Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Педагогическое стимулирование творческой деятельности учащихся на уроках общественных дисциплин

О.Ф.Рожкова
Достижениепоставленных педагогом дидактических целей во многом зависит от его уменияорганизовать эффективное взаимодействие с учащимися. Это определяет характерметодического поиска учителем адекватных средств организации познавательнойдеятельности учащихся, в связи с чем особенно важно осваивать инновационныетехнологии обучения, основной составляющей которых являютсясубъектно-субъектные отношения. Эти технологии прежде всего направлены наразвитие у учащихся умений оперировать информацией, выдвигать гипотезы,выбирать правильный способ решения в проблемной ситуации и т.д.
Приреализации субъектно-субъектного подхода учащиеся становятся равноправнымипартнерами в дискуссиях с учителем. Они не просто слушают учителя, но и задаютвопросы, на которые нелегко ответить даже опытному педагогу. Категоричновопрошая учителя, молодой человек оценивает получаемые знания, “примеривает” ихна себя, сопоставляет со своими жизненными представлениями. Проявлениекритичности должно рассматриваться педагогом как позитивное явление, какпоказатель творческой активности старшеклассника. Используя это качестволичности, учитель терпеливо раскрывает творческую интеллектуальную лабораториюмыслителей прошлого и настоящего. Он ищет вместе с учеником ту “нить Ариадны”,которая может указать путь к истине.
Именноэтот подход может быть реализован при проведении ряда уроков по курсу “Человеки общество”.
Темаурока: Цивилизация России.
Цели:
обучающая:сформировать у учащихся знания о современных и актуальных вопросах выбора путиРоссией (Запад-Восток) на основе исторического анализа пути российскойцивилизации;
развивающая:продолжить учить школьников анализировать, сопоставлять источники, рассуждать,отстаивать свое мнение, делать выводы.
Типурока: урок изучения нового материала.
Метод:аналитический.
План
Востокили Запад: что ближе России?
Основныечерты российской цивилизации.
Рольправославия в истории России.
Ходурока
Учительставит проблему:
каквы считаете, Россия ближе по своему развитию к Востоку или Западу? Почему?
Мнениеучеников разделяются: одни считают, что Россия ближе к Востоку, другие – кЗападу, и то и другое мнение находит свое подтверждение.
Учительпредлагает им обратиться к историческим источникам, которые помогут уточнить исвести воедино их позиции при ответе на проблемный вопрос (документызаготовлены заранее и размножены для каждого ученика).
Первыйдокумент: “Одна из самых печальных особенностей нашей цивилизации состоит втом, что мы все еще скрываем истины, ставшие избитыми в других странах. Дело втом, что мы никогда не жили вместе с другими народами, мы не принадлежали ни кодному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку и неимеем ни того, ни другого” (П. Я. Чаадаев).
Второйдокумент: “Культура России ни есть культура европейская, ни одна из азиатских,ни сумма, ни механическое сочетание из элементов той и других. Ее надопротивопоставлять культурам Европы и Азии как серединную, европейскую культуру”(С.Н. Трубецкой).
Третийдокумент: “На взгляд Европы, Россия была страной азиатской, эта двойственностьвполне соответствовала ее характеру и ее судьбе, которая, помимо всего прочего,заключается и в том, чтобы стать великим караван-сараем цивилизации междуЕвропой и Азией” (А.И.Герцен).
Четвертыйдокумент: “Для восточного общества свойственны: политический монизм,означающий, что права и собственность разных общественных групп определяютсяцентральной властью; слабо выраженный принцип собственности, которая всегдаусловна и не гарантирована властью; произвол, суть которого состоит в том, чтовластвует человек, а не закон; отсутствие понимания личности как абсолютнойценности; именно такая модель общества возникла и укрепилась в процессестановления Московского государства с 1450 по 1700 г.” ( Американский историкТредголд).
Анализфрагментов документов позволяет сделать вывод, что Россия не относится ни кодному из типов цивилизаций в чистом виде. Она расположена между двумя центрамицивилизационного влияния – Востоком и Западом – и включает в себя народы,развивающиеся как по западному, так и по восточному варианту.
Такимобразом, Россия определяется как особый, объединительный тип цивилизации.
Заданиеучащимся: Приведите факты из курса истории, подтверждающие “двойственность”характера российской цивилизации. Одни ученые считают, что формированиероссийской цивилизации началось в Х веке, когда на Руси было принятохристианство, другие – склоняются к мнению, что российская цивилизация возниклалишь в XIX в., когда завершилось территориальное формирование Российскойимперии. Какой позиции придерживаетесь вы?
Аргументируйтесвой ответ.
Учительзадает вопрос.
Каквы думаете, какова роль церкви в современном российском обществе? Сравните еесегодняшнюю роль с ее ролью в средние века.
ХристианизацияРуси Владимиром в Х веке.
Особаяроль церкви как носителя объединяющей и цементирующей идеи.
“Религиозноориентированная совесть” как основной закон и регулятор общественных отношенийна Руси.
Расколхристианской церкви (1054) как поворотный этап в развитии русской цивилизации(религиозный барьер).
Необходимостьдля стабильной замены “горизонтального” на “вертикальное” наследование.
ОтРуси Киевской к Руси Московской
Суздальскоекняжество как эпицентр государственности новой Руси.
МосковскаяРусь, этнос, география. Участь Киевской Руси.
МосковскаяРусь как центр православия после 1453 года (“Третий Рим”). Единение церкви ицаря. Запрет свободного перемещения населения, оформление сословий.
Кризис“Смутного времени” как последний прорыв традиций древнерусской цивилизации.
Россияи Западная Европа:
навстречных курсах
Расхождениеразвития России и Западной Европы.
ЭпохаПетра I. Попытка перевести Россию на западноевропейский путь развития и еерезультаты.
Движущаясила развития России. Единство народа под лозунгом православия.
Движущаясила развития Запада – Ренессанс и Реформация.
Революция1917 г. как переломный этап в истории цивилизации России.
КультураРоссии (культурный ренессанс).
Домашнеезадание: обоснуйте свое мнение “Издревле известна поговорка, что Москва – этотретий Рим. Как вы думаете, прав ли был псковский инок Филофей, который писал,обращаясь к Василию III, что “два Рима пали, третий стоит, а четвертому небывать”.
Темаурока: Экономика и ее роль в жизни современного общества.
Цели:
обучающая– сформировать представления учащихся о роли экономики в современном обществе.Изучить вопросы о формах собственности, о зависимости уровня жизни от состоянияэкономики;
развивающая– учить учащихся применять исторические знания для обоснования экономическихположений.
Типурока: изучение нового материала.
Метод:деловая игра “Экономический совет”.
Методикапостроения деловой игры: класс разбивается на три группы, каждая готовитсообщение на предлагаемую тему: “Производство”, “Собственность”,“Распределительные отношения”. Задание готовится в течение одной-двух недель.Учитель дает консультации.
Затемвыделяются от каждой группы выступающие с сообщением на совете. Остальные членыгрупп активно обсуждают проблему, задают вопросы, выполняют аналитическиезадания.  
Ходигры
Председательсовета (учитель) предлагает учащимся включиться в обсуждение темы: “Экономика иее роль в жизни общества” (но прежде они должны ответить на вопрос – “Что мыпонимаем под понятием экономика?”).
Ответы“участников экономического совета” корректируются учителем. В результате должновыявиться, что экономика – это система общественного производства.
Затемпредседатель совета предлагает вспомнить сведения из курса истории, вчастности, что называется производительными силами и производственнымиотношениями.
Учащиесявспоминают, что производительные силы – это рабочая сила. Производственныеотношения – это средства производства, состоящие из предметов труда и средствтруда.
Iгруппа (“Производство”) докладывает о том, как производятся материальные блага,при рассмотрении данного вопроса используется схема.  
/> 
 
Послерассмотрения данного вопроса обсуждается следующий аспект.
Председательсовета задает вопросы: от чего, на ваш взгляд, зависят
уровеньразвития производства;
потребление;
производительностьтруда (сколько продукции производится на единицу времени);
технологии;
соотношениеэкспорта и импорта?
Вывод:существует связь между состоянием экономики и уровнем жизни.
Всемучастникам предлагается выполнить аналитическое задание N 5 на с. 266 учебника“Человек и общество” под ред. Л.Н. Боголюбова.
IIгруппа (“Собственность”) докладывает о том, какие формы собственностисуществуют в современном мире:
индивидуальная;
государственная;
корпоративная;
кооперативная;
коллективная.
Выполняетсяаналитическое задание № 7, с. 267 учебника “Человек и общество” под ред. Л.Н.Боголюбова.
Участникиобсуждают ответы на аналитические задания № 5-7, высказывают собственноемнение.
IIIгруппа (“Распределительные отношения”) докладывает и обсуждает вопрос овзаимосвязи производства и распределения, показывает, как распределяется чистыйдоход.
Врезультате вырисовывается схема  
Чистый доход +
«стоимость»
 
->
а) расширение производства
б) государственный бюджет
в) заработная плата
Председательзадает вопрос: От чего зависит уровень жизни страны?
Итогобсуждения – вывод, что уровень жизни страны определяется состоянием экономики,производство является основой жизни человеческого общества.
Домашнеезадание: Приведите исторические факты, показывающие зависимость междусостоянием экономики и уровнем жизни населения.
Темаурока: Современная цивилизация и политическая жизнь.
Цели:
обучающая:сформировать у учащихся представление о парламентской демократии, познакомить спонятием “демократия” и ее признаками;
развивающая:совершенствовать умения учащихся: анализировать, обобщать, делать выводы.
Типурока: урок изучения нового материала.
Метод:“Круглый стол магистров”.
Основныепонятия: демократия, непосредственная и представительная демократия, депутаты,референдум, парламентаризм, фракция.
Оборудование:карточки-задания, схемы.
Приподготовке к беседе за “круглым столом” учащиеся за две недели получают заданиевнимательно прочитать соответствующий раздел учебника. Затем выясняютсявопросы, необходимые для рассмотрения в классе. Ведет “круглый стол” учитель,он его активный участник.
Ход«круглого стола»
Классразбивается на две группы, которые в процессе работы участвуют в рассмотрениитого или иного вопроса, работают с карточками-заданиями. Всем участникам беседыза “круглым столом” учитель предлагает карточки с заданием № 1, где записано:“Вы являетесь свидетелем спора. Один его участник считает, что демократиясуществует там, где ее основополагающие принципы (народовластие, свобода иравенство личности) признаются обществом и государством и закрепленыконституционно.
Другой– что между формальным закреплением демократических принципов и их реальнымвоплощением существует огромная дистанция, преодолеть которую можно только приопределенных общественных условиях.
Идетдискуссия. Обобщая ответы, учитель подчеркивает, что названные условия связаныс функционированием демократических механизмов политической системы: правовогогосударства, политического плюрализма, парламентаризма. Демократию называютспособом организации политической системы.
Подводятсяитоги первого раунда.
Второйраунд.
Вопрос:Существуют два понятия: непосредственная демократия и представительнаядемократия. В чем различие между ними?
Насхеме даны определения. Надо показать взаимосвязь между этими терминами иобъяснить ее.
Схема(вывешивается) Непосредственная демократия Представительная демократия
Гражданин
референдум
Депутат
парламентаризм
Задание№ 2. Всем участникам выдается карточка, где записано: “политологи считают, чтопринципы народовластия реализуются через представительную демократию избранныхнародом в органы государственной власти представителей и демократиюнепосредственную путем прямого влияния граждан на политические решения идействия государственных органов и должностных лиц. Выберите, что относится кпредставительной демократии, а что к непосредственной.
Деятельностьдепутатов в парламенте.
Избраниепредставителя политической партии, общественно-политического движения илинезависимого кандидата в законодательные органы власти.
Участиеграждан в митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.
Участиев референдумах.
Всенародноеизбрание президента.”
Подводятсяитоги второго раунда
Третийраунд
Парламентскаядемократия
Надоске запись: избирательный округ -> выборы -> парламент.
Какназывается эта цепочка?
Ответ:механизм реализации парламентской демократии.
Вопрос:кому принадлежит право выдвижения кандидатов?
Вопрос:какие формы контактов избирателей с депутатами вы можете назвать? (собрание,митинги).
Вопрос:что такое парламентские фракции? (Парламентские партии).
Вопрос:как вы думаете, какие факторы больше всего влияют на популярностьпарламентария:
личноеобаяние;
личныеконтакты с избирателями;
перепискас избирателями;
социологическиеопросы и исследования различных групп;
популярностькакого-либо деятеля в партии.
Вопрос:известно, что результаты общественных опросов всегда предаются огласке, невсегда приятны для государственных деятелей. Отсюда вытекает понятие“гласность”. Как вы его понимаете, дайте объяснение.
Задание№ 3. Считаете ли вы систему парламентской демократии совершенной в широкомплане? Или у нее все еще есть какие-либо недостатки?
Выберитеиз предложенных наиболее типичные, по вашему мнению, недостатки.
системафинансирования;
неравенствомежду отдельными группировками депутатов/ между вновь избранными и ужеработающими депутатами/.
субсидированиепартийных кандидатов крупными бизнесменами;
коррупцияв среде политиков;
недоступностьсредств массовой информации всем кандидатам;
отборкандидатов производится самими партиями.
Подведениеитогов
Впредлагаемых разработках уроков по курсу “Человек и общество” педагогомсоздаются условия для творческой деятельности учащихся. В основном такиеусловия возможны при организации групповой работы на уроках. Очень важно приэтом, что в процессе взаимодействия друг с другом и учителем старшеклассникимогут отстаивать свое мнение, логически обосновывать свою позицию. Такая работапозволяет включить учащихся в решение типичных социальных задач на основесовместного поиска их решений.
Предлагаемаяорганизация групповой работы на уроках позволяет стимулировать социальные пробыучащихся, в которых формируется их социальный опыт, нравственные ценности иготовность к решению реальных социальных проблем. Все это способствуетсоциальному взрослению молодых людей, от которых в будущем зависитпрогрессивное развитие нашего общества.  
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Становление и развитие фашизма в Италии. Бенитто Муссолини
Реферат Академія педагогічних наук україни державна науково-педагогічна бібліотека україни імені в. О. Сухомлинського
Реферат King Arthur And Camelot Essay Research Paper
Реферат Гуманизм романов Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Реферат Антипатр
Реферат Организационно-правовые документы. Понятие, оформление, виды организационно-правовых документов
Реферат 23 июня в Ростовской области с рабочим визитом побывал Председатель Правительства РФ владимир Путин
Реферат Краткое содержание Царь Эдип Софокл
Реферат Rave Music Essay Research Paper What is
Реферат Prince Henery
Реферат Развитие теоретического знания в изучении межэтнических браков
Реферат Джером Дэвид Сэлинджер
Реферат Falstaff And King Lear Essay Research Paper
Реферат Submarines Essay Research Paper The History of
Реферат Евразийское социально-экономическое пространство как Особая Экономическая Зона в контексте формирующейся евразийской экономической доктрины