Ответы на вопросы к экзамену«Клиническая психология»
1999 г. 3 курс веч. отд.
ПреподавательКорсакова
БИЛЕТ1
Предмети задачи КП
Клиническая(медицинская) психология — это отрасль психологии, главными задачами которойявляется решение вопросов (как практических так и теоретических), относящихся кпредупреждению, диагностике заболеваний и патологических состояний, а также кпсихокоррекционными формами воздействия на процесс выздоровления,реабилитации, решением различных экспериментальных вопросов и изучениювоздействия различных психических факторов на форму и течение различных заболеваний. Предметом клинической психологии являются механизмы изакономерности возникновения стойких дезадаптивных состояний. Т.о., можносказать, что клиническая психология занимается диагностикой, коррекцией ивосстановлением равновесного соотношения индивида и его жизни, на основезнаний о возникающих дезадаптациях. Конкретные задачи могут быт определенныслед. образом: участие в решении задач диф. диагностики, анализ структуры иустановлении степени психич. нарушения, диагностика психич. развития и выборпутей общеобразовательного и трудового обучения, оценка динамики нервно-психич.нарушений и учет эффективности терапии, характеристики личности и системы ееотношений, участие в реабилитац. и др. терапиях.
Нарушенияоперациональной составляющей мышления
Мышлениеопирается на известную систему понятий, которые дают возможность отразитьдействие в обобщенных и отвлеченных формах. При некоторых формах патологиипсихической деятельности у больных теряется эта способность. Выделяют дваварианта нарушения операциональной стороны мышления, которые чаще всегонаблюдаются у больных эпилепсией, энцефалитом и олигофренией, сосудистых заболеванияхмозга и его травмах: 1. снижение уровня обобщения а)в виде нарушенияаналитико-синтетической функции (в суждениях доминируют непосредственныепредставления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяетсяустановлением сугубо конкретных связей между предметами; а при ярко выраженномснижении больным вообще недоступны задачи на классификацию) б) в виде нарушенияактуализации ассоциаций (отдельные детали не увязываются, не синтезируются,ситуации в целом не осмысливаются; возникающие ассоциации обусловлены лишьотдельными, изолированными элементами). 2. искажение процесса обобщения (всуждениях отражают лишь случайную сторону явлений, существенные же отношениямежду предметами мало принимаются во внимание, предметное содержание вещей;живут в мире своих бредовых переживаний, мало интересуясь реальной обстановкой;подходят к незначительным, обыденным явлениям с «теоретических» позиций(резонерство).
Т.о.,в мышлении больных этой подгруппы доминируют словесно-логические связи, которыене контролируются непосредственно данными, конкретными отношениями инедостаточно опираются на чувственные представления. Единый процесс отраженияискажается как бы с двух сторон. Если содержание ассоциаций больных приснижении уровня обобщения не выходит за пределы частных, единичных связей, еслиполученные ими непосредственные впечатления не синтезируются исловесно-логические связи не имеют доминирующего значения, то у больных сискажением процесса обобщения происходит обратное.