами 50 — 80 сл./мин то разница этих границ 30 — 35 сл./мин, развивает у ребенка формуинерции так называемую «болтовню», которая не нарабатывает усвоение.Поэтому переход на нормальное чтение невозможен. Так кто же в этом виновен? Ине рано ли зачислять ребенка в «неспособные»?
Взаключение можно сказать следующее: в нашей негосударственной школе разработанаи с успехом используется вот уже в течение пяти лет методика, в результатеработы по которой ребенок может перейти к разговорному чтению в течении 20 — 30минут, а следующее 5 — 10 уроков он только должен привыкнуть этому новомучтению и наработать усвоение. И только после этого будет нарабатыватьсяграмотность русского языка. Вопрос только в том, сколько времени на это уйдет.Ведь в школе предпочитают 2 года подождать, когда же будет хорошее чтение.Единственное пожелание не включать секундомер и не толкать детей на беговуюдорожку. По законам природы давайте соблюдать очередность: сначала уверенноходим, а потом бежим.
Повторому направлению одни вопросы, вопросы… Откуда такие номы для чтения — 60,80, 120, 160… сл./мин?
Икак можно в присутствии завуча школы что-то «выдать» (очень, оченьбыстро и с выражением). А кто-нибудь из учителей и завучей пробовал«выдавать» эти нормы, когда внутри все дрожит.
Внекоторых школах идет поощрение учеников, которые «выдают» (очень,очень много слов). По поводу конкретно этих детей мысль следующая: усваивают лиони эту скорость.
Вероятнеевсего они даже «не включают» усвоение (не успевают). Неоднократноетестирование доказывает это. Все это напоминает поезд, который летит безтормозов.
Взаключение хочется задать вопросы: Зачем все это? Зачем эти забеги на короткиедистанции? Зачем эти секундомеры? Зачем эти очереди перед кабинетом завуча?Зачем? Почему психологи в школе не видят во всем этом проблемы? И оченьобыденный вопрос: Почему наши дети не любят читать?…
ГерасимоваВера Поликарповна
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.edu.nsu.ru/