Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Педагогика эпохи Просвещения

Меньшиков В. М.
Собственно отсчет педагогики Просвещения, и английской в частности, следует начать сучения Джона Локка. Джон Локк (1632–1704). Один из основоположников эпохиПросвещения, ее идеологии и философии [309], автор всемирно известногопедагогического трактата «Мысли о воспитании», в котором он заложил основы принципиальноновой формы теоретического педагогического сознания – антропологической,исходящей в объяснении проблем воспитания из природы человека, понимаемой какестественная природа.
Еготруд фактически состоит из трех частей, в которых он излагает системуфизического, нравственного и умственного воспитания. Большое значение онпридает физическому и нравственному воспитанию, меньше – умственному. Онвыступил против классического образования, предлагая заменить его практическим,реальным.
Вцелом же, английское Просвещение, наиболее ярким представителем которого впедагогике был Джон Локк, положило начало новому этапу педагогическогомышления, понимающего воспитание в основном в рамках естественно-научныхпредставлений о человеке и человеческой природе. Соответственно, английскоеПросвещение серьезно пересмотрело предшествующую педагогическую мысль иобразование, особенно содержание, поставив под сомнение целесообразностьклассической культуры и выдвинув на первое место практическое знание. Оно жепоставило под сомнение абсолютную ценность обучения, считая наиболее важным вформировании человека воспитание и доказывая, что именно ему должно уделятьсяглавное внимание.
XVIIIвек – расцвет французского Просвещения. В это время во Франции творят десяткивеликих деятелей в самых разных областях культуры, от философии до естественныхнаук. Многие из этих деятелей оказали заметное воздействие на педагогику,образование и воспитание, их труды вошли не только В историю педагогикиФранции, но стали мировым достоянием. Из известных деятелей французскогоПросвещения, внесших наибольший вклад в педагогику, надо назвать творчествоШ.Л. Монтескье, Ф.М. Вольтера, П.А. Гольбаха, К.А. Гельвеция, Д. Дидро, Ж.-Ж.Руссо.
ШарльЛуи Монтескье (1689–1755). Один из основоположников французского Просвещения. Висторию мировой мысли вошел как крупнейший теоретик права, обосновавший принципразделения властей. В своей главной книге «Дух законов» воспитанию посвятилспециальную часть. Основная идея книги состоит в том, что государственноеустройство общества определяет основные черты воспитания.
ФрансуаМари Вольтер (1694–1778). Известен как поэт, драматург, писатель, историк,философ. Вольтер не оставил специальных педагогических произведений, да и идеивоспитания достаточно редки в его творчестве, но вся его философия и вся егоидеология стали фактической основой многих педагогических концепций, идей иустановок в области воспитания и образования.
ПольАнри Гольбах (1723–1789). В историю человеческой мысли вошел как авторзнаменитой книги «Система природы, или О законах мира физического и мирадуховного», в которой излагаются основные принципы атеистического миропониманияи в этом контексте – взгляды на роль и значение воспитания.
КлодАндриан Гельвеций (1715–1771). Автор двух больших и широко известных книг – «Обуме» и «О человеке, его умственных способностях и его воспитании», в которых онизлагает свою концепцию воспитания. Она сводится к тому, что все или почти всеразвитие человека определяется воспитанием, и потому человек таков, каковым егоделает воспитание. Правильное воспитание, по Гельвецию, должно включать в себяфизическое, умственное и нравственное воспитание. Физическое воспитание должнобыть организовано по подобию древнегреческого воспитания, умственное – попримеру профессионального, а нравственное может быть правильно устроено толькопри изменении общественного строя или смене правительства.
ДениДидро (1713–1784). Стал олицетворением французского Просвещения. В своихсочинениях часто обращался к вопросам воспитания. Наиболее известнойпедагогической работой Дидро является книга «Систематическое опровержениеГельвеция», в которой он показал важное значение наследственности в воспитаниичеловека. Он также подготовил для Екатерины Великой «План университета или школыпубличного преподавания всех наук для Российского правительства». В этой работеон дал общую программу развития образования, направленную на воспитание всегонарода. Она предполагала первоначальное обучение всех граждан, затем – среднееи высшее для более способных. Система образования, описываемая Дидро, должнабыла включать сеть начальных, средних и высших школ, в том числе и университет.
Жан-ЖакРуссо (1712–1778). Наряду с Дидро и Вольтером, Руссо является одним из великихдеятелей эпохи Просвещения, определившим ее основные идеи и проблематику. Онизвестен не только как философ, социолог, психолог, писатель, но и как крупныйпедагог. Во многом благодаря Руссо проблемы воспитания стали общественнозначимыми проблемами. Роман Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» – это новаяидеология и теория воспитания. Этот роман построен в виде описания воспитанияребенка из богатой семьи от его рождения до совершеннолетия. Руссо излагаеттеорию воспитания мужчины, способного мыслить «как философ и трудиться какмужик». Предлагает Руссо и систему воспитания для женщин, которая значительноуступает мужскому воспитанию, особенно в образовании. Главное в женскомвоспитании, считает Руссо, – подготовить идеальную жену для будущего мужа.
Теориявоспитания Руссо – это целостная педагогическая система, содержащая множествопроблем, идей и предложений, одни из которых были поняты и могли реализоватьсятолько спустя десятилетия, другие стали основой новых педагогических теорий исистем, побудили к деятельности многих известных педагогов.
Вцелом же, деятелями французского Просвещения был написан ряд педагогическихтрактатов, в которых изложено новое понимание развития человека, предложеныновые концепции воспитания и образования, разработано новое содержание, формы иметоды образования и воспитания.
XVIIIв. – время расцвета американского Просвещения. Его наиболее выдающиеся деятели– Б. Франклин, Т. Джефферсон – сыграли большую роль в развитии американскогообразования и педагогики.
БенджаминФранклин (1706–1790). Выдающийся американский философ, ученый, сделавший рядоткрытий, общественный деятель. Франклин внес огромный вклад в разработкуидеологии, теории и практики образования и просвещения американского народа. Онразрабатывал теорию образования, а также методики преподавания отдельныхпредметов. Он же организовал несколько школ, наиболее известной из них былаакадемия в Филадельфии. Из его педагогических работ большой интереспредставляет проект «Очерк английской школы». Он также много сделал дляраспространения научных знаний, введения трудового обучения.
ТомасДжефферсон (1743–1826). Выдающийся мыслитель, автор «Декларации независимости».Многое сделал для распространения идей Просвещения. Для педагогики наибольшеезначение имеют его работы «Билль о всеобщем распространении знаний» и «Заметкио Виргинии». В этой работе он обосновал свою концепцию образования. Онпредлагал систему всеобщего обязательного народного образования, состоящую издвух школ – элементарной и грамматической. Чтобы, окончив народную школу,ученик мог поступать в среднюю школу, расходы за бедных учеников, по мыслиДжефферсона, должно было взять на себя государство. После окончания школыученик мог поступать в университет. В 1825 году Джефферсон открыл университет вВиргинии.
Вцелом, американские просветители разработали идеологию и философию, основысодержания и организации американского образования.
Большойвклад в развитие духовной культуры и философии, науки и педагогики, воспитанияи образования внесло немецкое Просвещение, расцвет которого приходится на конецXVIII – начало XIX в.
Деятелинемецкого Просвещения не только создали классическую культуру Германии – еефилософию и науку, литературу и искусство, но и многое сделали для развитияпедагогики, воспитания и образования.
Наиболеевлиятельными в немецкой педагогике Просвещения были два течения:филантропическое и неогуманистическое. Самые известные представителифилантропического движения: И.Б. Базедов, Х.Г. Зальцман, И.Г. Кампе, Э.Х.Трапп, К.Ф. Барт, И. Штуве, П. Виллауме, Б.Г. Блаше и др. Им принадлежат ученыетруды, в том числе 16-томный педагогический трактат «Всеобщий пересмотр всегошкольного и воспитательного дела обществом педагогов-практиков», методическиеруководства, учебники и детские книги. Многие из них занимались непосредственнопрактической педагогической деятельностью.
Однимиз наиболее видных деятелей этого направления был Иоганн Бернард Базедов(1729–1790), основавший знаменитый филантропин в Дессау, в котором он хотелсформировать совершенного человека. Его опыт получил неоднозначную оценку вГермании и Европе, но положил начало широким дискуссиям по проблемам воспитанияи привлек к воспитанию широкое общественное внимание.
Основныезаслуги филантропизма в образовании и педагогике можно свести к следующему.Филантрописты явились основоположниками педагогики на строго научной основе.При этом они не просто заимствовали идеи своих предшественников, но ипрактически перерабатывали их, внеся в педагогику ряд новых идей – особенноважна идея кардинального обновления образования. Они считали необходимым заменуклассического содержания образования реальным; разрабатывали методики обученияматематике, языку; явились основоположниками ряда новых методик: физическоговоспитания (стремились ввести в школу занятия спортом и закаливание), ручноготруда и т д.; активно использовали наглядность и новые методы обучения,особенно игровые; многое сделали для искоренения из школы наказаний, являвшихсяобычным явлением во всех начальных и средних школах Германии того времени.
Наибольшуюроль деятели этого направления играли в конце XVIII – начале XX вв. Во второедесятилетие XIX века их деятельность постепенно затухает.
Одновременнос филантропизмом в Германии развивалось другое крупное педагогическое течение –неогуманизм. Его начало было положено трудами университетских профессоров И.А.Эрнести и М. Геснера, а также И.И. Винкельмана и Г Э. Лессинга. В определенноймере к этому направлению можно причислить и И. Канта. А собственнопедагогическое содержание неогуманизм обрел в трудах Х.Р. Гейне, Ф.А Вольфа,И.Г. Гердера, И.В. Гете, В. фон Гумбольдта, Г.В.Ф. Гегеля и др.
Продолжателямиэтого направления в педагогике были известнейшие немецкие педагоги: И.Гербарт,А.Дистервег, Ф.Фребель. Гербарт получил свое образование в Иенском университетев 90-е годы XVIII века, тогда университетом руководил Гете и он считался самымпередовым университетом Германии того времени; Фребель был шеллингианцем, аДистервег главными авторитетами в культуре и философии считал Гете и Гегеля.
ГотхольдЭфраим Лессинг (1729–1781). Сыграл выдающуюся роль в создании и утвержденииклассической немецкой культуры, литературы и драматургии, превращениилитературы и театра в важное средство воспитания и просвещения немецкогонарода. Написал труд «Воспитание человеческого рода», заложивший новоепонимание истории человечества; большую роль в развитии человечества отводилвоспитанию.
ИммануилКант (1724–1804). Всю жизнь Кант посвятил воспитанию молодежи, будучи сначаладомашним учителем, а затем и профессором Кенигсбергского университета. Еготруды «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критикаспособности суждения» стали основой классической немецкой философии, в них же содержалисьважные педагогические идеи. С 1776 г. Кант начинает читать курс лекций попедагогике, изданный затем отдельной книгой, в котором он рассматривает вопросыумственного, нравственного, религиозного, физического воспитания. Философия ипедагогика Канта оказали большое воздействие на развитие немецкого воспитания ипедагогики.
ХристианГейне (1729–1812). Один из крупнейших исследователей древней культуры. Оказалбольшое влияние на развитие университетского педагогического и гимназического образованияГермании.
ФридрихАвгуст Вольф (1759–1824). Не менее известный знаток древней культуры,основоположник современной филологической науки. Многое сделал для развитиягуманитарных наук, реформирования высшего и гимназического образования.
ИоганнГотфрид Гердер (1744–1824). Занимался вопросами образования в Веймарскомграфстве, уделял особое внимание развитию народного и гимназическогообразования. Автор философских и публицистических трудов (о его творчестве см.:[132; 581]). Среди его наиболее известных сочинений — «Идеи к философии историичеловечества», «Письма для поощрения гуманности» [111]. В них он обосновал идеюрешающей роли воспитания и образования в развитии человечества. БлагодаряГердеру в широкое общественное сознание вошло новое понимание гуманизма какчеловечности в самом широком смысле этого слова. Сегодня это значение гуманизмаявляется общепринятым во многих странах мира.
ИоганнВольфганг Гете (1749–1832). Величайший деятель немецкого Просвещения.Непосредственно руководил многими культурными учреждениями Веймарскогографства: театром, библиотекой, музеями и т.д. Под его руководством Йенскийуниверситет в конце XVIII – начале XIX в. стал самым передовым университетомГермании. Гете является автором двух романов воспитания – «Годы ученияВильгельма Мейстера» и «Годы странствий Вильгельма Мейстера». Его книги посвященыпроблеме выяснения возможностей и условий гармоничного развития человека. Вразмышлениях, сохраненных для нас его современниками, Гете постоянно обращалсяк основным проблемам воспитания и образования: всестороннему и гармоничномуразвитию человека, оптимальному развитию способностей, современному содержаниюобразования, правильным формам и методам воспитания и обучения, роли разныхвидов воспитания в развитии человека и т.д.
ФридрихШиллер (1759–1805). Оказал огромное влияние на эстетическое и нравственноевоспитание Европы. Помимо его художественных произведений, большое значение длявоспитания имеет его философский трактат «Письма об эстетическом воспитании», вкотором он попытался найти пути гармоничного развития человека.
Вильгельмфон Гумбольдт (1767–1835). Выдающийся ученый и политик Германии. Наибольшейизвестностью пользуются его труды по филологии [135]. Один из крупнейшихреформаторов немецкого образования начала XIX века. Особенно значим его вклад вреформирование среднего и высшего образования Германии. Один из создателейБерлинского университета. Значительный интерес представляют педагогические идеиГумбольдта свободного и универсального развития каждого человека, автономногоразвития системы образования, оптимального построения содержания образования ит.д. (см.: [615; 622; 623]).
ГеоргВильгельм Фридрих Гегель (1770–1831). Автор всемирно известных трудов«Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук»,«Философия права» и др. В своих философских трудах Гегель дал принципиальноновое понимание воспитания, показав его как способ развития человека. Опираясьна эту концепцию, нашел принципиально новое решение фундаментальныхпедагогических проблем: развития и воспитания; формирования творческихспособностей человека; диалектического мышления; соотношения знания и мышления,формального и материального, классического и реального и т.д. Гегелевскаяконцепция всемирно-исторического развития образования как закономерногопроцесса развития всего общества во многом определила будущиеисторико-педагогические исследования. Гегель приложил немало усилий дляутверждения неогуманистической модели развития среднего и высшего образования вГермании.
Характеризуяроль неогуманистического направления в развитии немецкого воспитания,образования и педагогики в целом, можно сказать, что его деятели сыгралирешающую роль в просвещении Германии, поскольку они стали создателямиклассической философии, литературы, театра, литературной критики, целого рядагуманитарных наук, внесли огромный вклад в развитие естественных наук; явилисьглавными теоретиками и организаторами перестройки системы образования вГермании, прежде всего университетского и гимназического, предложив новоесодержание образования, формы и методы обучения; разработали теоретическиеосновы новой педагогики – их идеи активно использовали последующие ученые;по-новому решили целый ряд теоретико-педагогических проблем; ввели в науку рядновых педагогических понятий. Конкретизацией их учения о том, что человек неможет рассматриваться только как средство, но как цель, – в области воспитанияявилась идея о том, что период образования нельзя рассматривать как подготовкук будущей жизни, но как ничем не заменимый этап человеческой жизни.
Наиболееярким представителем романтического направления был Фридрих Даниель ЭрнстШлейермахер (1768–1834). Он также всю жизнь посвятил воспитанию юношества,принимал активное участие в создании Берлинского университета, написалнесколько работ по вопросам воспитания и обучения. В воспитании, как и вобучении, на первое место выдвинул эмоциональную сторону. Интересны его идеиреформирования образования, в частности создания системы образования,независимой от церкви и государства.
Национальноевоспитание – педагогическое течение Германии конца XVIII – начала XIX века,оказавшее заметное воздействие на развитие образования и воспитания. Оновыдвинуло требование построения системы образования, отвечающей конкретнымусловиям развития Германии. С этими идеями выступали неогуманист В. Гумбольдт, просветителии филантрописты Виллауме, Кампе и др. Были и теоретики, представлявшие строгонациональное воспитание, например К.Л. Лахмэн, Р.Б. Яхман и др. Но как особоепедагогическое движение оно сложилось в период борьбы немецкого народа за своеосвобождение от нашествия Наполеона. Крупнейшим представителем и теоретикомнационального воспитания стал Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814). Зимой 1807-08гг. он читал лекции в Берлинском университете, получившие затем название «Речик немецкой нации», в которых изложил программу национального воспитания. Онавключала в себя требование всеобщего обучения и предполагала нравственное,умственное, эстетическое, физическое и трудовое воспитание, причем трудовомувоспитанию отводилась значительная роль.
Вцелом, это было наиболее демократичное педагогическое течение Германии, посколькуего деятели выдвинули требования всеобщего обязательного образования; включенияродного языка в качестве учебного предмета на всех ступенях обучения; введениятруда в школу как средства не только обучения, формирования умений и навыков,но и воспитания, и даже организации всей жизнедеятельности воспитанников.
Виднейшимипредставителями немецкой педагогики Просвещения также следует считать И.Ф.Гербарта, А. Дистервега, Ф.Э. Бенеке и Ф. Фребеля.
ИоганнФридрих Гербарт (1776–1841). После окончания Иенского университета работалдомашним учителем, а затем профессором нескольких германских университетов.Одним из первых выделил педагогику в самостоятельную науку. С его точки зрения,подлинно научную педагогику можно создать только в том случае, если она будетпостроена на философии, этике, дающей педагогике цель воспитания, и психологии,дающей знание о природе человека, ребенка, ученика. Ему принадлежит концепциявоспитывающего обучения, согласно которой в основе воспитания должно лежатьобучение. В педагогику вошел ряд понятий Гербарта: управление и виды егоорганизации (угроза, приказание и запрещение, авторитет и любовь), интересы:(эмпирический, умозрительный, эстетический, симпатический, социальный,религиозный), ступени обучения (ясность ассоциаций, система, метод),дисциплина, нравственное воспитание и его средства. Педагогика Гербарта оказалабольшое влияние на развитие педагогики и образования в большинстве европейскихгосударств.
АдольфДистервег (1790–1866). Его называют «учителем немецких учителей», поскольку сего именем связана борьба за утверждение народной школы как школы развитияличности ребенка, за улучшение социального и материального положения учителянародной школы. Этому служила и его редакторская деятельность (он былредактором педагогических журналов), и его работа в учительских семинариях,которыми он не только руководил, но и в которых преподавал, его парламентскаядеятельность (он представлял в прусском рейхстаге немецких народных учителей).
Досих пор интерес представляют его педагогические идеи и трактовки таких понятий,как природосообразность, культуросообразность, самодеятельность, развивающееобучение, воспитывающее обучение. Заслугой Дистервега является создание дидактикиразвивающего и воспитывающего обучения. Опираясь в первую очередь на ученияГете и Гегеля, Дистервег разработал учение о гармоничном развитии человека.
Нарядус разработкой фундаментальных проблем педагогики, Дистервег известен как авторучебников для начальной школы и методических руководств.
ФридрихЭдуард Бенеке (1798–1854). Известен своим трудом «Руководство к воспитанию иучению», который стал основой и положил начало построению многочисленныхпедагогических теорий и учений на основе психологии.
ФридрихФребель (1782–1852). Основоположник теории и практики дошкольного воспитания.Ему удалось на основе философии Шеллинга, Фихте, Гегеля не только создатьтеоретическое учение о дошкольном воспитании, но и разработать его дидактику иметодику дошкольного образования.
Главнуюцель дошкольного воспитания Фребель видел в развитии органов чувств, движения иречи детей, для чего предложил особые дидактические средства, «дары»,направленные на развитие чувств и представлений ребенка.
Такимобразом, педагогическая мысль Германии эпохи Просвещения представленанесколькими направлениями педагогики: филантропизмом, неогуманизмом,национальным воспитанием, в определенной мере романтизмом, которые оказалиогромное воздействие на развитие педагогики, воспитания и образования не тольков самой Германии, но и в большинстве европейских государств.
Огромноезначение для педагогики Просвещения имело творчество великого швейцарскогопедагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746–1827). Ему человечество обязаносозданием теории и практики современной народной (начальной) школы. Благодаряего трудам народная школа обрела современный вид, им был обоснован принципразвивающего обучения. И.Г. Песталоцци не только разработал современноесодержание начального обучения (родной язык, математика, чтение, рисование ит.д.), но и методики их преподавания, в основе которых лежал принципразвивающего обучения.
Основутеории развивающего обучения Песталоцци составила теория элементарногообучения. Исходя из идеи, что образование должно гармонично развивать ребенка,для чего должны быть гармонично развиты его ум, сердце и рука, Песталоццисоздает концепции умственного, нравственного, трудового, физического иэстетического воспитания, в основе которых лежит принцип восхождения отпростого к более сложному.
Теоретическиеположения учения Песталоцци, его практический опыт были затем использованы приорганизации народного образования в ряде государств Европы.
Короткорасскажем о наиболее видных представителях педагогической мысли XIX в., разделявшихидеи Просвещения.
РобертОуэн (1771–1858). На руководимой им фабрике в Нью-Ланарке, где ему удалосьудачно организовать производство и улучшить жизнь рабочих, открыл «Институт дляформирования характера», представляющий своего рода учебно-воспитательныйкомплекс, в котором воспитывались дети от одного года до 17 лет. Педагогическиеуспехи этого института были признаны во всем мире и служили делу развитиявоспитания в других странах. Определенный интерес представляет и педагогическийопыт Оуэна в Нью-Хармони. Свои педагогические идеи он изложил в ряде работ.
ГербертСпенсер (1820–1903). Его сочинения не только определяли развитие образования ивоспитания Англии, но и оказали заметное влияние на педагогическую мысль вдругих странах во второй половине XIX века.
Средиважнейших идей Спенсера – идеи нравственного, физического, умственногообразования. Центральный вопрос – разработка современного содержанияобразования. Спенсер – один из зачинателей педагогического утилитаризма,полагающего, что содержание школьного образования должно ограничитьсяпредметами, служащими непосредственно практическим целям. И чем меньше этимцелям отвечают предметы обучения, тем меньшее место они должны занимать вшкольной программе.
Средидидактических идей, обоснованных Спенсером, наибольшее значение имеют такие,как соответствие обучения возрастным особенностям ребенка, учет интересов,максимальная самостоятельность ребенка в обучении.
КлодАнри де Рувуа Сен-Симон (1760–1825). Возлагал большие надежды на науку ивоспитание в деле переустройства общества. Идеи, изложенные в ряде его работ,оказали определенное влияние на развитие педагогики. Его учеником был О. Конт.
ФрансуаМари Шарль Фурье (1772–1837). Не только критиковал существующее образование,особенно такие его недостатки, как не соответствующие природе ребенка методыобучения и воспитания, жестокие наказания, антигуманизм воспитания, приниженноеположение учителя, но и предложил свою концепцию воспитания. Согласно Фурье,воспитание необходимо организовать так, чтобы оно начиналось с ранних лет.Воспитание должно быть общественным, построенным на научной основе, учитыватьвозрастные особенности детей, а также интересы ребенка. Оно должно дать ребенкуумственное, нравственное, физическое, эстетическое и трудовое развитие.
ОгюстКонт (1798–1857). Основоположник социологии и позитивизма в философии. Егоучение оказало большое влияние на развитие философии и естественных наук. Контвыработал свою систему взглядов на образование. По его мнению, образованиедолжно быть доступно и служить всему населению, причем бедные нуждаются вобразовании даже больше, чем богатые. Он доказывал, что воспитание иобеспечение работой каждого будут составлять единственный и главный предметполитики будущего. На первой стадии обучения учителем является мать. Она должнапозаботиться, во-первых, о физическом воспитании детей, во-вторых – об ихэстетическом развитии, в-третьих, дать детям знание иностранного языка.Воспитание хотя и не должно строиться по какой-то определенней системе, нодолжно следовать логике развития человеческого рода, повторяя стадии егоразвития.
Конкретносодержание воспитания Конт определяет так. Физическое воспитание будет состоять«главным образом в развитии чувств и ловкости». Эстетическое воспитание будетосновываться, с одной стороны, на изучении поэзии, как основного вида искусств,с другой стороны, на обучении музыке и рисованию, «как двум наиболее важнымспециальным искусствам» [266: 36]. В этом же возрасте идет обучение языкам,которые должны служить как делу национального, так и общеевропейскоговоспитания.
Помимосемейного, дети должны получать и общественное воспитание. Содержаниеобразования строится в соответствии с позитивистской философией Конта. Онеорганической природе ученик узнает из математическо-астрономической ифизико-химической наук. Изучению каждой науки уделяется два года. Обучениебиологии проходит на пятом году. «Шестой год будет посвящен окончательносистематизации всех реальных умозрений путем изучения статической идинамической социологии». На седьмом году изучается мораль.
Определеннуюроль в развитии образования, воспитания и педагогики сыгралисоциал-демократические и коммунистические организации Европы, которые сталивозникать в Европе после 40-х годов. Их основная и главная заслуга – защитаправ рабочих на получение образования, сначала начального, а затем среднего.Постепенно рабочий класс Европы, пусть и через десятки лет, но добился этогоправа.
Наиболеевидную роль в рабочем движении играли Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс(1820–1895), которые фактически принадлежали к последним представителямнеогуманизма, а их педагогическое учение – это, по существу, неогуманистическаятеория образования в новых условиях, теория гармоничного развития ребенка,предполагающая высочайший уровень умственного и физического развития,соединенных с трудовым (политехническим) и эстетическим воспитанием. Вопределенной мере их концепция – это синтез лучших педагогических достиженийЕвропы XVIII – начала XIX века. Их учение оказало влияние на многихпредставителей психолого-педагогической науки, особенно в нашей стране.
Такимобразом, важнейшими заслугами деятелей педагогики Просвещения стало обоснованиесамодостаточной антропологической формы теоретического педагогическогосознания. Начало этого понимания воспитания было положено учением Дж. Локка,существенно развито Ж.-Ж. Руссо и И. Кантом. Они обосновали цели и принципывоспитания, исходя исключительно из природы человека; утвердили воспитание вкачестве важнейшего объяснительного принципа формирования и развития человека;сформировали в общественном сознании понимание решающей роли просвещения иобразования в улучшении и совершенствовании общества; разработали самыеразнообразные теоретические и практические, реальные и утопические проекты и моделиучебно-воспитательных учреждений; предложили множество вариантов содержанияобразования, наиболее жизненными из которых оказалось неоклассическое иреальное содержание; ввели в школу целый ряд новых предметов: трудовоеобучение, физическое воспитание и т.д.; написали огромное количество новыхучебников; существенно усовершенствовали технологии обучения и воспитания – вшколе предлагалось использовать такие формы и методы, которые, по возможности,исключали бы насилие, но позволяли ребенку реализовать свои интересы,склонности и способности.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.