Глобализацияпредставляет собой непрерывный процесс адаптации и стандартизации всех аспектовобщественной жизни во всех странах. Мы полагаем, что высшее образованиеявляется одним из важнейших факторов, определяющих ход процесса. Высшееобразование стало движущей силой реформ в мире.
Наиболееважной, на наш взгляд, тенденцией развития высшего образования в конце ХХ векастал его массовый характер, который часто связывают с современными тенденциямиразвития экономики, производства, знания, культуры и общества в целом.
Адаптацияк меняющимся условиям предполагает не только реорганизацию деятельности высшихучебных заведений и прикладное использование новых технологий. Содержательноеобразование 21 века должно стимулировать развитие всех аспектов человеческогоинтеллектуального потенциала.
Однако,сама система высшего образования подлежит реформации, в частности, ейнеобходимо адаптироваться к рыночной экономике, которая, среди прочего, предполагаетобщедоступность высшего образования и его финансирование из разных источников.Высшее образование должно стать механизмом стимулирования общественногоразвития.
Усилениетенденций развития частного высшего образования и сокращение государственногофинансирования и влияния связано с развитием глобального рынка образования.Высшее образование стало предметом пристального внимания Всемирной торговойорганизации (Всемирной Торговой Организации). Если высшее образование будетвключено в сферу ее интересов, то экспорт и импорт образования будутосуществляться по правилам этой организации. Задачи Всемирной ТорговойОрганизации в этом вопросе обеспечить доступность образовательных услуг, предоставляемыхучебными заведениями, дать гарантии поставщикам образования при создании ихфилиалов в любой стране, экспорте учебных продуктов и программ, инвестиций взарубежные центры. Благодаря развитию глобального рынка образования в миреформируется образовательный маркетинг, который выявляет на потребности людей, страни корпораций в образовательных услугах, что заставляет конкурировать ихпроизводителей в борьбе за потребителя. Одним из видов современного образованияявляется частное высшее образование.
Частноевысшее образование — самый динамичный и наиболее быстро развивающийся сегментпослешкольного образования, сопровождающий наступление двадцать первого столетия.Соединение требования доступа к высшему образованию и неспособности илинежелания правительств оказать необходимую поддержку выдвинула выступлениечастного высшего образования на первый план. Частные учреждения, у которых естьдлительная история развития во многих странах, расширяют свои пределы ичисленность, увеличивают свои влияние и важность важны в тех частях мира, которыенадеются на общественный сектор.
Всовременных условиях представляется важным определить основные параметры итребования к системе частного высшего образования, а также необходиморассмотреть общие черты частного и государственного высшего образования, трудности,с которыми сталкиваются частные учреждения. Способен ли частный сектор добитьсяувеличения численности новых форм ответственности и инновационных технологий, образовательныхпрограмм, причем сделать все это творчески? Могут ли частные учрежденияпредложить систему послешкольного обучения, предлагая программы низкогокачества, которые обеспечивают результат небольшой ценности?
Развитие частных высших образовательных учреждений вмире
Частноевысшее образование долго доминировало над системами высшего образования вЯпонии, Республике Корее, Тайвани и Филиппинах. Был драматически резкий переходот общественного к частному послешкольному образованию в Латинской Америке:Бразилии, Мексике, Колумбии, Перу и Венесуэле, где теперь есть, по крайней мере,половина студентов, обучающихся в частных университетах. Частное высшееобразование — наиболее быстро развивающийся сектор во многих странахЦентральной и Восточной Европы и в странах бывшего СССР. В большинстве случаев,этот беспрецедентный рост частного сектора происходит от неспособности многихстран правительства финансировать развитие.
КромеЗападной Европы, областью, пропагандирующей общественное высшее образование, являетсяАфрика, район Сахары, но даже в этой области частное высшее образованиестановится все более быстрорастущим сегментом послешкольного образования.
Присравнении можно заметить, что частное высшее образование является самым сильнымв Азии. Во многих странах, включая Японию, Республику Корею, Филиппины иИндонезию, частные послешкольные учреждения доминируют над системами высшегообразования более чем на 80% студентов. Существенное место частное образованиезанимает в Таиланде и Тайвани. В азиатских странах традиционно доминируютобщественные образовательные учреждения, таких как Малайзия. Даже вкоммунистическом Китае и Вьетнаме частное высшее образование увеличивает темпыроста. Большая часть учреждений неполного высшего образования в Индиипредставлена частными колледжами, регулируемыми общественными университетами.
Запоследнее десятилетие во всем мире частный сектор высшего образованиязначительно расширился. Каковы причины этого процесса? Какое влияние он оказываетна качество образования?
Частноевысшее образование развивалось по нескольким причинам, которые можносформулировать следующим образом: личная потребность в образовании ипотребность в образовании в узкоспециализированной сфере. Во-первых, социальнаяпотребность в высшем образовании превышает общественное предложение, и частныйрынок стремится удовлетворить нереализованную потребность. Во-вторых, требованиеразного качества (по-видимому высокого качества) и содержание образования.Религиозное образование всегда являлось одним из видов частного высшегообразования.
Религиозныеорганизации издавна привлекались для организации и поддержки академическихучреждений. Многие из самых ранних образовательных учреждений были открытыкатолической церковью не только в Европе, но позже в Латинской Америке и Азии.Единственным, и поныне существующим университет, старее, чем европейскиесредневековые университеты, является Университет Ала-Азхар в Каире, которыйявляется исламским учреждением. Протестантские религиозные организации такжеиграли активную роль в распространении и обеспечении высшего образования, включаяустановление первых академических учреждений в Соединенных Штатах. Даже многиеиз ранних университетов Азии — на Филиппинах, в Корее, Китае, Японии — былиучреждены христианскими обществами.
Индусскиеорганизации в Индии, Синто, буддистские группы в Японии, буддисты в Таиланде имусульмане в Малайзии, Индонезии активно пропагандировали открытиеакадемических учреждений. Сегодня несмотря на то, что цели присоединения крелигиозным организациям образовательных учреждений различны, религиозныеорганизации по-прежнему играют заметную роль и в частном высшем образовании вовсем мире.
Вомногих странах рост частных высших образовательных учреждений может быть объясненв значительной степени отказом государственных университетов от обучения, в товремя как частные университеты сделали позитивный вклад. Частные университеты внекоторых странах, таких, например, как Соединенные Штаты, поспособствовалиразнообразию, независимости, качеству, эффективности и новшествам. В странах, такихкак Япония, у каждого частного университета есть своя собственная идентичность,традиция, культура и т. д.
Место частных высших образовательных учреждений вакадемической иерархии
Частноевысшее образование в значительной степени управляется рынком. До какой степенирынок должен управлять событиями, происходящими в частном высшем образовании?Какие ограничения должны быть наложены?
Частныеучреждения стремятся соответствовать академическим системам страны, потому чтоих работа и существование зависит от того, способны ли они привлечь студентов ипредложить им те «продукты», которые востребованы и необходимы. Как отмечается,в большинстве стран, особенно в развивающихся странах, более новые частныешколы занимают места, находящиеся недалеко от вершин академической иерархии.Это происходит вследствие того, что необходимо много времени для формирования изакрепления академической репутации и статуса, но и также потому, что этиучреждения предлагают прикладные программы и имеют ограниченные.
Естественно,существуют исключения, даже среди более новых учреждений. В ПакистанеУниверситет Хана Аги, имеющий очень хорошее финансирование из Фонда Хана Аги, достигвершины академической иерархии образовательных учреждений очень быстро. ВАргентине несколько новых частных университетов, особенно Сан Андрес и Дителла,создали себе положительную репутацию. Школа управления ИНСЕД в Фонтаинеблюутвердилась как престижная школа почти с самого начала своего существования. Вистории американского высшего образования есть такие же знаменитые престижныечастные учреждения, например, Стэнфорд и Университет Чикаго, основанные в концедевятнадцатого столетия, быстро ставшие доминирующими знаменитыми учреждениями.
Принятосчитать, что для частных секторов высшего образования, ориентированных нарасширение доступа, характерно низкое качество. Однако данное мнениепредставляется сорным. Подобное предубеждение объясняется тем, что вузы такогочастного сектора принимают студентов, которые не смогли поступить вгосударственные университеты. Всё высше указанное свидетельствует о том, чточастное высшее образование.
Помимо:способствует воспроизводству правящей элиты и социального неравенства; высокаястоимость оплаты и отсутствие стратегии финансовой поддержки; имиджу и престижууделяется больше внимания, чем вопросам качества.
Законодательные рамки организации частного высшегообразования
Частноевысшее образование стало основной частью национальных систем. Однако, его ещеболее трудно координировать, чем, например, общественный сектор, потому что егоресурсы не поступают из общественных источников, собственность не находится вправительственном управлении, и ответственность распределена между многимиучреждениями и группами. Жесткий контроль частного сектора осуществляется всистеме высшего образования Республики Кореи. Правительственные учрежденияимеют право ограничить или минимизировать набор студентов, обучение, количествопреподавателей, зарплаты и т. п. Эти полномочия в недавнем прошлом подверглиськоррекции, но республика Корея и, в меньшей степени, Япония являются примерамистран с сильной правительственной властью над частным сектором образования.
Впоследние десять лет отношения между высшим образованием и государствомосложнились рядом новых проблем, которые в первую очередь вызваны недостаточночеткими границами общественной ответственности за высшее образование. Во многомзаконодательные рамки размыты и неясны. Есть и примеры спорногозаконодательства, что также не способствует четкости и прозрачности.
Вкаждой стране существуют свои правовые нормы, которые определяют спецификуотношений между государством и высшим образованием — особенно с учетомдиверсификации источников финансирования и распространения в общественномсекторе практики дополнения государственных ассигнований частными источникамидоходов. По мере ослабления государственного регулирования вузы должныприкладывать больше усилий для развития внутренней культуры качества ипрозрачности, которая способствует укреплению доверия к институциональнойавтономии.
Законодательствопо поводу частного высшего образования ссылается на законы, принятыегосударством, чтобы отрегулировать поведение людей в частном высшемобразовании. Это воплощает желание государства принимать участие в развитиичастного высшего образования и отражает, регулирует множество внутренних ивнешних отношений частного высшего образования.
Государственноезаконодательство важно не только для развития частного высшего образования, нои для регулирования роста нежелательных форм частного образования.
Обязанностигосударства должны включать не только одобрение, регулирование и наблюдение, нотакже и условия руководства и поддержки частными учреждениям высшегообразования. Поддержка могла бы также включать финансовую помощь учреждениям вформе грантов и студентам в форме финансовой помощи. В то же самое времясправедливое соревнование между общественными и частными учреждениями должнотакже поощряться, а аккредитации и оценки должны быть установлены правительством.У государства есть важные обязанности в развитии частного образования, но ононе должно вмешиваться слишком сильно в управление частными учреждениямиобразования.
Такимобразом, государство должно курировать и поддерживать частное высшее образование.Государственное законодательство должно понимать эти аспекты. Самый важныйвопрос, это определение роли государства в процессе становления и развитиячастного высшего образования.
Такимобразом, распространение частного высшего образования имеет национальные ирегиональные изменения. Среди частных учреждений наблюдается значительноеразнообразие, но их большая часть сосредоточена на «низкой ступени»академической иерархии системы высшего образования. Роль, выполняемая частнымвысшим образованием, заключается в том, что оно способно очень быстроприспособиться к изменяющимся условиям рынка, студенческим интересам ипотребностям экономического роста.
Двадцатьпервое столетие позволяет увидеть, что частное высшее образование получает всебольшую важность для многих стран, особенно в развивающихся и среднеразвитыхстранах. Даже в богатых странах Западной Европы и Северной Америки частноевысшее образование занимает все более центральное место в среде академическихпредприятий. Эти факты необходимо учитывать, чтобы понять особенности данныхявлений и гарантировать, что частное высшее образование удовлетворяет не толькопотребности рынка, но и отвечает общественным интересам.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.automobul.ru/