Галигузова Л. Н.
Средивсех игр и забав малышей особое место занимают игры с сюжетными игрушками, вкоторых ребенок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые оннаблюдает в своей повседневной жизни. С самого раннего возраста для ребенкапривлекательно все, что делают взрослые, у него рано появляется стремление житьобщей жизнью с ними. Он хочет делать то же и так же, как они. Тенденцияподражать старшим лежит в основе появления в раннем возрасте особого видадетской деятельности – сюжетной игры, в ходе которой ребенок в условном плане,«понарошку» может действовать как взрослый. Особенность такихдействий заключается в том, что в них воспроизводится процессуальная сторонадеятельности взрослых, их повторяемость, а результат является мнимым,воображаемым. В сюжетных играх ребенок чаще всего воспроизводит ситуации, вкоторых он является объектом воздействий взрослых (мамы, папы, врача,парикмахера), переносит реальные бытовые действия на игрушечные персонажи(кукол, медвежат, собачек и пр.). Как правило, ребенок отражает в игре то, чтоон видит вокруг себя, то, что с ним происходит, о чем узнает из книжек, детскихфильмов.
Становлениесюжетной игры — одна из главных линий развития детей раннего возраста. Еезначение в психическом развитии ребенка трудно переоценить, так как онаоказывает влияние на все его стороны. Игра – одно из важных средств познанияокружающего мира и социального развития детей: в ней они знакомятся с разнымивидами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей,сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми.Она способствует обогащению чувственного опыта ребенка, развитиюнаглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основытворчества. В то же время это легкая и радостная для малыша деятельность,доставляющая ему удовольствие и поддерживающая его хорошее настроение.
Сюжетнаяигра возникает не сразу, на протяжении раннего возраста она проходит несколькоэтапов развития. Становление основных элементов игры происходит на втором годужизни ребенка. Первые игровые действия малыш совершает под руководствомвзрослого: подносит ложку ко рту куклы, причесывает ее, баюкает. Вначале ониграет с небольшим количеством игрушек, чаще всего с теми, действия с которымиему показала мама или бабушка. Постепенно круг игровых предметов расширяется,возникает перенос действий с одного предмета на другие, похожие на него. Так,если в год малыш укладывает спать только ту куклу, которую убаюкивала мама, точерез некоторое время он начинает делать то же самое с другими игрушками,которые есть в его игровом уголке. Таким образом, возникают обобщенныедействия, в которых ребенок действует «как мама».
Современем увеличивается число игровых сюжетов. Все больше растет интерес ребенкак играм с сюжетными игрушками, малыш начинает играть не только по инициативевзрослых, но и по собственному побуждению. В этом возрасте он действуетпреимущественно с реалистическими игрушками, т.е. с теми, которые имеютсходство с реальными предметами (например, с игрушечной посудой, кроваткой, сигрушками из специальных наборов для игры в парикмахерскую, больницу и пр.).Однако после полутора лет ребенок с помощью взрослого уже может совершатьнекоторые простые действия с предметами-заместителями (например, подражаявзрослому, кормить куклу палочкой вместо ложки, кубиком вместо хлеба).
Итак,на втором году жизни у ребенка появляется и увеличивается интерес к играм ссюжетными игрушками, малыш с удовольствием подражает игровым действиямвзрослого, умеет самостоятельно воспроизводить некоторые игровые эпизоды. В тоже время самостоятельная игра ребенка в этом возрасте кратковременна, игровыедействия хаотичны, их последовательность случайна, они часто переплетаются сманипуляциями. Поэтому так необходимо участие взрослого на этапе становленияигры.
Чтонужно делать взрослому, чтобы ребенок научился играть?
Преждевсего, следует обогащать жизненный опыт ребенка, из которого он будет черпатьсюжеты для своих игр. Привлекайте его внимание к занятиям взрослых, обсуждайтеи комментируйте их (например, «бабушка готовит вкусную еду»,«мама укладывает ребенка спать», «папа купает малыша, гуляет сним» и пр.)
Помните,что первые игровые действия ребенка возникают из подражания игре взрослого.Недостаточно просто купить малышу куклу и предметы ухода за ней. Очень долгодействия с этими игрушкам будут оставаться на уровне простых манипуляций.Разыгрывайте перед ребенком небольшие сюжеты с куклами и животными, показывайтеигровые действия с ними. Например, посадите куклу на стульчик и обратитесь кней: «Ляля, пора кушать. Вот тарелочка, вот ложечка. Давай я тебя покормлюкашкой». Кормите куклу и разговаривайте с ней так же, как вы разговариваетесо своим сыном или дочкой. Одновременно с этим вовлекайте малыша в свою игру:попросите помочь покормить куклу, распределяйте с ним игровые действия. Можносказать так: «Машенька, давай вместе покормим куклу? Я дам ей кашку, а тынапои ее чаем вот из этой чашечки». Постепенно вводите в игру новыеперсонажи и предметы (например, скажите: «Посмотри, киска сидит грустная,она тоже хочет кушать. Давай дадим ей молочка на блюдечке?»).
Постепеннорасширяйте круг ситуаций, которые можно отображать в игре. Если ребенок ещесовсем мал, эти ситуации будут разрозненными. Малыш может долго катать куклу вколяске, или без конца причесывать ее, или купать в ванночке, застревая наодном и том же действии. Ваша задача — не прерывая игры ребенка, постаратьсяразнообразить ее. Если вы видите, что ребенок без конца кормит куклу, спроситеу него: «Может быть, куколке пора спать? Где ее кроватка?». Тем самымвы подтолкнете малыша к новым игровым действиям.
Есливы сами инициируете совместную сюжетную игру, старайтесь организовать ее какцелостную ситуацию, воспроизводящую последовательность нескольких реальныхсобытий, а не как обучение ребенка отдельным игровым действиям… Маленькие детиеще не умеют планировать свою деятельность. Их действия ситуативны ипобуждаются теми предметами, которые попадаются им на глаза: увидел расческу –причесал куклу, увидел утюжок – начинает гладить все, что лежит на столе.Долгое время ребенка будет вполне устраивать такая игра. Однако вы можете времяот времени предлагать ему более сложные образцы игры, договариваясь с малышом отом, как вы будете играть. Например: «Давай, мы сначала сварим суп, потомпокормим мишку, а потом положим его спать», или: «Ляле пора купаться.Давай вымоем ее в ванночке, потом вытрем полотенцем, потом причешем, а потомпогуляем с ней». Если малыш согласится так играть, помогите емупридерживаться той последовательности действий, о которой договорились. Но ни вкоем случае не требуйте от него неукоснительно следовать вашим указаниям. Игра– это не занятие, а овладение сложными сюжетами происходит далеко не сразу.Даже в младшем дошкольном возрасте игра не всегда разворачивается попредварительному плану и представляет собой цепочку разрозненных игровыхдействий.
Предлагаямалышу поиграть, старайтесь сделать игру интересной для него, поэтому самииграйте с увлечением. Чаще вспоминайте свой детский игровой опыт, своипереживания во время игры.
Сюжетнаяигра предполагает не бездушное манипулирование игрушками, а, прежде всего,взаимодействие между персонажами. Вместе с ребенком одушевляйте кукол иживотных: придумайте для них имена, обращайтесь к ним с вопросами, отвечайте заних, комментируйте свои действия и действия персонажей. Вовлекайте ребенка вразговор с куклами, задавайте ему вопросы от лица кукол и животных, инициируйтеего ответы. Если малыш еще не умеет говорить, отвечайте за него. Со временем онначнет повторять ваши слова, произносить собственные.
Постепенновводите в игру предметы-заместители, например, используйте вместо ложкипалочку, вместо хлеба кубик, вместо яблочка шарик и пр. Это будетспособствовать развитию воображения ребенка.
Поощряйтеигровую инициативу ребенка. Если он приносит вам свои игрушки и просит поигратьс ним, обязательно выполните его просьбу.
Старайтесьсоблюдать важное правило: не превращать игру в занятие. Избегайте поучающеготона и замечаний. Старайтесь обогащать игру ребенка ненавязчиво, не прерывайтеее, а подключайтесь к ней в качестве равноправного партнера.
Есливзрослые уделяют специальное внимание организации сюжетных игр ребенка, то ужек двум годам у малыша развивается достаточно выраженный интерес к игре, игровыедействия постепенно теряют исключительно подражательный характер, малышначинает активнее варьировать игровые действия, иногда использоватьпредметы-заместители.
Натретьем году жизни ребенка его игра становится более самостоятельной,разнообразной и богатой по содержанию. Обогащается ее эмоциональная окраска,увеличивается продолжительность. Теперь уже ребенку не столь необходимопостоянное участие взрослого: игрушки сами начинают стимулировать игровыедействия с ними.
Насмену разрозненным игровым действиям приходит последовательная исамостоятельная «проработка» выбранного сюжета, включающая множестворазнообразных действий, их постоянные повторения и вариации с использованиемразличных предметов.
Но,пожалуй, главное достижение в игровой деятельности в этом возрасте – бурныйрост воображения. Это выражается в резком увеличении по сравнению с предыдущимпериодом замещающих действий. Если на втором году жизни замещения однихпредметов другими носят преимущественно подражательный характер, дети третьегогода уже способны придумывать их самостоятельно, проявляя подчас большуюизобретательность и настоящее творчество. Например, ребенок может использоватьодин и тот же кубик вместо хлеба, конфеты, столика, плиты, мыла, шарик – вместояичка, яблочка, помидора, орешка, таблетки и пр. Использование замещений однихпредметов другими позволяет значительно расширить рамки хорошо знакомых малышусюжетов и придумывать собственные сюжеты. Так игра становится по настоящемутворческой. Важную роль в процессе развития творческой игры играет речь,которая помогает ребенку лучше осмыслить то, что он делает, строить диалоги спартнерами планировать дальнейшие действия (разговаривать с куклами иживотными, обращаться к ним с предложениями, хвалить, делать замечания,отвечать от их лица и пр.)
Напротяжении всего раннего возраста происходит подготовка ребенка к принятию насебя роли в игре. Первоначально, подражая действиям взрослого, ребенок неосознает себя как играющего некую роль, не называет себя или куклу именемперсонажа, хотя реально действует как мама, врач или шофер. Такая игра получиланазвание «роль в действии». Однако к концу раннего возраста у малышаначинает формироваться ролевое поведение в полном смысле этого слова,предполагающее сознательное наделение себя и партнера той или иной ролью.Ребенок начинает называть себя мамой, папой, тетей, шофером, куклу дочкой илисыночком и пр.
Несмотряна то, что на третьем году жизни игра ребенка становится более самостоятельнойи содержательной, участие в ней взрослых полезно и необходимо. Задачейродителей на данном этапе является дальнейшее обогащение игрового опыта малыша.
Также как и в более младшем возрасте, ребенок иногда «застревает» наодних и тех же действиях с игрушками. Разнообразить его игру лучше с помощьюкосвенных способов. Например, если вы видите, что малыш, уже умея«лечить» куклу, без конца делает ей уколы, предложите ему дать ейлекарство или витамины, закапать капли в нос или в ушко, помогите подобратьсоответствующие предметы-заместители.
Хорошо,если вы выделите специальную емкость (коробку) для хранения предметов, которыеможно использовать в качестве заместителей. В нее можно сложить несколькопалочек, кубиков, колечек от пирамидки, плоских деталей конструктора, пустуюфигурную катушку, маленькую салфеточку, вырезанные из цветного картона кружочкиразных размеров, крупные пуговицы и пр.). Эта коробка должна находиться вигровом уголке, чтобы малыш при необходимости мог сразу же найти подходящий дляигры предмет.
Помогайтеребенку выстраивать порядок игровых действий в соответствии с ихпоследовательностью в реальной жизни (например, сначала приготовить кукле еду,потом не забыть покормить ее, затем уложить спать и помыть посуду).
Помогайтемалышу принимать на себя роль, называть ее. Поначалу можно ограничитьсякомментариями к игровым действиям малыша, связав их с ролью. Например, мамаговорит дочке, играющей с куклой: «Вот как ты, Леночка, хорошо укачиваешьЛялю, как мама. Ты мама, а кукла — дочка», или обращается к сыну, которыйсобирает кубики: «Максим, ты у нас строитель, строишь дом». Маленькийребенок может проигнорировать слова взрослого, но со временем и сам начнетназывать себя именем персонажа.
Другимприемом является принятие взрослым на себя роли, а также называние ролиперсонажа по ходу совместной с ребенком игры, Например, вы говорите: «Ямама, а это мой сыночек» или: «Я доктор, а это больной» иобращаетесь к кукле: «Сыночек, пора купаться» или: «Больной, вамнужно сделать укол». Персонажем таких игр может стать и сам ребенок. Вэтом случае вы называете себя «мамой», а ребенка «дочкой»или «сыночком». При этом важно выполнять не только соответствующиероли действия, но и подробно комментировать их, выстраивать диалоги, а такжеинтонировать речь персонажей, например, строго обращаться к кукле от имениврача, хныкать или капризничать, как маленький ребенок и пр.
Еслиребенок уже умеет брать на себя некоторые роли в ходе совместной игры совзрослым, можно предложить ему поменяться ролями. Например, если вы быливрачом, а ребенок пациентом, то после «излечения больного» можнопредложить ребенку: «Давай теперь ты будешь доктор, а я больная, пришлаполечиться. Доктор, у меня горло болит» или: «Давай, я буду дочка, аты мама. Мама, давай пойдем в магазин и купим новую игрушку».
Впроцессе таких игр ребенок постепенно осваивает разные ролевые отношения,учится строить диалоги, общаться с партнером по игре.
Вкакие игры играть с малышами.
Нижеприводится описание некоторых сюжетов игр с куклами (или любыми другимиперсонажами), которые можно разыгрывать с детьми второго-третьего года жизни, атакже возможные варианты игровых действий и их последовательность. Я намеренноне предлагаю развернутого описания каждой из игр, поскольку такое изложениеможет наталкивать взрослого на формальное воспроизведение сюжетов. Приорганизации игр следует учитывать интересы и желания ребенка, степень овладенияим игровыми навыками, проявлять собственную фантазию и выдумку, гибковарьировать свое игровое поведение в зависимости от поведения малыша.Разумеется, приведенные примеры не исчерпывают всех возможностей сюжетных игр.Их может подсказать сама жизнь маленького ребенка, прочитанные ему книжки,любимые мультфильмы.
«Поракушать».
•Накрыть стол, расставить приборы.
•Сварить суп, кашу на плитке (в пустой кастрюльке или положив в нее пуговицы,шарики, бусины, палочки и пр.) и покормить куклу из ложечки, палочкой, изладошки. В качестве плитки можно использовать кубик или другой плоский предмет.
•Сварить яичко (шарик), подуть на него, разбить ложкой (палочкой), покормитькуклу, мишку.
•Испечь пирожки (можно использовать шарики, колечки, пуговицы, кубики,вырезанные из цветной бумаги фигурки, можно слепить их из пластилина, теста),угостить кукол и зверей.
•Накормить куклу из тарелки супом, кашей, хлебушком, порезать ножом (палочкой)сосиску, колбаску (для этой цели могут использоваться шарик, кубик, палочка,детали от конструктора или мозаики, фантик, шарик).
•Вскипятить молоко, налить сок, напоить кукол, дать им печенье, конфету(используются пластмассовые детали конструктора или мозаики, фантик, шарик)
•Угостить куклу фруктами, овощами (можно нарисованными или вырезанными избумаги, или рисунками без детализации с обозначением только цвета, например,зеленый овал – огурчик, оранжевый – морковка, красный кружок — яблочко илипомидор, зеленый круг в полоску — арбуз)
•Помыть посуду, вытереть ее полотенцем. Вымыть посуду можно ладошкой иликусочком губки, вместо полотенца использовать кусочек ткани.
Неследует забывать о том, что игровые действия можно совершать и безиспользования предметов, с помощью пальцев, ладошки, жестов (например,«взять» пальчиками воображаемую конфету или орешек, протянуть мишкепустую ладошку и предложить ему яблочко).
Врамках этого сюжета можно организовать обыгрывание различных детскихстихотворений, например, «Оладушки» А.Кравченко:
Бабушка,бабушка,
Испекиоладушки!
— Да испечь-то испеку,
Толькогде же взять муку?
— Вот мука!
Бабушка,бабушка,
Испекиоладушки!
— Я б оладьев напекла,
Тольконету молока.
— Вот молоко!
Бабушка,бабушка,
Испекиоладушки!
— Я бы испекла уже,
Вотбеда-то, нет дрожжей.
-Вотдрожжи!
Бабушка,бабушка,
Испекиоладушки!
— Да испечь-то испеку,
Тольконадо сахарку.
— Вот сахар!
Бабушка,бабушка,
Испекиоладушки!
— Печь оладьи есть сноровка,
Толькогде же сковородка?
— Вот сковородка!
Бабушка,бабушка,
Испекиоладушки!
Ну,теперь-то напеку,
Внучкемилой напеку
Илюбимому внучку.
Целугору напеку!
Масленых,румяных,
Смедом,
Сосметаной
Сначалавы читаете ребенку стихотворение, по разному интонируя речь бабушки и внука(внучки) и иллюстрируя его соответствующими игровыми действиями (например,показываете пустую горсточку вместо муки, пустую чашку «с молоком»,кубик вместо дрожжей, сковородку в виде игрушки или рисунка и т.п.). После тогокак малыш познакомится со стихотворением, можно разыграть его вместе, предложивему роль внучка, подсказывая соответствующие слова и помогая в случаенеобходимости выполнить то или иное действие. Это стихотворение хорошо тем, чтов нем ребенок повторяет одинаковые строчки, а его игровые действия достаточноразнообразны. Кроме того, их каждый раз можно варьировать (например, вместоплиты использовать кубик, плоскую деталь конструктора или пирамидки, стульчик ипр.), а со старшими детьми — обмениваться ролями.
«Баюшки-баю»
Запеленатькуклу.
Погладить,обнять ее.
Побаюкатьна руках.
Положитьв кроватку, накрыть одеялом, покачать кроватку.
Спетьколыбельную песенку или прочитать стишок, например, такой:
Воттебе под спинку
Мягкуюперинку.
Сверхуна перинку
Чистуюпростынку.
Воттебе под ушки
Белыеподушки.
Одеяльцена пуху
Иплаточек наверху.
«Надо,надо умываться»
Искупатькуклу в ванночке (вместо мыла и губки можно использовать кубик, шарик, кусочекпоролона).
Вымытькукле голову шампунем (из пластмассовой баночки), вытереть салфеткой.
Причесатькуклу (расческой, палочкой), дать ей посмотреться в зеркальце.
Умытькуклу из тазика.
Почиститькуклам зубки (можно использовать детскую зубную щетку или палочку)
Посадитьна горшок (для маленьких игрушек можно использовать крышку от флакона илинижнюю часть пластмассовой банки).
Игруможно сопровождать короткими стишками, например, такими как:
Водичка,водичка,
Умоймое личико,
Чтобыщечки краснели,
Чтобсмеялся роток,
Чтобкусался зубок
Ктоу нас хорошая:
Ктоу нас пригожая?
Катенькахорошая!
Катенькапригожая!
«Мыидем гулять»
Подготовкак прогулке (пеленание или одевание куклы).
Укачиваниеее на руках или в коляске.
Прогулкана машине (в коляске).
Катаниес горки на машине или на дощечке.
Куклуможно носить на руках. Если ребенок уже пользуется активной речью, предложитеему рассказать кукле, что она может увидеть.
Прогулкус куклой можно разыграть, используя элементы конструирования. Это можно сделатьследующим образом.
Выкладете на стол небольшую куклу и кубики (кирпичики), говорит ребенку:«Наша Лялечка скучает одна, хочет погулять. Давай построим для неедорожку?». Берете один кирпичик, приставляете к нему другой, затемпредлагаете ребенку продолжить дорожку. После того, как дорожка построена, вывместе с ребенком шагаете по ней куклой, приговаривая: «Топ-топ, топаетмалышка» или: «Маленькие ножки идут по дорожке. Топ-топ-топ».Впоследствии игру можно усложнить, вводя в нее еще одну куклу, которая тожегуляет и идет навстречу первой. Они встречаются, обнимаются, разговаривают другс другом.
«Куклазаболела»
Жалобакуклы, расспросы о том, что болит, как болит, утешение ее.
Отвезтикуклу на машине в больницу.
Послушатьсердце (трубочкой; макарониной; пуговицей, нанизанной на веревочку; ухом)
Измеритьтемпературу (игрушечным градусником, палочкой, карандашом)
Сделатьукол (игрушечным или настоящим пластмассовым шприцем, палочкой, пальчиком).
Датьтаблетку (для этой цели подойдут бусина, пуговица, горошина или фасолина, листочекбумаги, пустая ладошка).
Поставитьгорчичники (с помощью листочка бумаги, кусочка ткани, листика).
Поставитьбанки (можно использовать маленькие крышки от флаконов или просто согнутьладошку).
Полечитьгорло (пополоскать его из чашечки, смазать палочкой с мазью).
Полечитьушко (закапать лекарство пипеткой или двумя сложенными пальчиками, смазатьпалочкой с мазью).
Сделатьповязку кусочком бинтика.
Датьвитамины (горошки, пуговички)
Напоитьгорячим чаем с медом (с малиной)
Уложитьв кроватку.
Спетьпесенку, успокоить куклу.
«Добрыйдоктор Айболит»
Входе этой игры следует прочитать ребенку отрывки из стихотворения К. Чуковского«Айболит», а затем разыграть соответствующие сценки с различнымизверюшками, используя действия и предметы, перечисленные в предыдущей игре.
«Вмагазине»
Разложитьна столике (на прилавке) овощи, фрукты, предметы-заместители.
Взросломуили ребенку взять на себя роль продавца.
Cпроситьу продавца, какие продукты есть в магазине.
Выбратьнеобходимые продукты и сложить их в корзинку (с использованиемпредметов-заместителей).
Заплатитьпродавцу деньги (листочки бумаги, пуговицы, плоские детали от мозаики)
Отнестикорзинку домой, разложить продукты на столе.
Вымытьовощи или фрукты.
Поинтересоватьсяу кукол, что они хотят съесть. Предложить им морковку, яблочко, банан и пр.(использовать реалистические игрушки или рисунки). Сварить в кастрюльке суп.
Позавершении этой игры, можно предложить ребенку пригласить гостей (членов семьиили кукол) и угостить их продуктами, купленными в магазине.
Игруможно сопровождать чтением стихотворения Ю. Тувима:
Хозяйкаоднажды с базара пришла,
Хозяйкас базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушкуи свеклу.
Ох!..
Вотовощи спор завели на столе –
Ктолучше, вкусней и нужней на земле:
Капуста?
Морковка?
Горох,
Петрушкаиль свекла?
Ох!..
Хозяйкатем временем ножик взяла
Иножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушкуи свеклу.
Ох!..
Накрытыекрышкой, в душном горшке
Кипели,кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушкаи свекла.
Ох!..
Исуп овощной оказался не плох!
«Приходитев гости к нам»
Пригласитьигрушки на праздничный обед (обойти вместе с ребенком комнату и предложитьнескольким куклам и животным придти в гости, побуждая ребенка к разговору сигрушками).
Накрытьпраздничный стол, расставить посуду по числу приглашенных гостей, угощенье(фрукты, овощи, конфеты и пр.).
Рассадитьгостей за столом.
Предложитьим угощенье, поинтересоваться, что каждый из гостей хочет съесть.
Разложитьугощенье на тарелки, покормить гостей.
Поокончании обеда поблагодарить гостей, проводить их домой.
Гостямимогут быть не только игрушки, но и члены семьи, сверстники.
«Домашниезаботы»
Постиратькуклам одежду (в тазике, в ванночке).
Постиратьодеяло, простынку (кусочек ткани, салфетку, платочек)
Погладитьбелье (игрушечным утюжком или кубиком)
Сложитьбелье в шкафчик, в ящичек комода (в коробку)
«Впарикмахерской»
Усадитькуклу на стульчик, завязать фартучек
Вымытькукле голову (можно использовать флакон из-под шампуня, кубик вместо мыла)
Высушитьволосы феном (можно водить над головой кубиком и жужжать).
Причесатькуклу (расческой, палочкой).
Приколотьзаколку, бантик.
Побрызгатьволосы лаком
Посмотретьсяв зеркальце (можно в крышку от банки).
«Уменя зазвонил телефон»
Разговорпо телефону:
Смамой, папой, бабушкой, дедушкой (рассказать о том, в какие игрушки играет,спросить, чем занимаются родные и пр.)
Сврачом (вызвать врача к больному ребенку или к себе, рассказать, что болит).После этого можно разыграть сюжет «Больница».
Спродавцом (спросить, есть ли в магазине яблоки, конфеты, игрушки и пр.). Послеэтого можно поиграть в сюжет «Магазин».
Спарикмахером (узнать, работает ли парикмахерская, можно ли придти и сделатьприческу и пр.). Разыграть сюжет «Парикмахерская».
Использоватьв разговоре по телефону стихотворение К. Чуковского «У меня зазвонилтелефон».
«Цирк»
Предложитеребенку отвести кукол и зверей в цирк. Усадите их на диванчик. На коврике переддиванчиком устройте «арену» цирка, на ней разместите«артистов». Ими могут быть и мягкие и заводные игрушки (например,кувыркающаяся обезьянка, «Дюймовочка» и др.), а также народныеигрушки, которые приводятся в движение веревочками или палочками и имитируютдействия взрослых (например, медведь рубит дрова, заяц играет на барабане идр).
Выговорите: «Сейчас выступит обезьянка. Посмотрите, как она умееткувыркаться». Затем заводите обезьянку и показываете, как она кувыркается.– «А теперь выступает мишка. Он умеет рубить дрова». Петушок можетпеть и красиво хлопать крыльями, заяц – бить на барабане и т.д. В этой игреможно использовать маски или полумаски разных животных, куклы-рукавички и пр.После каждого выступления вместе с ребенком похлопайте в ладошки.
«Укладываниеигрушек спать»
Вэту игру хорошо играть перед сном. Малыши не всегда охотно убирают игрушки наместо. Старайтесь обыгрывать этот момент, помогая ребенку и разговаривая сигрушками. Например: «Мячик, ты устал кататься, ложись в коробочку,отдохни. А вы, кубики, бегом-бегом на полочку. Вот как красиво, ровно стоите! Атебе, Мишенька, тоже спать пора, давай положим тебя на скамеечку, укроемодеяльцем, а собачку – под скамеечку, пусть она тебя охраняет. Чашечки,встаньте на блюдечки, а то они скучают без вас». Так, беседуя с игрушками,вы сделаете скучное занятие интересным для малыша и разыграете новый сюжет.
«Я– шофер!» (игры с машинками)
Перевозкана грузовых машинках продуктов в магазин.
Перевозкастроительных материалов на стройку.
Гонкина автомобилях.
Починкаавтомобиля.
Мытьеавтомобиля и пр.
Вариантамиэтой игры могут стать игры в летчиков, капитанов морских кораблей и пр. В этиигры хорошо включать элементы конструирования, предлагаемые ниже.
Разыгрываниесюжетов с элементами конструирования.
Игрыс кубиками.
Детиочень любят играть с кубиками. Этот интерес можно использовать, включаяэлементы конструирования практически в любой сюжет.
Вотнекоторые из таких сюжетов.
Изготовлениеиз кубиков мебели для кукол и животных (стульчика, кроватки, скамеечки и пр.).
Изготовлениебольших и маленьких домиков, башенок, дорожек и пр.
Строительствобудки для собачки.
Строительствобашенки для петушка и пр.
Строительствозоопарка.
Строительствогаражей для больших и маленьких машин (в том числе ангаров для самолетов).
Строительствопричалов для лодок и кораблей.
Всоответствии с выбранным сюжетом игрушки размещаются в тех или иных постройках(например, куклы могут выходить из своих домиков и отправляться в гости друг кдругу, машины разъезжаться в свои гаражи и т.д.).
Вотнесколько примеров сюжетных игр, включающих элементы конструирования.
«Матрешкиходят в гости»
Сначалавы рассматриваете с ребенком двух- или трехсоставную матрешку, предлагаетеразобрать ее, а потом говорите, что каждая матрешка хочет жить в своем домике.Обратитесь к малышу от имени большой матрешки: «Ванечка, построй мне,пожалуйста, домик. Только он должен быть большой, чтобы я могла в немуместиться». Затем говорите за маленькую матрешку: «И мне тожехочется жить в домике. Только мой домик должен быть поменьше». Еслиребенок принимает игру, вы вместе с малышом строите в отдалении друг от другадва домика из кубиков и треугольной призмы (крыши), сажаете возле них матрешек.Взрослый говорит: «Вот сидят наши матрешки смотрят друг на друга. Большаяматрешка говорит маленькой: „Мне скучно без тебя, приходи ко мне вгости“. А маленькая отвечает: „Я бы пришла к тебе, да боюсь ножкизамочить. Вот если бы Ванечка построил для меня дорожку. Построишь?“(обращаясь к Ване). Вы предлагаете ребенку выполнить просьбу матрешки. Затемстроится дорожка из брусочков (кирпичиков), и маленькая матрешка идет по ней вгости к большой.
Еслидля ребенка не составляет труда делать различия между матрешками двух размеров,и если игра ему интересна, можно ввести в нее третью матрешку или другойперсонаж (построить будку для собачки, берлогу для медвежонка и пр.)
Можнотакже включить в игру маленькую машинку и прокатить на ней матрешку по дорожке,если, к примеру, у нее заболела ножка.
»Петушокпоет"
Покажитеребенку петушка: «Смотри, петушок проснулся, запел свою песенку»ку-ка-ре-ку", хочет всех разбудить. Он хочет крылышками помахать,высоко взлететь, чтобы все видели, какой он красивый, и слышали, как он поет.Он любит на заборе сидеть и петь. Давай, построим ему заборчик? Где нашикубики?". Обсудите, из каких кубиков лучше всего построить заборчик. Дляначала его можно построить из нескольких кубиков, поставленных рядом друг сдругом. Пусть петушок взлетит на заборчик, попрыгает по нему.
Затемобратитесь от имени петушка к ребенку: «Я хочу повыше заборчик» ипрокомментируйте: «Слышишь, петушок хочет взлететь повыше? Давай построимвысокий забор? Какие кубики возьмем?». Обсудите с малышом, как можнопостроить заборчик повыше. Это можно сделать, поставив кубик на кубик, а можнорасставить высокие цилиндры или бруски. Предоставляя ребенку возможность самомупостроить забор, при необходимости помогите ему. После того, как заборчикготов, обратитесь к петушку: «Петя-петушок, вот какой высокий заборпостроил для тебя Андрюша. Теперь ты доволен? Взлетай высоко!» Завершитеигру песенкой:
Раноутром на дворе
Просыпаюсьна заре,
Ку-ка-ре-куя кричу -
Разбудитьребят хочу.
Или:
Петушоку нас горластый,
Поутрам кричит он: «Здравствуй!»
Наногах его сапожки,
Наушах висят сережки.
Наголовке – гребешок,
Воткакой он, петушок! (Г.Бойко)
«Путешествиена машине»
Возьмитемаленькую машинку и предложите ребенку покатать ее друг к другу. Немногопоиграв с нею, скажите: «А теперь машинку нужно отправить в гараж, чтобыона отдохнула. Давай, как будто мы с тобой строители и строим для машины гараж?Гараж строят из кирпичиков. Где у нас кирпичики?» Помогите ребенкусоорудить гараж, ворота, похвалите его. После того, как малыш построит ворота,предложите въехать через них в гараж. Предоставляйте ребенку возможностьдействовать самому, задавайте ему вопросы, побуждая к диалогу с машинкой. Малышкатает машинку столько, сколько ему захочется.
Еслион хорошо и с интересом играет в такую игру, ее можно усложнить. Например,предложить ему отправиться на машине в лес. Для этого понадобится обозначитьлес. Это можно сделять, поставив на дальнем краю стола высокие цилиндры(деревья).
Игрушечнуюмашинку при желании можно заменить кубиком или палочкой.
Можнопостроить также мост для машины или соорудить горку из кубиков и брусков.
Такиепостройки желательно на некоторое время оставлять нетронутыми. Ребенок можетпотерять к игре интерес, но через некоторое время, увидев постройку, сновавернуться к ней.
Игрыс коробками
Дляэтих игр пригодятся коробки из-под духов, обувные коробки, большие коробки из-подэлектроприборов, телевизоров и пр.
Вмаленьких коробочках из-под духов, особенно если они выложены изнутри шелковойтканью, можно устроить домики или кроватки для пупсиков, маленьких матрешек,птенчиков. Если привязать к таким коробочкам веревочки, можно вообразить, чтоэто машины и катать в них игрушки. Их можно превратить в плиту, в холодильник,в гараж, в домик и т.д.
Изчистых пакетов из-под молока или сока можно сделать туннель и показать ребенку,как по этому туннелю проезжают маленькие машинки.
Большиекоробки можно использовать следующим образом:
превращатьв квартиры для кукол, расставлять в них мебель, укладывать кукол спать;
превращатьв свою квартиру или в норку, изображая какое-нибудь животное (лису, волка,медведя и пр.);
прятатьсяв них;
сооружатьиз них машину, поезд, пароход и путешествовать. Для этих целей в коробках нужновырезать отверстия-окна.
составлятьиз двух-трех коробок туннель и, изображая машину или поезд,«проезжать» сквозь них на четвереньках и гудеть «ду-ду».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/