Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Отражение и отыгрывание негативных чувств на символическом уровне в раннем детстве

Безруких А.В.,Пилявина О.М.
Как говорилось ранее, тревога Эго присутствует постоянно напротяжении всего развития в детские годы. Ее напряжения между внутреннимиструктурами. Тревога может быть представлена по фазам развития, тогда страхи итревоги распространяются по инстинктивным фазам и связанными с ними внешними ивнутренними опасностями, против которых они направлены.
Также тревога может быть представлена в динамическомаспекте, посредством защит, которые держат страхи и тревоги под контролем, атакже структурных факторов, определяющих успех и неудачу этих сдерживающихмеханизмов. Тревога в структурных конфликтах вызывает защитные механизмы Эго икомпромиссные образования страхов. При любых эмоциональных Расстройствах мыуходим в «безлюдную страну, находящуюся между реальностью ифантазией» как предполагала А. Фрейд. Ребенок страстно верит в реальностьпугающего символа, вопреки всему тому, что говорит интеллект, (фигура ведьмы,как образ плохой матери — ребенок любит мать, боится ее и боится за нее).
 Существует три источника построения объекта пугающегосимволического образа. Во-первых, расщепление отрицаемых частей: «Я нененавижу маму (папу), я люблю маму». Во-вторых, проекция вытесненных«аффективных импульсов»: " Я не хочу обижать маму, мама хочетобидеть меня". В-третьих, смещение истинного объекта пугающего символа:" Не мама хочет на меня напасть, а паук, медуза, корова (бык) и т.п.
 Дети имеют чувственный телесный опыт и эмоциональные отношения,им интересны загадки человеческого существования — " Как я появился? В чемразница между мальчиками и девочками?" Эти вопросы интерпретируются ими всоответствии с их собственными теориями и телесными ощущениями. Они влюбляютсяи испытывают ревность, у них бывают неясные желания и странные идеи, которыеони скрывают от родителей. Отрицая детскую сексуальность и фантазирование, мыоставляем их наедине со своими проблемами и не можем облегчить тревогу,находящуюся в центре детской сексуальной жизни.
 Для ребенка семья становится своеобразной психодрамой, гдесмешиваются любовь и ненависть, ревность и зависимость, страх и тоска.Амбивалентность достигает своего пика. Повсюду ребенка подстерегает опасность.Если он идет к одному родителю, то может расстроить другого, если онобособляется от одного родителя, тот не будет его больше любить. Если ребенокчувствует злость, то боится возмездия, если он чувствует любовь, то в своемвоображении он представляет как его отвергают. Родители, которые его любят изащищают, могут также на него напасть, покинуть, умереть, упасть духом, ругать,пытаться контролировать и т.д.
 Тревожащий и пугающий символ или ситуация является смесьютревожных импульсов как равнодействующая различных психических механизмов.Здесь может присутствовать страх быть съеденным, относящийся к«оральным» конфликтам и часто изображаемый и упоминаемый в сказкахТревога по поводу плевания и дефекации (другая «роковая» идея, скоторой сталкивается почти каждый родитель). Страх потери матери (сепарационнаятревога), волнение по поводу того, откуда берутся сиблинги, и, наконец,доминирующая тревога кастрации. А. Фрейд замечает: «Страхи и тревоги…сливаются для ребенка в поглощающий символ, изображающий угрозу, оставшеюся отдоэдиповой стадии, ровно как и страхи, доминирующие на стадии фаллическогоэдипова конфликта».
 А. Фрейд писала, что дети бегут от объекта своего страха, но приэтом попадают под его очарование и непреодолимо тянутся к нему На этом принципеоснованы многие детские стихи, считалки, игры и обряды Так опасение распада,дефрагментации или гибели легко проследить на примере «Шалтая-Болтая».Он упал и разлетелся на такое количество кусочков, что «вся королевскаяконница, вся королевская рать» не могли его собрать. У страханеспособности восстановить Шалтая можно найти ряд источников. Здесь мы отмечаембоязнь дезинтеграции (первичный страх)
 З. Фрейд диференцировал два основных типа страха, болеепримитивный, первичный страх относится к травматическому опыту полногоуничтожения, который может привести к гибели субъекта, в результате чегопоявляется большая напряженность. Этот автоматический страх защищен ивозникающим позднее сигнальным страхом, который служит предупреждением опотенциальной возможности появления автоматического страха, те. боязни гибели.Именно защитным функциям сигнального страха, облаченным в символические образыи действа служат сказки, игры, считалки и образы Его роль заключена вобъединении внутреннего и внешнего уровня восприятия личности, посредствомпереходного объекта, т.е. символа.
 Фрейд пишет: «Сигнальный страх не является непосредственнойконфликтной инстинктивной напряженностью, но есть сигнал ожидаемойинстинктивной напряженности, возникающей в Эго». Фрейд полагал, что нечтоподобное связано всеохватывающим опытом появления индивида на свет.
 Обе формы страха, сигнальный и автоматический рассматриваются какпроизводные от «психической беспомощности младенца, которая являетсяспутником биологической беспомощности». Автоматический или первичный страхобозначает спонтанный тип реакции, связанной с описанием подлинногоуничтожения, и является результатом сильного потрясения. Функция сигнальногостраха призвана «стимулировать» Эго к принятию защитных мерпредосторожности с тем, чтобы первичный (автоматический) страх никогда невозникал. С помощью сигнального страха мы учимся различать предупреждающиезнаки или сигналы, воспринятые в результате плохого, не радостного илитравматического опыта, с тем, чтобы стараться избежать повторения подобногоопыта. Так страх кастрации на эдиповом уровне (как отделение от матери) отраженв детской считалке: «Раз, два, три, четыре, пять вышел зайчик погулять.Вдруг охотник выбегает прямо в зайчика стреляет. Пиф, паф, ое-ей, погибаетзайчик мой. Принесли его домой, оказался он живой».
 Рассмотрим символические образы данной считалки:
— выстрел охотника как фантазии на тему агрессии отца;
— гибель зайчика как свершение кастрационного акта;
— «принесли его домой» как возвращение в чревоматери.
 Фрейд определял потерю объекта любви как один из наиболеесущественных страхов. Его акцент на центральной роли боязни кастрации илипотери целостности тела ( особенно пениса у маленьких мальчиков) можнорассматривать как вариант страха разлуки или потери. Потеря пениса не толькоозначает потер источника удовольствия, но также имеет нарциссическую значимостьдля ребенка. Пенис становится средством (в фантазии, а затем и в последующейсексуальной жизни) восстановления в символической форме утраченного первичногосоюза с материнским началом
 Предсказуемость уменьшает тревогу, страх и беспокойство, так какона подразумевает уменьшение неуверенности и беспомощности, которые являютсяосновными факторами появления этих чувств. В доказательство этого утвержденияможно привести ряд проявлений того как дети любят чтобы им читали ирассказывали сказки, которые их вначале очень пугали, любят смотреть и слушать«страшные» истории, триллеры и ужасы. Им нравится играть в игры гдеони стараются избежать ситуаций когда они могут столкнутся с«пугающим» объектом, проигрывая данную ситуацию много раз, ониубеждают себя в том, что они не беспомощны и могут с триумфом предсказать появлениетакого объекта. Сам символический ритуал игры это способ привязки более общегостраха и беспокойства к определенной игровой ситуации, к игровому пространству,которая в этом случае становится более управляемой. При этом уменьшаетсябеспомощность, лежащую в основе страха и беспокойства. Например, различные«прятки», «пятнашки» где страх и очарование объединенывоедино, вызывая бурные чувства страха и восторга. Желание спрятаться — сепарироваться и желание быть найденным, припасаемым, поглощённым. В подобныхиграх отражены тревога и страх потери объекта привязанности и их эмоциональнаярегуляция.
 Фрейд полагал, что нереализованное либидо становится«проклятьем», подобно ядовитому веществу, превращается в страх,тревогу и беспокойство
 Участие в сексуальных играх призваны снять эти блокиаторы иизбавить от страха и тревоги. К таким играм можно отнести игру-действо «Покочкам, по кочкам, по гладеньким дорожкам, в ямку бух!» Здесь насимволическом уровне отражены этапы рождения ребенка и ритмичные сексуальныепереживания с резким толчком-падением в конце игры «Прыжки черезскакалку», «лазание по канату», «перетягивание каната»все эти игры на символическом уровне отражают пупочную связь с первичнымобъектом и восстанавливают первые эротические игры младенца с пуповиной.
 Наступающая разрядка в конце игры сокращает накоплениеинстинктивной напряженности, восстанавливает равновесие и приносит радость. Этоявление наблюдается как среди участников массовых игр, так и среди наблюдающихболельщиков, следящих за ходом игры. Здесь можно отследить нарастающее ожиданиепобеды или поражения в рамках стандартной конфликтной ситуации, когда триумфсоседствует с унижением. В ходе игры неуверенность и напряженность порождаютстрах и тревогу. Крики участников и окружающих представляют собойсоциально-приемлемый метод высвобождения накопленной энергии. Благополучноезавершение игры ведет к спаду страха, тревоги и напряжения, выражающейся вкриках, воплях и телодвижениях. Этот всплеск радости ощутим и чем-то напоминаеторгазм. Важно также и то, что вся эта гамма чувств ощущается сразу большимколичеством участников, что весьма полезно для преодоления негативных чувств.Ведь, в данном случае они переживаются всеми, а таким образом с ними легчесправиться. Кроме того, в игровом пространстве, происходит интеграция двухвидов энергии- либидо и мартидо, а также хороших и плохих объектов. Например, вдетском стихе-действе «сорока-ворона» на символическом уровнесорока-ворона представлена как «хорошая и плохая» мать. Она имеет«хороших и плохих» детей, которых воспитывает, поощряет и наказывает.
 Психоаналитики утверждают, что плод в утробе матери представляетсобой величайший интерес для ребенка. Фантазия о внутриутробном существованииагрессивное желание вынуть плод из тела матери, тело как первый объектфилософских вопросов ребенка были описаны Фрейдом и Кляйн. По мнению Кляйн,страх наказания за фантазии о нападении на мать может превратить все тело во«вместилище ужасов». Если я хочу напасть на вас изнутри и вывернутьвсе содержимое наизнанку, то вы можете хотеть сделать со мной то же самое(проективная идентификация). Отсюда появляется детский страх перед грабителямии взломщиками. В своей фантазии ребенок внедряется в тело матери для того,чтобы нанести ему ущерб или выкрасть его содержимое. Импульс у ребенкапревращается в страх перед взломщиками, которые могут придти в дом за ним.Подобные идеи могут возрождаться в подростковом возрасте, можно найтивозвращение вытесняемого среди часто встречающихся тем в фильмах ужасов.Маленькие дети и подростки смотрят фильмы ужасов, чтобы испугавшись, вновьобрести контроль над своими страхами. Такие навязчивые страхи всплывают в снахи наполняют детские игры. Игра позволяет ребенку выразить и тем самымлокализовать свой стрех, сделать его приемлемым («разбойники»,«Робин Гуд»).
 Детский страх грабителей и воров-домушников отличается от боязниреальных грабителей. Теория Кляйн помогает понять смысл этих беспокойств, когдаребенок в своих фантазиях вторгается в тело матери — свой первый дом, чтобыпричинить ему ущерб или совершить там кражу, отсюда и страхи возмездия — грабители, залезающие в окно, чтобы зарезать или утащить ребенка. Такиенавязчивые виды поведения порождают страхи, когда ребенок вытряхивает всесодержимое маминой сумочки или залезает между родителями в их кровать, когдаони ласкают друг друга. Это отражено в детской песенки «Баю баюшки баю, неложися на краю, придет серенький волчок и укусит за бочок». Материнскоетело является вместилищем ужасов, становится также нашим первым домом и нашимпервым источником безопасности. Подсознательное припоминание внутриутробногосуществования создает ощущение сверхъестественности, т.к. оно является частьюнашего предшествующего опыта, завлекая нас в желанное и опасное место, полноеужасных удовольствий и изысканного мучения. Часто в фильмах ужаса материнскаяутроба символизирует нечто вроде гроба или тематики замуровывания. Такизображается ужас и очарование внутриутробной жизни. Воображение маленькогоребенка может привести к идее появления младенца из ануса (по представлениюФрейда и других психоаналитиков). Такое воображение, строящаяся по образцу ихсобственного телесного опыта, отложившись в бессознательном может привести насимволическом уровне к страху перед колодцами — как страх быть запертым впрямой кишке — воплощающей все «плохое и отвратительное». Часто детиво время игр любят лазать по узким проходам, туннелям и т.п.
 Символический образ обладает одновременно интрапсихическими имежличностными функциями. Выполняя интрапсихические функции, символы являютсясредством выражения ярких чувств; временно снимают проблему амбивалентности;выражают тревогу в понятной форме и дают возможность контролировать ее;стабилизируют и легитимизируют бурную фантазию. Символам присущ прогрессивныйаспект. В них содержится образное представление тех явлений, которые человекдолжен преодолеть для того, чтобы стать более зрелым.
 Велика роль формирования символа на шизоидно-параноидной стадииразвития, но не менее значима его роль и на эдиповой стадии, в тот период,когда едва возникшее Супер-Эго начинает проявлять себя. Свободное выражениелибидинальных и агрессивных желаний становиться не приемлемым, ребенок начинаетопасаться последствий своих эмоциональных проявлений. Символ может вести себякак беспристрастное независимое Супер-Эго, регулирующее хаотические ифрагментарные эдиповы импульсы ребенка, угрожая наказанием. Так же, как игрушкаможет служить средством отыгрывания темных эмоций и запретных желаний илииспользуется в процессе игры для воспроизведения травмирующей ситуации, таксимволический образ (или ситуация в игровом пространстве) одновременно выражаетэмоцию и сдерживает ее. Например, в считалке «Вышел немец из тумана, вынулножик из кармана, буду резать, буду бить, все равно тебе голить» символизмсвязывает внутренний мир ребенка с внешним, соединяя поток подавленных желанийи идей с родительским фактором.
 Так обряд прыганья через огонь, лазанья на шест несут в себесимволизацию инициации, а также позволяет отыгрывать эдипово-фалические аспектыразвития.
В свою очередь озорные соревновательные игры«футбол», «волейбол» отражают интеграцию полярных эмоций,фалическое соревнование и отыгрывают фантазии борьбы, обладания, подчиненияматеринского чрева (мяч). Подобные игры с соревновательным эффектом иэлементами агрессии предоставляют своего рода страховку: родители непревращаются в чудовищ; амбивалентные чувства не разрывают ребенка на части;реальный мир снова становится безопасным. Здесь возникает конфликт междусилами, которые помогают развитию и силами, замедляющими его развитие. Игровуюсимволизацию можно рассматривать как результат противоборства между этимиконкурирующими тенденциями. Игровое пространство не допускает реальностьслишком близко, давая возможность ребенку взрослеть со свойственной емускоростью.
 В заключении можно предположить, что отыгрывание чувства вины,страха, разлуки с объектом и тревоги в раннем детстве осуществляется черезигровое пространство посредством игр, считалок, обрядов, стихов, сказок,фильмов и т.п. где символы в качестве переходного объекта или игровой ситуациислужат развитию ребенка. Гибкое, развитое игровое пространство способствуеттворчеству, успешной сепарации-индивидуации и интеграции частей объекта.Нарушение игрового пространства ведет к нарушению развития ребенка и нарушениюсимволизации. При нарушениях символизации ребенок не способен включаться вигровую ситуацию. Даже вынужденный в ней участвовать он ощущает себя неловким,неуклюжим и изолированным, часто не понимая и не принимая содержание игры. Отсюдауровень тревоги и страха еще больше повышается. Ему трудно взаимодействовать сровесниками, что говорит в пользу нарушения объектных отношений. Эмоциональныймир такого ребенка сужен и заморожен. Аутичность при сохранности интеллектачасто позволяет такому ребенку использовать защиты второго порядка, объясняясебе и другим, что ему просто не хочется, не интересно играть в такие«детские» игры.
 Развитие символизации способствует правильному развитию индивида,помогает справиться с тревогой, взять под контроль беспокойство и страхи. Эторазвитие объединяет внешнее и внутреннее пространство (реальный и фантазийныймир) ребенка.
 Чем раньше и глубже нарушен процесс символизации, тем ярчепросматриваются тяжелые личностные расстройства, а невозможность контроля надстрахом выливается во всевозможные его виды. Приступы паники наблюдаются, когдаиндивид не в силах обуздать страх и чувствует, что его захлестываютнеосознанные, безымянные эмоции, которые часто ведут к психическимрасстройствам.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы ссайта psychology.net.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Технология перемещения буровой установки 3000 ЭУК-1
Реферат Готовился ли Сталин к войне с Германией
Реферат Аннотированная магистерская программа «Конституционное право, муниципальное право» Казань 2011 Утверждена на заседании Ученого Совета юридического факультета кфу (протокол № от ) Составители
Реферат Race Relations Essay Research Paper In a
Реферат Особенности развития выносливости у детей младшего школьного возраста
Реферат Українська повстанська армія і збройні формування ОУН у Другій світовій війні
Реферат Рецензия на повесть В.Г. Распутина "Последний срок"
Реферат Учет расчетов по единому социальному налогу на примере ООО Никольское
Реферат Геологические условия юго-восточной части Московской области района Раменское
Реферат Створення і застосування електронного документу
Реферат Reason Not Religion Essay Research Paper Observations
Реферат Модель обработки информации при исчислении водного налога
Реферат Jeg Tilgir Deg Ikke For Du Vi
Реферат Режущий инструмент
Реферат Признание недействительными итогов голосования и результатов выборов: правовые проблемы